Содержание
- 1 Биография
- 2 Образование
- 3 Музыка
- 4 Болезнь
- 5 Личная жизнь
- 6 Студентка авиационного института
- 7 Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов
- 8 «Мы с тобой два берега»: песни для кино и телевидения
- 9 «Когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…»
- 10 «Сплошные дальние выезды»: последние годы жизни
- 11 Интересные факты
- 12 Биография Майи Кристалинской
- 13 Детство Майи Кристалинской
- 14 Восхождение звезды и начало карьеры Майи Кристалинской
- 15 Личная жизнь Майи Кристалинской
- 16 Болезнь и смерть Майи Кристалинской
- 17 БЕЗ СУЕВЕРИЙ
- 18 СТАНОВЛЕНИЕ ЗВЕЗДЫ
- 19 НЕУДАЧИ В ЛЮБВИ
- 20 БОЛЕЗНЬ И ПОТЕРИ
Биография
Майя Кристалинская – известная советская певица с уникальным голосом. Она пела так, словно давно знала слушателя, чем и притягивала граждан всей страны. Для каждого Майя казалась родной и знакомой девушкой.
В конце двадцатых годов прошлого века в семье Валентины и Владимира Кристалинского (вопреки распространённому мнению, это настоящая фамилия, а не псевдоним), работавшего редактором в нескольких печатных изданиях, родилась девочка Майя – к сожалению, из-за врождённого недуга ребёнок спустя несколько лет скончался. 24 февраля 1932 года у пары родилась ещё одна девочка, которую снова назвали Майей.
Всесторонне развитый папа девочки, несмотря на активную профессиональную деятельность, находил время на то, чтобы вести кружок в Доме пионеров. Его с десятилетнего возраста начала посещать Валентина Котелкина, которая станет лучшей подругой Майи Кристалинской на всю жизнь. Их объединила любовь к творчеству – в частности, к пению.
Образование
После выпуска из школы в 1950 году Майя, недолго думая, решила поступить в Московский авиационный институт. Она и Валя Котелкина были неразлучны – вместе они стали студентками факультета экономики самолетостроения, который закончили через пять лет инженерами-экономистами. По распределению они попали в Новосибирский авиационный завод.
Музыка
Несмотря на занятость, Майя и дальше занималась самодеятельностью в составе труппы Центрального Дома работников искусств. В начале 1957 года здесь прошёл Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В эти годы джаз в стране фактически считался запрещенным, но в честь фестиваля комитет комсомола поручил композитору Юрию Саульскому организовать джазовый оркестр, в который он пригласил Майю.
Выступления певицы-любительницы были замечены зрителями, но под конец фестиваля в газете «Советская культура» вышла негативная статья с заголовком «Музыкальные стиляги». В ней концерт молодого джазового оркестра был полностью разгромлен. Работу Юрия Саульского называли «ужасным рявканьем тромбонов», «мерзким воем саксофонов», «отвратительным грохотом ударных». В результате всех участников оркестра выгнали из Дома работников искусств.
В 1960 году на советских экранах появился фильм «Жажда», для которого Майя Кристалинская записала песню «Мы с тобой два берега». Сразу же после премьеры певица обретает сумасшедшую популярность. В мгновение ока был распродан 7-миллионный тираж пластинки с песней из фильма. Запись почти каждый день крутили радиостанции.
Голос Майи Владимировны полюбился всему народу. С тех пор у неё вышло множество шлягеров: «А снег идет», «А за окном то дождь, то снег», «Наши мамы», «Внуки». Она работала с лучшими исполнителями и композиторами Советского Союза. Среди них были Таривердиев, Иосиф Кобзон, Колмановский, Валентина Толкунова и многие другие.
В 1966 году по всесоюзному опросу Майю Кристалинскую признают главной эстрадной певицей года, а исполненную ею песню «Нежность» из картины «Три тополя на Плющихе» знает и со слезами на глазах поёт вся страна. Всего через четыре года, когда сменится председатель Госкомитета СССР по теле- и радиовещанию, артистка станет персоной нон-грата на отечественной эстраде.
Болезнь
Несмотря на появившуюся популярность, жизнь Кристалинской к концу шестидесятых годов стала сложнее. После исполнения трагического романса «В нашем городе дождь» в эфире новогодней телепередачи начальство обвинило её в «пропаганде грусти» и сократило время эфиров.
В это же время у певицы обнаружился особенно страшный для её профессии недуг – опухоль лимфатических желез. Это онкологическое заболевание затрагивает лимфоузлы на шее и может вызвать онемение.
Когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, её почти перестали показывать по телевизору. Виной тому – ошибка при получении паспорта, совершенная Майей в молодости. По слухам, новый начальник был ярым антисемитом. Вне эстрады Кристалинская пошла по стопам отца – начала писать статьи в «Вечернюю Москву», занималась переводом «Размышлений» Марлен Дитрих с французского на «великий и могучий».
Личная жизнь
Первый муж Майи – выпускник медицинского института Аркадий Арканов. Они встретились в середине весны 1958 года, а в начале лета уже расписались. Родственники молодоженов узнали об этом уже после. Пораженные родители жены и мужа восторга друг от друга не испытывали – за свадебным столом стояла гробовая тишина.
Спустя годы Аркадий Арканов скажет, что познакомился с певицей из-за спора со знакомым. Между молодыми людьми не было сильной любви – и, похоже, что муж немного завидовал успехам жены. После получения диплома Арканов устроился обычным участковым врачом, в то время, как Кристалинская становилась только популярнее.
Вторым и последним мужем певицы стал скульптор, дизайнер и архитектор Эдуард Барклай. Во многом благодаря заботе и любви мужа Майя смогла так долго прожить со своим недугом.
Выпускница авиационного института, Майя Кристалинская не получила профессионального музыкального образования. Но и без него она стала известной певицей. Ее песни, среди которых «Нежность», «Аист» и «Два берега», звучали на советском телевидение и кино, а она сама была частым гостем «Голубого огонька» и «Песни года».
Студентка авиационного института
Майя Кристалинская. Фотография: Давид Шоломович / ru.sputniknews.kz
Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве в еврейской семье. Ее отец Владимир Кристалинский работал во Всероссийском обществе слепых, где придумывал головоломки и игры для детей, а мать будущей певицы Валентина Пыткина была домохозяйкой.
С детства Майя Кристалинская участвовала в школьной самодеятельности, посещала детский хоровой коллектив Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников. Выступала будущая певица и на школьных концертах, к которым почти никогда не готовилась специально. Она легко запоминала тексты и без долгих репетиций могла правильно спеть композицию.
В 1950 году Майя Кристалинская закончила школу. Долго не могла решить, на какой факультет подать документы – она получала хорошие оценки по всем предметам. В «Справочнике для поступающих в вузы Москвы» будущая певица нашла МАИ – Московский авиационный институт. Кристалинская решила, что название этого учебного заведения созвучно ее имени, поэтому выбрала его для поступления. Она отлично сдала вступительные экзамены и стала студенткой программы «экономика самолетостроения». В институте Кристалинская вновь присоединилась к кружку художественной самодеятельности, пела на творческих вечерах. После окончания МАИ в 1956 году она попыталась работать по специальности – поехала по распределению в Новосибирск на местный авиационный завод. Там Кристалинскую не устроили на положенную должность, поэтому вскоре она вернулась в Москву.
В Москве на Кристалинскую завели дело как на «самовольно оставившую место работы». Однако до суда оно не дошло – за будущую певицу вступился Артем Тер-Маркарян, преподаватель МАИ и начальник главного управления министерства авиационной промышленности. Он рецензировал дипломный проект Кристалинской в институте и поставил ей высшую оценку на защите. Тер-Маркарян устроил будущую певицу в конструкторское бюро Александра Яковлева, где она проработала три года.
Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов
Майя Кристалинская. Фотография: jewish.ru
Еще во время учебы в институте Майя Кристалинская стала посещать эстрадную студию при Центральном Доме работников искусств СССР (ЦДРИ), она пела в ансамбле «Первый шаг». В 1957 году участников этого коллектива пригласили выступить на мероприятиях VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Одному из руководителей «Первого шага» композитору Юрию Саульскому поручили создать джазовый оркестр. Биограф певицы Анисим Гиммерверт писал: «Саульский должен был совершить почти невероятное. Страна, где джаз был загнан в угол, а потом спасался в подполье, обязана была показать миру, что джазовая музыка в СССР чуть ли не всенародно любимая, а джазмены — самые уважаемые музыканты». Вокалисткой в новый коллектив Саульский позвал Майю Кристалинскую – она умела почти без акцента петь песни на испанском и итальянском языках, спокойно реагировала на критику и быстро училась. На концертах певица исполнила «Колыбельную» и «Прощальную песню».
На одном из таких выступлений Кристалинская познакомилась со своим будущим мужем – писателем Аркадием Аркановым. Он вспоминал: «Расписываться нам назначили на первое июня. Можете себе представить, тридцатого апреля познакомились, на первое июня уже назначили запись». Их брак продлился меньше года – они развелись в марте 1958 года.
В составе джазового коллектива Саульского Майя Кристалинская стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и получила серебряную медаль.
«Не всем членам жюри мы понравились — французский композитор Франсис Демарк сказал, что мы играем не совсем настоящий джаз, что это больше похоже на музыку варьете. В чем-то Лемарк был, возможно, прав, знал бы он только, что еще года три назад такое звучание было в СССР крамольным»
К концу фестиваля, 8 августа 1957 года, в издании «Советская культура» опубликовали статью «Музыкальные стиляги». В ней писали: «Пагубный в искусстве пример утери самостоятельности творческого облика, творческой индивидуальности являет собой, в частности, молодежный эстрадный оркестр Центрального Дома работников искусств (руководитель Ю. Саульский)». Автор материала раскритиковал и музыкантов ансамбля, в том числе Майю Кристалинскую. Он писал о «слабых творческих возможностях» солистки и ее «вихляющих «стиляжных» ужимках». Вскоре после этой разгромной статьи коллектив стал реже собираться в ЦДРИ. Саульский вспоминал: «Нас выкинули, правда не напрямую, приказом по дому, но создав такие условия, что работать стало невозможно».
«Мы с тобой два берега»: песни для кино и телевидения
«Мы с тобой два берега», из художественного фильма Евгения Ташкова «Жажда» (1959). Музыка Григория Поженяна. Слова Андрея Эшпая. Исполняет Майя Кристалинская
После роспуска коллектива Майя Кристалинская продолжила заниматься музыкой и выступать с различными оркестрами. Певице пришлось менять репертуар – после выхода статьи «Музыкальные стиляги» иностранные композиции почти не исполнялись. В это время Кристалинская познакомилась с композитором Эдуардом Колмановским, пела его «Тишину» и «В нашем городе дождь». Она часто выступала на концертах, на встречах с иностранными делегациями.
С оркестром Лундстрема в 1958 году Кристалинская поехала в свои первые гастроли – на Украину. После возвращения из них она уволилась из конструкторского бюро Яковлева и решила сосредоточиться на работе в музыкальных коллективах. Вскоре ей предложили записать песню для кинофильма «Жажда» режиссера Евгения Ташкова. Стихи для композиции «Мы с тобой два берега» написал поэт Андрей Эшпай, а музыку – композитор Григорий Поженян.
«Познакомившись с песней, всегда сдержанная Майя охнула и со свойственной ей непосредственностью сразу же предложила ее записать. Но в кино так не делается, надо знать, о чем фильм, знать характер героини, за которую она поет. Песню записали с трех дублей. Записав один, Майя его прослушивала, находила недостатки и предлагала новый дубль. Согласилась «утвердить» только третий. Певица вдруг обнаружила упрямство, которое помогло преодолеть неопытность, дав прекрасный результат. Фильм она увидела в первый же день его выхода на экран — в кинотеатре. Ей звонили, поздравляли, хотя в титрах ее фамилия не значилась. Узнавали по голосу»
Песня принесла Кристалинской всесоюзную славу, композицию выпустили на пластинках тиражом в семь миллионов экземпляров. Несмотря на это, певице пришлось уйти из коллектива Лундстрема: ее вместе со многими другими музыкантами сократили по распоряжению Всероссийского гастрольно-концертного объединения.В следующем 1960 году Кристалинская присоединилась к оркестру джазового артиста Эдди Рознера, с которым до того несколько раз сотрудничала – пела под его аккомпанемент на концертах. Рознер вспоминал: «Как-то к нам пришла девушка, инженер-авиаконструктор. Она спела свою «Светлану» так по-особенному проникновенно, что захотелось помочь ей стать настоящей певицей».
В декабре 1960 года Кристалинскую пригласили выступить на передаче «С добрым утром!», где она исполнила две песни – «Новогоднюю» и «Я иду». Она продолжала ездить на гастроли с разными музыкальными коллективами. В 1962 году, во время одной из поездок с джазовым ансамблем Рознера, Кристалинская простудилась. Уже после возвращение в Москву Рознер посоветовал ей обратиться к врачу – ему показалось, что певица не вылечилась до конца. В больнице у Кристалинской нашли раковую опухоль. На некоторое время ей пришлось оставить выступления и лечиться, но почти сразу после выписки она вернулась в коллектив Рознера. На концертах исполнительница повязывала вокруг шеи платок, которым скрывала следы медицинских процедур, которые теперь должна была проходить регулярно. О болезни Кристалинской – уже известной певицы – писали в газетах.
«У Кристалинской сегодня концерт в Театре эстрады. Лечу в театр. Смотрю, там толпа. Думал, на похороны, а это за билетами!.. Прорвался в театр, сажусь в зале, вижу: выходит на сцену Кристалинская. Живая!!! У меня отлегло от сердца…»
«Когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…»
«Нежность». Музыка Александры Пахмутовой. Слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Исполняет Майя Кристалинская
В первой половине 1960-х, несмотря на болезнь, Майя Кристалинская записывала много песен, среди которых «Падает снег», «В нашем городе дождь», «Добрый день», «Аист», «Топ, топ, топает малыш» и другие. Их крутили по радио, выпускали на пластинках. Певицу стали приглашать не только на передачу «С добрым утром!», но и на другие программы, в том числе на «Голубой огонек» и «Песню году». Критики и коллеги писали об обаянии и искренности Кристалинской. Иосиф Кобзон вспоминал: «Стоило Майюшке, как я ее называл, улыбнуться – появлялись ямочки на ее щеках, глазки такие прищуренные, и такая искренность, и сразу становится тепло, а когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…».
В 1965 году Майя Кристалинская исполнила песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Нежность». Премьера состоялась на концерте в колонном зале Дома союзов. В следующем году песня стала знаменитой – ее начали крутить по радио, а режиссер Татьяна Лиознова включила композицию в фильм «Три тополя на Плющихе».
«Если вы спросите меня, какую идеальную песню мне хотелось бы спеть, я отвечу: такую, как «Нежность». Эта песня — своеобразный перелом в творчестве Александры Пахмутовой. Я бы сказала — качественный перелом. Глубина, затаенность и сдержанность. Великолепная оркестровка, которая сама по себе произведение искусства, даже звучащая без вокальной картины, она будет всегда волновать»
Вскоре Кристалинская вышла замуж второй раз. Ее супругом стал скульптор Эдуард Барклай. Анисим Гиммерверт писал «Эдуард Максимович, человек необычайно отзывчивый, проявлявший и здесь широту, готовый всегда прийти на помощь человеку даже малознакомому, о Майе заботился особо». Они прожили в браке до смерти Барклая в 1984 году.
«Сплошные дальние выезды»: последние годы жизни
«Ненаглядный мой». Музыка Александры Пахмутовой. Слова Риммы Казаковой. Исполняет Майя Кристалинская. Авторский вечер Александры Пахмутовой. 1975. Колонный зал Дома Союзов, Москва
В апреле 1970 года председателем Государственного комитета по радио и телевещанию стал Сергей Лапин, который решил, что «евреев на праздничном экране быть не должно». Майю Кристалинскую почти перестали приглашать на телевидение, а в 1972 году ее выступление с песней «Кто отзовется?» вырезали из передачи «Песня года».
«Последняя моя встреча с Майей Кристалинской была грустной. Она пришла в редакцию спросить меня, почему мы перестали ее приглашать. Что я могла ответить? Мы включали ее иногда в дневные передачи по 2-й и 4-й программам, но взять ее в ведущие передачи было невозможно. А ведь исполнителям хотелось именно этого. Участие в них, особенно в «Голубом огоньке» или «Песне года», было как марка, как знак качества…»
Кристалинская продолжила выступать с концертами, которые теперь проходили на небольших площадках – фестивалях в парках, кинотеатрах. Иногда певица выезжала на гастроли по России. Она бывала в Туле, Рязани, Смоленске, ездила даже в небольшие города и деревни. Подруга Кристалинской, которая вместе с ней ездила в гастроли, Татьяна Райнова писала: «Сплошные дальние выезды, я считаю, что это унизительно для Кристалинской. <…> Везде одна пьянь, холодно, грязно, возвращаться ночью — лишний раз подвергать себя опасности попасть в аварию». Несколько раз ее отправляли за границу, Кристалинская выступала перед солдатами в гарнизонах в Венгрии и ГДР.
В 1974 году Майя Кристалинская стала заслуженной артисткой РСФСР. Однако ее так и не приглашали на телевидение и крупные концерты. Последние десять лет певица продолжала ездить с гастролями по регионам РСФСР.
В 1980-х у Кристалинской стали ухудшаться речь и координация. В 1984 году у певицы умер муж – Эдуард Барклай. После этого она попала в больницу. Иосиф Кобзон вспоминал: «Жутко, конечно, было смотреть на нее. Она очень хотела надписать мне свою новую пластинку, которая только вышла, но ей это было трудно. Я сказал: «Майюшка, ну чего ты мучаешься, вот поправишься, встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет». Она заплакала и только сказала: «Нет, Иосиф». Весной 1985 года Кристалинскую выписали из больницы, однако лучшей ей не стало – певица потеряла речь. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская умерла. Ее похоронили на Донском кладбище Москвы, а на могиле написали: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».
Интересные факты
Майя Кристалинская. Фотография: kulturologia.ru
Биография Майи Кристалинской
Детство Майи Кристалинской
Майя Владимировна Кристалинская родилась в Москве. В 20-х годах у её родителей родилась дочь, которую также звали Майей. В возрасте двух лет девочка умерла. Когда в 1932 году появилась вторая дочь, ей решили дать тоже имя – Майя. Отец Майи — Владимир Григорьевич Кристалинский был ученым-математиком, он занимался созданием кроссвордов и головоломок, которые печатали в детской газете «Пионерская правда», а также проводил занятия в Доме пионеров. Двоюродная сестра Владимира Кристалинского – Лилия была певицей и актрисой, в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Муж тёти Лилии — Павел Самойлович Златогоров был известным режиссёром и долгое время возглавлял театр. Благодаря «дяде Паше» и «тете Лиле» музыка с самого детства вошла в жизнь Майи, она пересмотрела почти весь репертуар театра. Однажды дядя подарил маленькой Майе гармошку, на ней она самостоятельно научилась играть. В школе она училась хорошо, ей легко давалась литература, иностранный язык и математика. С детства у Майи проявились способности к пению. На школьных вечерах она часто пела под рояль без подготовки. Она начала петь в хоре в Центральном Дворце детей железнодорожников (бывшем Доме пионеров), руководителем которого был Семен Дунаевский. На выпускном вечере в июне 1950 года на Манежной площади Майя исполняла для случайных зрителей песни военных лет «Синий платочек» и «Друзья-однополчане».
Восхождение звезды и начало карьеры Майи Кристалинской
После окончания школы Майя поступила вместе с подругой в Московский авиационный институт на инженера-экономиста. В институте она участвовала в художественной самодеятельности, пела в хоре. Руководители заметили в тихой, скромной девушке от природы поставленный голос. Подруга Майи — будущая известная оперная певица Галина Карева предлагала ей оставить институт и посвятить себя пению, но Майя не могла решиться на такой радикальный шаг.
В 1955 году Майя Кристалинская окончила институт. Вместе с подругой Валей Котелкиной их по распределению направили в Новосибирск, на завод имени Чкалова. Девушки оказались в совершенно непривычных условиях, по десять-двенадцать часов в день им приходилось работать в грязном цеху «выдавальщицами» деталей. Долго они не выдержали и спустя некоторое время решили бежать в Москву. В те времена это было преступлением. Новосибирский завод направил в Москву ходатайство о привлечении их к уголовной ответственности за самовольное оставление места работы. Только благодаря связям им удалось избежать неприятностей. По знакомству их устроили на работу в «Авиационное конструкторское бюро имени Яковлева». Майя продолжала принимать участие в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Кристалинскую пригласили в джазовый ансамбль студии «Первый шаг» при ЦДРИ. В составе ансамбля Майя приняла участие во множестве спектаклей, концертов и шоу. Вскоре в газете «Советская культура» вышла разгромная статья «Музыкальные стиляги» с критикой молодёжного оркестра «Первый шаг». Заказчиком статьи был главный джазмен страны А. Цфасман, который видел в молодёжном оркестре своих конкурентов. Вскоре последовали «оргвыводы», и студия «Первый шаг» прекратила существование. Летом 1958 года Майе Кристалинской поступило предложение от Госконцерта принять участие в гастролях по Закавказью. Она согласилась и взяла отпуск в конструкторском бюро. Её выступления имели ошеломляющий успех. Известный джазмен Эдди Рознер предложил ей стать солисткой его ансамбля. Майя приняла это предложение и твёрдо решила посвятить себя эстраде, в конструкторское бюро она уже не вернулась. Кристалинская много гастролировала по стране с джаз-оркестрами, выпустила множество пластинок с песнями, которые моментально раскупались. Широкое признание она получила после выхода фильма «Жажда», в нём Майя исполняла песню «Мы с тобой два берега». Пластинка с этой песней разошлась по стране тиражом в семь миллионов экземпляров. Певица первой исполнила песню Булата Окуджавы «Ах, Арбат», которая до этого звучала только на магнитофонных записях. В 1966 году Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года. Позже удача отвернулась от неё. В 70-м году председателем Гостелерадио стал Сергей Георгиевич Лапин, который был личным другом Брежнева. После чего начались гонения на многих известных певцов, в число которых попала и Кристалинская. После исполнения на новогоднем «Голубом огоньке» песни «В нашем городе дождь» телеруководство обвинило исполнительницу в пропаганде грусти. Её практически перестали показывать по телевидению, гастроли её продолжались, но выступать ей разрешали только в сельских клубах и райцентрах Рязанской, Тульской и Орловской областей.
В 1974 Майе Кристалинской было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка РСФСР». В последние годы своей жизни Кристалинская занималась переводом с немецкого языка книги Марлен Дитрих «Размышления». Книга вышла уже после смерти певицы.
Личная жизнь Майи Кристалинской
Первым мужем Кристалинской стал писатель Аркадий Арканов в 1958 году. Расписались они втайне от родителей, а потом просто поставили их перед фактом. Брак продлился недолго, уже через год Арканов и Кристалинская расстались. Официально они развелись только в 1962 году. Вторым мужем стал известный архитектор Эдуард Барклай, с которым она познакомилась на званом ужине, дома у знаменитого врача А. Вишневского. За столом они сидели рядом и Эдуард Максимович весь вечер вежливо ухаживал за Майей. Спустя несколько месяцев они стали жить вместе. Брак Барклая и Кристалинской продлился почти двадцать лет. В июне 1984 года супруги устроили застолье, отмечая отъезд в отпуск, который они планировали на следующий день. Утром Эдуард Максимович почувствовал себя плохо, он страдал сахарным диабетом. Он потерял сознание. Майя вызвала скорую, приехавшие врачи сделали Эдуарду укол, но было уже поздно, он скончался. 19 июня его похоронили. Потерю мужа Майя переживала тяжело, утратила интерес к жизни и перестала наблюдаться у врача.
Болезнь и смерть Майи Кристалинской
В 1962 году во время гастролей Майя Кристалинская попала в больницу с высокой температурой. У неё была обнаружена тяжёлая болезнь — опухоль лимфатических желез (лимфогранулематоз). Майя не сдалась, она продолжала выступать на сцене. Её выступления сменялись длительным лечением в клиниках. После курса химиотерапии ей приходилось выступать на сцене в косынке, чтобы скрыть от зрителей следы болезни. К счастью ей повезло с врачами, которыми были известные гематологи Воробьев и Кассирский. Они продлили ей жизнь на двадцать пять лет. В начале 1985 года после очередного сеанса облучения у неё ухудшилась речь и стали плохо двигаться правая рука и нога. Болезнь прогрессировала. В июне 1985 Кристалинская опять легла в больницу, состояние её резко ухудшилось. Она потеряла сознание и впала в кому. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская скончалась в возрасте 53 лет. Похоронена она была в Москве на Донском кладбище. На её могиле можно прочесть эпитафию: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».
Советская певица с проникновенным голосом стала местной звездой, когда начала участвовать в самодеятельности на заводе. Прошли годы, прежде чем Майя Кристалинская осознала, что действительно хочет быть артисткой. Каждая исполненная ею композиция вызывала восторг у зрителей: Кристалинская казалась им родным человеком, вышедшим из народа и сумевшим понять, что тревожит простых людей.
На пути к славе Майя Владимировна пережила угнетение начальством, первый неудачный брак, осуждение знакомых. Ей было всего 28, когда певице поставили неутешительный диагноз — рак. Артистка молила Бога только об одном: дать ей сил, чтобы петь.
Много лет опорой исполнительницы был возлюбленный. Потеряв супруга, Кристалинская перестала выступать, все для нее утратило смысл. Майя Владимировна умерла в 53 года, но песни артистки до сих пор живы. В памятную дату мы вспомним историю о ее непростой судьбе.
БЕЗ СУЕВЕРИЙ
Владимир Кристалинский и его супруга Валентина мечтали о большой семье. Их радости не было предела, когда на свет появилась малышка Майя. Но девочка скончалась через два года из-за порока сердца. Когда Валентина вновь забеременела, родители уже знали, какое имя дадут следующему ребенку. Не побоявшись дурных примет, они назвали дочь так же, как ее умершую сестру.
Майю Владимировну воспитывали строго, стараясь приучить девочку к тяготам, которые ждут ее впереди. В начале Великой Отечественной войны, когда ребенку было всего девять, во время налета авиации противника мама не увела дочь в бомбоубежище.
«От судьбы не уйдешь. Если суждено попасть под бомбу, ничего не поможет», — учила Валентина Кристалинская.
Через всю жизнь будущая певица пронесла урок, который преподала ей мать. Впрочем, верила она и знакам: дядя подарил девочке гармошку, и ребенком Майя Владимировна начала играть и напевать военные композиции. Фактически, презент родственника помог ей сделать первые шаги на пути к профессии. Кроме того, папа Кристалинской руководил кружком в Доме пионеров, где его наследница смогла не только заняться творчеством, но и найти друзей.
Лучшей подругой артистки стала единомышленница из кружка отца, Валентина Котелкина. Вместе одноклассницы окончили школу и авиационный институт. Выпускниц по распределению отправили в Новосибирск, но из-за грубого отношения к молодым специалистам на предприятии, работницы сбежали оттуда обратно в Москву. Руководство завода хотело подать на девушек в суд, ведь по целевому направлению они обязаны были пробыть в цеху три года, однако делу не дали ход.
В столице подруги устроились в конструкторское бюро. Майя Кристалинская продолжила заниматься самодеятельностью в труппе Центрального Дома работников искусств и пела в хоре. Артистка не сразу осознала, что призвание ждет ее не на заводе.
СТАНОВЛЕНИЕ ЗВЕЗДЫ
В начале 1957-го Майя Владимировна попала на Всемирный фестиваль молодежи. Композитор Юрий Саульский пригласил талантливую вокалистку в джазовый оркестр. Однако такой музыкальный стиль не был привычен советскому слушателю, и после разгромной статьи в газете труппу выгнали из Дома работников искусств.
Затем хористку заметил композитор Олег Лундстрем, искавший певицу на замену для собственного оркестра. Майя Владимировна взяла отпуск на заводе, чтобы поехать на гастроли, а вернувшись, уволилась из конструкторского бюро.
«Одно время у нее не было постоянной работы: она то выступала в ресторане, то пела в каком-то небольшом джазе — ждала, когда ей предложат действительно хорошее место», — поделилась воспоминаниями Валентина Котелкина.
С Лундстремом певица объездила весь Советский Союз. А затем ее пригласили записать для фильма «Жажда» композицию «Мы с тобой два берега». Настал звездный час артистки: пластинку раскупили тиражом в семь миллионов. Голос Кристалинской зазвучал на всех известных радиостанциях.
Артистка выступала на одной сцене с Валентиной Толкуновой и Иосифом Кобзоном, а ее композиции «А снег идет», «Я тебя подожду», «Топ, топ, топает малыш» стали хитами. В 1966-м Кристалинскую признали певицей года по данным всесоюзного опроса. До сих пор исполненная Майей Владимировной «Нежность» на стихи Александры Пахмутовой вызывает у слушателей слезы. Трогательная запись, которую в народе называли по первой строчке «Опустела без тебя земля…», прозвучала в картине «Три тополя на плющихе». Майя Кристалинская достигла вершины славы, и тем больнее было для нее падение с Олимпа.
НЕУДАЧИ В ЛЮБВИ
С первым супругом, Аркадием Аркановым, Майя Владимировна познакомилась на репетиции оркестра Саульского. Сатирика поразил голос певицы. Роман пары развивался стремительно: через месяц знакомства, на третьем свидании, Арканов сделал артистке предложение. Свадьбу сыграли в скромной квартире писателя.
Но романтика быстро угасла. Родственники молодоженов не понравились друг другу и так и не нашли общий язык. Жить влюбленным было негде, и в маленькой комнате, которую они снимали, все чаще происходили скандалы. Карьера Кристалинской пошла в гору, но критики было не избежать. Певица очень остро реагировала на газетные заметки, за что супруг осуждал избранницу и говорил о ее «звездной болезни». Однажды сатирик просто собрал чемодан и ушел навсегда. Пара провела вместе меньше года.
«Наверное, Арканов не любил ее так сильно, как она. Мне он никогда не был по душе, но это мое субъективное мнение. После разрыва с ним Маечка долгое время была одна, пока не познакомилась с известным в то время журналистом», — негодовала лучшая подруга артистки.
В жизни Майи Владимировны ненадолго появился журналист из «Огонька». Исполнительница вновь всецело отдалась чувствам, но избранник не был с ней искренен. «Ему, похоже, просто льстило, что знаменитая певица потеряла из-за него голову. К тому же он любил выпить, а пьянство еще никого до хорошего не довело. Это был тяжелый период Маечкиной жизни, до нее постоянно доходили слухи, что любимый мужчина в очередной раз где-то напился и с кем-то подрался. Какое-то время она терпела, пыталась бороться с его пристрастием к алкоголю, но потом не выдержала», — пояснила Котелкина.
Переживая разрыв с избранником, певица полностью ушла в музыку. Она гастролировала, записывала пластинки и общалась с поклонниками. Но артистку ожидали новые испытания.
БОЛЕЗНЬ И ПОТЕРИ
Казалось, Кристалинскую обожали зрители. Но насколько она была успешна на радио, настолько сложно строилась карьера артистки на телевидении. Так, после композиции «В нашем городе дождь» Майю Владимировну обвинили в «пропаганде грусти». Якобы песня о дожде не подходит для новогоднего периода и нагнетает депрессию. Количество эфиров исполнительницы сократилось. Ходили слухи, что это случилось из-за неприязни к вокалистке Сергея Лапина, занявшего в 1970-м пост председателя Гостелерадио СССР.
Майя Владимировна переживала из-за «чистки эфиров», которой подверглись тогда многие коллеги звезды. Но концертов меньше не стало, Кристалинская продолжала ездить по стране. Однако у певицы были более весомые причины для волнения.
«У нее был лимфогранулематоз — серьезное заболевание лимфатических узлов, а проще говоря, рак. Майя заболела, когда ей было 28 лет. Все начиналось как обычная ангина — распухли гланды, поднялась температура», — вспоминала подруга артистки.
Вскоре на шее исполнительницы начали появляться уплотнения, похожие на шарики — это была опухоль, с которой артистке предстояло прожить больше двух десятилетий. Но Кристалинская не готова была сдаться, она продолжала усердно работать и выступать, несмотря на запреты врачей.
«Говорили, что, напрягая связки, она ухудшает свое состояние. Но Майя, услышав об этом, сказала: «Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем». Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: «Неужели она так тяжело больна? Да не может быть!» — сетовала Котелкина.
Многие специалисты пытались поставить исполнительницу на ноги. В 1970-е годы поддержанием здоровья Майи Кристалинской занимался именитый гематолог Андрей Иванович Воробьев. Позднее он стал министром здравоохранения РСФСР. После серии облучений Майя Владимировна не могла позволить себе носить открытые платья. Из-за ожоговой сетки она прикрывала шею платками и шарфиками. Поклонники считали, что это часть образа кумира, не подозревая, какие страдания переносит певица.
Артистка была серьезно больна, когда встретила новую любовь в лице архитектора Эдуарда Барклая. Он красиво ухаживал за певицей, дарил букеты, но исполнительница не верила собственному счастью. Чтобы испытать поклонника, Кристалинская рассказала ему о неутешительном диагнозе. Но это не спугнуло Барклая, пообещавшего всегда быть рядом с избранницей.
«Третий муж не просто много значил для Майи, а фактически продлил ей жизнь. Эдик следил, чтобы она вовремя принимала лекарства, отдыхала, чтобы у нее было полноценное питание», — рассказала Валентина Ивановна.
Пара сыграла свадьбу и провела вместе несколько лет. Но, к сожалению, Барклай и сам не был здоров: он страдал от диабета. Архитектор скончался внезапно, в июне 1984-го, когда Майя Владимировна собирала чемоданы, готовясь к семейному отпуску.
После смерти возлюбленного Кристалинская потеряла волю к жизни. У артистки никого не осталось. Несмотря на то, с какой нежностью Майя Владимировна исполняла композиции «Аист» и «Топ, топ, топает малыш», она так и не испытала радость материнства. У знакомых звезды были свои семьи, и, хотя Валентина Ивановна навещала подругу, та чувствовала себя одинокой и брошенной. Вскоре после потери близкого человека вокалистка согласилась на экспериментальное лечение, после которого состояние здоровья певицы быстро ухудшилось: речь стала неразборчивой, голос пропадал, отнималась рука.
Кристалинская больше не могла выступать и плакала, слушая собственные записи. Последние месяцы ее утешала только работа над переводом биографии Марлен Дитрих, но артистке было не суждено увидеть книгу на полках магазинов — она умерла в больнице до выхода издания 19 июня 1985-го, ровно на год пережив любимого супруга. Певице было всего 53. Майю Владимировну похоронили на Донском кладбище, а на могильной плите высекли трогательные слова: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь».
До сих пор песни Майи Владимировны любят и помнят слушатели. О ее судьбе сняли документальный фильм «Опустела без тебя земля. Майя Кристалинская». Все, кто знал артистку, уверены: если бы не смерть возлюбленного, вокалистка исполнила бы еще много проникновенных композиций.
По материалам Bulvar.Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/3693-maiia-kristalinskaia.html
- https://www.culture.ru/persons/9975/maiya-kristalinskaya
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-mayya-kristalinskaya.html
- https://www.starhit.ru/story/opustela-bez-tebya-zemlya-smert-supruga-i-rak-lishili-mayyu-kristalinskuyu-golosa-176785/