Содержание
Оглавление3#2019ОглавлениеЗвездаЗвездаСкачать в PDF
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2019 (октябрь)
«Хобби»
На правах давних друзей мы с Олегом начинаем беседу без лишних прелюдий: «Когда после возвращения с сентябрьской «картофельной повинности» вместе с другими новоиспечёнными студентами я зашёл в аудиторию Куйбышевского политехнического института, ко мне подошёл незнакомый долговязый парень: «Говорят, ты на картошке отличился. Поёшь что ли?» – «Пою!» – «А то нам в крутую группу нужен хороший вокалист». – «Ну, это смотря какая группа!» Вот примерно на таких понтах и произошла та судьбоносная встреча. «Тогда приходи сегодня вечером в тюрьму!» «Тюрьмой» тогда называлось общежитие Медицинского института на улице Арцыбушевской. Короче говоря, 1 октября 1980 года я впервые переступил тюремный порог (смеётся). Для меня это был шок! Акустика в актовом зале ужасная, и грохот стоял просто неимоверный. Однако всё звучало довольно гармонично. За ударной установкой «Энгельс» сидел тот высокий парень, который меня пригласил. Ещё на сцене было двое бородатых чуваков с гитарами, один из которых дурным голосом вопил в микрофон партию Джона Фогерти из группы «Криденс». Конечно, я сразу же оценил уровень его произношения. Как выяснилось впоследствии, это был Женька Коган, и он закончил знаменитую английскую спецшколу № 11. Ну, а я – весь такой оглохший и ошарашенный. Ведь я первокурсник, которому всего 17 лет. Мне предложили что-нибудь спеть. В общем, выдал им «Child In Time». Прямо как у Гиллана из «Deep Purple»! И ещё что-то спел. Вердикт оказался единодушный: «Ты нам подходишь!»
С огромной теплотой вспоминаю сегодня всех наших ребят. Барабанщиком был Андрей Емелин – именно он пригласил меня в коллектив. На соло-гитаре играл Владимир Аполлонов. Бас-гитарист – Владимир Нагорный, который впоследствии занялся компьютерной графикой и посвятил этому всю свою жизнь. За клавишные отвечал Сергей Филиппов, который сейчас работает на руководящей должности в нефтяной компании. Одним из авторов наших песен был гитарист Саша Цыбин. В настоящее время он – заместитель главного врача Городской станции скорой помощи. Кстати, он написал музыку к песне «Акрополь мечты» из моего нынешнего альбома, который называется «Счастливый день». Ну и, конечно, главный автор песен репертуара группы «Хобби» – Евгений Коган.
Поначалу мы играли и в ресторанах, и на многочисленных танцах, пока не занялись собственным творчеством и серьёзной рок-музыкой. С 1984 года начали работать со своим оригинальным музыкальным материалом. А первый официальный концерт группы «Хобби» состоялся в 1986 году в Концертном зале Политехнического института на улице Первомайской, 1. Это было полноценное представление, целиком состоящее из собственных произведений. В 1987 году я показал ребятам пример, поступив в Музыкальное училище. Откровенно им заявил: «Тоже принимайте решение по музыкальной карьере. Давайте делать выбор!» Целых два года пытался их «заразить». В конце концов стало ясно, что никто из них профессионально в музыку не пойдет. Ну, а в начале октября 1990 года на грандиозном Всесоюзном рок-фестивале «Формула-9» в Ростове-на-Дону состоялось моё последнее памятное выступление в составе группы «Хобби». Мы играли на одной сцене с такими грандами, как «Алиса», «Чайф», «ДДТ», «Бригада С», «Лига блюза». Кстати, нам хорошо заплатили за выступление. Но даже после столь яркого и знакового события никто из наших парней так и не пошёл в профессионалы. Что очень и очень жаль! Вскоре я покинул «Хобби» и уехал выступать за границу. Они же какое-то время продолжали ездить по фестивалям и участвовать в телепередачах. Их даже приглашали на «Ступень к Парнасу». Но в 1994 году история «Хобби» всё-таки завершилась. Казалось, что навсегда и безвозвратно…»
Женя Коган
…Короче говоря, мы с ребятами встретились в Самаре. Прекрасно пообщались, тем более что участники коллектива очень давно не виделись. Однако был один, но самый главный вопрос «повестки дня». Я попросил разрешения на «реанимацию» репертуара нашей группы «Хобби». Решил взять на себя такую ответственность и смелость сделать те песни на современный лад. Набраться наглости и перепеть их. Конечно, творили мы в те далёкие годы совместно, и творческий результат был общий, но всё же главным автором у нас был Евгений Коган. Здесь начинается другая история. Я беру тот давний материал, просто гармонию, нотный ряд, текст, где иногда требуется немного поменять слова. Кстати, предложил Жене лично включиться в процесс этой лёгкой модификации, но он вежливо отказался. Видимо, уже глубоко закопал свою творческую составляющую. Поэтому, например, пришлось самостоятельно вставить в одну из песен строчку Пастернака. Позже на сессии звукозаписи стало ясно, что она легла, как родная…
Когда я был у тебя гостем в передаче «Путники в ночи» на радиостанции «Серебряный дождь», мы, кроме всего прочего, говорили о моём тогдашнем «Самарском альбоме». Туда тоже вошла одна песенка, специально написанная для него Евгением Коганом. Она не рОковая, скорее более попсовая. Но всё равно просто замечательная. Песня немножко детская. Её сюжет таков. Мальчик, приходящий в кинотеатр, влюбляется в экранную кинозвезду. Её образ для него настолько идеален, что она становится его иконой. И мальчик наивно верит, что когда-нибудь он даже встретится с ней в реальной жизни. Удивительно, но в третьем куплете он на самом деле её встретил и спел ей признание в любви. Песня хоть и детская, но с большим смыслом. Женя, конечно, уникален. И настоящий талант действительно никуда не денешь!..»
Намин & Диордица
«Итак, официальный старт нового проекта состоялся в ноябре 2013 года, когда мои партнёры по группе «Хобби» дали мне разрешение на использование нашего музыкального материала, – вспоминает Предтеченский. – После чего мне на помощь пришёл соратник по группе «Цветы», замечательный музыкант и аранжировщик Валерий Диордица. Мы с ним одной группы крови, поэтому только ему я мог доверить переработку всех этих столь дорогих для меня песен юности. Когда Валерий все «разрисовал», стало понятно, что получается шедевр. То есть это уже не просто мелодии, гармонии и исполнение, но ещё и инструментальное сопровождение. Становится понятным и то, как мы работаем в «Цветах» и насколько серьёзный уровень в нашем коллективе. Можно себе представить, что буквально с самого начала и по сей день здесь отношение к музыке, как к симфонической. Да и к текстам отношение столь же трепетное. И в нашем случае с Валерой проявилось то же самое.
К началу осени 2018 года проект стал приобретать вполне реальные очертания. Всё интернет-пространство завибрировало от наших песен, то есть это уже не было шуткой из разряда: «Ну пошалили и ладно!» Часть презентационных мероприятий вообще проводилась в Прибалтике: 11 мая – концерт в Риге, а 12 мая – в Таллине. Мне стало ясно, что я просто не имею права держать в неведении руководителя группы «Цветы», то есть своего непосредственного начальника. Вопрос должен был обсуждаться серьёзный, поэтому не в коридоре же нам с Наминым встречаться: «Ой, привет! Какая приятная неожиданность! Хотелось бы поговорить». Я позвонил и попросил о встрече, но первоначально запланированная на 18 сентября встреча не состоялась, поскольку Стаса пригласили на инаугурацию мэра Москвы Сергея Собянина. Намин являлся его доверенным лицом, поэтому не мог там не быть. Я зашёл к девочкам в офис в Театре Стаса Намина, располагающийся в Парке Горького: «Пусть Шеф сам посмотрит своё расписание и назовёт дату и время». Буквально через три часа, когда я уже вернулся домой, раздаётся звонок из секретариата: «Вам назначено на завтра в 11.00». И 19 сентября 2018 года в 10.45 я как штык был на месте. И он тоже уже приехал. Тут же пригласил меня. Практически с порога начинаю говорить, и не прошло и двух минут, как он всё понял: «Ты что свой сольный проект хочешь запустить?» – «Да! Просто есть очень стоящий материал, который не хочется потерять. Хотел бы посвятить этому некоторое время. Но ни в коем случае из «Цветов» не уходить, то есть совмещать новый проект с нынешней работой». Его ответ меня весьма воодушевил: «Конечно, да! Здорово! Вот если бы ты пошёл в чей-то чужой проект, примазавшись к кому-то, то тогда я был бы категорически против. Но тут принципиально иная ситуация! Если ты там что-то такое сам придумал, то для тебя, наоборот, это станет новой дорогой личностного развития!» Кстати, на мою просьбу использовать репетиционную студию «Цветов», Стас тоже безоговорочно согласился. От Намина я вышел такой окрылённый, что по дороге, наверное, крыльями стены задевал. Одно дело, когда ты надеешься и сомневаешься, а тебя вдруг вот так сразу понимают и поддерживают. Я то думал, что он начнёт рассуждать, что-то оценивать и советовать. А оказалось, что Стас Намин настолько доверяет своим коллегам. В общем, всё это было какое-то чудо. Несомненно, это был один из тех счастливых дней, о которых мы сегодня и говорим. И глубоко символично, что он состоялся ровно через 5 лет после фактического запуска проекта…»
Счастливый день
«Из тех, что я помню, первый счастливый день, когда в раннем детстве наткнулся у себя дома на грампластинку Валерия Ободзинского, – признаётся Олег. – Поставил её на проигрыватель и… завис! И вот на пару с ним, то есть «дуэтом» с Ободзинским, я регулярно орал легендарную «Восточную песню». Примерно тогда же впервые услышал и «Колыбельную» в исполнении группы «Цветы». И когда никого не было дома, разминал свой детский голос под их песни тоже. Кто же мог предположить, что через много лет я стану частью этой легендарной команды. Но уже тогда, в раннем детстве, во мне родилось ощущение хорошей музыки. Например, биология хорошо мною осваивалась под музыку Pink Floyd. Мне почему-то запретили учиться в музыкальной школе, но когда попадал в гости, где было пианино, то обязательно к нему подкрадывался, чтобы подобрать некие созвучия…
Ещё один счастливый день, когда в 12 лет родители наконец-то подарили мне гитару. Мы жили в коммунальной квартире, и между нашими комнатами находилась кладовка. Туда-то я и забивался с моей шестистрункой. С тех пор для всех попросту «пропал». Но родители поставили жёсткое условие: я должен был хорошо учиться. Поэтому сначала все уроки, только потом – любимое занятие. Потом ещё один счастливый день, когда из своей средней школы № 16 Новокуйбышевска перешёл в школу № 3, которая считалась самой прогрессивной в нашем городе. Там даже был свой школьный ансамбль. Тем летом все старшие классы повезли в спортивно-оздоровительный лагерь, где днём мы собирали помидоры и другую овощную ерунду, а по вечерам начиналась самодеятельность и прочие гитарные удовольствия. Я попал в палатку не к своему классу, а к пацанам на два года меня старше. Там практически со всеми ещё раньше познакомился, поскольку зимой играл с ними в хоккей. А у них уже всё было по-взрослому, включая свой музыкальный ансамбль. Естественно, что-то с ними пытался играть. Начал нарабатываться первый репертуар. Вот, пожалуй, это тоже был счастливый день, когда я попал в эту «музыкальную палатку». Правда, именно там сломали мою первую гитару. Однако осенью я вышел из положения. В куйбышевском универмаге «Юность» был отдел некондиции, куда я и зачастил. Там за копейки приобрёл отдельно деку, гриф и другие гитарные запчасти. В итоге, в своей кладовке самостоятельно собрал уже целых две гитары: шестиструнную и двенадцатиструнную.
Ещё один счастливый день, когда я поступил в наш с тобой родной Политех. Сразу же по общепринятой тогда советской традиции всех новоиспечённых студентов отправили на сентябрьскую «картошку» в село Калиновка. В свободное от подъёма сельского хозяйства время я «гастролировал» со своей концертной программой по всем нашим баракам. И вот однажды к нам приехал самый настоящий вокально-инструментальный ансамбль, чтобы сыграть на танцах. У них всё было повзаправдашнему: микрофоны, колонки и барабаны. Всё очень громко и шумно. Ну, я набрался храбрости и попросил у заезжих «звёзд» разрешения спеть. Они моей наглости удивились, но разрешили. Во время своей паузы. Короче говоря, тут я и забабахал «Отель Калифорния». Перед всем честным народом. И этим народом моё выступление было воспринято на ура! То есть день, когда приехал этот ансамбль, тоже оказался счастливым. Поскольку именно после той «презентации» меня и порекомендовали в группу «Хобби». И день 1 октября 1980 года, когда я впервые к ним пришёл, без сомнения, также можно считать счастливым. Опять же счастье, что ребята взяли меня к себе в коллектив…
Новый 2000 год мы с семьей встретили уже в Москве. А 17 января 2000 года я познакомился со Стасом Наминым. Трижды счастливым оказался день моего прихода в его группу «Цветы», ставший, пожалуй, самым главным событием моей жизни. Ведь это такая академия, которую мне ничто не способно было бы заменить. Даже представить себе не могу, что со мной могло быть, если б я попал не туда! Ужас! Ведь в «Цветах» у Намина не просто музыка, репертуар и концерты. Там целая философия! Целое мировоззрение! Настоящая, подлинная шлифовка личности.
Без сомнения, счастливым стал тот день, когда были готовы все 15 песен моего проекта, и я пришёл к Стасу Намину, чтобы он меня благословил… Вот такая череда счастливых дней вывела меня, в конце концов, и на мой нынешний проект, который мы так и назвали – «Счастливый день». И в этом названии кроется большой и глубокий смысл. Видимо, теперь я буду главным пропагандистом того, чтобы каждый человек на Земле имел в своей жизни как можно больше этих счастливых дней! Вообще делал каждый день по возможности счастливым. Не только в своей собственной жизни, но и в жизни окружающих людей!..»
Автор: Анатолий Семёнов
Автор:Анатолий Семёнов
При всем разнообразии существующих сегодня модных стилей и течений своя ниша и массовый слушатель есть и у мэтров советской рок-сцены. Эти музыкальные группы, которые зародились во времена «единого и могучего» и разменяли уже пятый десяток, до сих пор собирают полные залы и радуют поклонников нетленными хитами.
Один из таких коллективов, над которым не властны ни годы, ни мода, — легендарная группа «Цветы», ставшая знаменитой благодаря хитам «Мы желаем счастья вам», «Звездочка моя ясная», «Скажи мне да», «Летний вечер», «Юрмала» и многим другим. В ноябре (15-го в Гомеле и 16-го в Минске) они прозвучат для белорусской публики.
Девятнадцатый год подряд солист группы «Цветы» — ОлегПРЕДТЕЧЕНСКИЙ. Музыкант недавно побывал в Минске. «АиФ» встретился с вокалистом легендарного коллектива и поностальгировал о делах давно минувших дней.
— Олег, выжепришливгруппу «Цветы» в 1999 году? Какимивамвспоминаются 90-е? Какстранноевремянищеты, шальныхденег, неопределенностииодновременнооптимизмаилииначе?
— Первую половину 90-х я провел за границей, поэтому успешно избежал всех катаклизмов, которые происходили на постсоветском пространстве. К слову, в первый раз я попал в Минск в 1989 году по пути в Европу, где работал музыкантом. Город, признаться, поразил архитектурным великолепием, широкими проспектами… А когда лет через пять решил вернуться домой, в Самару, то обнаружил, как все изменилось: кто-то из моих знакомых и друзей переехал, кто-то стал совершенно другим — я имею в виду внутренний мир человека, кто-то погиб, кто-то просто спился… Когда в стране происходят масштабные перемены, это не может не отразиться на менталитете и образе жизни. Что касается меня, вернувшись домой, я понял, что не хочу больше заниматься музыкой, т.к. все, что неслось с экранов, совсем не воодушевляло. Я пытался попробовать себя в предпринимательстве; пел в церковном хоре; начал участвовать в конкурсах, общаться с авторами; записал альбом. В конце концов, оказался на Чемпионате мира по искусствам в Лос-Анджелесе, где завоевал серебрянную медаль по классу поп-рок-вокал… Года через полтора, когда почувствовал, что в Самаре я «упираюсь» в потолок, решил переехать в Москву.
</p>
С легкой руки
— То, чтовыоказалисьвгруппе «Цветы», — судьба, случайность, закономерность?
— Мое сотрудничество со Стасом Наминым и группой «Цветы» началось с легкой руки бизнесмена Платона Лебедева. Мы познакомились еще в Самаре на одном закрытом мероприятии. Я подошел к нему и сказал, что скоро собираюсь переезжать в Москву, и мы обменялись телефонами. Уже в Москве Платон Леонидович посоветовал мне прийти на прослушивание к Стасу Намину в театр и оказался прав. С тех пор я там работаю. Все произошло просто стремительно! Потом было участие в хиппи-мюзикле «Волосы» и, когда проходили репетиции рок-спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», мне предложили: «Хочешь Иисуса петь? Похудей на 12 килограммов». И я принял участие в первых ста постановках. Это непередаваемые ощущения, когда ты играешь на сцене, находясь в центре пристального внимания публики, и не имеешь права сделать лишнее движение. Я даже не мог облизать пересохшие губы, потому что это выбивалось бы из образа… Как раз в это время возникла идея проведения концерта, посвященного 30-летию группы «Цветы», на который были приглашены бывшие участники. Тогда и состоялся мой дебют в этой группе. Это было супермощное действо!
Статья по темеБоже, как давно это было. «Волнисты», «варенки» и другие «атрибуты» 80-90-х
— Почемувсоветскоевремягруппе «Цветы» мешалиработать? Каквывыразилисьводноминтервью, «ихпостояннотыркали, дергали».
— В 1969 году в Москве было огромное количество музыкантов, впрочем, как и сейчас. Творческая молодежь, студенчество, художники, музыканты — все общались, объединялись, творили. Как раз в это время зарождались не только «Цветы», но и «Машина времени», «Воскресение»… Я слышал, например, что Стас Намин учил Андрея Макаревича играть на гитаре — никто этого факта не отрицает. Кстати, когда благодаря участию в одном из конкурсов «Цветы» выиграли право записать пластинку на фирме «Мелодия», Стас четко понял, что это шанс, и не упустил его. После выхода пластинки был взрыв популярности и всенародной любви.
В то время по радио и на ТВ транслировали выступления известных певцов, исполняющих произведения в академической, понятной манере. Вдруг появились парни, которые играли музыку, не похожую на все то, что звучало ранее. Естественно, это вызвало отторжение у чиновников: «Так не должно быть! Их нужно переучить!» Люди, не имевшие музыкального вкуса, начали рассуждать о необходимости «подогнать» этот коллектив под уже существующие штампы, причесать, переодеть. Поэтому, конечно, никаких эфиров и гастролей! «Цветы» прорывались и пробивались с большим трудом. Но в итоге то, что они делали, оказалось трендом, который все дружно подхватывали. А коллектив стали называть родоначальником отечественного рока…
Кстати, в 70-х из-за какого-то конфликта запретили название группы, якобы оно пропагандировало хиппи-движение, а это было идеологическим преступлением. Потом раскололи коллектив, и Стас Намин создал новый — «Группу Стаса Намина».
</p>
Экономические причины
— Почемусоставгруппыоченьчастоменялся?
Статья по темеЗвезда по имени Цой. Две яркие истории любви лидера группы «Кино» — Думаю, в основном по экономическим причинам. В то время больше всех зарабатывали музыканты, «лабающие» в ресторанах. Они имели раз в 10 больше, чем среднестатистический работник! Играли хорошую музыку на хорошей аппаратуре, особенно не напрягаясь. А у музыкантов, которые выходили на «большую» сцену, ставка была такая мизерная, что приходилось «вкалывать» по 20-30 концертов в месяц, чтобы заработать достойные деньги. Это одна из причин, почему музыканты мигрировали из коллектива в коллектив.
А когда образовался костяк группы «Цветы» с нынешним составом участников, уже возраст был другой — зрелый, а музыкальные предпочтения — сформировавшиеся. В моем случае это еще и воплотившаяся в жизнь мечта. Сегодня мы — единый организм, сложившийся пазл. Поэтому у нас все гармонично и стабильно.
— Бытуетмнение, чтомузыкант, артист, поэт — этонепрофессия, ачто—товродеразвлечения…
— Есть еще мнение, что у музыкантов денег куры не клюют, они купаются в роскоши… Занимаясь одной музыкой, достойно зарабатывать проблематично. Западные музыканты, впрочем, как и некоторые наши коллеги, параллельно с занятием творчеством открывают бизнес, пытаются выгодно вкладывать деньги в инвестиции, чтобы расширить и приумножить свои доходы.
Статья по темеНостальгия по «винилу». В СССР на пластинках слушали не только музыку
Музыкальный бизнес в нашей стране живет своей жизнью, без соблюдения законов, существующих во всем мире в этой сфере. Обычно, когда музыкант издает альбом, это информационный повод для организации гастролей в поддержку диска. Потом диск появляется в продаже, и это приносит доход. А у нас артисты могут заработать только на гонорарах от концертов. К сожалению, сегодня, когда вся информация есть в Интернете, покупать альбомы никому не нужно. Захотел — скачал песню на каком-нибудь сайте.
Что касается гастролей, то успех их проведения зависит от грамотного продвижения, эффективного маркетинга и правильной работы с прокатчиками. У нас впервые за много лет кампания проводится четко и эффективно, о чем, например, свидетельствуют аншлаговые концерты в прибалтийских странах. Мы ездим туда гастролировать раз в полгода, и все время полные залы! Люди приходят семьями. В Таллинне одна женщина рассказала, что своей дочке, когда та была маленькой, вместо колыбельной ставила слушать песни группы «Цветы». И ее дочь, приходя на концерт, сказала, что помнит эти песни!
Мы знаем, что и в Беларуси концерты пройдут на ура, и с нетерпением ждем встречи с публикой.
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Используемые источники:
- http://www.sgubern.ru/articles/16333/16372/
- https://aif.by/timefree/stars/oleg_predtechenskiy_hity_cvetov_lyubyat_do_sih_por