Содержание
- 1 Лекции
- 2 Биография
- 3 Детство и юность
- 4 Режиссура
- 5 Фильмы
- 6 Личная жизнь
- 7 Смерть
- 8 Фильмография
- 9 Биография Владимира Басова
- 10 Детство и юношеские годы
- 11 Образование и военная служба
- 12 Начало творческого пути
- 13 Владимир Басов – режиссер
- 14 Владимир Басов – актер
- 15 Личная жизнь Владимира Басова
- 16 Смерть Владимира Басова
Лекции
Восприятие и трактовка музыки201237 мин
Биография
О том, что у него сложится творческая биография, Владимир Басов, как это ни удивительно, понял не то что в молодости, а в очень раннем детстве. Актер и сценарист рассказывал, что еще в детском саду ощутил тягу играть отнюдь не в игрушки. При этом, как режиссер, любил, чтобы действие динамично развивалось, не терпел, когда в кадре и за кадром что-то тянулось, делалось медленно или без конца откладывалось.
На площадке Басов чувствовал себя полноправным хозяином, вмешивался в работу всех служб, вплоть до последнего осветителя. Потому и сниматься в его фильмах соглашался не каждый. Но и тут Владимир поступал мудро – приглашал в основном друзей, которые хорошо понимали его стиль работы.
Детство и юность
Владимир Басов родился в 1923 году в поселке Уразово в семье учительницы и военнослужащего. Мать, дочка православного священника, родилась в Покровске. Отец Павел Басултайнен, по национальности финн, закончил Тартусский университет, был офицером, командиром пограничных войск. Через 8 лет после рождения сына он погиб в боях. После этого жизнь семьи изменилась.
Как вспоминал Басов, его детство – это многочисленные переезды и странствия по стране. Жили они с матерью и в Воронеже, и на Волге, и в Курске, и в Липецке. После смерти отца семья переехала к дяде в город Железнодорожный. Там мальчик идет сразу в 3-й класс, пропустив первый и второй. Через некоторое время Александру Ивановну назначают секретарем районной газеты Калининградской области, поэтому 4-й класс Басов заканчивал опять в другом городе. Каждый год будущий артист менял школы, но это не мешало Володе прилежно учиться и закончить 10-й класс в Москве.
В 1941 году Басов приходит во ВГИК и узнает правила приёма. Юноша твердо верил, что сможет поступить. Так бы и было, если бы планы талантливого парня не разрушила война. Басов ушел на фронт добровольцем. Говорят, что он даже исправил год рождения, чтобы подойти по возрасту.
Сначала Владимир Павлович был лейтенантом интендантской бригады и организовывал художественную самодеятельность, его ребята дали 150 концертов на передовой. Но позже судьба преподнесла сюрприз: Басова отправляют в минометную бригаду, которая совершила немало подвигов.
В феврале 1945 года парень с ранением попадает в госпиталь, но после выздоровления возвращается в строй. После войны будущий актер получил чин капитана, а за подвиги — орден Красной Звезды. Басов имел все шансы сделать блестящую карьеру военного, но отказался, мечтая совсем о другом.
Режиссура
В 1947 году Владимир поступает на режиссерский факультет ВГИКа. В 1952-м он заканчивает вуз и начинает работать на «Мосфильме». Сначала Басов трудился ассистентом режиссера и работал над картиной «Пржевальский» вместе со своим учителем Сергеем Юткевичем. Набравшись опыта, артист снимает свой первый фильм «Школа мужества». После успешного дебюта Владимир Павлович снимает ряд запоминающихся фильмов: «Первые радости», «Крушение эмирата», «Жизнь прошла мимо» и другие.
В 1960 году Басов снимает новую картину «Битва в пути», которая занимает 6-е место в прокате и получает ряд похвальных рецензий от критиков. Настоящим прорывом стала шпионская драма «Щит и меч» со Станиславом Любшиным, Аллой Демидовой и Олегом Янковским. Это потрясающей глубины рассказ не столько о нюансах военной разведки, сколько о мастерстве перевоплощения, моральных усилиях, невидимых для противника, но ощущаемых зрителем.
Не менее яркой получилась экранизация пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» в 1975 году, к которой Владимир написал сценарий и в которой снялся сам.
Через 40 с лишним лет поклонники невольно будут сравнивать этот фильм с телевизионным проектом «Белая гвардия», исполнителей ролей Андрея Мягкова и Константина Хабенского, Валентину Титову и Ксению Раппопорт, Николая Ефремова и Андрея Ростоцкого. После этого из-за проблем со здоровьем режиссер 5 лет ничего не создавал. Как вспоминает бывшая жена, это был очень трудный период для Володи, но он нашел в себе силы и справился.
В 1980-м Владимир Павлович снял производственную драму «Факты минувшего дня», за которую получил Государственную премию СССР. Проект, по словам сына Владимира-младшего, далеко не самый лучший. Просто оставить без внимания к тому времени знаменитого режиссера было бы неприлично. Да и народным артистом Советского Союза Басов стал довольно поздно и так объяснял причину:
«Они считают меня шутом, а шутам званий не дают».
Казалось, великий Басов вернулся, и зрители снова смогут наслаждаться его творениями. Но в 1983 году болезнь приковала режиссера к постели на полгода. Через год после этого события Басов приступил к созданию последней картины «Время и семья Конвей», в которой задействовал представителей популярных актерских династий – Табаковых, Леоновых, Стриженовых и Янковских. В этом фильме, а также в фантастической притче «Семь криков в океане» снялся и Владимир Басов-младший.
Фильмы
Фильмография Владимира Басова-актера в разы обширнее, чем список режиссёрских и сценарных работ. Дебют в кино произошел в 1954 году в «Школе мужества», что было началом блистательной актерской карьеры. За свою жизнь Басов сыграл более чем в 130 фильмах. Одним из самых ярких эпизодов стала роль в лирической комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», исполнитель которой, как говорится, проснулся знаменитым и востребованным.
Примечательно, что роль Басова никто не планировал, она возникла случайно. Картину ещё на этапе читки сценария начали критиковать, так как не было в ней критического отношения к жизни, которое тогда было обязательным для советского кинематографа. Поэтому образ недовольного всем и вся полотера сочиняли прямо на съемочной площадке.
Актер, который должен был играть этот эпизод, заболел. Совершенно случайно на студии оказался Владимир Павлович, он как раз работал над очередным фильмом и проходил мимо. Необычная внешность выделяла артиста из толпы. Как вспоминают коллеги по актерскому цеху, за Басовым всегда хотелось следить, он умел моментально приковывать к себе внимание.
Наверное, поэтому Владимир не стремился играть главные роли, а с блеском исполнял второстепенные. Среди таких героев – кандидат в женихи в мелодраме «Москва слезам не верит», агент по недвижимости в комедии «По семейным обстоятельствам», озабоченный собственными похоронами клиент нотариуса в «Ищите женщину».
В «Принцессе цирка» бывший циркач в исполнении Басова ловко тушил разгорающиеся конфликты, порой прибегая к откровенному обману, оперный певец в «Мимино» помогал заселиться в элитную гостиницу простому лётчику.
Но не стоит думать, что Владимир Павлович умел создавать только комические образы, он великолепно играл в классических картинах. Можно вспомнить его «Карусель», «Бег», «Преступление и наказание». Неоднократно артист снимался в фильмах на героическую тему: «Срочно…Секретно… Губчека», «Тегеран 43».
Отдельно стоит рассказать о детских фильмах. Басов сыграл всем известного Стампа в «Приключениях Электроника» и Серого Волка в «Красной Шапочке». При слове «Дуремар» в памяти всплывает фото героя в нелепом колпаке, несуразного и смешного, занимающегося неприятными делами, чтобы заработать на жизнь.
Совсем недетским получился у актера принц Лимон в «Чипполино». Киноведы разглядели в этом фильме аналогию с реалиями, наступившими через 40 лет:
«Стиль и наряды предвосхищают моду русских поп-звезд третьего тысячелетия. Здесь высмеивают милитаризм и культ личности. Подробно показан процесс рейдерского захвата со стороны крупных собственников при помощи государства».
Все эти образы получились у актера великолепно. Но в сказках он запомнился не актерской игрой, а своей искренностью. Присутствовавшие на съемочной площадке рассказывали, что Владимир Павлович всегда был окружен детьми, обожавшими артиста и чувствовавшими его доброту. А, как известно, детей обмануть невозможно.
Личная жизнь
Владимир Басов трижды пробовал обрести счастье в личной жизни. Коллеги-мужчины удивлялись, как с такой нестандартной внешностью ему удавалось завоевывать женщин, причем считавшихся первыми красавицами советского кинематографа. Все дело было в красноречии, таланте и харизме знаменитого артиста. Даже в повседневной жизни он выглядел по-заграничному – изысканно одевался, курил дорогие сигареты и часто менял машины.
С первой женой, актрисой Розой Макагоновой, режиссер познакомился во время учебы, но брак распался. Причиной развода, по одной версии, стало нежелание женщины заводить детей. По другой – этого не хотел сам Басов, понимавший, что сильных чувств Роза к нему не испытывала. Но бывшие супруги не перестали общаться, Макагонова позже навещала больного Владимира в больнице.
Во второй раз режиссер женился на красавице Наталье Фатеевой. В 1959 году актриса родила Басову сына Владимира. Он пошел по отцовским стопам, отучился во ВГИКе у Сергея Бондарчука. С детства начал сниматься, а потом снимать фильмы. После развода Наталья Николаевна вычеркнула мужа из жизни, хотела, чтобы и сын забыл об отце. Однако Владимир Павлович всегда был в курсе, чем занят его наследник. Позднее Басов-младший рассказал, что мать попросту не звала его к телефону, когда звонил отец.
Внук режиссера не пошел по творческому пути, хотя мальчишкой засветился в «Ералаше» и в единичных киноэпизодах. Иван Басов окончил гуманитарный институт, работает переводчиком, познакомил русскоязычную аудиторию с рассказами о Гарри Поттере.
С третьей женой Валентиной Титовой Басов познакомился на пробах фильма «Метель». Едва увидев молодую женщину, Владимир сразу сказал, что женится. Конечно, ему никто не поверил. На режиссерские знаки внимания актриса не обращала внимания, но Басов всегда умел красиво ухаживать, и Валентина не устояла. В семье родились сын Александр и дочь Елизавета.
Артистка больше занималась карьерой, нежели бытом. Вскоре пара рассталась, вернее, Титова ушла к оператору Георгию Ивановичу Рербергу. Басов надеялся, что Валентина вернется в семью, но этого не произошло. Режиссер даже судился с супругой по поводу лишения материнских прав. В итоге дети остались с отцом.
По версии сына, роман Титовой с Рербергом начался позже, когда мать переехала на съемную квартиру. А говорить, что один ушел, а другой остался, неверно:
«Просто брак изжил себя».
Александр – режиссер, продюсер и сценарист, создатель комедии «ДМБ» с порядковыми номерами 002, 003 и 004 (чтобы не путали с культовым одноименным фильмом Романа Качанова).
Как и отец, трижды женат, сейчас с актрисой Юлией Яновской воспитывает пасынка Петра. Сын Мстислав от первого брака, еще один внук Владимира Павловича – военнослужащий. Елизавета стала танцовщицей, вышла замуж за иностранца и уехала во Францию. Вырастила дочь Ариадну.
Смерть
После ухода третьей жены у Басова началась сильная депрессия, он начал злоупотреблять алкоголем, что привело к ухудшению здоровья. Впрочем, сыновья актера утверждали, что не видели отца настолько уж пьяным, как пишут СМИ. Ряд источников, ссылаясь на слова актрисы Натальи Кустинской, называют Наталью Фатееву источником слухов о постоянном пьянстве Владимира.
Последние 3 года жизни Басов страдал от последствий инсульта, но напоследок успел написать сценарий к детективу по пьесе Агаты Кристи «Мышеловка». Доснимал фильм Самсон Самсонов. По воспоминаниям Александра, отец в сердцах грозился принять яд, настолько тяжело переносил бездействие. На это наложились еще 2 инфаркта и военные раны. Причиной смерти знаменитого кинорежиссера и актёра в 1987-м стал повторный инсульт.
Владимир Басов похоронен на Кунцевском кладбище. На могиле установлена скромная мраморная плита со стилизованным изображением кинопленки.
Фильмография
- 1963 – «Я шагаю по Москве»
- 1965 – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
- 1968 – «Щит и меч»
- 1970 – «Бег»
- 1972 – «Чиполлино»
- 1973 – «Совсем пропащий»
- 1975 – «Приключения Буратино»
- 1976 – «Дни Турбиных»
- 1977 – «Мимино»
- 1977 – «Про Красную Шапочку»
- 1978 – «По улицам комод водили»
- 1979 – «Москва слезам не верит»
- 1979 – «Приключения Электроника»
- 1982 – «Ищите женщину»
- 1982 – «Принцесса цирка»
Биография Владимира Басова
Владимир Басов – знаменитый советский актер, кинорежиссер и сценарист. Широкому зрителю Владимир Павлович известен в первую очередь как комедийный актер второго плана. И это вполне заслуженно, ведь на его счету числятся ставшие поистине народными образы, например, такие как милиционер из новеллы Гайдая «Напарник», или же любимые всеми трикстеры из детских сказок – Дуремар, Волк, Принц Лимон, Стамп и другие, не менее харизматичные, персонажи.
При этом каждый, формально отрицательный или характерный, герой в его исполнении неизменно вызывал у зрителей симпатию – конечно, всё благодаря обаянию этого прекрасного артиста с хрипловатым голосом и доброй улыбкой. Ведь так играть мог и, правда, только он – обладающий несуразным, в общем-то, для актера телосложением, высокий и худощавый, но такой обаятельный и неповторимый – Владимир Басов!
В фильмографии этого многогранного артиста есть также множество «серьезных» работ, в том числе и режиссерских. Его персонажами становились преданные делу разведчики («Щит и меч»), офицеры белой армии («Дни Турбиных»), фронтовики («Тишина») и даже пушкинские герои («Метель»)…
Детство и юношеские годы
Будущий Народный артист родился 28 июля 1923 года в поселке Уразово Воронежской губернии (сейчас – Белгородская область). Его мама, Александра Ивановна, была школьным учителем, а папа, Павел Басултайнен, – офицером, в годы Гражданской войны служившим у самого Чапаева. Отец Владимира был финном по происхождению, выпускником Тартусского университета (Эстония); обрусеть с фамилией «Басов» ему помогли сослуживцы – таково было прозвище Павла в партийном кругу.
В связи со службой главы семейства Басовым приходилось часто менять место жительства: некоторое время они жили в Курске, Липецке, Воронеже. Поначалу практически каждый новый учебный год Владимиру приходилось знакомиться с новой школой – по некоторым данным, он успел поучиться в Туркмении, Подмосковье и даже Сухуми. В 1931 году в Средней Азии на пограничной заставе погиб его отец – мальчику тогда было всего 8 лет.
Образование и военная служба
Позднее Басовы перебрались в столицу, поэтому среднюю школу Владимир окончил уже в Москве. В 1941 году он мечтал поступить во ВГИК, однако его планам помешала начавшаяся война – по одной из версий, чтобы уйти добровольцем на фронт, Владимир добавил лишний год к дате своего рождения. В том, что он непременно должен защищать Родину, сомнений у юноши и быть не могло.
Уже в звании лейтенанта он был отправлен в интендантскую бригаду, задачей которой было поддерживать боевой дух русских солдат – и на фронте Басов не забывал о своей тяге к искусству. С такими же творческими активистами, как он, Владимир дал более ста концертов на передовой, затем же его отправили на службу к минометчикам. В 1945 году он получил ранение, некоторое время провел в госпитале, а после выписки решил вернуться обратно на фронт.
Начало творческого пути
После окончания войны Владимиру Басову было присвоено звание капитана, также за боевые заслуги его отметили орденом Красной звезды. Спустя два года после победы советского народа в Великой Отечественной войне Басов отказался от перспективы продолжить военную службу и, как и собирался, поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Так он попал в мастерскую известных режиссеров Сергея Юткевича и Михаила Ромма, что было большой удачей и путевкой в жизнь – творческую и насыщенную.
Владимир Басов – режиссер
После успешного окончания ВГИКа в 1952-м Басов стал работать на «Мосфильме», начав свой путь с простой должности ассистента режиссера. В этой роли он принял участие в съемках фильма «Пржевальский» своего преподавателя Сергея Юткевича. Тот помог Басову быстро вникнуть в нюансы съемочного процесса и вселить уверенность в своих силах.
Получив небольшой режиссерский опыт, Владимир начал работу над дебютным фильмом «Школа мужества». Эта кинокартина по роману Аркадия Гайдара, посвященная событиям Гражданской войны, поразила критиков и очаровала зрителей. После удачной премьеры Басов обрел уверенность в правильности выбранной профессии. Вскоре в свет вышли его фильмы «Битва в пути», «Первые радости».
Несмотря на несомненное влияние идеологии на его раннее творчество («Школа мужества», «Крушение эмирата» и др.), даже за картинками-лозунгами Басов-режиссер старался показать в первую очередь живых людей – каждого со своими мотивами и устремлениями. Позднее Басов продолжил активно снимать кино, зачастую обращаясь к литературным первоисточникам – в его круг интересов входили и произведения соцреалиста Константина Федина, и «лейтенантская проза» Юрия Бондарева, и шпионские романы Вадима Кожевникова, и классика от Пушкина до Булгакова.
Именно фильмы по романам трех последних писателей представляют собой то, что можно назвать золотым наследием Владимира Басова-режиссера. Четырехсерийный «Щит и меч», ставший лидером проката в 1968 году, и подаривший советскому зрителю прекрасный дуэт Янковский-Любшин, и сейчас смотрится на одном дыхании. В «Метели» (1963) Басов продемонстрировал мастерство обращения с литературным источником и трепетное отношение к классике.
Другим его шедевром стала, конечно, мини-сериал «Дни Турбиных» по одноименной пьесе Михаила Булгакова, поставленный в 1975 году. Эта экранизация стала не только одним из бриллиантов советского кино, но и собрала вместе таких прекрасных актеров, как Андрей Мягков, Василий Лановой, Олег Басилашвили. Одну из своих лучших ролей исполнил здесь и сам Басов – капитана Мышлаевского. В 1980 году Басов был награждён Государственной премией СССР за постановку драмы «Факты минувшего дня» с Михаилом Ульяновым в главной роли, а в 1983-м получил звание Народного артиста СССР.
Владимир Басов – актер
За свою жизнь Басов снялся в более чем 90 фильмах. Он прекрасно мог сыграть и в комедийном жанре, и в классических экранизациях, и в исторических, героических картинах. Его полюбили не только взрослые, но и дети. Он превосходно сыграл и Дуремара, и Серого Волка, и Стампа, сделав их более запоминающимися положительных персонажей. Басов сразу запомнился и полюбился зрителю своим талантом и харизмой, несмотря на то, что играл в основном небольшие или эпизодические роли. Помимо драматической роли в «Днях Турбиных» и комедийной – у Гайдая, другой знаменитый образ был воплощен им в лирическом фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», где он сыграл уборщика в квартире знаменитого писателя, под видом своего начальника, разглагольствующего о литературе перед пришедшими гостями.
Даже комедийный образ в его исполнении приобретал отнюдь не радужные оттенки – в его героях всегда было так называемое «двойное дно», тяга к фарсу и клоунаде, в которой при этом угадывалось что-то трагическое. Вероятно, это было и в самом характере Басова, который, как и всякий большой артист, вкладывал в свои роли частицу самого себя. Шут – фигура совсем не комическая, он, как мы знаем еще по Шекспиру, персонаж другого жанра.
Именно поэтому удивительно органично смотрелся Басов в экранизации булгаковского «Бега», гениально поставленного Аловым и Наумовым, в роли «короля тараканьих бегов» Артура – талантливого дельца, сумевшего в трудные для всех времена зарабатывать деньги на таком абсурдном поприще.
Личная жизнь Владимира Басова
Басов был женат трижды.
От второго официального брака с актрисой Натальей Фатеевой воспитывал сына Владимира. Третья жена, Валентина Титова, родила сына Александра. Вскоре после его рождения Валентина ушла от Басова к известному режиссеру Георгию Рербергу.
Смерть Владимира Басова
После расставания с супругой Владимир злоупотреблял алкоголем, впал в депрессию. Это плохо сказалось на его слабом здоровье. Он перестал сниматься в кино и консультировать режиссеров. В 1987 году Владимир перенёс второй инсульт и вскоре умер.
Используемые источники:
- https://www.culture.ru/persons/654/vladimir-basov
- https://24smi.org/celebrity/1048-vladimir-basov.html
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-basov.html