Содержание
Биография
Первое обидное прозвище Скоморох, которым в детстве Махмуда Эсамбаева наделили соседские мальчишки за его увлечение, со временем перекрыли новые, громкие, заслуженные Король танца и Гений танца. Про таких, как он, говорят, что они рождаются раз в сто, а то и тысячу лет – с необычайным даром, в течение жизни доведенным до совершенства.
Детство и юность
В самой середине июля 1924-го в многодетной семье Алисултана и Бикату родился сын Махмуд, с ранних лет страстно полюбивший танцевальное искусство. Позднее в родном чеченском селе Старые Атаги без него не обходилась ни одна свадьба. Однако мужская половина семейства восторга от его способностей не разделяла – не подобает, дескать, настоящему джигиту заниматься подобным.
Но Махмуд не сдавался, терпя насмешки братьев и гнев отца, выражавшийся в побоях, запирании в доме и спрятанной одежде. Поддерживали мальчика только матери – биологическая, а затем и вторая, «еврейская», Софья Михайловна из Одессы, звавшая ребенка Мойше.
«Её и только её я всегда называю мамой. Она говорила: «Ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: «Вы видели, как он танцует бразильский или испанский танец?». О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец». В те годы, когда не поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: «Как вам разрешили еврейский танец?». Я отвечал: «Я сам себе разрешил», – делился воспоминаниями прославленный артист балета.
Окончив 6 классов, подросток гастролировал по республике в труппе цирка-шапито. Существует легенда, что номер юного Эсамбаева увидела сама Любовь Орлова, предрекшая звездное будущее.
В 15 лет, несмотря на преграды, Махмуд поступил в хореографическое училище в Грозном, параллельно попал в государственный ансамбль песни и пляски. Через год началась война, и Эсамбаев, уйдя защищать родину, не оставил любимое занятие и на фронте – выступал перед солдатами, стараясь поднять боевой дух и вдохновить на победу.
Именно там, после ранения ноги осколком снаряда, разорвавшегося возле сцены, прозвучали страшные слова хирурга о том, что о призвании ему нужно забыть. Но в очередной раз Махмуд доказал, что предсказаниям, где ему необходимо отказаться от искусства, сбыться не суждено.
В 1943-м перед его невероятной пластикой и талантом не устоял Пятигорский театр, где были предложены не одна роль, а сразу несколько. Маститые артисты уважали своего молодого коллегу, а вот его непокорный характер не всегда радовал начальство, однажды сославшее Эсамбаева в далекий аул на сплав леса. Здесь он чуть не погиб, но все обошлось благодаря стараниям очарованной местной публики и сослуживцев.
Вскоре началась депортация ингушей и чеченцев, унесшая многие человеческие жизни. Верный сын своего народа Эсамбаев, отказавшись от заманчивого предложения остаться, отправился вслед за остальными. Новая страница творческой биографии открылась в Киргизии, где Махмуд сначала преподавал танцы, а затем виртуозно исполнял композиции на сцене местного театра.
Танцы и фильмы
С его появлением киргизская хореография преобразилась, наполнилась национальным колоритом. Помимо этого, артисту доверяли главные партии в ведущих балетах. Танцы народов мира стали визитной карточкой Эсамбаева, упорствовавшего в достижении поставленных целей и доводившего свою технику до совершенства.
В зрительном зале отдельное место неизменно принадлежало матери Махмуда Софии. Как-то раз женщина заметила, что ему, в отличие от других исполнителей, не подносят цветы после выступлений. Узнав у Махмуда, что так делают родственники артистов, она потратила свои сбережения на возможность доставить сыну радость.
«Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю: «Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать. «Мойше, я не вставала. Я не могу встать». «Откуда же цветы?». «Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами», – говорил он.
С 1957-го Махмуд – солист Чеченской филармонии, а через два года он отправился в Москву и за рубеж, где ему неизменно рукоплескала восхищенная публика. По возвращении он воплотил в жизнь идею создания собственного коллектива, а также программу, где единолично исполнял национальные танцы. Любимым номером после, конечно, лезгинки, стал 9-минутный индийский «Золотой бог», который танцор выучил поистине молниеносно – за 20 дней.
Публика, критики и жюри многочисленных конкурсов сходили с ума по Эсамбаеву. Не остались в стороне и кинорежиссеры, приглашавшие прославленного танцора в собственные фильмы (всего их набралось 13). Дебют в кинематографе как актера и автора сценария состоялся в космическом 1961 году. Позднее в «Земле Санникова» Махмуд Алисултанович перевоплотился в шамана, способного движениями тела отпугнуть главных героев.
Колоритная внешность кавказской знаменитости не давала покоя противоположному полу. Ямочка на подбородке, осанка и выправка приковывали взгляд, а, как писали восторженные СМИ, о талии в 47 см при росте 182 см и весе 65 кг мечтали, пожалуй, все французские модели.
По окончании активной трудовой деятельности Эсамбаев пребывал на посту народного депутата в течение 35 лет и за это время успел помочь практически каждому обратившемуся к нему, содействовал строительству культурных центров.
Личная жизнь
В отличие от отца, женившегося 11 раз, Махмуд отличился постоянством в личной жизни. Он выбрал себе единственную любимую женщину, армянку по национальности и доктора по специальности Нину Ханумянц, с которой был знаком с 17 лет. Поначалу «еврейская мама» не одобряла выбор обожаемого сына, но, как только невестка подарила ей внучку Стеллу, в доме поселились любовь и дружба.
По воспоминаниям дочери, мать, как и полагалось верной жене, всегда оставалась в тени знаменитого мужа, незримо оберегала и участвовала в его становлении, оказывая колоссальную поддержку и понимание.
«На самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой», – добавляла Стелла Махмудовна.
Отношение к Эсамбаеву властей символизирует интересный факт: ему единственному позволили сделать фото на паспорт, не снимая любимой папахи.
Смерть
Сложилось так, что в православное Рождество покинули земной мир два великих гения: 6 января 1993-го после продолжительной болезни ушел Рудольф Нуреев, а 7 января 2000-го – Махмуд Эсамбаев. Причина смерти — онкологическое заболевание и инсульт, случившийся за 3 года до кончины. Однако родные считали, что ее приблизили постоянные переживания за солдат, гибнувших в ненавистной братоубийственной чеченской войне.
Могила талантливейшего деятеля искусств, организатора благотворительного фонда, обожавшего детей, чей портрет написал сам Пикассо, находится по его завету на Даниловском кладбище. Хотя правительство настаивало на Новодевичьем, возле Галины Улановой и Бориса Брунова.
Фильмография
- 1994 – «Зов предков. Великий Туран»
- 1994 – «Увертюра»
- 1988 – «Дорога в ад»
- 1984 – «Репортаж из бездны»
- 1983 – «Приключения маленького Мука»
- 1976 – «Честное волшебное»
- 1976 – «Пока бьют часы»
- 1975 – «На край света…»
- 1973 – «Земля Санникова»
- 1972 – «Вино из одуванчиков»
- 1968 – «Лебединое озеро»
- 1962 – «Я буду танцевать»
- 1961 – «В мире танца»
Награды и звания
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за выдающийся вклад в развитие искусства танца
- Орден Дружбы народов за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность
- Орден Отечественной войны II степени
- Три ордена Трудового Красного Знамени
- Герой Социалистического Труда (орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот»)
- Народный артист СССР
- Народный артист Киргизской ССР
- Народный артист РСФСР
Память
В честь М. А. Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 года Л. И. Черных.
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/26437-makhmud-esambaev.html