В деле Серебренникова отчетливо виден голубой след

Биография Кирилла Серебренникова

Кирилл Серебренников – режиссер театра и кино, широко известный своими неординарными постановками («Человек-подушка», «Метаморфозы», «Отморозки», «Идиоты») и кинолентами («Изображая жертву», «Юрьев день», «Измена», «Дневник убийцы», «Ученик») которые неизменно вызывают неоднозначную реакцию зрителей. В 2012 году стал худруком театра «Гоголь-центр», созданного на базе распущенного МДТ им. Гоголя.

uzn_1478611199.jpg
Кирилл Семёнович Серебренников

Режиссер придерживается мнения, что творить нужно не про «абстрактных них», а про «конкретных нас». И хотя многие театралы не понимают методов и приёмов Серебренникова, а другие и вовсе называют его конъюнктурщиком, его творчество заставляет каждого задуматься об увиденном.

Детство и семья

Родился Кирилл в интеллигентной семье из Ростова-на-Дону. Отец, Семен Михайлович, был врачом-хирургом, а мама, Ирина Александровнам Литвин, преподавала русский язык и литературу в школе. Кирилл пошел в первый класс физико-математической школы №5, с юных лет активно участвовал в общественной жизни класса и даже поставил спектакль об основоположнике марксизма Фридрихе Энгельсе. Уже в то время у мальчика был заметен оригинальный взгляд на театр – главной героиней его пьесы стал не сам экономист, а лионская ткачиха без рук. Однако после того как жители СССР получили доступ к зарубежным книгами и фильмам, Кирилл утратил партийный энтузиазм. Именно в этот период он проникся вопросами свободы, как внешней, так и внутренней. Вообще, талант к режиссуре Кирилл считает наследственным – его дедушка по материнской линии в свое время окончил ВГИК, учился у Эйзентштейна и Довженко, был одним из основателей киностудии «Молдова-фильм». По окончании средней школы с золотой медалью Серебренников намеревался пойти на режиссерский факультет, но руководитель курса и по совместительству близкий друг семьи Анатолий Васильев отговорил его, пояснив, что в столь юном возрасте слишком часто ошибаются при выборе жизненного пути. Он посоветовал юноше сначала окончить что-нибудь еще, а потом, если не передумает, вернуться. Так Серебренников подал документы на физический факультет Ростовского государственного университета, который по прошествии пяти лет окончил с красными корочками. Во время учебы в университете был членом комсомольской ячейки, которую во время перестройки собственноручно распустил, занимался режиссурой в любительской студии «69». Первый срежиссированный им в ее рамках спектакль был поставлен по произведениям Хармса. «Это было какое-то смешное безобразие. Зрителей поливали кефиром, а по сцене ходили голые женщины», – вспоминал об этом опыте режиссер.

Начало карьеры

После окончания учебы Кирилл продолжил заниматься любимым делом и в течение следующих семи лет нарабатывал опыт в ростовских Академическом театре драмы им. М. Горького и Академическом театре юного зрителя. Самой первой стала постановка «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» в театре «Ангажемент» (1992). В 1995 году свет увидела постановка «Городок в табакерке» в ростовском ТЮЗе, которую очень быстро запретили из-за включенных в сюжет элементов садомазохизма. Во время действа на сцену должны были выбегать люди, одетые в костюмы молотков, и бить людей в костюмах колокольчиков под радостное пение последних. В действительности же «молоточки» стегали «колокольчиков» плетьми. Вышедшая в том же году на сцене АТД им. Горького постановка «Маленькие трагедии» была раскритикована в пух и прах местными театралами.

uzn_1478614810.jpg
«Человек-подушка»

В это же время Серебренников делает первые попытки изучить мир телевидения. В 1991 году он начал сотрудничать с телекомпанией «Южный регион», после перешел в гостелерадиокомпанию «Дон-ТР». И здесь оказался применим его талант: Кирилл снял музыкальный фильм, две документальных ленты, несколько десятков рекламных роликов и музыкальных видеоклипов, принял участие в создании многосерийных телепроектов. Реклама и музыкальные клипы только начинали появляться на экранах телевизоров, их создание было интересным и увлекательным процессом, однако когда подобная работа стала рутиной, Серебренников решил переехать в столицу и заняться большим кино, открыв новое для себя направление.

Карьера в Москве

Поначалу Серебренникова в Москве не приняли, сочтя его излишне провинциальным из-за его эпатажного внешнего вида и огромной пушистой шубы. Поначалу он продолжил заниматься съемкой рекламы, однако вскоре случай свел его с драматургом Алексеем Казанцевым, который предложил Серебренникову поставить пьесу Василия Сигарева «Пластилин». До этого от трудной задачи отказались семь других режиссеров, но Серебренников всегда любил принимать вызовы.

«Пластилин»

Следующие годы Серебренников ставил спектакли на сценах Театра им. Пушкина, «Современника», Мариинского театра. Он интерпретировал на свой особый лад и классические произведения («Господа Головлевы», «Мещане», «Лес», «Трехгрошовая опера»), сотрудничал с современными драматургами Олегом и Владимиром Пресняковым («Терроризм», «Изображая жертву»), Михаилом Кононовым «(Голая пионерка»). В 2005 году талант Серебренникова признал Олег Табаков, пригласив режиссера работать в свой театр.

«Метаморфозы»

Пьесу «Изображая жертву» Серебренников переделал в одноименную картину. Собрав команду из талантливейших профессионалов – Юрия Чурсина, Марата Башарова, Александра Ильина, Анны Михалковой, Лии Ахеджаковой и многих других – он создал настоящий шедевр российского кинематографа с присущим Серебренникову гротеском. Работа получила главные призы на фестивалях «Кинотавр» и Festa del Cinema. Однако актер и режиссер Михаил Козаков был не согласен с жюри именитых фестивалей. По его мнению, фильм «Изображая жертву» получился хуже, чем театральная постановка, условность которой сильнее действует на зрителя.

«Изображая жертву», один из лучших фильмов Кирилла Серебренникова

В 2007 году неугомонный Серебренников попробовал новое для себя направление – стал ведущим передачи «Другое кино» на телеканале ТВ-3. Большой радостью для Кирилла стало признание московской учительницы, по словам которой, после программы «Другое кино» ее ученикам не нужно ничего объяснять, они все понимают сами. Чуть больше месяца режиссер также вел передачу «Детали» на канале СТС.

«Откровенные полароидные снимки»

В 2008 году Серебренников стал преподавателем экспериментально-режиссерского курса школы-студии МХАТ. Студенты этого курса образовали в впоследствии театральную труппу «Седьмая студия» и с успехом теперь работают в «Гоголь-центре».

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

В 2010 году Серебренников взялся за постановку криминального романа «Околоноля», авторство которого приписывали «серому кардиналу Кремля» Владиславу Суркову. Скандальная постановка раскрывала продажную суть власти и демонстрировала метаморфозы человека под ее влиянием.

«Околоноля»

Также режиссер вместе с Чулпан Хаматовой, Теодором Курентзисом, Евгением Мироновым и Романом Должанским принимали активное участие в организации фестиваля современного искусства «Территория», сам же Кирилл являлся его арт-директором. В 2011–2014 годы он работал художественным руководителем арт-проекта «Платформа» при ЦСИ «Винзавод».

Творчество Серебренникова по душе не всем

В 2012 году свет увидел новый фильм Серебренникова, «Измена», вошедший в конкурсную кинопрограмму Венецианского фестиваля. В этом же году Серебренников стал художественным руководителем Московского драматического театра им. Гоголя, а в 2015 году, после заявления о переформатировании театра в «Гоголь-центр», возглавил его. Под эгидой «Гоголь-центра» он поставил спектакли «Идиоты», «Мёртвые души», «Обыкновенная история» и другие. Также в программе театра регулярно присутствуют кинопоказы, концерты, лекции и открытые для всех дискуссии.

Кадр из фильма «Измена»

В 2015 году зрители остросюжетного фильма Бекмамбетова «Хардкор» могли увидеть Серебренникова в крошечной роли танкиста. Режиссер сидел в танке целый день, причем в качестве жеста доброй воли не взял за работу никакого гонорара.

Кирилл Серебренников сыграл танкиста в «Хардкоре»

В 2016 году Серебренников снял фильм «Ученик», который ожидаемо был отмечен премиями на кинофестивалях в Каннах и «Кинотавре». Осенью 2016 года Кирилл совместно с французским коньячным домом Remy Martin презентовал фильм, который стал частью международного кинопроекта One Life / Live Them. Проект рассказывал о людях, которые успешно пытаются реализовать себя в нескольких сферах одновременно. В рамках празднования 400-летия Уильяма Шекспира Серебренников представил в Центре современного искусства «Винзавод» свою версию спектакля «Сон в летнюю ночь». На фестивале российских фильмов «Спутник над Польшей», который прошел в ноябре 2016, был представлен фильм Серебренникова «Ученик» с Петром Скворцовым и Викторией Исаковой в главных ролях. Лента является адаптацией ранее поставленного режиссером спектакля «(М)ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга. Сюжет строился на конфликте фанатично верующего школьника с окружающим его обществом.

На фото: Кирилл Серебренников и Виктория Исакова

Личная жизнь Кирилла Серебренникова

О личной жизни Кирилл предпочитает не рассказывать много. Его жена – дочь столичного режиссера театра, искусствовед. Для мужа она является значимым критиком, к ее мнению он всегда прислушивается. Детей у режиссера пока нет, поскольку он считает их подозрительными и немного боится. Кирилл вегетарианец, йог и шопоголик. Для поиска новых идей часто посещает Берлин. В стране с незнакомым окружением и языком, по его словам, лучше думается. Любит шутки и японские духи, не любит кататься в лифтах и слово «модный».

Кирилл Серебренников сейчас

В мае 2017 года квартиру режиссера, Гоголь-центр и арт-пространство «Винзавод» обыскали сотрудники СК. Изначально Серебренников проходил свидетелем по делу о мошенничестве, а подозрение пало на главного бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву. Однако 22 августа 2017 года Кирилл Серебренников был задержан в Петербурге по подозрению в хищении 68 бюджетных миллионов, выделенных на реализацию проекта «Платформа», и доставлен в Москву. Ему инкриминировали мошенничество в особо крупном размере. В декабре того же года состоялась премьера спектакля Секребренникова «Нуреев». Из-за того что на актере, игравшем главную роль, было трико телесного цвета (создавалось впечатление, что актер танцует обнаженным), билеты на постановку продавали строго по паспорту, а к постановке приклеился эпитет «скандальная».

Фото со спектакля «Нуреев»

В 2018 году вышел фильма Кирилла Серебренникова, посвященный лидеру группы «Кино» Виктору Цою, – «Лето». Работа над лентой прерывалась по причине ареста режиссера, но в сентябре 2017 года ему смягчили меру пресечения на домашний арест, и он смог вернуться к основной деятельности. Главную роль исполняет немецкий актер корейского происхождения Тео Ю, также в ролях значатся лидер группы «Звери» Роман Билык и Ирина Старшенбаум. Фильм попал в программу Каннского кинофестиваля. В сентябре 2019 года издание GQ признало Серебренникова человеком года. В тот же день суд порекомендовал вернуть дело «Седьмой студии» в прокуратуру. 26 июня 2020 года суд признал Кирилла Серберенникова и его коллег виновными в мошенничестве. Суд постановил, что он вместе с Юрием Итиным и Алексеем Малобродским вступили в сговор и с 2011 по 2014 год нанесли государственном бюджету ущерб в 129 миллионов рублей, выделенных на театральные проекты. Серебренникова приговорили к условному сроку (обвинение требовало 6 лет лишения свободы), его, Итина и Малобродского обязали компенсировать похищенные средства. Более 3 тысяч художников, театральных деятелей, актеров и музыкантов оставили свои подписи под обращением к министру культуры Ольги Любимовой. Они попытались обратить ее внимание на многочисленные нарушения в ходе расследования. Многие из них считают, что дело Серебренникова – политическое.

Биография

Кирилла Серебренникова называют мастером эпатажа и немного сумасшедшим, но в этом, наверное, и заключается режиссерский стиль. Его спектакли и фильмы — эксклюзив, то, чего до него никто не делал и вряд ли сделает.

Детство и юность

Кирилл Серебренников (это его настоящая фамилия) родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Его мать Ирина Александровна Литвин работала преподавателем русского языка и литературы в школе, отец Семен Михайлович Серебренников — хирургом, он доцент кафедры урологии Ростовского медицинского института. По отцовской линии в венах режиссера течет еврейская кровь, а по маминой — украинская, поэтому сложно точно назвать национальность Кирилла.

Как написал Серебренников, он потомственный кинематографист, потому что его дед окончил ВГИК, хоть и был обычным украинским пастухом. Впоследствии Александр Иванович Литвин стал режиссером документальных фильмов киностудии «Молдова-фильм».

Кирилл посещал школу с физико-математическим уклоном, где был отличником, а в старших классах — комсомольским активистом. Первый спектакль Кирилл поставил на школьной сцене, семья полностью поддерживала его в начинаниях. Эксперимент удался — зрители аплодировали. Позднее молодой режиссер освоил текст пьесы Евгения Шварца «Тень», постановка по которой также вызвала интерес у одноклассников и учителей.

В 1987 году юноша отправился получать образование — поступать на режиссерский факультет в Москву. Но руководитель курса Анатолий Васильев отказал абитуриенту, потому что Серебренникову в то время было 17 лет. Тогда он поступил на физфак Ростовского государственного университета, учился легко и окончил вуз с красным дипломом.

В дальнейшем Кирилл выбрал театральную стезю. Озарения свыше не было, просто в университете он организовал студенческий театр, ставил спектакли как режиссер и понял, что получает удовольствие не от физики, а от творчества.

После вуза Кирилл решил профессионально заниматься режиссурой. Он начинал со студии «69», работавшей на энтузиазме создателей. Параллельно с театральными опытами работал в ростовских телекомпаниях, снимал видеоклипы, телеспектакли, рекламные ролики.

Личная жизнь

Личная жизнь Серебренникова — закрытая тема, которую он не освещает даже в социальных сетях, в том числе в «Инстаграме» и «Фейсбуке». По сведениям некоторых СМИ, мужчина состоит в браке, но о его жене ничего не известно, в Сети не появляются ее фото. Известно только, что она дочь московского театрального режиссера. Серебренников полностью доверяет мнению супруги. Однако официальных подтверждений этой информации нет.

Пользователи Сети нередко выдвигают сомнения относительно традиционной сексуальной ориентации Кирилла, хотя никаких доказывающих фактов не представляют. При этом они смело называют режиссера представителем театрального гей-лобби.

Мужчина не ест мясо, потому что жалеет животных. В свободное от работы время с удовольствием занимается йогой. А еще Серебренников — шопоголик: из каждой поездки привозит новую одежду.

Театр

Дебютный спектакль в профессиональном театре Серебренников поставил в «Ангажементе» в 1990 году. С этим театром Кирилл сотрудничал 5 лет. Постановки воспринимались неоднозначно. В 1995-м «Маленькие трагедии» на сцене Ростовского драматического театра местные мэтры раскритиковали, не оставив камня на камне. Прошло время, и многие изменили мнение — гордятся, что когда-то работали с Кириллом.

В один момент режиссер понял, что нужно переезжать в Москву. Два года после этого работал на телевидении. Вместе с Аллой Демидовой создал телепроект «Темные аллеи» для канала «Культура». Спустя время он вновь появился в кадре, на этот раз на телеканале ТВ-3 в авторской передаче «Другое кино», а затем на СТС выступил телеведущим ток-шоу «Детали».

Старт карьере в столице дал спектакль «Пластилин», который Кирилл поставил в ЦДР М. Рощина и А. Казанцева. Пьесу Василия Сигарева, ученика уральского драматурга Николая Коляды, никто из режиссеров ставить не хотел. В одном из интервью Серебренников сказал, что после прочтения пьесы понял — играть ее нужно иначе.

Он рисковал, потому что автора «Пластилина» никто в Москве не знал, новая русская драма была не в моде. Спектакль полгода не принимали, журналисты «разносили» его в СМИ, зрители уходили, не досмотрев до конца. Но в какой-то момент все изменилось, и народ пошел в театр, сменили гнев на милость и критики. Сегодня «Пластилин» называют культовой постановкой, общественным прорывом.

С возрастающим интересом к спектаклю росло и признание Серебренникова. Олег Табаков пригласил его в свой театр, где режиссер поставил спектакли «Терроризм», «Мещане», «Изображая жертву», «Трехгрошовая опера».

В 2005 году в «Современнике» состоялась премьера постановки Кирилла Серебренникова «Голая пионерка», созданной по мотивам романа Михаила Кононова. Главная роль досталась Чулпан Хаматовой, ее режиссер назвал национальным достоянием.

А спустя год Кирилл появился в студии передачи «Школа злословия» и рассказал, каким образом каждая его театральная постановка становится событием, триумфальным или скандальным.

Опубликовано Гоголь-Центр / Gogol-Center Суббота, 30 декабря 2017 г.

Кирилл Серебренников в театре «Гоголь-центр»

В 2012 году Кирилл Семенович стал художественным руководителем «Гоголь-центра», а в 2015-м возглавил этот театр. На сцене шли его спектакли «Мертвые души», «Идиоты», «Обыкновенная история».

В конце 2016 года в «Гоголь-центре» состоялась премьера новой постановки Серебренникова «Похороны Сталина». Таким образом режиссер напомнил, что в день прощания с тираном, который закончился смертельной давкой, мир попрощался с другим человеком — композитором Сергеем Прокофьевым, к которому пришло гораздо меньше людей.

Кирилл Серебренников — обладатель престижных театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот», им. К. С. Станиславского. В 2008 году режиссера пригласили в преподавательский состав Школы-студии МХАТ, где Кирилл набрал курс, выпускники попали в труппу «Седьмой студии», а затем в основной актерский состав «Гоголь-центра».

Быть просто режиссером и преподавателем Серебренникову мало. Вместе с коллегами Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Теодором Курентзисом и Романом Должанским он запустил фестиваль «Территория». В 2011 году основал проект «Платформа» в ЦСИ «Винзавод».

Фильмы

В кино Серебренников пришел в 1998-м. За один год режиссер представил сразу три полнометражные картины — «Раздетые», «Ласточка» и «Тайны грозы». Среди киноработ Кирилла начального периода кинематографической биографии — многосерийный фильм «Ростов-папа», где сыграли Наталья Гундарева, Борис Щербаков, Сергей Никоненко, Ингеборга Дапкунайте.

В 2006 году режиссер подарил поклонникам картину «Изображая жертву». На фестивалях «Кинотавр» и Festa del Cinema этот фильм получил главные призы. Он создавался по мотивам пьесы братьев Пресняковых. Главный герой Валя (Юрий Чурсин) после окончания вуза устраивается в милицию на должность человека, изображающего жертв преступлений во время следственных экспериментов. Но в конце повествования Валя сам становится преступником.

Сегодня День рождения моего близкого друга, талантливого режиссера, очень щедрого и честного человека, Кирилла…

Опубликовано Чулпан Хаматова /Chulpan Khamatova/ Среда, 6 сентября 2017 г.

Кирилл Серебренников и Чулпан Хаматова

В 2008 году Кирилл снял картину «Юрьев день», которая собрала урожай призов на западных кинофестивалях, но не получила ни одной местной кинопремии. В России почти не говорили об этом проекте, пока режиссера не пригласили на скандальное шоу «Закрытый показ». Главная героиня повествования, популярная оперная певица Любовь (Ксения Раппопорт), едет вместе с сыном Андреем (Роман Шмаков) на малую родину. Во время посещения музея сын исчезает навсегда.

Среди работ режиссера числится киноновелла из фильма «Короткое замыкание», в создании которого также участвовали режиссеры Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Алексей Герман – младший и Борис Хлебников.

Заметная режиссерская работа Серебренникова — фильм «Измена», в котором снимались актеры из Германии, Македонии и России. Еще одна его работа — фильм «Ученик», снятый в 2016 году. Картина получила премию на «Кинотавре» и кинофестивале в Каннах. В этом же году состоялся второй актерский опыт Серебренникова в кино. Режиссер снялся у коллеги Ильи Найшуллера в боевике «Хардкор», где сыграл танкиста.

Уголовное дело

В 2017 году против режиссера было заведено уголовное дело, в котором его обвиняли в растрате государственных средств, выделенных на проекты «Седьмой студии». Об этом скандале стало известно в конце мая, когда начались обыски в квартире Серебренникова в Москве и в «Гоголь-центре». Сначала режиссер проходил по делу в качестве свидетеля, после задержания бухгалтера и ряда руководителей театра против Кирилла были выдвинуты обвинения в том, что именно он воровал деньги.

Режиссера поместили под домашний арест. За мэтра вступились коллеги, в том числе российские артисты Чулпан Хаматова, Владимир Урин, Евгений Миронов, Сергей Юрский и зарубежные актеры Кейт Бланшетт, Нина Хосс, Саймон Макберни, Софи Калле.

Без участия Серебренникова в «Большом театре» состоялась премьера спектакля «Нуреев», а в «Гоголь-центре» — «Маленьких трагедий» по Александру Пушкину. За последнюю Серебренников получил «Золотую маску». В феврале 2018 года режиссер понес большую утрату — в Ростове умерла его мама. Мужчина на время похорон был освобожден из-под стражи.

Трейлер фильма Кирилла Серебренникова «Измена»

Затем стало известно, что последняя картина режиссера «Лето» о жизни и творчестве Виктора Цоя попала в конкурсную программу Каннского фестиваля. Монтаж драмы он проводил, будучи уже под домашним арестом. Главные роли в фильме сыграли Тео Ю, Роман Билык, Ирина Старшенбаум.

Спектакль «Барокко», находясь дома, он выпустил в декабре 2018 года. А осенью представил первую постановку Мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», которая позволила поклонникам творчества прожить полтора часа жизнью режиссера, находящегося под домашним арестом.

За этот период прошел не один суд, назначались экспертизы по делу о хищении 133 млн руб., а выступления на заседаниях Серебренникова публиковались на сайте радио «Эхо Москвы». Выдвинутые против себя обвинения Кирилл называл фарсом, абсурдом и беззаконием.

Трейлер фильма Кирилла Серебренникова «Лето»

Хотя представители следствия утверждали, что Кирилл может скрыться от правоохранительных органов или оказывать давление на свидетелей, суд решил снять с него домашний арест и отказался брать с режиссера подписку о невыезде.

Как только домашний арест сняли, он вернулся в родной «Гоголь-центр» и сразу приступил к работе. Весной 2019 года в честь 70-летнего юбилея Аллы Пугачевой там состоялся торжественный вечер. Кроме именинницы, его почетными гостями стали Кристина Орбакайте, Кирилл Серебренников, Надежда Михалкова и многие другие.

В сентябре того же года Кирилл получил приглашение на вручение премии GQ, победив в номинации «Человек года». Как и Юрий Дудь, в момент вручения статуэтки он негативно высказался о действующей власти, за что был раскритикован ведущими новостей канала «Россия 24». Впрочем, комментаторы поддержали именно призеров, оставляя под видеороликом комментарии, что полностью согласны с высказавшимися.

Суд

Суд по делу Кирилла Серебренникова состоялся 26 июня 2020 года. Поддержать фигурантов дела пришли Юлия Пересильд, Влад Лисовец, Юлия Паршута, Дмитрий Быков, Марк Тишман, Оксимирон, Рома Зверь и многие другие звезды. По подсчетам некоторых СМИ, всего около здания суда в этот день собралось порядка 400 человек.

Серебренникова приговорили к 3 годам условно и 3 годам испытательного срока. В течение этого времени ему запрещено менять место жительства. Кроме того, режиссеру надлежит выплатить штраф в размере 800 тысяч рублей. Еще один штраф — 129 000 000 рублей по иску Минкультуры — стал общим для Кирилла, а также Юрия Итина и Алексея Малобродского. Четвертой фигурантке — Софье Апфельбаум — также назначили штраф, однако суд освободил ее от уплаты суммы за истечением срока давности.

Известно, что ранее Роман Абрамович и Александр Мамут говорили о том, что намерены помочь Серебренникову и остальным фигурантам этого судебного процесса выплатить штрафы.

Кирилл Серебренников сейчас

Несмотря на то, что Серебренников долгое время находился под следствием, он продолжал работать в «Гоголь-центре», регулярно радуя поклонников новыми проектами. Единственное, что помешало ему в реализации некоторых планов — пандемия коронавируса, которая охватила весь мир в начале 2020 года. Мужчина даже успел выпустить новый фильм, получивший название «Петровы в гриппе».

Тем не менее Серебренников не отчаивался и даже на самоизоляции находил чем заняться. Режиссер составил список из 10 советов, как сидеть дома на карантине, и решил поделиться опытом с подписчиками.

А в феврале 2021-го стало известно, что Кирилл покидает пост художественного руководителя «Гоголь-центра»: истек срок его контракта. Новым худруком стал актер Алексей Агранович.

Биография Лизера

Фильмография

  • 1998 — «Тайны грозы»
  • 1998 — «Ласточка»
  • 1998 — «Раздетые»
  • 2001 — «Ростов-папа»
  • 2002 — «Дневник убийцы»
  • 2003 — «Постельные сцены»
  • 2004 — «Рагин»
  • 2006 — «Изображая жертву»
  • 2008 — «Юрьев день»
  • 2012 — «Измена»
  • 2016 — «Ученик»
  • 2018 — «Лето»
  • 2018 — «После лета»
  • 2020 — «Петровы в гриппе»

13:23 09.02.20211572278763_0:313:3082:2047_1920x0_80_0_0_d0d3b36d012a3096c8e65c6517ee2eaf.jpg© РИА Новости / Валерий МельниковПерейти в фотобанкЧитать ria.ru в Российский режиссер театра и кино Кирилл Семенович Серебренников родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону в семье учительницы русского языка и литературы и врача-хирурга.В 1992 году окончил факультет физики Ростовского государственного университета. Будучи студентом, Серебренников занялся режиссурой – сначала в любительской студии «69», затем – на профессиональной сцене.С 1994 года работал в театрах Ростова-на-Дону.С 2000 года работает в Москве, где дебютировал в Центре драматургии и режиссуры спектаклем «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева.В 2002-2013 годах он поставил в Московском художественном театре имени А.П. Чехова спектакли «Терроризм» и «Изображая жертву» по пьесам братьев Пресняковых, «Мещане» по Максиму Горькому, «Лес» по Александру Островскому, «Господа Головлевы» по Михаилу Салтыкову-Щедрину, «Человек-подушка / The Pillowman» по Мартину Макдонаху, «Киже» по Юрию Тынянову, «Трехгрошовая опера» по Бертольду Брехту, «Зойкина квартира» по Михаилу Булгакову.В 2011-2012 годах в этом театре Серебренников был помощником художественного руководителя.В других театрах он поставил спектакли «Откровенные полароидные снимки» по Марку Равенхиллу (филиал Театра имени А. С. Пушкина), «Сладкоголосая птица юности» по Теннеси Уильямсу, «Голая пионерка» по Михаилу Кононову и «Антоний и Клеопатра. Версия» по Уильяму Шекспиру (театр «Современник»), «Околоноля [gangsta fiction]» по Натану Дубовицкому (театр-студия под руководством Олега Табакова).В Национальном театре Латвии в Риге осуществил постановки «Мертвые души» по Николаю Гоголю, «Сны Райниса» на музыку Екабса Ниманиса и «Ближний город» Марюса Ивашкявичюса. В 2011 году Кирилл Серебренников дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова. В 2015 году совместно с Юрием Посоховым поставил балет «Герой нашего времени», выступив не только в качестве режиссера, но также и автора либретто, сценографа и художника по костюмам (совместно с Еленой Зайцевой). В 2017 году поставил балет «Нуреев» как автор либретто, режиссер и сценограф.В музыкальных театрах Кирилл Серебренников поставил несколько опер: «Фальстаф» Джузеппе Верди в Мариинском театре (Санкт-Петербург), «Американская Лулу» Томаса Нойвирта (2012) и «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини (2016) в берлинской Komische Oper, «Саломея» Рихарда Штрауса (2015) и «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка (2017) в Штутгардской опере, «Чаадский» Александра Маноцкова (2017) в Московском музыкальном театре «Геликон-опера», «Так поступают все женщины» (2018) Вольфганга Амадея Моцарта в Цюрихском оперном театре, «Набукко» Джузеппе Верди (2019) в Гамбургском оперном театре.В 2006-2020 годах Кирилл Серебренников был одним из арт-директоров международного фестиваля-школы «Территория».В 2011 году он создал проект «Платформа», где в 2011-2014 годах был художественным руководителем.В 2012 году Кирилл Серебренников занял пост художественного руководителя «Гоголь-центра». В театре он поставил спектакли «Мертвые души» по Николаю Гоголю, «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова, «Маленькие трагедии» по Александру Пушкину, «Метаморфозы» Овидия, «Обыкновенная история» по Александру Гончарову, «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, «Ахматова. Поэма без героя» Анны Ахматовой, «(М)ученик» по Мариусу фон Майенбургу, «Машина Мюллер» по произведениям Хайнера Мюллера, «Идиоты» и «Кафка» по пьесам Валерия Печейкина, «Палачи» Мартина Макдонаха. Он является автором спектакля «Барокко». В апреле 2019 года осуществил постановку концерта-посвящения «Наша Алла» к юбилею певицы Аллы Пугачевой.В июле 2019 года на Авиньонском фестивале состоялась премьера его спектакля Outside.В марте 2020 года в Берлине состоялась премьера спектакля «Декамерон» (Decamerone), который стал совместным производством театров Deutsches Theater Berlin и «Гоголь-центра».Во многих своих спектаклях Серебрянников выступал как художник и художник по костюмам.9 февраля 2021 года Кирилл Серебренников попрощался в Instagram c труппой театра, опубликовав письмо от департамента культуры Москвы, извещающего об истечении срока договора с ним 25 февраля.В 2012 году Кирилл Серебренников выпустил актерско-режиссерский курс в Школе-студии МХАТ, на основе которого была создана «Седьмая студия», позже ставшая одним из резидентов «Гоголь-центра». С актерами студии поставил спектакли «Герой нашего времени» по Михаилу Лермонтову, «Отморозки» по Захару Прилепину, «Охота на Снарка» по Льюису Кэрроллу, «Метаморфозы» по Овидию (совместно с Давидом Бобе) и «Сон в летнюю ночь» по Уильяму Шекспиру.На телевидении Кирилл Серебренников начал работать с 1991 года – сначала в телекомпании «Южный регион» (Ростов-на-Дону), потом в государственной компании Дон-ТР. Снял около 100 рекламных роликов, 11 видеоклипов, два документальных фильма, четыре телеспектакля, видеоартовскую картину, музыкальный телефильм, три многосерийных проекта. В 2006-2007 годах вел программу «Другое кино» на канале ТВ-3, в 2007 году – ведущий ток-шоу «Детали» на СТС.В 1998 году Кирилл Серебренников дебютировал в кино. Как режиссер он снял фильмы: «Раздетые» (1998), «Ласточка» (1999), «Ростов-папа» (2001), «Дневник убийцы» (2002), «Постельные сцены» (2003), «Изображая жертву» (2006), «Юрьев день» (2008), «Измена» (2012), «Ученик» (2016), «Фонограф» (2016), «Этюд» (2016), «Лето» (2018) и документальный фильм «После лета» (2018). Как актер исполнил роли Огарева в черной комедии «День учителя» (2012) и Танкиста в боевике «Хардкор» (2016).В 2021 году в прокат выйдет его новый фильм «Петровы в гриппе» по роману Алексея Сальникова.Кирилл Серебренников – лауреат Национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Режиссура» (1999), лауреат молодежной премии «Триумф» (2001), премии Станиславского (2005), театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот», премии Олега Табакова (2003, 2004, 2008, 2009, 2013). Он был удостоен премии «Золотая маска» (2018, 2019). Этой наградой были отмечены его спектакль «Отморозки» (2012) и балет «Нуреев» (2019).В 2017 году он был удостоен премии «Европа – новая театральная реальность».В октябре 2019 года Международной премии Станиславского был отмечен спектакль Кирилла Серебренникова «Барокко». Премию вручили всему коллективу «Гоголь-центра», который выпустил постановку без физического присутствия Серебренникова в театре.Серебренников также был удостоен приза Международной ассоциации деятелей хореографии Benois de la Danse за сценографию балета «Нуреев».За кинематографические работы он получил призы Российского фестиваля «Кинотавр» (2006, 2016), стал лауреатом Независимой премии им. Франсуа Шале, вручаемой в рамках Каннского кинофестиваля (программа «Особый взгляд»). В 2019 году стал лауреатом кинематографической премии «Ника» как лучший режиссер за фильм «Лето».В 2018 году Серебренников был назван «Человеком года» российской Ассоциацией театральных критиков, получил степень командора французского ордена искусств и литературы.В 2017 году Кирилл Серебренников стал фигурантом уголовного дела о хищении свыше 100 миллионов рублей, выделенных государством на проект «Платформа». С августа 2017 года по апрель 2019 года режиссер находился под домашним арестом. Серебренников учредил «Седьмую студию» для реализации разработанного им в 2011 году творческого проекта «Платформа», концепция которого предполагала комплекс акций на стыке четырех направлений современного искусства: театра, музыки, танца и визуального искусства (медиа-арт). К работе в организации Серебренников привлек своих знакомых: Итина (генеральным директором), Малобродского и Екатерину Воронову (продюсерами), Нину Масляеву (бухгалтером). Масляева заключила сделку с правосудием и дала показания против других фигурантов. Ее отпустили на свободу, но затем сочли, что условия сделки она не выполнила, и дело было рассмотрено в обычном порядке, хоть и отдельно от остальных. Масляева получила небольшой срок, который ей не пришлось отбывать – в него зачли время под стражей и домашним арестом. Екатерина Воронова покинула страну и сейчас находится в международном розыске. 26 июня 2020 года Мещанский суд Москвы постановил, что Кирилл Серебренников, Юрий Итин и Алексей Малобродский похитили на проекте «Платформа» 128,9 миллиона рублей из 216 выделенных. Серебренников и Итин получили по три года условно, Малобродский – два года условно. Серебренников также был приговорен к штрафу в 800 тысяч рублей, Малобродский и Итин — к штрафам 300 тысяч и 200 тысяч рублей соответственно. Все фигуранты дела, кроме Серебренникова, подали апелляции, которые были не удовлетворены, приговор был признан законным. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источниковИспользуемые источники:

  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-kirill-serebrennikov.html
  • https://24smi.org/celebrity/3131-kirill-serebrennikov.html
  • https://ria.ru/20210209/serebrennikov-1596663862.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116