8 фактов о жизни президента Пушкинского музея Ирины Антоновой

Биография

Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Детство и юность

Ирина Александровна появилась на свет в начале прошлого века, 20 марта 1922 года. Коренная москвичка росла в доме, где царила атмосфера любви к прекрасному. Ее мать Ида Михайловна Хейфиц в молодости окончила Харьковскую консерваторию, играла на фортепиано. Но из-за Гражданской войны так и не реализовала себя в музыке.

01_FkSZkNu.jpg
Ирина Антонова в детстве с родителями / «Славия»

Отец Александр Александрович — участник революции 1917 года, дослужившийся до директора Института экспериментального стекла. Однако, несмотря на технический склад ума, обожал театр. Известно, что мужчина даже играл в спектакле, поставленном по произведению Максима Горького «На дне». Будучи ребенком, дочь часто ходила с родителями в театры, знакомилась с балетом и оперой.

Когда девочке исполнилось 7 лет, случился переезд в Германию. Ее отца отправили в Берлин для работы в советском торговом представительстве. В чужой стране школьнице пришлось освоить немецкий язык. После она даже читала классиков Фридриха Шиллера и Иоганна Гете в оригинале.

С приходом к власти нацистов семья вернулась на родину (1933 год). В Москве девушка продолжила учиться в школе. Ей хорошо давались точные науки, и ученица даже думала о поступление в МГУ на механико-математический факультет.

Однако увлечение искусством предопределило дальнейшую биографию выпускницы. Она отдала документы в Институт философии, литературы и истории. Правда, через год вуз закрыли (к слову, он вообще просуществовал только 7 лет), а факультеты присоединили к МГУ.

Во время Великой Отечественной войны Антонова трудилась медсестрой, а после получила диплом и должность в ГМИИ. Параллельно коренная москвичка училась в аспирантуре. Предметом научных исследований стала итальянская живопись эпохи Возрождения.

Карьера

За годы работы в ГМИИ Ирина Александровна поднялась вверх по карьерной лестнице, став старшим научным сотрудником. А в 1961-м заняла пост директора. Руководить Пушкинским музеем в эпоху некоего застоя, связанного с партийной идеологией, было непросто.

Однако новый директор, несмотря на закон цензуры, демонстрировала смелость и новаторство — начала организовывать выставки западноевропейских художников, к примеру, Анри Матисса. Кроме того, с ее легкой руки стали проводиться музыкальные вечера. На них звучали произведения композиторов, творчество которых партия не жаловала, — Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского, Альфреда Шнитке. В 60-х годах доктор искусствоведения ввела Випперовские чтения.

В начале 70-х годов Антонова занялась полной реорганизацией экспозиций и залов. В этот период стартовали беспрецедентные для того времени выставки — в одном и том же помещении находились работы как отечественных, так и зарубежных деятелей. Свет увидели забытые и отложенные в запасниках картины из коллекций Сергей Щукина и Ивана Морозова.

Вскоре искусствовед наладила плотное сотрудничество с западными «очагами» культуры. К концу 70-х годов в здании ГМИИ гости впервые увидели картины художников из Нью-Йорка.

Период перестройки в стране совпал с расцветом музея. Выставки «Россия – Италия», «Пикассо», «Москва – Париж», «Модильяни», организованные директором, приобретали масштаб мирового значения. Впервые на территории СССР были представлены картины Казимира Малевича и Василия Кандинского. Гостями ГМИИ становились такие выдающиеся личности, как король и королева Нидерландов, Джон Рокфеллер, Хуан Карлос, Франсуа Миттеран.

Для привлечения публики Ирина Александровна постоянно генерировала новые идеи. Сюда можно отнести вечера, на которых не только выставляли картины, но и звучала классическая музыка в живом исполнении. Таким интересным синтезом стал фестиваль «Декабрьские вечера».

Самоотверженность и любовь к искусству директора привели к значительным переменам — появлению частных коллекций, возникновению новых музеев и детского центра на территории.

Кроме того, Антонова публиковала статьи, участвовала в телевизионных передачах и преподавала в нескольких столичных вузах и даже в Париже. Научные труды получили признание — в 1979 году знаменитость стала заслуженным деятелем искусств РСФСР, в 1989-м получила звание академика РАО.

В 2011 году вступила в Общественную палату РФ. Годом позже вошла в список доверенных лиц Владимира Путина. В возрасте 91 года Ирина Александровна стала курировать государственные музеи страны. Однако в этом амплуа проработала только 3 месяца.

Закат карьеры Антоновой обозначился выдвижением ею идеи о воссоздании в столице ранее уничтоженного (в 1948 году) Музея нового западного искусства. С точки зрения лауреата двух Государственных премий России, там должны быть представлены экспонаты из Эрмитажа и ГМИИ. Такое предложение привело к конфликту в профессиональном сообществе, и вскоре Ирина Александровна была отстранена от занимаемой должности.

Бывший директор Пушкинского музея заняла пост президента ГМИИ в 2013 году. Приказ о назначении подписал министр культуры Владимир Мединский.

Личная жизнь

Муж Ирины Александровны Евсей Иосифович Ротенберг тоже известный деятель искусства. Ушел из жизни в 2011 году, к тому времени супруги прожили вместе 64 года и необыкновенно сроднились. В интервью о личной жизни Антонова сказала, что с мужем прошла все законы и сроки отношений. И им удалось достигнуть фантастического взаимопонимания и доверия.

Даже болезнь единственного сына Бориса Ротенберга стала не той трагедией, которая разъединяет, а общим горем, только укрепившим любовь. Очень часто, говорила директор Пушкинского музея, мужчина уходит из семьи, если там появляется проблемный ребенок. Но Евсей Иосифович остался рядом, проживая и переживая этот сложный путь вместе с женой. А последними его словами на смертном одре стала фраза: «Я люблю тебя».

03_TTiZLpX.jpg
Ирина Антонова и муж Евсей Ротенберг / «Инстаграм»

Диагноз сына Антонова так и не раскрыла. До шести лет он рос одаренным мальчиком — интересовался музыкой и литературой, рассказывал наизусть классические произведения. Затем у него стали проявляться психологические проблемы. Мать Бориса Ротенберга тщетно пыталась вылечить наследника, а смирившись, надеялась, что в жизни ее сына возникнет человек, который позаботится о «колясочнике».

Смерть

15 ноября 2020 года у Ирины Александровны случился инсульт. Чуть позже врачи обнаружили у нее коронавирусную инфекцию. В тяжелейшем состоянии пациентку доставили в больницу в Коммунарке. Там подключили к аппарату ИВЛ.

Несмотря на старания медиков, победить COVID-19, который стал причиной смерти президента ГМИИ, не удалось. Заслуженный деятель искусств РСФСР умерла в ночь на 1 декабря, не приходя в сознание.

Награды

  • 1979 — Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»
  • 1980 — Орден Дружбы народов
  • 1997 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
  • 2000 — Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
  • 2001 — Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия»
  • 2002 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени
  • 2011 — Золотая медаль имени Льва Николаева
  • 2012 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2012 — Лауреат специальной номинации «За выдающийся вклад в сохранение и развитие российской культуры» в рамках Всероссийской премии финансистов «Репутация»
  • 2013 — Лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея»
  • 2013 — Императорский Орден Святой Великомученицы Анастасии
  • 2017 — Знак отличия «За благодеяние»
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция)

30 ноября в возрасте 98 лет от коронавируса умерла Ирина Антонова, возглавлявшая ГМИИ имени Пушкина с 1961 года. Рассказываем о её политических взглядах, любимом районе Москвы и главных успехах.

Была дочкой революционера

</span>

Ирина Александровна с отцом и матерью. Фото из личного архива

Ирина Антонова родилась в Москве в семье рабочих. Её мама работала наборщицей в типографии, а отец, будучи судовым электриком, активно участвовал в событиях Октябрьской революции. В 1930-м он был назначен главой советского торгового представительства в Германии. Семья переехала в Берлин и прожила там три года. Во многих интервью Ирина Антонова вспоминает, как наблюдала горящий Рейхстаг в 1933 году.

В интервью она часто рассказывала, что тягой к искусству обязана родителям, которые «привили ей на всю жизнь неугасающую любовь к живописи, музыке, театру и хорошей литературе».

Работала медсестрой во время войны

</span>

Военный госпиталь на Красной Пресне. Фото: wikimapia

С началом Великой Отечественной войны Ирина Антонова, учась в Институте философии, литературы и истории, пошла на курсы медсестёр. Уже через год она получила звание младшего сержанта медицинской службы и работала в госпитале на Красной Пресне.

«Моя первая трагическая встреча с войной состоялась в 42-м году. Меня поставили помогать на операции. В конце хирург сказал: „Ну, что ты стоишь?! Неси!“ И протянул мне ампутированную ногу», — вспоминала Антонова.

Жила на Покровском Бульваре

</span>

Покровский бульвар, 1953 год. Фото: pastvu

Прямо перед отъездом семьи Антоновой в Берлин им выдали квартиру на Покровском бульваре. Вернувшись в Москву в 1933 году, искусствовед прожила в этой квартире почти 50 лет, до 1981 года. В своих текстах Ирина Антонова рассказывает, как ходила в школу в Вузовском переулке (Трёхсвятительский переулок сегодня. — Прим. ред.) и очень любила свой район.

Здесь же, являясь студенткой первого курса, Антонова встретила начало войны. «А потом наступил этот день, 16 октября, когда утром я проснулась, вышла на балкон и увидела, что мой дорогой Покровский бульвар весь в танках», — вспоминала она.

Не сразу полюбила музей

</span>

Пушкинский музей в 40-е годы. Фото: pastvu

Антонова окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ в 1945 году. Затем устроилась научным сотрудником в музей имени Пушкина. «Если честно, долгое время я считала, что неправильно выбрала профессию. Я очень люблю видеть результат, а в музее до результата дойти трудно. В молодости я была очень спортивная и не отличалась усидчивостью. Я пришла в музей в 1945 году. Тогда сюда начали возвращаться экспонаты после эвакуации. Признаться, думала, что ненадолго. Холодно, неуютно, пусто… И тут стали приходить дрезденские ценности: Рафаэль, Боттичелли, Ватто, Веласкес. Началась такая интересная жизнь!» — вспоминала Антонова.

Впервые привезла в Москву работы Пикассо

</span>

Выставка Пабло Пикассо в Москве, 1956 год. Фото: Эммануил Евзерихин

В 1948 году Сталин издал постановление о ликвидации Музея нового западного искусства. Так началась кампания против «космополитизма» и «низкопоклонства перед Западом». Но уже через восемь лет в Пушкинском музее прошла первая в Москве выставка Пикассо.

«Мы ещё не понимали, что случилось. А случилась оттепель, и выставка стала возможна. Основные 26 картин были из коллекции самого Пикассо. Кто же мог в 56-м году показывать Пикассо? Публика волновалась. Выставка долго не открывалась. Народу набилось невероятное множество. Итальянский дворик гудел. Люди стали переговариваться: „Запретили, запретили…“ Тогда к публике вышел привезший выставку Илья Эренбург: „Товарищи! Вы ждали этой выставки двадцать лет. Ну, подождите ещё двадцать минут, и мы откроем“. Все облегчённо вздохнули», — рассказывала в интервью Ирина Антонова. В то время она работала в музее аспиранткой и участвовала в организации выставки.

Показала «Мону Лизу» в Москве

</span>

Очередь к картине Леонардо да Винчи в Москве, 1974 год. Фото: photochronograph.ru

Именно благодаря Ирине Антоновой в 1974 году в СССР привезли знаменитую картину Леонардо да Винчи. Это был последний раз, когда «Мона Лиза» покинула Лувр. В тот год картину привозили в Токио — узнав об этом, Антонова обратилась за помощью к Екатерине Фурцевой, министру культуры СССР. «Я пошла к Фурцевой и сказала: „Екатерина Алексеевна, в Токио находится ‚Мона Лиза‘. На обратном пути она через Москву будет пролетать, надо бы её остановить у нас. Екатерина Алексеевна, вы же всё можете“. Она подумала и спросила меня: „Это будет интересно людям?“ Я ответила: „Да, я думаю, несомненно“. Без ажиотажа с моей стороны, чтобы не было ощущения, что везут что-то такое сверхнеобыкновенное. Она говорит: „Я это сделаю. Французский посол влюблён в меня, он мне поможет“», — объясняла Антонова.

Советскую выставку тогда посетили более 300 тысяч человек. Саму картину защитили пуленепробиваемым стеклом, а в соседнем зале всё время дежурили охранники.

Организовала музыкальный фестиваль вместе со Святославом Рихтером

</span>

Ирина Антонова и Святослав Рихтер на V музыкальном фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Пушкинском музее, 1985 год. Фото: Анатолий Гаранин

Начиная с 1981-го в Пушкинском каждый год проходят «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». До 2020 года сюда приезжали знаменитые классические музыканты со всего мира.

Ирина Антонова дружила со всемирно известным пианистом до самой его смерти, после которой фестивалю было присвоено его имя. «Дружба с Рихтером — это мне выпал невероятный шанс. Потому что мало кто мог сказать, что он именно дружил с Рихтером. Он был сложным, эмоциональным, ранимым и в то же время очень сдержанным. Общение с ним было делом ответственным. Однажды Рихтер пригласил меня во Францию: „Ирина Александровна, я вижу, как вы слушаете музыку. Приезжайте, у меня там фестиваль“. Я, конечно, поехала. Там я его спросила: „Слушайте, а почему вы делаете это во Франции? Почему не в нашей стране, у нас в музее?“» — рассказывала Антонова о появлении фестиваля.

Придерживалась левых взглядов и не одобряла арест Pussy Riot

</span>

Фото: pussyriot.info

Родившись в семье революционера, Ирина Антонова пронесла левые политические взгляды через всю жизнь. Искусствоведу были близки социалистические ценности: во многих интервью она противилась разделению общества по материальному признаку. «Невозможно, чтобы недра страны — газ, нефть, лес, другие природные богатства — принадлежали отдельным людям. Такого не может быть, в России особенно!» — заявляла Антонова.

Несмотря на то, что Ирина Антонова не поддерживала акцию Pussy Riot в храме Христа Спасителя, она открыто заявляла о своём несогласии с тюремным заключением девушек.

Используемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/142182-irina-antonova.html
  • https://strelkamag.com/ru/article/7-faktov-ob-irine-antonovoi

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116