Содержание
Биография
Игорь Ясулович — актер второго плана. Он играл эпизодических персонажей в культовых советских фильмах. Благодаря необычному голосу Ясулович стал актером дубляжа, на счету которого около сотни картин.
Детство и юность
Народный артист России Игорь Николаевич Ясулович родился в 1941 году в деревне Залесье Самарской области, известной тем, что до 1952-го она называлась Рейнсфельд и была немецким поселением-колонией. Но предки Ясуловича по национальности были не немцами, а белорусами.
Родители Игоря Николаевича отношение к миру искусства не имели. Отец был советским офицером и прошел войну. Мама хранила домашний очаг. После войны семья перебралась в Таллин, где Ясулович отправился в школу. В эти годы он увлекся театром, занимался в кружке Ивана Россомахина, таллинского актера, и уже в этом возрасте решил стать артистом. Дети в семье отличались разным характером и мечтами. Мама хотела, чтобы Игорь взял пример с брата и поступил в политехнический институт. Отец же сразу поддержал начинания сына.
После получения школьного аттестата Игорь Ясулович отправился в Москву, но в ГИТИС, как планировал, поступить не смог. Зато прошел во ВГИК, где его зачислили на курс Михаила Ромма.
Спустя 12 лет после окончания ВГИКа Игорь Николаевич продолжил образование у Ромма, но на этот раз на режиссерском факультете. Диплом о втором высшем образовании Ясулович получил в 1974 году.
Личная жизнь
Супругой артиста стала Наталья Егорова, дочь советского режиссера и народного артиста РСФСР Юрия Егорова. Игорь Ясулович уверяет, что отношения строились только на любви: несмотря на звездного родителя своей избранницы, он не собирался «раскручиваться» за счет семейных связей.
Наталья Юрьевна не актриса, но имеет прямое отношение к миру искусства. Жена актера окончила МГУ и, получив специальность искусствоведа, преподает на кафедре искусствоведения Школы-студии МХАТ. Пара познакомилась в компании друзей, когда Наталья еще была студенткой. Влюбленные быстро съехались и стали жить в доме бабушки и дедушки Егоровой.
Отношения в паре складывались просто, не было никакого излишнего пафоса и вычурности. Даже свадьбу они сыграли внезапно и просто: однажды утром взяли и съездили в загс. А после устроили домашний праздник, на который пришли только близкие друзья со своими закусками.
Личная жизнь Игоря Ясуловича сложилась счастливо. У него есть сын Алексей Ясулович, который пошел по стопам отца и тоже стал актером и режиссером. Он много снимался еще в детстве, и отец его поддерживал. Судя по юношеским фото сына, он как две капли воды похож на отца в молодости.
От первого брака у Алексея появилась дочь Вера, которая продолжила династию отца и деда и окончила продюсерский факультет РАТИ. В 2008-м в семье произошло пополнение: у Алексея с новой женой родилась дочка Глафира. Счастливый дедушка не может ей нарадоваться, рассказывает в интервью, что девочка растет смышленой и творческой.
Семья Игоря Ясуловича живет вместе в таунхаусе в Подмосковье, недалеко от метро «Алтуфьево». Актеру нравится, что вокруг одновременно и деревенский свежий воздух, и все удобства развитой инфраструктуры столицы. Раньше Ясулович жил в центре Москвы, но дом нуждался в капитальном ремонте. Одно время не было возможности найти инвесторов для реставрации, потом возникли проблемы с приватизацией. После всех переживаний по поводу дома в центре семья решила найти более спокойное жилище.
Актер ведет социальную и политическую жизнь и не скрывает этого. Игорь Ясулович принимает участие в благотворительных мероприятиях. Также артиста нередко можно увидеть на массовых правозащитных и антивоенных акциях оппозиционного характера. Он вошел в состав общественной комиссии, которая расследовала события, произошедшие на Болотной площади. Ясулович открыто выступал за освобождение политзаключенных Василия Алексаняна, Платона Лебедева, музыкальной группы Pussy Riot и других.
В 2012 году он поддерживал Михаила Прохорова на президентских выборах, а также стал инициатором сбора «Конгресса интеллигенции против войны, самоизоляции России, реставрации тоталитаризма».
Театр
После получения первого диплома театрального вуза Игорь Ясулович на протяжении двух лет служил актером Экспериментального театра-студии пантомимы («Эктемим»). Высокий рост артиста (185 см) и угловатость фигуры помогали создавать эксцентричные образы. А в 1964 году он перешел в столичный Театр-студию киноактера, где трудился 30 лет. На этой сцене мужчина сыграл десятки ролей.
С 1994-го артист выступал на сцене МТЮЗа, где театралы оценили его мастерство в спектаклях «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Гроза» и «Борис Годунов».
Игорь Ясулович начал делиться актерским опытом с новыми поколениями артистов. Он ведет мастерскую во ВГИКе и совместную с Александром Тителем — в ГИТИСе. Актер верит в династии и считает: в том, что дети кино- и театральных звезд тоже идут в эту профессию, нет ничего плохого. Это не родственные связи, а следствие воспитания. По мнению Ясуловича, молодые люди, выросшие в творческой атмосфере и с детства видевшие мир сцены и кино, больше пригодны для этой профессии.
Это повлияло и на преподавательский подход актера: при наборе группы в свою мастерскую из двух претендентов со схожими данными он выберет в ученики того, чья фамилия окажется ему знакомой. Когда Ясулович озвучил этот принцип в интервью, это повлекло волну возмущения среди его поклонников.
Фильмы
Кинематографическая биография Игоря Ясуловича началась с картины «Девять дней одного года», снятой талантливым режиссером и наставником Михаилом Роммом в 1961 году. Лента считается эталоном кино того времени, это была сложная интеллектуальная драма. Игорю досталась маленькая роль, но даже это не помешало показать талант во всей красе. Молодому актеру польстило участие в фильме учителя, он стал единственным из всей мастерской, кого Ромм позвал к себе сниматься.
В съемочной группе было множество звезд — Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов и Кирилл Лавров. Молодого актера удивило, насколько они простые люди, без малейших признаков звездной болезни. Артисты не кичились своим статусом, просили называть их по именам и «на ты». Это создавало дружескую атмосферу на съемках, но Игорь до сих пор считает это панибратством и по прошествии лет старается не позволять этого ни по отношению к себе, ни к другим заслуженным актерам.
С тех пор он снимался непрерывно. Его фильмография насчитывает более 170 названий полнометражных картин и сериалов. Чаще всего Ясуловичу доставались роли второго плана, но даже эпизоды с его участием запоминались зрителям, а фразы его персонажей становились афоризмами. Тем не менее знаковой, принесшей оглушающий успех роли в карьере Ясуловича не было.
Поклонники отмечают разительное внешнее сходство молодого Ясуловича с другим актером Александром Абдуловым, однако Игорь Николаевич все же на 12 лет старше своего коллеги, да и манера игры у них совершенно разная.
Танцор-очкарик в «Приключениях Кроша», белый клоун в «Айболите-66» Ролана Быкова, инженер Ларичев в трагикомичном киноальманахе «Сто грамм для храбрости», гражданин с собачкой в комедии «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, Аппель в картине «Майор «Вихрь», муж Эллочки Людоедки, инженер Щукин в «Двенадцати стульях», который навсегда запомнился стране шокирующим появлением голым, в пене, на лестничной клетке, Корн в сериале Светланы Дружининой«Гардемарины, вперед!», спекулянт с «летучей» фразой «Она что, с Урала?» в комедии «Самая обаятельная и привлекательная». Эти и другие роли, которые не назовешь ключевыми, тем не менее отлично запомнились кинолюбителям страны.
Актер не был против экспериментов в кинокартинах, в которых участвовал. Он снимался в различных жанрах — драмах, детективах и комедиях. У него было необычное амплуа — правильный, скромный, маленький интеллигент с хитринкой, червоточинкой.
Когда Игорю Ясуловичу исполнилось 33 года, он получил диплом кинорежиссера. Попробовать себя в этом качестве мужчина смог трижды. Дебютной оказалась семейная мелодрама «Каждый мечтает о собаке». Спустя год, в 1976-м, зрители увидели новую мелодраму Ясуловича «Пропал и нашелся», а в 1978-м на экраны вышел фильм для детей «Здравствуй, река!». Но именно актерская, а не режиссерская профессия принесла Игорю Николаевичу популярность.
Наибольший успех поджидал Игоря Ясуловича в детском кино. Он сыграл Эно в сказке «Мио, мой Мио», Кощея Бессмертного в «Лиловом шаре» и сотрудника космодрома Электрона Ивановича в фильме «Гостья из будущего». С 1976-го по 2010-й Ясулович регулярно появлялся в передаче «Ералаш», а в 1966–1987 годах — в сатирическом киножурнале «Фитиль».
В 2000-е годы Игорь Ясулович стал больше сниматься в многосерийных картинах. Не перестал актер появляться и в экспериментальных и авторских фильмах. Он участвовал в съемках кинопритчи «Человек-ветер», сценарий которой был написан по произведению Маркеса. Игорь Николаевич сыграл трогательную роль ангела, который стареет.
В 2000 году Игорь Ясулович стал лауреатом Государственной премии России, а в 2001-м получил звание народного артиста РФ. Признание заслуг на высоком уровне, разумеется, было приятно артисту, но в интервью на передаче «Наедине со всеми» он признался, что на самом деле не любит получать награды, не кичится званиями и не терпит юбилейных торжеств. Лучшая награда для актера — аплодисменты публики.
Из последующих работ Игоря Ясуловича в кино выделяются полнометражные картины «Саломея», «Коробка» и «Всегда говори “всегда”», сериалы «Каменская», «Брежнев», «Ермоловы», «Статский советник» и «До смерти красива».
В мелодраматической комедии «Жених для дурочки» Ясулович сыграл умудренного жизненным опытом соседа главной героини. Незатейливую и легкую историю о превратностях любви телезрителям поведали исполнители главных ролей сериала Елена Великанова, перевоплотившаяся в бухгалтера медицинской клиники, случайно оживившую уже умершего пациента, и Андрей Чернышов, сыгравший того самого пациента. Свою лепту Ясулович внес и в создание семейной саги «Серебряный бор», которая транслировалась по Первому каналу.
В фильме по пьесе Антона Чехова «Три сестры» Ясулович исполнил роль врача Чебутыкина. Компанию Игорю Николаевичу составили его не менее знаменитые коллеги Людмила Полякова, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Максим Суханов, Александр Балуев. Премьера состоялась на фестивале «Кинотавр-2017». Режиссер не побоялся перенести действие пьесы в современные реалии и значительно увеличить возраст каждого из главных героев.
В 2018-м Игорь Ясулович снялся в военном фильме о блокадном Ленинграде «Коридор бессмертия». Эпизодический образ артист воплотил и в мелодраме «Личное пространство».
Еще одной премьерой 2018 года стал комедийный проект «Только не они» о героях, которым суждено спасти мир от надвигающихся катастроф. По разным причинам этими персонажами оказываются вовсе не супергерои, а 20-летние лентяи, прожигатели жизни и тусовщики. Игорь Ясулович разбавил молодежную актерскую компанию, куда вошли Дарья Храмцова, Полина Максимова, Евгения Туркова, Денис Бузин, Юлия Хлынина, Данил Стеклов, как это было более 30 лет назад в культовом для советских юных зрителей фильме «Гостья из будущего».
В феврале 2018-го вышел сериал «Кровавая барыня», рассказывающий о судьбе жестокой помещицы Дарьи Салтыковой. Ясуловичу в нем досталась роль князя Ивана Гавриловича Цицианова.
Дубляж
У актера уникальный голос, который режиссеры используют при озвучивании картин. Богатым на оттенки тенора тембром Ясулович говорит за кадром знаменитого фильма «Театр», где звездную роль сыграла Вия Артмане. Его голосом разговаривают Арамис в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», герои драмы «Список Шиндлера», фильмов «Блеф», «Профессионал» и «Пятый элемент», а в 4-м эпизоде «Звездных войн» — робот C-3PO.
Голос Игоря Ясуловича востребован и в мультфильмах: во всех частях «Шрека» он озвучил короля Гарольда, в «Спящей красавице» — Стефана, в «Русалочке» — слугу Угрюмуса. В компьютерной игре Total War: Warhammer актер читает текст за кадром и дает подсказки игроку.
Игорь Ясулович сейчас
Сейчас актер стал больше внимания уделять театру, чем кинематографу. Он играет на сцене, а также ставит пьесы. Несмотря на плодотворную театральную работу, Игорь Николаевич отдает себе отчет о своем возрасте. Он понимает, что уже стар для Ромео или Гамлета, для других главных и желанных ролей, поэтому готов довольствоваться тем, что попросят сыграть.
В 2019 году актер появился в таких картинах, как «Дорогой папа», «Дипломат», «Формула мести». Еще одной новостью стало его участие в новой постановке «Мельников. Документальная опера» в Центре имени Вс. Мейерхольда в феврале 2020 года. В официальном «Инстаграме» театра поясняется, что в основе новой работы лежит история жизни авангардного архитектора Константина Мельникова, созданная на основе его дневников. Игорь Николаевич сыграл главного героя в поздние годы.
Фильмография
- 1961 – «Девять дней одного года»
- 1966 – «Айболит-66»
- 1968 – «Бриллиантовая рука»
- 1979 – «Тот самый Мюнхгаузен»
- 1984 – «Гостья из будущего»
- 1985 – «Самая обаятельная и привлекательная»
- 1987 – «Гардемарины, вперед!»
- 1987 – «Мио, мой Мио»
- 1994 – «Петербургские тайны»
- 2001 – «Саломея»
- 2005 – «Брежнев»
- 2012 – «Обратная сторона Луны»
- 2017 – «Три сестры»
- 2017 – «Серебряный бор»
- 2018 – «Кровавая барыня»
- 2018 – «Только не они»
- 2019 — «Дорогой папа»
- 2019 — «Дипломат»
- 2019 — «Формула мести»
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/3274-igor-iasulovich.html