Содержание
- 1 Биография
- 2 Живопись
- 3 Личная жизнь
- 4 Смерть
- 5 Произведения
- 6 Происхождение
- 7 Детство
- 8 Первый учитель
- 9 Ранний сибирский период жизни Сурикова
- 10 Санкт-Петербург. Начало
- 11 Первая самостоятельная работа
- 12 Москва
- 13 Личная жизнь
- 14 Шедевры периода семейного счастья
- 15 Возвращение на родину
- 16 Снова Москва
- 17 Портреты Сурикова
- 18 Последние годы жизни
- 19 Самые известные картины Сурикова
- 20 Встреча на Невском
- 21 Дочь Меншикова
- 22 Потрясение и подъём
- 23 Смотрите также:
- 24 Немного из биографии
- 25 Любовь всей жизни художника
- 26 Послесловие
Биография
Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске. Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором. Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.
Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.
Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.
Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске. Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца. К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.
Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.
Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией. Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.
Живопись
Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.
Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.
Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.
Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.
Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.
Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь. Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове». Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.
В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.
Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка — Авдотья Васильевна Торгошина.
Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник находит вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа. Теперь посмотреть на этюд можно в Тверской картинной галерее.
Портреты не увлекали Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги, в 1888 году Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск, где начал создавать картину «Взятие снежного городка». Работу завершил автор через два года.
Суриков на полотна переносил случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу Сурикова и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже.
Василий Иванович отправился в Сибирь, где произошло знакомство с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби, на Дону.
По возвращении в Красноярск у художника возникает идея написания «Перехода Суворова через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Ф.Ф. Спиридонова. Мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Николаевича Смирнова. Позже Суриков отправляется в Швейцарию для написания эскизов.
К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.
Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. Официально завершена работа была в 1887 году, незадолго до возникновения у Василия Ивановича идеи создания полотна «Степан Разин». Почти 3 года художник писал этюды в Сибири и на Дону, искал прототипа.
В это время в работе у Сурикова находилась еще несколько картин. В 1901 году мастер познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали предки Василия Ивановича. Вдохновившись этим периодом, художник создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907 году Сурикова включают в Союз русских художников, но в то же время Василий Иванович покидает Товарищество передвижников.
Мужчина слушает оперу и читает книги. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами внучек.
Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась лишь задумкой автора.
В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины Василия Ивановича по фото и оригиналам.
Личная жизнь
Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.
Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.
Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.
Смерть
Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.
Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение. В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова. Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.
Произведения
- 1876 – «Вид на Кремль»
- 1881 – «Утро стрелецкой казни»
- 1884 – «Венеция. Собор Св. Марка»
- 1887 – «Боярыня Морозова»
- 1891 – «Взятие снежного городка»
- 1895 – «Покорение Сибири Ермаком»
- 1899 – «Переход Суворова через Альпы»
- 1900 – «Степан Разин»
- 1908 – «Крым. Ай-Петри»
- 1910 – «Девушка с косами»
- 1910 – «Севилья. Альказар»
Василий Иванович Суриков (1848-1916) – прославленный русский художник, живопись которого является ценным достоянием человечества не только с художественной точки зрения, но и с исторической – с кропотливостью учёного живописец исследовал и писал ушедшие эпохи. Какой Суриков художник, демонстрирует не только его творческое наследие, но и наивысшие оценки коллег и специалистов, современников и последователей – колористика и виртуозное владение композицией обеспечили ему дружеское прозвище «композитор» (что в данном случае не имеет отношения к музыке).
Содержание
Происхождение
Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске (административном центре Енисейской губернии) в семье коллежского секретаря Ивана Васильевича Сурикова (1806-1859), предки которого имели казачьи корни: дед по отцу служил в тех же краях, его брат атаманствовал на Енисее. Когда-то они переселились на сибирские просторы с Дона. Мать Василия, Прасковья Фёдоровна Торгошина (1818-1895), тоже была красноярской. Это была трудолюбивая, заботливая и умная женщина, к тому же художественно одарённая (плела кружева, вышивала по собственным рисункам, мастерски подбирая цвета). Позже художник вспоминал особенную проницательность матери, которая с одного взгляда на человека точно могла определить его сущность.
Детство
В 1854 году семья по причине служебного перевода отца переехала в Сухой Бузим в той же губернии. Через два года Василий идёт учиться: сначала в приходскую школу, в 1858-м – в окружное училище (только после 1879 года округа стали именоваться уездами).
В 1859 году умер отец Василия (от туберкулёза). Мать с пятью детьми, сёстрами будущего художника и его младшим братом Александром, возвращается в семейный дом в Красноярске. Нужда заставляет сдавать собственный 2-этажный дом, а самим ютиться во флигеле. В целом живут сносно (мать рукодельничала, чтобы заработать «копейку»), а, главное, дружно, проводя вечера по традиции все вместе за столом.
Первый учитель
В училище Суриков учился успешно. Важное значение для его будущего имела встреча с человеком, угадавшим дарование практически в самой начальной стадии развития. Это Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования. Он и сам поверил в талант Василия, и ему внушил, что он непростой мальчик, и ему непременно надо много работать, оттачивая свой талант. Копирование гравюр с картин старых мастеров, этюды на природе, приёмы акварельной живописи – Гребнев стал первооткрывателем таланта Сурикова и первым его огранщиком. Художник впоследствии всегда будет с теплотой и чувством благодарности вспоминать своего наставника.
Ранний сибирский период жизни Сурикова
В 1861 году Суриков блестяще окончил училище. Материальное положение семьи заставляет его поступить на канцелярскую службу. Всё свободное время Василий усердно занимается рисованием. Картин Сурикова этого периода не сохранилось, лишь несколько рисунков с гравюр Боровиковского и Неффора.
В 1866 году Катя, одна из сестёр, вышла замуж и переехала в Тесинское (село, южнее Красноярска). Художник приезжал сюда несколько раз, много рисовал. Известно, что сохранился один рисунок с изображением церкви.
Работа писарем в губернском управлении оказалась полезной близостью к сильным мира сего. Так, рисунки Сурикова попали на глаза губернатора Замятнина, тот, восхищаясь в обществе, привлёк внимание золотопромышленника Кузнецова, который изъявил желание помочь молодому таланту и оплатить его учёбу в столице.
Санкт-Петербург. Начало
В конце 1868 года Суриков покинул Красноярск. Весной он не поступил в Академию художеств, устроился заниматься в рисовальную школу. Затем осенью его зачислили в качестве вольнослушателя, спустя год перевели на место студента.
1869 – 1875 годы – период учёбы в Академии. Руководителем Сурикова был именитый педагог Павел Чистяков, который называл студента «сибирским самородком» и отмечал удивительное соответствие фамилии (сурик – высокостойкий минерал). Василий учился успешно, регулярно заслуживая медали, денежные премии, похвалы и даже восторги. К концу обучения начал чувствовать, что академические темы мало его волнуют, как живописца. Так, в 1874-м, задумав «Клеопатру», сделал только один, однако тщательный, эскиз. Картина Сурикова под названием «Княжеский суд», того же года, демонстрирует возникший интерес молодого художника к древнерусской народной жизни.
Первая самостоятельная работа
В 1870 году молодой художник пишет своё первое самостоятельное, без наставников, произведение. Это петербургский пейзаж, вид на Сенатскую площадь, который очаровал и поразил красноярского провинциала в первую его зиму в столице. Он тогда много гулял по городу, любовался архитектурой, памятниками, фонарями. После Академической выставки благодетель Кузнецов купил пейзаж – без картины Сурикова, своего протеже, возвращаться в Красноярск он не желал.
Москва
Окончившему в 1875 году Академию Сурикову через некоторое время пришлось переехать в Москву – здесь строился храм Христа Спасителя, художник получил заказ на фрески. Начал работу в Петербурге, продолжил с 1877 года непосредственно на месте строительства. Покончив с этой работой, решил больше не брать заказов, а посвятить свою жизнь творчеству, подчинившись собственным стремлениям и интересам.
Здесь, в Москве, мировоззрение Сурикова окончательно сформировалось и определился стиль его живописи, главный предмет которой русская история. Повлиявшим на начальных этапах своего творчества сам Суриков считал художника Александра Иванова.
Жил по квартирам и меблированным комнатам, заводил знакомства и друзей, с которыми посещал оперу – очень любил музыку, пение, сам учился играть на гитаре. Летом выезжал на родину.
Личная жизнь
В начале 1878 года Суриков женился на Елизавете Шаре (Шарэ), француженке-дворянке. Это был союз по большой любви. Василий всегда подсознательно стремился к семейственности – искренне любя мать, сестёр, брата, и здесь, вдали от них, вспоминая вечера в отчем доме, в далёкой Сибири с родными людьми, он хотел создать свою семью и свой очаг, подобный родному.
Елизавета родила двух дочерей, Ольгу и Елену. Уклад был замечательный: отец самозабвенно и продуктивно работал, мать занималась детьми.
Летом 1887 года всей семьёй вместе съездили в Красноярск. На родине художник написал портрет матери (он в Третьяковке).
Зимой 1888 года Елизавета, здоровье которой с рождения не было крепким, заболела, в апреле умерла.
Интересно, что знаменитые режиссёры Андрей Кончаловский и Никита Михалков являются правнуками Василия Сурикова (дочь Ольги Наталья была их матерью).
Шедевры периода семейного счастья
В период личного счастья художник создал монументальное «Утро стрелецкой казни», которое произвело фурор на выставке 1881 года (картину за 8 тысяч тут же купил Третьяков). Затем две картины, где главные герои Меншиков на одной и Морозова на другой, окончательно убедили публику и критиков, что Суриков – уникум. Полотна продемонстрировали уникальный почерк мастера, особенностями которого стали скрупулёзная проработка мельчайших деталей, безупречная динамичная композиция, идеальные цветовые решения в работах с множеством разнохарактерных ярких персонажей.
Возвращение на родину
Потерю любимой супруги художник переживал очень тяжело – искусство перестало его интересовать. Отвлечь от депрессии не смог и приехавший брат. Только дочери держали, работать художник не мог. В конце концов он послушался настояний матери, которая звала сына обратно на родину – дома и стены лечат. В мае 1889 года художник с дочками приехал в Красноярск.
Живя в обстановке, с детства тёплой и знакомой, среди родных и близких Суриков понемногу оттаивал. Вернулись душевные вечера у печки, неспешные разговоры, отвлекали дети. Зимние игры, в которых он когда-то участвовал сам, пробудили в художнике желание жить и писать. Так родилась картина «Взятие снежного города», для которой позировали как родные, так и просто знакомые. Она положила начало новой теме – героической, в которой раскрывается широта казацкой натуры.
Снова Москва
Осенью 1890 года, захватив с собой картину о снежном городке, Суриков вернулся в Москву. Весной следующего года картина была выставлена на Передвижной выставке и успешно продана.
С этого же времени художник начал собирать материал для задуманного полотна о Ермаке в Сибири – надолго уезжал в родные края, в Тобольск, на Дон, где написал много этюдов. Работал с воодушевлением и азартом – в результате родилась одна из лучших его картин, итог исторического прозрения мастера.
Портреты Сурикова
Художник всегда отказывался от заказов на портреты, но тем не менее в его творчестве они занимали особое место. Он любил их писать по велению души в часы отдыха. Это были образы простых, ничем не знаменитых, но близких ему людей, запечатлённых в повседневности и обыденности. Автопортреты и портреты Сурикова поражают будничностью – словно написаны для узкого круга.
Но портретный образ для художника был чрезвычайно важен – именно от него он отталкивался, создавая объёмные произведения с множеством характеров и эмоций.
Последние годы жизни
Произведения Василия Ивановича Сурикова в годы зрелости – это портреты родных и исторические картины, героями которых стали Суворов и Степан Разин. История России давалась мастеру не легко, о чём свидетельствует множество эскизов с разными композициями и идеями. В 1911 году художник направил свою пытливость на образ Емельяна Пугачёва. Эскиз с вождём крестьянского восстания, заключённым в клетке, остался единственным свидетельством мыслей Сурикова на эту тему. Сохранилось множество рисунков на разные исторические темы, но картинами они не стали.
В 1910 году Суриков открыл в Красноярске рисовальную школу – способствовал этому, обеспечив её материалами и наглядными пособиями. Здесь же, в родных местах, в 1914-м пишет пейзажи и акварели. Последняя работа, «Благовещение», так и осталась на родине художника (экспонат Красноярского художественного музея имени Сурикова).
Хроническая ишемия сердца отнимала последние силы. Лечение в Крыму в 1915 году ненадолго улучшило состояние художника. Его не стало 19 марта 1916 года – почти накануне революционной мясорубки и Гражданской войны, глобальных исторических событий многострадальной Родины, так волновавших Василия Сурикова, весь творческий путь которого это пытливый взгляд на историю России.
Самые известные картины Сурикова
В русской живописи имя Василия Сурикова равнозначно имени Пушкина в русской литературе или Чайковского в музыке, а глубина погружения художника в материал вызывает ассоциации с исследованиями русской души Фёдором Достоевским. Обладая даром остро чувствовать и видеть минувшие эпохи, живописец создал немало гениальных произведений.
Наиболее знамениты картины Сурикова под названиями:
- «Утро стрелецкой казни» (1881);
- «Меншиков в Берёзове» (1883);
- «Боярыня Морозова» (1884-1887);
- «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом» (1889);
- «Взятие снежного городка» (1891);
- «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895);
- «Переход Суворова через Альпы» (1899);
- «Степан Разин» (1906).
Сила духа, мощь и стойкость русского народа были главным предметом художественных исследований великого Василия Сурикова.
- Княжеский суд
- Церковь
- Портрет Матери
- Утро стрелецкой казни 1881 г.
- Взятие снежного городка 1891 г.
- Переход Суворова через Альпы 1899 г.
- Меншиков в Берёзов. 1883 г.
- Боярыня Морозова 1884—1887 г.
- Степан Разин
Смотрите также Творческий путь А.Г. ВенециановаГе Николай Николаевич: особенности творчества и собственная техника написания портретовБиография и творческий путь Остроухова И СВасилий Пукирев, биография художника
Опубликовано пользователем сайта
Про звезд
Единственная любовь Василия Сурикова
Великий русский художник Василий Иванович Суриков родился в Красноярске 12 января 1848 года в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования мальчик получил у своего школьного учителя. В 1868-м отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств. По её окончанию жил в Москве. Постоянно приезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890 годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое влияние на его становление как художника оказали мастера венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности Веронезе и Веласкес.
Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника.
Молодожены переехали в Москву, где жили очень дружно. Оба любили музыку, литературу, вместе им не было скучно, и в первые годы жизнь их протекала достаточно уединенно. Василий был действительно счастлив — рядом с ним та, которая понимала его, прощала полную погруженность в работу. У счастливой пары родились две девочки — Ольга и, через два года, Елена. Они никогда не разлучались, даже когда девочки были совсем маленькие, путешествовали все вместе. Суриков шутил, что «все мое — всегда со мной». Одно лишь омрачало иногда счастье семьи: у Елизаветы был врождённый порок сердца.
Портрет Ольги Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888
Окрыленный Суриков работал не покладая рук. Были написаны «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова», пришло признание и финансовая независимость. Суриков любовался своей женой, с удовольствием рисовал ее. Она была натурщицей для одной из самых трагических фигур в русской живописи — старшей дочери Меншикова, Марии.
«Меншиков в Березове» (1883).
Свою картину «Меншиков в Березове» Суриков писал долго. Нужны были лица, которые выражали бы весь трагизм судьбы семьи, бывшей когда-то самой могущественной в России и оказавшейся в ссылке на краю земли, в Сибири. Мария, бывшая царская невеста, умерла в возрасте 18 лет в ссылке. Вот ее и рисовал Василий Иванович Суриков со своей жены. Но оба они и предположить не могли, что в каком-то мистическом смысле судьба Марии, не вынесшей жизни в Сибири, отзовется и в судьбе Елизаветы.
Старшая дочь Меншикова. 1882
Василий Иванович Суриков с дочерьми Ольгой(справа) и Еленой и братом, Александром, перед отъездом в Сибирь. Лето 1889 года.
В дальнейшем Ольга Сурикова выйдет замуж за художника Петра Кончаловского и у них родится дочь Наталья, мать Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова. О Наталье Кончаловской и о её жизни пойдёт речь в следующем посте.
Василий Иванович Суриков с внуками — Наташей и Мишей Кончаловскими.
P.S. Очень бы хотелось побольше фотографий, но в интернете их почти что нет.
Обновлено 01/07/13 15:27:
В.И. Суриков с женой
Портрет Елены Суриковой, дочери художника, 1906 г.
Оставьте свой голос:−637+ —>
Встреча на Невском
Елизавета Августовна родилась в интернациональной семье. Её отец Огюст Шаре принадлежал к старинному французскому роду, известному ещё со времён Великой Французской революции. Мать — русская барышня Мария Свистунова. Чтобы жениться на своей возлюбленной, Огюст Шаре переехал в Россию, в Петербург, и принял православие. У них родилось пятеро детей: сын Мишель и четыре дочери.
Несмотря на то что Василий Иванович ещё был студентом Академии художеств, он уже получил первую известность, представив на академической выставке работу «Вид памятника Петру Первому», которая сейчас находится в Красноярском художественном музее. Работу приобрёл меценат Пётр Кузнецов, на деньги которого, собственно, Суриков и приехал в Петербург. Но средств на содержание семьи у него ещё не было.
Впрочем, по окончании Академии художеств он получил от казны заказ на четыре картины для храма Христа Спасителя. Над эскизами сначала работал в Петербурге, а потом непосредственно в Москве. И только когда Василий Иванович получил деньги, он сделал официальное предложение Елизавете Шаре. После свадьбы они сразу переехали в Москву, где и прожили вместе десять лет.
Дочь Меншикова
Елизавета Августовна — добрый, приятный, домашний человек и, безусловно, красивая женщина. «Все о ней говорили как об ангеле», — вспоминала её дочь Ольга Кончаловская. Современники подчёркивали, что она так же, как и её муж, сторонилась светских мероприятий, неловко чувствовала себя в большом обществе. Жила интересами своего мужа и сумела создать для него домашний уют. Семейное счастье омрачало только слабое здоровье молодой супруги. У Елизаветы Августовны был врождённый порок сердца, рано развился ревматизм, она очень тяжело переносила любую простуду. Василий Иванович понимал это и старался беречь её.
Естественно, Лиля не раз позировала художнику. Он создал несколько её портретов. Но всё же основной можно считать картину «Меншиков в Берёзове», где он изобразил свою жену в образе старшей дочери Меншикова. На полотне девушка поражает своей бледностью. Когда Суриков работал над картиной, Елизавета Августовна была тяжело больна. Это был один из тяжёлых приступов. И художник, взглянув на измождённую супругу, увидел в ней дочь Меншиковаа, которая в действительности умирала от оспы. Картина написана за пять лет до смерти Елизаветы Августовны. Суриков считал, что это одна из главных его работ.
После выставки картины «Меншиков в Берёзове» у Суриковых появилась финансовая возможность съездить за границу. Они мечтали вместе посмотреть Европу и надеялись, что средиземноморский климат поможет поправить здоровье Елизаветы Августовны. Лиля действительно окрепла. Тогда Суриков решил исполнить свою давнишнюю мечту — показать жене Сибирь. Потом он сильно винил себя за этот авантюризм. Поездка на лошадях через всю страну длилась полтора месяца только в одну сторону. И хотя они путешествовали летом, суровый сибирский климат: жара, ветер, дожди, — неблагоприятно отразился на здоровье Елизаветы Августовны. Она тяжело заболела после возвращения в Москву. Лечили её лучшие медики того времени. Но всё тщетно. В апреле Елизавета Августовна умерла. Ей было всего 30 лет.
Потрясение и подъём
Для Сурикова это было самое тяжёлое потрясение в его жизни. Он много времени проводил на могиле жены на Ваганьковском кладбище, часто бывал в церкви, заказывал сорокоуст и панихиды. Елизавета Августовна брала на себя все домашние заботы. А теперь ему пришлось как-то эти проблемы решать. Помогала Софья Кропоткина, которая обшивала детей и занималась с ними. А в дальнейшем, как писал брат художника, Сурикову приходилось быть и матерью, и нянькой, и отцом. Он больше никогда не женился. Никакой другой женщине он не доверил воспитание своих дочерей. Когда их мать умерла, девочкам было девять и семь лет.
Смотрите также:
Личная жизнь выдающихся людей всегда привлекает внимание читателей, в особенности если она насыщена пикантными подробностями, невероятными историями, тайнами и загадками. Но сегодня речь пойдет о личной жизни художника Василия Сурикова, о которой известно не так уж и много. Зато удивительная история его любви не оставит никого равнодушным.
Василий Иванович Суриков.
Немного из биографии
Василий и Александр Суриковы с матерью Прасковьей Фёдоровной.
Любовь всей жизни художника
Елизавета Шаре.
Портрет жены художника. Автор: Василий Суриков.
«Меншиков в Берёзове». Автор: Василий Суриков.
Старшая дочь Меншикова, написанная с жены художника. Эскиз. 1882 год. Автор: Василий Суриков.
Автопортрет Василия Сурикова.
Портрет жены Василия Сурикова.
Мать художника. Автор: Василий Суриков.
Василий Иванович Суриков с дочерьми Ольгой(справа) и Еленой и братом, Александром, перед отъездом в Сибирь. Лето 1889 года.
«Портрет Ольги Васильевны Суриковой», 1888 год. Автор: Василий Суриков.
Дочь художника Елена.
Могила Елизаветы и Василия Суриковых.
Биография Виктории Толстогановой
Послесловие
Василий Суриков.
Верхний ряд слева направо: Екатерина Семенова (дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака), Наталья Петровна Кончаловская (дочь художника), сын Михаила Петровича Кончаловского от первого брака Алексей, Эсперанса (жена Михаила Петровича Кончаловского), Михаил Петрович Кончаловский (сын художника), Андрон Кончаловский. Нижний ряд слева направо: Маргот (дочь Михаила Петровича от второго брака), Ольга Васильевна Кончаловская-Сурикова(жена художника и дочь Василия Сурикова), Петр Петрович Кончаловский, Лаврентий (сын Михаила Петровича от второго брака), Никита Михалков, Сергей Владимирович Михалков.
О том как сложилась судьба дочери художника Ольги, вышедшей замуж за известного художника Петра Кончаловского, можно прочесть здесь
Васиий Суриков с дочерью Ольгой.
Василий Иванович Суриков с внуками — Наташей и Мишей Кончаловскими.
Андрей Кончаловский, Сергей Михалков и Никита Михалков.
Именно эта семья дала России известных режиссеров современности — Андрея Кончаловского и Никиту Михалкова, поистине достойных правнуков своего предка.Внучка Сурикова, Наталья Кончаловская, была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный».Вот такое вот невероятное переплетение судеб в одной семье.Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180919/44180/
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
2Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/4709-vasilii-surikov.html
- https://topkartin.ru/hudozhniki/surikov
- https://spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/77717_surikovy-i-konchalovskie
- https://krsk.aif.ru/culture/art/101915
- https://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43970183151/10-let-schastya-i-28-let-skorbi-v-zhizni-hudozhnika-vasiliya-sur