Содержание
24 мая Светлане Тома исполняется 73, но и сейчас поклонники задают ей вопросы о фильмах 40-летней давности. «Табор уходит в небо» стал прорывом в карьере звезды, навсегда закрепив за ней звание «главной цыганки страны». Своим успехом артистка обязана Эмилю Лотяну: режиссер привел ее в кинематограф, дав роль Иоанны в «Красных полянах», а затем и легендарной Рады. Именно Лотяну посоветовал актрисе взять яркий псевдоним и настоял на ее обучении в институте искусств.
Не только творчество связывало драматурга и его музу, но и целая палитра чувств: в их непростых отношениях нашлось место для любви, страсти, обиды и ненависти. Впрочем, как бы ни были близки Лотяну и Тома, до свадьбы дело не дошло.
Спустя годы Светлана Андреевна призналась, что в ее жизни было много достойных мужчин, но король — один. Что же помешало артистке обрести счастье с режиссером?
АКТРИСА ЭКЗОТИЧЕСКИХ РОЛЕЙ
Биография
В фильмографии Светланы Тома 56 работ. Ее нельзя отнести к «актрисам одной роли». Тома играла и бизнес-леди, и испанскую донью, и воспитательницу в детдоме. Но при ее имени зрители неизбежно вспоминают образ пламенной цыганки Рады.
Детство и юность
«Тома» часто произносят с ударением на первый слог. Это неверно. Ведь творческий псевдоним актриса заимствовала у прабабушки-француженки. А потому фамилию правильно произносить на французский манер, с ударением на последний слог.
Отец актрисы по национальности был евреем. Мать – русской. Среди предков Тома и венгры, и австрийцы. Представителей свободолюбивого народа, промышлявшего конокрадством, нет. Хотя прославилась Тома ролью красавицы-цыганки.
В 1945 году зоотехник Андрей Фомичев приехал по распределению в Молдавию. Здесь познакомился с ярой коммунисткой Идес Сухой. Это была женщина с яркой биографией: в 30-е годы участвовала в подпольной организации и хранила запрещенные книги. Вскоре Андрей и Идес поженились. В 1947 году родилась дочь, будущая легенда советского кино.
Ранние годы прошли в деревне. Об этом времени Светлана Андреевна вспоминает с нежностью. В воспитании дочери родители не использовали жестких методов. Однако на каникулы Светлану отправляли к сестрам матери. Здесь царила другая атмосфера: обед и ужин только по расписанию, регулярное чтение классической литературы.
Но знакомство с самым требовательным и жестким педагогом у Светланы было впереди. Она не мечтала об актерской стезе. Девушку, воспитанную в строгости, привлекала работа следователя, адвоката. После школы Светлана поступила на юридический факультет.
Однажды к студентке Кишиневского университета на троллейбусной остановке подошел колоритный мужчина с выразительными темными глазами, представился режиссером и предложил роль в его новом фильме.
Перед 17-летней студенткой стоял Эмиль Лотяну. О нем девушка ничего не слышала ранее, и это имя не произвело впечатления. Светлана отказалась от роли, но ее новый знакомый проявил неожиданную настойчивость. Лотяну отправился к родителям будущей кинозвезды и добился у них разрешения.
Фильмы
Путь в кино начался с картины «Красные поляны». Кинолента положила начало работе с Лотяну. Всесоюзную славу и международные награды актрисе принесла роль в другой киноленте молдавского режиссера – «Табор уходит в небо». Кинолента имела невероятный успех. Однако после роли цыганки Рады актриса получала однотипные предложения. С середины 70-х она играла преимущественно восточных женщин.
Грандиозным успехом кинолента, в которой актриса исполнила самую свою знаменитую роль, отчасти обязана чарующей музыке и зажигательным песням. Мелодии написал Евгений Дога. В основе сюжета – ранние произведения Максима Горького. Главную роль режиссер отдал Тома еще на стадии написания сценария. Тем не менее актриса дважды проходила пробы.
Съемки проходили в Карпатах. Актеры просыпались в пять утра и работали до полного изнеможения. Лотяну отличался от коллег своеобразным подходом к организации съемочного процесса. Он создавал напряженную атмосферу, держал актеров на взводе, полагая, что только так удастся передать зрителям эмоции героев. Позже Светлана Тома призналась:
«Это была самая сложная моя роль».
Роль Рады в фильме Лотяну знаковая в советском кинематографе. Тома — одна из первых советских актрис, решившихся на откровенную сцену. Обнаженной артистка предстает перед зрителями всего на несколько мгновений. В этой сцене нет пошлости, вульгарности. Однако в 70-е годы фильм вызвал резонанс.
Во время съемок сцены с полуобнаженной героиней режиссер проявил удивительную деликатность. Удалил всех с площадки, оставил лишь оператора и костюмера. Сыграть эту сцену было сложно, но Тома полностью доверяла Лотяну, который для неё был прежде всего учителем.
Дабы придать образу цыганки больше убедительности, актрисе пришлось всё же пойти на жертвы. Она окрашивала волосы в смоляной цвет, гримеры каждодневно накручивали локоны и вплетали дополнительные пряди. К концу съемок от волос почти ничего не осталось. К счастью, предстояла работа над фильмом, где Тома играла узницу концлагеря.
«Табор уходит в небо» – десятая кинолента в фильмографии актрисы. После выхода «Красных полян» ей предложили роль в картине «Живой труп». В экранизации Толстого Тома сыграла цыганку Машу, но озвучила ее героиню Людмила Гурченко. В конце 60-х актриса появилась на экране в образе француженки.
До середины 70-х в жизни Тома, и профессиональной, и личной, главным человеком оставался Лотяну. После она получала предложения от разных режиссеров. Но самые яркие роли сыграла в фильмах Лотяну.
Светлане Тома не суждено было играть обычных советских женщин. По крайней мере, в начале актерской карьеры. Всё чаще она появлялась на экране в экзотическом образе. В начале 80-х Ян Фрид начал съемки фильма по произведению испанского классика. В киноленту «Благочестивая Марта» пригласил популярную в то время Маргариту Терехову. Тома режиссер отвел роль сестры главной героини. И на этот раз ее озвучивала другая артистка.
Позже Тома играла менее колоритные роли. Например, в начале 80-х на экраны вышел многосерийный фильм, посвящённый великой балерине. В картине «Анна Павлова» актриса исполнила роль матери звезды русского балета. В военной драме «Дикий ветер» сыграла русскую пленную.
Актриса снималась даже в 90-х, когда ее коллеги страдали от невостребованности. Правда, главные роли доставались крайне редко. В 1991 году состоялась премьера мелодрамы «Блуждающие звезды». Главную героиню сыграла юная Ирина Лачина. Это был дебют дочери Тома.
Личная жизнь
Рабочие отношения с Лотяну быстро переросли в роман, продолжавшийся десять лет. Отношения с режиссером у Светланы складывались непросто. Лотяну, как и все талантливые люди, был человеком сложным. Ужиться с ним оказалось не под силу даже Светлане, обладающей покладистым, мягким характером.
Лотяну пользовался успехом у женщин. Режиссёр всегда выглядел элегантно, вел себя галантно, что не могло не произвести впечатление на 18-летнюю девушку. Именно Лотяну посоветовал начинающей актрисе взять псевдоним. Неизвестно, как бы сложилась ее карьера с фамилией «Фомичева».
Он настоял на переводе в институт искусств. Эмиль Владимирович обладал сильным, жестким характером, противиться его решению не имело смысла. Лотяну сыграл важную роль в актерской судьбе Тома, повлиял и на ее личную жизнь.
В 1969 году актриса вышла замуж за своего коллегу Олега Лачина. В интервью Тома сказала однажды, что это был своего рода побег от Лотяну, с которым она не видела будущего.
Дочери не исполнилось и года, когда молодой муж Светланы погиб. Наступили сложные времена. Актриса оставляла дочь с родителями, а сама ехала на съемки. Когда же отца и матери не стало, ее поддержал бывший возлюбленный. Ирина, как и все актерские дети, страдала от недостатка материнского внимания. Тома долгое время чувствовала вину перед дочерью. Став бабушкой, старалась больше времени посвящать внучке Маше.
Второй муж актрисы – Андрей Вишневский. Брак продолжался всего пять лет. Светлана Андреевна полагает, что главный мужчина в ее жизни – Лотяну.
«Без него не было бы и меня» – признается актриса.
Внучка Маша тоже стала актрисой. Пока на ее счету всего пять работ. Среди них роль в «Экипаже». В этом фильме сыграли и дочь, и внучка Тома.
Светлана Тома сейчас
В мае 2017 года актрисе исполнилось 70 лет. В июне на торжественное мероприятие, посвященное открытию Московского фестиваля, она явилась в компании дочери и внучки. Журналисты сделали фото, поразившие поклонников кинозвезды. Стройная, элегантная дама совсем не похожа на бабушку 26-летней девушки.
Несмотря на возраст, актриса ведет активный образ жизни. Каждый день начинает с гимнастики. Летом катается на велосипеде, зимой бегает на лыжах. Тома продолжает сниматься в кино. Последний фильм вышел в 2016 году.
Фильмография
- 1966 — «Красные поляны»
- 1968 — «Живой труп»
- 1976 — «Табор уходит в небо»
- 1978 — «Мой ласковый и нежный зверь»
- 1979 — «Прерванная серенада»
- 1980 — «Благочестивая Марта»
- 1982 — «Падение Кондора»
- 1986 — «Дикий ветер»
- 1989 — «Сувенир для прокурора»
- 1991 — «Блуждающие звёзды»
- 2001 — «Воровка»
- 2016 — «Джинн»
Звучная фамилия Тома — от прабабушки-француженки. Боевой характер — от матери, которая в тридцатые годы была активным членом коммунистического подполья в Бессарабии, работала связной. А вот невероятное трудолюбие у Светланы Андреевны — от отца. Его бросали на самые тяжёлые участки. Вот и в Молдавии они оказались потому, что отца будущей актрисы, зоотехника, фронтовика и выпускника сельскохозяйственного вуза, отправили под Бельцы, чтобы поднимать колхоз «Правда».
Жили в частном секторе, разводили коз, кроликов. Став известной, актриса потом не раз вспоминала в интервью, что с детства «вертелась как юла», умела делать по хозяйству всё: пахать огород, копать картошку, полоть сорняки, вышивать, вязать, прекрасно готовить, в том числе и домашние заготовки, всевозможные компоты, лечо, овощную икру, помидоры в собственном соку.
Статья по темеЗабытый романтик. «Табор уходит в небо» и другие фильмы Эмиля Лотяну Несмотря на то, что во всех школьных концертах и спектаклях Светлане не было равных, становиться актрисой она не планировала. Собиралась работать юристом. Но вмешался Его величество случай. После десятого класса девушка отправилась поступать в Кишинёвский университет: хотела стать юристом. Но однажды (случай «как в сказке») к ней на троллейбусной остановке подошёл ассистент молдавского режиссёра Эмиля Лотяну. Он как раз искал исполнительницу в «Красные поляны» на роль Иоанны, дочки чабана.
Когда известный кинематографист впервые увидел Светлану, его первая реакция была такой: никакая это не актриса. А потом он вгляделся в её глаза и понял, что они излучают невероятное тепло. Так юная девушка стала его музой, а потом и гражданской женой. Светлана влюбилась в известного светского льва, который был старше её на 12 лет и уже дважды женат. По воспоминаниям Светланы Тома, Эмиль был очень властным человеком, но ухаживал Лотяну невероятно красиво, учил её профессии и буквально вылепил как женщину и актрису. Именно режиссёр и сказал молодой артистке, что Светлана Фомичёва — совершенно непривлекательное имя для будущей кинозвезды. Так на афишах картины 1966 года «Красные поляны» появилась «Светлана Тома».
Но после нескольких лет совместной плодотворной работы и любви пара распалась. По признанию Тома, жить с Лотяну было нелегко: слишком уж он нравился женщинам. Правда, им удалось сохранить тёплые отношения на всю жизнь. Благодаря этой дружбе спустя годы Светлана Тома сыграет свою звёздную роль: цыганку в картине Лотяну «Табор уходит в небо». Впрочем, дружбой в чистом виде их общение трудно назвать и после расставания: роман Лотяну и Тома то вспыхивал, то затихал на протяжении всей жизни.
Но тогда Тома ещё не знала, что отношения с Эмилем у неё будут длиною в жизнь. Вскоре после первого разрыва с режиссёром она встретила своего будущего мужа: Светлана училась актёрской профессии в Ленинграде, в специальной группе, которую готовили для труппы Кишинёвского драматического театра. Олег Лачин был красив. Блондин, талантливый, весёлый. Светлана вышла за него замуж. Правда, как она говорила потом в интервью, это скорее было бегство от чувств к Лотяну. В браке родилась прекрасная дочка Ирочка, похожая, на мать. Сегодня Ирину Лачину знают благодаря ролям в картинах «Леди Бомж», «Леди Босс», «Белый налив» и др. В апреле 1973 года Лачин погиб: плавая в Днепре, 26-летний актёр попал под катер. Ирочку взяли на воспитание родители Светланы. «Мой отец погиб, когда мне было 8 месяцев, — рассказывала в интервью «АиФ» Лачина. — Но у меня перед глазами была хорошая модель семьи: бабушка и дедушка, мамины родители. Дедушка заменил мне отца, и до трёх лет я называла его папой».
В 2000 году Тома вышла замуж за драматурга Андрея Вишневского, который был намного младше неё. Его пьесы ставили театры в Москве, Берлине, Хельсинки. Они прожили 5 лет и расстались.
В последние дни своей жизни Эмиль Лотяну, угасающий от рака, попросил Светлану приехать к нему. И Тома вместе с другой женой режиссёра — актрисой Галиной Беляевой — проводили дни и ночи у постели любимого человека. Познакомились женщины на съёмках картины Лотяну «Анна Павлова», где Галина играла знаменитую русскую балерину, а Светлана — её мать.
</span></p>
Когда Эмиль умер, для Светланы Тома это стало страшной личной трагедией: по её словам, она почувствовала себя сиротой. «Таких людей забыть невозможно», — говорит по сей день артистка.
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Используемые источники:
- https://www.starhit.ru/story/lyubov-pronesennaya-cherez-vsyu-jizn-tragicheskaya-istoriya-glavnoy-tsyiganki-stranyi-svetlanyi-toma-211985/
- https://24smi.org/celebrity/6269-svetlana-toma.html
- https://aif.ru/culture/person/svetlana_toma_i_roman_dlinoyu_v_zhizn_vechnaya_lyubov_znamenitoy_aktrisy