Георгий Рерберг: сложный характер и громкие романы гения кинокамеры

Автор: · Опубликовано 14.03.2019 · Обновлено 13.07.2019

Как говорится, кино снимают не только в кадре, но еще и за кадром. Ведь то, что мы видим на экране, лишь вершина айсберга. А на съемочной площадке точно также кипит жизнь — творческий процесс, оживленные споры, ссоры, интриги и, конечно, романы.

Валерий Тодоровский в своем сериале «Оттепель» очень хорошо показал не только жизнь кинематографистов, но и богему того времени во всей своей красе так, что еще долго проводили параллели и не утихали споры, кого же именно из звезд 50-х изобразил у себя в картине режиссер.

Главный герой «Оттепели» — своеобразный оператор, мастер своего дела, Виктор Хрусталев (в исполнении Евгения Цыганова). Многие считали прототипами героя и Александра Княжинского, и отца режиссера Петра Тодоровского, который также начинал свою карьеру за камерой.

Но большинство увидело в нем черты гениального, но в то же время и скандального оператора Георгия Рерберга. Давайте о нем и поговорим…

Георгий Рерберг. Фото: архивы киностудий
Евгений Цыганов в сериале «Оттепель» (2013)

Рерберг окончил операторский факультет во ВГИК, поэтому можно сказать, что сразу окунулся в мир московской богемы и «золотой молодежи» того времени. Ведь чаще всего именно это учебное заведение предпочитали дети советской творческой элиты.

Да и у него самого происхождение было очень интересное — аристократ со шведско-датскими корнями, в роду известные архитекторы, музыканты, художники. Он и сам в юности рисовал. Правда, большинство работ уничтожил. Такой был сложный характер, перфекционизм во всем.

Кстати, о характере его слагали легенды! В одном лишь сходились те, кто с ним работал, Рерберг — гений! Андрей Кочаловский как-то сказал о нем (источник статья Сергея Соловьева, kinoart.ru):

Это же дикий, не всегда трезвый мустанг. Будешь его объезжать — сомнет, раздавит, вышвырнет из седла.

Да и называли его по-разному. Как в том самом фильме: Георгий Иванович, он же Гоша, он же Гога, он же, со слов Тарковского, «нечеловеческое чудище».

И с Кончаловским, и с Тарковским Рерберг плотно сотрудничал в те годы. На съемках фильма «Солярис» между режиссером и оператором разгорелся большой конфликт. По официальной версии это были разногласия в творческом процессе, но впоследствии выяснилось, что была еще одна причина — жена Тарковского Лариса Кизилова. Нет, у Рерберга не было с ней романа. Она просто не получила роль, которую сыграла в фильме Алиса Фрейндлих, и обвинила во всем оператора. Якобы он сделал неудачные пробы.

Два гения совместную работу прекратили. Собственно, как говорили многие, потерял в этом во всем только советский кинематограф.

Георгий Рерберг и Андрей Тарковский. Фото: 1tv.ru

Конечно, женщины любят плохих парней, а потому романов у Рерберга было много. Причем, с самыми красивыми женщинами страны!

Известно о его отношениях с красавицей Марианной Вертинской, в которых проявился весь его бурный нрав — он ее ревновал, устраивал сцены, сопровождал на съемки.

А один раз даже спас от гибели. На съемках у нее от софита вспыхнуло и загорелось платье, Рерберг вовремя сбил пламя. Но терпеть его было невыносимо, они разошлись. А Вертинская потом встречалась с его извечным соперником оператором Александром Княжинским.

Марианна Вертинская. Фото: kino-teatr.ru

Но Рерберг долго один никогда не был. К нему ушла от Владимира Басова Валентина Титова, с которой они прожили 20 лет в браке. Ушла, конечно, «из огня да в полымя».

Но он сразу предупреждал, что будет пить, скандалить и изменять. Тем не менее, Титова смогла впервые в его жизни создать вокруг него атмосферу семьи и заботы, за что он всегда был ей благодарен.

И все-таки они развелись.

Георгий Рерберг и Валентина Титова. Фото: kino-teatr.ru

Одним из последних увлечений любвеобильного оператора называют молоденькую студентку Ренату Литвинову, которая говорит сейчас в интервью, что в том, кем она стала, во многим обязана именно его подсказкам. Скорее всего, это были платонические отношения.

Умер Георгий Рерберг в 1999 году от разрыва сердца. К тому времени он уже был очень одинок.

Их секс-тайны намного скандальнее, чем у Виктора Хрусталёва из «Оттепели»

* Гога Рерберг сражал окружающих наповал огромным членом * Тарковский бил оператора головой о стену за то, что тот хотел показать его дочери порнуху * Последней любовью прототипа героя Цыганова в «Оттепели» стала Рената Литвинова

В новогодние каникулы в эфир Первого канала (освежив на редкость скучное телеменю) ворвался повторный показ сериала «Оттепель». История о жизни советских кинематографистов 60-х годов ожидаемо возглавила рейтинги. А на минувшей неделе в гостях у программы «Кино в деталях» на СТС побывал мегапопулярный актер Евгений ЦЫГАНОВ, сыгравший в «Оттепели» главную роль — оператора Виктора Хрусталева. Женя выразил мнение многих, что режиссеру Валерию ТОДОРОВСКОМУ удалось воссоздать истории сразу нескольких культовых персонажей советского кинематографа и при этом никого не обидеть.

Знатоки кино уверены: в персонаже Хрусталеве переплетены и узнаваемы судьбы сразу нескольких легендарных операторов — Вадима Юсова, Александра Княжинского, Павла Лебешева и Петра Тодоровского, знаменитого отца режиссера «Оттепели», который начинал карьеру именно за камерой и памяти которого посвящена лента. Но главным прообразом Хрусталева, конечно, стал оператор от Бога Георгий Рерберг. Такой же немногословный, харизматичный, любвеобильный, никогда не расстающийся с сигареткой, как герой Цыганова. — Когда я учился в Московской киношколе, Рерберг приходил к нам преподавать, — поделился Евгений с Федором Бондарчуком в передаче «Кино в деталях». — Ему ставили коробку из-под пленки, в которую он целый день стряхивал пепел. И вот спустя много лет Цыганову и его коллегам, чтобы показать нравы богемы 50-летней давности, точно так же приходилось в кадре смолить одну цигарку за другой.

Про брутального Хрусталёва герои «Оттепели» отзывались хлёстко: характер — дерьмо, сам — гад и сволочь, но при этом безоговорочно признавали его кинематографический талант

Ревнивец грозил ножом

Актрису Марианну Вертинскую с Рербергом и его коллегой Княжинским связывает личная история. Старшая дочь великого шансонье была музой и возлюбленной одного, а потом другого.

— Я очень полюбила «Оттепель», — призналась мне Марианна Александровна. — У Жени Цыганова потрясающе получилось передать дух той эпохи. Да и другие человеческие типажи, характеры в ленте невероятным образом перекликаются с 60-ми годами. Я, например, разглядела в Викторе Хрусталеве больше черт оператора Саши Княжинского, хотя многие говорят, что больше он на Рерберга похож. Но мне показалось, что по скупости в выражении своих эмоций это все-таки больше Александр… С Княжинским Вертинская познакомилась в 1965 году на съемках детской сказки «Город мастеров». Она играла прекрасную леди Веронику, он стоял за камерой. В очередной раз наводя фокус на обворожительную актрису, будто сошедшую с полотна Боттичелли, Александр поймал себя на мысли, что теряет голову. Юная богиня, получившая первые уроки любви от Андрона Кончаловского и оттачивавшая мастерство сводить с ума мужчин с женатым Андреем Тарковским, ответила оператору взаимностью. Их страсти хватило на два года, но расстались Вертинская и Княжинский друзьями. Спустя четверть века Александр пригласил Марианну сняться в эпизоде, как потом оказалось, проходного фильма «Женщина у моря». Зато в кадр уже немолодая актриса, доверившись мастерству бывшего любовника, согласилась войти полностью обнаженной!

Знаменитые шестидесятники: Геннадий ШПАЛИКОВ (как и Костя Паршин из сериала, покончил с собой), Наталья РЯЗАНЦЕВА (его первая жена) и Александр КНЯЖИНСКИЙ

К тому моменту за плечами у Марианны остались еще несколько потрясающих романов, в том числе с оператором-донжуаном Гогой Рербергом.

— Георгия в самом деле очень любили женщины, — делится Вертинская. — Такие интересные, красивые и талантливые люди всегда привлекают внимание. Большим минусом для Марианны оказалось то, что великолепный Гоша оказался очень ревнивым. Неизменно следовал за любимой на съемки под предлогом проверить камеру и свет. Хотя для него и в самом деле было важно, насколько хорошо и гармонично его музу снимет кто-нибудь другой. На картине «Капитан Немо» он спас Вертинскую от гибели. Она случайно задела фатой раскаленный софит. Одежда на актрисе моментально вспыхнула. Но Рерберг сориентировался и смог сбить пламя.

Пётр ТОДОРОВСКИЙ начинал кинокарьеру за камерой, сняв такие хиты, как «Весна на Заречной улице» и «Два Фёдора»

Вот только разговаривал вспыльчивый и тоталитарный Георгий в приказном тоне и легко мог поднять на женщину руку. А уж когда узнал, что Марианна втайне от него начала встречаться с Борисом Хмельницким, грозился убить или себя, или ее, бегая по московским улицам с ножом для рубки мяса.

Сложный характер не раз играл против Рерберга. В киномире многие наслышаны о его конфликте с Тарковским, закончившимся взаимными оскорблениями и практически рукопашной. Самолюбивые творцы, которые в паре гениально сняли «Зеркало», так и не смогли вместе работать над «Сталкером». По официальной версии — из-за творческих разногласий. По иронии судьбы, когда столкнулись амбиции этих двух бывших любовников Марианны Вертинской, им на помощь пришел третий ее кавалер — Княжинский, который заново переснял то, над чем начинал работать Рерберг. Кстати, основной причиной пикировок Тарковского и Рерберга вполне могла быть исполнительница главной роли в «Зеркале» Маргарита Терехова. Молоденькая Рита нравилась обоим.

Марианну ВЕРТИНСКУЮ хотели все мужчины в СССР

— Да, ее перехватил у отца замечательный оператор Рерберг, — несколько лет назад призналась в интервью «Экспресс газете» Ольга Тарковская, приемная дочь режиссера. А следом выдала не менее скандальное откровение про нашего героя-оператора: — Помню, как-то мы с Рербергом ехали в машине и он предложил мне посмотреть «клубничку» — видимо, порнуху. Когда я рассказала об этом папе, он стал орать на Рерберга и даже бил его головой о стенку.

На съемках «Зеркала» ТАРКОВСКИЙ увлёкся Маргаритой ТЕРЕХОВОЙ

Одинокий гений умер от разрыва сердца

— Лично я не была знакома с Рербергом, о его любвеобильности и магическом влиянии на женщин могу судить по мемуарам, — пожимает плечами одна из сценаристок «Оттепели» Алена Званцова. — В кино всегда работало много брутальных и привлекательных людей. Наш Хрусталев, образ которого соткан из различных фантазий авторов, получился героем со множеством достоинств и недостатков…

Как бы там ни было, после расставания с Вертинской Рерберг серьезно увлекся актрисой Валентиной Титовой, которая до этого была женой Владимира Басова. Валя и Гога познакомились на съемках фильма «Отец Сергий», а позже сблизились и поженились.

— В течение десяти лет Рерберг сидел без работы, перебиваясь случайными заработками. Все это время я его кормила, лелеяла, воспитывала, не переставая при этом бесконечно уважать, — призналась в интервью Титова. — Он предупредил, что в отношениях с женщинами его, как правило, хватает на пару месяцев. Я в ответ осмелилась предположить, что наш случай — исключение из правил… В итоге мы прожили вместе более 20 лет… Гуляка, забулдыга — все что угодно можно было о нем сказать, но его заботу, его нежность я чувствовала постоянно…

РЕРБЕРГ не готов был идти на компромиссы ни в творчестве, ни в жизни

Режиссер и сценарист Александр Александров незадолго до смерти выдвинул в интервью нашему обозревателю Борису Кудрявову собственную версию — почему Рерберга так любили дамы:

— Думаете, случайно, что ли, красавица актриса Валя Титова сбежала к Гоше от прославленного Басова? — размышлял Александров. — Из-за чудовищного, невероятной длины члена! Приехал Рерберг как-то ко мне домой. Звонок. Открываю дверь. Стоит в дупелину пьяный Гога со спущенными штанами и вертит членом, как змеем. И тот аж до ягодиц достает! Таким коронным номером Гога демонстрировал свою мужскую силу. Я был в ужасе от увиденного. Мы вместе тогда снимали картину «Утоли моя печали». На которой после этого случая и расстались… Рербергу удавалось сражать барышень наповал даже на исходе жизни. Оказывается, перед его чарами не устояла даже 17-летняя Рената Литвинова. Увидев ее — тогда еще полненькую и с нелепой прической — на показе курсовой работы Ивана Дыховичного, Георгий Иванович принялся трогательно и очень романтично ухаживать за девушкой и убедил ее найти собственный стиль. — Если дарил цветы, то это было двадцать букетов — самых изысканных, которые он расставлял в вазах вокруг меня! — вспоминала однажды Литвинова. По словам Ренаты, она стала очевидцем самого последнего трагического периода жизни оператора: — Мы с компанией зашли к нему, он был совсем один… Отчаянно одинок… Просил не уходить, не оставлять его… Через день меня охватило нехорошее предчувствие, и я стала звонить ему, но его телефон не отвечал… В конце концов было принято решение сломать дверь в квартиру Рерберга. Там его нашли мертвым. Как сказали врачи, он умер от разрыва сердца…

Георгий прожил с Валентиной ТИТОВОЙ больше 20 лет

Бурные вечеринки

— Сейчас многие пытаются распределить операторов, прототипов нашего Хрусталева, по их каким-то характеристикам, — говорит сценарист Алена Званцова. — Мол, Рерберг-красавец был несказанно любим женщинами. Вспоминая, что Лебешев прекрасно готовил, все кивают на «знаменитые хрусталевские щи» в сериале. Юсов еще чем-то знаменит. При этом забывают, что это были одержимые своей работой люди, большие мастера своего дела. Наш Хрусталев — талантливый оператор, это он взял от них, вместе взятых. Хотя, когда в первой серии герой Цыганова снимает сцену и его камера стоит под поездом, это реальная история о Петре Тодоровском.

Правда, Тодоровский взял за смертельно опасную работу бутылку водки, а герой Цыганова в «Оттепели» потребовал целый ящик коньяка. Такой же «Москвич», на котором гоняет оператор Виктор из сериала, был у Тодоровского-старшего. А еще он мог день напролет просидеть в приемной у начальства, чтобы обратить внимание на заинтересовавший его сценарий.

По словам Миры Тодоровской, вдовы Петра Ефимовича (мамы режиссера Валерия Тодоровского), ее сын с детства видел мир кино и Марьяну, возлюбленную Хрусталева, в какой-то мере списал с нее.

— Я так одевалась в молодости, как героиня Ани Чиповской, — улыбается Мира Григорьевна. — Обожала носить такую же красную юбку с белым кружевным подъюбочником… Сюжет «Оттепели» Валера сам придумал и сделал его похожим на нашу жизнь. И выпивали многие, и любовные истории бурные случались. И Петр Ефимович выпивал и с женщинами романы до меня крутил, но потом остепенился. Валера с пеленок наблюдал за нашими бурными вечеринками и все это перенес на экран.

Биография

В съемочном процессе одним из главных участников является оператор — человек, строящий художественную реальность и смотрящий на мир сквозь объектив. Признанным мастером работы с кинокамерой считался Григорий Рерберг, в 1970–1980-х годах ставший обладателем призов Венецианского кинофестиваля и почетных государственных наград за фильмы, созданные совместно с режиссерами Игорем Таланкиным и Андреем Кончаловским.

Детство и юность

Григорий Иванович Рерберг родился в довоенное время, начало биографии пришлось на 1937 год. Предки, носившие шведско-датскую фамилию, были представителями интеллигентных творческих профессий.

Семья гордилась подданными Российской империи, проектировавшими здания и писавшими портреты аристократов. Отец Григория, Иван Федорович Рерберг, став профессиональным художником-оформителем, пошел по стопам талантливых мужчин.

Posted by Marina Falaleeva on Saturday, September 28, 2019

Оператор Георгий Рерберг

Мать Галина Семеновна Козолупова, получившая академическое образование, пела и играла на струнных инструментах, также она была известна как организатор литературно-музыкальных вечеров.

Гриша, интересовавшийся всем, что происходило в доме, научился разбираться в живописи. В юном возрасте он попал под влияние представителей голландской и итальянской школы и самостоятельно создал ряд вполне зрелых картин.

В среднем учебном заведении Рерберг вызывал восхищение преподавателей. Подросток увлекался искусством и чтением классических книг. Получив аттестат зрелости, будущий оператор, ни минуты не сомневаясь, подал документы во Всероссийский государственный институт кинематографии. Прославленный педагог Борис Израилевич Волчек с удовольствием взял подающего надежды студента в мастерскую и научил его обращаться с камерой.

Фильмы

В молодости Георгий Иванович работал стажером на «Мосфильме». Применив на практике знания, полученные во ВГИКе, он получил право на съемки дебютного фильма. В тандеме с режиссером Андреем Кончаловским оператор оживил произведение Чингиза Айтматова «Первый учитель», рассказывавшее о тяготах жизни после гражданской войны.

В черно-белой 100-минутной картине проявились индивидуальные особенности начинающего мастера, стремившегося к строгости изобразительных решений, документальности стиля и композиционной четкости. В 1966 году лента, представленная на Венецианском фестивале, получила ряд престижных призов в Италии, Франции и России.

Успех вдохновил недавних выпускников лучших творческих мастерских столицы взяться за создание «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967 г.). Отличительной особенностью проекта, 20 лет пролежавшего в архивах из-за провокационного подтекста, было отсутствие профессиональных актеров и превалирующий натурализм.

С подачи Рерберга в киноленте тщательно отрепетированные сцены сочетались с живыми рассказами обитателей нижегородской деревни, ставшей домом для главных героев. Именно оператор предложил снимать непрофессионалов с нескольких ракурсов одновременно, а затем синхронизировать с пленкой отдельно записывавшийся звук.

От экспериментов пришлось отказаться в процессе работы над экранизацией классики. В фильме «Дворянское гнездо» Георгий обошелся эффектными крупными планами и за счет этого попытался передать черты далеких эпох. Эксперты раскритиковали киноленты за излишнюю эстетичность и отсутствие психологизма и души. По их мнению, в яркой, детально прорисованной картинке, затмевавшей образы персонажей, на первом плане неожиданно оказался вещизм и неуместный символизм.

После выхода артхаусного проекта Андрея Тарковского «Зеркало» (1974 г.) злые языки замолчали. Историю, в которой нашли отражение события советской действительности, авторитетные люди, присутствовавшие на премьере, назвали вершиной режиссерского и операторского мастерства. Правда из-за сюжета, местами противоречивого и сложного для понимания, массовую демонстрацию запретили. Проект был показан в кинотеатрах весьма ограниченным тиражом.

Posted by Глеб Вильнянский on Thursday, September 28, 2017

Андрей Тарковский и Георгий Рерберг

По-другому дело обстояло с лирической комедией «Здравствуйте, я ваша тетя!», авантюрным фарсом «12 стульев» и драмой «Безымянная звезда». Рерберг всерьез отнесся к проектам легких жанров, потому что разнообразие сцен, ракурсов и планов давало шанс свободно творить.

Самой яркой работой 1970-х считалась драма Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи». В ходе производства Георгий Иванович, получивший от коллег прозвище Гога, демонстрировал чудеса операторской работы, несмотря на нехватку качественного оборудования. Когда половина картины была снята, выпускник ВГИКа неожиданно ушел в запой.

Автор советско-японской мелодрамы в интервью рассказывал, что коллега превратился в настоящее чудовище. Он ругался, бросал камеру в руки ассистентов и уходил из павильона, полного иностранных актеров и актрис.

Истории об этом не становились достоянием общественности, поэтому о них быстро забывали. На репутацию Рерберга наложил отпечаток конфликт с Андреем Тарковским, произошедший во время работы над фантастической кинопритчей «Сталкер». Оператор обвинил режиссера в намеренной порче дефицитной пленки фирмы Kodak из-за неудовлетворенности материалом, и фильм переснимал его коллега Александр Княжинский.

Более гладко протекала работа над картинами «Отец Сергий», «Адам женится на Еве», «Золотые рыбки» и «Звездопад», принесшими премии и награды. После этих премьер сотрудники «Госфильмофонда» вспомнили об «Истории Аси Клячиной…». Давний эксперимент Рерберга и Кончаловского оценили в конце 1980-х. Однако перед публичной демонстрацией картину пришлось восстановить.

В 1990-х оператор пополнил фильмографию кинолентами «Я больше сюда не вернусь», «Лосев», «Олег Каган. Жизнь после жизни» и «Катерина Ивановна». Были отсняты знаменитые видеоролики из рекламной серии Тимура Бекмамбетова «Всемирная история. Банк «Империал»».

Личная жизнь

Женщины страстно любили Георгия Ивановича за брутальную внешность, мужественные поступки и способность удивлять. Однако гений, в глубине души жаждавший счастья в личной жизни, на самом деле был сердцеедом, не привязывавшимся ни к кому и ни к чему.

О многочисленных романах свидетельствовали архивные фото и воспоминания очевидцев. Жертвами мэтра советского кинематографа были Марианна Вертинская и молодая Рената Литвинова. Артистка балета Нина Тимофеева родила от кинооператора ребенка, но девочку по имени Надежда по стечению обстоятельств воспитывал другой человек.

Георгий Рерберг и Валентина Титова

Posted by Olga Galitskaya on Sunday, February 5, 2017

Георгий Рерберг и Валентина Титова

Дольше других Рерберга терпела обворожительная Валентина Титова. Звезда фильмов «Опасный поворот», «Дни Турбиных», «Отец Сергий» и «Петровка 38» стала законной женой Георгия Ивановича в начале 1990-х годов.

До этого пара жила в гражданском браке, никого серьезно не тяготившем. Для творческих людей было важно чувство свободы, поэтому у них не было детей.

Смерть

Причиной смерти Георгия Рерберга в 1999 году стал разрыв сердечной мышцы. Признанного мастера похоронили в могиле на Введенском кладбище в присутствии коллег и близких друзей. Незадолго до трагедии, узнав о кончине актера и режиссера Александра Кайдановского, оператор сказал:

«По поводу меня. Никаких Союзов, никаких панихид. Отпеть в переулке. На выносе — слева и справа — заказать по одному из отличных, класснейших джаз-оркестров. С выносом не торопиться — пусть поиграют. И никаких речей…».

Фильмография

  • 1965 — «Первый учитель»
  • 1966 — «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»
  • 1969 — «Дворянское гнездо»
  • 1970 — «Дядя Ваня»
  • 1974 — «Зеркало»
  • 1975 — «Здравствуйте, я ваша тётя!»
  • 1977 — «12 стульев»
  • 1978 — «Безымянная звезда»
  • 1980 — «Адам женится на Еве»
  • 1986 — «Плюмбум, или Опасная игра»
  • 1990 — «Я сюда больше никогда не вернусь»
  • 1999 — «Катерина Ивановна»
06.02.2017 00:0268240Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино4ecf9f596babfb332fe4271bd95b41ee.jpgВалентина Титова. © / www.globallookpress.com

За плечами Валентины Титовой десятки ролей. Расцвет её творчества пришёлся на конец 60-х — 70-е годы, но зрители до сих пор прекрасно помнят её как Марью Гавриловну в «Метели», Нину в «Щите и мече», Елену Тальберг в «Днях Турбиных», Фреду Кэплен в «Опасном повороте».

Жизнь Титовой за кадром не менее интересна, чем сюжеты романтических фильмов, в которых она снималась. В неё влюблялись насмерть и безоглядно. Но экранный образ не вязался с реальным характером артистки — бескомпромиссная Титова, даже будучи женой легендарных личностей, оставалась собой. АиФ.ru вспоминает историю знаменитой актрисы, в жизни которой было много мужчин и одна любовь – кинематограф.

Ленинград-Москва

Валентина Титова родилась 6 февраля 1942 года в Московской области, однако детство будущей звезды прошло в Свердловске, куда в годы войны эвакуировали её семью. 

e68eec8320341d876d9a21b50ba2ab22.jpg
Валентина Титова в роли Марии Гавриловны в фильме Владимира Басова «Метель» по повести Пушкина. 1965 год. 

Сразу после окончания школы Титова поступила в театральное училище Свердловска, и уже на втором курсе юная артистка в местном театре играла жену Пушкина Наталью Гончарову — роль, о которой мечтали самые опытные актрисы. Завистники красавицы не стали разбираться, почему режиссёр отдал предпочтение неопытной девушке, и по городу поползли слухи, будто лакомую роль Титова получила «через постель». Подобная клевета сильно огорчала артистку, но она не стала оправдываться, а просто сбежала из Свердловска, бросив друзей, учёбу и… злополучную роль.

В 1962 году вместе с подругой Титова приехала в Ленинград, чтобы поступить в драматическую студию при БДТ имени Горького. Актриса понимала, что именно там, в культурной столице, у неё больше возможностей проявить себя и добиться карьерных высот. Не зря Титову до сих пор упрекают в чрезмерной расчётливости, однако это её не смущает: «Когда меня попрекают, что я всё в своей жизни делаю по расчёту, меня это ни капельки не оскорбляет. Ни капельки! Я всем советую: перед тем как что-то сделать, рассчитывайте, думайте».

Но не всегда расчёт преобладал над чувствами. Во время одной из своих поездок домой на каникулы студентка познакомилась с популярным актёром Вячеславом Шалевичем, который оказался на гастролях в Свердловске с Театром имени Вахтангова.

Памяти актёра. Вячеслав Шалевич в кино и в жизни

Впервые на экране Вячеслав Шалевич появился в образе Швабрина в фильме «Капитанская дочка» (1958).Вячеслав Шалевич, 1966 г.© РИА Новости / Георгий Тер-Ованесов

В 1968 году на экраны вышла картина «Три тополя на Плющихе», в которой Шалевич сыграл одну из своих лучших ролей — бакенщика Гриши.Зрителям также запомнился образ пана Поэта из «Кабачка “13 стульев”» (1968-1981).В сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973) Шалевич сыграл американского дипломата и разведчика Аллена Даллеса.Вячеслав Шалевич, 1974 г.© РИА Новости / В. Бондарев Вячеслав Шалевич, 1976 г.© РИА Новости / В. Нисанов Вячеслав Шалевич в роли Виталия Евгеньевича Пучкова в сериале «Марш Турецкого 2» (2001-2002).В 2004 году на экраны вышел фильм «Боец», в котором Вячеслав Шалевич сыграл «Деда».Леонид Брежнев в сериале «Дело гастронома № 1» (2011) — один из последних запоминающихся кинообразов Вячеслава Шалевича.

Памяти актёра. Вячеслав Шалевич в кино и в жизни

Впервые на экране Вячеслав Шалевич появился в образе Швабрина в фильме «Капитанская дочка» (1958).Вячеслав Шалевич, 1966 г.© РИА Новости / Георгий Тер-ОванесовВ 1968 году на экраны вышла картина «Три тополя на Плющихе», в которой Шалевич сыграл одну из своих лучших ролей — бакенщика Гриши.Зрителям также запомнился образ пана Поэта из «Кабачка “13 стульев”» (1968-1981).В сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973) Шалевич сыграл американского дипломата и разведчика Аллена Даллеса.Вячеслав Шалевич, 1974 г.© РИА Новости / В. Бондарев Вячеслав Шалевич, 1976 г.© РИА Новости / В. Нисанов Вячеслав Шалевич в роли Виталия Евгеньевича Пучкова в сериале «Марш Турецкого 2» (2001-2002).В 2004 году на экраны вышел фильм «Боец», в котором Вячеслав Шалевич сыграл «Деда».Леонид Брежнев в сериале «Дело гастронома № 1» (2011) — один из последних запоминающихся кинообразов Вячеслава Шалевича.

Роман развивался стремительно. Чувства Титовой к Шалевичу оказались настолько сильны, что девушку не останавливал ни его статус женатого мужчины, ни то, что они проживают в разных городах. Влюблённые ежедневно писали друг другу письма и время от времени встречались на вокзалах. Талантливая студентка даже собиралась перевестись в московский ВУЗ, чтобы быть ближе к любимому, из-за чего едва не была отчислена из Студии, но, к счастью, одумалась. Тем не менее, когда знаменитый руководитель Студии Георгий Товстоногов узнал, на каких «пробах» пропадает Титова, пропуская репетиции, снял её с роли в спектакле «104 страницы про любовь».

Понадобилось чуть больше года, чтобы с глаз расчётливой актрисы спала романтическая пелена. Когда она поняла, что её отношения с Шалевичем не имеют никаких перспектив, приняла твёрдое решение расстаться.

Брак самого Шалевича к этому времени уже был обречён.

Владимир Басов и Валентина Титова в фильме «Опасный поворот», 1972 год

Муза Басова

Личная жизнь Титовой неразрывно связана с её творчеством. Вслед за Шалевичем в жизни актрисы появился Владимир Басов, в фильме которого она сыграла свою первую серьёзную кинороль.

Статья по темеВалентина Титова: «Я выбросилась из горящего танка!»</span>На знаменитого актёра и режиссёра красавица произвела впечатление с первого взгляда. Басов не только безропно утвердил её на роль Марьи Гавриловны в экранизации повести Пушкина «Метель», но сразу заявил друзьям: «Я женюсь!». Однако у Титовой от первой встречи с «длинным и ушастым режиссёром» были совершенно противоположные впечатления. Долгое время она не относилась всерьёз к своему новому ухажёру, к тому же молодую артистку беспокоило, что Басов старше её на 18 лет.</p>

«Я вначале даже не поняла, что он за мной ухаживает, — вспоминает Титова, — Видела только, что происходит что-то странное. Со мной так иногда бывает — я не влюблена, просто встречаюсь с кем-то. И вдруг этот человек начинает передо мной прыгать, устраивать какие-то скачки, и я каждый раз думаю: “Боже мой, очередной безумец!”. И Басов вёл себя так. Он рассказывал анекдоты, всех передразнивал, жестикулировал, падал на пол… Мне всё это было совершенно не нужно, я просто не понимала, зачем он всё это делает».

Статья по темеВладимир Басов. Лучшие комедийные роли Но Басов брал неприступную «крепость» штурмом: приезжал в Ленинград, сидел в машине напротив театра. Всё ради того, чтобы хотя бы на пятнадцать минут забрать возлюбленную и накормить обедом.

Со временем нелепый, но обаятельный Басов сумел покорить сердце красавицы, и дело закончилось свадьбой. О своём решении актриса вспоминает так: «Решающим аргументом при принятии решения для меня было желание иметь дом, семью. Я очень устала скитаться по углам, устала от бездомной жизни! И Басов это вычислил».

Басов и Титова были не просто супругами, они стали настоящими единомышленниками и партнёрами по съёмочной площадке. Киноработы в картинах мужа так и остались самыми яркими в фильмографии Титовой: «Щит и меч», «Возвращение к жизни», «Опасный поворот», «Дни Турбиных».

Валентина Титова и Владимир Басов в фильме «Дни Турбиных», 1976 год 

Тихое счастье

14 лет брака Басова и Титовой завершились разводом. «Да, мне развод с Басовым до сих пор инкриминируют как предатель­ство. Всем нравится любить Басова после смерти. Любили бы так живым», — откровенничает актриса.

Жизнь приготовила для Титовой серьёзное испытание – Басов слишком любил выпить, из-за чего последние годы рядом с ним стали для актрисы невыносимыми: «Многие же до сих пор считают, что я бросила Басова. Но как можно бросить пятикомнатную квартиру в кремлёвском доме? Как можно бросить двоих детей? Когда меня спрашивали, как ты могла, я отвечала: “Я выбросилась из горящего танка!” Если человек 24 дня в запое… Умоляла, просила — двое же детей! Звонят люди: “Валечка, привезите его…”. А его везти нельзя».

Лучшие роли Валентины Титовой

Актриса Валентина Титова в роли Марии Гавриловны в кинофильме «Метель», 1964 год.© РИА НовостиВалентина Титова в роли Нины и Станислав Любшин в роли Йогана Вайса в фильме Владимира Басова «Щит и меч», 1968 год.© РИА НовостиАктриса Валентина Антиповна Титова, 1967 год.© РИА НовостиВладимир Басов и Валентина Титова в фильме «Опасный поворот», 1972 год.Актриса Валентина Титова в роли Мари в фильме Владимира Басова «Записки серого волка» по автобиографической повести Ахто Леви, 1972 год.© РИА НовостиВалентина Титова в сериале «Дни Турбиных», 1976 год.В фильме «Расписание на послезавтра», 1978 год.© www.globallookpress.com«Однажды двадцать лет спустя», 1980 год.Валентина Титова на съемках фильма «Сны профессора Доуэля» режиссера Леонида Менакера, 1984 год.© www.globallookpress.comВ фильме «Железное поле», 1986 год.© www.globallookpress.com

Лучшие роли Валентины Титовой

Актриса Валентина Титова в роли Марии Гавриловны в кинофильме «Метель», 1964 год.© РИА НовостиВалентина Титова в роли Нины и Станислав Любшин в роли Йогана Вайса в фильме Владимира Басова «Щит и меч», 1968 год.© РИА НовостиАктриса Валентина Антиповна Титова, 1967 год.© РИА НовостиВладимир Басов и Валентина Титова в фильме «Опасный поворот», 1972 год.Актриса Валентина Титова в роли Мари в фильме Владимира Басова «Записки серого волка» по автобиографической повести Ахто Леви, 1972 год.© РИА НовостиВалентина Титова в сериале «Дни Турбиных», 1976 год.В фильме «Расписание на послезавтра», 1978 год.© www.globallookpress.com«Однажды двадцать лет спустя», 1980 год.Валентина Титова на съемках фильма «Сны профессора Доуэля» режиссера Леонида Менакера, 1984 год.© www.globallookpress.comВ фильме «Железное поле», 1986 год.© www.globallookpress.com

После развода в жизни Титовой вновь появилось место для счастья. На этот раз её избранником стал оператор Георгий Рерберг («12 стульев», «Мелодии белой ночи», «Сталкер», «Здравствуйте, я ваша тётя!»). И хотя за Рербергом закрепилась слава жгучего сердцееда, рядом с такой красавицей остепенился даже он. «Рерберг стал единственным мужчиной, который вторгся в мою жизнь и прилепился ко мне. А потом пришла любовь. Так случилось, что я, наверное, стала первой женщиной, которая создала ему дом. Он принял мои домашние устои, стал нежен, послушен. Частенько, правда, пытался порвать эти незримые цепи, но с невиданной страстью приковывал себя снова», – вспоминает актриса о своём втором муже.

Оператор Георгий Рерберг и режиссер-постановщик Андрей Михалков-Кончаловский. 1966 год. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Рерберг и Титова прожили вместе двадцать один год, вплоть до его смерти. И как признавалась сама артистка, это время было для неё самым счастливым.

В последние годы знаменитая актриса нечасто появляется на экранах. Но даже сегодня, в 75 лет, она продолжает очаровывать зрителей красотой, неповторимой улыбкой и своим знаменитым робким взглядом из-под ресниц.

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Используемые источники:

  • https://retrospectra.ru/георгий-рерберг-сложный-характер-и-гр/
  • https://www.eg.ru/culture/45091/
  • https://24smi.org/celebrity/129822-georgii-rerberg.html
  • https://aif.ru/culture/person/vechnaya_nevesta_troe_muzhchin_i_odna_lyubov_valentiny_titovoy

</table></table></table></table></table></table>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116