Содержание
Биография
Марина Ивановна Цветаева — русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.
День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.
Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила.
Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Олеговна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал ее муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.
Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года ее семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На нее действовала угнетающе молва людей о том, что ее муж участвовал в заговоре против сына Льва Троцкого и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает ее мысли и сердце.
Стихотворения
Первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году. В основном он включал ее творения, написанные в школьные годы. Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов, особенно ею заинтересовались Максимилиан Волошин, муж Анны Ахматовой, Николай Гумилёв, и основоположник русского символизма Валерий Брюсов. На волне успеха Марина пишет первую прозаическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». Кстати, довольно примечательным фактом является то, что первые книги она публиковала на свои собственные деньги.
Вскоре был издан «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой, ее второй поэтический сборник, потом вышло и следующее произведение — «Из двух книг». Незадолго до революции биография Марины Цветаевой была связана с городом Александров, куда она приехала в гости к сестре Анастасии и ее супругу. С точки зрения творчества этот период важен тем, что он насыщен посвящениями близким людям и любимым местам и позднее был назван специалистами «Александровским летом Цветаевой». Именно тогда женщина создала знаменитые циклы стихотворений «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».
Во время гражданской войны Марина прониклась сочувствием к белому движению, хотя, как говорилось выше, в целом не одобряла разделения страны на условные цвета. В тот период она пишет стихи для сборника «Лебединый стан», а также большие поэмы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне» и романтические пьесы. После переезда за границу поэтесса сочиняет две масштабные работы — «Поэму Горы» и «Поэму Конца», которые окажутся в числе ее главных произведений. Но большинство стихов периода эмиграции опубликованы не были. Последним напечатали сборник «После России», включавший сочинения Марины Цветаевой до 1925 года. Хотя писать она не переставала никогда.
Иностранцы гораздо больше оценили прозу Цветаевой – ее воспоминания о русских поэтах Андрее Белом, Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине, книги «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена» и другие. А вот стихи не покупали, хотя Марина написала замечательный цикл «Маяковскому», «черной музой» для которого стало самоубийство советского поэта. Смерть Владимира Владимировича буквально потрясла женщину, что и через много лет можно почувствовать, читая эти стихи Марины Цветаевой.
Личная жизнь
Со своим будущим мужем Сергеем Эфроном поэтесса познакомилась в 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна. Но Марина была женщиной очень увлекающейся и в разное время ее сердцем завладевали другие мужчины. Например, великий русский поэт Борис Пастернак, с которым у Цветаевой были почти 10-летние романтические отношения, не прекратившиеся и после ее эмиграции.
Кроме того, в Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. Их связь продлилась около полугода, а затем Марина, посвятившая возлюбленному полную неистовой страсти и неземной любви «Поэму горы», вызвалась помочь его невесте выбрать свадебное платье, тем самым поставив точку в любовных отношениях.
Но личная жизнь Марины Цветаевой была связана не только с мужчинами. Еще до эмиграции, в 1914 году она познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов «Подруга», после чего их отношения вышли из тени. Эфрон знал о романе жены, сильно ревновал, устраивал сцены, и Цветаева была вынуждена уйти от него к Софии. Впрочем, в 1916 году она расстаётся с Парнок, возвращается к супругу и через год рожает дочь Ирину. О своей странной связи поэтесса скажет позднее, что любить женщине женщину дико, но только одних мужчин – скучно. Тем не менее, любовь к Парнок Марина охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».
Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребенка – сына Георгия, которого в семье называли «Мур». Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее, во время Второй мировой войны пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих детей, то на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не существует.
Смерть
В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому все члены семьи постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.
В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику политического убийства. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.
Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Ее заявление датировано 28 августа 1941 года, а спустя три дня Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Марина оставила три предсмертные записки. Одну из них она адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.
Весьма интересно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную веревку — «хоть вешайся»… Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.
В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причем не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королев, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Сборники
- 1910 — Вечерний альбом
- 1912 — Волшебный фонарь
- 1913 — Из двух книг
- 1920 — Царь-девица
- 1921 — Лебединый стан
- 1923 — Психея. Романтика
- 1924 — Поэма Горы
- 1924 — Поэма Конца
- 1928 — После России
- 1930 — Сибирь
Цветаева Марина Ивановна – талантливая русская поэтесса Серебряного века. Многие ее поэтические произведения были написаны в трудные моменты жизни, когда она сильно переживала, страдала. Как и все женщины, она грезила о любви – хотела любить и быть любимой. За сильный, сдержанный характер некоторые ее считали совсем не женственной и высокомерной. Совершенно иной, а именно ранимой, мягкой она предстает в своем творчестве. Какая же она была? Изучение биографии Цветаевой, возможно немного приоткроет завесу тайны.
Известная поэтесса родилась 8 октября 1892 года в городе Москве. Родители её были образованными людьми. Папа, Иван Владимирович Цветаев был искусствоведом, знаменитым филологом, профессором МГУ. В первом его браке родились Андрей, Валерия, ставшие сводными братом и сестрой М. Цветаевой. Мама поэтессы, Мейн Мария – пианистка, происходила из польско-немецкой семьи.
Младшая сестренка Анастасия родилась в 1894 году. Творческая атмосфера царила дома, родители передали свою любовь к искусству девочкам.
Мама учила игре на фортепиано, с отцом Марина знакомилась с образцами литературы, античной мифологией и осваивала иностранные языки. Время, проведенное за границей с мамой, позволило Цветаевой выучить французский, немецкий языки. Начало творческой биографии ознаменовалось появлением стихов на русском и указанных языках, когда девочке было всего 6 лет. Мейн Мария оказывала большое влияние на свою дочь, хотела, чтобы та продолжила династию и стала музыкантом. Поэтому, 1899—1902 годы были посвящены изучению фортепианного искусства в Музыкальном училище. Годы учебы отразились в биографии таким образом:
- 1901-1902 годы – учеба в Четвёртой женской гимназии.
- 1903-1904 годы – французский пансион сестёр Лаказ.
- 1904-1905 годы – учеба во Фрайбурге (пансион сестёр Бринкман).
- Лето 1905 года – возвращение семьи на Родину, жили в Ялте. Марина занималась, чтобы поступить в гимназию. Девочки с мамой и отцом переехали в Тарусу, летом 1906 года умирает их мама.
- Сентябрь 1906 года – поступление Цветаевой в женскую гимназию им. В. П. фон Дервиз. Дерзкий, своенравный характер юной особы не понравился педагогам, поэтому спустя всего шесть месяцев, она была отчислена.
- Сентябрь 1908 года – поступление в частную гимназию им. М. Т. Брюхоненко. Через два года Марина оканчивает ее.
- Летом 1909 года молодая девушка впервые самостоятельно покидает Россию, уезжая в Париж. Здесь девушка записалась на университетский курс, чтобы изучать старофранцузскую литературу.
Иван Цветаев после гибели матери девочек старался дать дочерям хорошее образование
Первые поэтические сочинения Цветаевой были напечатаны издательством “Мусагет”. Юная поэтесса не пропускает лекций, занятий кружков при этом издательстве. Круг ее знакомых пополнился за счет московских символистов.
Сентябрь-октябрь 1910 года – Марина выпускает первую книгу поэзии «Вечерний альбом». Она состояла из произведений, созданных в школьные годы. «Дневниковые» записи (стихи) объясняются посвящением сборника памяти Марии Башкирцевой. Творчество Цветаевой не осталось незамеченным: Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов, Николай Гумилёв оценили его по достоинству. Через несколько месяцев после первого грандиозного успеха было написано прозаическое произведение «Волшебство в стихах Брюсова». Второй сборник поэтессы выходит в 1912 году, называется «Волшебный фонарь».
Третий «Из двух книг» появляется в следующем году. Марина приехала незадолго до Революции в город Александров к сестре Анастасии с мужем. Здесь были созданы «Стихи о Москве», «К Ахматовой». Всё творчество гениальной поэтессы данного периода было посвящено любимой Москве, близким. Литературоведы назвали этот небольшой промежуток времени из биографии – « Александровским летом Цветаевой».
События гражданской войны нашли отражение в цикле стихотворений «Лебединый стан». За 1918-1920 годы были написаны:
- поэма «Егорушка»;
- «Царь-девица»;
- «На красном коне»;
- романтические пьесы.
Цветаева остро воспринимала всё, что происходило на Родине. Не могла мириться с делением людей на “красных” и “белых”, своих и чужих. Эти годы были очень тяжелыми для нее. Одно из красивейших стихотворений, посвященное мужу, было написано в 1920 году:
11 мая 1922 года Марина с дочерью уезжают из страны. Три года они жили в Чехии, возле столицы Праги. Здесь поэтесса создала:
- «Поэма Горы»;
- «Поэма Конца».
Произведения были посвящены Константину Родзевичу.
После появления сына, в 1925 году семья переезжает в Париж.
Неблагоприятная обстановка из-за обвинений, сыпавшихся на мужа поэтессы, сложилась вокруг семьи. Его считали агентом НКВД, и якобы он был среди тех, кто чинил козни против сына Троцкого – Льва Седова.
1926-1928 годы – сотрудничество Марины с журналом “Версты”, в котором были опубликованы:
- драма «Тезей»;
- «Поэма горы»;
- поэма «С моря»;
- «Новогоднее».
Будучи за границей, Цветаева не переставала общаться с Борисом Пастернаком посредством писем.
Поэзия эмиграции, многие стихи этого периода так и не нашли своего читателя. «После России» – сборник стихотворений был издан в 1928 году. Книга включала стихи периода 1922-1925 гг., стала последним, при жизни опубликованным изданием великой поэтессы.
Зарубежные поклонники таланта Цветаевой предпочитали читать ее прозу, считая ее интересной и увлекательной:
- «Мой Пушкин», 1937 год;
- «Повесть о Сонечке», 1938 год;
- «Мать и музыка», 1935 год;
- «Дом у Старого Пимена», 1934 год;
- статьи о творчестве Андрея Белого, Максимилиана Волошина, Михаила Кузмина.
Поэтический дар Цветаевой не находил большого понимания, поддержки со стороны иностранных читателей. Сама поэтесса признавалась в том, что в эмиграции она скорее прозаик, чем поэт. Ее до глубины души поразила трагедия, произошедшая с Владимиром Маяковским – его самоубийство. После страшного события, она выразила всю боль, отчаяние, растерянность в цикле произведений «Маяковскому».
С Сергеем Эфроном Марину познакомил Максимилиан Волошин в Коктебеле. Произошло это в один из майских дней 1911 года. Венчание в церкви состоялось 29 января 1912 года. Их дочурка Ариадна родилась в сентябре этого года.
О жизни старшей дочери, семье рассказано в ролике:
Дача Волошина стала излюбленным местом проведения отдыха новоиспеченной семьи. По воспоминаниям Цветаевой, именно этот период жизни был самым счастливым и незабываемым. Однако, другие мужчины тоже сумели покорить Марину.
В Чехии, которую она любила, произошел невероятный роман с Константином Родзевичем – скульптором, юристом. Около шести месяцев они провели вместе. «Поэма Горы» выразила всю гамму чувств, эмоций к возлюбленному.
Но у него была невеста, как позже выяснилось. Следующий интересный факт из биографии Цветаевой удивит многих. Поэтесса помогала избраннице своего любимого выбрать свадебное платье. С Борисом Пастернаком ее также связывало не только творчество и дружба, но и любовные узы.
Кроме мужчин, была и женщина в жизни Марины. Переводчица, поэтесса София Парнок стала ее возлюбленной. В 1914 году они познакомились на собрании кружка, их отношения существовали до 1916 года.
Окрыленная Цветаева посвящает Софии цикл стихотворений, «Подруга». Роман между женщинами приобретает огласку. Муж устраивал скандалы, сцены ревности, поэтому женщина бросила его и ушла к подруге.
Но в 1916 году Марина возвращается к Сергею Эфрону. Их брак укрепляется с появлением дочери Ирины. Необычные отношения с Софией Цветаева впоследствии сравнила с “катастрофой”.
Настоящие жуткие события начинают происходить в жизни Марины и не только. Крах прежних устоев (революция) происходит в стране, муж уезжает за рубеж. Стояла холодная погода, нечего было есть, так как не было денег и просто люди голодовали. Ариадна неожиданно заболевает, поэтому Цветаева вынуждена отдать девочек в приют, который находился в Кунцево. Старшая дочка поправляется, Ира же не вынеся голода и погибает.
Однако, жизнь продолжается: в 1925 году Марина снова рожает, только теперь долгожданного мальчика. Сына счастливые родители назвали Георгием. Вся семья переезжает в Париж. Здоровье Георгия вызывало тревогу, так как он не был болезненным мальчиком. Однако, он вырос крепким юношей и отправился на войну добровольцем, где и погиб летом 1944-го года. Дети великой женщины не оставили наследников, поэтому прямых потомков у Цветаевой нет.
Нищенское существование, которое влачила семья в эмиграции, не устраивало всех, особенно детей. Ариадна вышивала шляпки, ее мама занималась любимым делом. Небольшие перечисления за прозу были единственным доходом семьи. Поэтому были поданы прошения, чтобы вернуться теперь уже в СССР. Первой приезжает Ариадна в 1937 году, затем через 2 года – Цветаева с сыном Георгием. Сергей Эфрон сбежал из Парижа из-за возможного ареста по обвинению в политическом убийстве.
На Родине сначала арестовали Ариадну, потом – ее отца. Ариадна была реабилитирована лишь в 1955 году, после пятнадцати лет лагерей. Муж Марины был расстрелян осенью 1941 года. Поэтесса даже не узнала об этом.
Она вместе с сыном была отправлена в Елабугу на поселение. Для оформления временной прописки необходимо было работать. Поэтому 28 августа 1941 года Цветаева подала заявление в совет Литфонда на место посудомойки.
31 августа поэтесса покончила жизнь самоубийством через повешение. Она совершила с собой такое в доме, куда ее определили с Георгием на постой. Цветаева перед смертью оставила три записки. Она приносила извинение за свой поступок перед горячо любимым “Муром” (сыном) в послании, предназначенном ему. Во второй записке просила эвакуированных помогать сыну. Третья записка предназначалась Асеевым, в которой погибшая женщина умоляла взять “Мура” в “сыновья”. Великая русская поэтесса была похоронена в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.
О жизни, творчестве Марины рассказано в видео:
Возможно вам также будет интересно узнать биографию Ивана Федорова.
Биография Марины Цветаевой
Марина Цветаева – великая русская поэтесса, талантливый прозаик, автор критических литературных статей и биографических эссе. Цветаеву называют самой романтической натурой Серебряного века русской поэзии из-за отчаянной страстности и неутолимой жаждой любви, которые часто не вписывались в общепринятые рамки и подвергались осуждению при ее жизни.
Детство и юношеские годы
Будущая поэтесса родилась в Москве 8 октября (по старому стилю 26 сентября) 1892 года. В этот день православные отмечают день памяти апостола Иоанна Богослова, о чем Цветаева впоследствии не раз упоминала в своих произведениях.
Отец, профессор Московского университета, искусствовед и филолог Иван Владимирович Цветаев рано овдовел и остался один с двумя детьми на руках. Второй раз он женился на подруге покойной жены, талантливой пианистке Марии Мейн, которая заменила мать семилетней Валерии и годовалому Андрюше. В 1892 у супругов родилась общая дочь Марина, а еще через два года на свет появилась ее младшая сестренка Настя.
Отец был постоянно занят на работе, воспитанием четверых отпрысков занималась его супруга. Она была женщиной строгих нравов, держала детей в ежовых рукавицах и на корню пресекала малейшие шалости. Мария Александровна была прекрасно образована, знала несколько языков, виртуозно играла на фортепиано, рисовала и писала стихи. Она уделяла много внимания интеллектуальному и творческому развитию детей, а вот хорошим манерам и правилам поведения не придавала большого значения. Малыши дрались между собой, ябедничали друг на друга матери, особенно доставалось Марине, с раннего детства державшейся от всех особняком.
Девочка жила в мире прочитанных книг и романтических образов, который полностью заменял ей окружающую действительность. Уже в шесть лет она сочинила первые стихи, и сколько мать не билась, чтобы сделать из Марины профессиональную пианистку, поэзия интересовала ее гораздо больше, чем ненавистные гаммы и этюды. Благополучную и размеренную жизнь семейства неожиданно прервала болезнь матери – Мария Александровна заболела туберкулезом. Для эффективного лечения требовался теплый мягкий климат, и в 1902 году Цветаевы уехали за границу. Они жили на курортах Швейцарии, Германии и Франции, где дети получали образование в учебных заведениях Женевы, Лозанны и Фрайбурга. Несмотря на все старания европейских врачей, болезнь прогрессировала, и в 1906 году женщина умерла.
На руках Ивана Владимировича остались четверо детей, но из-за плотной занятости на службе он не мог уделять им должного внимания. Поэтому девочки рано повзрослели, начали активно интересоваться не только противоположным полом, но и общественной жизнью. Вернувшись в Россию, Марина поступила в интернат московской женской гимназии Варвары фон Дервиз, где начала писать бунтарские стихи. За границей она познакомилась с русскими революционерами, идеи которых показались ей достаточно свежими и необычными. Девушка активно участвовала в деятельности московских литературных кружков, посещала собрания символистов и вела себя вызывающе: ночевала на кладбищах, курила, залпом пила рябиновую настойку, несколько раз обривала наголо голову и не стеснялась в высказываниях, которыми порой шокировала окружающих.
В элитной гимназии фон Дервиз не стали терпеть ее выходки и отчислили за дерзость и свободомыслие. Отец устроил Марину в интернат Алферовской гимназии, где она тоже пришлась не ко двору, так что седьмой класс девушка заканчивала уже в частой женской гимназии имени Брюхоненко. В 1910 году Цветаева издала свой дебютный сборник стихов «Вечерний альбом», который стал ее первой ступенькой в мир большой поэзии.
Произведения, написанные Мариной еще в школьные годы, привлекли внимание маститых искусствоведов, а поэт и литературный критик Максимилиан Волошин посвятил юной поэтессе большую хвалебную статью. Вскоре он стал ее близким другом, к чьим советам молодая бунтарка всегда прислушивалась. Под его влиянием она сама стала писать критические статьи, в которых анализировала творчество выдающихся современников.
Поездка в Коктебель и замужество
Летом 1911 года Волошин пригласил Цветаеву к себе на дачу в Коктебель, где собирался весь цвет русской литературной богемы. Там Марина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Еще до встречи с ним Цветаева загадала, что выйдет замуж за мужчину, который подарит ей ее любимый камень. И когда красивый стройный юноша с огромными синими глазами в первый же день знакомства преподнес ей сердоликовую бусину, она ни секунды не сомневалась, что встретила свою судьбу.
Спустя полгода после знакомства молодые люди обвенчались, а в сентябре 1912 родилась их первая дочь Ариадна (1912 г.). В феврале того же года вышел в свет второй поэтический сборник Цветаевой «Волшебный фонарь», а в марте 1913 – третий «Из двух книг». Позже Марина признавалась, что это было самое счастливое и безмятежное время в ее жизни.
В 1913 году умер отец Цветаевой, а через год Марина познакомилась с переводчицей и поэтессой Софьей Парнок, с которой у нее завязались романтические отношения. Их связь, которую Цветаева позже назвала «первой катастрофой в своей жизни», продолжалась два года, и все это происходило на глазах у Сергея Эфрона.
Чувства и эмоции Марины к Парнок нашли отражение в цикле стихов «Подруга», который стал одним из самых сильных образцов любовной лирики Цветаевой и первым проявлением лесбийской тематики в русской поэзии.
После расставания с Парнок Цветаева наладила отношения с супругом, но отнюдь не стала примерной женой. Ее новой возлюбленной стала 23-летняя актриса Софья Голлидэй, которой поэтесса посвятила свою «Повесть о Сонечке». Их роман пролился всего год – на гастролях Софья познакомилась с директором провинциального театра и вышла за него замуж. К этому разрыву Марина отнеслась философски – у нее хватало и других поклонников, к тому же она второй раз стала матерью, в 1917 году родив дочь Ирину.
Послереволюционные годы
Если Первая Мировая война прошла мимо Цветаевой, то послереволюционные годы оказались для поэтессы очень тяжелыми. Эфрон ушел сражаться с красными в рядах Добровольческой армии, а Марина осталась в голодной Москве с двумя малолетними детьми на руках. Цветаева пыталась с помощью поэзии отвлечься от ужасов реальной жизни и в период с 1917 по 1929 гг. написала несколько циклов стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве», «Лебединый стан» и др.) и шесть романтических пьес.
Младшей дочери Ирине Цветаева совсем не уделяла внимания и относилась к ней совершенно равнодушно, а порой и с раздражением. В 1919 году она отдала обеих девочек в детский приют в расчете, что там их хотя бы накормят. Но директор приюта оказался бессовестным вором, дети постоянно болели и голодали. Когда старшая Аля заболела лихорадкой, Марина забрала ее домой, практически забыв про младшую дочь. В феврале 1920 года Ирочка умерла от голода, а Цветаева так и не признала своей вины, переложив всю ответственность за смерть Ирины на сестер Сергея Эфрона.
Эмиграция
Три года Марина не получала вестей от мужа и уже не надеялась увидеть его живым. Летом 1921 года Илья Эренбург передал ей письмо от Сергея, который скрывался от большевистской расправы в Праге. С невероятным трудом Цветаевой удалось получить разрешение на выезд, и в мае 1922 она вместе с дочерью Ариадной встретилась с Эфроном в Берлине. Они не виделись с 1916 года, много пережили за этот период и рассчитывали начать новую жизнь. Супруги переехали в Прагу, где в 1925 году у них родился сын Георгий. Марина полюбила Чехию всей душой, что особенно заметно по новым ноткам, появившимся в ее стихах того периода. В Праге Цветаева закрутила бурный роман с другом мужа, разведчиком Константином Радзевичем. Ходили слухи, что именно он стал отцом маленького Георгия, которого Марина просто обожала, в отличие от своих дочерей.
Сергей знал о похождениях жены и тоже сомневался в своем отцовстве. Эфрон даже собирался подавать на развод, но Цветаевой удалось вымолить у него прощение. Супруги перебрались в Париж, подальше от Радзевича, в память об этом романе были написаны две знаменитые поэмы «Поэма Горы» и «Поэма Конца», которые Марина посвятила Константину. Во Франции Цветаева прожила четырнадцать лет, и это был достаточно сложный период в ее жизни. Ее не приняла эмигрантская интеллигенция и литературный мир Парижа, средств на жизнь катастрофически не хватало. В семье постоянно вспыхивали ссоры, причиной которых становились не только любовные увлечения Марины и ее несносный характер, но и различия в политических взглядах.
За годы эмиграции Сергей пересмотрел свое отношение к советской власти и стал ей симпатизировать. Цветаева же, наоборот, категорически не принимала произошедшие в России изменения и даже думать не хотела о возвращении на родину. При этом она испытывала острую ностальгию, которая отображалась в ее творчестве. В 1925 году вышел последний прижизненный поэтический сборник «После России», в 1930 году поэтесса посвятила цикл стихов Владимиру Маяковскому, самоубийство которого потрясло ее до глубины души. В эмиграции Цветаева много внимания уделяла прозе, которая пользовалась за границей большим успехом, чем стихи. В это время были написаны и изданы «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Повесть о Сонечке», «Дом у старого Пимена» и воспоминания о Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине и Андрее Белом.
Весной 1926 года через Бориса Пастернака, с которым Марина вела многолетнюю переписку, она заочно познакомилась с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, своим давним кумиром. Эфрон окончательно понял, что его жена не может жить без новых романов и постоянного ощущения влюбленности, и решил отойти в сторону. Марине снова удалось уговорить мужа остаться, но она почувствовала, что Сергей к ней полностью охладел и находится рядом только из жалости. А встреча с Рильке так и не состоялась – в канун Нового 1927 года поэт умер от лейкемии.
Вторая половина 30-х годов была для Цветаевой самым трудным периодом в эмиграции. Эфрон к этому времени стал агентом советской разведки и активно агитировал соотечественников возвращаться на родину. В сентябре 1937 года швейцарская полиция заподозрила его в причастности к убийству советского разведчика Игнатия Рейсса, открыто выступавшего против сталинизма. Сразу после этого происшествия Сергей с дочерью Алей, которая к тому времени стала его союзницей и единомышленницей, был тайно переправлен в Советский Союз. Марина осталась одна с сыном, который тоже больше не хотел оставаться за границей и рвался вслед за отцом.
Возвращение в Советский Союз
В 1939 году Цветаева с 14-летним Георгием вернулась в Москву и узнала, что ее муж и дочь арестованы. Она написала несколько писем Сталину, но ответа на них так и не получила (Эфрона арестовало НКВД по подозрению в шпионаже, два года спустя его приговорили к высшей мере, 15 лет спустя реабилитирован посмертно). На грани помешательства Цветаева полностью утратила способность к творчеству, перебивалась мелкими переводами и практически превратилась в нищенку. Хуже всего, что сын обвинял ее во всех бедах, случившихся в семье, и открыто демонстрировал пренебрежение и неприязнь к матери.
Начавшаяся война повергла Цветаеву в состояние полной паники. Она не захотела оставаться в столице, к которой рвались вражеские войска, и в начале августа вместе с сыном отправилась в эвакуацию. Вещи в дорогу помогал собирать Борис Пастернак – он увязал ее нехитрые пожитки веревкой, сказав при этом: «Смотри, какая прочная, хоть вешайся, в хозяйстве точно пригодится!». Поэт тогда еще не знал, что его слова станут пророческими, и до конца жизни не мог простить себе эту необдуманную фразу.
Работы в Елабуге, куда прибыли эвакуированные, для Цветаевой не было. Она пыталась хоть как-то устроиться, 26 августа написала заявление на работу посудомойкой в столовой Литфонда и была определена с сыном на постой в семью Бродельщиковых.
Смерть
31 августа 1941 года, пока Георгия и хозяев не было дома, Цветаева повесилась, оставив три предсмертные записки для сына и товарищей-литераторов. Муру она написала, что оказалась в тупике, из которого не видит другого выхода, а друзей просила позаботиться о мальчике. Сын так и не простил мать и даже не захотел с ней попрощаться, мотивировав это желанием запомнить ее живой. Через три года Георгий ушел на фронт и геройски погиб в сражении под Друйкой.
Сергея Эфрона расстреляли в подвалах Лубянки в октябре 1941 года. Ариадна долгих пятнадцать лет провела в сталинских лагерях и вернулась в Москву больная и искалеченная после реабилитации в 1955 году.
Память
Цветаеву как самоубийцу похоронили без отпевания за церковной оградой. Но по просьбе ее верующих почитателей, в том числе и дьякона Андрея Кураева, в 1991 году было сделано исключение: патриарх Алексий II дал свое святейшее благословение, и через пятьдесят лет после смерти поэтессу отпели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.
Точное месторасположение могилы Цветаевой на Петропавловском кладбище в Елабуге неизвестно. Примерно в той стороне, где могут покоиться ее останки, в 1960 году сестра Марины Анастасия поставила крест, а в 1970 появилось гранитное надгробие. Но лучшим памятником великой поэтессе остается ее творчество: семнадцать поэм, восемь пьес, пятьдесят произведений в прозе, более восьмисот стихотворений и около тысячи писем.Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/3375-marina-tsvetaeva.html
- https://rtp-news.com/biografija-mariny-cvetaevoj/
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-marina-cvetaeva.html