Чем ансамбль «Березка» покорил весь мир?

Надежда Сергеевна Надеждина давно обратила внимание на ученицу хореографического училища при Большом театре, отметила «задушевность» ее танца. Привлекала и внешность девушки. Голубоглазая Мира Кольцова с пшеничной косой была настоящей русской красавицей. Теперь надо было только уговорить девушку работать в их ансамбль.

А «превращать» балерин в «березок» Надежда Сергеевна уже научилась. Очень скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля «Березка».

Сегодня в коллективе около ста танцоров. Почти до последних дней своей жизни, три десятилетия Надеждина руководила «Березкой».

Первая справа — Мира Кольцова, за ней сидит Надежда Надеждина (Фото)

А начиналось все так…

Надя могла часами танцевать в школьном хореографическом классе. Она была невысокой, тонкой, пластичной. Когда начинала звучать музыка, ее воображение рисовало разные радостные картины. Ей казалось, что она не в холодной комнате для занятий, а где-нибудь на поляне, где множество цветов… Надя видела зеленый луг, в который хотелось упасть лицом…

Но Надежда настояла на своем. Она стала ученицей известного педагога А. Я. Вагановой в балетной школе Петрограда. Девушка ежедневно оттачивала свое мастерство, умела, как никто другой, донести «смысл» каждого движения танца до зрителей. Уже к концу обучения стало ясно, что Надю ждет большое будущее. И педагоги в ней не ошиблись. Уже на первом экзаменационном показе ей предложили работу в Большом театре.

Она летела домой как на крыльях. «Мамочка, — радостно воскликнула Надя, — я уезжаю в Москву. Я — артистка балета!» Александра Яковлевна грустно спросила дочь: «Значит, твоя мечта сбылась?» Надежда опустила голову, задумалась на мгновение, потом уверенно ответила: «Сбудется, обязательно сбудется».

9 лет упорного труда в Большом театре принесли результаты. Надежда участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера», «Раймонда»… Ее страсть к танцам была оценена по достоинству. Она перетанцевала в театре русские, украинские, испанские, венгерские народные танцы. Актеры сбегались посмотреть, как лихо девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы.

В 1941 году Надежду попросили поработать в коллективе ансамбля Сибирского военного округа в качестве художественного руководителя. Дело это было для нее новое и ответственное, но она справилась, хотя больше приходилось заниматься хозяйственной работой, а не творческой. А спустя 3 года, когда Надежде исполнилось 35 лет, ей предложили работу в балетном отделении Московской эстрады. Она с присущей ей энергией и неутомимостью практически полностью обновила коллектив, поменяла репертуар. Казалось, что все в ее жизни складывалось удачно. От гастролей нет отбоя, зрители принимают новый коллектив на «Ура!», цветы, аплодисменты, поклонники…

Картина художника В. Лебедева «Портрет Н. Надеждиной» Фото: ru.wikipedia.org

У нее молодой и талантливый муж, известный художник, график В. В. Лебедев, в свое время сотрудник «Сатирикона», один из основателей «Окон РОСТА». С ним Надежда познакомилась в Москве, когда играла в Большом театре.

И тут долгожданный сюрприз. В коллективе народного хора г. Калинина (Тверь) не было руководителя для постановки танцев. Надежду пригласили поработать, и она согласилась. Впервые она должна была работать не с балетной труппой, а с танцевальным коллективом. Потом Надежда не раз благодарила судьбу за столь щедрый подарок. Несколько лет подряд она ездила из Москвы в Калинин и обратно, мысленно «протанцовывая» все фрагменты движений.

И опять был грандиозный успех, залы, полные зрителей, хвалебные статьи в газетах…

Но она была бы не она, если бы не решилась сказать себе, что давно готова работать самостоятельно, с собственным коллективом. «В 40 лет все начинать с нуля? — спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды. — Зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?» Только муж Владимир Васильевич радостно заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается».

Надежда Надеждина со своими «березками» Фото: Источник

Теперь она целыми днями пропадала в учебных заведениях, танцевальных коллективах, по «крупицам» собирала свой коллектив. И вот в 1948 году впервые на сцену театра московского сада «Эрмитаж» вышли 16 статных девушек в красных сарафанах с платочками в руках и веточками березы. «Хоровод» зрители приняли с радостью. Всех покорили лиричность, неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг» Надежды. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина.

Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сюита», «Сударушка» и многие другие были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу. Трудно было поверить, что это не сцена вращается, а танцуют девушки. Через несколько лет Надеждина пригласила в «Березку» мужчин-танцоров. Со временем появился и свой оркестр народных инструментов…

Мира Кольцова Фото: Источник

Мира Кольцова, народная артистка РФ, художественный руководитель Государственного хореографического ансамбля «Березка» им. Н. Надеждиной отметила свой творческий юбилей — 60-летие. Из них вот уже почти 40 лет она руководит «Березкой».

Мира Кольцова и Владимир Путин Фото: Источник

Муж Кольцовой, Леонид Константинович Смирнов, является главным дирижером оркестра ансамбля. Сын Филипп — композитор, а внук оканчивает музыкальную школу. Неслучайно их семью все в ансамбле называют музыкальной «шкатулкой». В своей работе Мира Кольцова следует заветам своего Учителя — Надежды Надеждиной, которая всегда преклонялась перед русским фольклором. Постановки Кольцовой «Радуга», «Раздольная», «Кружевницы», «Петрушка» в исполнении ансамбля известны в 80 странах мира. Артисты «Березки» побывали в Италии, Греции, Аргентине, Чили, КНДР, Испании и Китае, а также в Польше, на Кипре.

</span></p>

Одна из парижских газет опубликовала статью под названием «Русский характер «Березки». Журналисты писали о том, что достаточно увидеть хотя бы один концерт «Березки», чтобы узнать Россию… В танцах актеров — русский нрав, сила и красота народа.Автор: Ольга Конодюк Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/21254/© Shkolazhizni.ru

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

4var countArticle = ‘0’; var numberArticle = ‘0’; var inProgress = false; jQuery(window).scroll(function() { //if(jQuery(window).scrollTop()+jQuery(window).height() >= jQuery(‘.checkpoint__loader’).last().offset().top + 200 && !inProgress) { if(jQuery(window).scrollTop()+jQuery(window).height() >= jQuery(document).height() — 200 && !inProgress) { var layer = $(‘#loading_article’); var footer = $(‘footer’); if(countArticle <= 6 ) { footer.hide(); var url = ‘/ru/?tpl=68’; var data = ‘data_article=’+article[numberArticle]; numberArticle++; nextArticleLink.hide(); console.log(url); jQuery.ajax({ url:url, data:data, type:’GET’, cache: false, beforeSend: function(){ layer.fadeIn(‘fast’); inProgress = true; }, complete: function(){ layer.fadeOut(); }, success: function(response){ if(response != 0){ inProgress = false; console.log(response); layer.before(response); countArticle++; var fbComments = document.getElementsByClassName(‘comments’); FB.XFBML.parse(fbComments[fbComments.length — 1]); $(‘.social-likes’).socialLikes(); focusPoint(); articleAds.destroy(); articleAds = new ArticleAds(); articleAds.init(); articleProgressBar.setNextArticle(); nextArticleLink.assignNextArticleLink(); footer.show(); } } }); } } });

Мира Кольцова — народная артистка СССР, художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной. Мира Михайловна возглавляет прославленный коллектив, ставший настоящим символом России, уже более 40 лет. Мастерство танцоров и разнообразие репертуара неизменно вызывают восхищение публики разных стран. «“Березка” — это совершенно особый ансамбль. У нас все другое — и руки, и взгляд, и постановка корпуса», — говорит Мира Михайловна. Сегодня ансамбль, как и прежде, активно гастролирует и достойно представляет Россию за рубежом. О самобытности коллектива, об истории его создания и о любви к делу всей своей жизни Мира Кольцова рассказала в интервью Jewish.ru.

— Мира Михайловна, ваш ансамбль был создан в 1948 году, то есть «Березке» уже 63 года. Что поменялось в коллективе со временем, а что осталось незыблемым?

— Отвечая на ваш вопрос, не могу не упомянуть Надежду Сергеевну Надеждину, основательницу нашего коллектива, благодаря которой на свет появился новый стиль, направление и совершенно новый танец — ничего подобного до появления хоровода «Березка» в мире не существовало. В течение первых десяти лет своего существования ансамбль был исключительно женским. «Березка» зиждется на трех китах: фольклор, культура России и хореография. «Березка» — это авторское произведение, танец интуиции и чувств, собственная философия и эстетика; другими словами — совершенно новый танцевальный жанр. Надеждина, человек высокообразованный, интеллектуал, понимала, что мы не можем постоянно танцевать «об ожидании любви», поэтому вскоре в ансамбле появились мужчины. Это позволило создавать новые номера, которые смогли шире рассказать об истории нашей страны. В ансамбле я занимаюсь не только творческим, но и чисто человеческим воспитанием, ведь порой люди приходят к нам, имея за плечами всего три класса балетной школы — а это очень мало… Традиции — вещь очень непростая. Надеждина сама часто переделывала номера: добавляла новый ритм, звук или, например, меняла финал. В последние годы ее жизни я была танцующим тренером ансамбля, возила коллектив на гастроли, постепенно входила в работу и, как никто, знаю, как важно сохранить наследие. Когда Надежды Сергеевны не стало, я оказалась в очень сложной ситуации. Как сохранить коллектив, не потеряв его самобытности? Я решила для себя, что во что бы то ни стало сохраню это чудо, «Березку», и представила Министерству культуры свой план развития коллектива. Став художественным руководителем, я создала из номеров, поставленных Надеждиной, одноактный спектакль-балет «Времена года». Многие номера пришлось собирать заново, что-то и вовсе менять… Если бы вы знали, сколько на меня посыпалось тогда камней: мол, нарушила наследие Надеждиной… Те традиции, которые она нам оставила: любить народ, видеть его глазами художника, быть интеллектуалом, требовательным к самому себе — сохранены. Так же, как и все ее шедевры. Я всегда говорю, что к традициям и наследию надо подходить «в белых перчатках»: нельзя рушить старое и работать только на себя и на собственную славу! Принять руководство коллективом было совсем не просто. Это уже не жизнь — все подчинено работе! В этом отношении мне очень жаль моего супруга —дирижера, народного артиста России Леонида Смирнова, который сам тонко разбирается в хореографии и всегда выступает в качестве моего главного советчика. Несчастный человек! Каково это — быть мужем художественного руководителя ансамбля! И это при том, что моя семья — это «музыкально-литературная шкатулка». Сын — композитор Филипп Кольцов, его произведения широко известны и звучат в таких наших номерах, как «Реченька» и «Радуга». Внук Николай — студент второго курса Московской консерватории, невестка Наталья — кандидат наук, преподаватель филологии в МГУ.

— Как получилось, что вы решили посвятить жизнь танцу?

— Моя мама, Анна Николаевна Кольцова, в детстве отвела меня в Центральный дом детей железнодорожников. Мне очень жаль, что сегодня исчезли прежние дома пионеров, а ведь это так хорошо, когда есть, куда пойти — будь то авиационный, художественный, балетный или строительный кружок. Я была очень музыкальной девочкой, пела с двух лет. Каждый раз, когда в доме собирались гости, я непременно выступала. Меня взяли в три группы — на хореографию, сольный вокал и хор. Могу рассказать вам одну забавную историю, связанную с моей ролью в пионерской опере, поставленной по одной белорусской сказке. Мне досталась роль Надейки — сестры главного героя, Алесика, которую похитил страшный Лиходей. Опера шла в Театре транспорта, на премьеру собрались, как сейчас помню, все мои родственники. По сценарию, меня должны были спасти пионеры — вынести на руках на середину сцены, после чего я должна была спеть арию. Опустить на сцену меня не успели — кто-то из ребят случайно отпустил мои руки, и я полетела вниз головой. Грохот стоял такой, что слышно было до самой Красной площади! При этом я умудрилась допеть арию до конца. Родственники были в панике, публика — в восторге. Как нам хлопали! Так что теперь я отношу все свои странности к травмам детства! (смеется)

В то время в дома пионеров регулярно приезжали специальные комиссии, что, кстати говоря, очень правильно. Будучи председателем жюри многочисленных конкурсов юных исполнителей, я и сама регулярно езжу по стране, стараясь разглядеть одаренных детей. И вот, комиссия предложила мне держать экзамен в училище при Большом театре. Девочка я была высокая, голубоглазая и с белокурой косой ниже пояса! К тому же домашний ребенок: во дворе никогда не гуляла, вместо этого много музицировала, пела, мечтала быть дирижером. За полгода до окончания училища мне посоветовали обратиться к Надеждиной. В то время мне перестали платить алименты. Было голодно, холодно и нужно было устраиваться на работу. Мы с мамой пришли на репетицию к Надеждиной, которая, надо сказать, была человеком весьма строгим. Она посмотрела на меня, наивного чистого ребенка, и попросила пройтись. Я прошлась. «Хватит, детонька, спасибо. Вы поете?» — спрашивает она. «Да», — отвечаю я ей. Прошу пианиста уступить мне место, сажусь за инструмент и затягиваю: «Как боится седина моя твоего локона…» Она сразу сказала: «Все. Я вашу девочку беру». Мама меня отдавать не хотела, ей было важно, чтобы я закончила обучение и получила диплом. «Не волнуйтесь», — сказала маме Надеждина и назначила мне половину зарплаты, позволив доучиться и получить диплом. Мне сразу достались ведущие партии в 12 номерах, и уже через месяц я уехала с «Березкой» во Францию и Бельгию на свои первые гастроли. Выпускные экзамены в училище я сдала экстерном.

— Танцевальное искусство — это постоянная конкуренция. Приходилось ли вам испытывать на себе зависть коллег по цеху?

— Отныне я могу говорить об этом откровенно — в назидание молодому поколению. Я всегда была под прицелом — от зависти, жадности и злости никуда не скроешься. Тому, кому завидуют, очень тяжело, но еще тяжелее тому, кто сам испытывает зависть. Это чувство толкает на дурные поступки. В «Березке» я мгновенно стала танцевать ведущие партии. Танцовщицы дружили между собой, а со мной первое время никого не было рядом. Что уж говорить про недругов, появившихся в моей жизни после смерти Надеждиной — обстановка была как в 37-м году. Я всегда повторяю — начни с себя. Если ты контролируешь свое поведение и не даешь повода для сплетен, если ты миролюбив, честен, компетентен и требователен к себе, то все будет нормально. Я всеми силами стараюсь поддерживать в коллективе благоприятный морально-психологический климат. Я всегда говорю нашим актерам: «Улыбайтесь, даже если в вашей жизни происходят какие-то неприятности!» Надо себя ломать — и я тоже себя ломаю. Я руководитель и должна быть примером: в том, как нужно одеваться, говорить, вести себя. Никто из наших артисток не придет в театр в кроссовках или брюках, оголяющих половину тела. Более того, я лично запрещаю произносить некоторые слова-паразиты. Вы знаете, я крайне трепетно отношусь к русскому языку. Много лет назад на гастролях в Шанхае я зашла в магазин, где эмигранты царских времен продавали вечерние платья. Какой это был язык — лиричный, мелодичный! Мне даже пришлось купить себе три платья — так мне нравилось приходить в этот магазин и слушать их речь. Тем не менее я человек современный и стараюсь идти в ногу со временем. В этом мне помогают мои просвещенные дети-энциклопедисты.

— Мира Михайловна, не секрет, что основательница «Березки» Надежда Сергеевна Надеждина была дочерью известной писательницы Александры Бруштейн и внучкой Якова Выгодского — врача, идишеязычного литератора и министра по еврейским делам Литовской республики, погибшего в Виленском гетто. Как относились в то время к тому, что создательница народного ансамбля, ставшего визитной карточкой России, — еврейка по национальности?

— О том, что дедушка Надеждиной возглавлял еврейское ведомство в Литве, я узнала только после ее смерти. Об этом мне сообщили в Израиле. Ее мама, Александра Бруштейн, была потрясающей писательницей и просто чудесным человеком — я застала ее, когда она, к сожалению, уже почти ослепла. В их доме не было принято акцентировать внимание на национальности. Знаю, что отец Надеждиной был врачом. Какое-то время они жили на Волге — это определило любовь Надежды Сергеевны к русскому народному танцу. Она была очарована хороводами, которые на природе водили девушки. Буквально заболела этим русским народным танцем. Надеждина носила фамилию одного из своих супругов. Вопрос национальности мы с Надеждиной никогда не обсуждали. В нашем ансамбле никогда не было каких-либо проявлений антисемитизма! Перед Александрой Яковлевной Бруштейн, прославившей русскую литературу, можно только преклоняться.

— Как относилась к вам Надежда Сергеевна?

— Она называла меня Миракль, то есть чудо… Надеждина уважительно и тепло относилась ко мне не только в жизни, но и на сцене. Теперь, сама являясь художественным руководителем, я понимаю, как важно, когда танцовщица отвечает моим интересам, когда я вижу в ней образ, замысленный мной, как балетмейстером…

— Слышала, что вам предлагали возглавить хореографическую академию в Израиле…

— Да, были предложения, и не только в Израиле. «Березка» — это совершенно особый ансамбль. У нас все другое — и руки, и взгляд, и постановка корпуса. А наш знаменитый шаг? «Девушки из “Березки” просто плывут по сцене», — говорят во всем мире. Многие пытались повторить — не получается. Особая повадка, умение «говорить» глазами — все это наша школа.

— Как принимают «Березку» за рубежом?

Прошло время, и в России начался ренессанс, возврат к национальной и народной культуре. Надо сказать, что с перестройкой «Березка» лишилась своего здания, и мы были вынуждены в течение 16 лет скитаться по разным углам. По распоряжению Владимира Владимировича Путина, который увидел наше выступление на фестивале ШОС в Шанхае, ансамблю выделили прекрасное здание. Теперь у нас наконец-то появился свой дом. Кстати говоря, в нашей программе есть номера-зарисовки стран, в которых нам доводится выступать. Представьте себе: выходят наши девушки с косами и в длинных сарафанах на поклон — и тут внезапно начинает звучать самое популярное музыкальное произведение той страны, в которой выступаем. В Израиле это — «Хава Нагила». Представляете? «Ну, уж если “Березка ” танцует “Хава Нагилу”…» — восклицают зрители. Кстати, нас часто приглашают выступать на мероприятиях, приуроченных к еврейским праздникам. Сначала танцуем русский хоровод, а потом «Хава Нагилу». Вот видите, открыла вам наши секреты, хотя это только часть того, что я могла бы рассказать о великой Надежде Надеждиной и том славном пути, который прошел наш ансамбль. Несмотря на почтенный возраст — 63 года — «Березка» остается молодым, трепетным и желанным для публики коллективом. Низкий поклон всем тем, кто прочитал это интервью. С уважением, Мира Кольцова и Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка».

Соня Бакулина

Умер израильский журналист Александр Этерман

Самое читаемое

Общество

Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления…

Хроники

Деньги были в обогревателях, под коврами и в трехлитровых банках…

Хроники

Коко Шанель избежала наказания за связь с немецким преступником…

Умер израильский журналист Александр Этерман

Используемые источники:

  • https://nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru/blog/43567278930/chem-ansambl-«berezka»-pokoril-ves-mir
  • https://jewish.ru/ru/interviews/articles/175372/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116