Содержание
Биография Виктора Пелевина
Виктор Олегович Пелевин – один из самых важных российских писателей нового поколения, сейчас именуемый классикой отечественного постмодернизма. Автор романов «Священная книга оборотня», «Чапаев и пустота», «Омон Ра», «Ампир V», десятков повестей и рассказов. В его книгах сюрреализм, оккультные мотивы и глубокий философский смысл тонко и иронично перекликаются с современными реалиями, благодаря чему его романы неизменно находят отклик у читателей, с нетерпением ожидающих выход новой книги Пелевина каждую осень. Личной информацией писатель делится неохотно. В этом материале мы постарались собрать все известные факты из его биографии.
Детство и семья
Виктор Пелевин появился на свет в ноябре 1962 года в интеллигентной столичной семье. Его отец Олег Анатольевич преподавал на военной кафедре МГТУ им. Баумана. Мама Зинаида Семеновна, экономист по образованию, была директором гастронома (по другим данным, преподавала английский в школе).
Когда Виктору не было еще и десяти лет, родители будущего писателя переехали в московский район Чертаново, где и прошел остаток детства будущего писателя. Благодаря связям отца Виктор был определен в престижную английскую спецшколу №31, располагавшуюся в самом центре Москвы. В этом месте Пелевин-младший изучал иностранные языки, осваивал азы филологии. Учителя описывали его как способного, но несколько высокомерного ребенка, плохо ладившего со сверстниками. В числе главных увлечений Вити был велосипед. Любовь к этому виду транспорта он сохранил и во взрослом возрасте, предпочитая его автомобилям. Несмотря на крепкую дружбу со словом, окончив в 1979 году школу, Пелевин выбрал отнюдь не филологическую специальность. Он начал изучать основы строения пассажирского транспорта в Московском энергетическом институте. Позже в интервью он утверждал, что поступил с целью «откосить» от армии, «служить в которой было все равно что провести два года в тюрьме». Первый год учеба давалась ему играючи, юноша числился среди самых перспективных учеников. В годы студенчества он вступил в комсомол, так как перспектива получить клеймо «врага народа» его не прельщала.
После окончания учебы в МЭИ в 1985 году Пелевин устроился на кафедру электрического транспорта в родном вузе на должность инженера. В некоторых источниках встречается информация, что Виктор Олегович служил в авиационных войсках, однако конкретные годы службы нигде не указаны. В 1987 году (в других источниках указан 1985 год) он поступил в аспирантуру, где проучился следующие два года, однако итоговый проект (электропривод городского троллейбуса с асинхронным двигателем) так и не защитил.
В 1989 году Виктор поступил в Литературный институт им. Горького. С одной целью – обрасти полезными знакомствами. В период учебы в Литературном институте Пелевин познакомился с двумя молодыми литераторами – Альбертом Егазоровым и Виктором Куллэ. В скором времени друзья основали собственное издательство «Миф» (изначально именовалось «День»). Виктор как редактор подготовил для издательства трехтомник Карлоса Кастанеды, североамериканского автора, изучавшего эзотерические практики индейцев, а также принимал участие в работе над некоторыми менее масштабными трудами. Некоторое время спустя Виктор Пелевин также стал работать в журнале «Face to Face», а затем в издании «Наука и религия», для которого готовил различные публикации, связанные с восточным мистицизмом. В 1989-м году в последнем из названных журналов был опубликован рассказ «Колдун Игнат и люди», который стал дебютной писательской работой Пелевина.
Творчество Виктора Пелевина
В 1992-году из-под пера Виктора Пелевина вышел первый сборник рассказов «Синий фонарь». Туда вошел его первый рассказ, произведения «Проблема верволка в Средней полосе» (который впоследствии лег в основу «Священной книги оборотня»), написанные в стиле потока сознания «Онтология детства» и «Водонапорная башня», «Синий фонарь» (экранизирован в 2000 году – короткометражка «Ничего страшного»), рассказы-перевертыши «Ника» и «Зигмунд» и другие ранние работы. В 1993-м году Пелевин получил за свою работу Малую букеровскую премию, а некоторое время спустя некоторые другие награды. Весной 1992-го года свет увидела и еще одна работа автора – роман «Омон Ра», который мгновенно попал в перечень произведений, номинированных на Букеровскую премию. Похожим образом дела обстояли и с еще одним романом – «Жизнь насекомых», который появился на полках книжных магазинов в 1993-м году. В 1996-м году свет увидела еще одна книга Пелевина – «Чапаев и пустота». Многие российские критики тут же не преминули назвать ее первой в России книгой, написанной в соответствии с философией «дзен-буддизма». Сам же автор назвал свой роман историей, которая проходит в полной пустоте. Так или иначе, данная книга стала очень успешна. В 1997-м году роман получил престижную премию «Странник», а несколько лет спустя был включен в число номинантов премии International Impac Dublin Literary Awards. Однако настоящим зенитом творчества Пелевина стал роман «Generation П», который был продан по всему миру в количестве 3,5 миллионов копий, а также получил огромное множество премий в России и Европе. После выхода данной книги Виктор Пелевин приобрел статус культового автора. Его новые романы всегда восторженно встречались поклонниками творчества автора, а также литературными критиками. Неоднократно творчество известного московского писателя даже становилось предметом детального рассмотрения российских и европейских литературоведов. Так, в частности, в его романах отмечались эзотерические, постмодернистские и сатирические линии. Кроме того, нельзя не отметить большое влияние на романы Пелевина буддисткой философии. Различными изданиями и интернет-порталами в России и Европе Виктор Пелевин неоднократно включался в число лучших писателей и мыслителей современности. Его книги переведены на многие языки (в том числе и восточные). Несколько романов писателя, в том числе и культовое произведение «Generation П», экранизированы.
Личная жизнь Виктора Пелевина и другие факты
Виктор Пелевин не женат. Его любовные связи, как, собственно, и другие особенности его жизни были и остаются тайной за семью печатями. Известный писатель практически никогда не выступает публично и общается со своими поклонниками только через интернет. Данный факт послужил основой для критики в адрес автора, а также сомнений в его существовании. Так, в частности, многими известными критиками (в том числе и публично) высказывали предположения, что такого автора как Виктор Пелевин и вовсе нет.
В свою очередь романы и прочие литературные произведения, издаваемые под этим именем, создаются не одним писателем, а некой группой авторов. Сторонники данной теории еще больше утвердились в этом мнении после того, как анонсированного появления писателя на церемонии вручения премии «Супер Нацбест» так и не случилось. Сам Пелевин вопросы о своем существовании никак не комментирует.
Биография
Виктор Пелевин – культовый российский писатель, автор романов, которые стали бестселлерами и переведены на многие языки мира. Он редко дает интервью и не появляется на публике. Кажется, что Пелевина окружает пустота, к которой он, любитель буддизма и мистики, стремится. Но от того и интереснее читать его произведения, каждое из которых можно разобрать на цитаты.
Детство и юность
Виктор Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Москве. Отец, Олег Анатольевич Пелевин, был преподавателем на военной кафедре МГТУ им. Н. Э. Баумана. Мать писателя, Зинаида Семеновна Ефремова, преподавала английский язык в школе. Детские годы Виктора прошли в Москве. Сначала его семья жила на Тверском Бульваре, а через некоторое время переехала в Чертаново, южный район столицы.
Пелевин получил образование в престижной школе № 31 с углубленным изучением английского языка, располагавшейся в центре Москвы. Сегодня она изменила формат и стала гимназией № 1520 им. Капцовых. В то время вместе с будущим писателем учились дети представителей высшего общества и партийной элиты СССР.
По воспоминаниям журналиста Андрея Трушина, дружившего тогда с будущим литератором, Виктора можно было охарактеризовать как человека «трогательного». Он уделял много внимания собственному внешнему виду: одежда на нем всегда соответствовала моде. Во время прогулок Пелевин импровизировал целые рассказы, где абсурд, жизнь и фантазия переплетались в единое художественное произведение, выражающее отношение молодого парня к школе и учителям.
В 1979 году Пелевин поступает в Московский энергетический институт, где учится на факультете электронного оборудования автоматизации промышленности и транспорта. После окончания учебы его приняли инженером на кафедру электротранспорта. В 1987-м Виктор поступил в аспирантуру МЭИ, где написал диссертацию на тему электропривода троллейбуса с асинхронным двигателем. Защита этой работы так и не состоялась, поскольку Пелевин решил изменить сферу своей деятельности.
В 1989-м он поступает на заочное отделение в Литературный институт им. А. М. Горького, на курс прозы под руководством Михаила Лобанова. Через 2 года студент был отчислен. Позже писатель сказал, что потраченные на институт годы были напрасны. По его словам, единственной целью во время учебы в этом вузе было налаживание связей, которые Виктору так и не понадобились.
В институте будущий автор познакомился с Альбертом Егазаровым – молодым прозаиком, который в свободное время торговал крайне редкими в Москве той эпохи компьютерами. Некоторые эпизоды его биографии Пелевин вплетает в свою собственную, а также в сюжетные линии своих персонажей. Так, например, в биографической справке, которую Виктор заполнял в журнале «Знамя» накануне публикации романа «Омон Ра», писатель указал: «Род занятий – компьютерный спекулянт».
На деньги, вырученные с продажи компьютеров, Альберт решает открывать собственное издательство. В это же время к компании присоединяется студент дневного отделения, эксцентричный секретарь комсомольской организации Виктор Куллэ, ставший позднее известным литературным критиком. Именно он договорился с ректором института о предоставлении помещения для будущего издательства взамен на ежегодную публикацию произведений, написанных студентами.
Так было создано издательство «Миф», главой которого стал Альберт Егазаров, а его редакторами и заместителями по делам прозы и поэзии выступили Пелевин и Куллэ. На этой должности Виктор подготовил к изданию трехтомное собрание сочинений Карлоса Кастанеды, перевод которого стал гораздо легче читаться после редакторских правок Виктора.
Личная жизнь
Писатель создал вокруг своей личности огромное количество слухов и мистификаций, известнейшей из которых является гипотеза о том, что под псевдонимом Виктор Пелевин работает группа людей. Существованию этого мифа способствуют все факторы, начиная от тематики творчества и заканчивая тем, что сам литератор ведет крайне закрытый образ жизни, не дает интервью и не появляется в обществе. Поэтому информация о личной жизни Пелевина сохранена им в тайне. Известно только, что у прозаика нет жены и детей.
Долгое время авор не создавал персональных аккаунтов в социальных сетях. Но с 2017-го от его имени начала действовать страничка в «Инстаграме», где за год появилось несколько фото. Также у писателя в разработке находится официальный сайт.
Виктор – приверженец буддизма. Он неоднократно посещал страны Востока: Непал, Южную Корею, Японию и Китай.
Литература
В начале 90-х Пелевин начинает публиковаться в серьезных литературных издательствах. Зимой 1991 года он пришел в редакцию журнала «Знамя» с рукописью романа «Омон Ра». Редакционной коллегии произведение понравилось и было утверждено к публикации. В марте 1992-го там же выходит «Жизнь насекомых» в жанре романа, героями которого стали типичные представители общества переходного периода. За это произведение писатель удостоился премии журнала «Знамя». Годом позже за сборник рассказов «Синий фонарь», ранее неизвестный критикам, Пелевин номинируется на Малую Букеровскую премию.
В 1993-м писатель был принят в Союз журналистов. Тогда же выходит эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма», опубликованное в «Новой газете». Эта работа была достойной реакцией литератора на критические отзывы о его творчестве, которые тот остро переживал.
В это же время берет свое начало миф о том, что писателя Пелевина не существует, а есть только цепочка сообщений на экране. Так писал о нем Александр Вяльцев, выступая с разгромной критикой произведений в статье «Заратустры и мессершмидты».
В 1996 году журнал «Знамя» публикует работу, позднее охарактеризованную как «первый дзен-буддистский роман», под названием «Чапаев и пустота». Книга получила литературную премию «Странник», а в 2001-м вошла в список престижнейшей Дублинской литературной премии.
В 1999 году выходит легендарный роман Виктора Пелевина «Generation П», ставший культовым и принесший автору особый статус в русской литературе. Сюжет произведения повествует о поколении людей, чье становление пришлось на время слома эпох – время, когда СССР перестал существовать, а прежние ценности рушились.
Эту работу можно отнести к литературе постмодерна, где реальность встречается с фантастическими образами, смешиваясь в театр абсурда. Хотя сам Пелевин в интервью удивлялся: откуда в стране мог появиться постмодернизм, когда долгое время существовал только советский реализм? Особое место в жизни персонажей романа занимают наркотические вещества, которые порой действуют в качестве движущей силы сюжета.
В 2004 году на прилавках книжных магазинов появляется 6-й роман Пелевина «Священная книга оборотня» о любви лисы-оборотня по имени А Хули и волка-оборотня, генерал-лейтенанта ФСБ Александра Серого. Сюжет произведения перекликается с сюжетными линиями «Generation П» и рассказа «Принц Госплана».
Следующий роман, который пополнил библиографию Пелевина, – Empire V, также известный под названием «Повесть о настоящем сверхчеловеке». Он вышел в 2006 году. Примечательно, что в работе присутствует персонаж из «Generation П». Создание таких перекрестных линий характерно для стиля Пелевина.
В 2009 году издательство «Эксмо» выпускает роман «t», в котором смешивается русская история и восточный мистицизм, где путешествие графа «t» (намек на Толстого) в Оптину Пустынь приравнивается к поиску Шамбалы. В 2011-м выходит постапокалиптический роман Пелевина S.N.U.F.F. Работа отмечена премией «Электронная книга».
Спустя 2 года появился «Бэтман Аполло», а в 2014-м писатель порадовал читателей новым произведением «Любовь к трем цукербринам» об атрибутах современного общества. В 1-м томе романа «Смотритель», который Виктор Пелевин назвал «Орден желтого флага», автор обратился к личности императора Павла I. По сюжету книги Павел попадает в иной мир благодаря воздействию алхимии и получает в проводники учителя.
В 2016 году увидел свет роман «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», созданный из 4 частей. Бытовой сюжет, повествующий о жизни семьи Можайских, переплетается с фантасмагорическими элементами.
В 2017 году из-под пера писателя вышел 15-й роман iPhuck 10, главным героем которого стал цифровой алгоритм с именем Порфирий Петрович. Компьютерная программа занимается расследованием преступлений, а на досуге пишет книги. За эту работу Виктору Пелевину вручили литературную премию Андрея Белого. А по мнению издания «Форбс», роман попал в рейтинг самых продаваемых книг года наряду с произведениями Татьяны Устиновой, Дины Рубиной, Пола Хокинса, Джоджо Мойеса и других писателей.
27 сентября 2018 года увидел свет 16-й роман Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». В нем гармонично переплетены блестящая сатира, тонкая ирония, потрясающий гротеск. В основе сюжета – история бизнесмена Федора, пресыщенного жизнью. Однажды он знакомится с молодым человеком Дамианом, который продает богатым людям счастье.
Книги Виктора Пелевина по традиции выходят в конце лета. В августе 2019 года в продажу поступил сборник «Искусство легких касаний». Он состоит из двух повестей и одного рассказа. В «Иакинфе» друзья-хипстеры бродят по Северному Кавказу, в «Искусстве легких касаний» русские хакеры внедряют толерантность на Земле, в «Столыпине» речь идет о столыпинском вагоне, в котором перевозят заключенных.
Виктор Пелевин сейчас
Новый роман «Непобедимое солнце», выпущенный издательством ЭКСМО, был презентован читательской аудитории 27 августа 2020 года. Пелевин расписал его на 700 страниц, чем, конечно же, обрадовал преданных поклонников. Читается юмористическое фэнтези легко и динамично. Но без философских размышлений, которые стали визитной карточкой писателя, не обошлось.
В центре сюжета – девушка по имени Саша, типичная «миллениалка», прогрессивная москвичка, феминистка. Вируса еще на горизонте нет, поэтому она отправляется в путешествие, которое было обещано ей Шивой на индийской горе Аруначала.
В своем соло-трипе Саша столкнется с интересными персонажами, а также прикоснется к глобальной тайне. После поездки она изменится, а как именно, можно узнать, прочитав роман.
Сейчас идут съемки фильма «Ампир V», основанного на сюжете произведения Empire V. Его выход запланирован на 2021 год. В картине Виктора Гинзбурга, уже работавшего с прозой Пелевина ранее, главного героя сыграет Павел Табаков. Еще занимаясь экранизацией «Generation П» в 2011 году, режиссер задумал «Ампир V». Тем более что первый фильм оказался успешным по кассовым сборам и был тепло принят кинокритиками. В главных ролях также появятся Мирон Федоров, Вера Алентова, Марина Зудина.
Цитаты
«Чтение — это общение, а круг нашего общения и делает нас тем, чем мы являемся.»
«Милосердие в том, что вместо крематориев у вас телевизоры и супермаркеты. А истина в том, что функция у них одна.»
«Не ищи во всем символического значения, а то ведь найдешь. На свою голову.»
«Я с детства считал, что отношениям мужчины с женщиной не хватает той доверительной и легкомысленной простоты, которая существует между друзьями, решившими вместе принять на грудь.»
«Миром управляют финансисты. Финансистами управляют масоны. Масонами управляют рептилоиды. А кто управляет рептилоидами?»
«Истина настолько проста, что за нее даже обидно.»
Библиография
- 1992 — «Омон Ра»
- 1993 — «Жизнь насекомых»
- 1996 — «Чапаев и Пустота»
- 1999 — «Generation «П»
- 2004 — «Священная книга оборотня»
- 2006 — Empire V
- 2009 — t
- 2011 — S.N.U.F.F.
- 2013 — «Бэтман Аполло»
- 2014 — «Любовь к трем цукербринам»
- 2015 — «Смотритель»
- 2016 — «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
- 2017 — iPhuck 10
- 2018 — «Тайные виды на гору Фудзи»
- 2020 — «Непобедимое солнце»
Пелевин — самая закрытая и секретная фигура современной русской литературы. Впрочем, тут палка о двух концах: надо понимать, что эту таинственность во многом раздувает сам Пелевин. То есть, собственно говоря, сам Пелевин не делает ничего — просто ничего. Только раз в год выпускает по книжке. Он не дает интервью, в сети висит лишь несколько его старых фотографий — словом, затворник, отшельник. По этой причине его сравнивают с Сэлинджером — хотя другие бы сказали, что их объединяет больше то, что оба мужчины или что оба едят суп.
Тайну, которую своим бездействием в области самопиара создает Пелевин, находит живой отклик в народе. Непривыкшие к такому поведению, мы и окрестили его загадочным. А может, ему просто нечего сказать? Или жизнь у него не особенно интересная?
Интересная или нет, но о ней российским и зарубежным почитателям Пелевина почти ничего не известно. Однако не так давно в свет вышла книжка, которая по непонятным причинам прошла почти незамеченной и сенсацией не стала, — «Пелевин и поколение пустоты» (изд-во «Манн, Иванов и Фербер»). Журналисты Сергей Полотовский и Роман Козак скрупулезно вытащили на свет божий все, что только можно было найти о Пелевине, опросили его друзей, знакомых и даже учителей.
В день рождения автора «Омон Ра», «Чапаев и пустота» и других культовых романов AиФ.ru публикует любопытные факты из жизни Виктора Пелевина, собранные для книги «Пелевин и поколение пустоты».
***
— В 1998 году журнал New Yorker назвал Пелевина в числе лучших молодых (около 35 лет) писателей планеты. О Пелевине там было написано три предложения, в которых он сравнивается со знаменитым американским писателем, сатириком-абсурдистом и ветераном Второй мировой Джозефом Хеллером. А в 2009 популярный портал openspace.ru прозвал Пелевина главным интеллектуалом России.
Статья по темеГолос из пустоты: гид по творчеству Виктора Пелевина</span></p>
***
— Виктор Пелевин не ведет блогов, сайтов и аккаунтов. Сайт www.pelevin.ru представляет из себя одну страницу с изображением недостроенного Дворца советов (с громадным Лениным на макушке) и обращением: «Витя! Когда найдется время, позвони мне, чтобы доделать сайт. А то люди ждут, и ничего не происходит. Мой телефон:
926-18-00.
Тема». Речь идет об Артемии Лебедеве.
***
— Мама Пелевина — директор гастронома № 8 (Пятницкая, 52) Зинаида Ефремова, папа — преподаватель военной кафедры МГТУ им. Баумана Олег Пелевин. В детстве он жил с родителями в крошечной квартирке на Страстном бульваре и ходил в школу в Леонтьевском переулке. Позже отцу по военной линии дали трехкомнатную квартиру в Чертаново, где писатель жил очень долго, а недавно купил еще одну квартиру в том же районе.
***
— После школы поступил в Московский энергетический институт на факультет электрооборудования и автоматизации промышленности и транспорта. Известно, что учился там на отлично и получал стипендию в 45 рэ. Кроме того, писал выделявшиеся по форме и содержанию фантастические рассказы в институтскую стенгазету.
***
— В
80-х
перемещался по Москве, ходил в модной кожаной куртке, читал Кастанеду и изучал дзен-буддизм. Его друг тех времен Сергей Москалев вспоминает в своей книге «Словарь эзотерического сленга»: «Когда в начале
80-х
появилась в Москве уринотерапия, первыми адептами ее стали несколько мистиков. Витя П. очень бравировал тем, что пил свою мочу. Во время одного из вечерних сборищ с застольем он сказал, что не будет пить вина, но, если ему позволят, он тяпнет мочи. Все, естественно, согласились, он принес полстаканчика мочи, пристроил его между угощением, искоса глядя на реакцию окружающих, но вдруг вспомнил, что ему понадобится запить, вышел на кухню за водичкой. Когда он вернулся, то увидел смеющегося NN в окружении восхищенных лиц: оказалось, тот „махнул“ Витину мочу. Витя понял, что акции его крутизны резко упали, и стал капризничать, мол, что же он будет теперь пить и т.д. Тогда NN невинно так говорит: „Хочешь, я тебе своей налью?“». Статья по теме«Любовь к трём цукербринам». Отрывок из нового романа Виктора Пелевина
Впрочем, тот факт, что под Витей П. имеется в виду именно Пелевин, еще надо доказать.
***
— После института и аспирантуры работал над проектом электропривода городского троллейбуса с асинхронным двигателем, а по распределению попал в троллейбусный парк на улице Лесной. В то же время начал писать статьи для журналов.
***
— Первой популярной работой Пелевина стал перевод английской книги «Гадание по рунам» Ральфа Блюма, опубликованный в журнале «Наука и религия» тиражом около миллиона экземляров. Любители гаданий писали в редакцию письма с вопросами и предложениями. А первая художественная публикация — крошечный рассказ «Колдун Игнат и люди», опубликованный в «дырке» в одном из номеров этого журнала за 1989 год.
***
— В 1988 году поступил в Литературный институт на заочное отделение — семинар прозы. Тот самый институт, который недавно признали неэффективным. Бросил спустя три года. Биографы писателя нашли один из отзывов на рассказы Пелевина, которые обсуждались на семинарах его мастера Михаила Лобанова. «Авторские поиски, идущие скорее от отвлеченного философствования, а не от подлинного духовного опыта». Надо сказать, именно из-за отвлеченного философствования сегодня не приемлют Пелевина те читатели, которые не причисляют себя к его поклонникам.
***
— Повесть «Омон Ра», написанная в
1991-м
и вышедшая в
1992-м,
в
1993-м
получила две литературные премии созданного под патронатом Бориса Стругацкого объединения фантастов «Интерпресскон». Статья по темеПелевин, Акунин и Улицкая: чьи книги выбрали посетители «Библионочи»?</span>
***
— В своей книге «Хрониках российской Саньясы» Владислав Лебедько («академик странных академий», психолог, маг, эзотерик) намекает, что именно он стал прототипом образа Чапаева. Кроме того, он вспоминает: «Один раз мы с П-ным нажрались грибов так, что П-н вышел из Васиного дома на четвереньках, укусил грозную собаку овчарку так, что она забилась в будку, потом пошел в другой домик, лег спать и всю ночь толкал кого-то. Потом утром проснулся — он, оказывается, с другой грозной овчаркой спал».
***
— Фраза Чапаева «Вот вам моя командирская зарука» из романа «Чапаев и пустота» ушла в народ как крылатая. Еще одна из самых известных пелевинских цитат: «Антирусский заговор, безусловно, существует — проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России».
***
— Рок-музыкант Сергей Шнуров: «В „Чапаеве“ есть такой х.., который поет жопой. Прочитав Пелевина, я понял, что нужно делать группу „Ленинград“. Через год это и случилось».
***
— Действительно широкую популярность Пелевин получает в
96-м,
когда издается, а потом переиздается «Чапаев и пустота». К концу десятилетия он становится вполне высокооплачиваемым писателем. «В 1999 году Пелевин мог заработать почти 10 тысяч долларов».
***
— По словам критика Татьяны Москвиной, в текст «Поколения П» включены слова, сказанные однажды Борисом Березовским. Их встреча произошла в 1998 году в помещении верхнего буфета Театра имени Моссовета после спектакля «Горе от ума», где Олег Меньшиков, режиссер-постановщик и исполнитель главной роли в этом спектакле, праздновал свой день рождения.
Статья по темеБэтмен, святые и правда о СМИ. 5 книг, которые стоит прочесть
«Березовский был таким же, как на экране телевизора, — маленький, аутичный, кажущийся печальным, ничего не излучающий, — пишет критик Татьяна Москвина. — Он поблагодарил Меньшикова за доставленное сегодня удовольствие. «Я даже не заснул, как обычно, — признался олигарх. — Вы, Олег, уносите нас в прекрасное, фантастическое царство, где мы забываем, насколько мерзка жизнь… — Тут Березовский саркастически и скорбно засмеялся: — Вы даже не представляете, насколько она мерзкая, эта жизнь…».
По словам Москвиной, на встрече присутствовал и Пелевин. «Автор «Чапаева и Пустоты» держал Меньшикова за руки и, почему-то поминутно целуя его то в левую, то в правую щеку, пытался рассказать буддийскую притчу про ад цветных металлов, который предназначен специально для актеров, — вспоминает Москвина . — А Борис Абрамович сказал тост в честь артиста, запомнившийся, кстати, Пелевину, потому что тот вставил кое-что из этого текста в свой роман «Поколение П».
***
— Популярная реклама «Квас не кола, пей „Николу“» растет ногами из романа Пелевина — в «Generation «П» возник слоган «Спрайт — не кола для Николы».
«Слоган „Квас не кола, пей „Николу“!“ навеян произведением «Generation П» Виктора Пелевина, — признавался в интервью газете „Деловой Петербург“ Никита Волков, директор по маркетингу „Деки“. — Мы зарегистрировали наш товарный знак в марте, и все права на него принадлежат нам. Все время хотим поблагодарить Пелевина, но контактов нет“. Производители якобы пытались выйти на Пелевина, чтобы выкупить у него права на слоган, но не достигли успеха. Поэтому решили использовать его на свой страх и риск».
***
— В 1997 году несколько завсегдатаев «Клуба чайной культуры», в число которых входил и Пелевин, отправились в тур по даосским монастырям. синолог Бронислав Виногродский и художник Гермес Зайгот вспоминают эпизод, связанный в запиской, которую как-то утром они обнаружили в одном из монастырей: «Я, Виктор Пелевин, начинаю трехдневный ритрит (обет — В.К.) молчания. Просьба меня не беспокоить. Все вопросы в письменном виде».
***
— Практически во всех пелевинских произведениях в том или ином виде упоминается кокаин.
Статья по темеПротест Пелевина: отрывок из новой книги «Бэтман Аполло»
***
— По словам разных друзей, в «тусовочные» годы в среде любителей эзотерики курили и употребяли все, что только можно было найти, включая грибы (хотя именно кокаин был редок). Есть свидетельства того, как Пелевин интересовался таблетками экстази и использовал другие наркотики. Но сейчас, говорит Зайгот, «он ничего не употребляет, катается на велосипеде и ведет очень здоровый образ жизни, занимается тай-чи. Прется на чае».
***
— Легенда гласит, что, перейдя из издательства «Вагриус» в «Эксмо», Пелевин запросил миллион долларов авансом в обмен на обязательство каждый год выдавать по книге, и очень высокие роялти — один доллар с каждой отпечатанной книги.
***
— По словам Гермеса Зайгота, у Пелевина есть «одно пространство — квартира в Чертанове под квартирой его мамы, так там одна комната — это жесткая лежанка, маленький столик с Playstation и громадный телевизор; абсолютно белые стены и зеркальный шкаф, в котором десять одинаковых черных костюмов.
***
— Громкий скандал в 2006 году, когда за месяц до публикации романа «Empire V» черновой текст книги попал в интернет, до сих пор не раскрыт — был это пиар-ход или правда. Было заведено уголовное дело, злоумышленник, выложивший рукопись в сеть, был найден, но не был привлечен к ответственности за недостаточностью улик.
***
— По выходу фильма «Generation P» Пелевин написал режиссеру отзыв: «Фильм мне нравится». В написании сценария и съемках не участвовал никак.
***
— «Когда я о нем тогда писал, мне Глеб Успенский дал его домашний номер (мобильные были еще не в ходу), — вспоминает Алексей Беляков. — Звоню: „Алло, здравствуйте!“. Отвечает глухой мужской голос: „Ты звонил. Ты звонил-звонил-звонил. Звонил…“ и так монотонно бормочет несколько минут, словно находясь в иной реальности. Я понял, что контакт невозможен, и повесил трубку. Больше по этому номеру уже никто не отвечал.
Впрочем, нельзя исключать и того, что Беляков просто ошибся номером».
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Используемые источники:
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-viktor-pelevin.html
- https://24smi.org/celebrity/457-viktor-pelevin.html
- https://aif.ru/culture/person/38250