Кора Ландау-Дробанцева

К показу на Первом канале готовится фильм «Мой муж — гений», снятый по книге жены Ландау Коры и вызвавший резко негативную реакцию всех тех, кто знал академика.

В январе этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Льва Ландау. Его называют самым блестящим российским ученым XX века, создателем лучшей в мире школы физиков-теоретиков. Ландау — лауреат Нобелевской премии и многих других престижных научных наград, член многих иностранных академий.

В честь юбилея ученого в ведущих научных центрах России и других стран прошли крупные конференции, где обсуждался вклад Ландау в мировую науку.

Свой «подарок» великому физику сделали и российские кинематографисты. Сейчас готовится к показу на Первом канале телевидения фильм «Мой муж — гений», снятый по книге жены Ландау Коры «Академик Ландау. Как мы жили». Она вышла в 1999 году, через несколько лет после смерти автора, и была крайне негативно встречена в научной среде. И вот теперь сугубо личные отношения двух людей выносятся на суд миллионов.

Президиум РАН уже выразил возмущение этим творением и обратился к руководителю Первого канала Константину Эрнсту с просьбой снять ленту с эфира. Академиков возмутила интерпретация жизни ученого. Однако на ТВ заявили: картина выйдет на экран, чтобы зрители сами определили свое отношение к ней. Особо подчеркивается, что «авторы руководствовались любовью к Ландау, а также к его жене».

В чем выражается эта любовь, нам еще предстоит увидеть. А пока корреспондент «РГ» обратился к самым близким Льву Ландау людям, а также к тем, кто был вхож в его дом, с вопросом: каким он был в кругу семьи и в отношениях с женой?

Майя Бессараб, племянница жены Ландау, многие годы бывшая для него одним из самых близких людей. Она — автор книги «Ландау», которая была в свое время бестселлером. Сейчас живет в Лондоне:

— Первые слова, которые сразу приходят на ум, когда вспоминаешь Льва Давидовича, — это остроумный, добрый и простой. А еще у него была железная сила воли, чему поражались его ученики. Он мне рассказывал, как ее воспитал. В юности был момент, когда хотел покончить с собой. Молодой человек вдруг счел, что жизнь не удалась. Спасла книга «Красное и черное». Он сказал себе: если герой романа Жюльен Сорель мог изменить судьбу, почему я не могу? И стал работать над собой. Вначале ставил самые простые задачи: ты любишь поспать, так поднимайся рано по будильнику. Ты робок и застенчив, так подойти к солидному господину на улице и спроси, почему вы носите бороду. И так каждый день: задания, задания, экзамены, проверки. Именно тогда он дал себе слово, что никогда не выпьет ни глотка спиртного, не будет курить и никогда не женится. Кстати, в молодости он никого так не боялся, как девушек.

Когда Ландау преподавал в Харьковском университете, он пришел на выпускной вечер и попросил познакомить с самой красивой девушкой. Это была Кора. Они очень понравились друг другу. Так начались их отношения. Они были почти ровесники. Кора была его первая любовь и первая женщина. Она хотела иметь семью и детей, но он сказал, что дал себе клятву никогда не жениться. Время шло, он уехал в Москву, они переписывались, изредка встречались. Эта неопределенность в отношениях очень беспокоила Кору. Тогда она сказала: давай поженимся, чтобы мое положение в семье и в обществе стало понятным. Для всех я буду считаться твоей женой, но фактически ты останешься холостяком. Это было единственное решение, ни на что другое он бы никогда не согласился. Более того, Кора поклялась, что никогда не изменит этот договор. И даже расписалась кровью.

И более десяти лет он ее безумно любил, и ей в голову не приходило, что это не навсегда. А потом что-то изменилось, в доме стали появляться девушки. Был, в частности, такой эпизод. Ландау привел в дом девушку, а Кора спряталась в шкафу. Он открыл дверь шкафа, увидел ее и закрыл на ключ. Она мне позвонила на следующее утро и все рассказала. Ландау проводил девушку, выпустил Кору, но не стал с ней говорить. Только махнул рукой — уходи. Она подумала, что это конец. Утром вытащила ключ из входной двери, чтобы он не ушел, не поговорив. Но он не хотел. Тогда она сказала, что откроет окно и будет кричать на весь двор. Он ее выслушал, но не хотел прощать. Кора встала на колени. Ландау сказал: ты не имеешь права так унижаться. Они помирились.

Это лакомый кусок, из которого в кино можно сделать захватывающую сцену, где герой выглядит чуть ли не чудовищем. Но что думала об этом сама Кора? Она говорила моей маме: «Я сама во всем виновата. Ведь обещала, что он навсегда останется холостяком. У меня такое чувство, что я обманула ребенка. Ведь он чист как дитя».

Кстати, в своей книге Кора не приводит ни этих слов, ни условий заключенного с Ландау договора, а эпизод со шкафом представлен совсем иначе. Но как без этих деталей можно рассказывать об их жизни, ведь получается схема, а не клубок очень сложных, необычных отношений. Эти люди придумали себе такой странный брак, к нему нельзя подходить с обычными мерками.

Мне звонила знакомая, которая видела фильм «Мой муж — гений», где Ландау представлен чуть ли не как сексуальный маньяк, донжуан. Это же смешно и нелепо. Менее всего он похож на такой персонаж. А вообще число его увлечений можно пересчитать на пальцах одной руки.

Чтобы понять отношение Ландау к женщинам, приведу лишь одну фразу, которую вспоминают его ученики: «Я чемпион, я любил Кору 12 лет». Что это значит? Для него слово «любовь» имело особое значение. Прежде всего это острота чувств. Если она уходила, уходила и любовь. Да, у него были увлечения, но не романы в привычном смысле этого слова, а очень серьезные отношения, где на первом месте была настоящая любовь.

Почему-то многие считающие себя людьми искусства честно признаются, что ничего не понимают в науке, даже бравируют этим. Зато они уверены, что им все ясно в жизни гения, в его семейных отношениях. Но эта сфера в семье Ландау ничуть не проще, чем его наука, потому что в ней было очень много от его необычной натуры. Кстати, он был предельно правдив, любил повторять слова Льва Толстого: главное в жизни — правда.

Чтобы понять и почувствовать этот союз, а потом решиться сделать из него свое произведение, наверное, нужен очень талантливый человек, способный через себя пропустить жизнь этих людей. Но стоит ли вообще в нее вмешиваться?

Игорь Ландау, сын Льва Ландау. Живет и работает в Швейцарии:

— Отец был жизнерадостным, простым человеком с чувством юмора, потому жизнь в нашем доме была легкой. Может, в какой-то степени доставалось моей матери, ведь на ее плечи ложились все домашние и организационные дела, но она с этим справлялась.

Что отец гений, я никак не ощущал. Для меня он был просто отцом. Наверное, потому он меня ничем не поражал. Дома он работал, лежа на диване. Практически никогда — сидя за столом. Выглядело это всегда очень просто — бумага, ручка и какая-нибудь книга или журнал, чтобы удобнее было писать.

Мы с ним обсуждали самые разные темы, ведь он всем интересовался. Очень любил рассказывать об исторических событиях — удивительно хорошо знал историю. Думаю, лучше многих специалистов.

Он был человек очень либеральный, во всяком случае в быту. Я никогда от него не слышал никаких нотаций. Тем более он на меня не давил при выборе увлечений. Одно время я «заболел» химией, думал посвятить себя этой науке, потом стало скучно и занялся физикой.

Что до отношений между родителями, то там существовала полная свобода. Подобная жизнь была не очень простой для моей матери, которая хоть и согласилась с таким положением вещей, но немало от этого страдала.

Отец очень любил все виды искусства, кроме музыки, оперы и балета. Отдавал предпочтение Льву Гумилеву, Константину Симонову, стихотворным переводам Пастернака. Любил живопись и скульптуру. Помню, он восхищался Верой Мухиной, ему нравились деревянные скульптуры Коненкова, с которым был знаком. Однажды он даже взял меня, еще ребенка, к нему в мастерскую.

Борис Иоффе, ученик Ландау, член-корреспондент РАН:

— Думаю, внутренняя скромность, вернее даже робость, по-видимому, были свойством его характера. Он понимал свою слабость, пытался с ней бороться, особенно в юности, но это выливалось в эпатаж. Я согласен с Е.Л. Фейнбергом в том, что у Ландау было как бы две сущности: внешняя — резкая, задиристая, и внутренняя — мягкая, робкая, легко ранимая. С этой двойственностью связаны его отношения с женщинами, описанные (крайне искаженно) в книге его жены Коры. (По-моему, книга отвратительная.) Она представляет Ландау этаким донжуаном, а то и хуже. Мне кажется, хотя она и прожила с Дау много лет, она не смогла разобраться в характере своего мужа. Значительно лучше это сделал А.С.Кронрод (Известный совет ский математик. — Ред.). Однажды он познакомил Ландау с дамой, которая если не была женщиной легкого поведения, то, во всяком случае, была весьма близка к этому определению. Спустя некоторое время Кронрод поинтересовался: «Ну как, удалось у вас что-нибудь с этой дамой?» — «Что вы, — ответил Дау, — она же недотрога какая-то». И Кронрод объяснил эту историю: «Не дама была недотрогой, а Ландау был робок внутренне, и опытная дама сразу это почувствовала».

Сергей Капица, доктор физико-математических наук, много лет знал семью Ландау:

— Честно говоря, не чувствую себя вправе говорить об отношениях в семье Ландау. Но вот на что хотелось бы обратить внимание. Как у всякого человека, у Ландау были странности и слабости. И как у многих гениев, они были выражены ярче, чем у обычных людей. Например, он был резким, прямо говорил все, что думал, не терпел фальши. На двери своего кабинета даже повесил табличку: «Осторожно, кусается». Потом, правда, заменил ее на игрушечного крокодила.

Почему Ландау стал, по сути, иконой для своих учеников? Неужели они не видели его странностей? Терпели его резкость? Конечно, перед его удивительным талантом преклонялись. Самые сложные и запутанные проблемы становились ясными и простыми после того, как за их решение брался Ландау. Но дело не только в этом его даре. Притягивала сама его личность. В нем никто не видел патриарха, это был простой, очень естественный, доступный, жадный до жизни человек с прекрасным чувством юмора. Там, где Ландау, царил дух свободы, равноправия, нравственности. Именно такой набор человеческих качеств наряду с его гениальностью и позволил создать в нашей стране лучшую в мире школу физиков-теоретиков.

И вот за судьбу гения берутся какие-то люди и делают из нее нечто непотребное. Говорят, никто не может запретить свободу творчества. Ну, пожалуйста, если вам так хочется показать, как трудно жить рядом с гением, измените фамилии. Сделайте глубокий психологический фильм, который затронет очень непростую тему. Но для этого надо быть мастерами. Куда проще сделать рейтинг на имени великого человека.

Руководители страны требуют, чтобы наука вывела Россию на передовые позиции в сфере высоких технологий, чтобы мы ушли от сырьевой трубы. Но для этого мало повышать зарплаты ученым. Более того, деньги — не главное. Надо прежде всего повышать престиж научного работника. Телевидение же делает все ровно наоборот, унижая подобными фильмами не только великого физика, но и всех ученых, причем не только российских, но и всего мира. Ведь Ландау — это символ науки.

Кстати

Однажды по просьбе журнала «Советский экран» Ландау написал небольшую статью, что он думает о кино. В частности, он пишет: «… я далек от стремления навязывать свой вкус кому бы то ни было. Могу заверить, что, будь я начальником кинопроката, я охотно выпускал бы на экран даже очень плохие, с моей точки зрения, картины, лишь бы существовала аудитория, которой они доставляли бы радость».

Афоризмы Льва Ландау

У меня не телосложение, а теловычитание!

Женщины достойны преклонения. За многое, но в особенности за их долготерпение. Я убежден, что, если бы мужчинам пришлось рожать, человечество быстро бы вымерло.

Если бы у меня было столько забот, сколько у женщины, я бы не мог стать физиком.

Новая теория начинает господствовать, когда вымрут сторонники старой.

Главное в физике — это умение пренебрегать!

Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт — простые вещи сложными.

Произведение оптимизма на знание — величина постоянная.

Подготовил Юрий Медведев

Между тем

Илья Хржановский продолжает снимать фильм о Ландау. Съемки, начатые в Петербурге и Харькове, продолжатся в Копенгагене и Москве. В сценарии фильма использованы материалы из опубликованной в 1999 году книги воспоминаний «Академик Ландау. Как мы жили» вдовы физика Коры Ландау-Дробанцевой. Над сценарием фильма работали несколько авторов, среди них известный писатель Владимир Сорокин.

«Безусловно, я не буду смотреть на моего героя глазами его вдовы. Ее мемуары — только часть материала к картине. Я много работал с архивными документами. Мне бы хотелось построить фильм по принципу «Расёмона»: взгляд на одну личность с различных точек зрения», — поясняет Илья Хржановский. «У нас дома была книга о Льве Ландау, которую я читал в детстве. Потом я прочел мемуары Коры. Книга произвела на меня сильное впечатление: появились желание и внутренняя необходимость сделать фильм об этом человеке и о его эпохе».

Хржановский подчеркивает, что не собирается снимать биографическую кинодраму о жизни гениального физика и прародителя ядерной бомбы. Скорее, история жизни Дау для режиссера — аллегория личностной свободы, судьбы и выбора. Работа над фильмом пройдет в Харькове, где в 1932 году Ландау после учебы в Копенгагене у Нильса Бора возглавлял теоретический отдел физико-технического института.

Готовясь к съемкам «Дау», Хржановский прочел такое количество уникальных архивных документов, что решил вместе с художественным сделать и документальный фильм об ученых-физиках и диктатуре.

«В истории Ландау поражает то, как гений, практически «инопланетянин», занятый исключительно абстрактными, теоретическими научными проблемами, попал в жернова государства и был вынужден делать выбор между гибелью и служением режиму», — говорит режиссер.

«К концу тридцатых годов жизнь Харькова была раздавлена катком сталинского террора: 200 тысяч человек, четверть населения города, были репрессированы. В 1937 году Ландау с коллегами написал листовку, в которой назвал Сталина фашистом. Представляете! Во времена, когда за неудачный каламбур вели на расстрел, Ландау оставили в живых. Сталин не мог уничтожить его, потому что это был единственный физик в стране, способный решать задачи ядерных исследований. Ландау посадили, но в 1938 году выпустили по ходатайству Капицы. До самой смерти в 1968 году Дау работал в Институте физических проблем у Капицы».

«Ландау принадлежал к десятке гениев XX века, которые изменили картину мира», — говорит Хржановский.

Подготовила Алена Карась

ОбществоНаукаКультураКино и ТВЛев Ландау: правда и мифы

Биография

Спутницы жизни гениев нередко вызывают неприятие у коллег и поклонников талантливых мужей. Марина Цветаева обвиняла Наталью Гончарову в гибели Александра Пушкина. «Битлы» винили Йоко Оно в отходе Джона Леннона от творчества. Физики, дружившие со Львом Ландау, считали, что вдова академика Кора Ландау-Дробанцева в мемуарах оболгала не только их, но и своего гениального супруга.

Детство и юность

Сведений о детстве и ранней биографии Коры Терентьевны крайне мало. Будущая жена Льва Ландау родилась в 1910 году в Киеве, однако многие знакомые, восхищавшиеся молодостью супруги физика в 50-е и 60-е годы XX века, сомневались в подлинности даты рождения дамы.

Опубликовано Эвелиной Аванесовой Суббота, 15 июня 2019 г.

Кора Ландау-Дробанцева в молодости

У Конкордии (таково полное имя женщины) была старшая сестра Вера. Племянница Коры Майя Яковлевна Бессараб, профессиональная писательница, опубликовала несколько книг как о великом дяде, так и о Владимире Дале, Василии Жуковском, Оскаре Уайльде.

После окончания школы Конкордия поступила в Киевский политехнический институт. Сейчас вуз называется Национальный технический университет Украины и носит имя Игоря Сикорского. Однако вскоре Дробанцева была вынуждена переехать в Харьков: в Киеве девушку преследовал поклонник, угрожавший застрелить красавицу, если она не выйдет за него замуж. Во втором по величине украинском городе Кора стала студенткой химического факультета университета.

Личная жизнь

Кора и Лев познакомились в 1934 году на выпускном вечере девушки. До получения диплома студентке и ее однокурсникам оставался год, но молодые люди прощальным балом отмечали завершение аудиторных занятий и начало преддипломной практики.

Юный физик не любил танцевать, но, потрясенный красотой Коры, не отходил от девушки весь вечер, осыпал комплиментами и остроумно шутил. Сохранившиеся фото подтверждают, Кора была настоящей красавицей.

До встречи со Львом Давидовичем Дробанцева успела побывать замужем, причем не за киевским ухажером, который вскоре после отъезда девушки застрелился, а за другим мужчиной. Первый брак Коры продлился полгода и распался из-за измен мужа.

Опубликовано Музей історії ХНУ імені В. Н. Каразіна Среда, 3 января 2018 г.

Кора Ландау-Дробанцева и Лев Ландау

В отличие от Дробанцевой личная жизнь молодого заведующего кафедрой физики Харьковского машиностроительного института Ландау до их знакомства носила чисто теоретический характер. Талантливый юноша был девственником, давшим себе три обещания — никогда не пить, не курить и не жениться. В свете этих обстоятельств воспоминания Конкордии Терентьевны о том, что после первого поцелуя со Львом Давидовичем она потеряла сознание, вызывают некоторое недоверие.

Когда от поцелуев влюбленные перешли к более интимным ласкам, выяснилось, что у Ландау есть физиологический дефект, препятствующий близости с женщиной. Проблема решилась при помощи небольшой операции, но вскоре Лев, предпочитавший, чтобы его называли Дау, поразил Кору своей теорией.

«Брак не имеет отношения к любви, а ревность — самое отвратительное чувство. Любящие люди должны радоваться удачам друг друга на интимном фронте или по меньшей мере заключить пакт о ненападении».

К реализации теории на практике Дау перешел через 12 лет после знакомства, когда Кора была беременна. Незадолго до рождения сына Игоря Ландау и Дробанцева оформили брак в загсе, но через супружескую постель потянулась вереница любовниц физика. По словам Коры, муж требовал от нее приготовить ужин и комплект чистого постельного белья и уйти на время любовного свидания из квартиры. Так мужчина компенсировал свою сдержанность в молодости.

При этом Лев Давидович не переставал восхищаться красотой Коры и признаваться женщине в любви. Дау хотел, чтобы супруга также завела любовника или любовников, но, по утверждению Дробанцевой, она любила только мужа, мысль об измене ей была противна, а похождения физика приносили страдания.

Творчество

Мемуары «Академик Ландау: как мы жили» Конкордия Терентьевна писала на протяжении 10 лет после смерти мужа. Кончине Льва Давидовича предшествовали 6 лет физической беспомощности. За 2 недели до своего 54-го дня рождения академик попал в автокатастрофу.

59 суток Дау провел в коме. Затем сознание начало возвращаться к физику. Лев стал совершать поступки, которые его коллеги расценивали как признаки безумия, а супруга — как проявление прежнего гениального интеллекта. Так, академик захотел вступить в Коммунистическую партию, которую прежде презирал. Узнал Конкордию, а любовнице, прорвавшейся в палату, сказал, что впервые в жизни ее видит.

В книге Дробанцева обвиняет советских медиков в некомпетентном лечении супруга. Досталось и друзьям Дау. Ученику и соавтор Евгению Лифшицу Конкордия приписала воровство как научных идей, так и личных вещей Льва Давидовича. Петра Капицу, вытащившего в 30-х годах XX века Дау из сталинских застенков, Кора назвала «кентавром (получеловеком-полускотиной)».

Опубликовано Book24.ru: Интернет-магазин издательской группы Эксмо-Аст Понедельник, 17 июня 2019 г.

Кора Ландау-Дробанцева и сын Игорь Ландау

Публикация мемуаров Дробанцевой, содержащих массу физиологических подробностей интимной жизни и болезни гения, возмутила коллег Льва Давидовича. Советские физики ратовали за уничтожение экземпляров книги, распространявшихся при помощи «самиздата».

По мнению поэта и критика Виктора Топорова, Дробанцева — единственный автор, которому удалось написать постмодернистский, интерактивный роман, произведение, с каждой строчкой которого читателю хочется спорить. Даже икона постмодернизма — британский прозаик Джулиан Барнс — преуспел в этом жанре меньше.

К 100-летнему юбилею Ландау на основе мемуаров Дробанцевой режиссер Татьяна Архипцова сняла картину «Мой муж — гений». Дау в фильме сыграл Даниил Спиваковский, Кору — Ксения Громова. Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург назвал ленту лживой.

В 2019 году режиссер Илья Хржановский завершил проект «Дау», съемки которого длились более 10 лет. В отличие от фильма «Мой муж — гений» «Дау» представляет разные взгляды на биографию академика. В картине, кроме профессиональных артистов, например, Радмилы Щеголевой, создавшей образ Коры Ландау-Дробанцевой, снимались российские и украинские знаменитости. Так, Петр Листерман перевоплотился в корреспондента газеты «Правда», а скинхед Тесак (Максим Марцинкевич) — в комсорга.

Смерть

Конкордия Терентьевна скончалась в 1984 году. Прах женщины похоронили рядом с могилой мужа на Новодевичьем кладбище. В 2011-м рядом с родителями нашел последний приют Игорь Львович Ландау, причиной смерти которого стал рак мозга. Памятник на семейной могиле выполнен скульптором Эрнстом Неизвестным.

Используемые источники:

  • https://rg.ru/2008/10/30/landau.html
  • https://24smi.org/celebrity/122267-kora-landau-drobantseva.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116