Содержание
Биография
Айседора Дункан – американская танцовщица, основоположница свободного танца, супруга русского поэта Сергея Есенина.
Родители Дункан развелись, когда той не было и года. Мать переехала с детьми в Окленд и устроилась швеей и преподавателем фортепиано. Денег в семье было мало, и вскоре юная Айседора бросила школу, чтобы вместе с братьями и сестрами зарабатывать уроками танцев для местных детей.
Танцы
Айседора с детства воспринимала танцы иначе, чем другие дети – девочка «следовала своей фантазии и импровизировала, танцуя так, как ей вздумается». Мечты о большой сцене привели Дункан в Чикаго, где она безуспешно ходила на прослушивания в разные театры, а затем и в Нью-Йорк, где в 1896 году девушка устроилась в театр известного критика и драматурга Джона Августина Дэйли.
В Нью-Йорке девушка некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но, быстро разочаровавшись в балете и почувствовав себя недооцененной в Америке, Айседора переехала в 1898 году в Лондон. В столице Великобритании Айседора начала выступать в богатых домах – неплохие заработки позволили танцовщице арендовать студию для занятий.
Из Лондона девушка направилась в Париж, где произошла ее судьбоносная встреча с Лои Фуллер. Лои и Айседора имели сходные взгляды на танец, рассматривая его как естественное движение тела, а не жесткую систему отработанных движений, как в балете. В 1902 году Фуллер с Дункан отправились в танцевальный тур по европейским странам.
Много лет своей жизни Дункан ездила с выступлениями по Европе и Америке, хотя она вовсе не была в восторге от гастролей, контрактов и прочей суеты – Дункан считала, что это отвлекает ее от истинной миссии: обучения молодых танцовщиков и создания чего-то прекрасного. В 1904 году Айседора открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже, но она вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.
Популярность Айседоры в начале 20 века не подвергается сомнению. В газетах писали, что танец Дункан определяет силу прогресса, изменений, абстракции и освобождения, а ее фото, на которых представлено «эволюционное развитие танца», каждое движение которого рождается из предыдущего в органической последовательности, стали знаменитыми на весь мир.
В июне 1912 года французский модельер Пол Пуаре устроил в шикарном особняке на севере Франции один из самых знаменитых вечеров «La fête de Bacchus» (воссоздание «вакханалий» Людовика XIV в Версале). Айседора Дункан, одетая в греческое вечернее платье, сшитое Пуаре, танцевала на столах среди 300 гостей, которые за несколько часов успели выпить 900 бутылок шампанского.
После очередных гастролей в США в 1915 году Айседора должна была плыть обратно в Европу – выбор пал на роскошный лайнер «Лузитания», но из-за ссоры с кредиторами, которые грозились не выпустить девушку из страны, пока та не выплатит $12,000, Дункан в итоге пришлось сесть на другой корабль. «Лузитания», торпедированный германской субмариной, затонул недалеко от берегов Ирландии, унеся жизни 1198 человек.
В 1921 году политические симпатии Дункан привели танцовщицу в Советский Союз. В Москве нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский предложил американке открыть танцевальную школу, пообещав финансовую поддержку. Однако в итоге большую часть расходов по содержанию школы Айседора выплачивала из своих собственных денег, переживая при этом голод и бытовые неудобства.
Московская школа быстро разрасталась и набирала популярность. Первое выступление учащихся заведения произошло в 1921 году на сцене Большого театра в честь годовщины Октябрьской революции. Айседора вместе с учениками исполнила танцевальную программу, в которую, помимо прочих, вошел танец «Варшавянка» под мелодию польской революционной песни. Программа, во время которой революционное знамя подхватывалось из рук павших борцов полными сил бойцами, имела успех у зрителей.
Впрочем, впечатлены были не все. Некоторых озадачило, что эта «пожилая женщина» рискнула выйти на сцену чересчур голой. Невысокая (168 см), с дряблыми полными ляжками и уже не столь упругим бюстом, Дункан не могла быть столь же легкой и изящной, как в юности – годы брали свое.
Танцовщица прожила в советской России 3 года, но различные неурядицы заставили Айседору покинуть страну, оставив управление школой на одну из своих учениц, Ирму.
Личная жизнь
В своей профессиональной и личной жизни Айседора нарушала все традиционные устои. Она была бисексуалкой, атеисткой и настоящей революционеркой: во время своего последнего тура по США на последних аккордах концерта в бостонском Симфони-Холл Айседора стала размахивать над головой красным шарфом, выкрикивая: «Это красный! И я такая же!».
Дункан родила двух детей вне брака — дочь Дердри Беатрис (1906 г.р.) от театрального режиссера Гордона Крейга и сына Патрика Августа (1910 г.р.) от Париса Зингера, одного из сыновей швейцарской магната Айзека Зингера. Дети Айседоры погибли в 1913 году: автомобиль, в котором малыши находились со своей няней, на полном ходу рухнул в Сену.
После гибели детей Дункан впала в глубокую депрессию. Ее брат и сестра решили отвезти Айседору на несколько недель на остров Корфу– там американка подружилась с молодой итальянской феминисткой Линой Полетти. Теплые отношения девушек вызывали множество сплетен, однако подтверждений того, что дамы состояли в романтических отношениях, нет.
В своей автобиографии «Моя жизнь. Моя любовь», опубликованной в 1927 году, Дункан рассказала, как из-за отчаянного желания завести еще одного ребенка она умоляла молодого итальянского незнакомца — скульптора Романо Романелли — вступить с ней в интимную связь. В итоге Дункан забеременела от Романелли и родила 13 августа 1914 года сына, который умер вскоре после родов.
В 1917 году Айседора удочерила шесть своих подопечных, Анну, Марию-Терезу, Ирму, Лизель, Гретель и Эрику, которых она обучала еще в школе в Германии. Коллектив юных талантливых танцовщиц прозвали «Isadorables» (игра слов от имени Isadora и «adorables» («очаровательные»).
После окончания школы, в которой позже преподавала сестра Айседоры Элизабет (Дункан постоянно была в разъездах), девушки стали выступать с Дункан, а затем и отдельно, имея огромный успех у публики. Несколько лет спустя коллектив распался – каждая девушка пошла своим путем. Эрика была единственной из шести девушек, не связавшей свою дальнейшую жизнь с танцами.
В 1921 году в Москве Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который был на 18 лет младше ее. В мае 1922 года Есенин и Дункан стали мужем и женой. Танцовщица приняла советское гражданство. Поэт больше года сопровождал Дункан в ее турне по странам Европы и США, не стесняясь тратить ее деньги на престижное жилье, дорогую одежду и подарки родным. При этом Есенин испытывал сильную тоску по России, о чем он указывал в своих письмах друзьям.
После двух лет общения без знания языков (Айседора знала едва ли больше 30 слов по-русски, а Есенин – и того меньше по-английски) между супругами начались трения. В мае 1923 года поэт покинул Дункан и вернулся на родину.
Прямых посвящений Айседоре в стихах Есенина не содержится, однако образ Дункан четко прослеживается в поэме «Черный человек». Стихотворение «Пускай ты выпита другим..» посвящено актрисе Августе Миклашевской, хотя Дункан утверждала, что эти строки поэт посвятил именно ей.
Позже Дункан завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акоста – об этих отношениях узнали из писем, которые девушки писали друг другу. В одном из них Дункан признавалась:
«Мерседес, веди меня своими маленькими сильными руками, и я пойду за тобой — на вершину горы. На край света. Куда бы ты ни пожелала».
Смерть
В последние годы жизни Дункана мало выступала, накопила множество долгов и была известна скандальными интимными историями и любовью к выпивке.
В ночь на 14 сентября 1927 г. в Ницце Айседора вышла от своей подруги Мэри Дести (матери Престона Стёрджеса, режиссера фильма «Странствия Салливана») и села в автомобиль «Амилкар» к франко-итальянскому механику Бенуа Фальчетто, с которым американку, вероятно, связывали романтические отношения.
Когда машина резко тронулась, ветер поднял в воздух края длинного, расписанного вручную шелкового шарфа танцовщицы, и опустил за борт машины. Шарф тотчас запутался в спицах колеса, женщину вдавило в борт автомобиля. Дункан погибла мгновенно. Тело было кремировано; урну с пеплом поместили в колумбарии на парижском кладбище Пер-Лашез. Машина, погубившая американскую танцовщицу, была продана за огромную по тем временам сумму – 200 000 франков.
Айседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.
Танцующая Бетховена и Горация
Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.
В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.
Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё — музыку, картины и стихотворения.
Танец будущего
В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» — Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.
В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны.
У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».
В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Лев Бакст, артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским. Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».
Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».
Дункан-Есенины
Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы — не ваши дети?»
В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным. «Он читал мне свои стихи, – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он — английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».
Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался — раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.
В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».
Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.
88 лет назад мир облетела шокирующая новость – не стало 50-летней Айседоры Дункан. SPB.AIF.RU вспоминает историю жизни этой женщины, над которой словно витало зловещее проклятье.
Страшное предсказание
По легенде, еще юная Айседора обращалась к цыганке, чтобы узнать свою судьбу – девушка с юных лет грезила о сцене и мечтала стать знаменитой. Гадалка подтвердила, что ее ждет не просто успех, а мировая слава. «Однако, — предупредила она. — Над твоим родом висит страшное проклятие – не видеть тебе счастья в любви. Ты будешь терять одного за другим самых близких тебе людей и умрешь в одиночестве». Зловещее предсказание сбылось в точности.
В России Айседору Дункан знают прежде всего, как одну из жен Сергея Есенина. Между тем, в начале XX века в мире эта актриса была куда известнее, чем белокурый поэт. Ее считают основоположницей свободного эротического танца: Айседора появлялась на сцене босиком, без нижнего белья, накинув на обнаженное тело лишь полупрозрачную тогу.
Статья по темеОна и они. Как Зинаида Райх покорила сердца Есенина и Мейерхольда Конечно, для пуританского общества того времени такое поведение было дерзким вызовом. Однако ее обожали равно в той же степени, что и порицали. О ней говорили, ей подражали, ее боготворили. «Божественная босоножка» — так называли ее театральные критики.
Благосклонности Айседоры добивались самые завидные женихи мира. Однако в личной жизни ей не везло. Первый ее возлюбленный, польский художник Иван Мироцкий, оказался вероломным обманщиком – он не сообщил юной Айседоре, что на самом деле женат.
Вторым ее увлечением был актер Оскар Бережи. Их связь продолжилась недолго – Оскару предложили роль в Испании, и он предпочел карьеру. Через пару лет Айседора встретилась с режиссером Гордоном Крэгом, от которого родила дочь Дейдру. Но режиссер бросил Дункан, так и не женившись на ней.
Второго ребенка – сына Патрика – танцовщица родила от Патриса Зингера, владельца знаменитой фабрики по выпуску швейных машинок. Но и с ним роман не продлился долго – фабрикант ревновал Айседору к сцене и поклонникам, следил за ней, устраивал некрасивые сцены, и в итоге вынудил актрису порвать с ним.
Несчастья с детьми
Вскоре в жизни Дункан произошла страшная трагедия. Айседора с детьми находилась на гастролях в Париже. Актриса была в театре в то время, когда несчастный случай произошел с ее малышами. Дети и няня ехали на автомобиле по набережной Сены, шофер потерял управление, и машина упала в реку. В той аварии не выжил никто.
Статья по теме«Мой папа поэт, а мама — истеричка». История любви Ахматовой и Гумилева У актрисы был нервный срыв. Говорили, что она даже несколько тронулась умом – ей слышались голоса и чудились видения, она уверяла, что беседовала со своими умершими детьми.
Чтобы как-то заполнить душевную пустоту, Айседора решает родить еще одного ребенка – на тот момент у нее был молодой итальянский любовник.
Новорожденный мальчик прожил всего несколько дней.
Потрясенная горем женщина с головой уходит в работу – в 1921 году она едет в Москву, где открывает танцевальную школу для девочек.
Там же она и встретит свою последнюю настоящую любовь – Сергея Есенина.
И любил, и бил, и пил
Их роман был обречен с самого начала – слишком уж разными они были. Однако влюбленных не останавливала ни солидная разница в возрасте (Дункан была старше Есенина на 18 лет), ни языковой барьер – поэт не знал иностранных языков, и принципиально не учил их, а актриса не говорила по-русски.
Они прожили вместе чуть больше года. Ради Есенина женщина изменила своим феминистским взглядам и вышла замуж. Но счастливым этот брак не был. Сергей Александрович, как называла его Дункан, именно так, по имени-очеству, от своего пристрастия к алкоголю в семейной жизни отказываться не собирался.
Статья по темеВ любви обиды нет. Страна Любландия Лили Брик и Владимира Маяковского Кроме того, в Америке, куда переехали молодожены, Есенин чувствовал себя чужим и невостребованным. Если в России он был гением, то здесь – всего лишь «русским мужем великолепной Айседоры Дункан».
Свою тоску он топил в вине и более крепких напитках, а напившись, устраивал скандалы и погромы, избивал Айседору, которая в ответ только плакала и повторяла на ломаном русском «Я люблю тебя, Сергей Александрович».
В 1923 году Есенин бросил танцовщицу, вернувшись в Россию. Через два года его найдут повешенным в номере ленинградской гостиницы «Англетер». Айседора, несмотря на все унижения, которые она пережила в совместной с Есениным жизни, будет горько оплакивать поэта. Страшное предсказание сбылось – она похоронила всех, кого по-настоящему любила.
Алый шарф
Айседора пережила своего возлюбленного всего на два года. 14 сентября 1927 года она отправилась с друзьями на автомобильную прогулку по Ницце. Вокруг шеи Дункан обвила свой алый шарф, с которым так часто выступала на сцене.
По зловещей иронии судьбы, именно эта деталь туалета и стала причиной гибели женщины. Конец шарфа попал в ось заднего колеса машины. Затянувшись, шарф сломал женщине шею.
Как после скажут ее поклонники – великая Айседора даже из своей смерти устроила шоу.
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/4472-aisedora-dunkan.html
- https://www.culture.ru/persons/8961/aisedora-dunkan
- https://spb.aif.ru/culture/person/proklyatie_aysedory_istoriya_zhizni_i_smerti_nepovtorimoy_tancovshchicy_