Содержание
Биография
Люсьена Овчинникова – советская и российская актриса, получившая звание заслуженной артистки РСФСР, считалась «любимой» актрисой. Образы, воссозданные Люсьеной на экране в фильмах «Девчата», «Мама вышла замуж», до сих пор любимы публикой.
Люсьена Ивановна Овчинникова родилась в украинском городке Олевск в сентябре 1931 года. Детство было омрачено смертью мамы, которой не стало, когда девочке едва исполнилось 6 лет. Отец, военный по специальности, женился вторично. Отношения с мачехой налаживались непросто.
Школьный аттестат Люсьена Овчинникова получила в Ашхабаде. Но оставаться здесь вчерашней школьнице не хотелось. Давняя мечта стать артисткой придала девушке решительность, и Люся покинула отчий дом. Причем сделала это тайно и без копейки денег в кармане. Девушка так спешила, что даже позабыла дома паспорт. Отцу, смирившемуся с желанием дочери поступать в Минский театральный институт, пришлось передать документ поездом.
За этот год будущая актриса сумела подготовиться к поступлению и заработать немного денег. В 1951-ом Овчинникова отправилась в Москву и поступила в ГИТИС на курс к народному артисту РСФСР Григорию Конскому, среди выпускников которого – прославленные Людмила Касаткина, Марк Захаров, Владимир Коренев, Станислав Садальский. Вуз девушка окончила в 1955 году.
Фильмы
Поначалу в ГИТИСе решили, что Люсьена прирожденная комедийная артистка. Но девушка сумела переубедить преподавателей, продемонстрировав прекрасные драматические способности в дипломном спектакле. Овчинникова проникновенно сыграла Таню в пьесе Алексея Арбузова.
В том же году актрису приняли в театр им. В. Маяковского, на подмостки которого Овчинникова выходила до 1972 года. Первая роль студентки Валечки досталась актрисе в постановке «Иркутская история». За этот период творческой биографии репертуар Люсьены пополнился работами в спектаклях «Аристократы» и «Голубая рапсодия» Николая Погодина, «Маленькая студентка» Алексея Арбузова. Но больше всего зрителям полюбилась ее Любка Шевцова из постановки «Молодая гвардия» Александра Фадеева.
Заядлые театралы, приобретая билеты в театр им. В. Маяковского, стремились попасть именно на Овчинникову, публика ценила артистку за самобытность и органичность. Люсьене посчастливилось работать под руководством мастеров сцены Николая Охлопкова, Андрея Гончарова и Анатолия Ромашина.
Звездная роль и оглушительная популярность обрушились на Овчинникову в 1961 году, после выхода на экраны картины «Девчата». Героиня Катя сумела «вписаться» в коллектив главных персонажей фильма, которых играли будущие звезды советского кинематографа Николай Рыбников, Надежда Румянцева, Инна Макарова и Светлана Дружинина.
После «Девчат» на Овчинникову посыпались предложения от режиссеров. Актриса снялась в картинах «Девять дней одного года», «Утренние поезда», «Верность», «Журналист». Вместе с 12-летней Еленой Прокловой сыграла в фильме Александра Митты «Звонят, откройте дверь» мать и дочь.
Но все эти роли относились ко второму плану. А вот первая главная роль актрисе досталась в ленте «Мама вышла замуж» Виталия Мельникова. Поначалу режиссер думал взять на эту работу Нонну Мордюкову или Инну Макарову, но увидел Овчинникову на пробах и сразу же остановился на ее кандидатуре.
Люсьена не подвела, блестяще сыграв эту драматическую роль. По сценарию возлюбленным героини стал уже тогда знаменитый Олег Ефремов. Когда актриса услышала, с кем придется играть, наотрез отказалась от роли. Овчинникова заявила, что не доросла до мастерства Ефремова. Режиссеру пришлось убеждать молодую актрису, что только ее видит в этой роли.
Коллеги артистки говорят, что такая скромность и прямодушие Люсьены Овчинниковой здорово мешали продвижению карьеры. Актриса не умела «выбивать» себе роли и завязывать полезные знакомства. Поэтому играла только там, куда приглашали. Фирменная улыбка актрисы, проникновенная игра позволяли Овчинниковой воссоздавать образы, в которых зрители узнавали самих себя, соседей или знакомых. Артистка играла жен, матерей, продавщиц, фабричных работниц и колхозниц и каждый раз делала это убедительно и правдоподобно.
В 1973 году Овчинниковой присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР. Это случилось после выхода на экраны знаменитой картины «Большая перемена». Кроме этой работы, следует отметить еще несколько лент, в которых Люсьена Ивановна сыграла роли второго плана, но все они были исполнены с высочайшим мастерством. Это фильмы «Вера, Надежда, Любовь», «Ждем тебя, парень!» и «Мои дорогие».
Значимая роль досталась артистке в детском приключенческом фильме Валентина Селиванова на музыку Алексея Рыбникова «Большое космическое путешествие», в котором Люсьена предстала в роли матери главного героя, мальчика Феди. Вскоре фильмография Люсьены пополнилась молодежной картиной «Это мы не проходили…» и мелодрамой о судьбе женщины-океанолога «Ольга Сергеевна», в которых актриса вновь появилась в ролях второго плана.
В 1976 году Люсьена Овчинникова вновь получила главную роль драматического характера. Актриса сыграла героиню Клавдию Ивановну в драме «Колыбельная для мужчин», немолодую женщину, воспитывающую подросшего сына Колю (Юрий Шлыков), ученика старших классов. Отец юноши, передовик фронта, рано ушел из жизни, сама Клавдия Ивановна получила во время войны ранение, которое дало знать о себе спустя годы. Героиня теряет зрение. Чтобы ухаживать за матерью, Николай решает оставить учебу и пойти работать. Но юноша встречает девушку Валю (Наталья Андрейченко), которая уговаривает Колю не губить собственную жизнь ради матери. Поразмыслив, юноша делает выбор.
В этом же году Люсьена попала в актерский состав драмы Алексея Германа «Двадцать дней без войны», где сыграла бывшую супругу главного героя военкора Лопатина (Юрий Никулин). В конце 70-х годов вновь последовала череда лучезарных образов в кинолентах «И снова Анискин», «Люся», «Риск – благородное дело». В 80-е годы ролей в кинематографическом репертуаре актрисы поубавилось. Среди работ этого периода наиболее известными стали роли в фильмах «Свидание с молодостью», «Приступить к ликвидации», «Валентин и Валентина».
Личная жизнь
В творческой карьере этой актрисы случались взлеты и падения. Такой же была и личная жизнь Люсьены Овчинниковой. Первые два брака оказались гражданскими. С мужьями Владимиром Храмовым – режиссером, и коллегой-актером Александром Холодковым Овчинникова так и не расписалась. Холодков, с которым супруга играла на сцене театра им. В. Маяковского, в 1965 году умер на руках актрисы.
Смерть
Люсьены Овчинниковой не стало спустя 4 месяца после смерти любимого мужа. Кроме него, близких людей у актрисы не оставалось. Тоска и полная невостребованность в любимой профессии стали главными причинами ухода артистки в лучший мир. Овчинниковой не стало 8 января 1999 года. В заключении о смерти говорилось, что официальной причиной стал оторвавшийся тромб.
Фильмография
- 1957 — «Хождение по мукам»
- 1959 — «Отчий дом»
- 1961 — «Девчата»
- 1962 — «Девять дней одного года»
- 1964 — «Хоккеисты»
- 1965 — «Звонят, откройте дверь»
- 1969 — «Мама вышла замуж»
- 1972 — «Вера, Надежда, Любовь»
- 1973 — «Большая перемена»
- 1975 — «Ольга Сергеевна»
- 1976 — «Двадцать дней без войны»
- 1978 — «И снова Анискин»
- 1983 — «Приступить к ликвидации»
- 1985 — «Валентин и Валентина»
- 1992 — «Менялы»
- 1993 — «Альфонс»
10 сентября 1931 года в городе Олевске на свет появилась будущая звезда советского кино Люсьена Овчинникова. Катька из «Девчат», Зина из «Мама вышла замуж» — в 60-е артистка была невероятно популярна. Тогда сложно было предположить, что впереди ее ждет безденежье, несчастливый брак и забвение.
Овчинникова от природы была скромным человеком. Она не любила жаловаться на жизнь, поэтому с высоко поднятой головой сносила все испытания судьбы. Почему же любимица зрителей умирала в одиночестве, и чем она пожертвовала ради любимого мужа?
Детство без мамы
Родители будущей актрисы не имели отношения к искусству. Отец всю жизнь был военным, поэтому детство девочки с необычным именем Люсьена прошло в гарнизонных городках. Когда малышке исполнилось шесть лет, ее мама умерла.
Отец Овчинниковой понимал, что не справится с воспитанием ребенка один, поэтому вскоре снова женился. Люсьена быстро смогла найти общий язык с мачехой. Еще в школьные годы будущая звезда с уверенностью заявляла, что хочет стать актрисой, как ее кумир Любовь Орлова. Тогда кино было единственной радостью для одинокого ребенка, поэтому Люсьена часто по несколько раз посещала одни и те же сеансы.
После окончания школы она твердо решила поступать в театральный вуз. Понимая, что папа не одобрит ее выбора, Овчинникова сбежала из дома. Тогда семья жила в Ашхабаде, а Люсьена уехала к тете в Минск. Волновалась и торопилась так, что не взяла с собой вещей и денег. Даже паспорт будущая звезда оставила дома.
Однако в Минске ее ждало разочарование: набор в местный театральный институт уже закончился. Поэтому Люсьене пришлось целый год работать ученицей продавца в парфюмерном отделе минского универмага.
Удача улыбнулась Овчинниковой в ГИТИСе, куда ее приняли на курс народного артиста Григория Конского. Именно в институте артистка впервые влюбилась: ее избранником стал режиссер Владимир Храмов.
«У них был очень красивый роман. Володя был старше, и Люся к нему тянулась. Он казался ей таким умным, а она ему нежной и женственной», — рассказал друг пары Владимир Андреев в программе «Частная история».
Храмов был настроен серьезно, а его мама и вовсе мечтала, чтобы Люсьена подарила ей внуков. Однако эта история любви так и не закончилась свадьбой. Окончив вуз, актриса стала играть в Московском театре имени Маяковского. Уже тогда Овчинникова считалась перспективной артисткой, а после роли в фильме «Отчий дом» и вовсе обрела популярность. Но до настоящего успеха оставалось еще три года: только в 1961-м на экраны выйдут знаменитые «Девчата».
Расцвет карьеры
В эту легендарную комедию Овчинникова попала благодаря знакомству с Надеждой Румянцевой. Артистки дружили, поэтому когда встал вопрос о поиске актрисы на роль Кати, приятельница порекомендовала Люсьену Ивановну.
не пропуститеНападение преступников и мучительная смерть: что случилось с Надеждой Румянцевой после ухода из кино
Это было идеальное попадание в образ: еще в институте преподаватели отмечали, что Овчинниковой отлично подходит типаж простой провинциальной девчонки. В кадре Люсьена Ивановна умело проявила все свое обаяние. А исполненную ею знаменитую песню «Старый клен» до сих пор любит не одно поколение слушателей.
Успех «Девчат» был невероятным. В театре Маяковского на спектакли Люсьены Ивановны выстраивались огромные очереди. А вскоре звезда закрутила роман со своим коллегой по сцене Александром Холодковым.
«Саша для Люси был готов на многое. Вот разве что жениться не был готов, таких предложений не поступало. Она же считала себя его гражданской женой. И не перестала так думать, даже тогда, когда Саша завел роман с актрисой Верой Орловой. Люся к этому отнеслась с пониманием», — рассказывала подруга Овчинниковой Тамара Тур.
Вскоре выяснилось, что Холодков смертельно болен. В последние дни жизни рядом с артистом находились его любимые женщины: Люсьена Овчинникова и Вера Орлова. Вместе они оплакивали избранника, пытаясь смириться с потерей.
После смерти Холодкова в 1965 году Люсьена Ивановна поняла, что больше не может быть одна. Встреча с актером Валентином Козловым стала знаковой: всего через несколько месяцев знакомства они решили пожениться. В этих отношениях актриса искала утешения и вдохновения. Однако уже тогда избранник проявлял агрессию: испытывая постоянную проблему с поиском ролей, злость Козлов вымещал на супруге.
А вот Люсьене Ивановне продолжала улыбаться творческая удача. В 1969 году она исполнила единственную в своей фильмографии главную роль в ленте «Мама вышла замуж». Режиссер Виталий Мельников долго искал артистку, которая смогла бы воплотить образ Зины Голубевой. Овчинникова показалась ему наилучшей кандидатурой.
не пропуститеЖена Олега Ефремова хотела покончить с собой, узнав об изменах. Кого на самом деле любил актер?
Экранным партнером актрисы стал Олег Ефремов. На экране пара выглядела настолько гармонично, что звездам тут же стали приписывать реальный роман. Как выяснилось позднее, между ними действительно возникли чувства.
«Люся по секрету рассказала мне: «Как-то вечером мы с Олегом договорились посидеть у него в номере в гостинице, выпить. Ну, наверное, немножко больше выпили, чем нужно. А потом он меня поцеловал, и дальше я ничего не помню». Для Олега это, видимо, было нормой: он вообще любил «узнать актрису хорошенько», перед тем как играть с ней любовь в кино», — признавалась Тамара Тур.
О службном романе жены тут же узнал Валентин Козлов. Он приехал на съемочную площадку и даже попытался проучить Ефремова, но одержать победу в драке не смог. Роман артистов продолжался ровно до момента окончания съемок. После они просто разъехались по домам, словно забыв про недавнюю страсть.
Одна беда на двоих
До середины 70-х карьера Люсьены Овчинниковой складывалась успешно. Актриса продолжала работать в театре имени Маяковского, играла в популярных фильмах, правда, преимущественно героинь второго плана. В 1973-м звезду даже удостоили звания заслуженной артистки РСФСР. Это произошло после того, как любимица зрителей появилась в эпизоде ленты «Большая перемена».
Однако по-настоящему ярких ролей все не было. Люсьена Ивановна не умела выпрашивать, поэтому довольствовалась скромными работами. Все бы неплохо, но к творческой неудовлетворенности добавлялось еще и домашнее насилие.
То, что в семье Овчинниковой не все гладко, знали и коллеги, и друзья. «Мы с Люсьеной вместе ходили в бассейн. Когда я однажды увидела на ее руке черные следы, сказала: «Люся, это невозможно! Разводись с ним!» Она вроде покивала. Но ничего предпринимать не стала», — рассказывала подруга звезды.
В 1976 году артистка неожиданно покинула театр Маяковского. Произошло это по вине ее мужа. Валентина Козлова сократили, и Овчинникова ушла вслед за ним. Тогда ей казалось, мол, невелика потеря, ведь ролей в кино было достаточно. Но позже стало очевидно, что артистка совершила фатальную ошибку.
не пропуститеМаленькие звезды большого кино: трагические судьбы «королей эпизода»
В тот период у Люсьены Ивановны уже наметились проблемы с алкоголем. Она выпивала, глядя на мужа, который тоже не мог справиться с вредной привычкой.
«Люся умела на время съемок взять себя в руки. Но в другое время, начав «угощаться», не могла сразу остановиться. Я пыталась ее ограждать от этого, предупреждала в компаниях, чтобы ей много не наливали. Но Люсю не так просто было остановить. Смотрю, как-то часто она бегает в туалет. Что такое? А она туда, оказывается, бутылочку с собой берет», — вспоминала Тамара Тур.
Пагубная привычка даже стала причиной ссоры с давней приятельницей Надеждой Румянцевой. Она, заметив увлечение Люсьены Ивановны спиртным, хотела посодействовать в том, чтобы получить лечение в специализированной клинике. Однако Овчинникова резко отказала коллеге, после чего их общение сошло на нет.
А вот Стас Садальский утверждает, что у звезды «Девчат» не было проблем с алкоголем. «Пьющего артиста всегда видно по отекам, жилкам на лице. У Люси была прекрасная кожа. Это миф, что она пила», — уверен актер.
Стать матерью Люсьена Ивановна тоже не смогла. Друзья вспоминали, что артистку по молодости не волновали вопросы продолжения рода, лишь в последние годы жизни она стала сожалеть о том, что осталась одна.
Вплоть до конца 80-х Овчинникова снималась. Хваталась за любую работу, ведь нужно было обеспечивать не только себя, но и мужа, который все чаще уходил в запои из-за нереализованных амбиций. Однако с приходом новой эпохи для страны в биографии Люсьены Ивановны тоже началась иная глава. И главной темой в ней стало забвение.
Не жить без любви
Несмотря на отсутствие работы, проблемы с алкоголем и личной жизнью, Овчинникова оставалась очень веселым человеком. Она много смеялась и шутила, при этом не отрицая, что давно растеряла былую славу. «Люсьена не роптала и не обижалась. Она по-прежнему не считала, что жизнь обязана сделать для нее какое-то исключение. Люся говорила без тени горечи: «Все понятно, я вышла в тираж. Больше не нужна», — делилась воспоминаниями подруга артистки.
Коллеги утверждали, что Овчинникова, которая сама не умела о чем-то просить, порой проводила на киностудиях по несколько часов, надеясь, что ее заметят и предложат хотя бы эпизод. В фильме «Трень-брень» Овчинникова сыграла одну из своих последних ролей: тогда многие зрители даже не узнали сильно изменившуюся звезду.
Когда 30 августа 1998 года из жизни ушел Валентин Козлов, Люсьена Ивановна осталась абсолютно одна. Чтобы не ощущать холода одиночества, она часто гостила у подруги Тамары Тур. Однажды под Рождество актриса пришла к приятельнице в очень плохом настроении.
«Спросила, может ей стоит покреститься? Я не знала, что ответить. Потом пожаловалась, что сердце болит, в груди все жгло. Я вызвала скорую помощь, которая приехала моментально, но спасать было некого. Тромб оторвался, она умерла мгновенно», — рассказывала Тамара Тур.
Люсьена Овчинникова умерла 8 января 1999-го, ей было 67 лет. В отсутствие родственников ее похоронами занимались друзья. Вот только вскоре выяснилось, что для оплаты церемонии нет средств. «Была очень холодная зима. Я многим звонила, но коллеги отвечали, что не придут на похороны. Было человек 10, наверное. Мне запомнилось, как Стасик Садальский стоял с гвоздиками, а они заледенели и начали лопаться — головки отскакивали и падали вниз со звоном, как колокольчики», — делилась актриса Любовь Омельченко.
Собрать деньги на обычные похороны друзья Люсьены Ивановны так и не смогли. Именно поэтому урну с ее прахом разметили в колумбарии Введенского кладбища.
Для поклонников новость о трагической судьбе кумира стала потрясением. Сейчас только фильмы с участием актрисы напоминают о том, как когда-то она блистала на экране и пленяла своим безграничным жизнелюбием.
По материалам «Каравана историй»Фото: Legion-Media, кадры из фильмов «Девчата», «Мама вышла замуж», «Отчий дом», «Трень-брень», «Большая перемена», «Неподдающиеся», «Частная история: Люсьена Овчинникова», социальные сети
Люсьена Овчинникова появилась на свет в сентябре 1931 года. Она родилась в семье пограничника и с малых лет знала, что такое постоянные переезды с места на место. С детства Люсьена была увлечена кинематографом, но знакомые и родственники, на ее слова о том, что она станет актрисой, только улыбались и отмахивались – Люсьена была небольшого роста и отличалась застенчивостью, поэтому всерьез ее мечты никто не воспринимал.
Однако мечты о сцене заставили Овчинникову перебороть природную застенчивость и после выпускного в школе, Люсьена сбежала из родного дома, направившись к родственнице в Минск. Она мечтала поступить в театральный, но оказалось, что дисциплины там преподают исключительно на белорусском, которого она совершенно не знала. Однако пути назад не было. Домой Люсьена из Минска уезжать не стала, она устроилась работать в универмаг, но мечты о сцене не оставляли ее.
В 1950 Люсьена все же решилась – она поехала покорять столицу. В ГИТИС, куда многие пробуют поступить годами, девушку взяли с первого раза. Во время учебы она познакомилась с Владимиром Храмовым, который в те годы работал режиссером ЦТ. Однако брак этот продлился совсем не долго.
После окончания ГИТИСа Люсьена устроилась в театр Маяковского, где и встретила новую любовь – актера Александра Холодкова. Они не стали заключать официальный брак, просто начав жить вместе, что по тем временам осуждалось общественностью. Однако и здесь Люсьене не повезло – любимый умер в 1965 году после тяжелой болезни.
Третьим мужем актрисы стал Валентин Козлов – актер, который служил с Люсьеной в одном театре. Они прожили вместе более тридцати лет душа в душу, но вот детишек паре Господь не дал.
Впервые на киноэкране актриса появилась в пятидесятых годах. Сначала она играла небольшие роли, однако, зрители ее заметили. Слава пришла к Овчинниковой после ее блистательной роли в полюбившемся зрителям фильме «Девчата». Именно после него на нее обратили внимания режиссеры – предложения буквально посыпались на актрису.
Еще один пик популярности Овчинниковой пришелся на начало 70-х, когда на экраны вышел фильм «Большая перемена». Именно эта лента принесла актрисе звание заслуженной артистки РСФСР.
Овчинникова была такой, как ее киношные героини – легкой, улыбчивой, открытой. По мнению тех, кто близко знал актрису, это ее и сгубило. Овчинниковй жутко завидовали, ей говорили, что ее удел – второстепенные роли, а она, принимая все близко к сердцу, соглашалась. Она попросту разуверилась в себе. В конце концов, дошло до того, что из-за чьей-то зависти Люсьену и вовсе перестали приглашать на съемки.
Муж Овчинниковой в 90-е остался без работы и начал пить. Вскоре за рюмку взялась и Люсьена. Когда в театре заметили ее нетрезвое состояние, она, не выдержав позора, уволилась. Муж вскоре умер, а у актрисы началась череда неприятностей.
После смети супруга актриса жила одна, работы не было, детей Бог ей не дал… В это время в жизни актрисы появилась знакомая – актриса Татьяна Рогозина, впоследствии Рогозину обвиняли в том, что она спаивала Овчинникову и даже подделала завещание на квартиру в свою пользу.
В 1999 году Рождество Люсьена решила отметить у знакомой. Они много разговаривали, делились проблемами и в процессе беседы актриса обронила фразу, что после кончины супруга ей просто не хочется жить…
Утром Овчинникова пожаловалась подруге, что ей очень плохо. Та вызвала «скорую», но приехавшие медики поняли – спасать уже некого. К смерти Люсьены привел оторвавшийся тромб.
Видимо, она была талантливой студенткой, потому что после окончания учебы ее пригласил в Театр им. Маяковского великий Николай Охлопков, и у нее были интересные роли. А в кино она попала только в 28 лет, сыграв девчонку Нюрку в фильме «Отчий дом». И потом режиссера Льва Кулиджанова спрашивали: а где он нашел такую талантливую деревенскую девушку.
Овчинникова, говорили ее коллеги, на экране была «органична, как кошка». В платочках, ватниках, спецовках своих героинь она смотрелась, будто в них и родилась.
Счастливая Катька
Люся дружила с Надей Румянцевой. У них и дни рождения рядом, с разницей в один день и в один год. Обе задорные хохотушки, они прекрасно дополняли друг друга в жизни. Когда Юрий Чулюкин утвердил Румянцеву в «Девчатах», Надежда немедленно порекомендовала на роль Кати Овчинникову.
Шустрая, беззаботная Катька полюбилась зрителям, а песня в исполнении Овчинниковой и ее партнера по фильму Николая Погодина, сыгравшего жениха Сашку, про старый клен до сих пор остается одной из самых напеваемых.
В жизни актрисы в то время был свой «Сашка», вернее, актер Александр Холодков. Он был намного старше Люсьены и пользовался успехом у женщин. В него влюбилась и знаменитая тогда народная артистка РСФСР Вера Орлова. Люсьена же, у которой это был второй непонятный гражданский брак, ничего не требовала, ни на чем не настаивала. А когда Холодков в 1965 году умер у нее на руках, провожала любимого в последний путь, рыдая вместе с Верой Марковной.
</p>Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/2742-lyusena-ovchinnikova.html
- https://www.starhit.ru/novosti/muj-alkogolik-ili-zabvenie-prichina-smerti-zvezdyi-devchat-lyusenyi-ovchinnikovoy-185837/
- https://zen.yandex.com/media/id/5a69a2ab4826777ce2bd9f29/liusena-ovchinnikova-ee-sgubila-liudskaia-zavist-5afd64b7a936f442b08ba988
- https://www.eg.ru/showbusiness/615593-jizn-s-alkogolikom-i-bez-detey-tragediya-zvezdy-devchat-lyuseny-ovchinnikovoy/