«Сумасшедший на свободе». 5 случаев из жизни Сергея Параджанова

В этом году исполнится тридцать лет, как не стало выдающегося кинорежиссера, художника и большого выдумщика Сергея Параджанова.

Сергей Параджанов. Фото из открытых источников.

Человек он был удивительный. И даже, если бы он как художник (в широком смысле слова) не создал ничего выдающегося, не только на Кавказе еще долго будут ходить о нем легенды. Кстати, некоторые из них Параджанов создавал сам, на другие провоцировал своим образом жизни. Одна из них такая.

Приехал как-то к Сергею Параджанову Андрей Тарковский, и первое, что он увидел, была привязанная к батарее маленькая лошадка, пони, как потом выяснилось, взятая хозяином дома напрокат в цирке. И это на шестом этаже! Пол засыпан опилками. Тарковский решает: в квартире – ремонт. Но! У стола стоит Параджанов и, не глядя, наливает в изящный бокал красное вино. Вино льется на ажурную скатерть. Параджанов этого будто бы не замечает. Взгляд его устремлен к двери, где топчется растерявшийся Тарковский.

— Сергей, у вас вино переливается через край, — наконец приходя в себя, говорит он.

— Когда к тебе в гости приходит сам Тарковский, еще не то может произойти!

Как потом говорили знающие люди: сцена от начала до конца была срежиссирована Параджановым. Она — словно кадр из его кинофильма.

Да, конечно, Сергей Параджанов был большой чудак, но, главное, он был великий режиссер. Его картина «Тени забытых предков» завоевала 28 призов на международных фестивалях. К началу 70-х годов прошлого века он был знаменитостью мирового уровня. В связи с этим – еще одна история.

Когда Параджанова посадили по обвинению в изнасиловании… мужчины, великие Тонино Гуэрра и Микеланджело Антониони, приехав в Москву, просили председателя Госкино Ермаша передать собранные итальянскими кинематографистами 40 тысяч долларов в соответствующие органы:

— Пусть в камере Сергея будет и холодильник и телевизор.

Филипп Тимофеевич – надо отдать ему должное — деньги не взял:

— В наших тюрьмах условия для всех одинаковы!

Впрочем, может быть, этого и не было. Может, это еще одна из легенд о Параджанове?

Пятнадцать лет назад, если не ошибаюсь, в июне 2005 года в Российском этнографическом музее была развернута выставка, знакомившая петербуржцев с Параджановым-художником. Называлась выставка: «Моя ворожба не напрасна». В экспозиции были представлены экспонаты из собрания ереванского Музея Сергея Параджанова: рисунки и коллажи, выполненные Сергеем Иосифовичем в том числе и в заключении, эскизы к фильмам, набор дамских шляпок «Памяти несыгранных ролей Нато Вашнадзе», куклы «Лиля Брик», «Автопортрет». Кстати, один из представленных коллажей был подарен музею Людмилой Путиной, тогда еще женой президента России.

Накануне открытия выставки мне удалось побеседовать с директором музея Сергея Параджанова — Завен Саркисян увлеченно рассказал о своем друге. Предлагаю вашему вниманию рассказ его в виде монолога.

Завен Саркисян, директор музея Сергея Параджанова. Фото из открытых источников

Решение о создании музея принял ЦК компартии

Музей был открыт в 1991-м году, а основан фактически в 1988-м. Инициаторами его создания были сам Сергей и я. Параджанов попросил:

— Все, что я сделал, перевези из Тбилиси в Армению.

Я предложил:

— Сергей Иосифович, давайте там сделаем вашу выставку.

Мы сделали выставку, которая пользовалась ошеломляющим успехом. Тогда у меня появилось моральное право обратиться к высшему партийному руководству республики. Благодаря секретарю ЦК компартии Армении Карену Серобовичу Демирчяну, правительство буквально в одни день приняло решение: построить Параджанову двухэтажный дом и создать в нем музей. При жизни! Совмин выделил 40 тысяч рублей на закупку экспонатов. Узнав об этом, я сказал партаппаратчикам:

— Сергей готов все, что у него есть, подарить музею. Но человек всю жизнь нуждался в деньгах, не правильнее ли будет эти деньги отдать ему?

Так и сделали.

В Ереване Сергей Иосифович жил когда в гостинице, когда у друзей, он часто приходил к строящемуся дому, но поселиться в нем

была не судьба. Рак! Медицина оказалась бессильна.

«Три дня г… не видел!»

Познакомились мы с Параджановым в 78-м году. Это могло произойти и раньше — у нас были общие знакомые. Но я занимался поп-музыкой, у меня было свое дело. Я, конечно же, много о нем слышал, следил за его творчеством, переживал, когда Параджанов оказался за решеткой. Мы встречались во время его приездов в Ереван. Иногда с друзьями ездил к нему в Тбилиси. Постепенно сблизились, подружились.

Познакомиться с Параджановым — труда не составляло. Люди запросто подходили к нему, здоровались, называли себя, вот и все. Параджанова знали тысячи людей. Он был как магнит. По городу прокатывался слух, что приехал Параджанов, и люди — знакомые, не знакомые — шли, чтобы его увидеть, поприветствовать, понаблюдать за ним со стороны. В гостиницу шли — как в театр! Стояли и ждали, когда Параджанов выйдет из номера, пройдет мимо. Я не раз видел огромное количество людей, выстроившихся вдоль всего длинного гостиничного коридора.

У Параджанова было потрясающее чувство юмора. А какой он был рассказчик! Помню, вернулся Сергей из Америки в Тбилиси. Я тогда целый день провел с ним. Он сразу начал делиться впечатлениями о поездке, рассказывал подробно, в деталях.

— Слушай, — говорит, — там такие туалеты! Не успеваешь до конца дела свои сделать, все уносит вода! Невероятно!

Это всего лишь маленький фрагмент его рассказа.

В тот день мы не расставались. И где бы ни появлялись, Сергея спрашивали:

— Ну как там Америка?

Параджанов рассказывал, рассказывал, но ему надоело повторять одно и то же, и он постепенно начал сжимать свой рассказ. Рассказ получался все короче и короче по времени, но более плотный по содержанию. Вечером идем по студии «Грузия-Фильм», и кто-то кричит:

— Серго! Ну как там Америка?

— Потрясающе! — говорит: — Три дня г… не видел!

Сергей Параджанов. Фото из открытых источников

«Не получится из Джигарханяна отец!»

Его фильмы сделаны по такому же принципу. Параджанов был убежден, что эпизод не надо снимать в развитии: начало, середина, конец; какие-то части можно опускать, и суть от этого не пострадает.

В кино для Параджанова очень важен был типаж. В его картинах многие роли исполняли не актеры. Он избегал работы с примелькавшимися лицами. В «Исповеди» в роли отца Сергей очень хотел снимать Армена Джигарханяна. Но подумал, подумал и — отказался:

— Не получится из Джигарханяна отец! Он уже столько ролей сыграл! Все равно люди на него будут смотреть как на Джигарханяна!

Исключение сделал для Софико Чиаурели! Она идеально совпадала с образом матери.

А как он снимал фильмы! Это интересно уже само по себе — как он работал на площадке. Становился рядом с оператором за камерой и актеру говорил:

— Все, что я буду делать — повторяй!

Актеры часто не понимали, что от них требуется.

Есть у Сергея в одной из его картин кадр: много людей двигается одновременно, но все в разном ритме. Человек играет на барабане, но ритм выбивает в два раза быстрее, чем двигаются люди. Я потом спрашивал актера, игравшего барабанщика:

— Ты понимал, что делаешь?

— Что тогда можно было понять! — ответил он. — Бред какой-то! А сейчас, когда смотрю картину, понять не могу: как такую гениальную сцену можно придумать и снять?!

Сергей очень пластичный человек был. И если актер не мог повторить то, что делал Параджанов, он упрощал задачу. А вот по поводу того, что некоторые зрители жаловались, что ничего не понимают в его кинокартинах, говорил:

— Художник не может опускаться до уровня зрителя. Зритель должен сделать шаг вперед или подняться до уровня художника.

Сергей Параджанов. Фото из открытых источников

«А Шишкин не такой уж плохой художник был!»

Какие-то вещи Параджанов делал интуитивно, а потом оказывалось, что так оно и было или могло быть. Стопроцентное попадание получалось. Несколько лет назад из Колумбии в Армению приехал кинематографист, считающий себя учеником Параджанова. Он изучает его творчество. В альбоме «Западная Армения» он увидел фотографию: дети поют в церковном хоре. Один к одному кадр из картины Параджанова!

— А! Теперь, понятно, откуда он взял эту сцену! — обрадовался колумбиец.

— Нет, — говорю, — Сергей Иосифович не мог видеть этот снимок. Потому что книга издана в Париже в 95-м году, через 5 лет после его смерти.

Художник Давид Боровский рассказывал. Встретились они с Параджановым, когда Давид Львович в Театре на Таганке работал над спектаклем «А зори здесь тихие».

— Что новенького? — спрашивает Сергей.

— Да вот пьесу какую-то странную ставим. Не могу найти сценическое решение.

— Ну-ка, расскажи, что там и как.

— Во время войны в глубоком тылу женский батальон… — начал Давид. Выслушал его Параджанов, взял спичечный коробок, положил плашмя и говорит:

— Действие будет в кузове грузовика проходить.

Все гениальное просто!

Навещали мы Параджанова в Боржоми в больнице после операции. Заходим в палату. Лежит, куда-то мимо нас смотрит. И вдруг ни с того ни с сего заявляет:

— А Шишкин не такой уж плохой художник был!

Что такое? Какой Шишкин!? Оглядываемся машинально. А сзади нас — зеркало. В нем отражается кусок соснового леса. Ну, совсем как на картине Шишкина.

«Смотрел ваше «Преступление» как наказание»

Параджанов своим творчеством откликался на многие происходящие в мире события. Откуда он всё про всё знал? Телевизор не смотрел, книг, газет не читал. По крайней мере, никто его за чтением не видел. Может, в тюрьме читал? Но дома у него книг не было. Один корреспондент попытался оспорить этот факт:

— Я у вас дома книгу увидел!

Молниеносная реакция Сергея:

— Это кто-то забыл.

Не из космоса же он черпал информацию. Что-то, конечно, узнавал от людей. Мог вцепиться в человека и не отстать, пока не выспросит все, что его интересует. Мог всучить кому-то томик Шекспира, посадить напротив себя:

— А ну-ка прочти мне.

Помню, я ему одну статью читал. Он очень смешно всё комментировал.

Очень острый на язык был человек. Один режиссер возглавлял Союз кинематографистов – не будем называть его фамилии. Все киношники старались дружить с ним. От него во многом зависели и поездки на фестивали, и путевки в санатории. Посмотрел Параджанов фильм этого режиссера — «Преступление и наказание» называется. И дает телеграмму на «Мосфильм». Мог бы и по домашнему адресу послать. Нет, на «Мосфильм»! Вся студия текст телеграммы будет знать. «Мосфильм». Такому-то. Смотрел ваше «Преступление» как наказание».

Вкус у Параджанова отменный был! Вся студия у него спрашивала: плохой или хороший тот или иной фильм, стоит ли его смотреть. Если скажет Сергей Иосифович «хороший», значит, хороший. Иди и смотри. Если говорил: «г…!», значит, чего время зря терять. Всегда был искренен. Его украинские друзья скульпторы Грицюк и Сенкевич попросили:

— Сережа, на конкурсе памятников «Бабий Яр» есть и наш проект. Приди, поддержи.

Пришел, посмотрел. Началось обсуждение. Грицюк с Сенкевичем просят:

— Дайте Сереже слово!

Параджанов всех ругает, и их проект тоже. Обиделись они, после упрекают:

— Сережа, мы тебя зачем пригласили? А ты говоришь: на ушную раковину похоже!

— А разве не похоже?!..

Сергей Параджанов на съемках. Фото из открытых источников

«Мы коммунистов на словах имели…»

Независимый был! Это не нравилось властям. Ему открыто говорили:

— Ты все равно у нас сядешь! Какая разница за что.

На него пытались повесить торговлю антиквариатом, иконами, дачу взятки. Наконец, придумали, что он изнасиловал мужчину. Сергей ни в чем не был уличен. И Воробьев этот, якобы пострадавший, не жаловался, заявлений не писал. Они его сами где-то нашли, напугали, пригрозили. А Параджанову сказали:

— Ну какая тебе разница, признайся — год условно дадут. Освободят прямо в зала суда.

Воробьев был на голову выше Параджанова. В зале суда все смеялись: как такого можно было изнасиловать? Очевидцы рассказывали: судили Сергея в светлый солнечный день, а когда судья поднялся, чтобы огласить приговор, вдруг резко потемнело, откуда-то на небе появились черные тучи, загремел гром. «Пять лет строго режима!» Следователь Макашов как услышал, говорит:

— Ну за пять-то лет мы тебя уничтожим!

Мужеложство – плохая статья. Не любят таких на зоне. Но к Сергею зэки нормально относились. Шутили:

— Мы коммунистов на словах имели, а ты на деле!

Воробьев был членом КПСС.

«Параджанов и в тюрьме работал!»

Музей Сергея Параджанова — самый посещаемый музей в Ереване. Он работал все тяжелые для Армении годы. Даже тогда, когда не было ни тепла, ни света. Чтобы люди понимали: в мире есть и другие ценности, не только деньги. Я помню, как некоторые посетители, уходя, говорили:

— Параджанов и в тюрьме работал! Теперь мы тоже знаем, как дальше жить.

Сергей Параджанов. Фото из открытых источников

В тюрьме, когда у него не было бумаги, Параджанов рисовал на полях газет. В основном, рисовал любимые образы или дорогих ему людей, но попадались и случайные персонажи, и мифические. Тут и Адам с Евой, и Дон Кихот, и Виктор Шкловский, и Шамиль. Рисунки крохотные. Чуть больше почтовой марки. «Эти рисунки хоть и очень маленькие, но вложил я в них очень много», — писал Сергей в письме из тюрьмы.

Параджанов почему-то думал, что он умрет в тюрьме. Взял и изобразил себя в гробу на фоне горы Арарат, его оплакивает Католикос всех армян. Картину назвал «Оплакивание кинорежиссера». В тюрьме сделал коллаж «Плачущая Джоконда». Из «Огонька» вырезал репродукцию, и сделал так, что Джоконда слезу смахивает. Написал: «Если я умру, Джоконда будет меня оплакивать» и послал на волю.

В последний год жизни он 12 Джоконд сделал! Серию назвал «Несколько эпизодов из жизни Джоконды». Одной придал облик Данте, другую поместил в ад. Если повнимательнее присмотреться, можно видеть, что каждому обитателю ада мужского пола он приделал детородный орган. Хулиганил… «А почему нет?» — подумал, когда однажды в тюрьме увидел Джоконду, которая не только улыбалась, но и подмигивала и даже плакала. Она была выколота на спине у зэка.

В Винницком лагере, когда работал на погрузке-разгрузке сахарного песка, Параджанов из обрывков мешковины сделал куклу-портрет Лили Брик. Потом только оборкой парчовой платье украсил.

Среди его работ были и такие, за которые запросто могли посадить. Например, «Троица». В коллаже их две. Та, которую почитают христиане. И — на ее фоне – коммунистическая «троица — Ленин, Сталин, Троцкий. «Тройка». «Тройки» миллионы людей расстреляли без суда и следствия.

На зоне, в карцере, на алюминиевых крышках от бутылок из-под кефира, найденных на помойке возле туберкулезного барака, Сергей Параджанов ногтем вытеснил портреты великих мира сего – Ришелье, Рылеева, еще кого-то. Лет через десять один из этих «талеров», как их называл Параджанов, попал в руки Федерико Феллини, и тот велел отлить по «образу и подобию» серебряную медаль для награждения на фестивале в Римини.

Автор текста — Владимир Желтов

09.01.2014 18:1718046Сюжет Легендарные актеры и режиссеры киноСергей Параджанов. 1989 год. © / Фото: Валерий Плотников. / РИА Новости

Режиссёра Сергея Параджанова всегда называли эпатажным и ждали от него каких-то выходок. И он вовсю «чудил» — например, для съёмок фильма «Тени забытых предков» выкрасил скалы под Косовом (Украина) синькой. По мнению режиссера, такой пейзаж смотрелся намного интереснее оригинала, да и с зелёной листвой камни красиво контрастировали. Закончив работу, съёмочная группа уехала, а скалы ещё много лет оставались синими.

Сергей Параджанов родился 9 января 1924 года. Жизнь режиссёра и сценариста не была сплошным праздником — артист провёл пять лет в заключении. Причиной послужило обвинение в мужеложестве, хотя это и шокировало многих его близких, ведь артист был женат. А ещё он не раз провоцировал власть — например, когда под его окнами шли майские демонстрации, артист выходил на балкон и начинал манерно выбивать пыль из ковра над головами демонстрантов.

Кинорежиссёр и сценарист Сергей Параджанов, 1965 год. Фото: РИА Новости/А.Экекян

АиФ.ru предлагает вспомнить несколько случаев (от комичных до трагичных) из жизни Параджанова — человека, которого даже его семья называла «сумасшедшим на свободе».

По гостям — на лифте

Как-то в свой День рождения режиссер ходил по киевским улицам и приглашал всех встречных знакомых к себе домой. Они и пришли — почти сто человек. Конечно, в квартиру все не вместились, но именинник нашёл выход в своём стиле. Он расстелил на лестнице во всём доме ковры — с первого до пятого этажа, и рассадил гостей на них. Также знакомым вручили старинные столовые приборы и хрустальные бокалы (отец Параджанова был состоятельным тифлисским антикваром). Так День рождения и прошёл: именинник ездил на лифте между этажами, произнося тосты, а гости пили за его здоровье, сидя на лестнице.

Ведущий артист Камерного музыкального еврейского театра Яков Явно (второй слева) в гостях у Сергея Параджанова, 1986 год. Фото: РИА Новости/Юрченко

Трагическая любовь

В студенческие годы Параджанов женился на девушке-татарке (но родом из Молдавии) по имени Нигяр. Она вышла замуж без ведома родственников, а когда те узнали о свадьбе, потребовали от Параджанова крупный калым — по всем традициям. Студент обратился за помощью к отцу — умолял одолжить нужную сумму, но тот отказал. А все из-за того, что сын не захотел продолжить семейное дело и предпочёл кинематограф антиквариату. Тогда семья приказала Нигяр бросить мужа и вернуться на родину. Девушка отказалась. И родные просто сбросили её, опозорившую семью, под электричку — так погибла первая жена Параджанова.

На съёмках художественного кинофильма «Саят-Нова». Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны — Софико Чиаурели, 1968 год. Фото: РИА Новости/А. Кочар

В память о Нигяр режиссёр нередко обращался к молдавской тематике в своих лентах — особенно, в первых.

«Талеры Параджанова», медаль Феллини и другие «подарки с зоны»

В тюремные годы артист не переставал что-то изобретать. Как-то к 8 марта он отправил Лиле Брик (ей тогда было под 80) букет, который смастерил из колючей проволоки и своих носков. Брик поставила «букет» в вазу, которую ей подарил Маяковский — правда, «аромат» у такого сюрприза был совсем не цветочный. Кстати, вызволить его из заключения помогла именно Лиля Брик — пригодились её связи во Франции.

Скульптура работы Сергея Параджанова из экспозиции Музея режиссёра в Ереване. Фото: РИА Новости/Сергей Субботин

Иногда на тюремном дворе выдумщик находил и настоящие цветы, выброшенные кем-то. Из них он делал гербарии и отправлял своим друзьям. А из крышек от молочных бутылок артист «чеканил» «талеры Параджанова». Для этого он придумал свой способ гравировки фольги гвоздём и наносил на них изображения Пушкина, Гоголя и Петра I. Говорят, пару таких поделок даже отправляли на психиатрическую экспертизу, но ответ в тюрьму пришёл короткий: «Талантливый, очень». Спустя годы один «талер» попался Федерико Феллини — гениальный итальянец оценил изобретательность Параджанова и отлил из медальона серебряную медаль. Ею награждают победителей фестиваля в Римини.

Платок на двоих

В книге «Параджанов. Цена вечного праздника» Василий Катанян (кинорежиссёр, сын Василия Абгаровича Катаняна — мужа Лили Брик) вспоминает такой случай.

«…Вот мы идём втроём по Подолу: Серёжа, моя московская приятельница Светлана и я. На Светлане нарядный французский платок. Серёже очень понравился и цвет его, и рисунок, тогда такие вещи были в новинку.

— Ну, если вам так нравится мой платок, я могу им поделиться с вашей женой.

— Каким образом?

— Придём домой, разрежем его по диагонали, и получатся две треугольные косынки, платок ведь большой.

— Вы серьёзно говорите?

— Абсолютно.

Чего тут ждать, пока придём домой? Серёжа тут же остановился у раскрытого окна, за которым у плиты хозяйничала толстая распаренная тётка:

— Мадам, у вас есть ножницы?

— Чего?

— Я разве тихо говорю?

Женщина протянула ему ножницы, как будто так и надо. Серёжа снял со Светланы платок, с нашей помощью разрезал его на две половины, бережно сложил свою косынку, отдал ножницы, и мы пошли дальше как ни в чём не бывало».

Статья по темеВладимир Высоцкий. Несыгранные роли

Звезда для Высоцкого

Сергей Параджанов был в дружеских отношениях с Владимиром Высоцким. Как-то певец приехал навестить приятеля, и тот увидел на шее Высоцкого «николаевский» рубль на толстой серебряной цепи. Увидев такое незатейливое украшение, Параджанов развёл руками и направился к своему буфету. Оттуда он достал красивую звезду ручной работы, отделанную малахитом и бриллиантами. «Уж и не помню, откуда это у меня, но я думаю, что звезда заняла свое достойное место», — сказал Параджанов и повесил драгоценность на шею Высоцкому вместо старого рубля. Оказалось, эта звезда — одна из высших наград Османской империи.

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Биография

Советский режиссер – так во всех официальных биографиях представлен Сергей Параджанов. Парадоксально, но, существуя в советской эпохе, он никогда не принадлежал к ней по своему убеждению, всегда отрицал, отторгал, критиковал такие уродливые проявления строя, как цензура, репрессии, судебные преследования.

Режиссер Сергей Параджанов

Оттого и искал всегда ту свободу, что так упоенно рисовал в своих фильмах: «Цвет граната», «Тени забытых предков», «Ашик-Кериб» и др. Фильмы Параджанова действительно словно нарисованы истинным художником: колоритные, самобытные, покрытые гениальной личностью мастера.

Детство и юность

Сергей (Саркис) Параджанов родился 9 января 1924 года в Тбилиси. Мальчик стал долгожданным сыном после дочерей Анны и Рузанны в армянской семье антиквара Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой. От отца Сергей унаследовал любовь к красоте и изяществу, художественный талант, от матери – артистизм и энергетику, страсть к театрализованности.

Сергей Параджанов в детстве

Детство Сергея прошло в атмосфере, напоминающей музейный антураж и лавку старьевщика одновременно. Повсюду дорогие статуэтки, старая утварь, ковры, картины и фотографии — все это режиссер сохранит в своем быту на долгие годы. Не зря современники шутили, что Параджанов «живет внутри натюрморта».

С 1932 по 1942 годы мальчик обучался в русской школе. Учился не блестяще, но некоторые предметы понимал и любил. Интересовался естествознанием и историей, а врожденные таланты тянули к музыке, рисованию и литературе. Особенно потрясли юношу «Ашик-Гариб» и «Демон» Михаила Лермонтова, «Бахчисарайский фонтан» Александра Сергеевича Пушкина.

Сергей Параджанов в молодости

По окончании школы, в 1942 году, поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Но быстро понял, что выбрал профессию не по душе. Юношу тянуло к творчеству, он сдал документы в Тбилисскую консерваторию на вокальное отделение и в хореографическое училище при Оперном театре. Поступил в оба и умудрялся учиться в двух заведениях.

В 1945 году, после войны, перевелся из Тбилисской консерватории в Московскую, стал студентом прославленного педагога Нины Дорлиак. Творческая жизнь столицы познакомила парня с кинематографом. Завороженный этим видом искусства, Параджанов оставил консерваторию и поступил во ВГИК на режиссуру. Наставником Сергея стал известный режиссер и педагог Игорь Савченко, а после смерти последнего — Александр Довженко.

Фильмы и творчество

В 1951 году Сергей с отличием окончил ВГИК и уехал в Киев, где уже ранее начал работу на киностудии им. Довженко в качестве ассистента режиссера. Здесь он создает первые картины своей фильмографии: молдавскую сказку «Андриеш» (1954), социальную драму «Первый парень» (1958), мелодрамы «Украинская рапсодия» (1961) и «Цветок на камне» (1962).

Режиссер Сергей Параджанов

Однако ни одной из этих работ мастер не доволен в полной мере. Сюжетность, идейность и рамки всепоглощающего реализма не давали режиссеру живописать собственную картину мира. Параджанов «прозрел» после фильмов Андрея Тарковского.

«Теперь я знаю, как снимать кино».

Так воскликнул он после премьеры «Иванова детства», осознав, наконец, что пленку можно, по сути, превратить в полотно художника.

В 1964 году режиссер снял картину «Тени забытых предков» по произведению Михаила Коцюбинского. В основу сюжета легла гуцульская история, перекликающаяся с отношениями Ромео и Джульетты, в фильме это Иван и Маричка – юные представители враждебных кланов, влюбленные друг в друга. Любовная драма разворачивается на фоне колоритной этнографической пестроты гуцульского народа (жители Карпат).

Фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков»

Неординарный художественный вкус, помноженный на безграничную фантазию режиссера, позволил создать без преувеличения киношедевр. И это признали не только мэтры отечественного кино, поставившие «Тени…» в один ряд с такой «нетленкой», как «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Летят журавли» Михаила Калатозова.

Телеграммы со словами восхищения и поздравлений слали мастеру Микеланджело Антониони, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Акира Куросава. Фильм получил 28 призов в 21 стране. В их числе награды на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, премия Британской академии, при¬зы на фестивалях в Риме, Мар-дель-Плате, Салониках и др.

Сергей Параджанов на съемочной площадке

Успех вдохновляет режиссера на ленту «Киевские фрески», но оригинальная задумка – отказ от всех ограничений в кадре и даже от актерских диалогов – пришлась не по нраву чиновникам. Они обвинили Параджанова в «мистическо-субъективном» отношении к искусству. Понимая, что в Украине ему не дадут работать, Параджанов оставляет неоконченную картину и уезжает в Ереван.

Здесь режиссер работает над фильмом об армянском поэте XVIII века Саят-Нове. В одноименной картине перед глазами зрителя проходят 3 жизненных этапа поэта – детские годы, юность и зрелость. В фильме нет диалогов героев и закадрового монолога. Вся ценность картины исключительно в богатстве и самобытности изображения.

Фильм Сергея Параджанова «Цвет граната»

Судьба картины оказалась непростой: сначала ее производство было одобрено худсоветом, но после окончания съемок, когда Параджанов уже был замечен в ряде антигосударственных выпадов, комиссия «вдруг» усмотрела в ленте «грубое искажение образа поэта и чрезмерное проявление мистицизма». Ее вернули на доработку, которую совершал уже не Параджанов. В итоге фильм вышел в прокат ограниченным тиражом и под другим названием — «Цвет граната». Но он все равно считается одним из ярчайших образцов творчества мастера.

После истории с «Саят-Новой» режиссер вернулся в Киев в 1969 году, где в силу запрета на съемки начал писать сценарии (к фильмам «Давид Сасунский», «Демон», «Икар» и др.), но вскоре попал в серьезную опалу после публичной критики партийного руководства и осуждения цензуры в 1971 году.

Сергей Параджанов

Последствия не замедлили сказаться: в 1972 году были остановлены съемки его картины «Интермеццо», год спустя мэтр попал под следствие, а вскоре был осужден. В жизни режиссера было 2 срока заключения, после которых отношение к его творчеству пересмотрели, и последнее десятилетие своей жизни Сергей Иосифович мог работать, не оглядываясь на цензуру, и наслаждаться мировым признанием своего творчества.

В 1983-м режиссер начал работу над лентой «Легенда о Сурамской крепости». Фильм-легенда о молодом горце, снятый в тандеме с Давидом Абашидзе, получил несколько кинонаград. Провозглашенная в 1985 году перестройка дала творческой интеллигенции больше свободы, чем воспользовались друзья Параджанова, чтобы организовать его выставку живописи, которая с успехом прошла в Москве и Ереване.

Марчелло Мастроянни в гостях у Сергея Параджанова

После картины «Арабески на тему Пиросмани» режиссер берется за фильм «Ашик-Кериб» по одноименному произведению Лермонтова. Эта лента, посвященная памяти Андрея Тарковского, получила приз на Роттердамском и Стамбульском кинофестивалях, была показана на фестивале в Венеции. Мэтр побывал во многих городах США и Европы, познакомился с Марчелло Мастроянни, Ивом Сен-Лораном и другими выдающими современниками. Многие из них посещали его гостеприимный дом в Тбилиси.

В 1989 году Параджанов приступил к съемкам автобиографичного фильма «Исповедь», который так и не был закончен в связи с безвременной смертью режиссера.

Суд и заключение

Еще в молодости Параджанов выступал в поддержку творческой интеллигенции, преследуемой за прогрессивные идеи. В 1965 году поддержал диссидентов-шестидесятников, за что не был выпущен за границу. В 1968-м выступил против цензуры фильма «Андрей Рублев», подписал «Письмо-протест 139» против политических судебных процессов в Украине.

Донесение КГБ о фильме Сергея Параджанова

Словом, опальный режиссер давно был «на крючке» у КГБ, и в 1973 году, после очередной крамольной речи, Параджанова в спешном порядке арестовали, предъявив «обвинения в мужеложестве и организации притона». По свидетельству очевидцев, дело было наспех состряпано на основе анонимного доноса. Вскоре появился и первый свидетель, обвинивший Параджанова в изнасиловании.

Сам режиссер не отрицал на суде свою бисексуальность, но факт насилия не подтверждал. В итоге Киевский областной суд приговорил Сергея Иосифовича к 5 годам лишения свободы. Годы заключения в тюрьме Параджанов вспоминал как страшное испытание, в котором было все: и побои, и голод, и унижение, и попытка суицида.

Арестованный Сергей Параджанов

Спасало одно – творчество. Художник находил способ самовыражения даже в этой холодной железной клетке: Параджанов мастерил «монеты» из кефирных крышечек, рисовал, шил из мешковины, делал коллажи. На 8 марта своей приятельнице, вдове Владимира МаяковскогоЛиле Брик, Параджанов смастерил «букет» из проволоки и остатков носков.

Лиля Юрьевна развернула широкую кампанию по освобождению Параджанова, которую поддержали его коллеги со всего мира – Феллини, Тарковский, Годар, Росселини, Бертолуччи и еще десяток легендарных мастеров искусства подписали прошение к советскому правительству. Но оно так и осталось без ответа.

Сергей Параджанов и Лиля Брик

Параджанов вышел, отсидев 4 года. Считается, что спасло его вмешательство французского литератора Луи Арагона, который лично попросил Л. И. Брежнева отпустить режиссера, вняв просьбе своей супруги Эльзы Триоле, родной сестры Лили Брик.

Выйдя из заключения в 1977 году, Сергей Иосифович поселился в Тбилиси, посещать Москву, Ереван, Киев ему было запрещено. Но он все же поехал в столицу на спектакль Юрия Любимова «Владимир Высоцкий» в октябре 1981 года, где снова, не удержавшись, выступил с критикой в адрес правительства.

Сергей Параджанов и Владимир Высоцкий

Новое дело, сфабрикованное против Параджанова, основали на факте взятки должностному лицу. В феврале 1982 года мэтра вновь поместили в грузинскую тюрьму. На этот раз арест вызвал большой резонанс, и после обширной кампании по освобождению режиссера тот вышел на свободу спустя 9 месяцев. Ряд источников утверждает, что перед самим Э. А. Шеварнадзе ходатайствовала поэтесса Белла Ахмадулина.

Личная жизнь

В первый раз Параджанов женился еще во ВГИКе, в 1951 году, по большой любви. Избранницей режиссера стала татарская девушка Нигяр родом из Молдавии. Но эта история закончилась трагически: родственники Нигяр, узнав, что она вышла замуж против их воли, потребовали заплатить выкуп. Параджанов надеялся, что отец поможет, дав денег. Но тот отказал, так как сын не стал продолжать семейное дело. Отказавшуюся бросить мужа и ехать в отчий дом Нигяр братья столкнули под электричку.

Сергей Параджанов и его жена Светлана Щербатюк

Потрясенный Параджанов только в 1955 году решился на серьезные отношения. Женой Сергея Иосифовича стала 17-летняя дочь дипломата Светлана Щербатюк. В 1958-м у супругов родился сын Сурен, впоследствии поступивший в архитектурный институт. Жить с «талантливым безумцем», как многие друзья называли Параджанова, было невероятно сложно. Не смогла и Светлана, в 1961 году супруги развелись, но всю жизнь поддерживали хорошие отношения.

О личной жизни эпатажного режиссера ходило много слухов. И все они, зная личность великого мистификатора, могли быть как правдой, так и ложью.

Смерть

В 1989 году у Сергея Параджанова обнаружили рак легких. Операция в Москве прошла неудачно, метастазы вернулись. В мае Сергей Иосифович ездил в Париж на лечение, но было уже слишком поздно.

Памятник на могиле Сергея Параджанова

Он скончался в день приезда в Ереван – 20 июля 1990 года. Похоронен мэтр на ереванском кладбище – Пантеон парка имени Комитаса.

Фильмография

  • 1954 – «Андриеш»
  • 1958 – «Первый парень»
  • 1961 – «Украинская рапсодия»
  • 1962 – «Цветок на камне»
  • 1964 – «Тени забытых предков»
  • 1968 – «Цвет граната»
  • 1984 – «Легенда о Сурамской крепости»
  • 1988 – «Ашик-Кериб»

Сергей Параджанов: жизнь и творчество

Сергей Иосифович (Саргис Овсепович) Параджанов родился вТбилиси 9 января 1924 г. в армянской семье Иосифа (Овсепа) Параджанова и Сиран Бежановой. В 1932—1942 гг. учился в средней школе № 42, а затем работал на фабрике «Советская игрушка».

В 1942 году поступил в Тбилисский институт железнодорожного транспорта (на строительный факультет), но вскоре оставил институт и поступил в Тбилисскую консерваторию, где и учился до 1945 года (класс скрипки и вокала), в это же время брал уроки танца при Тбилисском оперном театре им. Захария Палиашвили, в составе концертной группы обслуживал военные госпитали.

Дипломной работой Параджанова стал фильм «Московская сказка».

После окончания Института кинематографии направлен в Киев. Первой его работой стала должность ассистента режиссёра на фильме «Максимка» (режиссёр Владимир Браун).

Дебютом Параджанова в полнометражном художественном кино стал фильм «Андриеш» (1955), снятый на Киевской студии вместе с Яковым Базеляном, где он повторил сюжет дипломной работы.

Параджанов снимает ряд документальных и научно-популярных картин — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».

В 1955 году он женился на киевлянке Светлане Щербатюк, дочери дипломата. В 1958 году у них родился сын Сурен. Брак распался в 1962 году, но Параджанов поддерживал регулярное общение с семьёй.

В 1959 году снял художественный фильм «Первый парень».

Известность Сергею Параджанову принес снятый в 1964 г. фильм «Тени забытых предков». Оригинальное название: Тіні забутих предків

Сергей Параджанов: жизнь и творчество

Режиссер: Сергей Параджанов

Сценаристы: Сергей Параджанов, Иван Чендей

Оператор: Юрий Ильенко

Композитор: Мирослав Скорик

Художники: Михаил Раковский, Георгий Якутович

Страна: СССР

Производство: к/ст им. А.Довженко

Год: 1964

Премьера: 18 октября 1965

Актеры: Иван Миколайчук, Игорь Дзюра, Лариса Кадочникова, Татьяна Бестаева, Валентина Глинько, Спартак Багашвили, Николай Гринько,Леонид Енгибаров, Нина Алисова, Александр Гай, Неонила Гнеповская,Александр Райданов, Станислав Пазенко

полный список актёров

Жанр: драма, исторический фильм, мелодрама

Экранизация одноимённой повести украинского классика XIX века Михаила Коцюбинского. Десятки лет враждовали два гуцульских рода — Палийчуки и Гутенюки. Но случилось так, что полюбил Иван Палийчук красавицу из вражеского рода — Маричку. Два гуцульских рода враждуют многие годы. Среди озлобленности и мести зарождается чистая, светлая любовь Ивана и Марички, относящихся к враждующим родам. Иван вынужден был уйти на заработки, в это время Маричка гибнет в речной пучине. Иван пытается забыть любимую, но у него это не получается. Не помогает и женитьба на красивой Палагне. Только в предсмертном бреду Иван вновь обретает своё счастье.

В советской критике в фильме видели один из вариантов «Ромео и Джульетты» с классовым оттенком — об имущественном неравенстве двух семей, которое и стало причиной трагедии любви двух молодых людей.

Высказывания Параджанова более позднего времени позволяют утверждать, что нечто подобное и предполагалось снять. Но встреча с гуцулами многое заставила изменить. Прежде всего в понимании косности, неподвижности сферы коллективного бессознательного. Сын антиквара и сам стихийный антиквар, собиратель и даритель вещей, сохраняющих ауру старины, Параджанов ценил в них, судя по всему, некую законченную, музейную красоту. И вдруг — уже в процессе съемок — обнаружилось, что этот мир жив, более того, наполнен смысложизненными ценностями. Тем самым внутренняя стратегия творческого поиска, которая исподволь жила в сознании Параджанова, начала реализовываться. Кое в чем она рифмуется со стратегиями, свойственными сюрреалистам. Достаточно вспомнить их увлечение культурой народов Океании или американских индейцев. В наибольшей же степени сближает украинского режиссера с сюрреализмом то, что — начиная с «Теней…» — его также начинает занимать не «структура форм», а непосредственное предназначение тех или иных ритуалов и функциональных предметов.

Простой пример, который приводился самим Параджановым. Снимают похороны отца главного героя, и деревенские женщины приглашены сыграть роль плакальщиц, поголосить, поплакать над умершим. Но они отказываются. Почему? Да потому, что в гроб положен мужчина, имя которого не Петро (как было по роли), а другое. Находят Петра, и снова не то — над плохим человеком они плакать не будут (ведь слезы настоящие, не бутафорские). И только когда нашли хорошего Петра, съемка началась.

Так было и в других случаях. Никакой условности — все по-настоящему. Тут не играли обряды, тут не было никакой формализации — для гуцулов это была обыкновенная жизнь. Точнее сказать, это был их обычный язык общения с окружающим миром. Заклинали духов не потому, что это красиво и так полагается к празднику, просто боялись, как бы те духи не напакостили, не загубили урожай, не навредили здоровью. И так далее. Потому здесь язык адекватен природе (хитрить себе во вред), потому субъекты последней должны отражаться адекватно (если Петро — так Петро). Знак есть отражение реального мира, он работает лишь в тех случаях, когда сопряжен с действием, направленным на определенный объект. Потому бытие здесь есть язык, тот самый, на котором говорит человек с незамутненным сознанием, сознанием, не засоренным пустыми, зряшными идеологемами.

Начало 60-х в СССР — это время, когда советская обрядность начала терять силу. Чахло и идеологически насыщенное слово, которое заклинало будущее, взывало к нему как единственному оправданию тягот и несовершенств сегодняшнего дня. То, что должно было вытеснить, заменить прежние средства реализации подсознательных стремлений, их корректировки и табуирования определенных зон, явно пробуксовывало. Тем бóльшим откровением стало открытие фильмом той реальности — живой реальности, — которой является вроде бы архаический слой сознания.

С. Тримбач — http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7117/annot/

Сергей Параджанов: жизнь и творчество

Эта картина поражает накалом народных страстей и изобразительной выразительностью. На нескольких международных кинофестивалях фильм удостоился премий, имя Параджанова приобрело немалую известность.

В зарубежной прессе появились восторженные отзывы. Вот один из них:

  • «И вдруг в этом маленьком местном журнальчике, вряд ли когда-нибудь проникающем за пределы Франции (Tout-Rouen, 29 octobre — 11 novembre 1966, p. 50.), необычайная хвалебная речь по адресу «изумительного советского фильма „Огненные кони“». Тщетно стараемся мы припомнить, какой же это фильм у нас об огненных конях. И наконец находим подлинное его название, звучащее в латинской транскрипции так: «Тент забипих предков». И только ремарка «по роману Коцюбинского» объясняет нам, наконец, что речь идёт о советском фильме «Тени забытых предков». Вряд ли подозревают скромные украинские постановщики, каких эклог удостоился в Руане их фильм, высоко поднятый даже над «Горящим Парижем», шедшим одновременно с ним. Над рецензией об «Огненных конях» стоят три звёздочки и большая буква А (высшая оценка фильма), а в самой рецензии фильм аттестован как «не имеющий себе подобного, не похожий ни на какой другой, — всё в нем свет, жизнь, краска — классические данные советской кинематографии, — праздник для глаз и для сердца». Позднее в Руане я увидела очередь на него перед кассой кино. Руанцы, как и множество простых людей за рубежом, остро отзываются сердцем на тот непроизвольный советский оптимизм (утро века), каким, подчас независимо от воли авторов, пронизаны у нас не только счастливые, но и печальные фильмы; за рубежом оптимизм — вещь дефицитная». Мариэтта Шагинян. «Четыре урока у Ленина».

Ещё более новаторской с точки зрения изобразительного ряда стала другая работа режиссёра и сценариста — «Цвет граната». В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, он воссоздал биографию тбилисского армянского поэта Саят-Новы на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа.

Сергей Параджанов: жизнь и творчество

В 1984 г. Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости»», а в 1988 г. вышла его последняя законченная картина — «Ашик-кериб», снятая по мотивам одноимённой сказки М. Лермонтова.

Сергей Параджанов: жизнь и творчество

Помимо фильмов Сергей Параджанов создал ряд изобразительных произведений в технике коллажа. Многие из них экспонировались на выставках. Фотоизображения этих коллажей можно видеть в книге В. Катаняна «Параджанов. Цена вечного праздника»[2]. Сохранились также рисунки Сергея Параджанова, в том числе так называемые «марки с зоны», выполненные шариковой ручкой на этикетках от спичечных коробков.

Сергей Параджанов: жизнь и творчество

Параджанов — один из самых интересных режиссёров XX века, уникальный мастер, создавший свой неповторимый кинематографический язык,[3]и в жизни был человеком столь необычным, что его причуды зачастую воспринимались окружающими едва ли не как безумие.

Непредсказуемый, эпатажный, с искрометной фантазией и страстью к разного рода мистификациям, он пять лет провел в лагерях строгого режима, за которыми последовали пятнадцать лет творческого простоя. И все же этот человек нашел в себе силы вернуться к любимой профессии и завоевать мировое признание. Его фильмы получили более тридцати призов на международных кинофестивалях, им восхищались Феллини, Антониони, Годар, Вайда, Мастроянни, Ив Сен-Лоран, Высоцкий, его друзьями были Андрей Тарковский, Тонино Гуэрра,

Михаил Вартанов

В 1965-1968 гг. Параджанов вместе с другими известными деятелями украинской науки и культуры, протестуя против массовых политических арестов в УССР, обращался в высшие партийные и государственные органы с требованием разъяснить причины преследований украинских интеллектуалов и выступал за проведение открытых судебных процессов, которое должно было бы обеспечить справедливость рассмотрения дел. В 1968 году его подпись под Письмом 139 интеллектуалов против незаконных политических процессов стояла первой. Неоднократно высказывался за соблюдение свободы слова в печати. Став объектом преследований и пытаясь избежать ареста, был вынужден выехать в Армянскую ССР.

17 декабря 1973 г. кинорежиссёр был арестован в Киеве, куда приехал к заболевшему сыну, по обвинению в мужеложестве с применением насилия (статья 122 Уголовного Кодекса Украинской ССР, части 1, 2). Согласно материалам дела, сам Параджанов не скрывал своей ориентации от окружающих. Однако среди близко знавших Параджанова людей мнения расходятся. Одни считают, что гомосексуальность имела место, другие отрицают это. В качестве веского аргумента второй версии (гетеросексуальности Параджанова) высказывается мнение, что Параджанов по своей психологической сути был «провокатором», любителем эпатажа.

В итоге Параджанов был приговорён к пяти годам заключения. Содержался в Лукьяноской тюрьме и колонии в Алчевске.

Благодаря международной кампании протеста (обращения подписали Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино висконти, Роберто Росселини, Микельанджело Антониони, Андрей Тарковский, Михаил Вартанов и Луи Арагон, который лично обратился к Брежневу) Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 г. Ввиду запрета жить на Украине Параджанов поселился в Тбилиси. За гражданскую позицию и за преследования, которым он за неё подвергался, Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм».

Сергей Параджанов также писал сценарии и был художником — он создал огромное количество рисунков и коллажей.

Сергей Параджанов: жизнь и творчество

Скончался Сергей Параджанов от рака лёгкого 20 июля 1990 г. в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса. Не была закончена работа над фильмами «Intermezzo» (по М. Коцюбинскому), «Киевские фрески», «Икар», «Исповедь».

В 1992 г. знаменитому документальному фильму»Параджанов. Последняя весна», в котором сохраняется оригинальный негатив последнего, незаконченного фильма Параджанова «Исповедь», была вручена премия «Ника» русской академии кинематографических искусств.

Сергей Параджанов: жизнь и творчество

Награды и премии

Государственная премия УССР 1991 г. (посмертно)

  • Народный артист УССР (1990)
  • Народный артист Армянской ССР (1990)
  • 5 марта 2010 года на пресс-конференции в Ереване всемирно известный сербский кинорежиссёр Эмир Кустурица назвал Сергея Параджанова гениальным режиссёром, а его фильм «Тени забытых предков» — лучшей картиной в мире, снятой до сих пор.
  • Разумеется, с этим утверждением можно спорить. Но уникальные и неповторимые фильмы параджанова, его искусство, сама его жизнь долго будут волновать зрителя.

.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

3Используемые источники:

  • https://zen.yandex.com/media/vladimir_zheltov/sergei-paradjanov-za-piatto-let-my-tebia-unichtojim-5e31d8f2b21da028c5553ba7
  • https://aif.ru/culture/person/sumasshedshiy_na_svobode_5_sluchaev_iz_zhizni_sergeya_paradzhanova
  • https://24smi.org/celebrity/19606-sergei-paradzhanov.html
  • https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43886144216/sergey-paradzhanov:-zhizn-i-tvorchestvo

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116