Содержание
Биография
Этого замечательного артиста и сегодня любят и помнят во всех уголках бывшего Советского Союза. Сыгранный им старшеклассник Костя Батищев из культовой ленты «Доживём до понедельника», романтичный Арамис из «Д’Артаньян и три мушкетёра» и благородный царский офицер Владимир Данович из «Государственной границы» навсегда полюбились зрителям. Эти картины и сегодня с удовольствием пересматривают. И мало кому верится, что Игоря Владимировича Старыгина уже несколько лет как нет среди живых.
Детство и юность
Игорь Старыгин родился в июне 1946 года в столице. Жил в коммуналке на знаменитой Плющихе. В его семье людей искусства не было. Дед в прошлом служил в НКВД, отец работал в гражданской авиации, а мама продавала билеты в театральной кассе.
Отца Игорь не помнил – тот бросил семью, когда сыну не было и года. Наибольшее уважение у него вызывал единственный мужчина в доме – дедушка, хотя многие его побаивались. Мальчик знал, где хранится оружие деда и частенько его вытаскивал из тайника, чтобы полюбоваться.
Игорю Старыгину, как и многим мальчикам его возраста, хотелось быть мужественным и таинственным героем. Поэтому за образец и был взят любимый дед, а будущей профессией Старыгин-младший выбрал профессию разведчика. Парень перечитал десятки детективов и с упоением пересмотрел все фильмы, где были в наличии герои без страха и упрёка.
В 5 классе Игорь отправился в театральную студию, которую посещали многие одноклассники. Скорей всего, он пошел туда «за компанию». Но потом ему понравилась праздничная атмосфера, царившая перед каждой премьерой. Парень с удовольствием мастерил декорации и наблюдал, как девочки создавали из кусков ткани театральные костюмы. А вот на сцену он вовсе не стремился, ведь планировал поступать на юридический факультет МГУ.
После окончания школы бывшие одноклассники Игоря Старыгина, с которыми он сдружился в театральной студии, отправились поступать в ГИТИС. Профессия актёра на тот момент была особенно «модной». Экзамены в этот вуз начинались в мае. А вот экзамены в МГУ – в середине лета.
И снова сработал «стадный инстинкт»: Старыгин отправился поступать «за компанию» в ГИТИС. Как оказалось, огромный конкурс прошёл он один из всей компании. Потраченные усилия и сотни несчастных абитуриентов, оставшихся позади, убедили Игоря Старыгина не сходить из этой дороги. Так решилась его судьба. В ГИТИСе москвич попал на курс к талантливому наставнику Василию Александровичу Орлову. В 1968 году студенту вручили диплом о высшем театральном образовании.
Фильмы
Кинематографическая биография Игоря Старыгина началась малоизвестной картиной «Возмездие» режиссёра Александра Столпера. В этом фильме студент-второкурсник Старыгин снялся «нелегально». Ведь студентам ГИТИСа запрещалось сниматься в кино до окончания учёбы. Но это ослушание прошло незамеченным: по политическим мотивам картину положили «на полку».
Но следующую работу в кино скрыть оказалось невозможно. Ведь это был культовый советский фильм «Доживём до понедельника». Станислав Ростоцкий поначалу отказал ребятам из ГИТИСа, которые пришли на пробы. Но вскоре Игорю Старыгину позвонили и попросили прийти на утверждение.
Так зрители впервые увидели молодого артиста, появившегося в картине в образе старшеклассника Кости Батищева. Эта роль принесла Старыгину узнаваемость. Ведь фильм по опросу журнала «Советский экран» был объявлен лучшим в 1968 году.
В том же году Игорь Старыгин, окончив ГИТИС, устроился на работу в ТЮЗ. В этот период – 1970-е – он много снимался. В 1969-ом вышло сразу две заметные картины с его участием: драматический детектив Бориса Волчека «Обвиняются в убийстве» и знаменитая приключенческая картина «Адъютант его превосходительства».
Роль Норбера Де Ля Моля в драматической ленте «Красное и чёрное», хотя и была отрицательной, принесла Старыгину огромную популярность. Армия поклонниц артиста умножилась в несколько раз. Его заваливали письмами, а толпы поклонниц заставляли скрываться через «чёрный выход» театра.
Но трудно себе даже представить, во сколько раз выросла популярность актёра после его появления на экране в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». Красавец-аристократ Арамис – это звёздная роль Старыгина. До неё, и особенно после, актёр сыграл ещё много прекрасных ролей, но повторить эту популярность было невозможно.
Мало кому известно, что режиссёр планировал на роль Арамиса взять Александра Абдулова. Но Михаил Боярский, уже утверждённый в роли Д’Артаньяна, предложил Юнгвальд-Хилькевичу посмотреть фильм «Адъютант его превосходительства», который как раз транслировался.
Когда режиссёр увидел Старыгина с его врождённой аристократичной внешностью, тонкими пальцами и голубыми глазами, без раздумий взял в свой проект. Как позже поделился Вениамин Смехов, сыгравший мушкетера Атоса, хрупкость и ранимость Арамиса, с которым долгое время отождествляли Игоря Старыгина, иногда были обманчивыми. В целях самозащиты он мог отпускать такие едкие колкости, что даже заработал кличку «гюрза».
В 1980-е вышли 1 и 2 фильмы «Государственной границы», где Игорь Старыгин появился в образе белого офицера Владимира Дановича. Картина чрезвычайно понравилась зрителям, хотя могла задержаться «на полке» на долгие годы, а может и десятилетия.
По каким-то причинам чиновники, просмотревшие фильм перед его утверждением, запретили его. И лишь знакомство режиссёра с Галиной Брежневой спасло ситуацию. Леонид Ильич Брежнев дал «добро» на показ. Кроме названной картины, успешной можно назвать ещё одну, вышедшую в 1980-х. Это приключенческий фильм «Слушать в отсеках».
Более «урожайным» это десятилетие оказалось для театральной работы Игоря Владимировича. В ТЮЗе он трудился до 1983-го. Затем перешёл в театр-студию «У Никитских ворот» к Марку Розовскому.
Позже выступал на подмостках театра имени Моссовета, куда Старыгина позвал сам Юрий Завадский. Актёр навсегда запомнил те невероятные эмоции, которые пережил, выходя на одну сцену с такими легендами, как Фаина Раневская и Ростислав Плятт.
Главными фильмами 1990-х были картины Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». Больше Игоря Старыгина не звали сниматься. Да и здоровье ему не позволяло: в то время он перенёс несколько тяжёлых операций.
В последние годы жизни, в 2000-х, после длительного перерыва Игорь Владимирович Старыгин снова вернулся на экраны. Его позвали в сериал «Кодекс чести», где он появился в роли банкира Мамаева. Потом были сериалы «Козлёнок в молоке» и «Потерявшие солнце».
Актёр никогда не был «пробивным». Он не выпрашивал роли и ничего не требовал. Эта скромность вкупе с «невостребованной» аристократичной внешностью стали причинами редкого появления Игоря Старыгина на экране.
Личная жизнь
Среди предков Игоря Старыгина аристократов не было. Тем не менее, его внешность, необыкновенная красота, благородные черты лица и рост словно были «списаны» с портретов позапрошлого столетия. Поэтому его обожали женщины. Он действительно был благороден и деликатен, никогда не хамил, был неспособен на подлые поступки.
Наверное, по этой причине его любимые женщины, а их у Старыгина было немало, никогда не таили на него зла. После расставания с женами, их у Игоря Владимировича было 5, он сохранял добрые отношения. Даже дружил семьями.
Первый раз он женился ещё в институте. Его супругой стала однокурсница Людмила Исакова. Родители девушки – очень обеспеченные люди – справили им роскошную свадьбу. Но брак продержался лишь год.
Второй женой Игоря Старыгина стала его коллега Мика Ардова, с которой он познакомился в ТЮЗе. Когда они поженились, у Мики уже было двое детей – дочери от первого брака (в том числе известная актриса Анна Ардова). А в 1978-ом у них родилась дочь Настя. Пара прожила вместе 12 лет.
Но это был именно тот период, когда популярность артиста была в зените. «Арамис» не смог избежать соблазна, а Мика его не простила. Они расстались. Позже знакомые актёра говорили, что именно эту семью Игорь Владимирович считал настоящей. Ведь в ней появилась его единственная дочь.
Личная жизнь Игоря Старыгина ещё не раз делала «зигзаги». Впоследствии он ещё не раз женился. Третьей супругой артиста была балерина. Четвёртой – продюсер. Пятая и последняя, с которой Игорь Владимирович прожил последние дни своей жизни, была Екатерина Табашникова – фотожурналистка газеты «Собеседник».
Смерть
Жена была ангелом-хранителем актёра. Он даже называл её святой. Екатерина ухаживала за ним после болезни и – кто знает? — может, если бы не её забота, Старыгин умер бы гораздо раньше.
Игоря Старыгина не стало 8 ноября 2009 года. Он так и не пришел в сознание после тяжёлого инсульта. Пролежав в коме много дней, он тихо ушел. Ему было всего 67 лет.
Похоронили артиста на Троекуровском кладбище.
Фильмография
- 1968 — «Доживём до понедельника»
- 1976 — «Красное и чёрное»
- 1978 — «Д’Артаньян и три мушкетера»
- 1980 — «Государственная граница»
- 1985 — «Слушать в отсеках»
- 1985 — «Змеелов»
- 1992 — «Мушкетеры двадцать лет спустя»
- 1993 — «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя»
- 2002 — «Кодекс чести»
- 2003 — «Козлёнок в молоке»
- 2004 — «Потерявшие солнце»
- 2009 — «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини»
Последнее обновление материала — июнь 2016 года
«Я умер…» В нищей квартирке с голыми стенами. Без ролей, спектаклей, поклонников. Исполосованный шрамами не от ударов шпаги — от операций. Прикованный одиночеством к телефону: вдруг кто-нибудь позвонит? Не выходя из дома, боясь пропустить этот звонок…
Статья по темеКапитан «Мушкетёров». Георгий Юнгвальд-Хилькевич и его шедевры
«Один без всех и все без одного», — говорил про него артист Владимир Балон, командир гвардейцев кардинала де Жюссак из «Мушкетёров».
Все без одного: из легендарной четвёрки Арамис ушёл первым, вскоре после выхода на экраны «Возвращения мушкетёров», в котором его герой был убит в первых сценах. Один без всех он остался гораздо раньше.
«Я умер…» — это слова Игоря Старыгина из интервью летом 2000 г., первого за многие годы. Статью организовала Катя Табашникова, фоторедактор популярного еженедельника. Тридцать лет назад в Арамиса была влюблена четверть девчонок её класса. А в 2000 г. она случайно увидела Старыгина на концерте Шифрина. Подошла: «Что-то давно вас не видно…» Интервью брал лучший журналист. Фотографию делал лучший фотограф. Эту фотографию Катя Табашникова-Старыгина поставила на свежий холмик могилы в день похорон — в ноябре 2009 г. Его пятая жена. Его последняя любовь.
Тридцать лет спустя
Костя Батищев из «Доживём до понедельника», белый офицер в «Госгранице», младший адъютант его превосходительства, красавец Арамис — после этих ролей он должен был взлететь, как ракета. Но аббат-мушкетёр так навсегда и остался его главной ролью, набившей оскомину: он так устал от него, что в конце концов смирился… — Согласие на съёмки в «Возвращении мушкетёров» в 2008 г. он, да и все они — Атос, Портос и д’Артаньян, — дал только ради одного: ещё раз, последний, сыграть всем вместе. И в первый же день снимали сцену смерти Арамиса… — рассказывает Катя. — Этот фильм Игоря и убил. Режиссёр не выполнил обещания дать ему озвучить себя самому. Как и в предыдущих фильмах, его озвучивал Ясулович. Муж страшно переживал, молча. Махнул на себя рукой. Перестал лечиться. А может, просто не хотел тратить время на больницы. Незадолго до смерти у него наконец появилась роль в театре, он набрал курс студентов…
Статья по темеАтос, Портос и Жигунов. В прокат вышла новая версия «Трёх мушкетёров»
В нём была эта голубая кровь, это невероятное чувство собственного достоинства — даже посреди ободранной квартирки, в которую его выселила четвёртая жена. Когда я впервые перешагнула этот порог, обомлела… Не должен был такой артист жить в такой нищете! Когда развалился Союз, умерли одновременно театр и кино, Старыгин был на самом пике, в расцвете лет! И вдруг ничего не стало. Он тяжело переживал свою ненужность. Пришла болезнь. Он падал в обмороки, ноги болели так, что не мог даже подняться на сцену… Но на все выпады судьбы отвечал: «А я всё равно всех вас люблю».
После его смерти врачи сказали, что Старыгин должен был умереть ещё в 2000-м. Нервы, сосуды, атеросклероз. И удивились, что протянул так долго.
А он тогда встретил Катю. Единственную не бросившуюся на шею, оттолкнувшую после первого поцелуя. «Я одна, он один — мы никому не сделаем больно…» — билась мысль. А ведь в редакции Катю боялись за крутой нрав, жёсткий и решительный характер — «даже репортёры, не раз побывавшие в горячих точках», сказал про неё коллега Дмитрий Быков. Встреча изменила обоих.
Безымянная звезда
— Я специально купила машину, чтобы возить мужа. Выбросила его старый телефон с диском и заменила на кнопочный — он заплакал, увидев… Мы купили на Птичьем рынке кошку Клюшу: он её обожал…
Она завесила пустые стены его фотографиями, в дом стали приходить гости, и чаще всех де Жюссак. Она угощала их помидорами, которые сама мариновала… Старый знакомый, увидев их вместе, сказал ему: «Слава Богу, с тобой земная женщина».
— Взялись за его здоровье — стали регулярно ложиться «капаться» в хорошую больницу, чистить сосуды, купили дорогие лекарства, ему стало легче, он начал играть в театре, у него наконец появилась роль, о которой он действительно мечтал, — учитель Удри в «Безымянной звезде». Он грезил этой работой. А я сидела в зале и гордилась им. Она стала другой. Терпеливой.
— Наше счастье выглядывало на мгновения, как выглядывает из-за туч солнце… Счастьем была наша свадьба — я впервые выходила замуж в 41 год. Счастьем был его 60-летний юбилей, который он отказывался отмечать, но я заставила: ресторан, гости, он подъехал на запряжённом лошадьми кабриолете и, потом, дома, в лифте, где мы не помещались из-за пакетов с подарками в руках, крепко обнял — и вдруг такая редкая минута: «Спасибо, я тебя люблю»… Жизнь с ним была трудной жизнью, но, когда он, засыпая, сопел и Клюша похрапывала у нас в ногах, я тихонько смеялась: вот оно, счастье.
Статья по темеНевинного не забыли: На могиле народного артиста СССР открыли памятник
…«Сегодня я закрыл глаза Арамису. И счастлив, что никто из нас не купился и не продался жёлтой прессе, и никто не увидел Арамиса на смертном одре», — написал в своём интернет-дневнике один из врачей нейрореанимации 31-й московской больницы. Кумиров прошлого принято сегодня печатать на первых полосах — под капельницами, уходящих, как уходит смертный человек. Так было с Гундаревой, Фарадой, Невинным, Полищук…
Умирающего после инсульта Арамиса не видел никто — кроме жены, дʹАртаньяна и бригады реанимации. 8 ноября, в день его смерти, об Арамисе вспомнили все. Его жена отбивалась от корреспондентов жёлтой прессы. Дома на столе остался лежать его новенький блокнот с заполненной первой страницей. Его рукой. План первого занятия со студентами: этюд «Счастье»…
«Я всё равно всех вас люблю»
Он ненавидел мобильные телефоны, ревновал жену к ноутбуку… Он был из той, другой эпохи, где счастье — это когда тебя понимают, где дружат на всю жизнь, где каждую ведут в ЗАГС… Его земная жена — из нашего времени. И у неё — земные проблемы. У Игоря Старыгина нет памятника — не хватает на это Катиной зарплаты фоторедактора нежёлтой прессы. Вот-вот вторая весна с его смерти, уже осядет земля, а на его могиле на Аллее актёров — рядом с Гундаревой, Полищук, Фарадой — на Троекуровском кладбище так и останется пустой холм.
Статья по темеЖестокие университеты Жжёнова. В судьбе артиста отразилась история страны
«Счастье для того, кого уже нет, — это когда тебя помнят», — сказала Елена Ульянова, которая сама недавно пережила уход самого близкого человека — отца, актёра Михаила Ульянова.
«Ну не должен такой артист лежать под деревянным крестом! Я постараюсь помочь…» — Елена не так давно создала благотворительный фонд имени М. Ульянова «Народный артист СССР», который поддерживает актёров и при жизни, и после смерти. Год назад Фонд, благодаря читателям «АиФ», поставил памятник на могиле ещё одного замечательного артиста ушедшей эпохи — Георгия Жжёнова, открыл мемориальную доску на доме, где он жил.
А пока к Старыгину можно прийти на его страничку в Интернете, которую создала Катя. Адрес простой: «Арамис Игорь Старыгин». «Вдруг кто-то соскучится по нему…» По вечерам Катя открывает свой ноутбук, выкладывает на страничку мужа его фотографии, домашнее видео и ждёт гостей. Вдруг кто-нибудь «кликнет»: «Мне нравится». Это почти то же самое, что «Я помню» — только переведённое с обычного на современный язык.
***
Памятник на могиле Игоря Старыгина поставили в июне 2011 года на деньги, собранные читателями «АиФ», а также при помощи фонда имени Михаила Ульянова.
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/3325-olga-filimonova.html
- https://aif.ru/culture/person/odin_bez_vseh_vzlety_i_padeniya_igorya_starygina