Музы режиссера: кем были любимые женщины Романа Виктюка

Биография

Сейчас, в эпоху вседозволенности, публику сложно чем-либо удивить. А когда-то Роман Виктюк стал одним из тех, кто привнес в привычный всем театр долю эпатажности и скандала. У режиссера напрочь отсутствовало чувство страха. Он первым ставил Людмилу Петрушевскую, Александра Вампилова, Эдварда Радзинского и многих других, кого было велено «не пущать». И при этом умудрялся виртуозно обходить запреты, установленные на самом высоком уровне.

Детство и юность

Роман Григорьевич родился в октябре 1936-го в тогда еще польском городе Львове. Глядя на то, как сын руководил дворовыми друзьями, ставя с ними спектакли и импровизации, родители догадывались, кем он будет.

По окончании школы Виктюк стал студентом ГИТИСа, учился у Анатолия Эфроса и Юрия Завадского. В молодости начинающий режиссер успевал работать одновременно в Киевском и Львовском ТЮЗах и преподавать в студии Театра имени Франко. Хвалебных отзывов удостоились первые спектакли «Все это не так просто», «Город без любви», «Дон Жуан».

Театр

В конце 60-х местом служения искусству для Романа был Театр юного зрителя в Калинине. Потом он поставил ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы. В числе самых известных — «Черная комната», «Принцесса и дровосек», «Валентин и Валентина», «Мария Стюарт» и «Любовь — книга золотая». Знают его творчество в США, Италии, Финляндии и Швеции.

Американцы включили Виктюка в список 50 людей мира, оказавших влияние на вторую половину 20-го века. Oн единственный иностранец, награжденный премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии.

Роман жил и творил по принципу «смелость города берет». Правда, такой напор иногда выходил боком. Так закрылся руководимый им Студенческий театр МГУ, в котором начинал студент Романа Григорьевича по эстрадно-цирковому училищу Ефим Шифрин. Спустя годы с собственным видением искусства профессор Виктюк знакомил учащихся РАТИ (ГИТИС).

Десятки лет с афиш не сходили знаменитые «Служанки». Культовая постановка пережила три редакционные правки, получила мировое признание и обеспечила неизменный аншлаг в зале. Премьера прошла в столичном «Сатириконе», в первом составе актеров блистал Константин Райкин.

Точным попаданием в сердце зрителя считали «Царскую охоту» с Маргаритой Тереховой, «Татуированную розу» с Ириной Мирошниченко, «Старую актрису» с Татьяной Дорониной. Олег Ефремов опасался, что за «Украденное счастье» всю труппу попросту «пересажают». Критик, увидевшая «Ромео и Джульетту» в постановке Виктюка, заявила, что такую интерпретацию по силам представить молодому человеку не старше 19, настолько все свежо и нереально.

Очередной переворот в мире антрепризы совершила «М. Баттерфляй». Спектакль вызвал жаркие споры из-за обилия эпатажа, эксцентричных костюмов и ярких мазков. Так Роман отметил открытие собственного театра, носящего его имя. Здание на Стромынке — мировой шедевр авангарда и обязательный пункт для остановки экскурсий.

В 2019 году театр Виктюка выпустил премьеру — спектакль «Мелкий бес» по одноименному роману Федора Сологуба. Это было третье обращение мастера режиссуры к произведению. Первые два состоялись в Таллине и московском «Современнике». В главной роли — Дмитрий Бозин, которого Роман Григорьевич рассматривал как возможного своего преемника.

Такая же судьба — худрука — уготована и Игорю Неведрову. Оба актера уже попробовали силы в режиссуре, поставив пьесы, которые выбирал Виктюк. Учитель в целом доволен результатом и уверен, что ученики не предадут совесть.

Личная жизнь

Виктюк охотно делился подробностями своей биографии, но личная жизнь была неприкосновенной территорией.

Знаменитый постановщик только раз был женат на работнице «Мосфильма», не имевшей отношения к актерской сфере. Имени бывшей супруги Виктюк не раскрывал, а сам брак считал ошибкой и грехом, способом контроля человека государством.

Никак не проявляющаяся заинтересованность Романа в женщинах породила слухи о нетрадиционной ориентации. Ему приписывали связь не просто с мужчинами, а с артистами собственного театра. Свои пристрастия режиссер никак не комментировал, яро отрицал интимные отношения с членами труппы. Для Виктюка, который называл актеров детьми, такие связи были сродни инцесту.

Он соглашался с утверждением, что одинок.

«У творца, если он не создает вокруг себя ауру одиночества, нет той среды, которая его питает. И нужно заполнять эту пустоту, которая у Хайдеггера или у Юнга и является самой целебной средой».

В одном интервью Роман Григорьевич рассказал, что семья в прозаическом смысле у него все-таки была. Дочь живет во Львове. Но близких он держал на расстоянии, чтобы не подставить под удар «отрицательной энергии, после которого люди заболевают».

Состояние здоровья самого режиссера не раз вызывало опасения. Он попадал в больницу с сотрясением мозга после нападения неизвестных. Такая же беда случилась с директором театра Игорем Краснопольским, и СМИ решили, что все это звенья одной цепи. Микроинсульт, перенесенный Романом через несколько лет, тоже связали с профессиональной деятельностью. Тогда театр покинула Ирина Апексимова.

В середине 2000-х Виктюк преобразился — похудел до 65 кг (при росте в 170 см) и как будто помолодел. По слухам, он обратился к пластическому хирургу из Челябинска, у которого оперировались оперные примы и звезды эстрады.

Роман Григорьевич был модником. Коллеги рассказывали, что у режиссера было почти четыре сотни костюмов одного только «Версаче». Мужчина не курил, алкоголь тоже не уважал. В еде был сдержан, ставил на первый план полезность.

Прежним владельцем квартиры на Тверской, где некоторое время жил Виктюк, был внук Иосифа Сталина. В получении прописки в доме с видом на Кремль eму помог Михаил Ульянов.

Страниц в соцсетях у Романа Григорьевича не было. Oн сам шутил, что и с телефоном-то совладать не в состоянии. Но существуют официальный сайт и аккаунт театра в «Инстаграме», где публикуются фотографии артистов, анонсы премьер, кадры с репетиций.

Смерть

В конце октября Романа Григорьевича госпитализировали с COVID-19. Он попал в реанимацию. А 17 ноября 2020-го Роман Виктюк умер. Причиной смерти режиссера стали осложнения из-за коронавируса.

Спектакли

  • «Коварство и любовь»
  • «Федра»
  • «Маскарад маркиза де Сада»
  • «Служанки»
  • «Сергей и Айседора»
  • «Последняя любовь Дон Жуана»
  • «Давай займемся сексом»
  • «Мастер и Маргарита»
  • «Царевна-лягушка»

Биография Романа Виктюка

Ранние годы Романа Виктюка

Роман Григорьевич Виктюк родился в городе Львов, который ранее был частью Польши, а в настоящее время часть Украины. Родители Романа были учителями. Уже в школьные годы Роман проявлял интерес к актёрской деятельности. Вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли. После окончания школы Роман приехал в Москву, где был принят на актёрский факультет Государственного института театрального искусства. Учился он в мастерской В.А.Орлова и М.Н.Орловой. Его учителями были известные режиссёры Анатолий Васильевич Эфрос и Юрий Александрович Завадский.

Начало карьеры

По окончании в 1956 году ГИТИСа, Виктюк работал актёром в Киевском и Львовском театрах юного зрителя. Был преподавателем в студии при Театре имени И. Франко в Киеве. В Москве был преподавателем Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Первой режиссёрской работой Виктюка был спектакль по пьесе Г. Шмелёва «Всё это не так просто», который состоялся на сцене Львовского театра юного зрителя в 1965 году. В том же театре прошёл спектакль по пьесе Л.Е. Устинова «Город без любви» и «Дон Жуан» (Мольера). С 1968 по 1969 годы Роман Виктюк был главным режиссером Калининского театра юного зрителя. С 1970 по 1974 годы был главным режиссёром Русского драматического театра Литвы. С 1977 по 1979 годы — главный режиссер Студенческого театра МГУ.

uzn_1375025739.jpg
Роман Виктюр рано начал свою карьеру

Из постановок Романа Виктюка 70-х годов можно отметить пьесу «Чёрная комната» П. Шеффера, премьера которой прошла января 1971 года, романтическую драму «Мария Стюарт» Юлиуша Словацкого, пьесу М. Рощина «Валентин и Валентина», спектакль Г. Волчек «Принцесса и Дровосек», пьесу А. Толстого «Любовь — книга золотая». В 80-е Роман Виктюк работал в Русском драматическом театре города Вильнюс. Здесь под его руководством 31 января 1988 года состоялась премьера пьесы Петрушевской «Уроки музыки», а 20 октября 1988 года «Мастера и Маргариты» Булгакова. В том же году в московском театре «Сатирикон» Виктюк поставил самый знаменитый из своих спектаклей — «Служанки» по пьесе Ж. Жене. Спектакль демонстрировался во многих странах и получил хорошие отзывы в театральной прессе. Благодаря ему Виктюк стал самым известным театральным деятелем страны.

Театр Романа Виктюка

В 1991 году режиссером был создан частный Театр Романа Виктюка. В его состав вошли артисты из разных театров, многие из которых ранее работали с режиссёром. Во многих спектаклях принимало участие немало звёзд первой величины. Первым спектаклем, который прошёл в Театре Виктюка был «Мадам Баттерфляй» по пьесе Дэвида Генри Хуана. Позже здесь шли спектакли: «Служанки», Ж. Жене (1991), «Лолита», (по роману В. Набокова) (1992), «Двое на качелях», по пьесе У. Гибсона (1992), «Рогатка» (1993) и «Полонез Огинского Н. Коляды» (1994), «Философия в будуаре», по диалогам де Сада (1996), «Осенние скрипки И. Сургучёва» (1997), «Путаны» Н. Манфреди» (1997), «Саломея» Уайльда (1998), «Заводной апельсин», по роману Бёрджесса (1999), «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (2001), «Нездешний сад» по пьесе Азата Абдуллина (2004), «Последняя любовь Дон Жуана» Эрика Шмитта (2005), «Кот в сапогах» пьеса Михаила Кузмина (2007), «R&J», по мотивам пьесы Шекспира (2009), «Король-Арлекин» Рудольфа Лотара (2010), «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера (2011).

uzn_1375025769.jpg
О личной жизни Романа Виктюка мало что известно

В 1996 году театру Романа Виктюка был присвоен статус государственного. В настоящее время театр располагается в здании бывшего Дома культуры имени Русакова. За свою жизнь Роман Григорьевич поставил более двухсот спектаклей. Режиссер часто ставит свои спектакли под актеров-звезд. Виктюк является единственным режиссёром иностранного происхождения, награждённым премией Института итальянской драмы в 1997 году за лучшее воплощение современной драматургии. Получил театральную премию «Maratea» Центра европейской драматургии в 1991 году. Обладатель премии «Киевская Пектораль» и СТД Украины «Триумф». В Соединённых Штатах Виктюк был включён в список 50 людей мира оказавших влияние на вторую половину 20-го века. Совместно с Игорем Дюричем и Игорем Подольчаком основал в 1991 году Фондa Мазоха в городе Львов. Является профессором Российской академии театрального искусства ГИТИСа. В 1993 году режиссер Виталий Манский снял о творчестве Романа Григорьевича документальные фильмы «Баттерфляй» и Роман-любовь» В 2006 году Роман Виктюк удостоился звания Народного артиста Украины, в 2009 — Народного артиста России. В 2011 году получил в награду медаль Алтайского края «За заслуги перед обществом» за вклад в развитие культуры и искусства региона. Роман Григорьевич был холостяком, детей не имел.

Смерть

17 ноября 2020 года СМИ сообщили о смерти 84-летнего режиссера. Роман Григорьевич ушел из жизни на больничной койке – ранее он был госпитализирован с диагнозом «коронавирусная инфекция».Светлана Александрова44 783

Фото: ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе

Свою личную жизнь знаменитый на весь мир деятель искусства тщательно скрывал от посторонних глаз.

Все спектакли ушедшего из жизни Романа Виктюка были пронизаны эротикой. Сам режиссер объяснял это тем, что «только в сексе человек проявляется естественно».

«Любовь — вот основная заповедь природы человека. Другого ничего нет. Все остальное надумано государством, партиями, властями», — как-то сказал Виктюк в одном из интервью.

По его словам, он приоткрыл завесу, скрывавшую подлинность человеческой природы, и вынес страсть на театральную сцену

«Я красиво обнажил не только душу, но и тело», — заявлял Виктюк.

Однако свою личную жизнь основатель собственного театра и народный артист России никогда не афишировал. Наоборот, всячески подчеркивал, что только одиночество помогает истинному творцу достигать высот. Из-за атмосферы таинственности, которую создал вокруг себя мастер, ему приписывали романы с актрисами труппы, однако Виктюк всегда отрицал это, заявляя, что все они его дети, и такие отношения считал бы инцестом. И все-таки женщины в жизни Романа Григорьевича были.

Супруга

В одном из интервью Виктюк неожиданно признался, что все-таки семья в привычном понимании этого слова у него когда-то была, и есть дочь, которая живет во Львове. Однако имя избранницы Виктюка так и осталось тайной. Говорят, это была работница «Мосфильма». Но правда ли это, или очередная мистификация гения, неизвестно.

Людмила Гурченко

Однажды, в другом интервью, Роман Виктюк признался в любви Людмиле Гурченко.

«Люся Гурченко — любовь моя!» — так и объявил режиссер журналисту украинского интернет-портала «Факты» в 2012 году.

По словам Виктюка, он полюбил актрису, когда смотрел «Карнавальную ночь» — Гурченко была тогда звездой номер один в СССР.

«Помню, первый раз увидев ее в кино, подумал: вот женщина, с которой на сцене можно лепить все что угодно. А познакомились мы с Люсей гораздо позже. В то время я уже переехал в Москву, режиссировал и был успешен», — рассказывал Виктюк.

Его рассказ о многолетней дружбе и совместной работе с великой актрисой действительно насквозь пронизан нежностью и благоговением.

«Последний раз я говорил с ней по телефону буквально за неделю до ее смерти. Она мне кричала: «Ты гений!» Я ей в ответ: «Ты гениальна!» Она хохотала: «Все гении врут одинаково…», — вспоминал Виктюк.

Валентина Талызина

Смерть Романа Виктюка стала огромной потерей для народной артистки РСФСР Валентины Талызиной. В своих мемуарах, изданных еще семь лет назад, актриса признавалась, что поступив в ГИТИС без памяти влюбилась в худенького второкурсника Рому из Львова. По ее словам, это обожание было настолько очевидным, что кто-то из преподавателей советовал ей выйти замуж за Виктюка.

«Он меня поражал своей внутренней свободой, самоуверенностью и какой-то безоглядной отвагой, граничившей с наглостью. В нашей связке Виктюк, безусловно, был ведущим, а я — ведомой», — приводит строки из автобиографии артистки KP.RU.

Дружба Талызиной и Виктюка продолжилась и после ГИТИСа, однако настало время, когда актриса сама сбросила своего кумира с пьедестала. Это случилось, когда режиссер стал знаменит и перестал отвечать на звонки друзей. Много лет они не общались, но потом все-таки помирились.

«Знаете, его ведь ничего не интересовало больше, только театр, небо и человек. Он гений, до такого уровня другим дорасти невозможно. Для меня он всегда был гуру, другом, любимым человеком. И конечно, учителем. Именно он меня отшлифовал меня как актрису», — призналась Валентина Талызина в день смерти Романа Виктюка.

Ранее 5-tv.ru рассказывал, на что тратил деньги успешный, но одинокий режиссер и кому может достаться его наследство.

Используемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/778-roman-viktiuk.html
  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-roman-viktyuk.html
  • https://www.5-tv.ru/news/320301/byli-kem-lubimye-zensiny-muzy-rezissera-romana-viktuka/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116