Биография
Советский зритель запомнил Вадима Бероева как майора Вихря – отважного, мужественного и печального советского разведчика. Звездная роль принесла актеру всенародную славу. Вадим Борисович прожил недолго, но оставил в советском кинематографе яркий след, а фильмы с ним смотрят и по сей день.
Детство и юность
Настоящее имя Вадима Бероева – Беройты Барисы фырт Вадим, обусловлено осетинским происхождением актера. Он родился 10 января 1937 года в селе Хуламаг Северной Осетии.
Родители мальчика были представителями интеллигенции. Мать Зинаида Эдуардовна Бероева, в девичестве Карафа-Корбут, училась в педагогическом университете Ташкента. Отец Борис Бодзиевич тоже начал учебу с педагогического факультета, но после переезда в Узбекистан выучился на врача.
В годы войны Борис Бероев командовал санитарной дивизией во Владикавказе, во время службы был тяжело ранен. Вскоре после этого врача отправили работать во Львов. Вадим, начавший учебу во Осетии, во Львове сначала учился в мужской школе №12, затем – в школе №35, которую и закончил в 1954 году.
Артистическая деятельность привлекала Вадима с детства: он участвовал в школьных спектаклях, играл на фортепиано, хорошо пел.
После окончания школы юноша уехал в Москву и с первого раза поступил в ГИТИС, хотя конкурс в этот вуз всегда был огромным. В тот год было всего 20 свободных мест на 2 тыс. желающих поступить, но Бероев оказался одним из счастливой двадцатки.
Театр
В 1957 году Бероев выпустился из института и уже в 1958-м был принят на службу в московский театр им. Моссовета, в котором проработал до самой смерти. Молодому актеру быстро начали доверять исполнение главных ролей, минуя этап «кушать подано». Вадима задействовали в таких спектаклях, как «Вешние воды», «Жизнь Сент-Экзюпери», «Маскарад», «Странная миссис Сэвидж».
Театр стал основой актерской биографии Бероева, именно здесь он был наиболее востребован и любим коллегами. Зрители быстро оценили талант молодого актера, и стало принято ходить в театр прицельно «на Бероева».
Отдельно от остальной театральной карьеры стоял спектакль «Странная миссис Сэвидж». Вадиму досталась потрясающая, но трудная партнерша – Фаина Георгиевна Раневская. Фуфа, как ее называли друзья, была гениальной актрисой, но непростым человеком. Резкая в суждениях и острая на язык, Раневская никому не давала спуску, однако молодой актер пришелся ей по душе.
Они играли в спектакле несколько лет, неизменно восхищая зрителей, и даже на поклон выходили вместе (за что коллеги шутливо прозвали Вадима Фуфовозом). Когда Бероев умер, Раневская не стала участвовать в спектакле без него, отказавшись от роли и передав ее Любови Орловой.
Еще одной знаковой театральной ролью Вадима Борисовича стал Звездич в спектакле «Маскарад». Режиссер Завадский обновил постановку, стремясь приблизиться ко времени, окружавшему зрителей. Герой Бероева из эдакого херувима превратился в персонажа печоринского типажа, трагическую, страстную личность.
Зрителей неизменно поражала сцена, в которой общество отказывается от Звездича. По тексту Лермонтова, опальному князю чуть кланяются, таким образом свидетельствуя свое неприятие. В трактовке Завадского от изгоя отворачивались, быстро расступаясь. Игра Бероева в этой сцене, его потерянность и непонимание неизменно вызывали овации.
Фильмы
Невзирая на талант, любовь зрителей и яркую внешность, в кино Вадим Борисович успешен не был. Он сыграл в трех полнометражных фильмах, но ни один не был успешен. К тому же актера приглашали на одни и те же роли – положительного молодого интеллигента.
Когда Евгений Ташков позвал Бероева сыграть в фильме о разведгруппе, актер поначалу думал отказаться – исполнять роль классического героического разведчика не хотелось. Однако режиссер сумел переубедить Вадима: он видел в Вихре не типичного рыцаря без страха и упрека, а живого человека, который к тому же даже в условиях военного задания не может совладать с чувствами. Привлекало и то, что кино снималось на основании реальной истории разведгруппы «Голос», заброшенной в 1944 году в район Кракова.
Фильм имел бешеный успех и получил приз на Всероссийском фестивале искусств, а Вадим Борисович в глазах массового зрителя так и остался бесстрашным, но таким человечным майором Вихрем.
В 1969 году Бероев сыграл последнюю роль в своей фильмографии – художника Васю Мастенко в картине о Гражданской войне «В огне брода нет». Фильм также оказался успешным, а режиссер Глеб Панфилов удостоился «Золотого леопарда» — главного приза фестиваля кино в Локарно.
На экранах, однако, актер еще появлялся – в популярном в СССР жанре телеспектакля. Последней работой в этой области стала постановка «Офицер флота», где Бероев сыграл вместе с Татьяной Пельтцер и Татьяной Васильевой.
Личная жизнь
На первом курсе института 17-летний Вадим встретил Эльвиру Швареву-Бруновскую, в которую влюбился. 2 года старания начинающего актера оставались без ответа, но он не отступал и в итоге добился своего – в 1957 году, сразу по окончании института Эльвирой, они расписались.
Почти сразу после свадьбы молодым пришлось расстаться, хотя Бруновская уже ждала ребенка: Вадим остался доучиваться, а Эльвира отправилась в Ростов-на-Дону – создавать с однокурсниками новый городской театр. Однако беременность не позволила молодой жене надолго остаться в рабочем строю. Оформив академический отпуск, Эльвира вернулась в Москву, где 30 января 1958 года родила дочь Лену.
Сначала актеры жили скромно – в одной комнате коммуналки возле станции «Электрозаводская» жили Вадим, Эльвира, маленькая дочка, а также мама и тетка Бероева. Позже от театра им. Моссовета (Бруновская тоже служила в нем) актеры получили 2-комнатную квартиру в районе Измайловского парка.
Отношения в семье были нежные, Вадим и Эльвира очень друг друга любили. Супруги устраивали дома творческие вечера и старались жить весело, без скуки.
Творческая жилка передалась по наследству детям: дочь актеров, Елена Бероева – актриса все того же театра им. Моссовета, внук Егор Бероев – востребованный театральный и киноактер. Второй внук Дмитрий Бероев тоже пошел по стопам семейного клана и играет на сцене театра «Сфера».
Смерть
Судьба подарила Вадиму талант, но не здоровье. Актер пошел в мать и изначально был болезненным, а бешеный актерский ритм жизни не помогал укрепить организм. К тому же Бероев злоупотреблял алкоголем, что тоже не лучшим образом сказывалось на его состоянии.
Переломным моментом стали съемки в «Майоре Вихре»: во время съемок актеру пришлось долго пролежать в снегу, и Вадим подхватил воспаление легких, от которого окончательно так и не оправился.
Алкоголь усугублял проблемы и сильно вредил печени. Он уже с трудом выходил на сцену, когда по сценарию Бероеву надо было падать на колени, встать без посторонней помощи актер уже не мог. Коллеги заботились о нем, Вадиму Борисовичу даже разрешили выходить на сцену в войлочных ботинках, но было понятно, что срок жизни Бероева на исходе.
Понимал это и он сам. Когда в 1972 году ему стало совсем плохо и потребовалось ложиться в больницу, актер осознал, что обратно он уже не вернется. Сев в такси, он попросил водителя покружить по городу, чтобы в последний раз увидеть здание театра, Садовое кольцо, Красную площадь.
Вадим Бероев умер 28 декабря 1972 года, причиной смерти стал цирроз печени. Могила актера находится на Введенском кладбище, в Москве.
Фильмография
- 1968 — «Телефонистка»
- 1963 — «Самолеты не приземлились»
- 1964 — «Ленинградский проспект»
- 1965 — «Наш дом»
- 1965 — «Я, ты, он и телефон»
- 1967 — «Майор Вихрь»
- 1968 — «В огне брода нет»
- 1968-1969 — «Первопечатник Иван Федоров»
- 1969 — «Улица Ангела»
- 1971 — «Офицер флота»
Обаятельный Вадим Бероев влюблял в себя зрителей талантом и красотой. Его жизнь была короткой, но всё же актер успел внести огромный вклад в наш кинематограф. Большинство зрителей узнали о Вадиме Бероеве благодаря его роли Майора Вихря в одноименной кинокартине. Далеко не каждому известно о том, как жил актер и почему он так рано ушел из жизни – об этом мы и расскажем в статье.
Вадим Бероев появился на свет в Северной Осетии, в небольшой деревне Хуламаг. Его отец по национальности был осетином, работал врачом, а мама была еврейкой, трудилась учителем в начальной школе. В послевоенные годы семья Бероевых перебралась во Львов по работе отца. Понятное дело, у Вадима поначалу не было друзей в новом городе, поэтому родители решили записать его в драмкружок. Вплоть до старших классов будущий актер играл только главные роли на школьной сцене, а когда получил аттестат, без раздумий поехал в Москву, чтобы попытаться поступить в ГИТИС.
Вадим Бероев разочаровался, когда приехал в столицу. Как выяснилось, в ГИТИСе оставалось лишь пятнадцать свободных мест, а желающих поступить было более трех тысяч. Однако его приняли. По некоторым источникам Вадим Бероев настолько понравился преподавателям, что они поругались, выясняя, на чей курс актер попадет. До получения диплома Бероев нигде не был задействован, зато потом его пригласили в основной состав труппы театра им. Моссовета. Фаина Раневская не любила играть в паре с мужчинами, но когда в театр пришел Вадим Бероев, она настояла, чтобы он стал её постоянным партнером. На спектакли двух легендарных актеров приезжали из других городов и даже стран, а залы собирали аншлаг. Так Вадим Бероев и стал популярным, правда, только для театральных поклонников.
Кинодебют Вадима Бероева состоялся в картине “Самолеты не приземлились”, но, к сожалению, фильм оказался провальным. Зато все последующие картины с участием Вадима Борисовича получили хорошие оценки критиков и зрителей. Я не совру и не преувеличу, если скажу, что фильмы “Наш дом”; “Майор Вихрь” и “В огне брода нет” не стали бы культовыми без участия Вадима Бероева. Именно о ролях актера вспоминают в первую очередь, при упоминании этих кинокартин.
Вадим Бероев обладал притягивающей, приятной внешностью и, конечно же, женщины были от него без ума. Однако актер любил лишь свою единственную жену, которой всегда оставался верен. Ей оказалась прекрасная театральная актриса Эльвира Бруновская. В эту женщину актер влюбился ещё на первом курсе вуза (она была его однокурсницей), и на протяжении всего обучения добивался её взаимности. Окончив ГИТИС, пара сыграла свадьбу. Они долгое время жили в небольшой однокомнатной квартире мамы Вадима Бероева неподалеку от станции “Электрозаводская”. Когда семья пополнилась дочерью Леной, театр им. Моссовета вручил им собственную квартиру, причем руководители театра решили сделать такой подарок по просьбе Фаины Раневской. Единственная дочь и двое внуков Вадима Бероева тоже стали именитыми актерами и из-за этого актерский клан часто критикуют, мол, они бы не смогли “пробиться” в актерской стезе, если бы не были родственниками легендарных артистов. Как по мне, у всей семьи Бероевых действительно есть актерский талант, по крайней мере, роли Егора Бероева (внука нашего героя) вызывают у меня восхищение.
У Вадима Бероева с рождения было слабое здоровье и уже на съемках “Майора Вихря” он начал чувствовать себя крайне плохо. Режиссер говорил, что Бероев часто падал, и съемочная группа каждый раз его поднимала, потому что сам он встать не мог. Особенно на нем сказалась сцена, где “Майор Вихрь” лежит на снегу. Для нас эта сцена длилась не более минуты, но за кадром, этот момент снимался примерно два часа, что вызвало у актера воспаление легких. Его просили оставить съемки и заняться лечением, но актер отказался. С годами проблемы со здоровьем Вадима Бероева усугубились из-за того, что он пристрастился к выпивке. Семья и коллеги заметили, как актер “угасает” и уговорили его лечь в больницу. Сам Вадим Бероев знал, что никакое лечение ему уже не поможет и перед тем, как лечь в больничную палату, заплатил таксисту, чтобы в последний раз увидеть все главные достопримечательности Москвы. Актер ушел из жизни в 1972 году – ему было всего 35 лет, причиной стал цирроз печени. Дорогие читатели, огромное спасибо за внимание и поддержку – мы ценим каждого из Вас.
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/69641-vadim-beroev.html
- https://zen.yandex.com/media/indox/vadimu-beroevu-bylo-35-let-kogda-ego-ne-stalo-kak-jil-privlekatelnyi-i-harizmatichnyi-sovetskii-akter-sygravshii-maiora-vihria-5f8a00895282a978272be2d0