Содержание
- 1 «ВЫРАСТУ — БУДУ АКТРИСОЙ!»
- 2 НЕУДАЧНАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
- 3 ЗАПРЕТНАЯ СТРАСТЬ
- 4 РОКОВАЯ РОЛЬ
- 5 ОДИНОЧЕСТВО И БОЛЕЗНЬ
- 6 ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ
- 7 ТРАГЕДИЯ
- 8 Биография
- 9 Детство и юность
- 10 Фильмы
- 11 Личная жизнь
- 12 Смерть Александры Завьяловой
- 13 Фильмография
- 14 Детство, учеба
- 15 Звездное начало актерской карьеры
- 16 Личная жизнь
После ошеломительного успеха в картинах «Люди на мосту», «Алешкина любовь», «Ждите писем» и всесоюзной славы, в жизни Завьяловой наступил долгий период забвения. Последняя роль актрисы — Пистимея в многосерийной советской картине «Тени исчезают в полдень». После нее 35-летняя артистка навсегда исчезла с экранов. Она была еще молода и хороша собой, но оказалась не у дел. Неудачная личная жизнь и отсутствие работы серьезно надломили ее психику. «Советская Грета Гарбо» несколько раз проходила лечение в психиатрических клиниках, жила на мизерную пенсию и вела затворнический образ жизни, подпуская к себе только самых близких людей.
«ВЫРАСТУ — БУДУ АКТРИСОЙ!»
Родина Александры Завьяловой — деревня под Тамбовом, она выросла в крестьянской семье, была скромным и тихим ребенком. В школе ее хвалили за учебу, дома девочка радовала родителей помощью в огороде. В выходные Саша, как и все сельские дети, бегала в клуб смотреть кино. Видимо, волшебный мир экрана и повлиял на ее выбор,— чем заняться дальше она решила еще в пятом классе. И заявила родителям: «Вырасту — буду актрисой!». Отца это решение расстроило, он считал актерство делом ненадежным и сомнительным. В будущем его опасения оправдались, но первые шаги Александры в профессии превзошли самые смелые ожидания.
В Ленинградский театральный институт девушка поступила без особого труда. Сначала комиссия оценила ее внешние данные, а потом и несомненный талант. После распределения Завьялова оказалась в Бресте, там ее увидел режиссер Александр Зархи. Очарованный красотой, он позвал актрису сниматься в фильме «Люди на мосту». После будут роли и в других популярных картинах, а ее фотографии начнут продаваться в киосках «Союзпечать».
НЕУДАЧНАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Мужем Завьяловой стал художник Дмитрий Бучкин. «Шурка меня покорила тем, что была искренней, настоящей, из простой крестьянской семьи», — рассказывал он. Несмотря на рождение дочери, вместе они прожили недолго.
«Наш дом всегда был полон ее поклонниками. Среди ее почитателей был и Аркадий Райкин… Ушла она от меня к грузинскому режиссеру. Но не сложилось у них, и мне пришлось усыновить его сына…», — рассказывал Бучкин. В ряды ее поклонников записывали также Михаила Ромма и Юлиана Семенова.
Муж актрисы вспоминал, что она не прошла «славу медными трубами». По правде говоря, голове актрисы было от чего закружиться. Ею интересовались такие мировые знаменитости, как фотограф Филипп Хелсман. Фото Завьяловой, сделанное им в одном из номеров московского отеля «Национал», появилось в журнале LIFE 16 июня 1961 года. Блистала она и на Московском кинофестивале 1963 года, который посетили Жан Маре и Джульетта Мазина.
Развод оказался неминуем. После него актриса с горечью признается, что муж был лучшим мужчиной в ее жизни. Он до конца поддерживал забытую всеми звезду советского экрана.
ЗАПРЕТНАЯ СТРАСТЬ
Однажды Александра вылетела в Одессу на съемки очередного фильма. В самолете рядом с ней оказался импозантный иностранец. Между ними завязался разговор. Мужчину поразила редкая красота новой знакомой, в то время как актрису очаровали его манеры.
В Одессе они уже не расставались: всюду были вместе, гуляли, ужинали в лучших ресторанах. «Я заберу тебя в Штаты, разведусь с женой, мы будем жить вместе!» — повторял он.
В один прекрасный день мужчина бесследно исчез. Завьяловой объяснили в КГБ, что ее знакомый — американский шпион, и его выслали из страны. Актриса в один момент стала «неблагонадежной», ее стали реже снимать.
РОКОВАЯ РОЛЬ
13-й по счету фильм Александры Завьяловой «Тени исчезают в полдень» сыграл роковую роль в ее жизни. Эти съемки дались ей очень непросто. Она появляется в сериале девушкой 17 лет, женщиной после 40 и старухой. Актрисе пришлось вживаться в образ очень жестокой женщины. Она была рада и этой работе. Звезда сыграла отрицательную роль столь хорошо, что это вызвало гнев властей. Сверху было спущено: «Завьялову больше не снимать!»
«Я прожила жизнь без любви, были яркие, запоминающиеся встречи, но так недолго, так трагично все закончилось! Любовь у меня все время отнимали, а потом отняли и кино!» — с горечью скажет актриса.
ОДИНОЧЕСТВО И БОЛЕЗНЬ
Сын актрисы Петр был поздним ребенком. Александра родила мальчика в зрелом возрасте, когда оказалась без работы. Через несколько лет после рождения сына у актрисы началась депрессия: она заперлась в квартире с ребенком и перестала пускать в дом людей. Соседи вызвали милицию и врачей. Женщину поместили в лечебницу, а ребенка на время отдали в детский дом.
Квартиру, оставшуюся без хозяйки, ограбили. Вынесли все, что она заработала за годы тяжелого труда на съемочной площадке.
После выхода из больницы актриса уже не была похожа на прежнюю Александру Завьялову — она озлобилась на весь мир, проявляла агрессию, порой странно себя вела.
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ
Единственный человек, которого Завьялова продолжала безумно любить, был ее сын. Она не видела в нем никаких недостатков, жалела, оправдывала, давала деньги, когда они у нее появлялись. Юноша не мог долго продержаться ни на одной работе. «Всему виной алкоголизм, — объясняла Татьяна, дочь Завьяловой. — Мой брат начал пить еще в старших классах».
Петр долго был безработным, он пользовался пенсией матери и пил. Но при этом мужчина наводил в доме порядок, готовил, ухаживал за постаревшей актрисой. В их квартире случались ссоры. Но, по словам Татьяны, они любили друг друга.
ТРАГЕДИЯ
3 февраля 2016 года Петр сильно выпил. Известно, что он вернулся от друга в состоянии алкогольного опьянения. Через некоторое время позвонил сестре и сообщил, что с матерью произошло несчастье. Когда родственница приехала, она вызвала скорую помощь, врачи констатировали смерть Александры Завьяловой от удара ножа.
Петра признали виновным и отправили в колонию в Ленинградской области, где он проведет 8 лет. Если бы он сознался в содеянном, то его срок заключения был бы на три года меньше. Несмотря на помощь государственного адвоката Максима Коваленко, которого выделили Петру, избежать наказания не удалось.
не пропуститеСына Александры Завьяловой, отбывающего срок за убийство матери, лишили квартиры
Не все, знавшие эту семью, верят, что Петр мог так жестоко расправиться с матерью. Знакомая Петра, Алиса, рассказала, что во время пребывания в колонии он много работает: «Он старается. Мне интересно, проводились какие-либо экспертизы по этому делу? Почему Петя не помнит, как нанес удары маме? По мере сил мы ему помогаем. Весь наш дом сочувствует Пете, который был всегда добрым к матери и совершенно безобидным», — говорит женщина.
Источник: aif.ru, biography-life.ru
Биография
Яркие роли сильных героинь мгновенно снискали для Александры Завьяловой славу «звезды» советского кино. Вершиной ее творчества стала роль монахини Пистимеи в эпопее «Тени исчезают в полдень», а затем актриса исчезла с экранов. Негласный бойкот, объявленный режиссерами и студиями, продолжался десятилетия.
Уже в пожилом возрасте Завьялова сыграла в картине «Белые одежды», но после вновь наступило забвение. Трагическая судьба артистки, так и не сумевшей оправиться от творческой изоляции, оборвалась не менее печально. Она была убита накануне дня рождения, и в преступлении обвинили ее собственного сына.
Детство и юность
Родилась Александра Семеновна Завьялова в 1936 году в семье крестьян села Титовки в Тамбовской области. Дата рождения – 4 февраля. Училась девочка средне, могла пропустить урок или не выполнить домашнее задание. Как вспоминают земляки будущей артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».
Уже в школьные годы с удовольствием участвовала в постановках, концертах, выступлениях, читала стихи и, рассказывая истории, показывала их в лицах. Девочка нравилась многим одноклассникам, но мальчики подойти к ней боялись.
Окончив школу, девушка перебирается в Ленинград и поступает в театральный институт (позднее переименован в ЛГИТМиК). Учась здесь, она не мыслит себя актрисой кино – ее привлекает работа на театральных подмостках. И когда по распределению ей достается служба в Драмтеатре Бреста, Завьялова довольна поворотом судьбы.
Фильмы
Играя в театре, актриса отвергает предложения сняться в кино. Но режиссеру Александру Зархи удается уговорить артистку: в независимой Александре кинематографист видит своенравную Лену, героиню его предстоящего фильма «Люди на мосту». И точно: прилетевшая на съемки в Красноярск Завьялова столь удачно попадает в образ, что следом за ней в Сибирь прибывает увидевший отснятый материал сценарист Сергей Антонов. Позднее он вспомнит, что воплощенная Завьяловой героиня оказалась живее и объемнее, чем созданный им образ.
Уже в Москве Антонов знакомит Александру с писателями и мастерами кино. Ее поклонниками становятся Юлиан Семенов и Аркадий Райкин. После дебюта в 1959 году предложения по съемкам сыплются на 23-летнюю актрису как из рога изобилия. В том же году Герасимов выпускает «Песню о Кольцове» — биографическую ленту о поэте, где Завьяловой снова достается главная женская роль.
В 1960 году биография артистки пополняется сразу тремя фильмами, самым заметным из которых становится «Алешкина любовь». Мелодраму, снятую двумя режиссерами под руководством Михаила Ромма, посмотрели 24 миллиона зрителей. Александра Завьялова, снявшаяся в картине со знаменитым Леонидом Быковым, превращается в звезду советского кинематографа.
Ее лицо не сходит с обложек журналов и первых полос газет. Актрису снимает фотограф американского «Лайфа», работающий только с главами государств и голливудскими артистами. Фотосессия проводится в одном из номеров гостиницы «Националь». Во время кинофестиваля в Москве ее приглашают на званый ужин в посольстве США.
Любимой ролью актрисы становится Фро – главная героиня одноименного фильма Резо Эсадзе. Основа сценария – рассказ Андрея Платонова. В отличие от предыдущих работ, когда Завьяловой доставались своенравные, сложные персонажи, в мелодраме Эсадзе она играет нежную, любящую героиню. Ради этой роли Александра соглашается стать блондинкой.
Роман с режиссером картины привел к тому, что в 1967 году Завьялова появляется в другой его ленте – фильме «Четыре страницы одной молодой жизни». Но пиком карьеры становится многосерийная картина «Тени исчезают в полдень», показывающая жизнь народа в первой половине 20-го столетия.
Игра Завьяловой, которую приглашают на роль Серафимы Клычковой, впечатляет не только создателей фильма, но и коллег актрисы по съемочной площадке. В интервью для фильма «Затворница» артисты рассказывают, что Александра Семеновна не играла, а действительно проживала перед камерой каждый эпизод.
При этом ей удавалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстает 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превращается в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.
После громкого успеха обрушивается тишина: Завьялова вдруг оказывается в негласной изоляции. Ей больше не предлагают ролей, не приглашают на светские мероприятия. Артистка переживает сильнейший кризис. Пытаясь выбраться из него, несколькими годами позже Завьялова посещает киностудии, но никто не дает ясного ответа о причине негласного бойкота.
Только 30 лет спустя, когда артистку приглашают на встречу с поклонниками кино, ее замечает режиссер Леонид Белозорович. Кинематографист включает Завьялову в актерский состав предстоящей ленты «Белые одежды» с Валерием Гаркалиным и Жанной Эппле в главных ролях. Увы, это возвращение на экран в 1992 году оказывается для актрисы последним. Больше Александра Семеновна не снимается.
Личная жизнь
Еще в годы учебы в институте Александра знакомится с будущим супругом Дмитрием Бучкиным. Молодой человек учился в художественном училище имени В. И. Мухиной, куда студентки ЛГИТМиКа приходили на культурно-массовые мероприятия. В 1963 году пара женится, хотя родители Дмитрия выступают против его выбора, предвидя будущие трудности.
В том же году на свет появляется дочь Таня. Заботясь о ней, Александра делает паузу в карьере. Но уже в следующем году у нее разгорается роман с Резо Эсадзе. Завьялова признается в этих чувствах супругу, и, несмотря на маленькую дочь, пара решает развестись спустя два года после регистрации брака.
Отношения с Эсадзе оказываются такими же недолговечными. С одной стороны, Завьялову не устраивает ревность возлюбленного, с другой – дочь Татьяна отказывается воспринимать нового спутника мамы как отца. Пара расстается.
Следующий роман Завьяловой стоит ей карьеры. Вскруживший ей голову бизнесмен из США проводит с актрисой две недели в Одессе. Однако обоим ясно, что роман обречен: Александра не переедет в Америку, ее избранник не останется в СССР.
После того как иностранец возвращается на родину, Завьялову вызывают на допрос в КГБ, а после устанавливают слежку. Случайно или нет, поток предложений по съемкам иссякает после допроса в правоохранительных органах.
В 1976 году у Александры рождается сын Петр. Кто отец ребенка, актриса не признается ни журналистам, ни родным. В 90-е мамой становится Татьяна – у Завьяловой появляются внук Дмитрий и внучка Дарина. А в последние годы жизни актрисы в семье Дмитрия рождается правнучка Александры, названная Анной.
Смерть Александры Завьяловой
В 2016 году, накануне 80-летия, актрису нашли убитой в принадлежащей ей квартире. Смерть наступила от раны, нанесенной ножом. Как позднее выяснили следователи, трагедия разыгралась в момент ссоры матери с сыном. Известно, что Петр присваивал деньги, которые выделяли Завьяловой в качестве материальной помощи.
В убийстве признали виновным Петра. Приговором суда ему определен длительный срок заключения. Восемь лет сын Александры проведет в колонии строгого режима.
Могила актрисы находится на Смоленском кладбище в Северной столице. Средства на похороны собирал Союз кинематографистов.
Фильмография
- 1959 – «Люди на мосту»
- 1959 – «Песня о Кольцове»
- 1960 – «Алешкина любовь»
- 1960 – «Ждите писем»
- 1964 – «Фро»
- 1967 – «Клятва Гиппократа»
- 1967 – «Сергей Лазо»
- 1971 – «Тени исчезают в полдень»
- 1992 – «Белые одежды»
Александра Семеновна Завьялова — знаменитая советская актриса театра и кино с очень тяжелой биографией. Несмотря на талант и красоту, ее редко снимали. Рождение позднего ребенка положило начало психическому расстройству, но любимый сын принес только горе и стал причиной смерти.
Детство, учеба
Александра Завьялова родилась 4 февраля 1936-го года в селе Титовка Тамбовской области. Кроме нее, у родителей была старшая дочь Клава. С детских лет Шура мечтала стать актрисой — пела в хоре, танцевала и много читала, успевая при этом отлично учиться и помогать родителям в повседневных деревенских заботах. После окончания школы, несмотря на протесты родителей, девушка уехала в Ленинград и с первой попытки поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского.
Учеба давалась Шурочке легко, а ее артистические способности вызывали зависть менее красивых и талантливых сокурсниц. Окончив институт в 58-ом году, молодая актриса по распределению попадает в труппу Брестского драматического театра.
Звездное начало актерской карьеры
Ее театральная карьера начинается удачно — актрисе дают главные роли в классическом репертуаре, появляются поклонники. Не прошло и года, как Завьялову пригласили в Москву на одну из главных ролей в картине “Люди на мосту” (1959 г.).
Фильм имел успех, актрису заметили и сразу же предложили главную роль в лирической комедии “Алешкина любовь”. Картина вышла на экраны в 60-ом году и прославила главных героев — стрелочницу Зинку и ее верного поклонника Лешку (Леонида Быкова). В Брест Шура уже не вернется.
За последующее десятилетие актриса снимется еще во многих картинах, лучшей из которых станет историческая драма “Тени исчезают в полдень” (70-71 г.). Завьялова блестяще исполнит роль Серафимы Клычковой (монахини Пистимеи) — бывшей богачки, ненавидящей советскую власть.
К сожалению, обстоятельства в ее жизни сложатся так, что эта работа в кинематографе станет для Александры последней. Крошечную роль в картине “Белые одежды” 20 лет спустя, мне кажется, можно не считать.
Личная жизнь
В первый раз Завьялова вышла замуж в 23 года за ленинградского художника Дмитрия Бучкина. Молодая семья поселилась вместе с родителями мужа. Вскоре родилась дочь Татьяна. Свекровь с самого начала невзлюбила Александру — по ее мнению, невестка слишком много времени проводила на съемках и не уделяла ее любимому сыну должного внимания.
Дмитрий, как творческий человек, понимал жену, но противостоять матери был не способен. Естественно, все кончилось разводом. Тем не менее, расстались супруги друзьями и всю дальнейшую жизнь поддерживали связь.
На короткое время в жизни Завьяловой появился американский миллионер — Отелло Черезолли, который приехал в Советский Союз по своим торговым делам. Они встретились совершенно случайно и влюбились друг в друга.
Каждый из них понимал, что у этой истории нет будущего, но все закончилось гораздо раньше, чем они рассчитывали: американца просто выдворили из страны, в чем-то обвинив, а у Завьяловой начались неприятности на “Ленфильме”. В то время за связь с иностранцем уже не сажали, но репутацию неблагонадежной гражданки актриса заработала.
Потом у Александры завязались отношения с выпускником ВГИКа, режиссером Резо Эсадзе: он приехал в Ленинград в 64-ом году снимать свою дипломную картину “Фро”.
Конечно, главную роль Фроси в этом фильме исполнила Завьялова. У актрисы зародилась надежда на устройство личной жизни и удачный творческий тандем, но ничего не получилось. После выхода еще одного фильма Резо с Завьяловой в главной роли (“Четыре страницы одной молодой жизни”, 1967 г.), руководство киностудии откровенно заявило режиссеру, что “на Завьялову мы работать не будем”. Вскоре Эсадзе уехал и актриса осталась одна. Александра была не из тех людей, кто добивается ролей любыми способами. Ее, практически, перестали снимать.
Сестра Татьяна неоднократно определяла Петра в клинику, но результата хватало только на пол-года. Он не удерживался ни на одной работе, жил за счет материнской пенсии и помощи сестры. Татьяна не раз предлагала матери переехать к ней, но Завьялова не могла оставить “бедного, больного Петеньку”.
За день до 80-ти летия актрисы — 3 февраля 2016-го года, в квартире Татьяны раздался ночной звонок. Это был Петр. Он сказал: “Кажется, я убил ее…” Татьяна с мужем примчались на квартиру матери и увидели страшную картину: на диване сидел невменяемый пьяный брат, а на полу в кухне лежала мама в луже крови. Она была уже мертва. На кухонном столе лежал нож…
Петр не мог вспомнить, как это случилось. Никогда раньше он не поднимал на мать руку. Возможно, несчастная женщина стала жертвой пьяной галлюцинации сына. Суд признал Петра виновным в убийстве и приговорил к 8-ми годам лишения свободы.
Когда стало известно о смерти Завьяловой, СМИ и телевидение посвятили ее памяти много статей и передач. Почему-то живая актриса никого не интересовала. Когда в 1994-ом году ей присвоили звание Заслуженной артистки России, актриса узнала об этом из газет. Никто не удосужился даже позвонить…
8 февраля Александру Семеновну Завьялову похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с часовней Ксении Блаженной. На погребении присутствовали только близкие родственники.
Используемые источники:
- https://www.starhit.ru/novosti/ot-psihiatricheskoy-kliniki-do-zverskogo-ubiystva-syinom-tragicheskaya-sudba-aleksandryi-zavyalovoy-163614/
- https://24smi.org/celebrity/54940-aleksandra-zavialova.html
- https://notstar.ru/tragicheskaya-sudba-aleksandry-zavyalovoj-zvezdy-filma-aleshkina-lyubov/