Содержание
- 1 Биография
- 2 Детство и юность
- 3 Фильмы
- 4 Личная жизнь
- 5 Смерть
- 6 Фильмография
- 7 Биография Андрея Тарковского
- 8 Детство и юность Андрея Тарковского
- 9 Карьера режиссера Андрея Тарковского
- 10 Позднее творчество Андрея Тарковского
- 11 Личная жизнь Андрея Тарковского
- 12 Наш ответ Кубрику
- 13 Роковая любовь
- 14 Дата и причины смерти
- 15 Где похоронен
- 16 Краткая биография Андрея Тарковского
Биография
Имя Андрея Тарковского золотыми буквами вписано в историю советского кинематографа, он по праву стал одним из величайших деятелей кинопроизводства. Культовые картины «Солярис» и «Зеркало» пытаются разобрать по косточкам последователи, при этом ясно понимая, что снять что-то подобное по силе влияния на душу зрителя невозможно.
Ещё при жизни режиссёр получил признание не только на родине, но и во всём мире, что было совершенно не характерно для искусства, запертого в рамках одного государства. Последние годы Тарковский провел вне пределов Советского Союза и в отличие от многих коллег, решившихся на подобный шаг, сохранил благосклонность властей.
Детство и юность
Андрей Тарковский родился в маленьком селе Завражье Костромской области, где семья гостила у родственников матери Марии Ивановны. Отцом Андрея был поэт, сценарист и переводчик Арсений Александрович Тарковский, к началу 30-х годов уже состоявшийся и известный деятель искусств. Спустя несколько месяцев после рождения сына Тарковские вернулись в Москву. В 1934-м у Андрея родилась сестра, которую назвали Мариной.
Детство мальчика было безрадостным. Когда ребенку исполнилось 4 года, отец ушел из семьи к другой женщине. Мать Мария Ивановна в одиночку тянула двоих детей. Сестра режиссёра в интервью вспоминала, что жить приходилось впроголодь. Сам Андрей рассказывал, что ему очень не хватало отца, несмотря на то, что поэт старался не забывать о первой семье.
Во время Великой Отечественной войны Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в Юрьевец, однако скоро Тарковские вернулись в Москву. Андрея отдали в музыкальную школу, где мальчик учился играть на фортепиано.
В молодости он также посещал художественные курсы, на которых учился академическому рисунку. После выпуска из общеобразовательного учебного заведения юноша поступил в институт востоковедения, где изучал арабскую культуру.
Едва закончив 1-й курс, Андрей забрал документы из вуза, аргументировав это решение тем, что поторопился с выбором профессии. Будучи неуверенным в выборе собственного пути, молодой Тарковский связался с сомнительными личностями. Жизнь будущей знаменитости покатилась под откос. Из этой ситуации парня спасла мать, в 1953 году устроившая сына коллектором во ВНИИ цветных металлов и золота.
В составе геологической экспедиции Тарковский отправился в глубины тайги, где год провёл в изоляции от остального мира, работая и делая наброски с натуры.
Фильмы
Вернувшись из экспедиции, Андрей без колебаний подался во ВГИК на факультет режиссуры. Куратором Тарковского стал признанный мэтр кино, обладатель многочисленных Сталинских премий Михаил Ильич Ромм. Ко всем ученикам он относился с отцовской любовью и вниманием, всегда умел распознать в работе молодого поколения будущие шедевры, даже если их взгляды противоречили его собственным. Так было и с Тарковским.
Молодому человеку повезло дважды: в первый раз в том, что он попал к Ромму, а во второй — в политических и социальных течениях того периода. На тот момент прошел год после смерти Сталина. Железная хватка режима несколько ослабилась, появилась возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами и прикоснуться к западному кинематографу.
Было принято решение увеличить количество снимаемых фильмов. Кинопроизводства СССР коснулись новые веяния, которые Андрей Тарковский сумел ассимилировать и воплотить в своих творениях. Но это было позже.
Творческая биография Тарковского началась в 1956 году. Дебютный проект кинорежиссёра — короткометражный фильм по рассказу Эрнеста Хемингуэя. Затем были созданы ещё несколько картин такого формата.
Уже тогда студента характеризовали как необычайно одарённого и предрекали большое будущее. А знакомство с Андреем Кончаловским, поступившим во ВГИК в 1956 году, оказалось чрезвычайно плодотворным и полезным для обоих студентов. Вместе они создали ряд киносценариев и в будущем постоянно обменивались опытом.
В институте окончательно сформировались основные черты Тарковского-режиссёра: иносказательность, стремление поднимать и оставлять без однозначного ответа социальные и этические вопросы, тщательное внимание к свету и звуку, задача которых заключалась в том, чтобы погружать зрителя в реальность картины.
В 1960 году Тарковский закончил учебу в вузе, получил диплом с отличием и сразу же принялся за работу. Режиссёр задумывался о постановке фильма «Андрей Рублёв» и подавал запрос на разрешение в художественный совет СССР, однако там начинающего специалиста осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы.
Сценарий картины был отложен в ящик, а сам Тарковский взялся за другой проект – «Иваново детство», которому суждено было сделать постановщика знаменитым. Режиссеру предстояло создать фильм в условиях нехватки денег и времени.
За неполный год вчерашний выпускник снял потрясающую картину, завоевавшую два десятка наград на международных киносмотрах, в том числе и «Золотого льва» на знаменитом Венецианском кинофестивале.
После громкого успеха «Иванова детства» Андрей Тарковский приступил к работе над кинокартиной «Андрей Рублёв». На этот раз художественный совет одобрил смелую заявку молодого режиссёра. Тарковский сотрудничал с оператором Вадимом Юсовым и композитором Вячеславом Овчинниковым. Это творческое трио сохранилось почти до самой смерти режиссёра.
В работе над сценарием участвовал Андрей Кончаловский. Этот фильм, повествующий о монахе-иконописце, стал культовой работой для Советского Союза. И снова картина молодого режиссёра собрала множество наград как на родине, так и за её пределами.
В 1979-м Андрей перенес на экран роман Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Путь к зрителю получился долгим: первый вариант фантастического фильма «Сталкер» погиб из-за технической ошибки, пришлось трижды переснимать, причем с разными операторами и художниками. Худсовет Госкино присвоил картине только 3-ю прокатную категорию и разрешил сделать всего 196 копий. Это значит, что охват аудитории был минимальным.
Тем не менее в год выхода творение Андрея увидели 4 млн человек, на Каннском фестивале лента получила Приз международного жюри. В Интернете до сих пор пишут отзывы поклонники творчества режиссера, посмотревшие фильм 100 раз и так не понявшие, чем он так завораживает.
Датский режиссер Ларс фон Триер признался, что обязан русскому коллеге тем, что пришел в эту профессию, всегда поклонялся Тарковскому, подсматривал у него идеи, а «Зеркало» с Маргаритой Тереховой – вообще любимый фильм.
К слову, Андрей успел ознакомиться с триеровским «Элементом преступления» и, как пишут СМИ, отозвался о проекте крайне нелицеприятно.
Вадим Юсов отказался снимать «Зеркало» — внутренне не принял картину. Сценарий фильма построен на воспоминаниях Тарковского, а оператор, знавший семью режиссера, считал, что отдельные моменты не то чтобы не соответствуют действительности, но не соотносятся с натурой Андрея.
Сценарий к «Ностальгии» Тарковский написал вместе с Тонино Гуэррой, правки вносились даже во время съемок. На Каннском фестивале в 1983-м фильм получил 3 премии – приз ФИПРЕССИ, за режиссуру и от экуменического жюри. И тогда же начались неприятности. По рассказам сына Андрея, дискредитировать отца пытался Сергей Бондарчук. И Тарковский, у которого было еще 14 новых проектов, понял, что в СССР они не реализуются в полноценные пункты фильмографии, и остался в Италии.
Личная жизнь
С первой женой, актрисой Ирмой Рауш, будущий режиссёр познакомился на первом курсе ВГИКа. Роман вспыхнул очень быстро, через пару недель после знакомства Андрей начал ухаживать за девушкой, и она охотно ответила взаимностью. В конце 3-го курса пара сыграла свадьбу, в семье родился сын Арсений.
Супруги разошлись меньше чем через 10 лет. Старший отпрыск гения кино живет в Венеции, стал хирургом, своего сына назвал Андреем. К сожалению, фото наследников по этой линии не публикуются.
Второй женой режиссёра стала Лариса Кизилова, коллега Тарковского. С ней мэтр прожил до самой смерти, удочерив дочь Ольгу. В браке у них появился общий сын Андрей. Ребенок и не дал ему уйти из семьи к Наталье Бондарчук, исполнительнице роли неземного существа Хари в «Солярисе».
По слухам, Лариса, знавшая о влюбчивости мужа, пригрозила, что Тарковский не увидит мальчика. Сейчас Андрей живет во Флоренции, занимает пост президента Международного института искусств, носящего имя отца. Ольга замужем за итальянцем, но местом жительства выбрала Париж.
Еще одна страница из личной жизни кинорежиссера – роман с Валентиной Малявиной. Отношения с актрисой завязались после того, как она сыграла главную роль в «Ивановом детстве», и дальше платонических не пошли.
Валя была замужем за Александром Збруевым, Тарковский был женат. Влюбленный мужчина сделал предложение, но Малявина ответила отказом:
«Я любила гения, а не человека».
Магнетизм Андрея почувствовала художник по костюмам Ингер Персон из Норвегии, работавшая со съемочной группой фильма «Жертвоприношение». Сына Александра, родившегося от этого романа, знаменитый отец ни разу не видел.
Смерть
Последние годы жизни режиссёр провёл в Милане, где снял легендарное «Жертвоприношение». За решение остаться на Западе власти СССР поспешили вычеркнуть Андрея Арсеньевича из истории советского кинематографа, однако изменили решение, узнав о болезни мэтра.
Тарковский ушел из жизни в декабре 1986 года, причина смерти – рак легких. Смертельный диагноз поставили, увы, на последней стадии. Помощь в лечении оказала Марина Влади, актриса принимала режиссера, когда он приезжал в парижскую клинику. Но усилия были тщетны.
Могила Тарковского находится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся знаменитые выходцы из России.
Имя Андрея Арсеньевича присвоено бульвару в Новой Москве и малой планете. В местах, где он жил, открыты музеи, мемориальные доски, установлены памятники. В Иваново ежегодно проводится фестиваль «Зеркало» имени Тарковского, на Московском международном кинофестивале лучшему фильму вручается Приз Андрея Тарковского.
Фильмография
- 1960 – «Каток и скрипка»
- 1962 – «Иваново детство»
- 1966 – «Андрей Рублев»
- 1968 – «Один шанс из тысячи»
- 1972 – «Солярис»
- 1974 – «Зеркало»
- 1979 – «Сталкер»
- 1983 – «Ностальгия»
- 1986 – «Жертвоприношение»
Биография Андрея Тарковского
Андрей Тарковский – настоящая легенда советского кинематографа. Его вклад в мировое искусство сложно переоценить. Фильмы «Иваново детство», «Солярис», «Жертвоприношение» до сих пор являются классикой советского и европейского кино.
Тарковский-режиссер известен во всех уголках планеты. Его фильмы переведены на десятки языков. И порой, пересматривая их, кажется, что мы знаем об их авторе абсолютно все, ведь в каждом из них живет частичка его души. Но что нам известно о Тарковском как о человеке? Каким был его путь к искусству и какой вклад он оставил в советском и мировом кинематографе? Разобраться в этом мы и попытаемся сегодня.
Детство и юность Андрея Тарковского
Андрей Тарковский родился в небольшом селе Завражье, недалеко от города Юрьевец Ивановской области. Его отец – Арсений Тарковский — был известным советским поэтом, а мама работала корректором в одной из типографий. Отец будущего режиссера оставил семью, когда Андрею было всего три года. Их семья жила достаточно бедно. В деревянном доме постоянно было холодно, а денег ни на что не хватало. «Это было тяжелое время», — вспоминал те годы известный режиссер. – «Не хватало отца. […] Жизнь была необычайно трудной во всех смыслах. Но все же я много получил от жизни. Всем лучшим я обязан матери». Когда началась война, семья Тарковских была эвакуирована в Юрьевец. Мама режиссера – Мария Юрьевна каждое утро перебиралась через реку по тонкому льду, чтобы достать в близлежащем селе немного картошки. Однако в провинциальном городке семья Тарковских прожила недолго. В скором времени мама будущего режиссера устраивается на работу в московскую Первую Образцовую типографию, и вся семья переезжает в столицу СССР. Здесь Андрей Тарковский начинает посещать среднюю школу. Однако естественные науки его практически никогда не интересовали. Намного большее усердие Тарковский проявлял, когда речь заходила о художественных дисциплинах. С раннего детства он постигал азы игры на фортепиано в районной музыкальной школе, с четырнадцати лет начал посещать еще и уроки рисования в художественной школе. В 1951-м Андрей поступил в Московский институт востоковедения на «арабский» факультет. Однако уже год спустя оставил занятия, отмечая, что выбрал профессию несколько поспешно. В 1952-м Тарковский вступает в геологическую партию и отправляется работать коллектором на реку Курейку. Год, проведенный в тайге, по словам самого Андрея Арсеньевича, стал лучшим в его жизни. Здесь, наедине с природой и самим собой, Тарковский окончательно укрепится в своем решении стать режиссером.
Карьера режиссера Андрея Тарковского
В 1954-м Тарковский поступил во ВГИК, где и стал постигать все премудрости режиссуры. Еще будучи студентом, Андрей Арсеньевич снимет ряд короткометражных фильмов, которые будут отмечены многими известными критиками. Однако настоящий его кинодебют произошел лишь в 1962 году, когда на экраны Советского Союза вышел фильм «Иваново детство». Картина принесла Тарковскому первый успех в качестве режиссера, а также была удостоена многих престижных кинематографических наград (в том числе «Золотого льва» Венецианского фестиваля). Подобный успех вмиг сделал Тарковского знаменитым, и позволил режиссеру начать работу над некоторыми новыми проектами. Уже осенью 1964 года он вместе с Кончаловским начинает работу над картиной «Страсти по Андрею», которая выйдет на экраны в 1966-м году под новым названием – «Андрей Рублев». Успех новой картины окончательно упрочил Тарковского в ранге одного из самых популярных режиссеров того времени. В период с 1967 по 1979-й режиссер снимает еще несколько знаковых фильмов. Наиболее популярными из них становятся ленты «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Вместе со съемками кинофильмов Тарковский работает над театральными и радиопостановками.
Позднее творчество Андрея Тарковского
В начале восьмидесятых режиссер начинает все чаще бывать в Европе. В 1982-м в Италии вместе со сценаристом Тонино Гуэрра он работает над фильмом «Ностальгия». Вскоре здесь же начинает снимать и другую свою «итальянскую» картину — «Время путешествий».
В 1983-м Тарковский наведывается в Лондон. Здесь на сцене знаменитого театра «Ковент-Гарден» он ставит оперу «Борис Годунов». Практически сразу после премьеры режиссер отправляется в другое путешествие – в Стокгольм. В 1984-м в Швеции начинается работа над сценарием последнего фильма Тарковского – «Жертвоприношение». 10 июля того же года он ненадолго заглянет в Милан, где на одной из пресс-конференций объявит о том, что не желает возвращаться назад в Советский Союз. Весной 1985-го года Тарковский закончит работу над своим последним фильмом – «Жертвоприношение», действие которого происходит в Швеции. Данная лента получит Гран-при Каннского кинофестиваля, приз Британской киноакадемии, а также огромное количество других наград. Однако о многих из них режиссер уже не узнает. В конце 1985-года у него был обнаружен рак. Стараясь зацепиться за жизнь, Тарковский отправляется в Париж, где проходит длительный курс химиотерапии. Но лечение оказывается безуспешным. Двадцать девятого декабря 1986 года Тарковский умирает.
Личная жизнь Андрея Тарковского
Еще будучи студентом ВГИКа Тарковский познакомился с девушкой по имени Ирма Рауш. Именно она и стала его первой женой. Как признавался сам режиссер, Ирма была первой женщиной, которая всегда его понимала и поддерживала. Она отметилась в двух картинах Андрей Тарковского и даже получила несколько наград за свои роли в кино, однако в скором времени также стала работать в качестве режиссера. От первого брака у известного автора есть сын Арсений. Первый брак Тарковского распался в 1970-м году. Как отмечают друзья режиссера, причиной тому стал его роман с молодой девушкой Ларисой Кизиловой, которая работала с ним над картиной «Андрей Рублев». Их общение было весьма странным: всю свою жизнь она называла Тарковского на «вы» и была буквально без ума от него. Когда режиссер умер, она умерла вслед за ним.
Однако последние годы жизни Тарковского нередко полнились ссорами с женой. Причиной (или следствием) того, стала внебрачная связь режиссера с норвежской танцовщицей по имени Берит, которая родила режиссеру сына. Весьма примечательно, что ребенок появился на свет уже после смерти великого мэтра.
Когда актриса Наталья Бондарчук сыграла Хари в фильме «Солярис» Андрея Тарковского, то ее отец, Сергей Бондарчук, сказал: «Теперь я не знаю, что ты будешь играть». Возможно, на такую проникновенную игру Натальи повлияло то, что в то время она была влюблена в Тарковского. Причем настолько, что однажды даже хотела покончить жизнь самоубийством. Сам режиссер в свою очередь признался, что Наталья Бондарчук удивительным образом была похожа на его сестру Марину, которую он очень любил.
Автор статьи: Ольга Храбрых
Эдуард Артемьев, Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский
Однажды мне довелось побывать на творческом вечере Марины Тарковской и взять у нее интервью. Так, она рассказала о мистических явлениях в жизни брата. Например, однажды он забыл в такси сценарий фильма «Андрей Рублев», что приравнивалось для него к трагедии. Тогда режиссер вернулся на то место, где вышел из такси. И вдруг к тротуару подъехала та же самая машина, и водитель протянул Тарковскому сценарий.
Следующим после фильма «Андрей Рублев» в фильмографии Тарковского появилась кинокартина «Солярис»
Наш ответ Кубрику
Замысел экранизировать одноименный фантастический роман польского писателя Станислава Лема появился у Андрея Тарковского в 1968 году. Он ставил перед собой сразу две задачи — создать философское кинопроизведение с коммерческим потенциалом, которое будет одинаково интересно как критикам, так и массовому зрителю. Материальная составляющая была также важна Андрею Тарковскому, имеющему в то время финансовые проблемы. Ведь ему в тот период не давали возможности снимать фильмы. Но съемки «Соляриса» были одобрены сразу, поскольку фильм мог стать достойным ответом фильму «Космическая Одиссея» Стенли Кубрика, который был очень популярен в то время.
Донатас Банионис и Андрей Тарковский
По сюжету фильма психолог Крис Кельвин отправляется на Солярис — планету, океан которой обладает разумом. И в ходе этой поездки он должен понять, следует ли и дальше заниматься феноменом этой загадочной цивилизации или положить конец любым исследованиям. Что интересно, океан Соляриса обладает свойством материализовывать наши тайные желания, равно как и страхи, и совесть. Для Криса воплощением всех его сокровенных мыслей является его жена Хари, совершившая самоубийства десять лет назад. Точнее, ее призрак, который является герою по ночам.
Кадр из фильма «Солярис»
Тема фантастики была для Тарковского вторичной, в большей степени он сосредоточился на размышлениях человека и проблеме его нравственного выбора. Поэтому он усилил некоторые сцены. Для этого были изменены некоторые сюжетные линии и исключены некоторые персонажи, что, конечно, не могло понравилться Станиславу Лему. Он считал, что из научного материала Тарковский лепит достоевщину. Сам же Лем хотел рассказать о контактах человека и внеземного разума.
Вам могут быть интересны эти статьи:
- Советский певец Валерий Ободзинский в сериале и в жизни. Трогательная история любви фанатки к кумиру, которая сделала обоих счастливыми
- Тайная любовь Виктора Гюго и трагедия его детей
- Как травили режиссера, который первым в СССР получил премию Оскар.
- Как одеваться дома, чтобы не потерять мужа
- Интерьерные тайны графа Калиостро и Марка Захарова
- МХТ им. Чехова — легендарный театр
- Тайны Собора Парижской Богоматери: легенды и факты
Впрочем, и с научной точки зрения все было в порядке. Научным консультантом фильма выступил астрофизик Иосиф Шкловский, который не нашел в картине сюжетных ляпов и дал добро на съемки.
Съемки картины проходили в Крыму, Москве и в Звенигороде – неподалеку от Саввино-Сторожевского монастыря на берегу Рузы, где снимался дом главного героя. Ради единственной сцены показа футуристической автострады с многочисленными тоннелями и эстакадами группа отправилась в Токио.
Но большая часть съемок проходила в одном из самых больших павильонов киностудии «Мосфильм», оборудованном под космическую станцию.
Над интерьером станции работал художник Михаил Ромадин совместно с заводом ВИЛС (Всероссийский институт легких сплавов), который когда-то занимался изготовлением луноходов. Объект включал в себя саму площадку, зеркальную комнату и библиотеку.
Сама станция, где происходит действие фильма, не кажется футуристичной, в кулуарах съемочная группа даже называла ее разбитым автобусом. Однако сам Тарковский пояснил свой замысел тем, что хотел показать окружающую реальность с точки зрения тех личностей, которые в ней находятся. Именно поэтому детали интерьера кажутся уже использованными, то есть, мы видим старую мебель, пульт, костюмы. Таким их в первую очередь видят персонажи картины.
В оформлении станции Тарковский опирался на идею, что там должно было быть показано самое великое культурное наследие земли. Например, картины одного из любимых художников Тарковского Питера Брейгеля, копии которого были созданы специально для киноленты живописным цехом.
На визуальное оформление картины оказало увлечение Тарковского Андреем Рублевым, представителем эпохи раннего Возрождения — Витторе Карлаччо. В финале же ленты можно найти аллюзию на знаменитое творение Рембрандта «Возвращение блудного сына».
А что касается использования цветокоррекции, то она строилась на противопоставлении светлых и темных оттенков, цветов неба и земли, но главенствовал в этом ряду все же желтый цвет.
Дизайн ракеты был «списан» с дизайна аналогичного объекта на военном полигоне и дополнен «фишками» в духе произведений супрематистов. Чтобы показать зрителю взлет ракеты, ее поднимали вручную на тросах.
А чтобы показать, как сами герои ленты пребывают в невесомости, были созданы специальные манипуляторы — штанги, на которые и садились артисты. Естественно, все было сделано таким образом, что манипуляторы были не видны в кадре. Однако основная сложность заключалась в том, что эти объекты постоянно ломались, из-за чего график съемок то и дело сдвигался.
Роковая любовь
Но, конечно, успех фильма зависел не только от спецэффектов, но и от актерского состава. Прежде всего, в новую картину Андрей Тарковский пригласил своих постоянных актеров: Анатолия Солоницына и Николая Гринько. На роль Криса Кельвина был выбран прибалтийский актер Донатас Банионис. А вот поиск на роль Хари значительно затянулся. Первоначально Тарковский видел в этом образе любимую актрису своего кумира в режиссуре Ингмара Бергмана Биби Андерсон. Также на роль претендовали первая жена Тарковского Ирма Рауш и актриса Алла Демидова. Но Андрей Тарковский выбрал 20-летнюю Наталью Бондарчук. А потом полюбил ее.
Тогда Тарковский, которого всегда обожали женщины, плененные его гениальностью (как многие считали), только недавно разошелся с Ирмой и был женат на Ларисе Кизиловой, от которой у него родился сын Андрей.
Сама Наталья тоже была замужем за оператором — по ее собственному признанию, очень хорошим человеком. Но как признавалась актриса в одном из своих интервью, с Тарковским она сразу же почувствовала некую духовную связь. Возможно, это было связано с детской травмой, пережитой вследствие расставания ее отца Сергея Бондарчука с ее матерью Инной Макаровой. И просто Наталья подсознательно искала духовно взрослого мужчину, который сможет о ней позаботиться. И нашла его в Андрее Тарковском. А Тарковский же видел в Наталье Бондарчук свою младшую сестру Марину.
Вообще, в роли Хари Тарковский воплотил собственный идеал женщины. Он считал, что представительницы слабого пола могут быть счастливы только тогда, когда счастлив их мужчина, и женщине следует раствориться в любимом человеке. Наталья Бондарчук, по мнению режиссера, соответствовала этим критериям.
Начало съемок, как вспоминала Наталья, совпал с ее днем рождения. Тогда съемочная группа отметила этот праздник у нее в номере, а потом Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский пошли гулять по набережной Ялты, любуясь цветущими магнолиями. Наверное, в этой прекрасной атмосфере присутствия рядом моря и зарождались первые чувства. В буквальном смысле влюбленная до умопомрачения, Наталья работала над ролью с полной отдачей и самоотречением.
Она чувствовала, что невидимыми нитями связана с Андреем Тарковским. А он признавался ей, что нежно любит ее. Любит настолько самозабвенно, что возникает ощущение, будто он родил ее. А Наталье иногда казалось, что роль Хари наложила на нее отпечаток. И как Хари везде ходила за своим Крисом, так и Наталья следовала по пятам за Андреем Тарковским. Так, после окончания съемочного периода он брал ее с собой в монтажную, хотя ее присутствие там не было необходимо.
Их роман длился и в фестивальный период. С фильмом «Солярис» Андрей Тарковский и его Муза объездили около 50 стран. И однажды на одном из них они в дружеской обстановке встретились даже с Федерико Феллини, который высоко оценил картину.
Однако после отгремевших премьер роман подошел к концу. Известно, что в курсе их отношений была и жена Тарковского. Писали, что Лариса Кизилова встретилась с Натальей и сказала: «Девочка, он не для тебя. Он не такой, каким тебе кажется. Это очень тяжелый человек“.
Впечатлительная Наталья очень тяжело переживала разрыв, к тому же отношения с Тарковским разрушили ее брак. В отчаянии она предприняла попытку самоубийства, порезав себе вены. Потом, конечно, поняла, что совершила большой грех, пошла в церковь и покрестилась. А еще от этой больной любви Наталью Бондарчук спас Николай Бурляев, кстати, тоже ученик Тарковского.
Фильм «Солярис» до сих пор любим зрителями. И говоря об основной идее картины, Тарковский пояснял: — Сказать, в чем же состоит главная идея фильма, нельзя, поскольку здесь присутствует несколько тем. Но для меня важно другое. То, что нам ни в коем случае нельзя обесценить, потерять элементарное наше чувство, которое кажется нам элементарным, но которое человечество испытывает века и века. Это ощущение преемственности — и желание все-таки соизмерять свои желания со своими чувствами.
Андрей Арсеньевич Тарковский прожил 54 года и умер от рака легкого. Смерть наступила ночью 29 декабря 1986 года в Париже. За свою жизнь режиссер успел снять несколько выдающихся фильмов и получить признание во всем мире. Многие современные кинорежиссеры равняются на него и используют его приемы в своих картинах.
Невозможно себе представить советский кинематограф без фильмов Андрея Тарковского. Его работы: «Андрей Рублёв», «Сталкер», «Солярис», «Зеркало» и другие – это мир людей. Пересматривая фильмы Тарковского, каждый раз смысл картины открывается с новой пронзительной стороны. Этим талантом ему удалось завоевать любовь советских и зарубежных телезрителей. Сумел предсказать 2 трагедии, одна из которых носит личный характер. Режиссёр многое ещё мог сотворить, но ушёл из жизни достаточно рано. Какова причина смерти Андрея Тарковского, где он похоронен и почему покинул СССР? Об этом далее.
Дата и причины смерти
В ночь с 28 на 29 декабря 1986 года, в онкологической клинике Хартман, коммуны Нёйи-сюр-Сен (западная окраина Парижа), скончался Андрей Арсеньевич Тарковский. Ему было 54 года. Причина смерти Тарковского – рак легкого. Последние шесть месяцев он не вставал с больничной кровати.
Предполагается, что онкология развилась после работы над фильмом «Сталкер». В месте съёмок на реке, у одной из электростанций в Эстонии, текла вода с белой пеной. Предположительно, это были химические отходы. Также, в 1982 году от рака лёгкого скончался один из главных актёров картины Анатолий Солоницын (роль писателя). А в 1998 году в 59-летнем возрасте от онкологии умерла Лариса, жена Тарковского.
Андрей Арсеньевич много курил и плохо следил за своим здоровьем. Поэтому рак был обнаружен на последней стадии. Предпосылки патологии беспокоили режиссера задолго до смерти. Он часто жаловался на боль в груди, о чём свидетельствуют записи из его дневника. Они собраны в книге «Мартиролог». Вот одна из записей от 18.11.1985, за год до кончины:
Рис. 1 На съёмочной площадке «Сталкера»: Лариса Тарковская, Александр Кайдановский, Андрей Тарковский, Анатолий Солоницын
Почему режиссёр умер во Франции? Потому что в 50-летнем возрасте он прислушался к жене Ларисе и решился стать иммигрантом (невозвращенцем). Режиссер не вернулся в СССР из зарубежной командировки, в которой находился в 1980-1983 гг.
В эти годы Тарковский снимал по контракту фильм в Италии «Ностальгия». А заодно ухитрился выпустить внеплановую документальную картину «Время путешествия». После решения остаться на Западе мэрия Флоренции присвоила ему статус почётного гражданина города и подарила квартиру. Впоследствии семья перебралась во Францию.
Где похоронен
Андрей Тарковский похоронен во Франции, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, в предместье Парижа. Отпевание прошло 3 января 1987 года в Соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже. Присутствовали родственники, друзья, почитатели творчества и представители правительства Франции.
Мстислав Ростропович исполнил на виолончели прощальную сюиту Баха прямо на церковных ступенях. 5 января гроб с телом покойного доставили на русское кладбище. На призывы Москвы похоронить режиссёра на родине семья ответила отказом. Этого не хотел сам Тарковский. Родина обидела его. Находясь во Франции, семья не получила ни копейки авторских от прокатов фильмов, а КГБ не пускал 12-летнего сына к родителям.
На кладбище произошёл казус, о котором рассказала Марина, сестра Андрея Арсеньевича. Во-первых, под погребение выделили заброшенную могилу, так как новое место стоит очень дорого. Во-вторых, распорядитель отпустил могильщиков с похорон, посетовав, что время их работы истекло, и могилу они закопают завтра. Скорбящие разошлись. Родственникам ничего не осознавалось, как закопать гроб самостоятельно.
Впоследствии российская интеллигенция добилась перезахоронения режиссёра в отдельной могиле. Место Тарковскому нашлось рядом с белогвардейским есаулом Владимиром Григорьевым (1895–1973). В 1994 году на могиле режиссёра появился памятник, который сотворил Эрнст Неизвестный. Открытие мемориала прошло в торжественной обстановке.
Рис.2 Могила Андрея Тарковского
Здесь опять произошёл казус. На церемонию чартером прилетела элита из Москвы: политики и деятели культуры. Но никто не удосужился пригласить на мероприятие сыновей Арсения (от 1 брака) и Андрея, а также сестру Марину. Жена Лариса состояла в плохих отношениях с родственниками и руководителями Фонда Тарковского, которые оплатили памятник. Поэтому она тоже отсутствовала.
Краткая биография Андрея Тарковского
Гений кинематографии родился 4 апреля 1932 года. Родиной режиссёра стало село Завражье Ивановской области. Семья мальчика была творческой и знаменитой. Отец, Арсений Тарковский, слыл известным поэтом. Мать происходила из дворянского рода Дубасовых. Имела высшее образование литератора. В 1934 году семья переехала в Москву, где осенью у Андрея появилась сестра Марина. В 41-м отец ушёл на фронт, а мать с двумя детьми вернулась в Завражье, где они пробыли до 1943 года.
До 1949 года Андрей учился в общеобразовательной школе. Серьёзно увлекался музыкальным и художественным искусствами. В 1951 году поступил в Институт востоковедения РАН на арабский факультет. Однако в 1952 году покинул ВУЗ и устроился коллектором в экспедицию по Красноярскому краю, где в течение года бродил по тайге. После возвращения в Москву, в 1954-м, принял решение поступить во ВГИК на режиссёрский факультет. Обучался в группе Михаила Ромма.
Работа в СССР
Дебютной работой Тарковского стал фильм «Убийцы» (1956). Во ВГИКе познакомился с Андреем Кончаловским и вместе с ним написал сценарии к фильмам:
- «Антарктида — далёкая страна»;
- «Каток и скрипка».
В 1962 году снял картину «Иваново детство», за которую получил приз Венецианского фестиваля. В следующие 17 лет снял ещё 4 культовых фильма:
- «Андрей Рублёв»;
- «Зеркало»;
- «Солярис»;
- «Сталкер».
За эти годы Тарковский испытал на себе всю мощь советской цензуры. Его притесняли, а фильмы критиковали. Во Франции на фильм «Зеркало» люди 2 недели стояли в очередях за билетами. А в СССР картину прятали «на полке». Всё это он болезненно переносил.
Цитата: «Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру» (Андрей Тарковский. «Запечатлённое время»)
Рис.3 Тарковский на съёмочной площадке
Жизнь в эмиграции
В 1980 году Тарковскому поступило предложение снять картину «Ностальгия». Заказчиком выступил итальянский кинематограф. Андрей согласился и вместе с супругой уехал в командировку в Италию. Работа над фильмом продолжалась 3 года. За это время накопился материал для документальной ленты «Время путешествий», которая была выпущена в 1982 году.
После длительного пребывания за рубежом супруги приняли решение не возвращаться в СССР. В 1986 году Андрей Тарковский представил новую картину «Жертвоприношение», отснятую в Швеции. Фильм посвящён ядерной войне. На следующий день после премьеры в Чернобыле взорвался 4-й энергоблок. Общество оценило картину, как предсказание.
Немногим ранее, 6 лет назад, в фильме «Сталкер» Тарковский также предсказал ядерный постапокалипсис. А ещё к одной из декораций «Сталкера» он добавил календарь с отметкой 28 декабря, который станет последним днём его жизни. Такими пророческими свойствами он обладал.
Рис. 4 Работа над фильмом «Жертовприношение»
Друзья, знакомые
Тарковский со студенческих лет дружил с Андреем Кончаловским. Но постепенно их взгляды и пути расходились. В доме Мосфильма, где поселилась семья Тарковских, жили все работники киностудии, что очень раздражало Андрея. Он старался уединяться в частном доме в п. Мясном.
После смерти режиссёра многие заявили о бывалой дружбе с ним. Но Кончаловский утверждает, что Андрей старался избегать знакомых. Он был гением, и ему требовалось от людей лишь одно – постоянное восхищение. Конечно у Андрея были сторонники и приятели, такие как: Вячеслав Шмыров, Марлен Хуциев, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Евгений Ташков, Андрей Эшпай и другие.
Личная жизнь
Тарковский был дважды женат. Первая супруга Ирма Рауш, сокурсница Андрея Арсеньевича. В браке родился сын Арсений, названный в честь деда. Он закончил медицинский университет и трудится врачом. Второй брак состоялся с Ларисой Кизиловой, ассистенткой съёмочной группы в фильме «Андрей Рублёв». В браке родился сын Андрей. В данный период он живёт во Франции и возглавляет «Фонд Тарковского».
Вместе с этим режиссёр был влюбчив и романы сопровождали его всю жизнь. Среди фавориток: Валентина Малявина, Маргарита Терехова, Наталья Бондарчук, Донателла Бальиво и другие. Последней музой стала Ингер Перссон, художник по костюмам на съёмках фильма «Жертвоприношение». В результате романа родился мальчик Александр. Сейчас он живёт в Норвегии. Андрей Тарковский ни разу его не видел.
Видео. Фильм об Андрее Тарковском из серии «Как уходили кумиры» вышедший на телеканале «ДТВ» в 2018 году.
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/1012-andrej-tarkovskij.html
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-andrey-tarkovskiy.html
- https://blog.postel-deluxe.ru/lifestyle/solyaris-istoriya-sumasshedshej-lyubvi-15072019/
- https://aeternamemoria.ru/acter/andrey-tarkovskiy/