Юрий Григорович относится к числу выдающихся балетмейстеров с мировой славой. Он родился 1 января 1927 года в городе Ленинграде. Его отец был служащим, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. После получения среднего образования отправился поступать в хореографическое училище. Личная жизнь Юрия Григоровича интересует поклонников не меньше, чем его творческие достижения.
После окончания училища Юрий был принят в театр оперы и балета. Талантливому парню сразу же доверили характерные партии. Одновременно с карьерой артиста молодой талант начал заниматься собственными постановками, которые пользовались немалым успехом. Спустя некоторое время он стал главным балетмейстером страны. В то время на него была возложена огромная ответственность, но парень справлялся.
Юрия часто характеризовали как диктатора. В отношении подчиненных он вел довольно жесткую политику. Артиста даже в одно время обвиняли в преждевременной смерти и сломанной карьере Мариса Лиепы, который был танцовщиком в Большом театре.
В 1995 году многочисленные скандалы способствовали тому, что Юрий оставил Большой театр. Теперь он начал работать с отечественными и зарубежными коллективами, ставить свои спектакли. Вскоре он начал тесно сотрудничать с Краснодарским театром балета, а затем занял должность его художественного руководителя.
Личная жизнь Юрия Григоровича была связана с именем известной солистки Большого театра Натальи Бессмертновой. Именно она и была законной супругой балетмейстера. Разница в возрасте между супругами составляла четырнадцать лет, однако это их нисколько не смущало. Они поженились в 1968 году. В 2008 году Натальи не стало. К сожалению, у них не было собственных детей.
В настоящее время Юрий уже не может полностью отдаваться балету. Возраст дает о себе знать. Однако и в настоящее время он дает ценные советы молодому поколению, продолжает обучать молодых людей всему тому, чему годами учился сам. Он нисколько не сожалеет о том, что ушли времена Советского Союза и жизнь сильно изменилась.
— Юрий Николаевич, некоторые ваши коллеги стараются жить сугубо в своём мире искусства… А вам удаётся отделить себя от политических реалий?
— Я и не пробую это делать – меня волнует, что происходит вокруг и что будет с нашим земным шаром. Особенно страшно, когда наши ценности, то, что мы наработали веками, на что жизнь положили, ставится уже даже не под сомнение, а под угрозу уничтожения.
Мы всё время должны от кого-то или от чего-то защищаться, доказывать свои права на место на этой Земле, право на своё понимание жизни. Была ли когда-то ситуация простой для России? Нет, по-моему.
Сегодня думаешь, что нет ничего тяжелее. Но наступает завтра – и всё вчерашнее кажется всего лишь ночным кошмаром. Уверен, что выстоим мы и сегодня.
– Часто говорят: искусство выше политики, оно объединяет народы. Но вдруг это только мечта?
– Уверен, культура действительно объединяет страны. В Японии, сколько раз ни покажи «Лебединое озеро», все билеты будут проданы. В Лондоне, сколько раз ни покажи «Спартака», то же самое. Не припомню за полвека ни одного турне, а их было около 100, чтобы наш балет не приняли.
Были попытки сорвать гастроли, облить грязью в печати, устроить демонстрации перед театром. Более того, в отечественной прессе пытались дезавуировать наш успех за границей, но всё это было неправдой. Не верьте!
Юрий Григорович – легенда Большого театра
– В прошлом нашем интервью вы сказали, что ребёнок уже во чреве матери сучит ножками. Получается, сначала было не слово, а движение… Так?
– Я считаю, что жест – и яркий, энергичный, и сдержанный, экономный – тождествен высказыванию. Жест считывается порой без звука, без слова, вне определённой среды, художественной или бытовой.
Это не значит, что на сцене жест должен существовать вне музыки, ритма, литературной или смысловой основы. Если всё это подключить к жесту – получается театр. Если проигнорировать, отключить – получается так называемый современный танец. Почувствуйте разницу!
– В 1995 году из-за конфликта с Минкультуры вы ушли из Большого. Балеты Григоровича начали стремительно убирать из репертуара. Больно было, что «убивают дитя»?
– Некоторые балеты исчезали на сцене Большого театра, но восстанавливались на других сценах. «Золотой век» сразу пошёл в Краснодаре. «Иван Грозный» – в Парижской опере и в Кремлёвском балете, там же – «Ромео и Джульетта» и «Корсар», а «Каменный цветок», самый первый из моих больших балетов, спустя 50 лет возродился сразу в четырёх театрах: в Москве, Красноярске, Краснодаре и сейчас в Питере, в Мариинском.
Я ставлю там, где меня о том просят, и стараюсь не поддаваться чувству обиды или обделённости. Мне гораздо интереснее проверить собственную хореографию в другом времени, а значит, в другом культурном контексте, и посмотреть, что будет.
– Юрий Николаевич, вам 90. Не пугает такая цифра?
– К юбилеям стараюсь относиться философски. Они время от времени призывают к ответу: что сделал, что хотел бы переделать, что запомнил и зачислил в свой, как теперь модно выражаться, шорт-лист.
Я не из тех, кто забывает или перечёркивает прошлое. В нём было столько высокого – высоких отношений, высокой любви, настоящего творчества. Мои дорогие учителя в Академии на улице Росси: Агриппина Ваганова, Владимир Пономарёв, Александр Пушкин.
Империя Григоровича
Они помнили балеты Мариуса Петипа в их, можно сказать, чистоте и передавали нам как самое дорогое в жизни. Собственно, это и была их жизнь – при школе. Над их комнатами располагался репетиционный класс, и они слушали, угадывали по топоту десятков ног, как идёт процесс. Затем был Мариинский театр (тогда Кировский), Большой театр…
Особое ощущение родства – через Школу русского балета – дарили балетные эмигранты в Европе и Америке. Кого только не было у нас за кулисами: Вера Каралли, Бронислава Нижинская, Серж Лифарь, Леонид Мясин, Георгий Баланчивадзе. Они носили в себе русский балет и, когда мы приезжали, тянулись к нам.
Судьба сводила меня с Игорем Стравинским, Марком Шагалом, Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном. Я периодически подумываю о том, как записать, зафиксировать это.
Важную роль в моей жизни сыграл художник Симон Вирсаладзе. А из самых дорогих встреч, конечно, – с балериной Наталией Бессмертновой.
– Ваша жена и соратница…
– Меня часто просят сказать о ней что-то, а я не могу – не знаю, что нужно выделить. Это и была сама жизнь, не делимая ни на какие периоды (Наталия Бессмертнова была женой Григоровича с 1968 г., в 2008 г. она скончалась. – Ред.).
Жизнь – она и есть жизнь. В «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Жизели» с наступлением утра брезжит надежда. Не всегда можно вернуть утраченное, а точнее, и вовсе нельзя. Но что-то подобное просветлению или раскаянию на героев нисходит.
Свою жизнь я запомнил как одну нескончаемую работу, полную любви и радости. Сегодня я особенно стремлюсь фиксироваться на том позитивном, что жизнь мне дала. А всё дурное, мелкое, случайное, что путалось под ногами, надо стирать и не тащить за собой в вечность.
Ольга Шаблинская, АиФ
03:10 02.01.2017 (обновлено: 02:14 03.03.2020)© РИА Новости / Александр МакаровПерейти в фотобанк
Успех пришел к Юрию Григоровичу после постановки им на сцене театра имени С.М. Кирова балетов «Каменный цветок» Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» Арифа Меликова» (1961).
В 1961-1964 годах Юрий Григорович был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр).
В 1964-1995 годах Григорович занимал пост главного балетмейстера Большого театра (в 1988 году должность была переименована в художественного руководителя балетной труппы).
На сцену Большого театра Григорович перенес свои балеты «Каменный цветок» (1959), «Легенда о любви» (1965) и «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1979), мировая премьера последнего из них состоялась в Парижской национальной опере в 1978 году.
Первым его оригинальным спектаклем, поставленным в Большом театре, стал балет «Щелкунчик» Петра Чайковского (1966). В отличие от ранних постановок, интерпретировавших балет как детскую сказку, Григорович представил балет как философско-хореографическую поэму. Он создал здесь новую хореографию на основе полной партитуры Чайковского.
Большой успех в различных странах мира имел балет «Спартак», поставленный Григоровичем на музыку Арама Хачатуряна (1968). Балетмейстеру удалось создать поэму о бессмертии героического подвига. Этот балет в 1970 году был удостоен Ленинской премии.
В Большом театре Григорович поставил балеты «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева (1975), «Ангара» Андрея Эшпая (1976),»Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1982).
Под редакцией Григоровича в главном театре страны были осуществлены постановки классических балетов «Спящая красавица» (1963, 1973) и «Лебединое озеро» (1969, 2001) Чайковского, «Раймонда» (1984, 2003) Александра Глазунова, «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994) Адольфа Адана, «Баядерка» (1991) и «Дон Кихот» (1994) Людвига Минкуса.
© РИА Новости / Юрий АбрамочкинПерейти в фотобанк
В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича».
В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.
В 1996 году он стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера»).
В Краснодаре состоялись премьеры постановок Григоровича «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Корсар», «Баядерка», «Иван Грозный», «Спящая красавица» и др.
В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, осуществив постановки в театре «Кремлевский балет» – «Ромео и Джульетта» (1999) и «Иван Грозный» (2001), затем «Корсар» (2007).
В 2008 году в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко им был поставлен балет «Каменный цветок».
В 2001 году Юрий Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета «Лебединое озеро» в новой редакции, затем были возобновлены постановки «Легенды о любви», «Раймонда», «Щелкунчик», «Спартак», «Золотой век» и другие.
В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы.
18 ноября 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции – «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича.
В ноябре 2012 года состоялась премьера балета «Иван Грозный» Прокофьева в новой хореографической редакции балетмейстера.
В октябре 2016 года Большой театр представил возобновленный балет «Золотой век» Шостаковича в новой редакции Юрия Григоровича.
В декабре 2016 года в новой хореографической редакции Григоровича в Мариинском театре состоялась премьера балета «Каменный цветок» Прокофьева. Премьера приурочена 125-летию композитора и 90-летию балетмейстера.
© РИА Новости / Алексей КуденкоПерейти в фотобанк
Григорович также поставил спектакли в театрах Новосибирска, Екатеринбурга, Минска, Таллина, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других городов. В кино экранизированы его балеты «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977).
Юрий Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
С 1988 года является профессором, заведующим кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.
В 1975-1985 годах Григорович был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время – почетный президент).
С 1989 года – президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 году Григорович стал президентом фонда «Русский балет».
С 1992 года он является президентом программы Benois de la danse (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз «Benois de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета.
Является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии и Японии.
© Фото : Дамир Юсупов
Юрий Григорович удостоен многих почетных званий, правительственных наград и премий. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического труда (1986), лауреат Ленинской премии (1970), дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985). Награжден орденами Ленина (1976), Октябрьской Революции (1981), «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002), II степени (2007), и I степени (2011), медалями, а также наградами иностранных государств.
Юрий Григорович был женат на известной балерине, солистке Большого театра Наталье Бессмертновой (1941-2008).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Любимая профессия подарила Наталии Бессмертновой не только признание публики, но и настоящее женское счастье в лице ее мужа — гениального Юрия Григоровича. Они были невероятно красивой парой в жизни и чуткими, понимающими партнерами — на сцене. К юбилею артистки АиФ.ru вспоминает историю любви балерины и ее стремительный путь к признанию.
Любимица
Маленькая Наташа появилась на свет практически в самом начале Великой Отечественной войны. Несмотря на все ужасы того времени семье удалось выжить. День победы Бессмертновы в полном составе встречали в Москве: мама с дочкой приехали из эвакуации, отец — с фронта. Два года спустя у супругов родился второй ребенок — Татьяна. По решению матери обе девочки поступили в Московское хореографическое училище и стали балеринами. Однако Наталия добилась на этом поприще больших успехов, чем ее сестра.
Первым педагогом Бессмертновой стала петербурженка Мария Кожухова. Строгая, дисциплинированная, она еще помнила легендарную Спесивцеву. Наташа была ее любимицей. Однако в 1959 году на 62-ом году жизни Мария Алексеевна умерла, и начинающая танцовщица попала в класс к Софье Николаевне Головкиной. На выпускном экзамене ученица блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.
Статья по темеПримы Большого театра. Самые известные балерины современности
В Большой театр балерина попала в 1961 году. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь его репертуар. Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский, творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бессмертнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни — Жизель. Первоначально работать над образом ей помогала Галина Уланова, считавшаяся лучшей исполнительницей этой партии. Но ученица то и дело спорила с педагогом. Узнав об этом, главный балетмейстер Большого — Леонид Лавровский, который обожал Наташу, решил, что сам будет заниматься с ней. 20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз, и ей же закончила свою блестящую карьеру.
Муза
Новый этап в жизни балерины начался после ее знакомства с Юрием Григоровичем. Бессмертнова стала не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все задумки Юрия Николаевича, будь то Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и др. При этом сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой. Он искренне гордился супругой: ее талантом, умом и самостоятельностью. Однако даже это не помешало ему уволить Наталию Игоревну в 1988 вместе с другими выдающимися танцовщиками — Плисецкой, Максимовой, Васильевым, Лавровским и Тимофеевой. Это был невероятный скандал. Но театру требовалась молодая кровь. К слову, легендарной Майе Михайловне к тому времени исполнилось 63 года! Уже тогда атмосфера в главном театре страны для балерины и ее супруга начала накаляться.
После увольнения Наталия Игоревна стала педагогом-репетитором в ГАБТ. Так же артистка разово принимала участие в отдельных спектаклях, ездила на гастроли. Но безумный успех, который в свое время буквально обрушился на чету Григоровича и Бессмертновой, сменился такой же безумной травлей. 7 марта 1995 года, после череды скандалов и противостояний художественный руководитель балетной труппы Большого написал заявление об уходе. Наталия Игоревна лично отвезла бумагу в Министерство культуры. Спустя всего несколько дней, 12 марта, сторонники Григоровича решили объявить забастовку и не выходить на сцену. Организатором протеста назвали Бессмертнову, что послужило поводом для ее увольнения. Однако узнав об этом, балерина решила не сдаваться без боя. Она обратилась в суд, и тот восстановил ее права. Документ об этом Наталия Игоревна принесла в театр. Но не для того, чтобы вернуться. Вместе с постановлением суда Бессмертнова положила на стол руководства заявление об уходе. Так артистка поставила жирную точку в отношениях с Большим театром, которые в общей сложности длились больше 30 лет.
В кругу семьи
Несмотря на крепкий брак, детей у балерины не было. Ее «сыном» стал родной племянник — Миша. Он, сестра Татьяна и муж — единственные люди, которых Бессмертнова допускала в больницу, когда начала сильно болеть. Долгое время врачи не могли поставить артистке диагноз. От болезни почек и без того довольно стройная Наталия Игоревна, очень сильно похудела. А вскоре у нее начались ужасные боли.
Вопрос-ответСоздание СССР и фашистские бомбы. 10 фактов о Большом театре
По признаниям Виталия Вульфа, который был хорошо знаком с семьей балерины, боль была настолько пронзительной, что сильная от природы Бессмертнова начала хотеть собственной смерти. Но и в этом жутком состоянии она не переставала думать о муже, жить его делами и заботами.
Близкие и сама Наталия Игоревна понимали, что ее дни сочтены. Но когда Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его от командировки, наоборот сказала, что он не должен забывать о делах. К сожалению, это был последний раз, когда хореограф видел свою музу живой. Бессмертновой стало плохо, практически сразу, после отъезда супруга. Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом. Но было поздно. 19 февраля 2008 артистки не стало.
Уже после похорон, на поминках балерины генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов зачитал приказ, который вернул Григоровича в ГАБТ. Он стал штатным хореографом балетной труппы. Это событие, наверняка, очень бы порадовало Наталию Игоревну. Она всегда близко к сердцу воспринимала все взлеты и падения своего супруга. Сам Юрий Николаевич в тот день никак не отреагировал на свое назначение, ведь он потерял единственную и любимую женщину, ради которой творил не один десяток лет.
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Право на правду
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юрий Николаевич, некоторые ваши коллеги стараются жить сугубо в своём мире искусства… А вам удаётся отделить себя от политических реалий?
Юрий Григорович: Я и не пробую это делать — меня волнует, что происходит вокруг и что будет с нашим земным шаром. Особенно страшно, когда наши ценности, то, что мы наработали веками, на что жизнь положили, ставится уже даже не под сомнение, а под угрозу уничтожения. Мы всё время должны от кого-то или от чего-то защищаться, доказывать свои права на место на этой Земле, право на своё понимание жизни. Была ли когда-то ситуация простой для России? Нет, по-моему. Сегодня думаешь, что нет ничего тяжелее. Но наступает завтра — и всё вчерашнее кажется всего лишь ночным кошмаром. Уверен, что выстоим мы и сегодня.
Статья по темеХореограф Юрий Григорович: в погоне за деньгами рамки морали часто сносят
— Часто говорят: искусство выше политики, оно объединяет народы. Но вдруг это только мечта?
— Уверен, культура действительно объединяет страны. В Японии, сколько раз ни покажи «Лебединое озеро», все билеты будут проданы. В Лондоне, сколько раз ни покажи «Спартака», то же самое. Не припомню за полвека ни одного турне, а их было около 100, чтобы наш балет не приняли. Были попытки сорвать гастроли, облить грязью в печати, устроить демонстрации перед театром. Более того, в отечественной прессе пытались дезавуировать наш успех за границей, но всё это было неправдой. Не верьте!
Проверить делом
— В прошлом нашем интервью вы сказали, что ребёнок уже во чреве матери сучит ножками. Получается, сначала было не слово, а движение… Так?
— Я считаю, что жест — и яркий, энергичный, и сдержанный, экономный — тождествен высказыванию. Жест считывается порой без звука, без слова, вне определённой среды, художественной или бытовой. Это не значит, что на сцене жест должен существовать вне музыки, ритма, литературной или смысловой основы. Если всё это подключить к жесту — получается театр. Если проигнорировать, отключить — получается так называемый современный танец. Почувствуйте разницу!
</p>
— В 1995 году из-за конфликта с Минкультуры вы ушли из Большого. Балеты Григоровича начали стремительно убирать из репертуара. Больно было, что «убивают дитя»?
— Некоторые балеты исчезали на сцене Большого театра, но восстанавливались на других сценах. «Золотой век» сразу пошёл в Краснодаре. «Иван Грозный» — в Парижской опере и в Кремлёвском балете, там же — «Ромео и Джульетта» и «Корсар», а «Каменный цветок», самый первый из моих больших балетов, спустя 50 лет возродился сразу в четырёх театрах: в Москве, Красноярске, Краснодаре и сейчас в Питере, в Мариинском. Я ставлю там, где меня о том просят, и стараюсь не поддаваться чувству обиды или обделённости. Мне гораздо интереснее проверить собственную хореографию в другом времени, а значит, в другом культурном контексте, и посмотреть, что будет.
— Юрий Николаевич, 2 января вам 90. Не пугает такая цифра?
— К юбилеям стараюсь относиться философски. Они время от времени призывают к ответу: что сделал, что хотел бы переделать, что запомнил и зачислил в свой, как теперь модно выражаться, шорт-лист. Я не из тех, кто забывает или перечёркивает прошлое. В нём было столько высокого — высоких отношений, высокой любви, настоящего творчества. Мои дорогие учителя в Академии на улице Росси: Агриппина Ваганова, Владимир Пономарёв, Александр Пушкин.
Статья по темеПоследнее фуэте. Как сложилась судьба Наталии Бессмертновой Они помнили балеты Мариуса Петипа в их, можно сказать, чистоте и передавали нам как самое дорогое в жизни. Собственно, это и была их жизнь — при школе. Над их комнатами располагался репетиционный класс, и они слушали, угадывали по топоту десятков ног, как идёт процесс. Затем был Мариинский театр (тогда Кировский), Большой театр…
Особое ощущение родства — через Школу русского балета — дарили балетные эмигранты в Европе и Америке. Кого только не было у нас за кулисами: Вера Каралли, Бронислава Нижинская, Серж Лифарь, Леонид Мясин, Георгий Баланчивадзе. Они носили в себе русский балет и, когда мы приезжали, тянулись к нам. Судьба сводила меня с Игорем Стравинским, Марком Шагалом, Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном. Я периодически подумываю о том, как записать, зафиксировать это.
Важную роль в моей жизни сыграл художник Симон Вирсаладзе.
А из самых дорогих встреч, конечно, — с балериной Наталией Бессмертновой.
— Ваша жена и соратница…
— Меня часто просят сказать о ней что-то, а я не могу — не знаю, что нужно выделить. Это и была сама жизнь, не делимая ни на какие периоды (Наталия Бессмертнова была женой Григоровича с 1968 г., в 2008 г. она скончалась. — Ред.).
Жизнь — она и есть жизнь. В «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Жизели» с наступлением утра брезжит надежда. Не всегда можно вернуть утраченное, а точнее, и вовсе нельзя. Но что-то подобное просветлению или раскаянию на героев нисходит. Свою жизнь я запомнил как одну нескончаемую работу, полную любви и радости. Сегодня я особенно стремлюсь фиксироваться на том позитивном, что жизнь мне дала. А всё дурное, мелкое, случайное, что путалось под ногами, надо стирать и не тащить за собой в вечность.
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Используемые источники:
- https://lichnaya-zhizn.ru/blog/jurij_grigorovich_lichnaja_zhizn/2016-12-07-1546
- https://www.classicalmusicnews.ru/interview/juriy-grigorovich-90-aif/
- https://ria.ru/20170102/1484705531.html
- https://aif.ru/culture/person/poslednee_fuete_kak_slozhilas_sudba_natalii_bessmertnovoy
- https://aif.ru/culture/person/yuriy_grigorovich_svoyu_zhizn_ya_zapomnil_kak_odnu_neskonchaemuyu_rabotu