Содержание
- 1 Личная жизнь “мечты поэта”
- 2 Почему Леонид Гайдай заставил Крачковскую набрать вес
- 3 Как Крачковская оказалась втянута в финансовую аферу
- 4 Последние годы, причина смерти
- 5 Биография Натальи Крачковской
- 6 Детство Натальи Крачковской
- 7 Начало карьеры Натальи Крачковской
- 8 Наталья Крачковская и Мадам Грицацуева
- 9 Наталья Крачковская и «Иван Васильевич меняет профессию»
- 10 Фильмография Натальи Крачковской
- 11 Личная жизнь и семья Натальи Крачковской
- 12 Последние годы жизни Натальи Крачковской
- 13 Смерть Натальи Крачковской
- 14 Детский интерес к миру театра
- 15 Блистательная карьера в кино
- 16 Счастливый брак и отношения с родными
- 17 Последние годы и смерть
- 18 Интересные факты из жизни Натальи Крачковской
Наталья Крачковская — советская комедийная актриса, которую знает и любит каждый зритель. В ее биографии были счастливое замужество и годы актерской славы, на смену которым пришли одиночество, разочарования и тяжелая болезнь.
Наталья Леонидовна Белогорцева родилась в Москве 24 ноября 1938 года в семье театральных актеров — Белогорцева Леонида Юрьевича и Фониной Марии Зотовны. Отец ушел на фронт в 1941 году и встретил победу в звании майора, но домой так и не вернулся — погиб, подорвавшись на мине в немецком городе Веймар через несколько месяцев после окончания войны.
С детства Наташа в равной степени увлекалась театром и историей, поэтому окончив школу, сначала подала документы в Историко-архивный институт. Но в последний момент актерские гены победили, и она поступила во ВГИК на курс Владимира Белокурова. Однако девушке было не суждено получить образование — на первом же курсе она попала в аварию и получила тяжелую черепно-мозговую травму. Серьезно пострадало зрение, поэтому с учебой пришлось попрощаться.
Восстановив здоровье, Наташа устроилась лаборанткой в Институт металлургии, но мечты о кино не оставила: с 1959-го года начала сниматься в “Мосфильме” в массовках, затем в эпизодических ролях, наиболее заметной из которых стала роль Веруньки в картине режиссера Владимира Басова “Битва в пути” (1961 г).
На съемках следующего фильма “Половодье” (1962 г.), где будущая звезда так же играла в эпизоде, она познакомилась с успешным звукооператором Владимиром Крачковским. Это встреча изменит ее судьбу и как женщины, и как актрисы.
Благодаря Крачковскому, состоялось знакомство Наташи с легендарным режиссером Леонидом Гайдаем. Он вспомнил о колоритной толстушке, когда начал набор актеров в свою картину “12 стульев”. На роль мадам Грицацуевой пробовались такие известные актрисы, как Нонна Мордюковаи ГалинаВолчек, но пробы Натальи (тогда уже Крачковской), понравились режиссеру больше. Зато начинающую актрису возмутило в сценарии описание внешности ее будущей героини — “дамы необъятных размеров с арбузными грудями”. Она не испытывала комплексов по-поводу своего веса, поэтому страшно обиделась и даже хотела отказаться от роли, но здравый смысл победил.
Леонид Гайдай давно мечтал снять “12 стульев”, поэтому особенно трепетно выбирал актеров. Претендентов на роль Остапа Бендера было огромное количество. Даже после жесткого отсева их осталось более 20-ти человек, среди которых оказались Владимир Высоцкий, Николай Рыбников, Алексей Баталов, Владимир Басов, Михаил Козаков,Александр Белявскийи т.д.
Режиссер остановился на кандидатуре Белявского, но ему не понравилось, как тот выглядел в тандеме с Сергеем Филипповым(вот по-поводу Филиппова, сыгравшего Кису Воробьянинова, у Леонида Иовича никаких сомнений не было с самого начала). На его фоне Александр Белявский выглядел слишком бледно.
Режиссеру пришлось с ним расстаться и продолжить поиски Бендера. Тут кто-то рассказал Гайдаю, что есть такой малоизвестный грузинский актер — Арчил Гомиашвили, который гастролирует по провинциальным городам со спектаклем по мотивам “Золотого теленка”. Режиссер пригласил Гомиашвили на пробы и сразу же принял, в отличие от руководства “Мосфильма”, которое недоумевало, почему Гайдай предпочел взять на эту роль “темную лошадку”, да к тому же, еще и лысого грузина. Но Леонид Иович сумел отстоять свой выбор (а лысину Арчила скрыл под париком). Фильм вышел на экраны в 1971-м году и прославил ранее не известных актеров — Гомиашвили и Крачковскую (кстати, они друг друга невзлюбили: Наталья считала партнера “нагловатым, шумным позером” и старалась с ним лишний раз не пересекаться, а он относился к “жене”, как к пустоту месту).
До сих пор зритель сравнивает две версии “12 стульев” — Леонида Гайдая и Марка Захарова.
И та, и другая имеют своих поклонников и противников (лично мне больше нравятся Андрей Миронов и Анатолий Папанов в ролях Остапа и Воробьянинова), но в оценке мадам Грицацуевой, большинство зрительских симпатий на стороне Натальи Крачковской. Между прочим, во всех дублях актриса снималась сама (не удалось найти дублершу соответствующих габаритов). Две недели она носилась по лестнице длиной в 5 этажей за “товарищем Бендером” — ровно столько времени потребовалось съемочной группе, чтобы снять сцену в редакции газеты “Станок”. И на ленте транспортера ей пришлось несколько раз прокатиться (а в конце пути падать на небольшой матрасик), и висеть на часах на высоте нескольких метров от пола…
Крачковская стала одной из лучших комедийных актрис советского кино. И не важно, что главных ролей в ее фильмографии не найти — даже небольшие ее работы украшали любую киноленту. Партнерами Натальи были самые знаменитые актеры того времени — Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Леонид Броневой и т.д. с которыми она снималась в таких культовых картинах, как “Иван Васильевич меняет профессию” (1973 г.), “Не может быть” (1975 г.), “Покровские ворота” (1982 г.) и во множестве других.
Все 80-е годы Крачковская оставалась востребованной комедийной актрисой. Не изменилась для нее ситуация и в 90-е, когда отечественный кинематограф переживал глубокий кризис. Наталья по-прежнему оставалась талантливой и яркой, чего, к сожалению, нельзя сказать о фильмах, в которых она сыграла в этот период. На мой взгляд, достойны упоминания разве что две приключенческих комедии Леонида Гайдая — “Частный детектив, или Операция “Кооперация” (1989 г.) и “На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди” (1992 г.), но разве можно их сравнить хотя бы с одной предыдущей работой этого режиссера? Так же Крачковская выступала в концертных программах, играла в антрепризных спектаклях.
Личная жизнь “мечты поэта”
В жизни Натальи был всего один брак — со звукооператором Владимиром Васильевичем Крачковским. Они познакомилась во время съемок картины “Половодье”, когда начинающей актрисе было 24 года.
Владимир был старше ее на 15 лет. Вся съемочная группа с интересом наблюдала за развитием их романа, а ухаживал Крачковский за Наташей очень нестандартно — вместо цветов и конфет, он задаривал девушку деревенскими продуктами: творогом, сметаной и свежими булочками. Владимир покорил ее сердце теплотой и заботой, которых она не встречала раньше, общаясь с ровесниками. Они поженились уже в конце съемок “Половодья”. Через год родился сын Василий (ставший впоследствии, как и отец, звукооператором). Это был крепкий счастливый брак, столь редко встречающийся среди людей искусства. Супруги прожили вместе 26 лет, до скоропостижной смерти Владимира Васильевича в 1988-м году.
Крачковская осталась вдовой в 49 лет и впоследствии еще не раз могла устроить личную жизнь. Увлечения у нее, конечно, случались, но все претенденты на ее руку проигрывали в сравнении с покойным мужем. Любимая профессия помогала справляться с одиночеством — сын к тому времени уже жил отдельно с собственной семьей.
Почему Леонид Гайдай заставил Крачковскую набрать вес
Были в жизни актрисы и обычные женские увлечения: вязание и кулинария. Наталья обожала готовить и не отказывала себе в пирогах и сладостях до тех пор, пока позволяло здоровье (даже издала книгу рецептов русской кухни). Тем более, что габариты Крачковской были ее визитной карточкой в кинематографе, а чувствовала она себя в таком весе комфортно и уверенно.
Однажды во время съемок картины “Иван Васильевич меняет профессию”, актриса заболела воспалением легких. Успели снять только часть сцены, в которой жена Бунши подходит к соседской двери с замечательной фразой: “Извините, что я беспокою вас во время вашей семейной драмы”. Выздоровев, Крачковская вернулась к работе похудевшей на 20 килограмм. Съемки возобновились и следующим был дубль, где Ульяна Андреевна отходит от двери. Леонид Гайдай просмотрел всю сцену и заявил, что “это никуда не годится: к двери подошел один человек, а отходит другой”. Режиссер дал Наталье 2-хнедельный срок, чтобы вернуть свой привычный облик. Как ни упрашивала его актриса найти какой-нибудь другой выход, Гайдай остался неумолим. Пришлось Крачковской усиленным питанием возвращать потерянный вес.
Как Крачковская оказалась втянута в финансовую аферу
В начале 2000-х Крачковская не сидела без работы, но денег все-равно не хватало. Возможно, поэтому нечистоплотным дельцам удалось втянуть актрису в авантюру с созданием “школ актерского мастерства”. Ей предложили стать лицом компании, которая будет заниматься поиском талантливых детей и обучать их основам актерского мастерства. Почему бы не поучаствовать в таком благородном деле? Наивная Наталья в течение полутора лет добросовестно составляла обучающие программы и получала за свой труд от 300 до 500 долларов в месяц. Она и представить себе не могла, что прикрываясь ее именем, мошенники вымогают у родителей крупные суммы, обещая в ближайшее время снять их отпрысков в фильмах и рекламе.
Афера проводилась с размахом — было открыто множество школ на территории России, Белоруссии, Украины. Кончилось все так, как и было должно: собрав миллионы, аферисты исчезли, а обманутые родители кинулись с жалобами в прокуратуру. Непричастность Крачковской к этому преступлению со временем была установлена, но актриса пережила настоящую травлю со стороны СМИ. Бессовестные репортеры под любым предлогом проникали в дом Натальи Леонидовны, чтобы задать всего один вопрос: где деньги? Их почему-то не смущало, что актриса живет в скромной однокомнатной квартире. Крачковская попала в больницу в предынфарктном состоянии. С тех пор у нее начались проблемы с сердцем.
Последние годы, причина смерти
С 2007-го года Наталья Леонидовна больше не снималась — не позволяло здоровье, да уже и не приглашали. Передвигалась она на коляске: после перенесенного тяжелого инсульта актриса, практически, не могла самостоятельно ходить. Затем — сахарный диабет, нескольких инфарктов, операция на сердце… Заниматься хозяйством пожилой женщине помогали ее домработница и приехавшая из Владивостока подруга Ираида Пугачева. Сын Василий и внук Владимир, конечно, ее навещали, но не так часто, как бы того хотелось актрисе.
Незадолго до смерти, Крачковская начала строить планы поездки в Китай по-поводу диабета, лето собиралась провести на даче. Мрачных предчувствий у нее не было…
28 февраля 2016 года у Натальи Леонидовны случился очередной инфаркт. В крайне тяжелом состоянии ее доставили в реанимацию одной из Московских больниц, где она и скончалась не приходя в сознание 3 марта 2016 года на 78-м году жизни. Похоронили любимую народную артистку на Троекуровском кладбище 5 марта.
До сих пор на могиле Натальи Леонидовны нет нормального надгробья. Василий Крачковский сообщил, что собирается перезахоронить рядом с матерью останки своего отца и уже тогда установит достойный памятник. Будем надеяться.
Биография Натальи Крачковской
Наталья Крачковская — многими любимая актриса, которая снялась во множестве фильмов. Обычно она играла не главных героев, но сыгранные ею персонажи настолько были яркими и харизматичными, что запомнились и полюбились зрителю.
Ее кинокарьера длилась 40 лет, за которые она снялась в более чем 100 работах.
Детство Натальи Крачковской
Наталья Леонидовна Крачковская (до свадьбы — Белогорцева) родилась в семье актрисы Театра имени Пушкина Марии Фониной и Леонида Белогорцева в Москве. Так как дед по отцовской линии служил в охране царя, семья имела дворянские корни, поэтому Леонида никуда не брали, кроме как в актеры. В 30х годах прошлого века отец Натальи был репрессирован, а когда началась война он первым пошел добровольцем на фронт, потому что всегда хотел быть военным. После войны он остался служить в Германии комендантом, где в скором времени погиб. Наташа с мамой и младшей сестрой Ириной жила в Москве. Мама часто пропадала в театре, поэтому девочки росли и воспитывались бабушкой с дедушкой по маминой линии. Постоянные съемки и репетиции – явление, к которому ребенок привык с ранних лет. Будучи шаловливой девочкой и оставаясь без родительского надзора, Белогорцева дружила с окрестной шпаной. Вместе они часто воровали фрукты с чужих огородов.
Сейчас сложно поверить в то, что в детстве Наташа была худенькой, как и многие послевоенные мальчишки и девчонки. Бабушка Наташи Рая по отцовской линии, жившая в Тбилиси, увидев в возрасте 12 лет свою худую внучку, приняла вполне логичное решение: откормить. А поесть Наташа любила. Очень скоро будущая актриса стремительно стала набирать вес, превратившись в ту пышку, какой ее знают все до сих пор. Однако Наташа никогда не испытывала комплексов по поводу своего излишнего веса, была очень уверенной в себе и со школьной скамьи привлекала к себе поклонников, которых у нее всегда было очень много.
Начало карьеры Натальи Крачковской
Воспитываясь в актерской семье, Наталья не знала мук выбора профессии: с детства она твердо решила стать актрисой и только актрисой. Другие варианты даже не рассматривались. Правда мама хотела огородить дочь от выбранной специальности и настаивала на профессии архивиста. Девушка любила историю и ходила в исторический кружок.
По окончании школы Наталья подала документы во ВГИК, на курс В. Белокурова, куда она хотела попасть, и – для подстраховки и наставлению матери – в историко-архивный институт. В том году конкурс во ВГИК был поистине гигантским – 256 человек на место! Но Наталья была твердо уверена, что у нее все получится. Полная девочка с прямым пробором читала на прослушивании монолог Иванушки-дурачка из «Конька-Горбунка» Ершова. Услышавший это Белокуров сразу сказал: «Вот эту «дурочку» берем».
Однако судьба распорядилась иначе. Вскоре после зачисления Наталья попала в серьезную аварию, и после долгое время лежала в больнице и практически полностью лишилась зрения. После того, как девушку выписали, ее забрала к себе вторая бабушка – Прасковья. Постепенно зрение вернулось к Наталье, однако шанс поступить во ВГИК был уже упущен. Врачи посоветовали ей не перенапрягать зрение, поэтому Наталья Белогорцева устроилась лаборантом в Институт металлургии и продолжила мечтать о кинокарьере. В 1959 году, не выдержав, она отправилась на «Мосфильм» с просьбой взять ее хотя бы в какую-то массовку. Потом она все чаще мелькала в массовке, девушке стали доверять даже эпизодические роли. Но как правило ее фамилию даже не указывали в титрах. Более-менее серьезным дебютом Натальи Белогорцевой в кинематографе стала роль Веруньки в картине Владимира Басова «Битва в пути» 1961 года. Потом в ее актерской работе был небольшой перерыв, поэтому Наталья вернулась к работе лаборанткой. С 1967 года в течение трех лет она работала на кафедре геологии МГУ, выступая в том числе в роли полевого лаборанта.
Наталья Крачковская и Мадам Грицацуева
Возможно, Наталья так и не раскрылась бы, как актриса, если б не воля случая. В 1971 году ее муж звукорежиссёр Владимир Крачковский познакомил Наталью со своим другом, комедиографом Леонидом Гайдаем. В то время режиссер работал над новым фильмом «12 стульев» и искал актрису на роль мадам Грицацуевой. На эту роль претендовали Галина Волчек, Нонна Мордюкова. Ни та, ни другая Гайдая не устраивали, и тогда Крачковский привел на съемки Наталью. Увидев ее, Гайдай воскликнул: «Вот она, «мечта поэта!».
Пробы не обошлись без курьезов – реквизитное платье «54 размера» с трудом налезало на Наталью – экономили на всем, и 54-й по факту был максимум 48-м. Чтобы все же одеть Наталью в него, на спине платье разрезали и сверху замотали платком. В процессе пробы Наталья неудачно повернулась к камере спиной, платок размотался… Когда все отсмеялись, Крачковской на площадке не было – убежала от стыда. В итоге Наталью утвердили и начался процесс съемок. Однако Наталья не сразу согласилась сниматься у известного режиссера, а вначале просто подыгрывала актерам на пробах. И таким образом плавно влилась в роли.
В окружении звезд советского кино дебютантка без профессионального образования не стушевалась и вела себя вполне естественно, великолепно справляясь с ролью. Сцена погони за Бендером снималась без дублеров, несмотря на комплекцию актрисы. Впоследствии Наталье предстояло еще множество трюков, но ни разу она не прибегала к дублерской помощи. Роль оказалась настолько успешной, что стала для зрителя настоящим откровением. Крачковская принесла в советский кинематограф абсолютно новый типаж, что сделало ее в одно мгновенье самой востребованной комедийной актрисой.
Наталья Крачковская и «Иван Васильевич меняет профессию»
Следующая работа Крачковской стала еще более успешной – фразы жены Ивана Васильевича Бунши из гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» знают и помнят все: «и тебя вылечат, и меня вылечат…». Некоторые из них были придуманы самой актрисой: «Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все!..».
Во время съемок фильма Крачковская серьезно заболела, в результате чего сбросила 20 кг. Когда, выздоровев, Наталья Леонидовна появилась на съемках, Гайдай сразу же отправил ее «на диету»: «с утра — манная каша со взбитыми сливками, в обед — макароны с сыром, на ужин — оладьи с медом. Через неделю вернетесь». Недели действительно хватило для того, чтобы вернуть потерянные двадцать килограммов. Съемки в этом фильме принесли актрисе еще большую популярность и симпатию зрителей. На одной съемочной площадке с ней работали Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Наталья Селезнева. В дальнейшем сотрудничество Натальи с режиссером продолжилось. Она снялась в таких фильмах Гайдая, как «Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга», «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дожди».
Фильмография Натальи Крачковской
После гайдаевских комедий Крачковская стала поистине народной актрисой. От режиссерских предложений не было отбоя. Ее умение смеяться над собой, показывать себя с экрана полной и комичной по достоинству было оценено режиссерами, наперебой звавшими ее в комедийные фильмы. Она также снималась в комедийных киножурналах «Фитиль» и «Ералаш».
Кинокритики назвали Наталью «королевой комического эпизода». Это действительно так – лучшие роли актрисы – небольшие, эффектные появления. Короткие роли в «Покровских воротах», «Не может быть», «Человеке с бульвара Капуцинов» и множестве других фильмов создали целую галерею неповторимых образов располневших сварливых жен, тещ, стервозных соседок и т.д. Актриса брала все эти образы из жизни, пытаясь на большом экране показать людей со стороны и, возможно, изменить их. Крачковская признается, что наивысшей похвалой для нее звучат слова: «Какую же дрянь вы сыграли!». Драматических, серьезных ролей в послужном списке Натальи Леонидовны практически нет. Однажды один режиссер пытался дать ей трагическую роль, но худсовет был непреклонен: «Что вы! Она же мадам Грицацуева!» После смерти Леонида Гайдая, к сожалению, достойных комедийных режиссеров в отечественном кино не нашлось. Крачковская играла во многих фильмах Михаила Кокшенова («Русское чудо», «Русский бизнес», «Русский счет») о новых русских.
Личная жизнь и семья Натальи Крачковской
В 1962 году Наталья участвовала в съемках ленты «Половодье» в Тарусе. Там она и познакомилась со звукорежиссером Владимиром Крачковским, который впоследствии стал ее мужем.
Владимир начал ухаживать за Натальей, однако розы никак не смягчали сердце девушки. Тогда Владимир нашел аргумент посильнее – с утра он принес в номер, где жила Белогорцева, поднос с творогом, сметаной и свежими булочками. Это проняло Наталью. Такое ухаживание покорило Белогорцеву. Вскоре они поженились. С мужем Владимиром Наталья прожила душа в душу 26 лет, до самой его смерти. Их брак был очень счастливым – Крачковские практически не ссорились, они учились друг у друга все те годы, что провели вдвоем. Умер Владимир в 1988 году.
Сын, Василий Крачковский, продолжил дело отца – сейчас работает звукорежиссером на «Мосфильме». В 1996 году Василий был номинирован на «Нику». Василий женат, Наталья Крачковская давно стала бабушкой, в 1991 году родился внук Владимир.
Семья у них, по признанию актрисы, дружная и сплоченная.
Последние годы жизни Натальи Крачковской
На счету актрисы более 100 работ в кино. Крачковская всегда говорила про себя: «Я — счастливая пленница комедийного жанра». В конце 90х годов, когда российский кинопрокат пришел в небольшой упадок, а с ним и фильмы комедийного жанра, Крачковская почти перестала сниматься. В конце 2001 года она открыла «Школу актерского мастерства Натальи Крачковской», в которой помогает детям в освоении профессии актера.
В начале 2000х годов Наталья Леонидовна продолжила сотрудничество с Михаилом Кокшеновым, последняя роль в его фильмах – роль египетской царицы Нефертити в ленте «Секрет фараона». Также стоит отметить ее работы в фильме «Лифт уходит по расписанию», сериале «Курортный роман». В последние годы Наталья Крачковская работала в Театре Киноактера, участвуя в постановке «Безумства любви». Она также была задействована в спектаклях «Ставлю на любовь!» и «Любовники и круглая кровать» в рамках Независимой антрепризы Людмилы Живитченко. Также она была задействована в Содружестве актеров Таганки в спектакле «Невеста для банкира», играла в спектаклях «Моя бабушка моложе меня» в «Антреприза» и «Безумства любви» в Независимой антрепризе Людмилы Живитченко. Годы к сожалению берут свое, у актрисы начались проблемы со здоровьем. В ноябре 2010 года Наталья Крачковская попала в больницу с сердечным приступом. Летом 2013 года последовал второй приступ и операция на сердце. Актрисе установили кардиостимулятор. Естественно, что проблемы со здоровьем не позволяли ей активно сниматься и выступать.
Смерть Натальи Крачковской
Заслуженная артистка России Наталья Крачковская скончалась 3 марта 2016 года в реанимации одной из московских больниц, куда была госпитализирована после сердечного приступа.
Наталья Крачковская подарила отечественному кинематографу немало ярких и заметных образов, хотя режиссеры всегда предлагали ей лишь второстепенные роли. Еще в молодые годы актриса хотела сыграть в драматической картине, но получилось так, что за годы творческой биографии у нее сложился звездный типаж в качестве забавной комедийной героини, принесший ей огромную популярность. К своей работе она всегда относилась с любовью и даже в последние годы не представляла себя без внимания зрителей, продолжая играть в театре.
Наталью Леонидовну не случайно всегда называли «женщиной-улыбкой», так как она была жизнерадостной и неунывающей не только на экране, но и в личной жизни. В ее судьбе была настоящая любовь и радость материнства, но были в ней и драматичные периоды, однако, королева комического эпизода никогда не показывала своих слез людям, умея пережить все и идти дальше по жизни с улыбкой.
Детский интерес к миру театра
Будущая актриса родилась в 1938 году в Москве. В те годы ее отца, Леонида Белогорцева, репрессировали, а когда наступила война, он ушел воевать на фронт. После победы мужчина так и не вернулся домой, так как ему было суждено погибнуть в 1945 году. Несмотря на ранние детские годы, маленькая Наташа запомнила отца, который очень любил свою дочь – веселую розовощекую хохотушку. Ее мама, Мария Фонина, имела прямое отношение к творческому миру: она служила в Театре имени Пушкина. В семье также подрастала ее младшая сестра Ирина.
Когда началась война, будущая звезда кино была совсем маленькой. Ее мама с сестрой эвакуировались, а Наташа заболела корью, из-за чего осталась в столице с дедушкой и бабушкой. Она росла настоящим сорванцом, часто выступая в роли лидера дворовой компании. За особо крупные проделки дедушка ее наказывал, после чего девочка не могла сидеть две недели. Став постарше, она много времени проводила в театре за кулисами, благодаря чему увлеклась актерской игрой. Часто в доме собирались мамины друзья и коллеги по сцене, которые разговаривали и делились впечатлениями об увиденной постановке или прочитанной книге. Эти музыкальные вечера очень привлекали Наташу, которая впитывала в себя атмосферу творческого мира. Однако, ее мама не хотела, чтобы дочь повторила ее путь, посоветовав получить серьезную профессию.
После окончания школы девушка направилась в историко-архивный институт и одновременно решила подать документы и в театральный вуз. Вскоре она смогла пройти огромный конкурс и стать студенткой ВГИКа, но учиться у профессиональных педагогов ей не довелось: Наталья угодила под колеса машины, из-за чего долгое время лежала в больнице. Будущая артистка не только получила ушибы, но временно потеряла зрение, из-за чего учебу в вузе пришлось оставить. Она некоторое время жила у бабушки, а когда зрение восстановилось, устроилась работать в институт металлургии в качестве лаборантки.
Блистательная карьера в кино
Продолжая мечтать об актерской карьере, Крачковская обивала пороги «Мосфильма» и просила у режиссеров сыграть хотя бы в массовке. Часто ее имя даже не указывали в титрах, но сама актриса не отчаивалась и ждала своего звездного часа. Лишь в 1971 году в ее карьере наметились перемены к лучшему. Познакомившись с Леонидом Гайдаем, Наталья Леонидовна получила яркую роль в его комедии «12 стульев».
Ее мадам Грицацуева очаровала зрителей, неудивительно, что режиссер комедии пригласил ее сняться в своем новом проекте – «Иван Васильевич меняет профессию». Вскоре ее фильмография включала уже не один десяток ярких картин, где актриса демонстрировала свой талант и необыкновенную харизму:
- «Не может быть!»;
- «Инкогнито из Петербурга»;
- «Частный детектив, или Операция «Кооперация»;
- «Эта веселая планета»;
- «Будьте моим мужем»;
- «Покровские ворота»;
- «Раз, два – горе не беда!» и многие другие.
Часто ее комичных героинь можно было видеть в выпусках киножурналов «Фитиль» и «Ералаш», которые зрители с удовольствием смотрели. Была для Крачковской работа и в непростые 90-е годы: она появилась в таких лентах, как «Однажды «Чокнутые», «Русский бизнес», «Мастер и Маргарита», «Кафе «Клубничка» и других.
Среди работ 2000-х годов можно отметить ее роли в сериалах «Лифт уходит по расписанию», Улыбка Мелометы, «Жизнь кувырком», «Феномен» и т.д. В этот же период актрису приглашали принять участие в антрепризных постановках, благодаря чему она сыграла на театральной сцене несколько ролей.
Счастливый брак и отношения с родными
Личная жизнь звезды кино была неразрывно связана с работой, ведь именно любимое дело помогло ей обрести счастливую семью. Знакомство с будущим мужем, звукорежиссёром Владимиром Крачковским, состоялось на съемочной площадке картины «Половодье». Тогда молодой человек ухаживал за девушкой необычным способом. Он не дарил цветы, как это делают многие влюбленные парни, а кормил ее вкусным завтраком, принося в номер гостиницы деревенскую сметану, молоко и свежие булочки. Наташа не могла устоять против такой заботы и вскоре дала согласие стать его женой.
Через год после свадьбы у супругов родился сын Василий. Всю семейную жизнь она прожила с мужем счастливо, находясь за ним, как за каменной стеной. Владимир Васильевич ни разу не поднимал на актрису голос, более того, когда она начинала ссору, спокойно реагировал на ее нападки и переводил разговор в другое русло. Кстати, комплекция и габариты фигуры Натальи Леонидовны (рост – 160 см, вес – более 100 кг) всегда устраивали ее супруга. Звукорежиссёр восхищался умением жены быть хорошей хозяйкой, ему нравился ее заводной и веселый нрав, кроме того, он считал, что его Наташа лучше чем Софи Лорен.
В 1988 году в семье случилось горе: муж ушел на работу, по пути присел на лавочку и умер. Актриса была потрясена смертью любимого человека, она впала в глубокую депрессию, из-за чего на время прекратила работать. Коллеги и друзья пытались ей помочь справиться с горем, и через год ее позвали сниматься в картину «Руанская дева по прозвищу Пышка». После смерти мужа Крачковская так и не наладила свою личную жизнь, хотя в ту пору ей было всего 50 лет. У нее было немало поклонников, но вот влюбиться вновь она уже не смогла. Актриса постоянно сравнивала мужчин с ушедшим супругом, но так и не увидела среди них достойного избранника.
Сын пошел по стопам отца, занявшись карьерой на «Мосфильме» в качестве звукорежиссёра. Наталья Леонидовна всегда гордилась своим наследником и считала его очень талантливым человеком. Василий женился и в 1991 году подарил звездной маме внука, которого они с женой назвали в честь дедушки – Владимиром. После женитьбы сын сразу решил, что его жена Наталья работать не будет и посвятит себя семье и домашнему хозяйству. Актриса всегда хорошо отзывалась о своей невестке, считая, что она хорошая жена сыну и прекрасная мама для внука. Какое-то время она пыталась советовать молодым супругам как жить и воспитывать малыша, но затем поняла, что вмешиваться не стоит. Внук получил образование в университете, где изучал физику, математику и программирование. Еще ранее Крачковская пыталась вызвать у него интерес к актерской работе, но юноша отказался идти по ее стопам.
Ее младшая сестра вышла замуж за грузина и поселилась в Тбилиси. Получилось так, что сестры на протяжении всей жизни совсем не встречались. Лишь однажды актриса смогла побывать в гостях у сестры. Увидев, что Ирина и ее семья живут очень бедно и трудно, она некоторое помогала им и высылала деньги. Из-за проблем со здоровьем и дальней дороги сестры так больше и не увиделись вновь.
Последние годы и смерть
Уже в начале 2000-х годов у «королевы комического эпизода» начались серьезные болезни. Сначала ее сразил тяжелейший инсульт, но врачи сделали все, чтобы спасти жизнь Наталье Леонидовне. После этого начались проблемы с ногами, после чего ей пришлось передвигаться при помощи инвалидного кресла в сопровождении помощницы. В 2010 году звезду экрана сразил сердечный приступ и ее отвезли в больницу. Некоторое время она чувствовала себя лучше, но через три года сердце вновь дало о себе знать, а затем врачи были вынуждены сделать операцию и установить кардиостимулятор.
Несмотря на проблемы с сердцем, Крачковская не прекращала заниматься актерской деятельностью. Она продолжала сниматься в картинах и играла сразу в трех антрепризных спектаклях. Публика не забывала актрису и дарила ей за работу море комплиментов и оваций. За год до смерти она еще умудрялась кататься на гастроли в Сибирь, представляя зрителям постановку «Моя бабушка моложе меня». По сюжету этой пьесы она создавала образ 80-летней женщины, которая провела в заточении более двадцати лет. В то время звезда кино была не против сниматься в фильмах, но из-за ухудшения самочувствия отказывала режиссерам. В последний год Наталье Леонидовне приходилось уже играть в спектаклях сидя. В конце зимы 2016 года ее вновь госпитализировали с диагнозом – острый инфаркт миокарда, который и стал причиной ее смерти. Легендарную актрису похоронили на Троекуровском кладбище 5 марта.
Интересные факты из жизни Натальи Крачковской
- Еще в молодости она привлекала мужчин своими пышными формами, а один поклонник долго страдал по красавице, называя ее «сто килограммов мечты!». Несмотря на свою полноту, Крачковская почти до шестидесяти лет красиво двигалась и могла легко сесть на шпагат.
- Во время работы в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Леонидовна подхватила воспаление легких, из-за чего не могла принимать участие в съемках. Через месяц она вернулась, однако, режиссер не стал ее снимать по причине того, что во время болезни фактурная артистка похудела. Гайдай велел ей усиленно питаться и вернуть прежние формы.
- Во всех сценах звезда кино снималась, как правило, сама, так как найти каскадера с такой же комплекцией было сложно. В «12 стульях» ей пришлось немало побегать за главным героем. Помимо того, что Крачковская носилась по лестнице две недели, ей приходилось еще падать с высоты на небольшой матрасик. Было страшно, но она прыгнула, потом оказалось, что заело камеру и пришлось все повторить.
- Она была азартным человеком и часто играла в карты, а также проводила время в казино. Самый большой выигрыш актрисы составил 800 долларов, его она получила в столичном казино. Проигрывала она намного больше, причем, самый крупный проигрыш составил 2300 долларов. Это произошло в одном из казино Монако. Актриса вспоминала, что тогда она не хотела уходить из заведения, и ее знакомому пришлось уговорить ее, чтобы увести оттуда.
- Наталья Леонидовна так и не бросила курить, хотя врачи запрещали ей это. К сигаретам она пристрастилась еще с юношеских лет, когда в стране был голод. Тогда очень хотелось есть, и курение на время отбивало аппетит. Потом актриса так и не смогла покончить с этой вредной привычкой.
- Она любила готовить, особенно ей удавались блюда русской кухни, которым ее научила одна из бабушек. Другая бабушка открыла для нее грузинскую кухню. Крачковская любила принимать гостей и часто обижалась, если на столе многое оставалось не съеденным, поэтому им приходилось приезжать на следующий день и доедать.
- Она всегда старалась жить по Божеским заветами и никогда не проходила мимо тех людей, которые просили милостыню.
- Когда звезде экрана сделали операцию на сердце, она смогла значительно снизить вес при помощи советов диетолога Михаила Гаврилова. Однако, когда ее вес достиг отметки 100 кг, она заявила, что больше не будет худеть, так как это ее сценический образ.
Используемые источники:
- https://notstar.ru/natalya-krachkovskaya/
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-natalya-krachkovskaya.html
- https://stars-biography.ru/natalya-krachkovskaya-biografiya-lichnaya-zhizn-muzh-semya-deti/