Содержание
Биография
В 1954 году Равикович поступает в театральный ВУЗ Ленинграда на курс к профессору Хохлову. Приемную комиссию сразило наповал актерское исполнение Равиковичем песни «По долинам и по взгорьям». Юношу взяли в институт сразу же за его комедийную органичность и талант к пародированию. В 1958 году по распределению молодой артист направляется в театр города Комсомольск-на-Амуре, где он провёл 2 года, а затем ещё один год он отдал театру драмы Сталинграда.
По счастливому случаю в начале 60-х годов, отдыхая в ялтинском санатории, Равикович познакомился с молодым постановщиком Ленинградского театра Ленсовета Игорем Петровичем Владимировым, который в это время искал молодых перспективных актёров в свой творческий коллектив. Так молодой актер вернулся в родной город и уже не покидал его до последних дней.
Театр
Ленинградскому театру имени Ленсовета Анатолий Юрьевич отдал 30 лет своей жизни. По его словам, это были самые счастливые годы его творческой биографии. Новый руководитель театра Ленсовета Игорь Владимиров был учеником Георгия Товстоногова. Мастерской рукой режиссёр вывел театр из застоя на долгие годы вперёд. Примой театра Ленсовета стала Алиса Фрейндлих, жена Владимирова.
В такой творческой среде расцвёл талант актёра Анатолия Равиковича. Он создал неповторимые образы таких героев, как Пичем из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, Семен Захарович из «Преступления и наказания», а также Карлсон из спектакля по произведениям Астрид Линдгрен. Уникальность театрального дарования Равиковича заключалась в абсолютной органичности, а также в особом амплуа. Актер создал образ маленького человека, который в сложных ситуациях способен отстоять собственные идеалы. Партнерами Равиковича по сцене помимо Алисы Фрейндлих, Михаила Боярского были также Елена Соловей, Светлана Смирнова, Лариса Луппиан и другие.
В конце 80-х годов в связи с творческим упадком в театральной труппе Владимирова, Анатолий Юрьевич перевелся в Ленинградский театр комедии, который в это время возглавлял Пётр Фоменко. Артист сразу же получил ведущие роли в постановках театра по произведениям Мольера, Шекспира, Чехова, Булгакова, Доде. Его партнёрами по сцене стали Ирина Мазуркевич, покинувшая предыдущий театр вместе с ним, Юрий Лазарев, Геннадий Воропаев, Сергей Кузнецов и другие.
Фильмы
Одной из первых работ актёра в кинематографе стал эпизод в исторической драме «На диком бреге». Но настоящей творческой победой артиста стала роль Льва Хоботова из киноленты «Покровские ворота», снятой Михаилом Козаковым в начале 80-х. Образ ранимого непрактичного интеллигента, стойко выдерживающего гнет бывшей властной супруги, принесла Равиковичу всесоюзную славу. Это первая большая работа артиста на экране, которой он дорожил всю жизнь.
После этого последовали предложения от режиссеров для съёмок детектива «Загадка Эндхауза», где Равикович сыграл Эркюля Пуаро, а также фильмов «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Мушкетеры 30 лет спустя», где актеру была предложена роль кардинала Мазарини. С помощью этих работ актеру удалось преодолеть инертность образа Хоботова и раскрыть свой талант с других сторон. Снимался актёр и в многосерийных телефильмах, самым знаменитым из которых стал «Улицы разбитых фонарей-1».
Личная жизнь
Первой женой актёра стала его сокурсница Елена Доброседова, с которой он вместе побывал на Дальнем Востоке. Некоторое время актриса служила вместе с мужем в труппе театра, а потом стала театральным критиком. В брак у них родилась дочь Мария. Но Анатолий Юрьевич, накануне своего сорокалетия вновь испытал высокое чувство. На этот раз его избранницей стала молодая актриса Ирина Мазуркевич, с которой он вместе играл в спектаклях театра.
В личной жизни Равиковича произошёл именно такой случай влюбленности, как у его героя Хоботова. Это был тот вид любви, когда дружба переростает в нечто большее. Влюбленные много времени проводили за беседами, за обсуждением литературы и поэзии. Развод Анатолий Юрьевич переживал тяжело, но его порядочность обязывала поступить честно. Свадьбу молодые сыграли скромно, и сразу же Равикович переехал к жене в её небольшую комнату в коммуналке.
В браке с Ириной Анатолий Юрьевич был абсолютно счастлив. Это был тот случай, когда крепкий творческий тандем перерос в глубокое личное чувство. В семье повелось все рабочие проблемы оставлять за дверью дома, что благотворно сказалось на их союзе. На общих фото Анатолий и Ирина всегда выглядели счастливыми. У молодоженов в скором времени появилась дочка Елизавета.
Смерть
В последние годы актёр практически нигде не работал. Но в это время Анатолий Равикович написал две книги мемуаров. Он умер в середине весны 2012 года. Причиной смерти стали несколько инфарктов, после которых развилась сердечная недостаточность. Смерть Анатолия тяжело воспринималась его семьёй и друзьями. На похоронах Равиковича присутствовали многие творческие личности, в том числе Геннадий Хазанов, Олег Басилашвили. Могила актера находится на Волковском кладбище.
Фильмография
- «Агония» — 1974
- «Покровские ворота» — 1982
- «Приморский бульвар» — 1988
- «Тайна золотого берега» — 1988
- «Загадка Эндхауза» — 1989
- «Мушкетеры 20 лет спустя» — 1992
- «Мушкетеры 30 лет спустя» — 1993
- «Поезд до Бруклина» — 1995
- «Тартарен из Тараскона» — 2003
Александр Молочников: «Мне с детства нравится запах кулис»Интервью с режиссером — о работе по ночам, жертвах ради театра и сочинении реальности
Фильмы
Покровские воротаМелодрама1982140 мин
Спектакли
Сказочное путешествие мистера Бильбо БеггинсаКомедия198565 минЧеловек и джентльменКомедия1973117 минСанкт-Петербургский академический театр имени ЛенсоветаУкрощение строптивойКомедия1973143 минСанкт-Петербургский академический театр имени ЛенсоветаКовалёва из провинцииДрама1975122 минСанкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета
Советский актер Анатолий Равикович наиболее запомнился любителям кинематографа после фильма «Покровские ворота». В этой картине актер предстал в образе ранимого, нерешительного мужчины. Большинство телезрителей, увидев артиста в таком амплуа, решили, что он и в жизни такой. Актер был женат дважды. С первой женой Еленой Добросердовой актер впервые стал отцом. Елена Андреевна непродолжительное время играла в театре, а после получила образование театроведа. С середины шестидесятых работала педагогом в театральном институте. В настоящее время Елена Андреевна находится на заслуженном отдыхе.
Новая любовь
Мало кто бы мог поверить и подумать, что Анатолий Юрьевич разменяв пятый десяток, он влюбится, будучи в браке, и оставит жену и дочь. Новой избранницей звезды «Покровских ворот» стала, тогда еще юная 19-летняя актриса Ирина Мазуркевич. В тот период у нее был гражданский муж, но это возлюбленных не остановило. —>
Тем не менее их не заел быт, не стала помехой разница в возрасте. Почти 30 лет они были вместе. И счастливы.
24 декабря 2016 года Анатолию Равиковичу исполнилось бы 80 лет.
Предлагаем вашему вниманию интервью с Ириной Мазуркевич и Анатолием Равиковичем от 2005 г.
Последнее обновление материала — декабрь 2016 г.
***
Статья по теме«Я всю жизнь хожу в тени Хоботова». Актер Анатолий Равикович до последнего боролся с раком
Старик обернулся Апполоном
Ирина: Служить в ленинградский Театр Ленсовета меня пригласили сразу по окончании театрального училища. Анатолий Юрьевич, который играл в театре возрастные роли — Мармеладова и Санчо Пансу, показался мне тогда древним старцем.
Но однажды мы случайно столкнулись с ним в канцелярии, и я увидела, какие у Равиковича молодые и красивые глаза. Хотя, конечно, в тот момент даже представить не могла, что впереди нас ждет роман. Все самое важное в жизни случается именно тогда, когда ты полностью расслаблен и ничего не ждешь.
Я приехала в Ленинград из Горького, где окончила училище, вместе с гражданским мужем. Была вполне довольна своей семейной жизнью и не собиралась ничего менять. Мне было 18 лет, на меня многие обращали внимание из-за прекрасной фигуры. К тому же я не носила нижнее белье, потому что в нем тогда не было необходимости. Но я совершенно не собиралась никого обольщать, соблазнять — если я кого-то люблю, другие для меня не существуют. Анатолий, в ту пору ведущий актер Театра Ленсовета, не мог не восхищать меня. Но на первых порах только как артист.
Анатолий: Я обратил внимание на Иру с первого взгляда. Мне тогда казалось, что моя жизнь кончена, осталось только доживать. И вдруг ты встречаешь прекрасное, чистое, открытое, юное существо с широко распахнутыми глазами, в которых такое желание творить, радоваться жизни, что это не могло не подкупать. На меня это подействовало просто как появление молодой жизни у входа в преисподнюю.
Чуть позже мы начали репетировать общий спектакль, причем я играл учителя, а она — ученицу. Я видел, что моя симпатия, похоже, взаимна, но долго не решался признаться в своих чувствах. Не только потому, что был вдвое старше. У меня к тому времени была семья. Дочке Маше, которую я очень любил, было 8 лет.
Прошло несколько месяцев, наступил Новый год. Мы отмечали его в общей компании. Танцевали, немножко выпили. Потом остались наедине, и я робко осмелился сказать: «Вы мне очень нравитесь».
— Ирина, ве-таки чем он вас завоевал? Все же Аполлоном Анатолия Юрьевича назвать трудно.
— Когда мы с ним познакомились, он как раз был абсолютный Аполлон — худой, поджарый, широкоплечий, с красивой попкой, свободно делал сальто на сцене. Но опять-таки: как можно объяснить, за что любишь? Это невозможно. Пожалуй, его самым привлекательным качеством для меня было и остается отменное чувство юмора. У меня оно тоже есть, и всегда было, но присутствие Толи и общение с ним изрядно отточили мое остроумие.
«Уйти из семьи Толя решался два года»
— Чувствам, конечно, не прикажешь. Но вас не смущало, что ваш избранник женат и у него есть ребенок?
— Смущало, и даже очень. Я переживала. Было неизвестно, чем все кончится: останется он со мной или с семьей. Дочка для Толи была очень важна, он всегда очень ее любил. А мне он все время повторял: «Ты все равно меня бросишь! У нас нет будущего!» Они с семьей тогда наконец получили квартиру. И уйти ко мне, в 12-метровую комнату в коммуналке, с одним чемоданом — это был поступок. Толя решался на него два года.
Я не закатывала сцен, не ставила никаких жестких условий, просто жизнь сама диктовала каждый следующий шаг. Пока ничего не было решено, приходилось скрываться.
Мы целыми днями бродили по городу, подолгу ездили на трамвае, гуляли вдоль канала. Несмотря ни на что, это были очень счастливые дни. Толя мне, как Хоботов Людочке в «Покровских воротах», читал стихи. Мы говорили часами взахлеб обо всем.
Несмотря на разницу в возрасте, у нас оказалось много общего! Если бы через три дня выяснилось, что нам не о чем говорить, на одной из конечных остановок все бы и завершилось.
— Со стороны могло показаться, что ваш союз напоминает отношения папы и дочки, тем более что вы часто играли такой дуэт на сцене…
Ирина: Мы всегда были друг для друга мужем и женой, даже если я чего-то на первых порах и не знала. Разница в возрасте чувствовалась вначале, но у меня хорошая женская интуиция, и она меня никогда не подводила. Чему меня научил муж? Клеить обои, читать газеты, разбираться в политике, смотреть футбол. В последние годы Толя ворчит, что жаль тратить время на бездарных игроков, а я вот продолжаю смотреть матчи по инерции!
— Как вы считаете, жизненный опыт вреден или полезен? С одной стороны, это знание, куда в случае чего соломки подстелить, но с другой — определенные шоры на глазах, приобретенные страхи.
Ирина: В моем понимании прожить жизнь счастливо — это прожить ее без излишних страданий. Тут без опыта никак не обойтись.
Анатолий: Лучше всего, конечно, учиться на чужом опыте. Только жизнь показывает, что мало кому это удается. А если на твою голову обрушивается любовь, тут уже весь опыт идет ко всем чертям!
Хоботов из «Покровских ворот» и другие яркие роли Анатолия Равиковича
«Сказка о Мите и Маше, о веселом трубочисте и мастере Золотые руки» (1967)«Капитан Соври-голова» (1979)«Покровские ворота» (1982) «Приморский бульвар» (1988)«Загадка Эндхауза» (1989)«Привал странников» (1990)© РИА Новости«Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992)«Тартарен из Тараскона» (2003)«Хранимые судьбой» (2011)
Хоботов из «Покровских ворот» и другие яркие роли Анатолия Равиковича
«Сказка о Мите и Маше, о веселом трубочисте и мастере Золотые руки» (1967)«Капитан Соври-голова» (1979)«Покровские ворота» (1982) «Приморский бульвар» (1988)«Загадка Эндхауза» (1989)«Привал странников» (1990)© РИА Новости«Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992)«Тартарен из Тараскона» (2003)«Хранимые судьбой» (2011)
— В вашей паре, наверное, ревновал только муж?
Ирина: Как раз наоборот! Я была страшно ревнива. Такой и осталась. На свадьбе мне показалось, что Толя слишком любезничает с одной из приглашенных дам, и я закатила жуткий скандал, а потом долго сидела в ванной и рыдала. Нередко скандалила и потом.
— Разве Анатолий мог дать реальный повод для ревности?! Он кажется таким уютным, домашним, домоседом.
— Это обманчивое впечатление, поверьте мне! Он очень влюбчивый, впрочем, я тоже. Но при этом я очень верный человек. Никогда не позволяла себе идти на компромиссы с совестью.
— Актрисам вообще приходится труднее, чем другим женщинам: многие режиссеры беззастенчиво пользуются своим правом «крестного отца», принуждая актрис к интиму, а иначе…
— Со мной это случалось сплошь и рядом, как с любой актрисой. Но дело мужчин — предложить, твое дело — отказаться. Это личное дело каждой артистки: решать, что ей нужно и каким способом. Я никогда не считала, что ролей нужно добиваться любой ценой. Всегда отказывалась от непристойных предложений, чтобы не потерять уважения к себе.
«Я могла бы иметь больше детей!»
— Вас обоих приглашали в Москву. Почему вы не поехали?
Ирина: Да, нас звали в Театр Советской армии. Конечно, в Москве интересной работы гораздо больше. Но мне Петербург близок по духу. Москва слишком суетлива. Хотя сейчас я думаю, что смогла бы там адаптироваться. С другой стороны, ничего в жизни не происходит случайно. И если в какие-то периоды работы не хватает, очень важно не озлобиться, не сломаться, не спиться, а найти себе другое занятие.
Когда я была мало занята в нашем Театре комедии, мы с мужем купили дом в деревне. Я его отремонтировала, посадила цветы. Мое последнее увлечение — компьютер. Купила принтер, сканер, завела почтовый ящик в Интернете. Мне интересно жить и вне актерской профессии! Но самое главное для женщины — это иметь семью. Если у нее все в порядке со здоровьем, обязательно захочется и мужа, и уюта, и ребенка. Многие режиссеры, особенно раньше, любили повторять, что всего себя актер должен отдавать сцене. Это очень эгоистическая позиция, потому что режиссеры берут актера, используют его, а потом увлекаются новыми, свежими лицами. И что остается у актрисы к сорока годам? Ничего! Конечно, можно оправдывать свое одиночество тем, что ты всю себя отдала работе. Но мне очень жаль таких женщин. Мне кажется, они несчастны. Нет, когда приходит определенный возраст, надо обязательно иметь семью, чтобы не оказаться в подвешенном состоянии.
Анатолий: Я уверен, что Ира нигде и никогда не пропадет. После перестройки начались трудные времена, люди перестали ходить в театры, платили мало, а кино не снималось. Ира в это время занималась частным извозом.
Ирина: Когда я в первый день заработала столько, сколько нам в театре платили в месяц, совершенно успокоилась, потому что поняла: голодать нашей семье ни при каких обстоятельствах не придется.
— А вы не стеснялись, что могут узнать?
— И узнавали! Что такого? Я же никого не грабила, а честно зарабатывала деньги.
— Ирина, вы согласны с мнением, что мужчина до старости — это как еще один ребенок?
Ирина: В принципе да. Хотя я думаю, что виноваты в этом мы, женщины. Сами с готовностью сажаем мужчин себе на шею, кудахчем над ними, ухаживаем, заботимся. Наверное, нам просто нравится это делать! А мужики этим пользуются. Но с тем, что газета и одежда будут лежать там, куда он их положил, лучше смириться. У меня это с годами пришло: лучше принять, чем ругаться. На самом деле это ведь не имеет значения для жизни.
— У вас остались какие-то неосуществленные желания?
Анатолий: Да нет, зачем зря Бога гневить!
Ирина: Может быть, я сожалею только о том, что у меня всего один ребенок. Я могла бы иметь больше детей, мой организм был к этому готов. Но как сложилось, так сложилось. Дочка одна, зато хорошая какая! Лизе уже 23 года. Она не пошла в актрисы, работает администратором на телевидении.
Лиза родилась, когда мы еще жили в коммунальной квартире. Муж был против — говорил, давай подождем, пока не переедем в отдельную, но я настояла. У нас были замечательные соседи: молодая семья с ребенком, женщина чуть старше меня, но по-житейски очень мудрая. Я не имела никакого опыта коммунальной жизни, постоянно что-то делала не так. Соседка учила меня своим примером.
— Ирина, а вас не мучила совесть перед Машей — дочерью Анатолия от первого брака?
— Мучила, и еще как! Но дети в семье, где родители не любят друг друга, не могут быть счастливыми. В таких ситуациях всегда кто-то страдает, это неизбежно. Его дочка какое-то время очень переживала, потом ей стало легче. Довольно долго у нас были напряженные отношения, которые наладились, только когда она закончила школу. Я специально не старалась сблизиться с Машей в детстве, хотя мы могли бы стать подружками, ведь у нас разница в возрасте всего 10 лет! Но я понимала, что, если кроме мужа у ее матери отнять, переманить на свою сторону еще и ребенка, ей будет совсем тяжело. Так что нет, мне не в чем себя упрекнуть.
От редакции:Анатолий Равикович скончался 8 апреля 2012 года от рака легких. Актер похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/3700-anatolii-ravikovich.html
- https://www.culture.ru/persons/4135/anatolii-ravikovich
- https://veasy.ru/televidenie/kino/a-ravikovich-brosil-zhenu-s-rebenkom-radi-molodoj-i-mazurkevich-kak-vyglyadit-pervaya-zhena-i-chem-zhivet-doch-aktera-i-ee-deti
- https://aif.ru/culture/person/irina_mazurkevich_tolya_uhazhival_za_mnoy_kak_ego_hobotov_v_pokrovskih_vorotah