Биография
Марина Шиманская — советская и испанская актриса театра и кино, прославившаяся в начале 1980-ых годов благодаря романтической комедии «Берегите женщин», фильму-катастрофе «Тридцать четвёртый скорый» и экранизации повести Федора Достоевского «Чужая жена и муж под кроватью».
Биография Марины Шиманской начинается 27 октября 1955 года. Будущая артистка родилась в семье простых людей, которые не имели отношения ни к кинематографу, ни к любому другому виду искусства. Между прочим, отец девочки, Мечислав Иосифович, пережил в свое время настоящее семейное горе: во времена сталинских репрессий всех родных мужчины расстреляли за то, что они были выходцами из польского аристократического рода, а самого парня отправили в места не столь отдаленные на продолжительный срок.
Родители девочки познакомились в лагерях под Саратовом. Папа сидел там семь лет, а мама трудилась санитаркой. До этого брака у Мечислава Иосифовича была семья, супруга ждала ребенка. Но когда мужчину посадили, то женщина от него отказалась.
В итоге Марина появилась на свет в поселении, где разрешили жить отцу малышки после лагеря. Артистка до сих пор помнит бараки с длинными коридорами и крошечными комнатками. О том, что любимый отец сидел, девочка узнала, когда обнаружила официальное письмо, пришедшее через несколько лет после смерти Иосифа Сталина. В нем мужчине приносились извинения за то, что произошла ошибка, он – не «враг народа». В семье Шиманских никогда не вспоминали прошлое. Тема лагеря была навсегда закрыта для обсуждений.
Марина оказалась спортивным ребенком. Она занималась легкой атлетикой и постоянно ездила на сборы в Сочи.
Еще дошкольницей Шиманская серьезно увлеклась изобразительным искусством. Сначала девочка рисовала карандашом, потом красками, причем преуспевала в этом занятии. Родители отдали дочку в художественную школу, и она планировала посвятить жизнь живописи. Помимо худшколы Марина брала частные уроки рисования у художницы Киры Гавриловой.
Но в старших классах Шиманская стала активно участвовать в школьной самодеятельности. Ни один ученический спектакль не обходился без внимания девушки, укрепляя любовь к сцене. В итоге биография Марины Шиманской напрямую связалась с актерской профессией после того, как будущая звезда приняла решение поступать в театральный институт. Но рисовать Марина так и не перестала, просто занимается этим для души.
Первоначально Шиманская отправилась изучать актерское мастерство в Саратовское театральное училище, где руководителями стали заслуженный деятель искусств РФ Георгий Банников и народная артистка СССР Римма Белякова. Затем Шиманская уехала в Москву и стала студенткой Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. На курсе Олега Табакова девушка познакомилась и подружилась с другой будущей звездой – Еленой Майоровой.
После выпуска из вуза Марина много лет играла в Московском театре «Эрмитаж», а в 1991 году перешла в труппу Театра-студии под руководством Олега Табакова, но прослужила в ней только один сезон. Причиной ухода стала личная жизнь Марины Шиманской.
Фильмы
Кинодебют начинающей актрисы состоялся, когда девушка только начала учиться в ГИТИСе. Шиманской досталась роль учительницы-практикантки Лидии Николаевны в легком подростковом фильме «Когда я стану великаном». Картина имела большой успех, и после этого Марине поступали одно предложение за другим. Но актриса регулярно отвергала сценарии, послушавшись преподавателей и сосредоточившись на учебе.
На съемочную площадку Шиманская вернулась только на последнем году учебы и создала эффектный и запоминающийся образ Катрин в историко-приключенческой картине «Эскадрон гусар летучих». Актриса сумела показать персонаж с двух сторон: и как кокетливую и легкомысленную дочь помещика, вскружившую голову самому Денису Давыдову, и как патриотку, демонстрирующую преданность России во время нападения армии Наполеона.
Но самые известные фильмы Марины Шиманской – романтическая комедия «Берегите женщин», где еще блистали Андрей Градов и Игорь Скляр и звучали песни в исполнении Юрия Антонова, и фильм-катастрофа о железнодорожной аварии «Тридцать четвёртый скорый». Интересно, что на роль новобрачной Раи в эту киноленту пробовались более двух десятков актрис, но режиссера каждый раз что-то не устраивало. Когда постановщик увидел Марину, сомнения моментально развеялись: артистка идеально поняла психологию и манеры своей героини.
После образов капитана буксира «Циклон» Любы и невесты Раи Шиманская попала в число самых любимых российских артисток и даже оказалась на обложке журнала «Советский экран» за 1981 год, что считалось одним из наивысших проявлений признания.
За таким успехом последовали молодежная комедия «Утро вечера мудренее» и легкая мелодрама «Культпоход в театр». Затем были социальная драма «Родителей не выбирают» с Андреем Смоляковым, детский юмористический фильм «Этот негодяй Сидоров» с юным Владиславом Галкиным, фантастическая комедия «Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа» с мэтрами кинематографа Анатолием Папановым и Евгением Евстигнеевым.
В последующие годы Шиманская помогала создавать мелодраму «Счастливая, Женька!» с Еленой Цыплаковой и экранизацию комедийного рассказа Федора Достоевского «Чужая жена и муж под кроватью» с великолепными актерами Олегом Ефремовым и Мариной Неёловой.
Снявшись в лирической комедии «Рядом с вами», Шиманская надолго пропала с экранов. Вплоть до 2004 года женщина избегала съемочных площадок и сделала исключение только для своих испанских друзей, решивших создать короткометражную ленту «Человек без человека».
Вновь почувствовав вкус к актерству, свою фильмографию Марина Шиманская дополнила мелодрамой «Победитель» и историко-биографическим телесериалом «Поединки». И если в молодости актрисе приходилось демонстрировать на экране ярких красавиц, то теперь она выплеснула на зрителя характер своих героинь: деревенской провинциалки Светланы и Натальи Седовой, жены Льва Троцкого.
В 2012 году дочь Марины Ольга и муж девушки Никита Тихонов-Рау сняли фильм «В ауте». Шиманская участвовала в проекте как актриса озвучивания. Голосом артистки говорит девочка-аутист.
Личная жизнь
Комедия «Берегите женщин» не только принесла популярность, но и изменила личную жизнь Марины Шиманской. На съемках девушка познакомилась с будущим мужем – актером Альгисом Арлаускасом, которого зрители должны прекрасно помнить по фильму Леонида Гайдая «Спортлото-82». Тогда же за молодой артисткой ухаживал актер Андрей Ростоцкий, но девушка уже была влюблена в Альгиса и знаков внимания Андрея не заметила.
Между Шиманской и Арлаускасом пробежала искра влюбленности, переросшая в большое чувство, и в итоге Альгис сделал Марине предложение руки и сердца. Почти сразу у супругов родилась дочь Ольга, а через девять лет – сын Александр.
В начале 1990-ых годов российский кинематограф погрузился в тишину. Муж Марины Шиманской иммигрировал в Испанию, так как он был наполовину литовцем, наполовину испанцем. У него даже имелась недвижимость в стране басков, доставшаяся по наследству от деда по материнской линии, – в Бильбао.
С отцом уехала и дочь Ольга, а Марина отвезла маленького сына к родственникам в Саратов и продолжала гастролировать с театром Олега Табакова. Но в какой-то момент женщина поняла, что ради полупустых зрительных залов отказывается от любимых людей: мужа и детей. Артистка уволилась из труппы, забрала сына Александра и тоже перехала в Испанию.
В Бильбао Шиманская выучила испанский язык, создала вместе с Альгисом Арлаускасом собственную профессиональную школу, в которой обучает молодых актеров и сценаристов. Причем Марина сама преподает в классе актерского мастерства.
В 2013 году между актрисой и мужем произошел разрыв, и личная жизнь Марины Шиманской изменилась. Супруги пытались наладить отношения, даже обращались к профессиональному психологу, но и тот не смог помочь, объявив, что они уже долгое время видят перед собой разные цели. В итоге муж и жена расстались, Арлаускас ушел к другой женщине – испанской подруге Марины. Но актриса не держит обиды ни на Альгиса, ни на новую избранницу мужчины, хотя уход супруга она пережила болезненно. Кстати, так как Шиманская развод не оформляла, то официально она все еще остается женой Альгиса Арлаускаса.
В сети можно найти много фото, снятые во время счастливой супружеской жизни.
Дочь артистки Ольга стала режиссером. Девушка живет в Москве. Замужем за Никитой Тихоновым-Рау. Вместе с супругом Ольга создала киностудию. А сын Марины Александр остался жить в городе Бильбао.
В 2016 году артистку пригласили на программу «Пусть говорят». Тогда Шиманская откровенно призналась, что некоторое время после ухода мужа не могла выйти из дома.
В одном интервью актриса поделилась, что у нее сложилось плохое впечатление о создателе и руководителе «Табакерки» Олеге Табакове. Женщина не раз жалела, что согласилась играть у Олега Павловича.
Однажды у друга Марины – актера Игоря Нефедова – случилась беда. Мужчина запутался в семейных отношениях, и еще возникли проблемы с деньгами. Но когда труппа находилась на гастролях в Японии, Табаков снял Игоря с роли. Тогда Нефедову нужно было как-то жить в чужой стране месяц.
После возвращения на родину гонорар артисту не выплатили, а затем руководитель «Табакерки» отстранил актера от роли в спектакле «Механическое пианино», не назвав причины. Вскоре после этого Игорь Нефедов покончил жизнь самоубийством.
В той же беседе Марина сказала, что Олега Табакова для нее не существует.
Марина Шиманская сейчас
Сейчас, в 2018 году, Марина Шиманская увлечена школой и учениками. Дети стали смыслом жизни актрисы. Женщина гордится тем, что ученики читают и играют сюжеты произведений Антона Чехова и Федора Достоевского.
Возвращаться в Россию артистка не собирается.
Фильмография
- 1978 — «Когда я стану великаном»
- 1980 — «Эскадрон гусар летучих»
- 1981 — «Берегите женщин»
- 1982 — «Тридцать четвертый скорый»
- 1983 — «Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа»
- 1984 — «Парад планет»
- 1984 — «Счастливая, Женька!»
- 1984 — «Чужая жена и муж под кроватью»
- 1986 — «Рядом с вами»
- 2009 — «Победитель»
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/3397-marina-shimanskaia.html