Содержание
- 1 Биография Жана Маре
- 2 Ранние годы
- 3 Творческий путь
- 4 Личная жизнь Жана Маре
- 5 Последние годы жизни
- 6 Немного о биографии
- 7 Была ли у Жана Маре жена?
- 8 Ориентация французского актера
- 9 Фильмы с участием актера и главные роли
- 10 Причина смерти актера
- 11 Биография
- 12 Фильмы
- 13 Личная жизнь
- 14 Смерть
- 15 Фильмография
Биография Жана Маре
Жан Альфред Виллен-Маре – кумир своего поколения и национальный герой, артист, сыгравший более ста ролей, каскадер, талантливый скульптор, живописец и литератор, причастный к созданию таких шедевров, как «Парижские тайны», «Орфей», «Граф Монте-Кристо», «Железная маска», «Красавица и чудовище», «Фантомас».
Источником редкой красоты его персонажей считают внутреннюю суть самого исполнителя: безупречную мужскую стать, изящество манер, глубокий, выразительный и волнующий взгляд удивительных глаз, благородство и отвагу. Его называли «принцем обаяния».
Он – обладатель многочисленных наград, включая Военный Крест, орден Почетного легиона, французскую премию Луи Деллюка, приз венецианского МКФ «Серебряный лев», четыре немецкие медиа-премии «Бэмби».
Ранние годы
Блистательный артист родился 11 декабря 1913 года в небогатой семье из портового Шербура. Его отец, Альфред Эммануил Виллен-Маре, работал ветеринарным врачом, а мать, Мари-Алин Воссор, по одной версии, была профессиональной аферисткой, по другой, – страдала клептоманией. Как бы там ни было, но за воровство она периодически оказывалась в тюрьме. В 1917 году родители развелись, и он вместе с матерью и старшим на 4 года братом Анри переехал в Париж.
Незадолго до рождения Жана Мари-Алин похоронила свою дочь Мадлен. Она лелеяла надежду, что на свет появится девочка с ангельской внешностью, но, услышав вердикт врачей – мальчик – впала в депрессию. И хотя женщина вовсе не пыталась растить из него девочку, напротив, воспитывала его мужественным и храбрым, Жан подсознательно чувствовал глубинные мысли матери. Совсем ребенком он нашел на чердаке сундук, в котором хранились детские наряды Мари-Алин, переоделся и отправился в магазин. Ему очень польстило, что продавцы приняли его за юную леди.
Самым памятным событием детских лет стало для мальчика посещение кинотеатра. В частности, его потрясла картина «Тайны Нью-Йорка» с Перл Уайт. Тогда он и решил стать актером. Мать водила впечатлительного ребенка и в театр. После спектакля, где возлюбленную главного героя Кабишу звали Розали, он затем всю жизнь называл свою красавицу-мать этим именем (а она его – «мой Кабишу»).
Жанно, как звали его родные и друзья, рос хулиганом, по его собственному признанию, «монстром с лицом ангелочка». По примеру матери, которую он очень любил, он врал, воровал, дрался, зло шутил над преподавателями колледжа Сен-Жермен-ан-Ле, учился плохо. Например, в 15-летнем возрасте он развлекал приятелей тем, что, переодевшись в женское платье, гулял и кокетничал с не подозревавшими о подвохе преподавателями. За подобные выходки его неоднократно исключали из разных учебных заведений (в Везин, Сен-Жермен, Жансон-де-Сайи). В 16 лет он окончил католический колледж в Бузонвиле и устроился учеником фотографа. Его учитель увлекался живописью и научил его некоторым базовым композиционным приемам, работе с цветом, светом, объемом, пространством. Чтобы заработать денег на учебу актерскому мастерству, юноша брался за любую работу – писал картины, снимался в качестве модели для журналов. Трижды он пытался поступить в Парижскую консерваторию, рассылал киностудиям свои пробные снимки, но его не брали даже в статисты.
Творческий путь
В 1933 году 20-летний юноша с внешностью Адониса поступил на курсы для начинающих артистов, с воодушевлением участвовал во всех учебных спектаклях. Долгожданную карьеру в кино он начал в статусе протеже и любовника режиссера Марселя Л`Эрбье. В 1934-м он получил небольшую роль в киноленте своего покровителя «Скандал», затем еще в нескольких проектах.
В 1937 году он встретился со знаменитым режиссером Жаном Кокто. Этот выдающийся литератор ввел артиста в высший поэтический мир, способствовал становлению в качестве настоящего профессионала, помог стать настоящей кинозвездой и сам стал его любовником. Он отдавал ему ключевые роли практически во всех своих пьесах и фильмах, и их совместное творчество имело громкий успех и завоевало всемирное признание. Юноша сыграл в его спектакле «Царь Эдип», в 1938г. – в «Рыцари круглого стола», в 1942-м – в картине «Кармен», киноверсии знаменитой оперы. В широкий прокат она вышла только в 1945 году, но стала во Франции невероятно популярной – ее посмотрели более 4 млн. человек.
В 1943 году актер сыграл главного персонажа по имени Патрис в ленте «Вечное возвращение», снятой по сценарию своего покровителя Кокто, обыгравшего романтическую историю о Тристане и Изольде. Ее сюжет драматичен: в мрачном замке живет богатый вдовец Марк и семья сестры его покойной жены, включая их сына, злобного карлика. Племянник Марка, герой Маре, находит дяде невесту, героически спасая красавицу от бандитов. Но затем он сам в нее влюбляется, и, конечно, не без взаимности. Карлик за ними шпионит, влюбленные страдают. Их ждет разлука и смерть.
После освобождения столицы от фашистов Жан пошел на фронт. Он неоднократно демонстрировал смелость при выполнении миссий. После окончания войны за проявленную отвагу ему вручили Военный крест.
В фильме 1946 года «Красавица и чудовище» Кокто доверил своему возлюбленному спутнику жизни сразу три роли: принца, друга Людовика Авелана и Чудовища. Эту их совместную работу специалисты называли «кинематографическим чудом», «волшебным произведением киноискусства», «непреходящим идеалом». Красавицу играла известная в свое время актриса Жозетт Дэй. В 1948 году Маре получил за эту роль премию «Бэмби», а Кокто был удостоен награды имени Деллюка. В 2005 году рукопись данного гениального сценария продали на «Сотбис» за 120 тыс. евро.
В роли ключевого персонажа появился артист в 1947 году – в драме «Двуглавый орел» авторства того же Кокто, где образ его избранницы воплотила Эдвиж Фейер. Спустя год – в ленте «Ужасные родители», где его партнершей снова стала красавица Жозетт Дэй, и в «Рюи Блас» с Даниэль Дарье в качестве любимой героем королевы. Известно, что на съемках последней из упомянутых лент он, предпочитавший все трюки выполнять самостоятельно, едва не утонул, застряв вниз головой в расщелине между скалами.
В 1949 году актер сыграл Орфея в одноименной ленте-фэнтези. По признанию критиков, роль стала одной из лучших его работ. Картина была номинирована на премию Британской киноакадемии BAFTA.
В 50-60 гг. прошлого столетия артист посвятил новому жанру – фильмам «плаща и шпаги». Его герои – приверженцы кодекса чести, поборники справедливости и защитники слабых. Невероятно популярными стали картины «Граф Монте-Кристо», «Капитан Фракасс», «Горбун». Возможностью поработать с ним радовались многие именитые режиссеры. Он сыграл у Андре Юнебеля в «Парижских тайнах», у Абеля Ганса в «Битве при Аустерлице», в «Белых ночах» у Висконти. В 1960-х в прокат вышла кинотрилогия о Фантомасе с Жаном в двух ключевых ролях. Его коллегой по площадке был Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва.
Личная жизнь Жана Маре
Первым мужчиной юного «монстра» стал любовник его матери, картежник Жак де Баланси. Позже актер отмечал, что он не испытывал при этом страх, а только любопытство и удивление.
Почти 26 долгих лет любимец женщин был музой и любовником Жана Кокто. Когда великий литератор признался актеру в любви, тот не испытывал к нему тех же нежных чувств, но из уважения солгал, что тоже влюблен. Однако позже он полюбил Кокто всем сердцем. Они были вместе вплоть до смерти режиссера в 1963 году.
С 1942 по 1944 год артист состоял в браке с Милой Парели, его партнершей по картине «Кровать с балдахином». Он предложил ей расписаться, когда находился на фронте, якобы чтобы получить четырехдневный отпуск. Ходили также слухи о его романтических отношениях с Марлен Дитрих. Но в действительности они были просто хорошими друзьями. А после ухода из жизни Кокто у артиста была недолгая связь с танцовщиком Жоржем Райхом. В 1962 году кумир зрителей усыновил 19-летнего Сержа, паренька цыганского происхождения. Он мечтал дать ему хорошее образование и достойное воспитание. Но юнца занимали исключительно деньги Маре и девушки. Вскоре он исчез из поля зрения названного папы, признавшего свою идею с усыновлением ошибкой.
От природы актер был застенчивым и деликатным. Он не позволял себе бестактностей, никогда не акцентировал внимание на своей нетрадиционной ориентации, но и не скрывал своих наклонностей, что было редкостью в его время.
Последние годы жизни
В конце жизни артист сосредоточился на театральных постановках: блистал в «Короле Лир» по Шекспиру, в «Тартюфе» по комедии Мольера, «Сид» по пьесе в стихах Корнеля.
В 1960-х он покинул Париж и приобрел виллу в Валларисе, что на Лазурном берегу. Там он занялся рисованием, скульптурой, подружился с семьей гончаров Паскали и освоил азы этого ремесла. Когда его скульптуры увидел Пикассо, то возмутился, что человек, одаренный такими способностями, тратит время на актерство.
С 1970 по 1995 год Жан обогатил свою фильмографию новыми кинолентами, включая «Отверженных» с Жаном-Полем Бельмондо и мелодраму «Ускользающая красота».
В 1970-х вышла книга «Сказки Жана Маре» с изящными авторскими иллюстрациями. Отдавая дань памяти и уважения своему другу Кокто, он написал о нем книгу, а в 1983 году в Theatre de VAtelier поставил пьесу «Кокто-Маре».
В 1988 году у актера диагностировали онкологическое поражение костного мозга. Но о своем заболевании он не подозревал – друзья решили не говорить ему об этом. В 1996 году, накануне театральной премьеры по пьесе Шекспира «Буря», он попал под дождь, тяжело заболел, но шутил, что публика его не одобрит, если он умрет в момент, когда город оклеен афишами с его изображением. В 1998 году он уже с трудом передвигался, но посетил художественную выставку в Каннах с экспозицией его полотен. В ноябре того же года он ушел из жизни от отека легких.
Могилу выдающегося француза на кладбище Валлариса стерегут скульптуры львов с человечьими глазами его работы. Все свое имущество он завещал супругам Паскали. Но сын Серж в суде оспорил завещание и выступил против любых компромиссных решений. Наследство Маре осталось под судебным арестом.
Ценителям французского кино знакомо имя блистательного актера Жана Маре. Принц Обаяния — так восторженно называли его почитатели. Творческая карьера и фильмография артиста знакома многим. А вот личная жизнь Жана Маре овеяна ореолом тайн, загадок и недомолвок.
Дата и место рождения: 11.12.1913 Франция. Шербур. |
Знак зодиака: Стрелец |
Образование: курсы актерского мастерства Шарля Дюллена |
Семейное положение: разведен, детей нет |
Немного о биографии
Родился Жан в Шербуре в декабре 1913 года. Отец — Альфред Маре был человеком добропорядочным, работал ветеринаром. Мать мальчика, Элин Маре, была профессиональной аферисткой. Родители разошлись, поскольку отец не смог смириться с криминальным поведением супруги.
К тому времени в семье рос четырехлетний Анри. Своей старшей сестры Мадлен Жан не помнил, поскольку девочка умерла до его рождения. Мать, будучи уверенной в том, что третьим ребенком станет дочка, тяжело, вплоть до депрессии, переживала появление на свет ребенка мужского пола.
Отсутствие мужского начала в воспитании мальчишки и подсознательное нежелание матери иметь еще одного сына сыграли свою судьбоносную роль в личностном формировании ребенка.
Миловидная внешность и неудержимое желание примерять на себя предметы дамского туалета вызывали умиление у окружающих. Жану нравилось, что его принимают за девочку. В таком виде не стыдился выходить на улицу и не считал свое поведение неприемлемым.
Вскоре после развода Элин с сыновьями переехала в Париж. Город был выбран по двум причинам. Первая – большие возможности для криминального ремесла, вторая – возможность оставлять детей на родственников – парижан. Мать не занималась воспитанием детей в той мере, в какой должна была это делать. Более того, часто мальчишки оставались на попечении бабушки и тети, поскольку горе-родительница пропадала на длительное время. Ее отсутствие взрослые объясняли деловыми отъездами. На самом же деле пагубное пристрастие Элин Маре к воровству и махинациям частенько приводило женщину на тюремные нары.
Жан рос практически на улице. Тетя и бабушка решали лишь его проблемы с едой, одеждой и кровом над головой. Мальчишка слыл величайшим лгуном, драчуном и воришкой. Учился настолько плохо, что вынужден был сменить несколько школ. Учителям дерзил и не признавал никаких авторитетов. Его уличное прозвище “монстр с ангельским лицом” целиком соответствовало образу жизни безнадзорного ребенка.
Но даже у такого, казалось бы, непутёвого подростка была мечта стать актером, сниматься в кино. В стремлении реализовать ее парень не отказывался ни от какой работы. Оставив школьное обучение, в возрасте 15 лет Жан начал осваивать рабочую специальность на заводе. Позже помогал фотографу в качестве подмастерья, извлекая из этого выгоду для себя: распечатывал личные фотографии и разносил их по киностудиям города.
В детские годы Жан наивно полагал, что обучаться актерскому ремеслу не обязательно, ведь он лучше всех из сверстников декламирует стихи. А уж как разыгрывает преподавателей, наряжаясь в женские платья! Когда же понял, что учиться все же придется, озадачился выбором соответствующего учебного заведения.
В молодости трижды предпринимал попытки поступить в театральный ВУЗ и трижды терпел поражение. Исчерпав все шансы стать актером, юноша поступил на платные, причем довольно дорогостоящие курсы актерского мастерства Шарля Дюллена. А чтобы оплачивать обучение, бесплатно трудился в театре статистом.
Окончив курсы, Жан был принят в театр, но, к своему разочарованию, довольствовался лишь эпизодическими ролями. Ни высокий рост (1 метр 82 сантиметра), ни эффектная внешность не привлекали внимание режиссеров. Сколько лет продолжалось бы его актерская невостребованность, неизвестно.
Наступила Вторая мировая война. Вместе со многими актер пошел в действующую армию. Все годы службы был водителем бензовоза. Не раз приходилось проводить машину по минному полю, под шквалом артиллерийских ударов. Не раз рисковал жизнью и героем себя никогда не считал. Однако командование по достоинству оценило героизм солдата и наградило его Военным крестом.
Была ли у Жана Маре жена?
В свете некоторых подробностей личной жизни актера этот риторический вопрос волнует многих поклонников его творчества. Да, Жан Маре состоял в браке, в которым завершилась история его любви с актрисой Милой Пароли.
Молодые люди познакомились на съемках картины «Кровать с балдахином». Их брак продлился недолго, всего два года. Дети у супругов так и не родились, посему расставание Жана и Милы было безболезненным.
Некоторое время ходили упорные слухи о романтических отношениях актера с Марлен Дитрих. Причиной тому стала фотография актрисы с многозначительной надписью «Возьмешь меня замуж?». На самом же деле Жан и Марлен связывали дружба и общее дело, которому оба великих актера отдали свою жизнь.
Жан Маре пытался выстраивать и более серьезные отношения, совсем не прочь был стать отцом. Однако, ни одна из его возлюбленных не осчастливила его ни сыном, ни дочкой. Сексуальные связи с французскими красотками терпели фиаско, поскольку актер никого из них не смог полюбить.
Судьба оказалась благосклонной к талантливому актеру и в 1963 году одарила его возможностью стать отцом. Жан Маре усыновил мальчишку-цыганёнка. Серж Мараис, так звали приемного сына, был сиротой. Парень был настолько подавлен и разочарован жизнью, что вновь испечённому отцу пришлось приложить немало усилий, чтобы сердце его оттаяло и он по-новому смог посмотреть на жизнь.
Актер настоял, чтобы сын получил достойное образование. Старался всеми силами привить ему любовь к театру, кино. Однако всего этого Серж не оценил. Его интересовали лишь женщины и всевозможные развлечения. К своему разочарованию, истинно родительских чувств Маре так и не познал, а попытку стать отцом назвал самой большой катастрофой своей жизни.
Ориентация французского актера
Гомосексуальные наклонности практически с детства были присущи Маре. Первым его мужчиной стал любовник матери Жак де Баланси, картежник и плут. Вспоминая об этой связи, актер говорит лишь о чувстве любопытства, но не о страхе и стыде. Когда Жан понял про себя, что он гей, пытался неоднократно сменить ориентацию гомосексуалиста, переключаясь на любовные связи с представительницами прекрасного пола, но природа брала свое.
В 1937 году судьба подарила Маре встречу с человеком, изменившим не только его актерскую карьеру, но и личную жизнь. Это был Жан Кокто — режиссер, драматург, писатель, поэт и художник. Заметив нашего героя на репетиции спектакля, он решил дать шанс недостаточно востребованному в профессии, но красивому и импозантному актеру и пригласил его на главную роль в своем фильме “Рыцари круглого стола”. Впоследствии Кокто отдавал своему актеру лучшие роли в известных фильмах.
Между двумя Жанами завязался роман, о котором ходило много невероятных слухов. Увлеченные отношениями, они не обращали на слухи никакого внимания, всюду появлялись вместе. Дело дошло до того, что молодые люди признались друг другу в далеко не платонической любви. И хотя Жан Маре ответил взаимностью на любовное признание партнера исключительно из стремления устроить свою карьеру, очень скоро полюбил Кокто всем сердцем и пронес эту любовь через всю жизнь.
Их порочная связь продолжалась долгие 26 лет. За эти годы Жан Кокто многое сделал для своего возлюбленного. Он был для него не только любовником, но и отцом, и наставником. Много усилий приложил к тому, чтобы восполнить пробелы в образовании Маре, воспитать у него изысканный вкус и сформировать стиль. В стремлении показать ему мир, драматург побывал с подопечным во многих странах. Познакомил со многими влиятельными людьми. К тому же, в творческом плане прекрасно дополняли друг друга: Кокто писал прекрасные сценарии, а Маре воплощал их на экране.
Гибель старшего друга, которого убил опиум, стала большим ударом для актера. Через год после смерти Кокто Жан Маре поставил спектакль под символическим названием “Кокто – Маре”. Этой работой актер увековечил память об их столь долгих и близких отношениях.
Но жизнь продолжается. Вскоре Жан Маре нашел утешение в лице молодого танцовщика Джоржа Райха, связь с которым длилась более 10 лет. Все его мужчины обожали кинокумира.
Фильмы с участием актера и главные роли
Творческий период великого актера — с 1933 по 2010 годы. Кинозвезда, кумир миллионов зрителей не только во Франции, но и во многих странах мира, в жизни Жан Маре был несколько скромным, добродушным и отзывчивым человеком. Несмотря на всемирную популярность, совершенно не страдал звездной болезнью.
Талант актера поистине многогранен. Ему были доступны все жанры: от комедии до трагедии. Создав на экране образы романтических и благородных героев, таких как граф Монте-Кристо, д’Артаньян, он с легкостью переключился на фантазийного Фантомаса.
Фильмография и список фильмов актера насчитывает более ста разножанровых картин. Все трюки в кинофильмах выполнял самостоятельно. Отлично владел шпагой, верховой ездой. Совершал различной сложности прыжки с мостов, крыш, из окон и с деревьев. Иногда приходилось делать несколько дублей, но Маре не сдавался и доводил все до идеального результата. Именно за его неподдельное мужество и отвагу в актера были влюблены многие женщины мира.
Началось все с гала-концерта Союза артистов, где актеры выполняли трюки. Жан исполнил номер “Газовый рожок”. Он выходил на арену в цирке, в образе пьяницы и просил прикурить. У служителя спичек не оказалось и он предложил прикурить от газового рожка, который находился на шесте высотой восемьнадцать метров. Изображая пьяного Маре с ловкостью обезьяны забрался на верх и прикурил, покачиваясь на шесте.
Получив негласный титул востребованного актера Франции, Жан работал с лучшими режиссерами: Лукино Висконти, Абель Ганс и др.
В историческом фильме режиссера Андре Юнибеля “Капитан” герой Жана Маре спасает великого Людовика XIII. Картина потрясает игрой талантливого актера и костюмами той эпохи, которые смотрятся на Маре просто восхитительно.
Жану Маре посчастливилось сниматься в главной роли поистине великого бестселлера французского кинематографа «Граф Монте-Кристо». Фильм имел потрясающий успех. Роль графа признана блестящей работой актера. Впечатляют костюмы и декорации, сама съемка.
Трилогия “Фантомас” принесла Маре очередной творческий успех. Мужественный образ Жана и комедийный талант Луи де Фюнеса органично переплетались в сюжете. Он сыграл две роли: преступника в маске и в роли журналиста Фандора.
Предшествующим “Фантомасу” был исторический фильм “Горбун”. Актер мастерски менял облик шевалье Лагардера на мрачного и нелюдимого горбуна. Фильм наполнен сценами схваток, дуэлей, что держит зрителя в напряжении и подогревает интерес к картине.
В фильме по произведениям Александра Дюма — отца “Железная Маска” Жан Маре восхитительно воплотил романтичный и мужественный образ д’Артаньяна.
Нередко в интернете встретишь запрос кто озвучивал актера. В фильме “Фантомас” как в и в других культовах картинах Жана дублировал Владимир Дружников.
Причина смерти актера
Ничто не проходит бесследно. Многочисленные травмы, полученные актером при исполнении сложных трюков, дали о себе знать в старости. У Маре начались обмороки. При обследовании врачи поставили неутешительный диагноз: рак костного мозга. Он мужественно и терпеливо переносит боль. Пройдя курс лечения и приняв решение изменить течение своей жизни, актер уединился на своей вилле, понемногу рисовал и писал мемуары. Умер он 08.11.1998 в возрасте 85 лет. Причина смерти — отек легких. Не многие знают, где похоронен французский актер. Его могила находиться на Старом кладбище Валлориса, которою в январе 2016 ограбили вандалы, забрав с надгробия одну из фигур льва. Скульптуры выполнены по эскизам Жана Маре.
Немногие знают, но это остается фактом, что накануне кончины, почувствовав ухудшение, актер оставил аудиозапись своего обращения к поклонникам со словами искренней благодарности и признанием в любви всем зрителям его фильмов. Обращение было настолько трогательным, что, когда в день похорон оно прозвучало на соборной паперти Валориса, рыдали все собравшиеся. Дело дошло и до обмороков. Страна обожала своего кумира.
Личная жизнь Жана Маре неотъемлема от истории французского кинематографа. Огромный вклад талантливого актера в развитии отечественного искусства высоко оценил президент страны Жак Ширак. В интернете можно найти множество книг, написанных про французского актера и прочитать онлайн. В сети также имеется музыка группы Jean Mare, но ничего общего с героем нашей статьи она не имеет.
Жан Маре знаком всем по ролям в шедеврах французского кинематографа. Он талантлив не только в кино, его знают в качестве выдающегося деятеля искусства. Личная жизнь Жана Маре увлекательна и любопытна.
В 1934 году приходит первый небольшой, но такой долгожданный успех. Маре получает незначительные роли в кинолентах «Скандал», «Искатель приключений», а в 1936 году появляется в «Новых людях».
В начале 40-хкаждому французу уже хорошо известен перспективный молодой киноактер – Жан Маре. Биография кинозвезды во времена Второй мировой войны продолжилась на фронте. В период военных действий он управляет бензовозом, часто проявляет отчаянную смелость и получает Военный крест. После войны молодой человек добивается успеха благодаря сотрудничеству с талантливым режиссером и сценаристом Жаном Кокто. Многие их работы имели громкий успех и получили всемирное признание. Одна из них, кинолента «Орфей» 1949 года, представляет собой современную интерпретацию известного древнегреческого мифа. Неподражаемая игра Маре в кинокартинах начала 60-х годов по-прежнему восхищает любителей качественнного французского кино. Позже его фильмография обогащается трилогией о Фантомасе. Благодаря талантливому дуэту с Луи де Фюнесом все три фильма производят огромное впечатление на зрителей всего мира.
В преклонном возрасте Жан Маре снимается все реже. В 80-х он отметился в «Родственных связях», а в 90-х в новой версии «Отверженных» и в мелодраме «Ускользающая красота». Лучшие работы, ставшие всемирно знаменитыми:
- «Красавица и чудовище» – 1946г;
- «Чудеса случаются однажды» – 1950г;
- «Граф Монте-Кристо» – 1954г;
- «Капитан Фракасс» – 1961г;
- «Парижские тайны», «Железная маска» – 1962г;
- «Фантомас» – 1964г;
- «Парковка», «Родственные связи» – 1985г;
- «Отверженные» – 1994г;
- «Ускользающая красота» – 1995г
Маре заслуживает уважения благодаря самостоятельному исполнению всех рискованных трюков. Будучи физически развит, он профессионально владел шпагой, верховой ездой, выполнял опасные прыжки. Его мужественные герои влюбляли немало женщин по всему миру.
Пара не скрывала своих романтических отношений. Жан Кокто оказался не только старше, но и мудрее. Этот человек сумел восполнить Жану Маре отсутствие отца, заполнил пробелы в его образовании. Он боготворил Маре, стал его верным любовником и наставником. Своему дорогому Жанно он посвящал изысканную эротическую поэзию. Благодаря ему Маре приобрел утонченный вкус, редкие познания, объездил весь мир. Они были неразлучны 26 лет.
Непонятный многим союз двух тезок часто вызывал насмешки. Однако стал очень результативным, многие годы дарил вдохновение и приносил богатые творческие плоды. После смерти своего друга актер некоторое время тосковал. Однако не за горами была новая личная жизнь. Жан Маре в течение 10 лет утешался с молодым танцовщиком по имени Жорж Райх. Вполне естественно, что у кинозвезды нет своих детей. В 60-х годах Жан Маре усыновил 19-летнего мальчика-цыгана Сержа Айалу. Приобщал его к съемкам в кино и мечтал дать юноше достойное образование. Но Серж не оправдал надежд своего благодетеля, тратил его средства исключительно на любовные связи с девушками. В один прекрасный день приемный сын попросту исчез, а разочарованный актер назвал это усыновление «самой большой катастрофой в своей жизни». Любопытно, что кроме редкого актерского таланта Маре обладал другими способностями к искусству. Он оставил после себя множество великолепных рисунков, литературных произведений, был одарен как скульптор. Всемирно известные критики считают его работы поистине шедевральными творениям.
Многие из них пополнили галереи музеев. В Париже можно лицезреть выполненный им памятник французскому литератору Марселю Эме. Умения Жана высоко оценил Пабло Пикассо. На его взгляд с такими выдающимися способностями было трагической ошибкой потратить большую часть жизни на работу в кинематографе. В ноябре 1998 года легендарный французский актер скончался от болезни сердца. Его похоронили в Валлорисе. Малоизвестный факт: незадолго до кончины Жан Маре записал на аудиопленку трогательное прощание со своими поклонниками. В день похорон эту речь услышала вся Франция. Звучало она на соборной паперти Валориса. Сцена прощания была величественной и трогательной одновременно. Многочисленные поклонники безутешно рыдали, были зафиксированы случаи обмороков. Его обожала вся страна.
Биография
Жан Альфред Виллен-Маре – один из знаменитейших французских актеров. Отечественные почитатели киноискусства хорошо знают его по ролям в таких популярных фильмах, как «Орфей», «Граф Монте-Кристо», «Фантомас» и «Железная маска». Но в биографии Жана Маре есть не только прекрасные роли, но и достижения в других отраслях искусства. Он реализовался как художник и писатель, а за скульптурные произведения Маре хвалил сам Пабло Пикассо, который посчитал, что с таким талантом тратить время на «какое-то актерство» настоящий грех.
В школьные годы Жан, по его же словам, был «маленьким чудовищем с лицом ангела»: он постоянно дрался и хулиганил, срывал уроки, но учителя все равно его любили и многое прощали. Позднее подросток стал избавляться от своих пороков, а в 15 лет бросил школу и пошел работать на завод, затем подмастерьем у фотографа. Ему нужны были деньги для осуществления мечты: Маре с 4-х лет грезил профессией киноактера.
Трижды будущая мировая звезда слышал отказы в театральных вузах страны. Однажды ему вместо ожидаемой похвалы посоветовали лечить нервы, так как его истеричная манера подачи текста никуда не годится. В итоге Жан попадает на актерские курсы Шарля Дюллена, а в качестве оплаты весьма дорогостоящих занятий бесплатно трудится статистом в местном театре.
Во время Второй мировой войны уже относительно известный актер Жан Маре уходит в армию. Он был водителем бензовоза и много раз проявил героизм, хотя сам себя героем не считал. Тем не менее, Маре неоднократно мужественно проводил машину через заминированное поле и под градом бомб, за что был удостоен Военного креста.
Фильмы
В первых фильмах Жан Маре появлялся эпизодически. Его главный успех связан с именем режиссера и сценариста Жана Кокто. Именно их дуэт подарил миру такие картины, как «Вечное возвращение», «Красавица и чудовище», «Ужасные родители» и многие другие. Большинство из совместных работ признаны мировыми шедеврами, но особняком стоит фэнтезийная притча «Орфей», которая в современной форме показывает древнегреческий миф о поэте, спустившемся в ад за своей женой.
Фильмы Жана Маре чаще всего являются приключенческими, да и его амплуа – неотразимый, отважный, физически крепкий герой. И что наиболее важно для женской половины зрителей – неизменно романтичный. Кстати, Маре, как и еще один знаменитый французский актер Жан-Поль Бельмондо, был одним из очень немногих, кто абсолютно все трюки выполнял самостоятельно. Он великолепно дрался на шпагах, ездил верхом, выпрыгивал из окон, нырял в воду с мостов.
Любители ретро-кино наслаждаются игрой Жана в таких картинах, как «Кожаный нос», «Стеклянный замок», «Граф Монте-Кристо», «Горбун», «Капитан Фракасс», «Принцесса Клевская» и «Парижские тайны». Все эти фильмы были созданы до начала 60-х годов. Позднее в фильмографии Жана Маре появляется неподражаемая комедийная трилогия «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда». Его дуэт с Луи де Фюнесом производит очередной фурор, и по всей Европе люди помногу раз ходят на показ кинокартин, а мальчишки играют в Фантомаса. Кстати, Маре сыграл там сразу две роли – и загадочного преступника в маске, и журналиста Фандора.
С возрастом Жан снимался меньше. Его большой ролью в 80-х можно считать лишь Виктора Блеза из «Родственных связей», а в 90-е годы на экраны выходили только модернистская экранизация романа Виктора Гюго «Отверженные» и мелодрама «Ускользающая красота», где ему досталась небольшая роль мсье Гийома.
Личная жизнь
Про свою личную жизнь Жан Маре очень не любил говорить. Дело в том, что тот романтический герой, которого актер создал на экране, сводил с ума немалое количество женщин, и каждая в мечтах представляла себя «одной единственной» для легендарной звезды. Но на деле Маре был гомосексуалистом, хотя несколько раз пытался отойти в сторону от нетрадиционной ориентации. Например, во время Второй мировой войны он сочетался узами брака с актрисой Милой Парели, но через два года развелся. По факту они были вместе намного меньше.
Также поговаривали о его романе с великой актрисой Марлен Дитрих, которая даже прислала ему фотографию с шуточной надписью «Не хочешь ли взять меня замуж?». Но очевидцы утверждали, что это была скорее очень близкая дружба, чем романтические отношения. Собственно, Маре не особенно стремился скрыть ориентацию. За него это делали менеджеры и продюсеры. Сам же актер открыто появлялся на людях со своим другом и спутником жизни, режиссером Жаном Кокто, который открыл талант Жана широкому зрителю.
С Кокто великий француз прожил более 20-ти лет. Затем у него были десятилетние отношения с танцовщиком Жоржем Райхом. Когда и эта связь прекратила свое существование, Маре решил усыновить ребенка. Впрочем, позднее о своей идее он пожалел. Дело в том, что уже довольно зрелый мужчина взял на воспитание 19-летнего юнца Сержа Айалу, происходившего из бродячих цыган.
Актер мечтал дать юноше образование, развить любовь к изобразительному искусству, интерес к театру. Но Сержа интересовали только любовные похождения с молоденькими девушкам, и он тратил довольно внушительные суммы из капитала приемного отца. В итоге молодой человек навсегда исчезает из личной жизни Жана Маре и оседает где-то в Африке. А актер называет это усыновление «величайшей катастрофой своей жизни».
Нужно заметить, что помимо огромного таланта в области актерства, Маре отличался и иными способностями. Он великолепно рисовал, писал стихотворения и прозу, но наивысшей вершины, помимо кино и театра, Жан добился в скульптуре. Его работы признавали значительными творениями искусства признанные мастера и профессиональные критики. Причем актер не делал свои детища «для себя». Многие его произведения стали экспонатами музеев, а на Монмартре в Париже установлен бронзовый монумент писателю Марселю Эме, выполненный актером Жаном Маре.
Смерть
В 1996 году, накануне премьеры шекспировского спектакля «Буря», великий артист попадает под проливной дождь. В итоге у него развилось двустороннее воспаление легких. С температурой выше 40 градусов Маре привозят в госпиталь, но через два дня выписывают домой. Над собственным состоянием здоровья артист насмехался. Он говорил, что не может позволить себе умереть в тот момент, когда весь Париж оклеен афишами с его изображением. Публика воспримет это как кривляние.
Тем не менее, несмотря на многократные переливания крови и химиотерапию, полноценно выкарабкаться актер из болезни так и не сумел. Жан Маре умер 8 ноября 1998 года, не дожив всего месяц до 85-го дня рождения. Преданный делу театра, актер даже собственные похороны сумел превратить в представление. По его завещанию на соборной паперти установили гигантское изображение улыбающегося Маре, а в динамиках раздавался прощальный привет Жана, записанный на пленку.
Фильмография
- 1946 — Красавица и чудовище
- 1949 — Орфей
- 1950 — Чудеса случаются однажды
- 1954 — Граф Монте-Кристо
- 1961 — Капитан Фракасс
- 1962 — Железная маска
- 1962 — Парижские тайны
- 1964 — Фантомас
- 1970 — Ослиная шкура
- 1985 — Родственные связи
Используемые источники:
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-zhan-mare.html
- https://annlove.ru/shoubiznes/zhan-mare.htm
- https://starpri.ru/zhan-mare-lichnaya-zhizn-i-biografiya/
- https://24smi.org/celebrity/3446-zhan-mare.html