Содержание
- 1 Биография Николая Еременко
- 2 Детство и юношеские годы
- 3 Карьера в кино
- 4 Личная жизнь Николая Еременко
- 5 Смерть
- 6 Биография
- 7 Театр
- 8 Фильмы
- 9 Личная жизнь
- 10 Смерть
- 11 Фильмография
- 12 Детство, война и три года фашистских лагерей
- 13 Начало карьеры актера: от сотрудника ДК до исполнителя главных ролей
- 14 «Единственный и лучший исполнитель»: работа в кино и письмо Сергею Герасимову
- 15 Личная жизнь и увлечения актера
- 16 «Освобождение», «Вечный зов», «Сын за отца»: известные фильмы актера
Биография Николая Еременко
Николай Еременко-младший – продолжатель славной актерской династии, обаятельный и талантливый красавец-артист, секс-символ советского кинематографа 70-90 гг. Его роли в картинах «Красное и черное», «Пираты ХХ века», «31 июня», «В поисках капитана Гранта» вошли в золотой фонд отечественного кино и даже через несколько десятков лет остаются эталоном актерского профессионализма и мастерства.
Детство и юношеские годы
Наш герой родился в белорусском Витебске в творческой актерской семье. Его отец Николай Николаевич Еременко – выдающийся советский актер театра и кино, Народный артист СССР. Мать, Галина Александровна Орлова, играла в Белорусском драмтеатре имени Якуба Коласа и Национальном академическом театре имени Янки Купалы, снималась в кино.
С ранних лет мальчика окружала творческая атмосфера, в доме была роскошная библиотека. Но маленького Колю книжки особо не интересовали, ему больше нравилось гонять по улицам с дворовой шпаной и собирать оружие, оставшееся в витебских лесах после войны. Парнем он рос хулиганистым, часто лез в драки, мог стащить что-нибудь в магазине. Из-за плотной занятости в театре родителям не всегда удавалось уделять сыну достаточно внимания. Отец часто уезжал на съемки, а вернувшись и узнав о художествах Николая, устраивал ему серьезные порки ремнем. Доставалось мальчику крепко – Еременко-старший был человеком суровым, фронтовиком, пережившим ужасы фашистского концлагеря.
В 1959 году родителей пригласили в труппу Национального академического театра имени Янки Купалы и семья перебралась в Минск. Переезд благотворно отразился на Коле – витебская шпана осталась в прошлом, у него появились новые друзья и увлечения. Он охотно приходил к матери в театр, любил возиться с бутафорским реквизитом и примерять на себя сценические костюмы. В 1962 году на экраны страны вышла картина Сергея Герасимова «Люди и звери», в которой одну из ведущих ролей исполнил Николай Еременко-старший. Эта работа принесла провинциальному белорусскому актеру всесоюзную славу – Николая Николаевича стали узнавать на улицах, а у его дома постоянно дежурили поклонницы. Популярность отца коснулась и Коли, в школе к нему стали относиться как к сыну звезды и звали не иначе как «Артист».
Амбициозный парнишка тут же сообразил, что кинематограф открывает перед человеком огромные возможности, главное, вытащить свой счастливый билет. Он начал запоем читать книги, подтянул школьные предметы и стал основательно готовиться к поступлению во ВГИК. С первого раза стать студентом не получилось – Николай опоздал на прослушивание, да и не сильно горел желанием попасть на курс Бориса Бабочкина, мечтая учиться у Сергея Герасимова.
А вот в следующем году, заручившись поддержкой отца, он приложил максимум усилий, чтобы попасть в мастерскую знаменитого режиссера. Для вступительного экзамена он специально выбрал «Грозу» Заболоцкого, зная, что это любимое стихотворение Герасимова. Расчет оказался верным – Сергей Аполлинариевич обратил внимание на дерзкого напористого парнишку и решил посмотреть, что из него в дальнейшем получится.
Карьера в кино
Профессиональное чутье не подвело мэтра – очень скоро Коля Еременко стал его любимым учеником. Строгий и принципиальный Герасимов прощал юноше пьянки, прогулы и другие шалости и уже на втором курсе доверил ему роль студента Алеши в картине «У озера». Вместе с ним снимались три Натальи – Белохвостикова, Аринбасарова и Бондарчук, первые красавицы на курсе. На этой картине Еременко впервые встретился с Василием Шукшиным, к которому относился с таким же пиететом, как и к Герасимову.
Как и все фильмы Сергея Аполлинариевича, драма «У озера» вызвала огромный интерес у зрительской аудитории. Лента была отмечена Государственной премией СССР, а молодые неизвестные актеры в одночасье стали узнаваемыми персонами. Студентом Еременко сыграл еще в одном киношедевре Герасимова – драме «Красное и черное» по роману Стендаля. Роль Жюльена Сореля стала одной из любимых его работ, ведь по своему характеру актер был очень похож на своего персонажа – такой же честный, благородный и дерзкий. После выхода картины Николай стал предметом обожания всех женщин Советского Союза, поклонницы буквально заваливали его мешками писем с признаниями в любви.
Еще один грандиозный успех ждал Еременко в 1979 году – на экраны страны вышел первый советский блокбастер «Пираты ХХ века», который стал безусловным лидером проката за всю историю советского и российского кинематографа. За год фильм посмотрели около 100 миллионов человек, даже на утренние сеансы все места в кинотеатрах были раскуплены.
Еременко досталась роль отважного механика, вступившего в неравный бой с пиратами, захватившими советское торговое судно. Главного злодея сыграл Талгат Нигматулин, одногруппник и близкий друг Николая. Они сами придумывали сцены драк, практически без дублеров выполняли сложные трюки и выкладывались на все сто процентов. Еременко проводил в воде по семь часов в день, нырял с высокой скалы прямо под винты катера и получал многочисленные синяки и ссадины во время рукопашных схваток.
Его старания не пропали даром – за эту роль Еременко был назван лучшим актером 1980 года по версии журнала «Советский экран». Но самому Николаю было немного обидно, что таким высоким званием оценили именно эту работу, а не роль Жюльена Сореля, на его взгляд, более глубокую и драматически сложную. За свою кинокарьеру Еременко-младший сыграл немало благородных и сильных персонажей, таких как лорд Гленарван в «Поисках капитана Гранта», граф Орлов в «Царской охоте», князь Болховский в «Эскадроне гусар летучих», лейтенант Дроздовский в военной драме «Горячий снег». Но в 90-х годах он вышел за рамки амплуа положительных героев и все чаще стал играть криминальных авторитетов и других отрицательных персонажей, которые заполонили российских экраны.
Советский кинематограф, воспевающий красоту человеческой души, канул в лету, а «новым русским» стали ближе и понятней совсем другие типажи. Николаю пришлось смириться с реалиями нового времени: он видел, как многие знаменитые актеры «загибаются» от безденежья и невозможности применить свой талант.
Еременко-старший тоже остался без работы – стареющие актеры и вовсе были никому не нужны. Чтобы поддержать отца, Николай задумал снять с ним совместный фильм, с огромным трудом выбил небольшое финансирование и приступил к работе. Картина «Сын за отца» (1995) стала режиссерским дебютом Еременко-младшего и знаком огромного уважения и благодарности отцу за все, что он для него сделал. До этого момента они ни разу не снимались вместе, да и виделись довольно редко, но благодаря этой работе снова сблизились и как будто взглянули друг на друга новыми глазами. К сожалению, эта гармония продлилась недолго – в 2000 году Еременко-старший скончался от сердечного приступа, а через год внезапно ушел из жизни и его сын.
Личная жизнь Николая Еременко
Николай с ранней юности пользовался огромным успехом у женщин и сам был падок на чары юных прелестниц. Его первой и единственной официальной женой стала Вера Титова, которая работала редактором книжного отдела ВГИКа. Девушка была замужем и поначалу совершенно не замечала Николая, чем его невероятно раззадорила. Он стал оказывать ей всяческие знаки внимания, затащил в свою актерскую компанию и быстро добился ее расположения. Влюбленные сыграли свадьбу и переехали в собственную двухкомнатную квартиру, которую для молодых «выбил» отец невесты. В 1975 году у них родилась дочь Ольга.
Еременко был прекрасным отцом, всячески баловал свою маленькую принцессу и привозил ей из командировок целые чемоданы подарков. А вот с женой отношения постепенно начали портиться – после выхода на экраны картины «Красное и черное» Николая стали атаковать армии поклонниц, которым он не в силах был противостоять. Супруга долго прощала измены, не желая разрушать семью, но известие о внебрачной дочери мужа переполнило ее чашу терпения.
Оказалось, что актер уже несколько лет крутит роман с переводчицей Татьяной Масленниковой, которая родила ему дочь Таню. Узнав о предательстве, Вера подала на развод и после 25 лет совместной жизни окончательно рассталась со своим ветреным супругом. Для Еременко развод стал большим ударом, после ухода Веры он ощутил давящую пустоту, которую пытался заполнить с помощью алкоголя.
На съемках картины «Сын за отца» он познакомился с молоденькой ассистенткой режиссера Людмилой и даже собирался создать с ней новую семью. Неожиданная смерть актера разрушила эти планы. Девушка вернулась в родной Минск, откуда она родом, и осталась в хороших отношениях с матерью Николая. А вот Татьяну Масленникову и ее дочь, впервые публично заявивших о себе на похоронах актера, Галина Александровна принять так и не смогла.
Смерть
За пару месяцев до своей смерти Еременко закончил сниматься в сериале «Бригада», где он сыграл влиятельного ученого и отца Космоса. 52-летний актер находился в прекрасной физической форме и был полон сил и творческих планов.
Но вечером 25 мая 2001 года он неожиданно потерял сознание в душе, чем страшно напугал свою сожительницу Людмилу. Девушка хотела вызвать «Скорую», но пришедший в себя Николай категорически запретил это делать. В тот момент он находился в состоянии алкогольного опьянения и не хотел, чтобы посторонние люди обнаружили его в таком виде.
Людмила позвонила их общему приятелю, врачу-наркологу, тот приехал поздно вечером, произвел необходимые манипуляции и остался на ночь. Но утром Еременко стало хуже, он снова потерял сознание, и на этот раз без скорой помощи уже не обошлось. Актера доставили в реанимацию Боткинской больницы, куда вскоре приехали его бывшая жена Вера с дочкой Олей и мать Галина Александровна, прилетевшая из Минска.
Но помочь Николаю они уже не могли – 27 мая актер скончался, так и не приходя в сознание. Причиной смерти стал инсульт, который вызвал обширное кровоизлияние в мозг. Похоронили актера на Восточном кладбище Минска рядом с могилой его отца.
Биография
Николай Еременко-младший – советский и российский киноактер, звезда фильмов «Пираты ХХ века», «31 июня», «Красное и черное», «В поисках капитана Гранта». Киноленты, в создании которых участвовал актер, пользовались популярностью у зрителей и кинокритиков. Проходных ролей у него не было.
Николай Еременко родился в актерской семье. Радостное событие произошло 14 февраля 1949 года в Витебске. Здесь же прошли детство и юность будущего актера. Позднее Еременко-младший не раз вспоминал свое спартанское воспитание. Годы в концлагере повлияли на характер отца не лучшим образом. Еременко-старший был строг с сыном, иногда чрезмерно. Мальчишку радовало, что родители много гастролируют.
Детские годы Николай провел в театре. Один раз Коля настолько заигрался за кулисами, что забылся и вышел на сцену. Там перед зрителями попросил маму (а Галина Александровна была в образе) застегнуть ему брюки. Спектакль был сорван, но витебские зрители еще долго обсуждали выходку мальчика.
В школе Николай учился средне, математику не любил. Подросток знал, что будет артистом. Получив аттестат, Еременко-младший решил поступать во ВГИК, но опоздал на конкурс. В следующем году поступил – Николай не скрывал, что попал в престижный вуз благодаря отцу. Юноша учился у Сергея Герасимова, к которому мечтали попасть многие. Курс подобрался звездный. Вместе с Еременко учились четыре Наташи — Белохвостикова, Бондарчук, Аринбасарова и Гвоздикова. Николай не был прилежным студентом: прогуливал лекции, хулиганил, имел «хвосты». Юноше часто выносили выговоры и переводили с одного курса на другой условно.
Право называться актером Еременко-младшему пришлось доказывать на съемочной площадке и не раз.
Театр
У него почти не было ролей в театре. Самая значимая из них – дипломная постановка «Красное и черное». После ВГИКа Николай Еременко-младший только пять лет проработал в Театре-студии киноактера, а затем решил, что его призвание – кино.
Фильмы
Дебют актера в кино состоялся еще в студенческие годы. В 1969 году Герасимов взял Николая на роль Алеши в фильме «У озера». Еременко-младший снимался с Василием Шукшиным. Затем последовал ряд ролей второго плана в военном фильме «Горячий снег», киноповести «Любить человека», мелодраме «Возврата нет». Николай Еременко-младший набирался опыта в окружении именитых актеров: Нонны Мордюковой, Владислава Дворжецкого, Анатолия Солоницына, Любови Виролайнен, Георгия Жженова.
Первое появление в заглавной роли состоялось в социальной драме Светланы Дружининой «Исполнение желаний», где Николай перевоплотился в молодого филолога Трубачевского, который только делает первые шаги в науке. В 1974 году вышла киноповесть «Хождение по мукам», в которой Николай исполнил роль Василия Рублева, а вслед за этим последовала главная роль в мелодраме «Семья Ивановых». Здесь Николаю Еременко предстояло перевоплотиться в москвича Алексея, который, влюбившись в девушку из провинциальной рабочей семьи, ради девушки идет работать сталеваром.
Первой серьезной работой стала роль Жюльена Сореля в экранизации романа Стендаля «Красное и черное». Снимать фильм Герасимов начал в 1969 году, а закончил в 1976-ом. И если вначале щуплый, высокий (рост артиста был 185 см) Николай Еременко подходил под образ героя, то уже через пару лет артист возмужал, плечи стали шире. Тогда Сергей Герасимов решил, что в фильме Жюльен будет статным красавцем.
Еще одна звездная роль ждала Николая в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе «31 июня», где актер предстал перед зрителями в образе художника Сэма Пэнти, полюбившего принцессу времен царя Артура – Мелисенту (Наталья Трубникова). Трогательная история любви пришлась по вкусу телезрителям, но семь лет картина пролежала на полке из-за отъезда в США исполнителя главной роли – танцовщика балета Александра Годунова.
В 1979 году советские зрители увидели картину «Пираты ХХ века». Картина повлияла на творческую биографию артиста, сделав Николая Еременко-младшего суперзвездой советского телеэкрана. Первый боевик в СССР собирал полные залы даже на утренних сеансах. Все трюки Николай Николаевич исполнял без дублеров, многие из сцен были рискованны. Журнал «Советский экран» назвал Еременко лучшим артистом года за роль в «Пиратах».
В середине 90-х годов Николай решил попробовать себя как режиссер и снял фильм «Сын за отца». В этой картине Еременко-младший впервые сыграл с отцом, но критики прохладно отнеслись к этому проекту. Киноведы увидели в киноленте ностальгию по ушедшим временам.
Среди последних работ актера – роли в картинах «Тест для настоящих мужчин» и «Подари мне лунный свет». Самому Николаю Еременко запомнился образ бандита в сериале «Маросейка 12». Как сказал актер, образ получился «сочным». После смерти артиста вышел культовый фильм «Бригада», для которого годом ранее успели отснять сцены с Николаем Еременко-младшим в роли отца Космоса (Дмитрий Дюжев).
Личная жизнь
Николай Еременко-младший был женат один раз. С супругой Верой Титовой артист познакомился в студенческие годы. Девушка училась на историческом факультете МГУ. За симпатичным Еременко бегали все девушки, а Вера не захотела. Титова уже была замужем, правда, всего три месяца, заводить другие отношения не хотела.
Ольга стала единственным ребенком в семье, отец баловал девочку. Но в семье не подозревали, что у Николая Еременко есть внебрачная дочь Татьяна, которая родилась от Татьяны Масленниковой. Жены актера и их дети встретились только на похоронах.
Брак Веры и Николая длился 25 лет, потом супруги решили расстаться. Николай и Вера продали совместную квартиру и разъехались. Вскоре после развода Еременко попытался наладить личную жизнь. Актер начал жить с ассистентом режиссера Людмилой. Людмила утверждает, что артист собирался узаконить отношения, но не успел.
Смерть
27 мая 2001 года, меньше чем через год после смерти отца, сердце Николая Еременко остановилось. Людмила, которая была рядом с актером, утверждает, что артист потерял сознание. «Скорая помощь» доставила Николая Николаевича в Боткинскую больницу. Врачи диагностировали инсульт. Николай Еременко-младший впал в кому и больше не пришел в сознание. Вера Титова вместе с дочерью Ольгой, как только узнали новость, приехали в больницу. Бывшая супруга стала последней из родственников, кто видел Еременко-младшего живым. Артист не справился с последствиями кровоизлияния в мозг, что и стало причиной смерти.
Фильмография
- 1969 — «У озера»
- 1973 — «Горячий снег»
- 1973 — «Исполнение желаний»
- 1975 — «Семья Ивановых»
- 1976 — «Красное и черное»
- 1977 — «Хождение по мукам»
- 1978 — «31 июня»
- 1979 — «Пираты XX века»
- 1980 — «Юность Петра»
- 1981 — «В начале славных дел»
- 1983 — «Шел четвертый год войны»
- 1985 — «В поисках капитана Гранта»
- 1990 — «Царская охота»
- 1991 — «Снайпер»
- 1995 — «Крестоносец»
- 1995 — «Сын за отца»
- 2000 — «Маросейка, 12»
- 2002 — «Бригада»
В 1941 году Николай Еременко добавил себе три года в паспорте, чтобы уйти добровольцем на фронт. Однако вскоре попал в немецкий плен и находился в лагерях до окончания войны. Вскоре после возвращения на родину он начал актерскую карьеру. А в 36 лет к нему пришла всесоюзная слава: прославила актера роль в фильме Сергея Герасимова «Люди и звери». Всего он снялся в 50 фильмах и сериалах и почти всю жизнь играл в двух театрах: Национальном академическом драмтеатре им. Якуба Коласа и Национальном академическом театре им. Янки Купалы.
Детство, война и три года фашистских лагерей
Николай Еременко — старший (в центре) в роли лейтенанта Алексея Павлова в художественном фильме Сергея Герасимова «Люди и звери» (1962)
Николай Еременко родился 17 июня 1926 года в Новосибирске. Его отец был военным, мать работала в прокуратуре. В Сибири они жили всего несколько лет: из-за службы отца приходилось часто переезжать. Вскоре после рождения сына, они развелись. Отец получил новое назначение и уехал в другой город, а мать с Николаем осталась в Новосибирске.
Будущему актеру с детства нравилось выступать: он показывал небольшие сценки дома, пародировал знакомых, в школе был звездой творческих вечеров и часто играл в праздничных спектаклях. В 1940 году он окончил седьмой класс и поступил в ремесленное училище №1 на токаря. Денег в семье не хватало, поэтому в свободное время Еременко подрабатывал на заводе.
Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, Николаю Еременко было 15 лет. Он хотел уйти добровольцем на фронт, но не прошел в военкомате по возрасту. Тогда он подделал паспорт и добавил себе три года. Еременко отправили на срочные курсы младших лейтенантов в Новосибирске, а в начале 1942 года — на передовую в составе 11-го кавалерийского корпуса. Летом этого же года во время боя под Вязьмой он попал в окружение, а затем в немецкий плен. Еременко увезли в лагерь под Штутгартом. По дороге ничем не кормили: солдаты питались корнями, листьями и картофелем с неубранных полей. Условия содержания в Германии были жесткими. Пленные работали в шахтах без выходных, иногда ночами. Николай Еременко несколько раз пытался сбежать, но неудачно. Его освободили незадолго до победы, в 1945 году. Однако из одного лагеря он сразу попал во второй — фильтрационный, организованный уже НКВД. Еременко долго проверяли, а затем восстановили в званиях. Осенью 1945 года он вернулся в Новосибирск.
Начало карьеры актера: от сотрудника ДК до исполнителя главных ролей
Николай Еременко — старший (в центре) в роли Русанова в художественном фильме Алексея Спешнева, Владимира Корш-Саблина и Павла Арманда «Москва — Генуя» (1964)
Когда Николай Еременко вернулся в родной город, матери там не было. Три года она ничего не знала о судьбе сына, решила, что он погиб, и после войны переехала в поселок Бешенковичи Витебской области к родственникам. Николай Еременко отправился за ней. В Белоруссии он устроился в районный Дом культуры: организовывал поэтические вечера и концерты для местных жителей, отвечал за бюджет и искал преподавателей кружков. Вскоре Николай Еременко возглавил ДК. Он часто выручал режиссеров самодеятельного театра и играл в спектаклях, когда не набирались желающие. В конце 1946 года на смотре творческих коллективов района известный актер Александр Ильинский заметил Еременко на сцене и пригласил в школу при втором Белорусском государственном театре им. Якуба Коласа (сейчас — Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа). Молодой артист поступил туда в 1947 году.
Со студентами занимались знаменитые белорусские актеры: Павел Молчанов, Тимофей Сергейчик, Любовь Мозалевская, Елена Родзяловская и другие. Они учили сценической речи и движениям, читали лекции об истории театра и показывали техники актерского мастерства. Николай Еременко был одним из лучших учеников. Ему легко давались и комедийные, и драматические роли. Сразу после выпускного спектакля «Старые друзья» о недавних школьниках на войне актера пригласили во второй Белорусский государственный театр им. Якуба Коласа.
Сначала Николая Еременко одобряли лишь на эпизодические роли. Он был задействован в спектаклях «Фронт» по пьесе Александра Корнейчука, «Егор Булычев и другие» по Максиму Горькому, «Разоренное гнездо» по Янке Купале. Однако вскоре режиссер театра Александр Скибневский стал доверять актеру главных персонажей. В 1950 году Еременко сыграл болгарина Дмитрия Инсарова в спектакле по романуТургенева «Накануне». Потом были роли революционера Азорича из «Света Востока» и жесткого директора тракторного завода Дмитрия Бахирева из «Битвы в дороге» по одноименному произведению Галины Николаевой. В 1955 году актеру присвоили звание заслуженного артиста Белорусской ССР.
«Единственный и лучший исполнитель»: работа в кино и письмо Сергею Герасимову
В 1959 году Еременко пригласили в Национальный академический театр им. Янки Купалы, и он переехал в Минск. А спустя полгода актер уже сыграл главного героя в спектакле «Константин Заслонов». По сюжету на оккупированной территории инженер железных дорог Заслонов начал сотрудничать с фашистами. Его презирали коллеги и семья, но никто не подозревал, что он планировал взорвать составы с немецким вооружением. Постановка собирала полные залы.
Зарплата в театре была небольшой, поэтому Николай Еременко искал подработку. Коллеги посоветовали ему отправить анкету с фотографией в «Беларусьфильм». В 1960 году актера пригласили в кино на роль инспектора дорожной службы в драме Ричарда Викторова «Впереди — крутой поворот».
В 1961 году Николай Еременко прочитал в «Литературной газете» сценарий будущей картины Сергея Герасимова «Люди и звери», который написала жена режиссера Тамара Макарова. Это была история командира Красной армии: во время Великой Отечественной войны он попал в немецкий плен, а после 1945 года не вернулся на родину, потому что боялся попасть в ГУЛАГ. После многих лет странствий по миру офицер все же поехал к брату в Севастополь. Николая Еременко настолько впечатлил сценарий, что он перечитывал текст несколько раз. Он узнал себя в главном герое и написал письмо Сергею Герасимову с просьбой пригласить его на пробы. Режиссер в книге «Жизнь, фильмы, споры» вспоминал: «При первом же знакомстве, едва пожав руку совершенно незнакомому мне ранее человеку, которого только однажды я видел в Минске в одном из спектаклей, я увидел в нем единственного и лучшего исполнителя роли Павлова. И больше никого не стал искать на эту роль». Фильм снимали в ГДР и на Кубе. Партнерами Еременко по площадке стали известные актеры Тамара Макарова, Жанна Болотова, Виталий Доронин и другие.
Должен сказать, что я не разочаровался в нем ни на минуту — налицо было счастливое совпадение человеческой натуры и роли, которое, на мой взгляд, единственно подготавливает успех всей работы актера в кино.
В 1962 году фильм «Люди и звери» вышел на экраны. О картине мало писали в прессе: за обсуждением темы советских военнопленных следила цензура. Однако Николая Еременко стали узнавать на улицах, на его спектакли приходило все больше и больше зрителей. В это время в театре он играл главную роль в комедии Шекспира «Все хорошо, что хорошо кончается». На сцене актер появлялся в образе знатного графа Бертрама, который испытывает чувства к дочери простого лекаря, но боится неравного брака. Вскоре прошла премьера постановки «Тревожное счастье» по одноименному циклу повестей писателя Ивана Шемякина. Актер играл главную роль: молодого студента, который ушел на войну.
В 1964 году Еременко вновь снялся в кино, на этот раз в фильме «Москва — Генуя» о советском дипломате. Актера одобрили на роль эмигрировавшего белогвардейца Русанова, который одержим идеей отомстить большевикам. Вскоре после премьерного показа артист получил сразу два новых предложения: сыграть командира авиаполка в картине про молодых пилотов «Дни летные» и егеря, который преследует браконьера, в ленте «Погоня». Оба фильма показали на экране в 1965 году.
Личная жизнь и увлечения актера
Со своей женой, Галиной Орловой, Николай Еременко познакомился на актерских курсах при втором Белорусском государственном театре им. Якуба Коласа. Она часто была его партнершей по учебным спектаклям. После выпуска молодых артистов приняли на работу, и они начали проводить вместе много времени. Вскоре Еременко и Орлова поженились. Иногда супруги подрабатывали по выходным: ездили с небольшими концертами по колхозам. В 1949 году в семье родился ребенок. Все детство сын Николай провел за кулисами театра и захотел повторить профессиональный путь родителей. Он стал не менее популярным, чем его отец.
Галина Орлова в книге «Три я» писала о муже: «Ты счастлив тем, что всегда был нужен людям! Телефон в нашей квартире звонит с утра до позднего вечера… твое слово вызывает иногда широкий резонанс. Тебе пишут, звонят, на улице подходят незнакомые люди, молча пожимают твою руку и молча уходят».
В свободное от сцены и съемок время Николай Еременко уезжал на рыбалку или смотрел матчи по футболу — актер болел за минское «Динамо». После выхода фильма «Люди и звери» команда даже пригласила его начать один из матчей и первым ударить по мячу.
«Освобождение», «Вечный зов», «Сын за отца»: известные фильмы актера
В 1968 году режиссер Игорь Добролюбов снял фильм «Иван Макарович» о маленьком мальчике, который остался один в Великую Отечественную войну. Еременко одобрили на роль отца, который ушел воевать. Эта работа закрепила за ним амплуа артиста-фронтовика. В этом же году актера пригласили в масштабную киноэпопею Юрия Озерова «Освобождение». Режиссер задумал снять историю войны 1941–1945 года в пяти картинах. Еременко задействовали лишь в первой — «Огненная дуга» о Курской битве. Затем в фильмографии артиста появились лента «Море в огне» об обороне Севастополя и сериал «Руины стреляют» о сопротивлении на оккупированных территориях.
В 1970 году актер получил главную роль в фильме «Взрывники» о выпускнике горного института, который прошел путь от мастера до директора предприятия. Новую волну популярности Николаю Еременко принес телесериал «Вечный зов». Семейную сагу по одноименному роману Анатолия Иванова на «Мосфильме» снимали десять лет: с 1973 по 1983 год. Актер сыграл честного и идейного большевика Ивана Субботина, который после революции стал секретарем обкома.
В конце 1970-х годов к фамилии Николая Еременко добавилось уточнение «старший». Его сын, полный тезка, стал знаменитым после выхода многосерийного фильма Сергея Герасимова «Красное и черное» по роману Стендаля. Возникла путаница: нельзя было понять, кому именно приходило приглашение на пробы. Еременко-младший вспоминал: «Когда появился телевизионный фильм с моим участием «Красное и черное», к отцу в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он замечательно молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после «Вечного зова», где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: «В титрах написано — Николай Еременко, все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?»
В 1980 году Николай Еременко — старший снялся в фильме Александра Гутковича и Михаила Ганкина «Атланты и кариатиды» о жизни советской интеллигенции. Это была экранизация одноименного романа известного белорусского писателя Ивана Шемякина. Обозреватель журнала «Мишпоха» Владимир Мехов вспоминал: «Необозримая страна припадала к телевизорам. <…> Присущее режиссеру чувство психологической правды обусловило убедительную правдивость». Актер исполнил роль Пал Палыча Кислюка — председателя горисполкома Совета народных депутатов. Затем были фильмы «Старые долги», «Незнакомая песня», «Отступник».
Параллельно Николай Еременко — старший репетировал в театре. С аншлагами шел спектакль «Костюмер», где артист играл сэра Джона. Полные залы собирала и постановка «Мудромер» по пьесе Николая Матуковского. По сюжету талантливый изобретатель-самоучка Мурашко сконструировал прибор для измерения человеческого интеллекта под названием «дуромер». Министр согласований (его роль исполнил Еременко) заменил название на «мудромер» и решил испытать прибор на посетителях, пришедших к нему на прием. В 1988 году за спектакль актера наградили Государственной премией Белорусской ССР. А спустя год Николай Еременко — старший стал народным артистом СССР.
В «Костюмере» Николай Еременко создает образ сильного и слабого человека, самодура и ребенка, короля и шута одновременно. Не боясь быть некрасивым, неэстетичным в королевской мантии, накинутой на нижнее белье, его герой то погружается в маразматический бред, то с предсмертной ясностью заглядывает в души своих близких.
После распада СССР Николаю Еременко — старшему стали гораздо реже предлагать роли в кино: на экране показывали уже новых звезд. Вскоре он перенес инфаркт. В 1995 году актер снялся в фильме «Сын за отца», режиссером которой стал Еременко-младший. Отец и сын вместе сыграли главных персонажей. Это была история преуспевающего врача-бизнесмена, который хотел помочь отцу, профессору медицины, приспособиться к жизни при капитализме. Сын открыл частную клинику, однако из-за прямолинейного и неподкупного отца быстро нажил себе врагов, и семье приходится вместе противостоять бандитам. В 1998 году ленту наградили Главным призом на Международном кинофестивале в Пхеньяне.
В 1999 году Николай Еременко — старший получил главную роль Бернарда Шоу в спектакле «Милый лжец». Сюжет пьесы Джерома Килти был построен на переписке писателя и актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл. Постановка стала последней для артиста. 30 июня 2000 года он скончался. Причиной смерти стал сердечный приступ. Николая Еременко — старшего похоронили на Восточном кладбище в Минске.
Используемые источники:
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-nikolay-eremenko-mladshiy.html
- https://24smi.org/celebrity/2388-nikolaj-eryomenko-mladshij.html
- https://www.culture.ru/persons/11104/nikolai-eremenko-starshii