Содержание
Биография
Образ прекрасной принцессы Мелисенты из кинофильма Леонида Квинихидзе «31 июня», вышедшего в далеком 1978 году, восхитил советского зрителя. «Кто эта неземная красавица?» – немедленно возник вопрос.
Оказалось, что юная дебютантка – недавняя выпускница хореографического училища при Большом театре Наталья Трубникова. Казалось бы, родилась новая звезда, но судьба распорядилась иначе – роман с кино у актрисы не сложился, а вот балет, манящий с детства, подарил ей радость самовыражения. Но воспоминания о кинематографе у артистки остались самые теплые.
Детство и юность
Наталья Евгеньевна Трубникова родилась 17 июля 1955 года в Москве. Мама – инженер, отец служил в госснабе, имел 2 высших экономических образования. Мамины родители – столичные интеллигенты, а предки отца – жители бескрайних волжских просторов.
Наташа стала первенцем семейной пары. Когда ей исполнилось 4 года, родился младший сын Трубниковых – Виктор. И Наташе, и Вите с раннего детства внушали только одно – чтобы чего-то добиться, нужно много учиться и работать. Поэтому, когда в 3 года девочка увидела Майю Плисецкую, исполняющую «Умирающего лебедя», поняла – чтобы танцевать так же, надо учиться.
Маленькую Наташу отдали одновременно и в детский сад, и в балетный кружок. Желание девочки танцевать было настолько сильным, что даже поступив в школу и получив недетскую ношу различных нагрузок (в том числе музыкальную школу), она не оставила хореографию. Занималась в студиях, а потом поступила в хореографическое училище при Большом театре.
«В училище нас начали ставить на пальцы. Ноги — в кровь. Заклеивали раны пленкой от сырого яйца, а сверху — пластырем. Но кровь все равно просачивалась через пуанты. Дома не жаловалась: боялась, что заберут из училища», — до сих пор помнит Наталья те трудные дни.
Однако изнуряющие занятия, когда девочка в купальнике сутками стояла у балетного станка, с лихвой компенсировали многочисленные гастроли: в составе труппы юных артистов Трубникова объездила всю Европу: Париж, Марсель, Лион, Монте-Карло, побывала в 65 странах.
Артистка окончила училище в 1973 году и к этому моменту уже 8 лет танцевала на сцене Большого театра. Наталья была уверена, что сдаст выпускные экзамены на отлично и попадет по распределению на главную сцену страны. Но тут судьба в первый раз внесла свои коррективы в ее биографию. Трубниковой ставят четверку и направляют в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ).
Фильмы и балет
В театре начать карьеру пришлось с кордебалета, постепенно завоевывая репертуар. Наталья работала на сцене всего пару лет, когда ее пригласили в кино. Правда, как танцовщицу, зато сам Марк Захаров. Мэтр снимал тогда свой ставший классикой фильм «12 стульев» (1976). Балерина сыграла капитана корабля в сцене, изображающей фантазию Остапа Бендера. И не только сыграла, но и репетировала со звездой, фактически ставя этот танцевальный фрагмент.
Наталья очень вдохновилась этой работой — она ведь давно мечтала о кино и получала предложения еще в пору училища. Борис Бунеев хотел снять ее в драме «Хуторок в степи», Андрей Кончаловский – в мелодраме «Романс о влюбленных». Но девушка, будучи от природы очень стеснительной, отказывалась.
А когда пришли уверенность и профессионализм, то приглашать перестали, а если и звали на пробы, то не утверждали. Как потом выяснилось, артисток балета попросту побаивались в смысле их «неблагонадежности»: слишком много балетных осталось за границей во время гастролей. А это означало крах всей картине и судьбам задействованных актеров.
Поэтому, когда в 1978 году Наталью пригласил в свою новую картину «31 июня» мастер мюзиклов Леонид Квинихидзе, она была уверена, что и этот выстрел будет «холостым», тем более что пробовалась она на главную роль. Но режиссер отстоял Трубникову, и как только в театре артистке дали отпуск, она погрузилась в волшебный мир киносъемок.
Наталья предстала в образе Мелисенты – принцессы, живущей в XII веке. Несмотря на обилие женихов, девушка влюбляется в художника Сэма, который живет в XXI веке. Злой волшебник утроил им встречу во времени, а потом разлучил. Чтобы соединиться, влюбленным нужно пережить череду приключений. Сэма сыграл невероятно популярный тогда Николай Еременко.
«Мы очень сдружились, постоянно хохмили. Он боялся как раз хореографических сцен, все время повторял: “Мне лишь бы не танцевать. Не дай Бог!”», — вспоминает тот период актриса.
Фильм показали в телеэфире в новогодний вечер 31 декабря 1978 года. А потом надолго запретили: снявшийся в роли придворного музыканта Лемисона артист балета Александр Годунов в 1979 году попросил политического убежища в США.
Три года спустя балерина вновь снялась у Квинихидзе в фильме «Шляпа» (1981) о судьбе джазового музыканта Дмитрия Денисова. Наталья сыграла жену второпланового героя Савицкого – его исполнил Игорь Кваша.
Посчастливилось сыграть еще один эпизод у Марка Захарова в «Формуле любви», а также присоединиться к актерскому составу в популярной сказке «Тайна Снежной королевы» с Алисой Фрейндлих в главной роли.
В 1988 году Наталья Трубникова снялась в фильме «Фантазер» по мотивам оперы «Порги и Бесс». А в 90-е фильмографию актрисы украшает роль Кончиты в российско-польско-немецком фильме «Аляска Кид».
Между тем театр был щедр на драматические роли для артистки. Наталья исполняла танцы Флер де Лис в «Эсмеральде», Паолы и цыганки Зиты в «Риваресе». Работала с народной артисткой СССР Виолеттой Трофимовной Бовт, с которой готовила 3 партии: Пахиту, Марью в «Степане Разине», Купаву в «Снегурочке».
Снималась в спектаклях знаменитого хореографа Михаила Лавровского «Откровения», «Кафе-квартал», в музыкальном фильме итальянского режиссера Элеоноры Вольпе «Слепые». За годы работы в театре актриса получила второе образование — окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа.
Личная жизнь
Стоит ли говорить, что с такой красотой и балетной статью (рост 176 см) актриса не страдала от отсутствия внимания. Поклонников было много, появился даже один тайный воздыхатель, который в качестве даров преподносил билеты на лучшие спектакли Москвы, а сам наблюдал издалека.
При всем этом личная жизнь Натальи не была бурной: отношения с женатыми артистами она отвергала, а среди холостых никто не нравился так, чтобы крепко влюбиться. Только придя в труппу МАМТ, встретила свою судьбу.
Избранником балерины стал ее партнер – Анатолий Кулаков. Они сблизились, начав вместе репетировать в постановке «Прозрение». И к премьере поняли, что влюблены. Кулаков был на 10 лет старше Натальи, в балет пришел из фигурного катания по совету педагога.
Отец Натальи – к тому времени уже крупный чиновник – был не в восторге от выбора дочери, а мама Анатолия не очень-то жаловала невестку, но артисты поженились и до сих пор доказывают всем благословенность этого брака. Звезды балета во всем поддерживают друг друга. Детей у пары нет.
«Между нами — настоящие итальянские страсти, что ни день, то взрыв. Я — Рак, стихия Воды. Анатолий — Стрелец, стихия Огня. То я его заливаю, то он меня испаряет. Но вокруг было столько людей, твердящих, что мы с мужем не подходим друг другу, что у обоих включался характер: нет, мы вам докажем!», — признается балерина.
Наталья Трубникова сейчас
Сейчас, глядя на фотографии артистки, нельзя не сделать комплимент ее моложавости. Она до сих посещает кинопробы, на которые ее приглашают. Но сегодня все чаще делится опытом с молодежью: с 1990-м они с мужем основали «Русскую школу моделей», в которой помогают девушкам уверенно вести себя на сцене и перед камерой.
Фильмография
- 1976 — «12 стульев»
- 1978 — «31 июня»
- 1980 — «Клоун»
- 1981 — «Шляпа»
- 1982 — «Смерть на взлете»
- 1984 — «Формула любви»
- 1986 — «Тайна Снежной королевы»
- 1988 — «Фантазер»
- 1990 — «Музыкальные Игры»
- 1993 — «Аляска Кид»
После того как сыгравший роли придворного музыканта Лемисона и Боба Тейлора танцовщик Большого театра Александр Годунов попросил политического убежища в США, музыкальный фильм Леонида Квинихижзе «31 июня» положили на полку. Спустя годы его вновь показывают по телевидению, а красавица принцесса Мелисента Наталья Трубникова до сих продолжает получать письма с объяснениями в любви своей средневековой принцессе. А один математик из Канады даже признался, что Мелисента произвела на него такое впечатление, что он начал профессионально заниматься возможностями переходов во времени и сделал открытие, послужившее толчком к усовершенствованию мобильной связи.
Наталья Трубникова балериной мечтала стать с детства. Ещё в возрасте трёх лет она увидела на сцене восхитительный номер Майи Плисецкой «Умирающий лебедь» и навсегда влюбилась в балет. Педагог в балетном училище сказала юной Наташе: «Надо трудиться! Думаешь, всего добьёшься одними глазками?» А та перепугалась: «Что не так с моими глазами?!»… Она всегда восхищалась родителями, которые были очень хороши собой, но себя со стороны не оценивала. Особенно когда рядом была такая красавица, как мама. Внешность средневековой принцессы Наташа унаследовала, конечно, от мамы.
Бабушка, которая сама в юности грезила балетом и передала эту мечту своей внучке, отвела её однажды в Большой театр на балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». Па-де-де из балета, восхитительная музыка и яркая огромная сцена Большого навсегда врезались в память будущей балерины. «Я должна танцевать только на сцене Большого, только в этих волшебных стенах», — поклялась себе Наташа.
Наташа больше всех обожала деда и бабушку со стороны мамы, которые жили старинным московским бытом. У них была огромная библиотека, и дед читал ей сказки. У них всегда собиралась многочисленная родня, пили чай с блинами и вареньем, было шумно и весело. Дед пришёл с фронта в 1917 году и встретил бабушку — юную выпускницу гимназии. С тех пор они не расставались. Два завета от бабушки и деда Наташа сохранила на всю жизнь: гимназическую премудрость бабушки «Если плохое настроение — на улицу не выходи. К людям надо относиться только с доброжелательностью» и дедушкин зарок «Пока не дал слова, ты его хозяин. А раз дал — ты его раб».
В хореографическом училище при Большом театре Наташе пришлось нелегко: девочек сразу ставили на пальцы и ноги истирались в кровь. Гелевых прокладок не было, как сегодня, и девочки заклеивали раны от пуантов плёнкой от сырого яйца. Но кровь всё равно просачивалась сквозь пуанты. Но Наташа никогда не жаловалась. Сама выбрала свой путь. Родителям не признавалась, боялась, что заберут из училища. Ещё будучи ученицей, Наталья Трубникова уже танцевала на сцене Кремлёвского дворца и Большого театра ведущую партию в балете «Цветик-семицветик», главного амура в «Дон Кихоте» — колола стрелой в сердце гордую Китри — саму Майю Плисецкую — своего кумира. И была Пахитой в одноименном балете на выпускных концертах училища. Как лучшей ученице диплом ей вручал сам Юрий Григорович.
В кино Наталья Трубникова попала что называется прямо от станка, как многие балерины: Светлана Орлова, Галина Беляева, Наталья Седых и многие другие. Первую роль Наталье предложили сыграть в фильме «Хуторок в степи», но она сама отказалась, впереди были первые зарубежные гастроли, и пропустить их Наталья не смогла бы не за какую роль в кино. Ассистенту режиссёра она порекомендовала Свету Орлову. Но кино Наталья полюбила и мечтала стать ещё и настоящей большой актрисой. Её стены в новой трёхкомнатной квартире на Кутузовском проспекте, куда папа заказал специально для любимой дочери станок, были увешаны портретами любимых актрис советского кино. С них Наташе улыбались Анастасия и Марианна Вертинские, Элина Быстрицкая, Наталья Гундарева и другие.
Гастроли в Париже прошли на ура! А потом понеслось: Марсель, Лион, Ницца, Монте-Карло, Валенсия! Шестнадцать ей исполнилось в Бильбао. Пошла в магазин и купила себе лохматого плюшевого кота и была счастлива, как обыкновенный 16-летний ребёнок!
От следующей роли Наталья также отказалась. Её прямо в троллейбусе увидела ассистент режиссёра Андрона Кончаловского, который собирался снимать «Романс о влюблённых». Для кино она не была готова совершенно, слишком холодная, слишком зажатая. Она не вытянет роль, призналась она режиссёру. И тот отдал роль Елене Кореневой. Она даже с парнями не встречалась, да и когда ей, если всё время у станка, потом репетиции, спектакли, гастроли.
И тут Наташу ждало первое разочарование. Она всегда была отличницей, имела все шансы попасть на сцену Большого, осуществить давнюю мечту. И тут на выпускном экзамене ей ставят оценку четыре! А это значит, что в труппу Большого она не попадёт, а только в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, сегодня МАМТ. Ведь она видела заявку из Большого на Трубникову! Тем горше было Наташе…
В МАМТе балетмейстер обещал ей ведущие партии. Но и здесь ей приходилось пробиваться на общих условиях — только через кордебалет.
А в 1978 году Наталью пригласили на пробы в музыкальный фильм Леонида Квинихидзе «31 июня». Многие её коллеги из кордебалета тоже попали на картину и не преминули подшутить снисходительно над Трубниковой, мол она тоже всего лишь танцовщица из кордебалета и здесь, в картине. Они даже не подозревали, что Трубникова играет главную роль! Лишь спустя годы, когда Наталья однажды пришла в родное училище и увидела свою фотографию в роли Мелисенты у девочек на стене, обида ушла сама собой.
В Большом более классический репертуар, а в МАМТе Наталья Трубникова танцевала по-настоящему драматические партии, например Флёр де Лис в «Эсмеральде», в «Риваресе» танцевала сразу две партии — Паолы, матери Овода, и цыганки Зиты, танцевала Пахиту, Марью в «Степане Разине», Купаву в «Снегурочке», за что получила диплом лауреата фестиваля «Московские звёзды».
С танцовщиком МАМТа Анатолием Кулаковым их свела работа. Анатолий был старше Натальи на десять лет. В детстве он занимался одиночным фигурным катанием, в одиннадцать лет был чуть ли не чемпионом Москвы. Мог с места, не приседая, на прямых ногах запрыгнуть на рояль! Его тоже приглашали в кино. В детстве он сыграл главную роль в фильме «Сомбреро». Также его пробовали в фильм «Каникулы Кроша», но тогда родители были категорически против всяких съёмок сына.
Долгое время между Наташей и Толей не было романтических отношений. И вот после спектакля «Прозрение» они наконец… прозрели. Родители Наташи сначала были против их брака, который мог повредить и ей самой. Дело в том, что Анатолий числился в списке «неблагонадёжных», его не выпускали из страны. После ряда побегов из СССР Михаила Барышникова, Рудольфа Нуриева, затем и Александра Годунова к балетным артистам присматривались особенно тщательно. На зарубежных гастролях его сосед по гостиничному номеру попросил политического убежища. Советские танцовщики часто оставались на Западе: язык балета не требовал перевода. И там они чувствовали себя свободными.
После свадьбы Толя во всём старался поддержать Наталью. И даже в её актёрской карьере. А ей поступало много предложений. Она приезжала на фото и кинопробы, а затем её благополучно не утверждали. А брали её исключительно как танцовщицу. Так она сыграла у Марка Захарова в «12 стульях», где встретилась с Андреем Мироновым. И учила его основам танца. «Как он репетировал! Небольшого росточка, полненький, а добивался филигранной точности, лёгкости. Я — профессионал, чтобы устать, должна оттанцевать девять часов кряду, но уже с ног валилась, а ему хоть бы что!», — рассказывает Наталья Трубникова.
До последнего Наталья не верила, что её утвердят на главную роль в фильме «31 июня». А выяснилось, что Квинихидзе искал именно её. И боролся за неё, тогда как худсовет картины был категорически против того, чтобы брать на главную роль балерину, то есть непрофессиональную актрису. А затем режиссёр сам терпеливо давал ей уроки мастерства. Меньше мимики и эмоций. «Вы должны оставаться сдержанной, не показывать лицом ни радости, ни гнева. Важны только глаза», — учил он.
Было трудно. Но о работе с Квинихидзе, Николаем Ерёменко и всей съёмочной группе Наталья Трубникова до сих пор отзывается с огромной теплотой: «На грим меня вызывали ранним утром, часам к семи… Леонид Александрович обязательно заходил в гримёрную. Подойдёт сзади, посмотрит на меня, ещё умытую, не подкрашенную, и говорит: «Боже, какой кошмар! Кого я утвердил на роль? Надеюсь, ты не пила на ночь — иначе будут видны отеки. А мне нужна юная актриса с чистым лицом»…
Оператор Илья Миньковецкий всех мучил, выставляя планы по пять часов. Квинихидзе кусал себе локти, но молчал: знал, что Илья — мастер выдающийся… У Николая Ерёменко, конечно, было мужское обаяние, для кино он фантастически красив. Но балетные любят идеальные пропорции и формы. Когда прихожу на работу, глаз отдыхает: все время вижу «золотое сечение». А Коля был несовершенен: крупная голова, узкие плечики. Он быстро понял, что в моём случае ему ничего не светит, и мы стали общаться просто по-дружески. Постоянно хохмили. Он, кстати, боялся как раз хореографических сцен, все время повторял: «Мне лишь бы не танцевать. Не дай бог!».
А после выхода картины Александр Годунов с женой Людмилой Власовой (в фильме «31 июня» они снимались вместе) поехали на гастроли Большого в Штаты. С Трубниковой ребята имели дружеские отношения, им повезло, они попали в труппу Большого, а Трубникова — в МАМТ. Годунов — один из ведущих танцовщиков Большого, на котором держался основной репертуар, остался в США, а Мила, его жена, вернулась в СССР. Эта была настоящая трагедия не только для супругов, его отъезд рикошетом ударил и по фильму «31 июня». Квинихидзе страшно переживал.
Наталья Трубникова навсегда осталась в памяти зрителей очаровательной средневековой принцессой Мелисентой. Она стала настоящей актрисой проб, пробовали её многие режиссёры, но не утверждали. Возможно из-за «неблагонадёжности» мужа, а может она просто не нашла своего режиссёра, который сделал бы её настоящей актрисой. Но скорее всего, как подозревает сама Наталья, из-за негласного запрета утверждать балетных артистов…
А ведь Трубникова вполне могла затмить Александру Яковлеву в «Чародеях», Марину Шиманскую в «Эскадроне гусар летучих», Ольгу Остроумову в «Гараже», Елену Метёлкину в «Через тернии к звёздам» и многих других. Её приглашал даже Юрий Кара в свой фильм «Мастер и Маргарита», где потом сыграла её любимая Анастасия Вертинская.
Сегодня Наталья Трубникова вместе с мужем Анатолием Кулаковым обучает девочек по специальной программе в созданной мужем в 1990 году «Русской академии моделей». Девочек учат пластике, музыкальности, координации и чувству ритма, а также красиво двигаться на подиуме.
До сих пор Наталья Трубникова выходит на сцену МАМТа, хотя уже не танцует. Играет некоторые роли. В основном, помогает осваивать молодым артистам балета сценическое движение и открывать им многогранный удивительный балетный мир.
Она по-прежнему влюблена в кино: «Я продолжаю ходить на пробы, и меня… по-прежнему не утверждают. Сетуют, что для своего возраста я слишком молодо выгляжу. Смеясь, отвечаю: «Неудивительно. Я хорошо сохранилась, совсем как принцесса Мелисента, которая в один миг перенеслась по Звёздному мосту из XII в XXI век».
Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!
Друзья, написать статью — большой труд, поставить лайк — мгновение!
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/36428-natalia-trubnikova.html
- https://zen.yandex.com/media/moyokino/svet-negasnuscih-zvezd-zvezdnyi-most-v-jizni-natali-trubnikovoi-5e651f7d97b4e60aa6195097