Содержание
Биография
Эра Зиганшина — советская и российская актриса театра и кино, в 2005 году ставшая народной артисткой России. Эра Гарафовна сыграла множество ролей в театрах Санкт-Петербурга, Москвы и Кишинева, как сценическая актриса находится в первой шеренге лучших представителей современного российского театрального искусства.
Детство и юность
Эра родилась и выросла в Казани в семье инженеров. Необычное имя ей выбрал отец. Так как дочь родилась во время войны, он хотел записать ее в паспортном столе Воэрой, что означало бы «военная эра», но по просьбе матери девочки он использовал только вторую половину слова. Позднее актриса отмечала, что многим сверстникам нравилось звучание ее имени, но не обошлось и без курьезов: в школе одноклассники дразнили ее Эпохой.
Эра с детства была увлекающейся натурой и периодически загоралась то одним, то другим видом творчества, но также быстро остывала. Девочка занималась лыжным спортом, моделированием одежды, фотосъемками, коллекционированием портретов знаменитых актрис.
Единственное увлечение, которое она реализовала полностью, — это игра на скрипке, чему она обучилась в музыкальной школе. В старших классах Зиганшина решила стать актрисой, по примеру своих кумиров Любови Орловой и Изольды Извицкой.
Родители были категорически против и запретили дочери поступать в театральный вуз. Девушку даже заперли в квартире, но Эра тайком сбежала и отправилась в Москву. Она сдавала вступительные экзамены сразу в несколько учебных заведений, но везде ее ждал отказ.
Разочарованная Эра Зиганшина вернулась в Казань, но уже в следующем году сумела преодолеть барьер творческого конкурса и стала студенткой Театрального училища имени Щукина, где обучалась у Анатолия Борисова. Однокурсницами Эры были Марианна Вертинская, Наталья Селезнева, Инна Гулая. Впрочем, окончить этот вуз ей не удалось.
Однажды она увидела на сцене выступление труппы ленинградского Большого драматического театра, студией которого руководил Георгий Товстоногов. Начинающая актриса забирает документы из «Щуки» и переезжает в Северную столицу, чтобы совершенствоваться у знаменитого мастера.
Эра окончила студию Товстоногова при БДТ. Она планировала закрепиться в труппе театра, но режиссер не оставил ее. Для девушки решение мастера стало ударом, но по характеру Эра не из тех, кто сдается. В 1965 году она была принята в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, где позднее участвовала в спектакле «Униженные и оскорбленные», который поставил Георгий Александрович.
Театр
Если в студии Зиганшина научилась вести себя на сцене, то «Ленком» воспитал и закалил ее как личность. Достаточно быстро она вышла на хороший уровень в этом театре и в течение 5 лет ярко исполняла роли в «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта, «Утиной охоте» Александра Вампилова и других классических постановках.
В 1970 году Эра на один сезон переезжает в столицу Молдавии, где играет в Русском драматическом театре. Но той отдачи, которую она получала от работы в Ленинграде, в Кишиневе она не испытала, поэтому вернулась в родные стены и продолжила выступать на сцене «Ленкома». Причем первый выход после возвращения был настолько ошеломляющим, что его можно посчитать символичным.
30-летняя актриса идеально передала образ старухи Пилар в спектакле «По ком звонит колокол». Режиссер постановки Геннадий Опорков назвал игру Зиганшиной высшим пилотажем. После смерти мэтра она покинула театральный коллектив и ушла в Театр комедии, где сразу получила роль Зойки в спектакле «Зойкина квартира» по Михаилу Булгакову.
В конце 80-х годов актриса переехала в Москву и выступала в театре «У Никитских ворот», столичном ТЮЗе, Театре Романа Виктюка. Как утверждает артистка в интервью, до этого периода творческой биографии она считала себя исключительно психологической исполнительницей, после него поняла, что может играть все.
В 21-м веке Эра Гарафовна вновь возвращается в «Ленком», который к тому времени уже назывался театр-фестиваль «Балтийский дом». И снова ее ждет грандиозный успех. В нашумевшем спектакле «Похороните меня за плинтусом» она блестяще сыграла роль Бабушки и по обыкновению выступила адвокатом своего персонажа. Зиганшина показала не просто вздорную старуху, которую зритель привык видеть в этом образе, а сумела открыть беспомощную женщину, задыхающуюся от недостатка любви.
Автор произведения Павел Санаев не планировал сценической версии своей повести, но, узнав от матери Елены Санаевой, что Ролан Быков высоко оценивал талант Зиганшиной, дал свое согласие на постановку, о чем просила его Эра Гарафовна. Позднее драматург даже отмечал на фото внешнее сходство своей бабушки и исполнительницы главной роли.
В конце 2011 года Эра Зиганшина вновь сменила сцену и вошла в труппу Александринского театра. Ее дебютом стал спектакль Валерия Фокина «Литургия ZERO» по роману Достоевского «Игрок».
Фильмы
Кинодебют Эры Зиганшиной состоялся в 1966 году. Она сыграла Маленькую Разбойницу в фильме-сказке «Снежная королева». Детская картина была отмечена большим количеством наград на кинофестивалях и вошла в золотой фонд советского кинематографа. Любопытно, что на съемочной площадке Эра оказалась случайно. Ей дал пропуск коллега по театру Николай Боярский, и Зиганшина, воспользовавшись шансом, убедила режиссера отдать эту роль ей, хотя уже была утверждена другая актриса.
После феноменального успеха «Снежной королевы» Эре стали предлагать однотипные роли хулиганистых и невоспитанных девушек, которые были как бы продолжением ее первого киноперсонажа. Она часто отказывалась и в итоге перестала получать интересные предложения, хотя несколько работ этого времени в ее фильмографии оказались достойными внимания зрителей.
Это роль в экранизации по пьесе Максима Горького «Перед бурей», где Зиганшина появилась в основном актерском составе рядом со звездами своего времени Эммой Поповой и Николаем Симоновым. За этот образ Эра удостоилась первой актерской премии в своей карьере.
Через 8 лет Эра снова напомнила о себе любителям кино, когда появилась в роли добродушной и привлекательной Урсулы в музыкальной комедии «Небесные ласточки», где ее партнером был Андрей Миронов. Звездный состав фильма, где снимались Александр Ширвиндт, Людмила Гурченко, не испугал Эру, к этому времени она уже сама была состоявшейся театральной актрисой.
В целом кинематограф не привлек актрису так, как театр, в котором она чувствовала отдачу зрительного зала. Сама Зиганшина вспоминала, что научилась сосуществовать с театральной публикой еще в молодости, когда театры наводнили учащиеся ПТУ и солдаты. Каждый выход на сцену превращается для артистов в борьбу со зрителем, в которой не всегда победа оставалась за актером.
Снова вернулась на большой экран Эра Зиганшина только в 90-х годах. Своим возвращением она обязана режиссеру Сергею Снежкину, пригласившему ее в социально-психологический триллер «Невозвращенец», предсказавший политические события 1991 года и развал СССР.
Гораздо больше она стала сниматься в 21-м веке. На ее счету роли в самых знаменитых криминальных драмах «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей», а также в популярном мистическом триллере «Черный ворон».
В 2007 году она передала образ зрелой женщины, решившей пересмотреть собственную жизнь, в драме Григория Никулина «Антонина обернулась». Этим фильмом Зиганшина показала зрителю новые грани своего таланта. Также интересная работа ждала актрису в детективе «Охотники за брильянтами», где она изображает вдову знаменитого писателя Алексея Толстого — Лидию Ильиничну Толстую.
Позднее были роли в сериалах «Наркотрафик», «Мама по контракту». В 2015 году актриса сыграла в мелодраме «Лучше не бывает», где ее партнером стал Дмитрий Шевченко. Среди ярких работ последнего времени в копилке артистки числятся роли в многосерийных фильмах «Семейный альбом» и «Отель последней надежды».
Характерно для Эры Гарафовны находить в каждой своей героине, особенно отрицательной, что-то противоположное основным чертам характера и подчеркивать это качество на протяжении всего эпизода. Актриса стремится не просто показать человека в той или иной ситуации, а еще и объяснить причины поступков.
Личная жизнь
В личной жизни актриса, как и в искусстве, оставалась свободолюбивой. Официальным мужем Эры Зиганшиной был советский актер и режиссер Владимир Головин, в браке с которым она родила сына и дочь. Семья просуществовала недолго и после совместного переезда в Кишинев распалась.
Старших детей актриса в театральную среду не допустила, сознательно не прививая им любовь к сцене. А вот младший сын Владимир, рожденный от актера «Ленкома» Владимира Рожина, как и его родители, хотел пойти по актерской стезе, позднее попробовал себя в режиссуре. Но он так и не смог реализоваться в кинематографе, поэтому нашел себя в журналистике.
Эра Зиганшина сейчас
В 2018 году с участием звезды сцены на экраны вышла музыкальная кинокомедия «Один день лета», где также снялись молодые артисты Татьяна Бабенкова и Алексы Коморовский. В 2019 году Эра Зиганшина продолжила работу над детективом «Солнечный круг».
Сейчас исполнительница сотрудничает с Театром музыкальной комедии Санкт-Петербурга, где выходит новый спектакль режиссера Григория Дитятковского. Это постановка пьесы Жана Жироду «Безумная из Шайо», которая выдержана в духе музыкального шоу со множеством танцевальных и вокальных номеров.
Фильмография
- 1966 — «Снежная королева»
- 1976 — «Небесные ласточки»
- 1991 — «Невозвращенец»
- 1998 — «Цветы календулы»
- 2000 — «Бандитский Петербург-2»
- 2001-2005 — «Черный ворон»
- 2007 — «Антонина обернулась»
- 2008 — «Гуманоиды в Королеве»
- 2014 — «Контуженый, или Уроки плавания вольным стилем»
- 2015 — «Синдром Петрушки»
- 2015 — «Между нами, девочками!»
- 2015 — «Семейный альбом»
- 2016 — «Отель последней надежды»
- 2018 — «Один день лета»
Картина с элементами мультипликации вышла на экраны в ноябре 1967-го. Минуло больше полувека, но до сих пор ленту с удовольствием смотрят родители с детьми. Главный секрет популярности кинопроекта — талантливые актеры, сумевшие оживить сказочных персонажей.
Участие в съемках «Снежной королевы» повлияло на жизнь каждого артиста. Так, фильм окончательно предопределил судьбу Елены Прокловой как актрисы, а Эра Зиганшина, наоборот, разочаровалась в кинематографе. Многие звезды картины с легкостью отказались от продолжения карьеры и сумели создать счастливые и крепкие семьи, другие — столкнулись с тяжелыми испытаниями, навсегда изменившими их мировоззрение. Что же случилось с исполнителями ролей после выхода ленты?
ЭРА ЗИГАНШИНА — МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА
Биография
Взросление
Только к музыке интерес остался надолго. Эра играла на скрипке, прошла обучение в музыкальной школе.
Она мечтала о карьере музыканта, но в старших классах приняла решение стать актрисой, заряжаясь творчеством Изольды Извицкой и Любви Орловой.
Родители были против такого решения, но Эра сбежала и уехала в Москву. Там она пробовала поступить сразу в 2 ВУЗа, но столкнулась с неудачей.
По возвращению домой, она не оставила своей мечты. В следующем году ей удалось стать студенткой театрального училища им. Щукина. Она попала на курс А. Борисова. Только завершить обучение так и не смогла.
Работа в театре
Еще, будучи студенткой, Эра увидела на сцене труппу Большого драматического театра из Ленинграда. Руководителем на тот момент был Г. Товстоногов. Она забрала документы из ВУЗа и уехала в Питер. Там она поступила в студию Товстоногова и в 1965 году получила диплом. Тогда же она стала работать в труппе им. Ленинского комсомола.
За 5 лет работы в театре, она смогла добиться значимых ролей. Увидеть ее можно было в «Трехгрошовой опере», других классических постановках.
В 1970 году вместе с труппой переехала на 1 сезон в Кишинев. Там она работала в Русском драматическом театре. Вскоре вернулась в Ленком. Она предстала в образе старухи Пилар в постановке «По ком звонит колокол». Ей было 30 лет, но Эра смогла замечательно справиться с ролью. Ее игру назвали высшим пилотажем.
Только в 21 столетии вернулась в Ленком. На тот момент он уже имел название театр-фестиваль «Балтийский дом». Она сыграла роль Бабушки в постановке «Похороните меня за плинтусом». Ей удалось вжиться в образ старухи, открыв зрителю ее другую сторону – беспомощной женщины, которая нуждается в любви.
С 2011 года стала работать в Александринском театре, войдя в него с ролью в постановке «Литургия ZERO».
Работа в кино
Впервые Зиганшину можно было увидеть в кино в 1966 году в фильме «Снежная королева». Именно она предстала в роли Маленькой разбойницы. Попала она на съемочную площадку случайно, когда ей дал пропуск коллега по театру.
Ей не составило труда убедить режиссера в своем таланте, несмотря на то, что на роль была назначена другая актриса. После столь яркого триумфа, Эра стала получать предложения сыграть хулиганок в других проектах. Но актриса давала отказы, а потому вскоре перестала получать хорошие предложения.
В 1976 году Эра снова снялась в кино. Это комедия «Небесные ласточки». Она сыграла девушку Урсулу вместе с напарником по площадке А. Мироновым. Только на сцене театра актриса чувствовала себя гораздо лучше.
В 1967 году актриса сыграла в фильме-спектакле «Доктор Солт уезжает», еще через год в «Перед бурей». В 1975 году увидеть Эру можно было в 1 серии сериала «Память» в образе лейтенанта Лиды. В 1976 году снялась в проектах «Житейское дело», «Пока стоят горы», экранизации спектакля «Деревья умирают стоя» в 1977 году и фильме «Первые радости». Еще через 2 года сыграла в экранизации постановки «Старосветские помещики», фильме «Сквозь огонь».
В 1981 году увидеть ее можно было в постановке-экранизации «Самоубийство». В 1982 году снялась в фильме «Магистраль» в образе секретарши Колобова, также была задействована в постановке-экранизации в образе мадемуазель Бонкур «Рудин».
В 1990 году сыграла главную роль мамки в фильме «Воспоминание без даты», редактора в «Другой драме». Еще через год Эру можно было увидеть в образе редактора новостей в кино «Невозвращенец», мамы Геры в «Человек со свалки», Патриции Ролинг в «Тайне» в 1992 году.
В 1994 году Зиганшина сыграла Раису в «Год собаки», маму Кати в «Последнее дело Вареного». На ее счету работа в таких многосерийных проектах, как «Агент национальной безопасности 1», «Бандитский Петербург 2», «Улицы разбитых фонарей 3». Каждый из них смог полюбиться зрительской аудитории.
В 2002 году была задействована на съемочной площадке фильма «Не делайте бисквиты в плохом настроении» в главной роли Морской. Тогда же предстала в образе режиссера кукольного театра в фильме «Челябумбия». В 2003 году увидеть Эру можно было в «Женском романе», «Три цвета любви». Еще через год выше фильм «Иван и Рабинович» с участием Зиганшиной.
В 2005 году приняла участие в проектах «Гибель империи», «Пробуждение», «Танцуют все», а 2006 — «Не было бы счастья…», «Платки», короткометражке «Пока он летал…».
В 2008 году снялась в фильмах «Гуманоиды Королевой», «Храни меня, дождь». Спустя год предстала в главной роли в кино «Холодное сердце». В 2010 году сыграла знахарку в «Вкус Америки», Софью Введенскую в «Все к лучшему», маму Саныча в «Наркотрафик», женщину на кладбище в «Небесный суд».
В 2012 году была задействована в таких кинопроектах: «Бабье царство», «Кто, если не я?», «Мама по контакту». В 2013 году сыграла в фильмах «Анютино счастье», «Крик совы», «Между нами девочками». Спустя год была задействована в главной роли бабушки Савушкиной в «Контуженный, или Уроки плавания вольным стилем».
Сыграла Аврору Аскольдовну в «Невесту с заправки», мать Андрея в «Лучше не бывает» в 2015 году, а также была задействована в фильме «Непридуманная жизнь». Тогда же сыграла главную роль в киноленте «Семейный альбом», предстала в образе бабушки Бори в «Синдром Петрушки».
В 2016 году стала соседкой Нади в «Отеле последней надежды», еще через год снялась в фильме «Ждите неожиданного». В 2018 году вышла премьера с Эрой «Один день лета». На 2019 год запланирован выход еще одной новинки с Зиганшиной под названием «Солнечный круг».
Личная жизнь
Эра состояла в браке с В. Головиным. Он также является актером и именитым режиссером. У них есть двое детей. После переезда в столицу Молдовы супруги расстались.
Фильмы
Год | Название | Роль |
1969 | Вам! | |
1976 | Пока стоят горы | |
1975 | Память | |
1976 | Небесные ласточки | Урсула |
1976 | Житейское дело | Зина, соседка Прокофьевой |
1977 | Деревья умирают стоя (телеспектакль) | |
1981 | Самоубийство (телеспектакль) | |
1981 | Синяя ворона (телеспектакль) | Ням, служанка, хозяйка особняка, санитарка |
1982 | Сквозь огонь | мать Павлика |
1983 | Магистраль | |
1984 | Убийце | Гонкуровская премия |
1985 | Гум-гам | учитель музыки, преподаватель Ларика и Вики |
1990 | Воспоминание без даты | мамка |
1991 | Человек со свалки | |
1991 | Невозвращенец | Галина Михайловна Григорьева, редактор новостей |
1992 | Тайна | |
1994 | Год собаки | Раиса Кожина |
1994 | Последнее дело Варёного | Светлана Андреевна |
1998 | Цветы календулы | Серафима Георгиевна Протасова |
1999 | Агент национальной безопасности-1 (сериал) | Лидия Сергеевна, домработница Снегирева (в серии Три дня до эфира) |
2000 | Бандитский Петербург-2 (сериал) | Маргарита Михайловна |
2000 | Улицы разбитых фонарей-3 (сериал) | Вера Михайловна Малышицкая |
2000-2005 | Чёрный ворон (сериал) | мать Павла |
2001 | По имени Барон (сериал) | Мария Ильинична |
2002 | Челябумбия | Татьяна Ивановна |
2003 | Не делайте бисквиты в плохом настроении | Регина Морская |
2003 | Три цвета любви (сериал) | мать Маши |
2004 | Иванов и Рабинович | миллионерша |
2004 | Женский роман | Алина Борисовна |
2005 | Гибель империи (сериал) | Панасиха |
2005 | Танцуют все! | Белка в старости |
2005 | Пробуждение | |
2006 | Не было бы счастья… | Мать Лоры |
2006 | Пока он летал (короткометражный) | |
2006 | Путина | |
2007 | Платки | Ворона |
2007 | Танец живота | свекровь Нины |
2008 | Гуманоиды в Королёве (сериал) | Клара Аркадьевна |
2008 | Храни меня дождь | Профессор Манке |
2009 | Антонина обернулась | |
2009 | Холодное сердце (сериал) | Надежда Ефремовна, мать Андрея |
2010-2011 | Всё к лучшему (сериал) | Софья Введенская |
2011 | Охотники за бриллиантами | Лидия Ильинична Толстая, вдова Алексея Толстого |
2011 | Проездной билет (сериал) | Софья Николаевна, мать Виктора |
2011 | Небесный суд | тело, женщина на кладбище |
2012 | Бабье царство (сериал) | Матильда Карловна, квартирная хозяйка Дениса |
2012 | Кто, если не я? (сериал) | Серафима Ильинична Беркутова, свекровь Нины Беркутовой |
2012 | Мама по контракту | |
2013 | Крик совы (сериал) | Наталья Вячеславовна Буткевич |
2014 | Контуженый, или уроки плавания вольным стилем | Лидия Петровна Савушкина, бабушка Артёма |
2015 | Синдром Петрушки | Вера Леопольдовна, бабушка Бори |
2015 | Между нами, девочками! | Серафима Павловна, мать Ильи Сергеевича |
2015 | Лучше не бывает | Нина Ивановна, мать Андрея Чернова |
2015 | Семейный альбом (сериал) | Галина Васильевна |
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/1734-era-ziganshina.html
- https://www.starhit.ru/story/smert-detey-vdovstvo-religioznyiy-fanatizm-neskazochnyie-sudbyi-zvezd-snejnoy-korolevyi-200157/
- https://rustars.tv/biography/era-ziganshina.html