Марк Захаров

Биография

Марк Захаров – советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист и литератор. С его именем связана целая театральная эпоха, его спектакли становились притчей во языцех, а киноленты разбирали на цитаты. Но начало карьеры вовсе не обещало столь яркого продолжения.

Детство и юность

Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы. Женщина училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.

В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери – Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.

В 1943 году, после смерти бабушки, семья вернулась в Москву. Они с трудом получили 2 комнаты в коммунальной квартире. Как писал сам Марк Захаров: «Началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».

Отец устроился на службу в охранных частях Московского гарнизона. Но по все той же 58 статье мужчину высылают из Москвы вновь. Мать работала преподавателем в драмкружках для детей. К занятиям женщина приобщила и сына.

Марка Захарова в то время увлек Кукольный театр Образцова. А будучи подростком, посещал драмкружок под предводительством мамы и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральном коллективе Дома пионеров.

После школы Марк Захаров не имел четкой цели. В Архитектурный институт юноша не прошел по конкурсу, в Военно-инженерную академию не приняли из-за «подпорченной» отцом биографии. Тогда вмешалась мать. Ей приснился вещий сон, который раскрыл перед ней призвание сына. До этого женщина была против того, чтобы Марк связывал свою судьбу с театром.

Читайте также7 фактов о Георгии Данелии, которых вы не знали

Счастливый абитуриент пришел на предварительное прослушивание во МХАТ. Марк громко и с энтузиазмом читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. И провалился. Тогда мать предложила Марку посетить экзамен с «Песней о купце Калашникове». Женщина помогла сыну разучить программу, после чего тот подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.

Театр

Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.

3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много пишет, рисует, и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников. В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.

В 1959 году Марк Анатольевич вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устраивается в театр им. Н. В. Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.

Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.

Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Евгению Шварцу, работая над фильмом «Убить дракона». Студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.

В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского Театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее, спектакли Захарова всегда были популярными.

В 1973 году Марк Анатольевич возглавил московский театр «Ленком». Через год заметным событием в репертуаре театра стала постановка по пьесе Григория Горина «Тиль», в которой были задействованы Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина. Еще спустя год была выпущена инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился». В 1976 году режиссер и артисты театра представили на суд зрителям новый шедевр – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально «взорвал» театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя Любви».

В 1983 году театр едет с гастролями в Париж, где выступает в культурном центре Пьера Кардена. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. Со спектаклем также знакомится публика в США, Германии, Голландии.

Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды – в 1983 и 2002 годах.

Позднее число работ Марка Захарова пополнилось спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова, «Женитьба» Николая Гоголя, «Пер Гюнт» Генри Ибсена. Последними постановками Захарова являются «Вальпургиева ночь» и «День опричника», которые появились в репертуаре театра в 2015 и 2016 годах.

В ноябре 2016 года режиссер Константин Богомолов сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что художественный совет «Ленкома» снял с репертуара его спектакль «Князь», поставленный по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Этот спектакль вызвал скандал в театральном сообществе.

Марк Захаров прокомментировал постановку, заявив, что она снята с репертуара из-за недостаточной посещаемости. Захаров отметил, что просмотрел, какие спектакли можно убрать из афиши. В результате режиссер решил, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов. Также худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно, а сама постановка будет «законсервирована».

Последние годы профессор режиссуры Марк Анатольевич преподавал в ГИТИСе. Педагогическую карьеру Захаров начал еще в 1983 году.

Маэстро до последних дней оставался художественным руководителем родного театрального коллектива.

13 октября 2018 года поклонники театра, телезрители и коллеги Марка Захарова подошли к торжественной дате – 85-летнему юбилею мастера. Телеканалы представили праздничные программы.

Фильмы

В 1976 году он пробует себя в кинематографе. Результатом становится фильм, который зрители знают и любят до сих пор – «12 стульев» с Андреем Мироновым.

Вскоре выходит кинолента «Обыкновенное чудо». Трогательная притча о любви в исполнении Александра Абдулова, Евгении Симоновой, Олега Янковского и Евгения Леонова звучит актуально и свежо. Каждый фильм Марка Захарова бьет в точку и становится классикой.

Спустя год состоялась премьера трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина и на музыку Алексея Рыбникова. На главные роли были выбраны Олег Янковский, Елена Коренева, Инна Чурикова, Игорь Кваша.

Следующим шедевром в фильмографии кинорежиссера стала картина «Формула любви» о графе Калиостро, мошенничество которого было разоблачено во время гастролей в Санкт-Петербурге, из-за чего авантюристу пришлось скрываться в смоленских землях. Фильм, главные роли в котором исполнили Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Семен Фарада, Татьяна Пельтцер и другие, снискал любовь зрителей на долгие годы.

Последним вышедшим на экраны кинофильмом Марка Захарова стала антиутопия «Убить дракона», которая появилась в 1988 году.

Личная жизнь

Личная жизнь Марка Анатольевича сложилась счастливо. 58 лет его музой, верной спутницей и женой была Нина Тихоновна Лапшинова. В молодости она была актрисой, девушка училась вместе с Марком на параллельном курсе. Их знакомство произошло во время совместного выпуска стенгазеты. Интересно, что Нина назвала будущего супруга «Захаров-Презахаров» и этой фразой случайно сразила Марка прямо в сердце.

Сокурсник не стал тянуть с предложением руки и сердца, а Лапшинова легко дала согласие. Первое время Нина была успешнее Марка в профессиональном плане, но благодаря жене Захаров сумел разглядеть в себе талант режиссера. На семейных фото супруги всегда выглядели счастливо.

Спустя 6 лет после свадьбы в семье произошло пополнение – родилась дочь Александра Захарова, ради воспитания которой мать оставила театр. Позднее Саша пошла по стопам мамы. Она успешно реализовала себя под началом отца в его спектаклях и фильмах, оставаясь при этом яркой индивидуальностью. За время службы в театре Александра получила прозвище Принцесса “Ленкома”.

В 2014-м, на 83-м году жизни, Нина Тихоновна умерла от онкологии. В это время Марк Захаров находился на лечении в Германии из-за повреждения ноги. Отец и дочь тяжело перенесли утрату.

Смерть

В конце августа 2019 года Марк Анатольевич был госпитализирован в связи с воспалением легких. Поклонники следили за состоянием его здоровья и были рады каждой вести об улучшении здоровья режиссера.

28 сентября Марк Захаров скончался на 86-том году жизни. Причина смерти культового деятеля российской культуры — повторная пневмония, с которой ослабленный организм уже не справился. Коллеги Марка Анатольевича выразили соболезнования его семье.

Фильмография

  • 1972 — «Стоянка поезда — две минуты»
  • 1976 — «12 стульев»
  • 1978 — «Обыкновенное чудо»
  • 1979 — «Тот самый Мюнхгаузен»
  • 1982 — «Дом, который построил Свифт»
  • 1984 — «Формула любви»
  • 1988 — «Убить дракона»

Марка Захарова по праву считают символ эпохи, создавшим на театральной сцене огромное количество ярких спектаклей и мюзиклов. За славой профессионала и одного из лучших театральных режиссеров стоит немалый труд и долгие годы творческой биографии, которые помогли Захарову добиться признания и успеха у публики. Выступая более сорока лет руководителем театра «Ленком», он также поработал и в кинематографе, где его фильмы были отмечены заслуженными наградами.

Марк-Захаров-биография-личная-жизнь-жена-дети.jpg

Сейчас Марк Анатольевич по-прежнему репетирует и даже не думает об отдыхе, хотя понимает, что на смену плодотворного творчества иногда приходит спад деятельности. Он не торопит события и, пока есть силы, занимается любимым делом.

Воспитание и увлечения будущего режиссера

Будущий режиссер появился на свет в 1933 году в Москве. Его отец, Анатолий Захаров, состоял на военной службе, где вел физкультурные уроки. Мама, Галина Бардина, мечтала о карьере актрисы и проходила обучение в театральной студии. Но вскоре в семье случилось несчастье: отца репрессировали и выслали из столицы. Его мама бросила учебу и отправилась в след за мужем, оставив ребенка на попечении няни и бабушки. Но вскоре она вернулась домой, а отец иногда приезжал на выходные к родным. Когда началась война, он служил в частях, охранявших Москву. После окончания войны мужчина недолго прожил с семьей, так как вскоре его снова попросили покинуть столицу. Домой он вернулся лишь через несколько лет. Мама Захарова так и не стала актрисой, зато выступала руководителем драмкружков для детей.

Марк-Захаров-в-детстве.jpg

Родители старались уделять время для подрастающего Марка, с которым ходили в театры, музеи и на выставки. Его детство проходило как у большинства ребят в то время: он гулял с ребятами во дворе, играл в футбол и гонял голубей. В 10-летнем возрасте мальчик ходил в драмкружок, а затем записался в театральную студию при Доме пионеров. Он уже тогда решил, что будет поступать в театральный вуз, но мама отговаривала его, советуя получить профессию инженера. После окончания школы юноша за компанию со своим знакомым отправился поступать в военно-инженерную академию, но из-за судимости отца документы у него не приняли. Захаров не стал выбирать другие профессии, а сразу же подался в ГИТИС, куда успешно поступил.

Работа в театре и участие в фильмах

В 1955 году студенческие годы закончились, и началась взрослая жизнь: начинающего актера отправили по распределению в Пермский областной драмтеатр, где он сразу же заявил о себе местной публике. Молодой человек играл комедийные роли, сочинял стихи для детей, работал в местных печатных изданиях, а также был активным участником капустников.

Вскоре Марка пригласили возглавить театральную студию в университете, где он занялся постановкой студенческих спектаклей. Именно тогда и начал раскрываться его режиссерский талант. В 1959 году Захаров вернулся в столицу и некоторое время работал в разных коллективах. В 1965 году ему предоставился случай продемонстрировать свои способности в театре Сатиры, в котором вышли такие его постановки как:

  • «Доходное место»;
  • «Банкет»;
  • «Проснись и пой!»;
  • «Темп-1929»;
  • «Мамаша Кураж и ее дети» и другие.

В 1973 году режиссер стал во главе «Ленкома», где ему пришлось немало потрудиться, чтобы вывести театр из развального состояния. Одной из его первых успешных постановок в этом творческом коллективе стала режиссура пьесы «Тиль». А уже позднее увидели свет такие спектакли, как:

  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»;
  • «Парень из нашего города»;
  • «Юнона и Авось»;
  • «Королевские игры»;
  • «Вальпургиева ночь» и другие.

За годы своей карьеры Марк Анатольевич поработал и в кинематографе. На его счету семь кинопроектов, которые до сих пор остались в памяти многих зрителей («Пир во время чумы», «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» и другие).

Любимые люди режиссера – жена и дочь

Огромное место в жизни режиссера всегда занимала его жена, актриса Нина Тихоновна Лапшинова. Благодаря судьбоносному знакомству с ней, изменилась не только его личная судьба, но и творческая карьера. Их встреча, а затем общение состоялось в годы учебы в театральном вузе. Будущая жена режиссера не сразу выбрала актерский путь и сначала обучалась на факультете обработки металлов. Обучаясь в институте, она играла в студенческом драмкружке, а вскоре поняла, что хочет стать актрисой. Их близкое знакомство произошло после того, как однажды девушка попросила Марка нарисовать карикатуру в стенгазету. Чтобы юноша не отказал в ее просьбе, она очень нежно произнесла его фамилию. Будущий режиссер был сражен ее поведением и с этого дня обратил на нее пристальное внимание.

На фото Марк Захаров с женой Ниной Лапшиновой в молодости

После окончания вуза он уехал по распределению в Пермь, куда позднее отправилась и его возлюбленная. Именно она раскритиковала тогда его актерские способности и предложила заняться режиссерской работой. Вскоре влюбленные вернулись в Москву, где поселились вместе с родителями Нины. Первое время карьера жены была более успешной, чем у Марка Анатольевича, ее приглашали в театры и давали заметные роли.

Когда карьера Захарова пошла вверх, и он стал известен в театральных кругах, супруга уже смотрела на него другими глазами, увидев рядом с собой талантливого и неординарного мужчину. На протяжении всей своей деятельности режиссер прислушивался к советам Нины Тихоновны, которые были очень мудрыми и дальновидными. Будучи руководителем Ленкома, режиссер отказался работать с женой в одном коллективе, чтобы не пострадала работа. Со временем жена отошла от творчества и посвятила себя домашним работам.

На фото дочь Марка Анатольевича – Александра Захарова

В 1962 году в семье родился долгожданный ребенок – дочь Александра. Жена долгое время пыталась стать мамой, но из-за некоторых проблем со здоровьем, это не происходило. Дочка росла болезненной, поэтому Нине Тихоновне приходилось уделять ей много времени и сил. После появления на свет Сашеньки изменились в лучшую сторону и отношения между супругами, которые стали нежнее и трогательней. Неудивительно, что уже с детских лет дочь начала постигать азы и премудрости актерского дела.

Дочь получила образование в театральном вузе и начала работать в театре у отца, где в первое время он не давал ей центральные роли, заставляя принимать участие в массовках. Со временем Александра смогла проявить свой талант и за время карьеры получила признание и любовь зрителей. Но если успехи дочери всегда радовали Марка Анатольевича, то вот ее личная жизнь лишь огорчала. Сначала у нее был роман с режиссером, который снимал ее в своих фильмах «Криминальный талант» и «Заложница», однако, он был женат и не собирался уходить из семьи. Вскоре Александра рассталась с ним, а в 1991 году вышла замуж за Владимира Стеклова.

Этот брак продержался около девяти лет, но затем супруги расстались, так и не родив детей. Впрочем, дочь режиссера не одинока. В ее доме живет четвероногий любимец – эрдельтерьер Луша, с которой она проводит много времени. По словам актрисы, в ее жизни есть и любимый человек, не имеющий отношения к творческому миру. Она счастлива с ним и пока не загадывает вперед, наслаждаясь этими отношениями.

Марк Захаров с супругой

В семейной жизни Захарова было далеко не все гладко, но свою супругу он всегда любил и уважал, как хранительницу очага, маму его дочери, а также как критика и советчика в его делах. За годы семейной жизни супруги хорошо изучили друг друга, поэтому никогда не выясняли, кто у них лидер в паре. В 2014 году жизнь его жены оборвалась: она скончалась от онкологической болезни. После смерти супруги у Марка Анатольевича также были проблемы со здоровьем. Сейчас дочь часто навещает звездного отца, стараясь следить за тем, что он ест и как его самочувствие. Режиссер часто бывает на загородной даче, где он может расслабиться и отдохнуть от публичной жизни.

Последние новости

Сейчас Марк Анатольевич востребован и любим поклонниками не меньше, чем двадцать или сорок лет назад. Он успевает заниматься руководящей работой в Ленкоме, заведовать кафедрой режиссуры в РАТИ, а также писать статьи, посвященные проблемам театра и современной режиссуры. В век информационной эпохи художественному руководителю Ленкома и его коллегам приходится нелегко, поэтому они стараются заинтересовать своего зрителя яркой игрой и захватывающим сюжетом различных постановок.

Театральная публика любит и ценит такие пьесы, как «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Шут Балакирев» и другие, которые в 2018 году включены в репертуар и проходят на сцене родного театра. Гастроли актерского коллектива практически всегда радуют захарова. Он мудро относится к большому успеху своего детища, усвоив простую истину о том, что все рано или поздно заканчивается. Однако, Марк Анатольевич смотрит на это позитивно, так как уверен, что все неприятности проходят, а дальше наступает светлая полоса. Руководитель Ленкома погружен в работу театрального коллектива, поэтому на кинематограф у него совсем не остается времени.

Интересные факты из жизни Марка Захарова

  1. Во времена голода и нищеты юный Марк прочитал роман «Мартин Иден», благодаря которому поставил для себя цель – выбраться из этого жалкого существования.
  2. Еще в первые годы своей карьеры он занимался литературной деятельностью. Сочинив книгу комиксов, начинающий режиссер заработал неплохие для того времени деньги – 180 рублей.
  3. В телефильме «Белое солнце пустыни» главный герой, товарищ Сухов, читает своей жене письма, но мало кто знает, что сочинил их Марк Анатольевич.
  4. В 1974 году в театре состоялась премьера спектакля «Тиль», однако, это событие чуть не стоило режиссеру увольнения. Причиной этого стало то, жена какого-то чиновника пришла на постановку с маленьким внуком, решив, что будут показывать сказку. Захарову сразу же предложили писать заявление по собственному желанию, но он отказался. Долго ждал приказа об увольнении, но на этом все закончилось.
  5. Проживая в одном кооперативе с Юрием Визбором, режиссер один раз столкнулся с ним в лифте, где и произошло их знакомство. Благодаря их сотрудничеству родилась пьеса «Автоград-ХХI», увидевшая свет в 1973 году.
  6. Снятый Марком Захаровым» телефильм «Двенадцать стульев» не понравился Леониду Гайдаю, который ранее выпустил картину по одноименному романа Ильфа и Петрова. Однако, через несколько лет зрители приняли и полюбили эту работу режиссера не меньше, чем первую экранизацию.

Используемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/1148-mark-zaharov.html
  • https://stars-biography.ru/mark-zaxarov-biografiya-lichnaya-zhizn-zhena-deti/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116