Евгения Ханаева

Биография

Евгения Ханаева вошла в историю советского кинематографа как непревзойденная исполнительница ролей второго плана и эпизодических образов. И хотя в ее фильмографии десятки работ, зритель особенно запомнил актрису по картинам «Розыгрыш», «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит». В последних Ханаева воплотила образы любящих, но властных матерей. Талант Евгении Никандровны отмечен почетными званиями заслуженной и народной артистки РСФСР. Титул народной артистки СССР она получила уже посмертно в 1987 году.

Детство и юность

Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области. Мать Ираида Ильинична Рывкина – домохозяйка, родом из Богородска. Отец Никандр Сергеевич Ханаев – оперный певец, солист Большого театра, приехал в Москву из Рязанской области.

101_4gjmPgf.jpg
Евгения Ханаева в детстве

Фамилию Ханаева принято было считать татарской. Но прямого подтверждения того, что актриса принадлежала к этой национальности, нет. Она хоть и не была глубоко верующей, но посещала церковь.

В год, когда родилась единственная дочь Женя, отец поступил учиться в консерваторию, хотя уже работал в Большом театре (парня взяли из-за уникального вокального таланта), и скоро сделал блестящую певческую карьеру, став впоследствии народным артистом СССР.

102_hnPDLih.jpg
Евгения Ханаева в молодости

Детство и юность девочки прошли в роскошной 5-комнатной квартире в Брюсовом переулке, куда переехали Ханаевы. Никандр Сергеевич был любимцем самого Иосифа Сталина, получил три Сталинские премии. В дом Ханаевых были вхожи не только известнейшие артисты, но и первые лица того времени. На дачу запросто мог приехать маршал Жуков. А сам тенор часто бывал на даче вождя.

Женя жила в достатке, передвигалась на автомашине с водителем. Но при всем этом была скромной, не выпячивала блага напоказ. С ранних лет занималась музыкой, обладала хорошими вокальными данными и страстно мечтала о сцене, что отнюдь не радовало родителей.

Евгения Ханаева

Поэтому поначалу, в 1938-1939 годах, Евгения была студенткой юридического факультета МГУ. Но окончательно разочаровавшись в таком выборе, уходит из вуза и поступает в театральное училище имени Щепкина, а затем в Московское городское театральное училище.

В 1947 году девушка вошла в число первых выпускников Школы-студии МХАТ (училась у великих «основателей» МХАТа – Москвина, Качалова, Книппер-Чеховой) и стала актрисой этой прославленной сцены.

Театр

Еще когда Женя играла в студенческих мхатовских спектаклях, педагоги предупреждали ее, что с такой малопривлекательной внешностью ей не стоит ждать ролей главных героинь. И словно напророчили. Режиссеры упорно не хотели замечать талант Ханаевой. В театре, который она боготворила, ей давали незначительные, маленькие роли. Свои фото в киностудии Евгения тоже не отсылала – зачем, если она не обладает ярким имиджем.

Евгения Ханаева в спектакле «Рабочий день В.И. Ленина»

В 50-х она играла миссис Хлопинс в пьесе Ч. Диккенса «Пиквикский клуб», Жюстину в «Дворянском гнезде» И. Тургенева, Паулину в «Зимней сказке» У. Шекспира. Роли не сыпались как из рога изобилия, приходилось выжидать длительные паузы, зато каждой новой работе радовалась как ребенок.

В 1962 году Ханаеву поставили на замену заболевшей актрисе, и она с блеском сыграла королеву Елизавету в спектакле «Мария Стюарт» по пьесе Шиллера. Таких оваций зал МХАТа не слышал уже давно, а критики предрекали новой звезде бешеный успех. Однако вместо него вновь последовали годы простоя: слишком уж сильны были закулисные традиции и интриги в театре.

Евгения Ханаева в спектакле «Институт бабушек»

Ханаева не вступала в конфликты, она терпеливо ждала своего часа – и он настал в 1970-м, когда руководство МХАТом взял на себя Олег Ефремов. Он увидел в артистке харизму и талант, стал развивать их, давая ей новые роли и образы, которые были упущены в молодости. Ханаева сыграла Анну Романовну в спектакле по пьесе М. Рощина «Старый Новый год», Зинаиду Лебедеву в чеховском «Иванове» и др.

Фильмы

В этот же период Евгения Никандровна, отметившая уже полувековой юбилей, стала все больше и больше сниматься в кино. Ее дебют состоялся еще в 1966 году в картине «Человек без паспорта», но остался незамеченным. И только в 1972-м широкий зритель увидел артистку в драме Ильи Авербаха «Монолог». Еще через 2 года Ханаева снялась в картине «Странные взрослые».

Евгения Ханаева в фильме «Розыгрыш»

А в 1976 году состоялся ее первый триумф – Евгения Никандровна сыграла в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш». Ее героиня Мария Васильевна Девятова – школьная учительница, над которой подшутили девятиклассники.

Она выходит из сложившейся ситуации с невероятной мудростью, сумев сохранить главное – человеческое тепло в сердцах подростков. После столь убедительного воплощения образа педагога в адрес Ханаевой еще долго приходили письма от родителей подростков, спрашивающих совета по воспитанию детей.

Евгения Ханаева и Владимир Басов в фильме «По семейным обстоятельствам»

Следующей яркой работой в фильмографии артистки стала комедия Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977). В ней актриса сыграла Изольду Тихоновну, чрезмерно опекающую своего экранного сына Евгения Евстигнеева и мешающую ему наладить новую семейную жизнь с героиней Галины Польских. Картина имела колоссальный успех и еще раз подтвердила невероятный талант и высокий актерский статус Ханаевой.

В 1979 году первооткрыватель кинематографического мастерства Евгении Никандровны, Владимир Меньшов, пригласил ее на роль матери Родиона Рачкова в мелодраме «Москва слезам не верит». Эта работа принесла актрисе бешеный успех не только всесоюзного, но и международного значения, ведь лента была удостоена премии «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».

Евгения Ханаева в фильме «Москва слезам не верит»

После этой роли за Ханаевой закрепилось амплуа властной, резкой, эксцентричной женщины. Аналогичный образ актриса воплотила и в драме «Старый Новый год», сыграв Анну Романовну. В этой картине звучит также настоящий вокал артистки: режиссеры ценили ее прекрасные певческие данные.

Евгения Никандровна отдала кино 15 лет своей творческой биографии. Она активно снималась вплоть до конца 80-х, немало ролей сыграла в детских фильмах («4:0 в пользу Танечки», «Воробей на льду», «Витя Глушаков – друг апачей»). Одной из последних работ Ханаевой стала роль в фильме «Блондинка за углом» (1984). Актриса сыграла мать Николая (Андрея Миронова), Татьяну Васильевну.

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы стала ее бедой и радостью одновременно: много лет, наблюдая за тем, как эта талантливая артистка играет волевых, сильных и в чем-то жестких женщин, зрители не догадывались о том, какие страсти бушуют в душе Евгении Ханаевой.

Евгения Ханаева и Константин Градополов

В годы учебы в Школе-студии МХАТ Женя познакомилась с Константином Градополовым. Красавец-спортсмен и начинающий актер покорил сердце девушки, у пары был продолжительный роман. Но до свадьбы дело не дошло. По некоторым сведениям, вмешалась ревность со стороны Евгении. Но сын Ханаевой, Владимир, в интервью журналу «Караван историй» предположил, что мать утратила духовный интерес к избраннику.

Новым кавалером девушки стал Анатолий Успенский – сын мхатовского главбуха. Парень по приглашению отца провел новогоднюю ночь в театре и встретил там Женю. Она была на 4 года старше Анатолия и, как утверждают представители ее близкого окружения, взяла ситуацию в свои руки.

Евгения Ханаева, Анатолий Успенский и их сын Владимир

Вскоре пара объявила родителям о желании пожениться. Эту новость обе стороны встретили с неприязнью. Ханаевы возмущались, что парень им не ровня, Успенские тоже заявили, что хотели бы видеть другую невестку. Так или иначе, Евгения уже ждала ребенка, и пара сыграла свадьбу. После рождения сына Володи родители Ханаевой разменяли свою большую квартиру, и молодые переехали в новую — на площади Восстания.

Лев Иванов и Евгения Ханаева

Казалось бы, семейная жизнь актрисы была крепкой и размеренной, но в судьбе Евгении Никандровны случилась поздняя любовь. Во МХАТ пришел новый актер – 47-летний красавец Лев Иванов, который и стал последним увлечением Ханаевой. Мужчина тоже был женат, но не мог оставить психически больную, прикованную к постели жену. А вот актриса проявила характер и ушла от мужа, оставив ему сына-девятиклассника.

Мать с сыном не общались 17 лет. Женщина позвонила Владимиру и наладила с ним отношения только накануне своей операции, после которой уже не пришла в себя.

Смерть

В середине 80-х годов Евгения Никандровна – страстная любительница вождения и быстрой езды – попала в небольшое ДТП: сильно затормозила на красный, отчего голова резко дернулась назад. После этой аварии актрису стали мучить дикие головные боли. Оказалось, что поврежденный позвонок врезался в основание черепа, это стало причиной развития опухоли мозга.

Могилы Евгении Ханаевой и ее отца

В октябре 1987 года Ханаева решилась на сложнейшую операцию. Нейрохирург Эдуард Кандель сразу предупредил пациентку, что возможен летальный исход. Но артистка была уверена, что все пройдет благополучно. Пробыв несколько дней в коме, Евгения Ханаева умерла, не приходя в сознание. Смерть наступила 8 ноября 1987 года.

Актриса так и не узнала, что ей было присуждено звание народной артистки СССР. Могила артистки находится на Введенском кладбище Москвы.

Фильмография

  • 1970 – «Эксперимент»
  • 1972 – «Монолог»
  • 1974 – «Странные взрослые»
  • 1976 – «Розыгрыш»
  • 1977 – «По семейным обстоятельствам»
  • 1979 – «Москва слезам не верит»
  • 1980 – «Старый Новый год»
  • 1981 – «Куда исчез Фоменко?»
  • 1982 – «Однолюбы»
  • 1982 – «Берегите мужчин!»
  • 1983 – «Воробей на льду»
  • 1983 – «Безумный день инженера Баркасова»
  • 1984 – «Блондинка за углом»
  • 1987 – «Так победим!»

Используемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/25273-evgeniia-khanaeva.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116