Биография
Герцогиня Амалия Евгения Елизавета Баварская была обладательницей многих титулов. После свадьбы с королем Богемии и императором Австрии девушка из старинного аристократического рода стала формальной правительницей страны. Придворные не любили высокопоставленную особу из-за симпатий к этническим венграм, несмотря на то, что она мало интересовалась политикой и не участвовала в государственных делах.
Детство и юность
Биография Амалии Евгении Елизаветы началась в декабре 1837 года в Мюнхене. Девочка родилась в резиденции герцога Максимилиана Иосифа Баварского и его жены Марии Людовики Вильгельмины. По отцовской и материнской линии она была потомком представителей династий Виттельсбахов и Габсбургов, с древних времен занимавших высокие посты в ряде европейских государств.
Люди, присутствовавшие во дворце в тот момент, когда младшая дочь короля Баварии разрешилась от бремени, заметили, что у младенца, появившегося на свет в канун Рождества, были все шансы на долгое существование. Наличие зуба у едва открывшего глаза ребенка, согласно преданию, сулило богатство и счастливую жизнь.
Детство Елизаветы Баварской, которую родственники ласково называли Сиси, прошло в фамильном имении Поссехофен, расположенном на живописных альпийских лугах. Там у девочки, любившей все живое, был маленький зверинец, поэтому она не нуждалась ни в ком и ни в чем.
Отец и мать, состоявшие в династическом браке, нежных чувств друг к другу не питали. Герцога, предпочитавшего жить вдали от супруги, редко видели в обществе членов семьи. Принцесса, занимавшаяся воспитанием подрастающего поколения, старалась привить дочери интерес к книгам и познакомить ее с правилами этикета, но непоседа предпочитала прогулки и игры с младшим братом Карлом Теодором и старшей сестрой Хеленой, или Нене.
Гувернеры пытались научить девочку игре на музыкальных инструментах, однако будущая императрица, равнодушная к изящным мелодиям, больше любила рисовать. В юности Сиси целыми днями писала красками пейзажи или делала карандашные наброски в тетради со собственноручно сочиненными стихотворениями.
Хелена Баварская, отличавшаяся острым умом и кротким нравом, оказывала благотворное влияние на Елизавету. Близость сестер раздражала родителей и учителей. Наставница, неотступно следившая за средним ребенком четы герцогов Баварских, считала, что воспитаннице полезнее проводить время с Карлом Теодором, более подходящим по возрасту и развитию.
Личная жизнь
Когда молодой император Австрии Франц Иосиф I надумал жениться, мать, бывшая супругой эрцгерцога Франца Карла, решила, что идеальной супругой будет принцесса из рода Виттельсбахов. Хелену Баварскую в сопровождении членов семьи пригласили на церемонию официального знакомства в летнюю резиденцию в городе Бад-Ишль.
Молодой человек, увидевший сестер, влюбился в юную Елизавету. Он нарушил договор с родственниками и объявил о помолвке с младшей дочерью герцога Максимилиана Иосифа Баварского.
Мать Франца Иосифа – София Фредерика Доротея Вильгельмина – не одобрила выбор сына и возненавидела энергичную и свободолюбивую невестку, пренебрегавшую правилами этикета. В качестве подарка на свадьбу пара получила лишь небольшую, но уютную виллу на берегу реки Траун.
Пока правитель страны, находившейся в центре Европы, также являвшийся королем Богемии и Венгрии, занимался государственными делами, императрица и королева коротала время в обществе придирчивой свекрови. София, привыкшая командовать приближенными и сыном, боялась лишиться власти и делала невыносимой существование новой обитательницы венских владений.
Прикрываясь желанием сделать из диковатой принцессы Сиси даму, знавшую хорошие манеры, эрцгерцогиня заставляла ее общаться с членами аристократических семей и посещать светские рауты. Режим дня, в котором каждое действие было расписано по минутам, тяжело давался уроженке Мюнхена и выводил ее из себя.
Получилось так, что высокородная особа, обретшая любимого супруга, не была счастлива в личной жизни. Дворец, полный лживых и подлых придворных, она считала тюрьмой. Франца Иосифа печалило то, что жена и мать не могут поладить, но он решил дать женщинам время самостоятельно разрешить возникший конфликт.
Когда на свет появился первый ребенок, Сиси думала, что отношения со свекровью наладятся, но София, продолжавшая борьбу за власть в доме, взяла заботы о наследнице на себя.
После рождения второй дочери, Гизелы, супругу императора окончательно отстранили от воспитания. Ей позволяли встречаться с девочками только в определенные дни и часы. Пришлось просить правителя Австрии повлиять на сложившуюся ситуацию, любящий муж вернул детей матери, но это еще больше обозлило свекровь.
От ежедневных упреков Елизавету спасла поездка в Венгрию. Там молодая женщина, знавшая местный язык и обычаи, смогла расслабиться и отдохнуть. Жители Будапешта и близлежащих городов восторгались австрийской императрицей, для них «Баварская роза» являлась олицетворением свободы, вечной юности и красоты.
Вернувшись из путешествия Сиси произвела на свет долгожданного сына. Наследник престола, родившийся в августе 1858 года, получил традиционное австро-венгерское имя Рудольф.
Супруга Франца Иосифа I сама воспитывала третьего ребенка, в то время как престарелая София опутывала ее сетью интриг. По инициативе эрцгерцогини появились слухи о том, что отношения Елизаветы с мужем испортились из-за измен последнего.
После негласного разрыва с мужем, спровоцированного свекровью, императрица, незадолго до этого похоронившая дочь Софию, покинула Вену и поселилась в Средиземноморье. Там она узнала, что сын, бывший наследником австрийского престола, и его возлюбленная баронесса Мария фон Вечера по неразглашавшимся причинам покончили с собой.
Потеря близких наложила отпечаток на дальнейшую жизнь жены Франца Иосифа I. В старости женщина, страдавшая от болезней нервной системы, раздала дорогостоящие наряды и, облачившись в траурные платья, перестала общаться с членами семьи.
Смерть
В конце 1890-х годов Елизавета Баварская, не имевшая собственной охраны, подверглась нападению итальянского анархиста во время прогулки по берегу Женевского озера. Удар в грудь острым предметом стал причиной скоропостижной смерти. Свидетели происшествия говорили, что императрица Австрии не успела понять, что произошло.
Убийство высокопоставленной особы, описанное позже в мемуарах, переполошило жителей Европы. Преступник был немедленно пойман и приговорен к пожизненному сроку в тюрьме.
В культуре
Фильмы
- 1936 — «Король уходит»
- 1955 — «Людвиг II: Блеск и падение короля»
- 1955 — «Сисси»
- 1956 — «Сисси — молодая императрица»
- 1957 — «Сисси. Трудные годы императрицы»
- 1968 — «Майерлинг»
- 1972 — «Людвиг»
- 1991 — «Сиси и поцелуй императора»
- 2004 — «Сиси — мятежная императрица»
- 2006 — «Кронпринц Рудольф»
- 2009 — «Императрица Сисси»
- 2012 — «Людвиг Баварский»
Мультфильмы
- 1997-1998 — «Принцесса Сисси»
- 2015-2016 — «Принцесса Сисси»
- 2007 — «Переполох в Гималаях»
Театр
- 1992 — Мюзикл «Элизабет»
Красавицы не умирают… Их имена и образы возникают из прошлого внезапно. Свидание с ними кажется невозможным, но так или иначе оно случается. Книги, картины, театр, кинофильмы, стихи, города и улицы—оттуда они приходят к нам и надолго остаются в памяти. Красота не избавляет от жизненных испытаний. Напротив, оставаясь веками мечтой женщины, она сплошь и рядом приговаривает её к ещё более трудной судьбе.Красота—приманка. Красота —искушение. Красота—чаще рок, а не залог вечной любви!!
В самом центре Вены, в городском саду Бурггартен — небольшом парке, примыкающем к дворцовому комплексу Хофбурга — императорской резиденции, стоит одинокая фигура мужчины в солдатской шинели. Кто же этот печально шагающий по тенистому парку человек. Памятник не очень заметен, скромен. А между тем, это очень значительная фигура в истории страны — император Франц Иосиф.Император-аскет, «старший чиновник империи», великая и очень трагическая фигура в истории Австро-Венгерской империи. Император, так много сделавший для своей страны и в то же время позволивший втянуть себя в страшную войну. Император, полностью отдавший себя государственным делам и глубоко несчастный в личной жизни. Эта скульптура — единственный в Вене памятник Францу Иосифу.
Хорошо известно, что династические браки августейших особ обычно заключались по принципу государственной целесообразности, сердечные же привязанности в расчет не принимались. Женитьба молодого австрийского императора Франца Иосифа I явилась исключением из этого правила, хотя поначалу его официальной невестой была совсем другая. И вот 15 августа 1853 года, сгорая от нетерпения увидеть обещанную красавицу-невесту, Франц Иосиф примчался в небольшой городок Ишль, куда должна была прибыть герцогиня Людовика вместе со старшей дочерью Хеленой. Он еще не знал, что в эту поездку мать взяла с собой и младшую — Елизавету. Ей тогда шел 16-й год — именно тот возраст, когда Природа проделывает с девицами удивительные метаморфозы. Во всяком случае, мать с нескрываемым удивлением выслушивала восторги в адрес Елизаветы. Франц Иосиф не успел еще увидеться с нареченной, а в каждом углу Ишлинского особняка все разговоры велись только о Елизавете.
Принцесса Елизавета Баварская, 1853
«Или она — или никто!», — категорически заявил он своей матери. Тогда эрцгерцогине Софии впервые пришлось осознать, что ее власть над сыном не всесильна. Делать было нечего. Австрийский трон настоятельно нуждался в прочном семейном союзе, а главное — в наследниках. Нравилась ли Софии его избранница? Главным доводом против явились ее 15 лет. Хотя, с другой стороны, София хорошо понимала, что из такого мягкого воска можно слепить все, что необходимо. И эта мысль ее успокаивала.Франц Иосиф, император Австрии
В день приезда за ужином она сидела напротив Франца Иосифа, который не мог отвести от нее глаз. А рядом с ним Хелена уныло ковыряла вилкой в тарелке. На первом же балу в нарушение всех правил этикета Франц Иосиф, забыв о своей невесте, два раза подряд приглашал Елизавету на котильон, что тогда было практически равнозначно предложению руки и сердца.
После свадьбы, Император Франц-Иосиф и Императрица Елизавета, 1854
…Елизавету несло к свадьбе, как щепку в половодье. Она чувствовала себя участницей какой-то сказки, а вовсе не реальных событий. Безусловно, молодой красавец-император не мог оставить ее равнодушной. Все это начинало походить на ту любовь, о которой она сочиняла стихи лет с 10. Разбушевавшаяся стихия предстоящей свадьбы, по роскоши, превосходящей все ранее виденное Веной, ее просто потрясала. И вот настал день венчания. В карете, расписанной великим Рубенсом, молодожены прибыли к церкви. На Елизавете было роскошное платье, ее великолепные волосы украшала подаренная свекровью диадема. Трепещущая в ожидании предстоящей церемонии, Елизавета, выходя из кареты, зацепилась за ее дверцу, и диадема едва не упала с ее головы. «Наберись терпения, — шептал жених, — мы быстро забудем весь этот кошмар». Но быстро забыть его удалось лишь императору — сразу после свадьбы он погрузился в работу, Елизавете же пришлось гораздо труднее.
Георг Рааб. Портрет Елизаветы Австрийской, 1867
Буквально с первых дней восшествия на престол она почувствовала себя в мышеловке. Но шанса изменить свою жизнь для нее не существовало, быть императрицей — это навсегда, и она это знала.
Это стихотворение она написала спустя 2 недели после свадьбы… А тем временем свекровь со свойственной ей жесткостью принялась ваять из невестки свое подобие. Она не желала замечать ни особенностей характера Елизаветы, ни ее личных склонностей. Дворцовая жизнь казалась ей ярчайшим проявлением притворства и лицемерия. А важнейшему правилу, господствовавшему над всем этим и формулировавшему до цинизма просто — «казаться, а не быть», Елизавета следовать не могла. Она дичилась всех и вся, никому не доверяла, выказывая почти нескрываемое презрение.
…В назначенный срок императрица родила дочь, новорожденную, даже не посоветовавшись с матерью, нарекли Софией и тут же унесли в апартаменты свекрови. Это едва не добило несчастную Елизавету. Франц Иосиф, видя, что душевные силы жены на пределе и опасаясь за ее жизнь, решил увезти ее на родину.В любимом и без конца снившемся Елизавете, Поссенхофене Франц Иосиф просто не узнавал свою печальную затворницу. Она была бесконечно счастлива и буквально сияла от переполнявшей ее радости. Расписывать же свою «счастливую» жизнь во дворце она была вовсе не намерена. Назад дороги не было, а впереди — снова Вена, неумолимая свекровь и бесконечная вражда… Летом 1856 года Елизавета родила еще одну девочку, названную Гизелой. Но и ее также унесли в апартаменты свекрови. И тут взбунтовавшийся Франц Иосиф категорически заявил матери о своем крайнем недовольстве вмешательством в его семейную жизнь и о том, что отныне дочери будут жить с родителями. К тому же он потребовал у матери соблюдения уважения к той, которую он любит всем сердцем. Лишь чрезвычайные события ненадолго сгладили открытую неприязнь. В 1858 году умерла старшая дочь София, а в августе того же года это тяжелейшее горе было смягчено рождением долгожданного наследника, нареченного Рудольфом…
Императрица Елизавета с детьми, акварель
Елизавета всеми силами отстаивала право на собственные мысли, взгляды и поступки. Наперекор канонам дворцового этикета она открыла дверь монарших апартаментов для художественной интеллигенции Вены. Художники, поэты, артисты, люди иных творческих профессий постепенно входили в круг общения Елизаветы, все больше отодвигая совершенно неинтересную ей безликую знать. Хотя это обстоятельство отнюдь не прибавляло ей популярности среди придворных.
Франц К. Винтерхальтер. Императрица Елизавета Австрийская, 1864
А еще ей довелось принять непосредственное участие в решении такой болезненной проблемы, как отношения с вассальной Венгрией. Императрица, неожиданно для всех продемонстрировала удивительную дальновидность, дипломатический такт и то политическое чутье, которым была обделена ее могущественная свекровь. Жесткость, которую эрцгерцогиня проявляла по отношению к венграм, олицетворяла в их глазах всю Австрию и ставила между двумя странами непреодолимую стену непонимания, если не ненависти.
В результате в феврале 1867 года в венгерском парламенте был зачитан указ о восстановлении Конституции страны и в том же году — создана Австро-Венгерская империя. Елизавета отнеслась к этому событию как собственному триумфу, подтверждавшему то высокое положение, которое ей пришлось занять по воле судьбы.
…Венгрия до сих пор не забыла Елизавету. В Будапештском музее, посвященном памяти австрийской императрицы, бережно хранятся ее личные вещи, фотографии, письма…В Вену частенько приезжали любопытствующие в надежде хоть краем глаза увидеть легендарную красавицу и убедиться в том, что многочисленные художники, писавшие ее портреты, руководствовались отнюдь не желанием польстить августейшей особе.
Портреты эти обычно заказывал Франц Иосиф, постоянно находившийся под магией ее обаяния и красоты, не только физической, но и душевной. В кабинете императора, прямо перед глазами до последнего дня его жизни висел портрет любимой им женщины. Сама же Елизавета позировать художникам и фотографам, мягко говоря, не любила. Но, как правило, дело улаживалось, если изображение допускало наличие любимой ею лошади или собаки. В 1868 году Елизавета родила еще одну дочь — Валерию.
Постоянным предметом беспокойства Франца Иосифа стало всевозрастающее желание жены как можно реже бывать в Вене, которая была для нее подобием тюрьмы. А он тосковал без нее безумно. Открытость и доверие между ними было несомненным. Тому свидетельство — огромное количество нежных, ласковых писем, в которых он старался успокоить и обнадежить ее томящуюся душу.
Франц Ксавье Винтерхальтер Портрет императора Австрии Франца-Иосифа, 1865
Франц К.Винтерхальтер. Императрица с распущенными волосами, 1865
«Мой дорогой ангел, я снова остался один на один со своими печалями и заботами, при этом я опять чувствую, как мне тебя не хватает, я по-прежнему люблю тебя больше всего на свете и совсем не могу жить без тебя…», «Мне так трудно и одиноко без твоей поддержки… Мне больше ничего не остается, как терпеливо сносить ставшее уже привычным одиночество…» В подписи обычно значилось: «Твой печальный муженек» или «Твой верный Малыш». В 1872-м умерла эрцгерцогиня София. Елизавете начало казаться, что она еще сможет обрести столь желанный ею покой и гармонию жизни. Но неумолимая Судьба продолжала ее испытывать…
Открытка, посвященная торжествам в честь серебряной свадьбы императора Франца-Иосифа и Элизабет. Позади императорской четы крон-принц Рудольф.30 января 1889 Крон-принц (28 лет), совершил самоубийство в охотничьем домике Майерлинг в Венском лесу. Вместе с ним покончила с собой 17-летняя баронесса Мария Ветчера. Этот факт официально не признавался Императорской фамилией до самого падения монархии. Поэтому трагедия Майерлинга осталась мистической, и по сей день способствовала появлению различных догадок относительно её мотивов. Как говорили приближенные, Принц был без памяти влюблён, хотел отказаться от трона, развестись с женой (дочерью короля Бельгии) и жениться на Марии, родители, естественно, были категоричны!Баронесса Мария Ветчера
…В минуты невыносимого горя только что получившая известие о гибели сына Елизавета выказала нечеловеческую выдержку. Именно она сделала то, на что не решился никто другой — сообщила мужу, что их сына больше нет. Она первой увидела Рудольфа в гробу, укрытого по грудь белым саваном. На мгновение ей показалось, что он просто заснул со странной улыбкой на губах. Только в эти страшные минуты, пока муж еще не появился, она дала волю своему отчаянию, упав на колени перед мертвым телом сына и, сдерживая нечеловеческий крик, тихо произнесла: «Мальчик мой, скажи, что же с тобой случилось?..
Леопольд Горовиц. Императрица Елизавета
В эти часы, наполненные траурными церемониями и скопищем по большей части чужих ненужных лиц, Елизавета старалась держаться из последних сил, и ей это удалось. Под густой черной вуалью никто не видел ее лица, превращенного в скорбную маску. Франц Иосиф, постоянно держа в поле зрения ее окаменевшую фигуру, умолял ее не присутствовать на церемонии погребения.
…Последние неполные 10 лет жизни Елизаветы были годами прощания со всем, что ее окружало. Она раздарила все свои сколько-нибудь нарядные вещи, а ее душевное состояние явственно свидетельствовало о том, что жизнь потеряла для нее всяческий смысл. Напрасны были надежды Франца Иосифа на то, что острота горя хоть когда-нибудь утихнет. Он старался вытащить жену из сотворенной ею же самой тюрьмы — Елизавета заперлась в маленьком особняке в Ишле, где муж впервые увидел ее девочкой, живущей в ожидании счастья. И ему это вроде бы удалось, но дальше последовало какое-то жуткое и неприкаянное блуждание Елизаветы по белу свету. Как тяжело раненный человек, она искала такое место, где можно было бы хоть на минуту забыться и как-то унять невыносимую боль.
Но Бог не лишил несчастную женщину разума. В своем неутолимом горе она продолжала думать о муже. Елизавета же отчетливо осознавала, что своей скорбью угнетает мужа.
Императрица Елизавета и император Франц-Иосиф, Бад-Киссенген, 1898
В 1898 году Елизавета прибыла в Женеву. Она путешествовала инкогнито и без охраны, гуляя по городу в сопровождении двух-трех спутниц, а чаще совсем одна — 60-летняя императрица Австрии с фигурой молодой женщины и лицом, словно бы неподвластным времени. «Жаль, что ее истинный облик не под силу передать ни одному художнику, и что есть на свете люди, которые ее никогда не видели», — писала одна из ее современниц. А вот мнение мужчины: «Лучше не смотреть на нее слишком внимательно. Иначе можно не заметить, как сердце начинает охватывать какое-то непонятное томление».
Несмотря на то что, прибыв в Швейцарию, Елизавета сделала все, чтобы не привлекать к себе внимания, укрыться от газетчиков ей так и не удалось. А потому все знали, что под именем графини фон Хоэнэмбз скрывается императрица Австрии. Да и портреты ее печатались во множестве. Во всяком случае, 25-летний безработный Луиджи Лукени, итальянец по происхождению и, как он утверждал, анархист по убеждению, легко выяснил, в каком отеле живет императрица. На хороший кинжал денег у него не было, и потому на ближайшем развале он купил напильник. Елизавету он подстерег у отеля Бо-Риваж, а после ее выхода по направлению к набережной Мон-Блан отправился вслед за ней. И вдруг на середине пути он, обогнав ее, резко повернулся, как дикая кошка кинулся на оторопевшую женщину, и с чудовищной силой вонзил ей в грудь трехгранный напильник. Затем Лукени сделал попытку убежать, но уже через несколько минут был пойман. Проведенная экспертиза засвидетельствовала, что убийца психически здоров, а его действиями руководило желание отомстить ненавистным аристократам и… прославиться.
С мертвого тела императрицы сняли две вещи, с которыми она не расставалась, — обручальное кольцо, носимое ею не на пальце, а на цепочке под одеждой в виде кулона, и медальон с прядью волос сына. По результатам обследования выяснилось: острие напильника проникло в тело на 85 миллиметров и пронзило сердце. Рана в виде V-образного отверстия была едва заметна, ни единой капли крови из нее не вытекло.Исполнилось ее желание, произнесенное после смерти сына:
«Я тоже хотела бы умереть от небольшой раны в сердце, через которую улетит моя душа, но я хочу, чтобы это произошло вдали от тех, кого я люблю.»
Через неделю после трагической гибели Элизабет Австрийская навечно упокоилась в родовой усыпальнице Императорской семьи.
Говорят, что после смерти супруги, император Франц Иосиф молчал в течение нескольких месяцев, ни с кем не разговаривая. В его кабинете до конца жизни висел портрет Элизабет, и раз в несколько лет придворный художник обновлял на нем выцветшие краски.
Император Франц-Иосиф (1830-1916) в кабинете у портрета Сисси
Posted on Jun. 10th, 2012 at 02:51 pm |Link|Leave a comment||Flag
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/129913-elizaveta-bavarskaia.html
- https://bukovka.livejournal.com/2483.html