Когда и почему скончался создатель «Брата» Алексей Балабанов

Биография

Выдающийся отечественный кинорежиссёр Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Детство Алексея прошло в родном городе, будущий мастер ничем не отличался от своих сверстников и не проявлял особого интереса к искусству. Как и многие дети, Балабанов мечтал о неизведанных дальних странах и путешествиях — возможно, именно этим объясняется его увлечение иностранными языками, знание которых он рассчитывал применять в будущих странствиях.

03_EsG4xuj.jpg
Режиссер Алексей Балабанов

После школы юноша поступает в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где осваивает профессию переводчика. В 1981 году, после окончания института, биография Алексея Балабанова перемещается в ряды Советской армии.

Находясь в течении двух лет на посту офицера военно-транспортной авиации, Алексей получает жизненный опыт, который впоследствии воплотится в его кинематографических работах. С одной стороны, сбылась детская мечта о путешествиях: в составе своей воинской части офицер Балабанов выполняет различные задачи в странах Азии и на Африканском континенте. С другой стороны, Алексею довелось лично поучаствовать в афганской войне.

02_ZsJxlcG.jpg
Алексей Балабанов в молодости

Противоречивые события, свидетелем которых становится будущий режиссёр, а также истории и армейские легенды, услышанные в кругу сослуживцев, позже лягут в основу одной из самых тяжёлых для восприятия зрителем картин Балабанова «Груз 200». В родной город Алексей возвратился в 1983 году. Октябрин Сергеевич Балабанов в то время работал на Свердловской киностудии. Будучи по образованию научным журналистом, он занимал должность главного редактора объединения научно-популярных фильмов. Отец устраивает сына на киностудию в качестве ассистента режиссёра.

Алексей Балабанов в молодости

В то время Свердловск переживает расцвет андерграундной культуры. Находясь на достаточном удалении от столицы и властных кругов, в городе появляется своя особая школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с группой «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива будет сопровождать многие картины великого режиссёра, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова, ставшей памятником эпохи в кинематографе.

Фильмы

Четыре года Балабанов работал на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина, снятая совершенно спонтанно в 1985 году. Как позднее вспоминал великий режиссёр, его попросил о помощи оператор, которому не хватало ресурсов на дипломную работу в связи с очень ограниченным бюджетом. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, в котором снял своих друзей из группы «Наутилус Помпилиус», а в качестве массовки задействовал посетителей ресторана, в котором происходило действие картины.

Режиссер Алексей Балабанов

К моменту окончания учёбы в 1990 году у Балабанова уже было несколько работ, в которых он снимал в качестве приглашённых звёзд музыкантов Свердловского рок-клуба. Его первая профессиональная работа называется «Раньше было другое время». В 1990 году Алексей Балабанов переезжает в Санкт-Петербург, увлеченный мечтой о серьёзном кинематографе.

В 1992-ом биография Алексея Балабанова пошла по большому режиссерскому пути. Совместно с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию “СТВ”, благодаря которой и снял большинство фильмов.

Кадр из фильма Алексея Балабанова «Счастливые дни»

В 1991 году он снимает фильм «Счастливые дни», свой первый самостоятельный фильм. В картине воплощаются некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Главный герой картины — человек без имени, сыгранный Виктором Сухоруковым, скитается по Петербургу в поисках комнаты, при этом не имея ни памяти, ни прошлого, ни друзей. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и был отмечен премиями на фестивалях в России.

Сергей Бодров-младший и Алексей Балабанов

К середине 90-х Алексей Балабанов уже стал весьма известной фигурой в творческих кругах Петербурга. Всенародную известность ему приносит снятый в 1997 году фильм «Брат», получивший Гран-при фестиваля “Кинотавр” и призы фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте. В фильме снимались Сергей Бодров-младший (главная роль), Виктор Сухоруков, Андрей Краско и др.

Алексей Балабанов на съемочной площадке

Следующая работа мастера под названием «Про уродов и людей», в которой Балабанов пробует новую для себя смысловую плоскость, изначально не задумывалась для широкой аудитории. Несмотря на это, получившийся фильм был удостоен премии «Ника» и получил статус культового кино на постсоветском пространстве. В 2000 году Алексей Балабанов снял фильм, повествующий о дальнейшей судьбе главного героя фильма «Брат». Если первая картина является артефактом эпохи, то вторая лента под названием «Брат 2» выполнена скорее как прощание с иллюзиями 90-х годов.

Кадр из фильма Алексея Балабанова «Про уродов и людей»

Фильм “Война” (2002 г.) вызвал обвинения Балабанова в неполиткорректности, действия проходят на Северном Кавказе во время Второй чеченской войны. Дальнейшие крупные работы режиссёра выполнены в более лёгкой, ироничной манере. В 2005 году он снимает чёрную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивает прошедшие «лихие» 90-е. Через год в прокат выходит мелодрама с Ренатой Литвиновой «Мне не больно», отмеченная критикой и получившая главные кинопремии страны.

Алексей Балабанов на съемках фильма «Жмурки»

В следующем году Алексей Балабанов выпускает свой наиболее сложный фильм «Груз 200». Основная смысловая нагрузка картины содержится в контрастной демонстрации «ультранасилия» изнанки советского общества, которое внешне стремится казаться благополучным. Из-за обилия жестоких сцен картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса Агния Кузнецова и прославленный Алексей Серебряков.

Алексей Балабанов в фильме «Я тоже хочу»

В 2013 году режиссёр работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в Российской провинции. В этой картине Балабанов снимается в роли себя самого, режиссёра, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. Настоящая покосившаяся колокольня, увиденная Балабановым на острове в Вологодской области, обрушилась через сорок дней после смерти режиссера.

Личная жизнь

Алексей Балабанов был дважды женат. От первой жены Ирины у него родился сын Фёдор. Личная жизнь Алексея Балабанова со второй супругой Надеждой Васильевой взяла начало во время работы над фильмом «Замок», где она была художником по костюмам.

Алексей Балабанов с женой

В 1994 году у них родился сын Пётр. Вторая жена Алексея Балабанова была рядом с ним до последних дней его жизни.

Смерть

18 мая 2013 года в санатории «Дюны» сердце великого мастера перестало биться. Причиной смерти Алексея Балабанова названа острая сердечная недостаточность. Отпевание Алексея Балабанова состоялось в Санкт-Петербурге в Князь-Владимирском соборе 21 мая. На похоронах присутствовали около 200 человек — родные, коллеги и поклонники режиссера.

Могила Алексея Балабанова

За свою творческую биографию режиссёру удалось создать образ героя постсоветской эпохи с его легендами, желаниями и противоречивой судьбой. Фильмы Алексея Балабанова навсегда зафиксировали образ давно ушедшего времени, войдя в число лучших отечественных кинокартин.

Фильмография

  • Раньше было другое время
  • Настя и Егор
  • Счастливые дни
  • Замок
  • Брат
  • Брат 2
  • Война
  • Жмурки
  • Груз 200
  • Я тоже хочу

Биография Алексея Балабанова

Алексей Балабанов – талантливый российский режиссер, ставший одной из знаковых фигур в отечественном кинематографе. Многократный обладатель премии «Ника», в том числе за драму «Про уродов и людей» как лучшую режиссерскую работу и лучший фильм.

На фото: Алексей Балабанов

Многие работы Алексея Балабанова, такие как «Брат», «Брат 2», «Мне не больно», «Кочегар», «Замок», вошли в классику российского кинематографа нового времени еще при жизни автора. И даже после смерти режиссера не потеряли своей популярности, оставаясь актуальными до сих пор.

Детство и семья

Будущий режиссер появился на свет и вырос в провинциальном Свердловске, ныне город-миллионник Екатеринбург. Здесь прошло детство Алексея, о котором известно крайне мало. Еще со школьных времен он интересовался иностранными языками, мечтая много путешествовать в будущем. Не раздумывая, Алексей поступил в Горьковский институт иностранных языков, где впоследствии получил профессию переводчика.

Алексей Балабанов в детстве

Умения и навыки, приобретенные в институте, оказались крайне полезны во время службы в армии. В этот период Алексей вместе с ротой военно-десантных войск, к которой был приписан, побывал во многих регионах Африки и Средней Азии. Некоторое время он принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Спустя годы именно эти переживания, связанные с военной службой, нашли свое отражение в фильме «Груз 200».

Алексей Балабанов во время службы в армии

Возможно, именно служба в армии и война научили Алексея Балабанова по-особенному полюбить жизнь. Он неустанно повторял: «Жизнь – это искусство, искусство – это жизнь». Вернувшись из армии в конце восьмидесятых годов, Балабанов начал свою карьеру в кинематографе.

Алексей Балабанов в молодости

В этот период Алексей устраивается на работу в Свердловскую киностудию в качестве помощника режиссера. Но все время быть на вторых ролях Балабанову не очень нравилось, поэтому накопив необходимый опыт, будущий мэтр российского кино поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, которые окончил в 1990 году.

Режиссерская деятельность

Свой первый фильм Алексей Балабанов снял еще в 1987 году в период работы на Свердловской киностудии. Дебютная картина получила название «Раньше было другое время» и была поставлена в небольшие сроки, например, сценарий режиссер написал за одну ночь.

Алексей Балабанов – талантливый российский режиссер

В 1990 году, ведомый мечтой о режиссерском творчестве, Балабанов переехал в Ленинград. Здесь он берется за создание новых картин, а параллельно с этим начинает работать над организацией собственной кинокомпании, которая была образована спустя два года при помощи друзей и других начинающих режиссеров.

Кадр из фильма Балабанова «Счастливые дни»

Карьера режиссера складывалась удачно: в период с 1990 по 1995 год Алексей Балабанов поставил несколько новых игровых фильмов, над созданием которых часто работал не только как режиссер, но и как продюсер и сценарист. Наиболее яркими работами в раннем творчестве Балабанова являются ленты «Трофимъ», «Счастливые дни», «Замок». Последние две оказались особенно удачными и были отмечены престижными премиями.

Алексей Балабанов и Сергей Бодров на съемках фильма «Брат»

Таким образом, к середине девяностых годов Алексей Балабанов стал довольно известен в кинематографических кругах. Однако настоящая слава пришла к режиссеру только в 1997 году, когда на экраны вышел фильм «Брат», сразу же ставший культовым. В фильме снялись такие звезды, как Виктор Сухоруков и Андрей Краско, а также Сергей Бодров, для которого эта роль стала знаковой в актерской карьере. Многие актеры согласились работать за копейки либо вообще бесплатно, так как бюджет картины был ограничен 100 тысячами долларов. Данная картина принесла своему создателю Гран-при фестиваля «Кинотавр», а также призы фестивалей в Турине, Триесте и Котбусе. Окрыленный славой, Алексей взялся за реализацию новых проектов. Наиболее успешными работами конца девяностых – начала двухтысячных годов стали лента «Брат 2» – продолжение фильма «Брат». Лента собрала золотой актерский состав: Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий и многие другие. Особенно стоит отметить подбор музыкальных композиций, использованных Балабановым в фильме. Песни групп Би-2, Сплин, Океан Ельзы и Бутусова стали отражением той эпохи наряду с картинами Алексея.

На съемках картины «Про уродов и людей»

Балабанов не боялся снимать на провокационные темы, что часто встречалось публикой противоречиво. Фильм «Про уродов и людей», раскрывающий темы сексуальности и уродства человеческого тела, и «Война» о жестоких боевых действиях в Чечне, закрепили за работами режиссера ярлык «чернухи».

На съемках фильма «Война»

Скандальную славу режиссеру принес фильм «Груз 200», споры насчет которого не прекращаются до сих пор. Сюжет фильма описывает историю жестокого насилия и убийства, совершенного в провинции накануне перестройки. Известно, что актеры Евгений Миронов и Сергей Маковецкий отказались от своих ролей после прочтения сценарий. Долгое время «Груз 200» был запрещен к показу на российском телевидении. Несмотря на спорные темы своих работ и неоднозначную реакцию критиков, многие из этих лент принесли своему создателю новые престижные номинации и кинопремии, в том числе «Кинотавр» и «Ника».

Личная жизнь Алексея Балабанова

Алексей был дважды женат. Со своей первой супругой Ириной он познакомился в Москве, когда приехал продолжать режиссерское образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Несмотря на рождение сына Фёдора, спустя два года Алексей и Ирина развелись.

Алексей Балабанов со второй женой Надеждой Васильевой

Со второй женой, Надеждой Васильевой, Балабанов познакомился во время съемок фильма “Замок”, где она работала художником по костюмам. В 1994 (по другой информации в 1995) году у них родился сын Пётр.

Алексей Балабанов с сыновьями

Последние годы своей жизни режиссер провел в окружении своих близких. Рядом с ним была его жена – Надежда Васильева, а также сыновья.

Алексей Балабанов и его взрослые сыновья

Несмотря на экономическое образование, старший сын Фёдор интересовался работой своего отца. После его смерти оба сына изъявили желание закончить начатые проекты Алексея при помощи его коллег.

Последние годы и смерть Алексея Балабанова

В 2012 году Алексей Балабанов поставил фильм «Я тоже хочу», в котором под особым ракурсом рассматриваются вопросы жизни и смерти. В фильме режиссер намеренно не снял ни одного профессионального актера, а обратился за помощью к тем, кто прошел войну в Афганистане, а также к бывшим бандитам – по замыслу автора герои должны были играть самих себя. В кадре также появился сам мэтр (умирающий в финале фильма) и его младший сын Петр. Некоторое время спустя стало известно, что у Алексея Октябриновича обнаружено онкологическое заболевание. Фильм «Я тоже хочу» стал последним в творческой биографии режиссера.

Похоронен Алексей Балабанов в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище

В мае 2013 года режиссер скончался от затяжной болезни. Как говорят его знакомые и друзья, Балабанов знал о приближающейся кончине, а потому старался закончить все проекты.

Неоконченные работы

После смерти Алексея Балабанова друзья и коллеги режиссера изъявили желание взяться за реализацию его незаконченных проектов. На момент смерти в работе находилось сразу три фильма, над которыми Алексей трудился в качестве режиссера и сценариста. Одна из лент должна была посвящена ранним годам жизни Сталина.

Алексей Балабанов скончался 18 мая 2013 г. Причиной смерти стал сердечный приступ. Трагедия произошла в период его нахождения в санатории «Дюны». Создатель «Брата», «Брата 2» и ряда других культовых картин умер на 55-м году жизни.

Дата и причина смерти

Острая сердечная недостаточность стала причиной смерти Алексея Балабанова. Трагедия произошла в санатории «Дюны», расположенном в Сестрорецке (внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района СПб). Туда режиссёр прибыл в надежде восстановить своё подорванное здоровье.

По информации, полученной от близких Балабанова, в последнее время тот жаловался на боль в почках и печени. Тем не менее, в больницу он не обращался, продолжая работу над очередным сценарием. По настоянию друзей и родных Алексей всё-таки согласился пройти курс восстановительного лечения в Сестрорецке.

По словам сотрудников учреждения, 18 мая 2013 г. в 12 часов он сходил на обед, после чего продолжил работу над сценарием. Около 16 часов он потерял сознание и упал в обморок. Прибывший врач помочь не смог, создатель «Брата» скончался в возрасте 54-х лет.

Где похоронен

По завещанию покойного гражданская панихида не проводилась. Русский Тарантино (как называли его поклонники), не любивший почестей при жизни, просил отправить его в последний путь без торжественных мероприятий. Назначенная ранее официальная церемония прощания в «Ленфильме» была отменена.

Отпевание проходило 21 мая в Князь-Владимирском соборе на ул. Блохина, после чего гроб с телом доставили на Смоленское кладбище, где произошло захоронение.

Могила Алексея Балабанова мало чем отличается от находящихся рядом. Немного покосившийся деревянный крест, небольшой каменный памятник с фотографией, инициалами и датой смерти.

Через 3 года после похорон несколько корреспондентов КП в беседе с сыном Фёдором задали вопрос: «Почему на могиле отца до сих пор стоит временный крест?» В ответ они получили следующее изречение: «Крутая могила?.. Не знаю, в этом ли счастье, в этом ли смысл. Захоронение такое, какое есть… Мне кажется, папа сам себе воздвиг достойный памятник ещё при жизни – это его фильмы».

Краткая биография

Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 г. в Свердловске (Екатеринбурге). Советско-российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер награждён премией «Ника» за картину «Про уродов и людей». Он является автором работ, ставших культовыми: «Брат», «Брат 2», «Война», «Жмурки». Известен как самый правдивый, загадочный и противоречивый постановщик российского кинематографа.

Детство и юность, учёба

Алексей родился в студенческой семье. Отец заканчивал юридический факультет, мать была на последнем курсе медицинского. Воспитанию мальчика время практически не уделялось, что отразилось на его характере.

Сам он об этом рассказывал следующее: «Я рос хулиганом, много стрелял из рогатки. Делал «бомбы» и подкладывал в урны, раньше железные такие были, и ждал прохожих. Играл в карты». По настоянию мамы со второго класса стал заниматься углублённым изучением английского языка.

Получив школьный диплом, по рекомендации родителей становится студентом переводческого факультета Горьковского педагогического института иностранных языков. В 1980 г. попадает на шестимесячную стажировку в Англию.

В 1981 г., завершив обучение, призывается в армию. Получив возможность выбора: служба в Эфиопии или в авиации с полётами на Ближний Восток, отдаёт предпочтение второму. За период службы побывал в Анголе, Эфиопии, Экваториальной Гвинее, Сирии.

Позже, в беседе с репортёром журнала «Медведь», Алексей Балабанов рассказывал, что познакомился с войной именно в этот период. В машине опытные солдаты сажали его позади водителя: «Чтобы прикрыться». Сначала такой поступок воспринимался циничным, позже – рациональным.

В тему: Биография и причина смерти генерала Лебедя.

За несколько месяцев до демобилизации Балабанова увольняют из авиации за неоднократные нарушения:

  • Опоздание на рейс в Венгрии.
  • Покупку музыкальных пластинок.
  • Распространение анекдотов про Брежнева.

Парень попадает в ВМФ, на рижскую верфь, специализирующуюся на ремонте подводных лодок. С того момента любимой одеждой Балабанова становится морская тельняшка.

Вернувшись из армии в 1983 г., по рекомендации отца поступает в московский ВГИК. Но после первого экзамена, по собственной инициативе, забирает документы и возвращается в родной город. Здесь он находит работу на Свердловской киностудии.

Должность третьего помощника режиссёра (самая низкая) подразумевала частые разъезды по всей территории Союза. Свободное время проводит в местном рок-клубе, где знакомится с Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким (основатели группы Nautilus Pompilius).

В 1987 г. поступает на столичные Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Через 3 года получает диплом и переезжает в Ленинград. Здесь устраивается в «Ленфильм», где и начинается карьерный рост.

Популярность

В 1992 г. совместно с Сергеем Сельяновым, Василием Григорьевым и «Ленфильмом» учреждает кинокомпанию «СТВ», на которой впоследствии выходит большинство его фильмов. Всероссийская популярность приходит в 1997 г., когда при ограниченном бюджете и всего за 31 день Балабанов снимает боевик про бандитов «Брат», ставший культовым. В картине Алексей выступает в роли сценариста и режиссёра. Кино получило 7 международных наград.

Через год, в 1998 г., снимает «Про уродов и людей», сюжет которого был задуман ещё в 1993 г. Провокационная картина стала причиной того, что режиссёр не мог найти инвесторов для съёмок.

В результате, сняв бюджетного «Брата» и поездив по международным кинофестивалям, приобрёл положительную репутацию, что отразилось и на отношении спонсоров. Фильм также удостоен многочисленных наград и призов. В 2000 г. выходит ожидаемая вторая часть «Брата».

В 2002 г. снимается «Война», получившая неоднозначные отзывы, связанные с неполиткорректным восприятием происходящего на Кавказе в период Второй Чеченской войны.

На какое-то время Балабанов отступает от намеченной траектории и снимает менее сложные картины, в которых прослеживается нотка юмора.

В 2007 г. на экраны выходит российская драма о жёстких нравах провинциального города на эпохе заката существования Советского Союза. Фильм встречается неоднозначно:

  • На «Кинотавре» удостаивается приза Гильдии российских кинокритиков, но вручение награды увенчалось скандалом.
  • В некоторых регионах снимается с показа из-за обилия жестоких сцен.

Каждая работа Балабанова – оригинальное творение с вложенной частицей души. Ни одна из них не осталась незамеченной зрителями и кинокритиками. Их могло быть ещё больше, если бы Алексей уделял внимание своему здоровью.

Друзья, знакомые

По воспоминаниям Балабанова, в школьные годы он дружил с Евгением Гренбургом (врач, музыкант, предприниматель, президент СК «Динамо-Хоккей на траве», организатор и директор ежегодного фестиваля «Старый новый рок»). В средних классах парни организовали рок-группу «Кери», где Алексей выступал в роли гитариста.

Позже, уже после армии, знакомится с парнями-музыкантами из «Наутилуса». Новые друзья несколько раз снимались в его работах. Они знакомят начинающего кинорежиссёра с другими участниками «Свердловского рок-клуба»:

  • «Смысловые галлюцинации».
  • «Агата Кристи».
  • «Настя».

В тему: Причина смерти гениального режиссёра – Галины Волчок.

Из людей, связанных с кинематографом, поддерживал дружеские отношения со следующими:

  • С. Сельянов.
  • А. Кончаловский.
  • Н. Михалков.
  • С. Бодров.
  • В. Сухоруков.
  • С. Письмеченко.
  • С. Маковецкий.

Личная жизнь

Женат 2 раза. От каждого брака есть дети:

  • В первом Ирина родила Фёдора.
  • Вторая жена – Надежда Васильева, родила Петра.

Оба ребёнка носят фамилию отца.

Чем занимаются близкие родственники

Информации о менее известных членах семьи Алексея Балабанова немного:

  • Старший сын Фёдор получил экономическое образование. В беседе с репортёром «КП» в 2016 г. заявлял, что собирается пойти по стопам отца и всерьёз заняться продюсерской деятельностью.
  • Младший сын Пётр снялся в картине отца «Я тоже хочу». Чем занимается сегодня – неизвестно.
  • Надежда Васильева продолжает работать художником по костюмам в «Ленфильме». В 2017 г. неоднократно появлялась на экране в ходе презентации моделей из нашумевшего фильма «Матильда».

Фильмография

Из обилия работ Алексей Балабанова можно выделить несколько картин, ставших культовыми:

  • «Брат» – 1997 г.
  • «Про уродов и людей» – 1998 г.
  • «Брат 2» – 2000 г.
  • «Война» – 2002 г.
  • «Жмурки» – 2005 г.
  • «Мне не больно» – 2006 г.
  • «Груз 200» – 2007 г.
  • «Кочегар» – 2010 г.
  • «Я тоже хочу» – 2012 г.

В ближайшей перспективе продюсер рассматривал создание фильмов о молодых годах Сталина и проекта «Мой брат умер». Сценарий остался недописанным, завершить его он не успел.

Передачи, фильмы, книги о герое

Алексей Балабанов неоднократно говорил о том, что с 1981 г. ведёт дневники. Находятся они у Надежды Васильевой. По рассказам женщины, она несколько раз перечитывает эмоциональные повествования об отдельных периодах жизни покойного мужа.

Максимальный эффект производит описание нахождения подростка на войне. Вдова режиссёра рассматривала вариант их использования для сценария отдельного фильма, но была отговорена другом семьи Сергеем Сельяновым.

Перед пятилетней годовщиной гибели на YouTube вышла документальная картина блогера Юрия Дудя, названная «Балабанов – гениальный русский режиссёр».

Алексей Балабанов и Анжелика Заозерская. Фото: личный архив

18 мая 2013 года на 55-м году жизни ушел из жизни культовый режиссер Алексей Балабанов. Официальная версия смерти – «инфаркт миокарда».

Так получилось, что за день до смерти — 17 мая 2013 года — я лично брала интервью у Алексея Балабанова в Санкт-Петербурге, перед показом в рамках фестиваля «Виват кино, Россия» последнего фильма режиссера «Я тоже хочу». В интервью, которое было опубликовано утром в день смерти режиссера – 18 мая в газете «Вечерняя Москва», он рассказал о своем предчувствии скорой смерти. Так, на мой вопрос: «Над чем вы сейчас работаете?» — Балабанов ответил: «Заканчиваю писать сценарий нового фильма, но я его уже не сниму. Не успею».

После опубликованного интервью меня приглашали каналы «ТВ-3», «Россия 1», чтобы рассказать подробности о последней встрече с режиссером. В передаче Бориса Корчевникова «Прямой эфир», участницей которой я была, обсуждалась тема преждевременной смерти режиссера. Действительно странно — накануне Алексей Балабанов представлял свой фильм в Санкт-Петербурге, давал интервью журналисту, а на следующий день умер в санатории. Друг и продюсер Алексея Балабанова Сергей Сельянов на вопрос Бориса Корчевникова: «Чем болел режиссер?», после небольшой паузы ответил:

— Очень сложный вопрос. Сначала врачи поставили ему один диагноз, от которого он лечился, но через некоторое время выяснилось, что диагноз ошибочный (речь идет о раке). Потом определили другой диагноз… Но умер режиссер от остановки сердца. На самом деле, я не знаю, чем болел Алексей Балабанов, — объяснил Сергей Сельянов.

Сергей Сельянов и старые друзья Алексея Балабанова рассказали, что после смерти Сергея Бодрова режиссер стал мистиком. Это же подтвердил и Сельянов.

— Да, уход Сергея очень изменил Алексея. Он стал верить в другие миры, — объяснил продюсер.

Актер Виктор Сухоруков, который снимался в эпохальных фильмах Балабанова, в частности в «Брате» и в «Брате-2» (в мае — 20 лет картине), после смерти Сергея Бодрова перестал общаться с Алексеем Балабановым и хранит молчание о причине. Мне, как автору последнего интервью Алексея Балабанова, Виктор Иванович рассказал, что «Алексей Балабанов после смерти Бодрова стал другим человеком, и этот другой человек был далек и непонятен» ему.

— Мы разошлись с Алексеем Балабановым после смерти Сергея Бодрова. Молча. Для меня было странно, что Алексей Балабанов открыто говорил о том, что «его первые фильмы, в частности «Счастливые дни», — плохие». Простите, но «Счастливые дни» получили награду на Каннском кинофестивале, — напомнил Виктор Сухоруков.

К концу жизни Алексей Балабанов разочаровался в артистах и не хотел с ними работать (напомню, что Сергей Бодров не был профессиональным актером). В его последней картине «Я тоже хочу» играют непрофессиональные артисты. В нашем интервью Алексей Балабанов объяснил причину «разочарования».

— Артисты испорчены театром, с его рабством, фальшью и кривлянием, — сказал Балабанов.

Фильм «Я тоже хочу» — пророческий. Герои ищут путь к счастью, и некоторые даже находят. Эти некоторые — не лгут и не изображают из себя других людей.

Так от чего же умер Алексей Балабанов? Во время нашего интервью он был ясным, умным, трезвым человеком, который ничего не боялся. Он дрожал от холода, хотя был тепло одет (да и май — не самый холодный месяц), и по его словам и настроению чувствовалось, что на Земле ему все надоело, все наскучило, и он готов отправиться дальше. Мне кажется, что Алексей Балабанов попросил Сергея Бодрова и его группу взять его к себе в другое измерение. Все друзья Балабанова рассказывают, что ощущают поддержку режиссера, встречаются с ним во сне и живут так, как будто бы он рядом. Я тоже чувствую присутствие в своей жизни Алексея Балабанова. В моем кабинете в рамке наша общая фотография — после того самого интервью 17 мая 2013 года. Я спрашиваю у Алексея Октябриновича советы и получаю их. Главный его совет: «Искать правду внутри себя и в мире».

Фильмы Алексея Балабанова — не забыты. Более того, Балабанов, как и Андрей Тарковский, стал одним из самых популярных российских режиссеров в мире. Признанным. Ежегодно на Западе проходят недели фильмов Алексея Балабанова, фестивали.

a81eda248efb3d4def3819ba2f56aa59_L.jpg

Алексей Балабанов, известный широким массам в первую очередь как создатель кинокартины «Брат», режиссёр удивительный. За не столь долгую, но безусловно яркую творческую карьеру он сумел охватить широчайший диапазон жанровых и внежанровых работ, на зависть первым режиссёрам не только России, но и мира. Историческое кино, криминальный боевик, экранизации Кафки и Булгакова, кино о войне, мелодрама, чёрная комедия, кинопритча – это далеко не полный список жанров, где проявил себя этот выдающийся режиссёр. Вспомнив фильмографию Алексея Октябриновича, попробуем разобраться чем же примечательна каждая из его картин.

Раннее творчество

Первой профессиональной работой Балабанова считается короткометражная картина «Раньше было совсем другое время» (1987), снятая в Свердловске – на родине группы Nautilus Pompilius при её активном участии. Пока Вячеслав Бутусов (ставший надолго музыкальной «музой» режиссёра) поёт песни на фоне, на переднем плане разворачиваются короткие сценки, как будто выхваченные из жизни случайных людей.

aleksey-balabanov.jpg«Раньше было совсем другое время» (1987)

Следующая короткометражка «У меня нет друга» (1988), снятая также при непосредственном участии знаменитых советских рок-музыкантов, рассказывает историю школьницы, попавшей впервые на рок-концерт. После концерта её приглашает на пьянку и соблазняет лидер группы. Героиня чувствует себя использованной, но вместе с тем и изменившейся безвозвратно… Короткометражка «Настя и Егор» является логическим продолжением предыдущего фильма.

Первым же полнометражным фильмом Балабанова является картина «Счастливые дни» (1991), поставленная по мотивам произведений Сэмюэла Беккета. Главную роль в фильме исполняет Виктор Сухоруков, которому суждено надолго стать одним из актёров-талисманов режиссёра. Его персонаж – безымянный Он – блуждает по заброшенному во вневременье постперестроечному Петербургу в надежде найти свой угол. Каждый из встреченных на улице людей по необъяснимой причине узнаёт в нём кого-то другого… Здесь Балабанов впервые обозначивает свою тягу к абсурду, который мимикрируя и видоизменяясь будет присутствовать в подавляющем большинстве картин режиссёра.

aleksey-balabanov_13.jpg«Замок» (1994)

Последовавшая экранизация романа Кафки «Замок» (1994) также напрямую задействует абсурд. Главный герой картины, которого все называют Господин Землемер приезжает по приглашению из Замка и останавливается в некоей деревне, надеясь получить аудиенцию. Однако местечко это становится для Землемера болотом из которого нет никакого выхода; он путается в бюрократических препонах и непонимании деревенских жителей, попадая в абсурдистский «день сурка». Это первый фильм, спродюссированный независимой компанией СТВ, которая до конца жизни останется «амбассадором» режиссёра. Сняв новеллу «Трофим» для киноальманаха «Прибытие поезда», Балабанов берётся за фильм, сделавшийся культовым и прославивший режиссёра на всю страну.

Известность

aleksey-balabanov_10.jpg«Брат» (1997)

«Брат» (1997) – простая, на первый взгляд, криминальная история – производит на территории СНГ эффект разорвавшейся бомбы. История о «русском Иванушке», бесхитростном, но сильном и смекалистом Даниле Багрове западает в сердца миллионов зрителей. Здесь мы находим второе блестящее умение Балабанова – передавать времена великих сломов и потрясений; препарировать их, выворачивать наружу, не оставляя буквально ни одного белого пятна.

«Брат» рассказывает о последствиях такой геополитической катастрофы, как распад СССР, повлёкшей за собой массовое обнищание, колоссальный уровень преступности, и чудовищное неравенство. Уставший от этого народ, увидел в исполненном Сергеем Бодровым герое надежду на окончание беспредела, на возможность отомстить всесильным бандитам, разоряющим страну. Разбор скрытых смыслов и аллюзий, вложенных Балабановым в простую криминальную историю, заслуживает отдельной статьи. Добавим лишь, что фильм был отмечен на множестве европейских фестивалей, в том числе и на Каннской программе «Особый взгляд». Саундтрек фильма полностью состоял из песен группы Nautilus Pompilius.

aleksey-balabanov_4.jpg «Про уродов и людей» (1998)

Следующим успехом Балабанова стала картина «Про уродов и людей» (1998), задуманная им во время съёмок «Замка» и в большей степени похожая на его ранние фильмы. Действие происходит на сто лет раньше, чем в фильме «Брат» и его действие происходит в предреволюционном Петербурге, пока ещё не охваченном пламенем революции и тонущем в распутстве. Фильм рассказывает о небольшом предприятии, создающем фотографии садомазохистской направленности. На фоне этого «бизнеса» разворачиваются истории нескольких людей: самих фотографов, семьи доктора и проживающей вместе с ними пары сиамских близнецов… Фильм и режиссёр стали лауреатами премии «Ника» и других всемирно известных фестивалей.

После успеха первой части, Балабанов планировал создать продолжение в двух частях, но в конце концов объединил сценарии в один. Так и получился фильм «Брат 2» (2000). Эта картина одна из немногих в истории кинематографа, что может соревноваться в популярности с оригиналом. Отпраздновав своеобразный «реванш» на родине, зрители получили следующую порцию удовольствия – Багров нивелировал геополитическое поражение СССР и постперестроечной России – он отправился мстить обидчикам своего друга в самое сердце «вероятного противника» – США. При этом, не меньше чем недругов он находит среди простых американцев новых друзей, помогающих Даниле лучше собственного брата, в очередной раз наплевавшего на родственные узы.

aleksey-balabanov_9.jpg«Брат 2» (2000)

Именно за эту честность, а не майклбэевскую героику зритель полюбил Балабанова. Его Данила, при всей харизматичности и эпичности, сочетает в себе черты героя и антигероя, точнее, он выступает, ни много ни мало, неким орудием судьбы. Стоит вспомнить слова немца-бомжа Гофмана из первого фильма о том, что имя Данила означает «Бог мне судья». Однако Балабанов отличается от многих «умных» режиссёров тем, что умеет фасовать свои идеи в красивые и увлекательные обёртки, чтобы зритель сам мог выбирать, что ему нравится: первое, второе или всё вместе. Зрелищный динамичный фильм занял первое место по продажам на видеокассетах в России, обогнав всех зарубежных конкурентов.

Фильм «Война» (2002) касается ещё одной болевой точки в истории России – Чеченской войны. Главный герой – отсидевший чеченском плену и чудом выпущенный на волю солдат Иван Ермаков возвращается с затянувшейся для него войны и никак не может устроиться в новой жизни. Бывшая возлюбленная не вызывает прежних эмоций, пьяные посиделки с бывшими друзьями не веселят. Именно в этот момент его находит сидевший с ним в плену англичанин Джон Бойл. Возлюбленная Джона находится в заложниках у ожидающих выкупа чеченцев и он, испробовав все дипломатические пути в Англии и в России находит Ивана, чтобы предложить опасное путешествие, целью которого является освобождение любимой. Иван соглашается, надеясь заодно выторговать свободу для сидящего там же русского капитана. Два Ивана – английский и русский – отправляются в путешествие, итог которого неизвестен никому. Несмотря на присущий режиссёру динамизм и эффектность, именно здесь Балабанов достигает пика мастерства рассказчика.

aleksey-balabanov_6.jpg«Война» (2002)

«Война» близка к кавказским повестям и рассказам Толстого, передавая яркими быстрыми мазками атмосферу происходящего на экране. Одной реплики второстепенного персонажа достаточно, чтобы открыть перед зрителем его систему ценностей, а таких персонажей здесь предостаточно и при этом история не рассыпается на составные, а заставляет завороженного зрителя ждать неизбежного финала. Актёрские работы Алексея Чадова, Иэна Келли, Ингеборги Дапкунайте, Сергея Бодрова и других задают высочайшую планку для подобных картин. Режиссёр добивался максимальной правдоподобности показывая съёмочной группе кадры хроники от которых их буквально «трясло», а сам фильм снимался в непосредственной близости от мест идущих боевых действий.

Следующий фильм является одной из трагедий Балабанова как режиссёра. По свидетельствам очевидцев, фильм «Река» (2002), к съёмкам которого Балабанов приступил в 2000 году, должен был не просто укрепить славу уже признанного мастера, но и сделать его всемирно известным. Так это или нет, мы можем теперь только гадать, поскольку фильм навсегда остался незавершённым из-за гибели актрисы, игравшей главную роль. История, основанная на материале этнографа Вацлава Серошевского, рассказывала о Якутии конца 19 века и находящейся там колонии прокажённых, между поселенцами которой вспыхивали нешуточные страсти. В 2002 году была выпущена короткометражная версия фильма, смонтированная из уже отснятого материала и напоминавшая лишь бледную тень оригинальной задумки.

aleksey-balabanov_14.jpg«Река» (2002)

Следом Балабанова ждало новое потрясение. Задуманный как некий ответ «Брату» фильм «Американец», съёмки которого начались в 2003 году также не был завершён. В истории о разорившемся американце, который приехал искать счастья в Россию должен был снятся известный голливудский актёр Майкл Бин, который после ряда отснятых сцен впал в глубокий запой. Фильм решено было отложить, а режиссёр был вынужден вести тяжбы по финансовым вопросам. Сначала отказавшись от проекта, Балабанов десять лет спустя планировал переписать сценарий, но как и многие другие проекты, среди которых фильм о молодости Сталина, остался незавершённым в связи с гибелью режиссёра.

В 2005 году выходит новый фильм Балабанова – «Жмурки». Чёрная комедия, деконструирующая созданные самим режиссёром в «Брате» типажи, также стала народной, разойдясь на цитаты. История о нескольких нерадивых бандитах, коррумпированном милиционере и палаче, снятая на грани фола, показала миру Балабанова смеющегося, пусть не жизнерадостно, а саркастически, сардонически даже. Блестящий актёрский ансамбль, залихватский, «под тарантину» сюжет превращают картину в увлекательное и по-настоящему смешное «чтиво». Фильм кажется простым и легкомысленным до самой последней сцены, где вчерашние бандиты… Впрочем, сами увидете.

«Жмурки» (2005)

Продолжилась короткая серия «лёгких» фильмов картиной «Мне не больно», где одну из главных ролей, что не характерно для творчества режиссёра, исполнила женщина – Рената Литвинова. Фильм рассказывает о троих друзьях, пытающихся найти себя в жизни, поправить финансовое положение и найти свою любовь. Фильм не снискал громких отзывов, хотя было бы несправедливо назвать его неудачным. Просто в этом случае Балабанов, экспериментируя, видимо слишком далеко отошёл от центра своих интересов. Фильм получил в основном актёрские фестивальные номинации.

Следом за двумя «лёгкими» картинами, режиссёр принимается за один из самых сложных и противоречивых проектов, вызвавший громкую дискуссию в обществе и получивший огромное количество диаметрально противоположных оценок и отзывов. Речь, как вы могли, наверное, догадаться, идёт о фильме «Груз 200». Мрачная удушающая атмосфера Перестройки (и снова время сломов), на фоне которой показаны злодеяния маньяка, насильника и убийцы, скрывающегося под личиной милиционера. Мрачные краски, затхлость окружения, гротескные и до ужасного реалистичные типажи делают картину слепком эпохи, воссозданной рукой художника. Но «Груз 200» это не просто история о маньяке и даже не метафораа развала СССР – это притча о человеке, в которой преподаватель научного атеизма ищет дорогу к богу, а милиционер, призванный защищать людей терзает их, пока безликое большинство устраивает пир во время чумы.

«Груз 200» (2007)

От развала СССР Балабанов обращается сразу к развалу Российской Империи и создаёт свободную экранизацию «Записок юного врача» и рассказа «Морфий». Молодой врач приезжает в глубинку, где впервые сталкивается с косностью простого народа и своими «кровавыми» обязанностями. Судьба обрушивает на него множество сложнейших ситуаций, из которых он выходит с честью. Но однажды, чтобы побороть болезнь, доктор делает себе укол морфия и попадает в наркотическую зависимость…

Позднее творчество

Балабанов режиссёр настолько разный, что умещать его в некие рамки дело затруднительное, но два последних фильма, снятых мастером, заметно отличаются от предыдущих картин. Насыщенное «плотное» повествование под динамичную рок-музыку сменяется неторопливыми долгими планами под аккомпанемент Дидюли и АукцЫона. Насыщенные диалоги уступают молчанию и обычным бытийным репликам. Сложное сюжетное действо упрощается до 2-3 актового. Многие актёры имеют минимальный кинематографический опыт. Происходит видимый отход в сторону минимализма независимого или арт-хаусного кино.

«Кочегар» (2010) рассказывает о якутском солдате, контуженном в Афганистане. Работая кочегаром, он помогает бандитам, вводящим несчастного старика в заблуждение, избавляться от трупов. Его дочь работает в меховом бизнесе и почти не уделяет внимания отцу. Меняет всё их неожиданная «встреча», когда отцу привозят на сожжение труп его собственной дочери. Этот фильм напрямую отсылает к так и не завершённому фильму Балабанова «Река», а сам режиссёр создаёт своё альтер-эго в лице главного героя в фильме «Кочегар» и появляется как актёр в следующем, последнем своём фильме «Я тоже хочу».

«Я тоже хочу» (2012)

«Я тоже хочу» (2012) уже не пытается прикидываться жанровым кино – это притча, это крик режиссёра, подобно снятому не так давно Триером «Дому, который построил Джек». Самое страшное совпадение заключается в том, что «Джек» четырнадцатый фильм Триера – цифра на которой остановилась фильмография Балабанова. Для русского режиссёра этот фильм – предчувствие собственной смерти, если хотите, но не творческой, а физической, настоящей. Случайно собравшаяся компания в лице бандита, музыканта, проститутки и других колоритных персонажей отправляется к «Колокольне счастья», что находится в некоей аномальной зоне и благодаря которой, якобы, можно обрести счастье (по сути – попасть в Рай). Это не тот фильм, с которого стоит начинать знакомство с Балабановым, но, если вы считаете себя его поклонником и думаете, что поняли этого незаурядного человека – смотрите обязательно.

Со смертью Алексея Октябриновича Балабанова современный русский кинематограф осиротел, но имя его продолжает светить молодым талантливым режиссёрам, которые посвящают ему свои лучшие фильмы, как это произошло с «Дураком» Юрия Быкова, а документальные передачи о мастере снимают даже далёкие обычно от серьёзности блогеры, вроде Юрия Дудя.

18 апреля, 2019 Опубликовано вКиноИспользуемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/518-aleksej-balabanov.html
  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-aleksey-balabanov.html
  • https://aeternamemoria.ru/rezhissyor/aleksey-balabanov/
  • https://www.eg.ru/culture/889221-ot-chego-na-samom-dele-umer-aleksey-balabanov/
  • https://cameralabs.org/12617-aleksej-balabanov-rezhissjor-kotoryj-mog-vsjo

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116