Содержание
Биография
Ценители балета и критики называли Александра Годунова уникальным танцовщиком. В нем соединились все три составляющие, которые превращают артиста в звезду: безупречная техника танца, драматическая выразительность лица и тела, актерский талант.
Советский и американский артист прославился ролями в балетных постановках и голливудских кинохитах. Выступал с Майей Плисецкой, дружил с Михаилом Барышниковым, выходил на съемочную площадку с Брюсом Уиллисом и Харрисоном Фордом.
В СССР имя танцора на десятилетия попало в списки «предателей родины», а на чужбине «невозвращенец» Александр Годунов не нашел счастья.
Детство и юность
Родился будущая звезда балета в 1949 году в Сахалинской области, где служил отец-военный. Когда сыну исполнилось 3 года, родители расстались. Мама с двумя сыновьями переехала в Ригу.
В детстве Годунов мечтал о карьере военного, но мама отвела 8-летнего сына в балетное училище. Вскоре мальчику понравилось танцевать: педагоги хвалили Сашу за удивительную пластику и гибкость, в училище он подружился с Михаилом Барышниковым.
Будущие звезды в ранней юности переживали из-за низкого роста, но в 17 Годунов за лето вытянулся на 13 сантиметров и вскоре достиг 1,9 м, тогда как друг остался на отметке 1,68 м.
В 1967 году балетный танцовщик окончил училище и попал в коллектив элитного хореографического ансамбля «Молодой балет», который годом ранее организовал Игорь Моисеев. Под его руководством Годунов танцевал 4 года, затем перешел в труппу Большого театра и попал в руки балетмейстера Алексея Ермолаева, доведшего технику танца звезды до филигранной точности.
Балет
Дебют в партии Принца на сцене БТ в «Лебедином озере», поставленном Александром Горским, оказался успешным. На молодого артиста обратили внимание театральные примы. С одной из них – 28-летней Людмилой Власовой – вспыхнул роман, который увенчался браком. Самая красивая балетная пара БТ танцевала партии в постановках «Спартак», Иван Грозный», «Ромео и Джульетта».
Затем правом выбирать партнера воспользовалась ведущая актриса БТ Майя Плисецкая, и танцора ввели на роль Принца в «Лебединое озеро», которое ставил балетмейстер Юрий Григорович. Искушенные зрители оценили мастерство 21-летнего артиста и стали ходить «на Годунова». Александр проснулся знаменитым, карьера стремительно развивалась, а в творческой биографии появились роли Хозе в «Кармен-сюите», Альберта в «Жизели», Солора в «Баядерке».
В БТ Годунова обожали и ненавидели. Коллеги и партнеры по спектаклям, зрители обожествляли артиста, у начальства и служащих «компетентных органов» звезда вызывал раздражение независимым характером и «неправильным» поведением на гастролях. Годунов не слушал советов, которые давали в КГБ гастролерам, встречался и разговаривал с теми, с кем запрещалось.
На совет руководства подстричь длинные волосы ответил отказом и напоминал голливудскую звезду, а не советского артиста. Своенравного и непокорного Александра Годунова обожали в Америке и Европе. На постановки БТ билеты раскупали за месяцы вперед, иностранные импресарио требовали звезду. Бдительным служащим «органов» популярность танцора не нравилась, под разными предлогами его не выпускали за рубеж, видя в нем потенциального «невозвращенца».
После того как отказался возвращаться с гастролей в Канаде Барышников, Годунову запретили выезжать. Мысль повторить поступок коллеги все чаще посещала артиста. Барышников купался в лучах славы в Америке, а Годунов, которого многие считали более талантливым, прозябал в Союзе.
В 1974 году режиссер Марина Пилихина сняла фильм-балет «Анна Каренина», где главные роли достались Плисецкой и Годунову (Вронский). Ехать на гастроли без танцора или заменить его было невозможно. В самолете артист признался коллеге, что не вернется домой. Плисецкая упросила не делать этого, ведь тогда смонтированный фильм положат на полку. Годунов отказался от намерения.
В 1979-м Григорович ввел звезду на партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», на август запланировали гастроли в Америку. Годунова в списки не включили, но американская сторона поставила ультиматум: или спектакль с Годуновым, или отмена тура. Отказ от гастролей мог обернуться утратой миллионов долларов, и танцора выпустили в США.
Чтобы у Александра не возникло соблазна остаться, ему пообещали квартиру и звание народного. По словам супруги, Годунов не поверил обещаниям. Когда стихли аплодисменты после окончания последней гастрольной постановки, артист исчез из гостиничного номера и отправился в американское посольство. На первое время Годунова приютила семья Иосифа Бродского.
Вскоре артист вышел на сцену балетного театра, руководимого Барышниковым. Спустя год Годунов ушел из театра, не пожелав переходить из русского классического балета в современный американский. Александр создал труппу, которую назвал «Годунов и друзья». Спектакли имели огромный успех, и артисты отправились на гастроли в Японию, Аргентину, Израиль.
В кинематограф Годунова привлекла Жаклин Биссет. Дебют в мелодраме «Свидетель» с Харрисоном Фордом принес известность. Затем были роли в «Крепком орешке», приключенческой ленте «Камень викингов», комедии «Норт». Но главных ролей актеру не предлагали, а останавливаться на второстепенных он не желал. Исключение сделал для эпизода в драме «Зона», съемки которой проходили в Будапеште.
В 1995-м Годунов прилетел из Будапешта в Ригу, мечтая увидеть родителей и брата. Но отец на встречу не приехал, а мать заявила, что сына у нее нет. Возвратившись в США, актер погрузился в депрессию и запил.
Личная жизнь
Жена Людмила Власова отказалась оставаться с мужем в США: дома ее ждали мама и брат. Самолет с Власовой и труппой БТ, возвращавшейся после гастролей «Ромео и Джульетты» домой, в аэропорту «Кеннеди» задержали на 3 дня.
Сотрудники ФБР потребовали выпустить Людмилу на нейтральную территорию, где она смогла бы принять самостоятельное решение. Власова повторила отказ. Все 3 дня в машине возле самолета жену ждал Александр. Год артист пытался уговорить Милу переехать к нему, но так и не смог. Пара официально расторгла брак в 1982-м.
Второй любимой женщиной звезды стала Биссет, но даже на официальных приемах, куда Александр приходил с Жаклин, на вопрос о жене он отвечал, что жена осталась в России. Он так и не разлюбил Людмилу. Пару назвали «Ромео и Джульетта холодной войны».
Годунов и Биссет прожили вместе 8 лет и расстались.
Смерть
Сердце 45-летней звезды остановилось весной 1996 года: он умер в своей квартире. Горничная увидела тело артиста спустя 3 дня после смерти: Александр скончался, сидя в кресле. Врачи назвали причиной смерти осложнение гепатита, ставшего следствием алкоголизма.
Прах актера после кремации развеяли над океаном. Эпитафия на могиле Годунова в Лос-Анджелесе гласит:
«Его будущее осталось в прошлом».
На Введенском кладбище российской столицы есть кенотаф артиста с надписью
«Ты всегда с нами».
Фильмография
- 1972 – «Московская фантазия»
- 1974 – «Анна Каренина» (фильм-балет)
- 1978 – «Кармен-сюита» (фильм-балет)
- 1985 – «Свидетель»
- 1986 – «Долговая яма»
- 1988 – «Крепкий орешек»
- 1990 – «Камень викингов»
- 1992 – «Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени»
- 1994 – «Норт»
- 1996 – «Зона»
28 ноября 1949 года родился Александр Годунов — одна из ярчайших звёзд в истории мирового балета.
Когда на экранах советских видеосалонов времён перестройки появился боевик «Крепкий орешек», многие вздрагивали, увидев в титрах русские имя и фамилию — «Александр Годунов». Для непосвящённых это был просто русский, невесть каким образом пробравшийся в Голливуд. А те, чей кругозор был шире, впивались глазами в экран, чтобы увидеть одного из лучших танцовщиков в истории советского и мирового балета.
Будущую звезду в балет отдали насильно
Александр Годунов родился на Сахалине, в семье военного. Вскоре маленький Саша вместе с родителями переехал в Ригу. Ему было три года, когда семья распалась. Сашу вместе с братом воспитывала мама.
Мальчик мечтал стать военным, но мама, несмотря на отчаянные протесты сына, отдала его в Рижское хореографическое училище.
В его истории есть что-то от сказки о гадком утёнке — когда Александр пришёл в училище, то был самым маленьким, стоял в ряду у балетного станка последним. В этот момент вряд ли кому-то могло прийти в голову, что этот мальчик, загнанный в балет мамой, станет высоким и статным красавцем, артистом, которому будет рукоплескать весь мир.
У Саши в хореографическом училище очень быстро появился друг, который, как и он сам, вскоре стал выделяться среди других учеников. Звали друга Миша Барышников, и ему, как и Годунову, суждена была всемирная известность.
К моменту окончания училища о Годунове уже говорили как о восходящей звезде. В 1967 году молодого артиста пригласил к себе Игорь Моисеев, руководивший Государственным хореографическим ансамблем «Классический балет».
Успех, любовь и интриги
Набравшись опыта, в 1971 Годунов переходит в труппу Большого театра и дебютирует в партии Принца в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича. 21-летний танцор срывает овации публики и восторги критиков. После этого слово «восходящая» отбрасывается — теперь Годунов полноценная звезда.
В том же году молодой артист познакомился с 28-летней ведущей балериной Большого театра Людмилой Власовой. Пылкая влюблённость Годунова не знала преград — его не остановила ни разница в возрасте, ни то, что его избранница была замужем. Вскоре они поженились.
Главные роли, зарубежные гастроли… Но у успешности Годунова была и обратная сторона. Балетный мир всегда был полон интриг. Александр, не примкнувший ни к одной из существующих группировок в Большом театре, умудрился нажить недоброжелателей в каждой из них.
Посыпались анонимки, изобличавшие «гнилую сущность артиста Годунова». Его обвиняли в том, что он собирается остаться за рубежом.
В 1974 году у Годунова начались настоящие проблемы. В США остался друг детства Михаил Барышников. После этого КГБ к каждому сигналу в отношении Годунова относилось чрезвычайно серьезно.
Самого артиста беспокоило другое — из-за всей этой возни он перестал получать роли, о которых мечтал. Эмоциональная и порывистая натура Годунова приводила к тому, что он в сердцах начинал рассуждать о возможности поступить «так же, как Барышников». Такие фразы, становясь известными, только ухудшали его положение.
Побег
Впрочем, не всё было так плохо. В 1976 году Годунов сыграл главную роль в балете «Спартак», о чём давно мечтал. В том же году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1978 году Александр Годунов сыграл роль в культовой советской картине «31 июня». Если не считать фильмов-балетов, то эта роль стала единственной для Годунова в советском кино. В фильме он снимался с супругой Людмилой Власовой. По сюжету картины их герои расставались. Ни Александр, ни Людмила не догадывались, что этот сюжет окажется пророческим.
Летом 1979 года балет Большого театра был на гастролях в США. 19 августа Годунов исполнил партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», написанную Юрием Григоровичем специально для артиста.
Впереди у Годунова были три выходных дня, и его исчезновение не заметила поначалу даже жена, посчитавшая, что он заночевал в гостях у друзей. На следующее утро Александр не появился, и стало понятно — случилось то, чего опасались ответственные люди в СССР.
Руководители делегации спросили Людмилу: что она намерена делать? «Отправьте меня домой, к матери», — ответила артистка.
А вокруг уже разворачивалась большая политическая игра. Ещё до того, как американские СМИ сообщили о том, что советский артист балета Александр Годунов попросил в США политического убежища, вокруг отеля, где жила Власова, появились агенты ФБР и невесть откуда взявшиеся «протестующие» с плакатами: «Свободу Людмиле Власовой!».
</p>
Рейс 222
Из отеля Людмилу вывозили со всеми предосторожностями, сумев перехитрить американские спецслужбы. Артистку доставили на борт самолёта «Аэрофлота», вылетавшего в Москву.
Когда американские власти поняли, что Власова в самолёте, они пошли на крайние меры: советскому авиалайнеру запретили вылет, его блокировали на полосе. На борт буквально ворвались представители властей США с переводчицей, заявившие: Власову вывозят насильно, мешая ей соединиться с мужем, «выбравшим свободу».
Противостояние в аэропорту растянулось на трое суток. Всё это время на борту находились 112 пассажиров, лишённых нормальных человеческих условий (в 35-градусную жару в самолёте не работал даже кондиционер).
Коса нашла на камень — яростное желание американцев развить пропагандистский успех от побега Годунова наткнулось на русское упрямство.
Американские СМИ надрывались, разоблачая «варварство Кремля», лишающего жену любимого мужа. К делу подключили даже поэта Иосифа Бродского, выступавшего в качестве переводчика и переговорщика с американской стороны.
На третьи сутки состоялась решающая встреча Власовой с представителями США. На неё американцы привели даже врача, дабы убедиться, что Советы не накачали артистку наркотиками.
Людмила Власова заявила: я хочу уехать назад, в СССР, вернуться к матери.
Для американцев это был удар. Они вынуждены были отпустить самолёт.
Эта история стала основой для снятого в СССР спустя шесть лет фильма «Рейс 222».
Цена свободы
О том, почему сбежал Годунов и почему осталась Власова, спорят и по сей день. Людмила Власова и спустя много лет говорила: несмотря на любовь к Александру, бросить мать в одиночестве она не могла.
Поверить в это простое объяснение готовы далеко не все. Одни настаивают: запугали люди из КГБ. Иосиф Бродский полагал, что артистка не осталась из практических соображений: ей к тому времени было 37 лет, балетная карьера на излёте, и начинать с нуля Власовой было гораздо труднее, нежели Годунову, находившемуся в расцвете сил.
Если мотивы Власовой обсуждают охотно, то мотивы Годунова объясняют просто и однозначно — «выбрал свободу».
Но что значит «выбрал свободу»? Политика для Годунова была чем-то далёким, диссидентом он не был по определению, что же касается проблем с коллегами по искусству, то они неизбежны везде, что очень скоро доказала жизнь артиста в Америке.
Скорее можно говорить о том, что эмоциональный Годунов поддался порыву, не слишком думая о последствиях данного шага. Тем более, что доброхоты обещали — любимая супруга останется с ним.
Разрыв с Людмилой стал первым потрясением в новой, американской жизни Годунова. Первым, но далеко не последним.
По дороге в Голливуд
Через несколько месяцев Александр Годунов впервые вышел на американскую сцену в качестве солиста Американского балетного театра. Выступал с успехом, однако вскоре вынужден был уйти из-за конфликта с руководителем труппы… Михаилом Барышниковым.
Одни называют это обычным конфликтом начальника с подчинённым, другие считают, что Барышников стал испытывать ревность к успехам друга детства. Как бы то ни было, Годунову было предложено перейти с классического балета на современный американский. Это требовало кардинального изменения техники, и Годунов наотрез отказался, покинув труппу.
Он создал собственный балет «Годунов и друзья», который с успехом гастролировал по городам Америки и странам мира.
В 1985 году, на пике своей карьеры, Александр Годунов ушёл из балета. Это решение он принял под влиянием своей новой подруги — актрисы Жаклин Биссет, романтические отношения с которой продолжались несколько лет. Жаклин посоветовала возлюбленному сменить амплуа, став киноактёром, и Годунов загорелся этой идеей.
У него были великолепные внешние данные, но хромало знание английского языка. Однако Годунов старательно занимался и делал большие успехи.
Он хотел большего
В 1985 году он снимается в романтическом триллере «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Картина имела успех и у публики, и у критиков, была номинирована на «Оскар» в шести категориях и взяла награды за лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж.
Дальше была «Долговая яма» с Томом Хэнксом и «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом — оглушительный успех последней картины сделал Годунова популярным на Родине даже у тех, кто понятия не имел о нём как об артисте балета.
За 10 лет он снялся в восьми картинах, и для русского актёра в Голливуде это был блестящий результат. Но Годунов, привыкший быть на первых ролях в балете, оставался неудовлетворённым. Он считал, что его потенциал гораздо выше, чем роли второго плана, которые доставались артисту.
Творческая неудовлетворённость накладывалась на личные проблемы. Восьмилетний роман с Жаклин Биссет завершился ничем. Годунов мечтал о детях, Жаклин не была готова жертвовать карьерой ради материнства. Затем она взяла на воспитание дочь погибшей подруги, но становиться отцом для чужого ребёнка Годунов не хотел. Жаклин и Александр расстались.
Те, кто знал Годунова в американский период его жизни, отмечают, что он избегал встреч с соотечественниками. Одни говорят, что причиной было желание «американизироваться». Другие, наоборот, утверждают, что каждая такая встреча приводила к острому приступу ностальгии, который Годунов гасил способом, традиционным для русского мужика, — изрядной дозой спиртного. Но и без встреч с русскими Годунов всё чаще и чаще прибегал к этому «антидепрессанту».
Одиночество — сволочь…
В апреле 1995 года Годунов снимался в фильме «Зона». Съёмки проходили в Будапеште, и оттуда артист внезапно для всех отправился в Ригу, решив повидать мать и брата. Но встреча с родными получилась вовсе не такой, как он мечтал. Они были друг для друга уже чужими людьми.
По возвращении в Будапешт Годунов запил. Друзьям удалось образумить Александра, но состояние его оставалось угнетённым.
В середине мая друзья и знакомые обратили внимание на то, что Александр перестал им звонить и отвечать на телефонные звонки. Его нашли в своей квартире в Лос-Анджелесе, сидящим в кресле в комнате, оформленной пейзажами русской природы. Следствие пришло к выводу, что смерть наступила от естественных причин, по меньшей мере, трое суток назад.
Годунову было всего 45 лет, и далеко не все согласились с выводами полиции. Друзья обращали внимание на странное поведение секретаря и помощницы Годунова Арлин Медани, которая по завещанию стала его душеприказчицей — женщина очень спешила с похоронами, даже перенесла на более раннее время кремацию тела. Однако каких-либо весомых доказательств того, что смерть Александра Годунова могла иметь криминальный характер, нет и, вероятно, уже не будет.
Прах танцовщика был развеян над океаном. Кенотафы (символические надгробия) артиста находятся в Лос-Анджелесе и в Москве, на Введенском кладбище. Американская эпитафия гласит: «Его будущее осталось в прошлом». Русская звучит так: «Ты всегда с нами».
Поэт Иосиф Бродский, с которого начиналась американская жизнь Александра Годунова, в некрологе написал: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».
И этот диагноз кажется наиболее точным.
Смотрите также:
- Екатерина Вуличенко: «Ребёнок — самое главное, что я сделала в своей жизни» →
- «Вас много, а Райкин — один!» Какой была настоящая жизнь великого артиста →
- Прыжок в свободу. Звездой балета Рудольфа Нуриева сделала русская школа →
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Жизнь артиста балета Александра Годунова навсегда изменилась в августе 1979 года, когда он решил остаться в США. У него были грандиозные творческие планы, но жизнь на чужбине оказалась не такой, как представлял себе Годунов. В его судьбе появилась красивая и популярная актриса Жаклин Биссет, но он продолжал тосковать по своей первой жене балерине Людмиле Власовой.
Александр Годунов обучался в Рижском хореографическом училище, там он познакомился с Михаилом Барышниковым, сыгравшим роковую роль в его судьбе. Между двумя талантливыми танцорами всегда существовало соперничество. Танцевать в Большом театре было мечтой Александра, и в 21 год она осуществилась. В Большом театре он познакомился с балериной Людмилой Власовой, которой суждено было стать главной женщиной в жизни Годунова.
К 28 годам Людмила была солисткой Большого театра, её мужем являлся артист балета Станислав Власов. Но чувства к Годунову оказались сильнее, Власова развелась с мужем, и вышла замуж за его молодого соперника. Людмила и Александр были очень красивой и талантливой парой, они вместе жили и выступали. В Большом театре талантливому танцору было непросто, вокруг него было много завистников, плелись интриги. Свои проблемы Годунов привык запивать крепкими напитками, но Власова помогала ему справляться с этой пагубной зависимостью.
В августе 1979 года Александр Годунов решил не возвращаться в СССР. Его бывшие соотечественники расписывали свою прекрасную жизнь в США. Михаил Барышников, который переехал ещё в 1974 году, обещал ему выгодный контракт в Американском театре балета. И Годунов решился бежать, он был уверен, что Людмила останется с ним. Но Власова сама захотела вернуться в Москву. Три дня её самолет не выпускали, не веря, что балерина хочет оставить мужа, с которым прожила семь лет. Людмиле это решение далось нелегко, но в Москве её ждала больная мама. К тому же Власову не прельщала перспектива променять Большой театр на неизвестность в чужой стране.
Для Александра это стало тяжелым ударом, он был уверен, Людмилу заставили. Он верил и надеялся, что жена сможет найти возможность приехать к нему. Его познакомили с кинозвездой Жаклин Биссет, которая влюбилась в танцора с первого взгляда, но тот не обращал на красавицу никакого внимания, все его мысли были о Людмиле. Власова тем временем продолжала выступать на сцене Большого театра. Красивая женщина не долго оставалась одна, в её жизни появился певец Юрий Статник. Балерина оформила развод с Годуновым, и вышла замуж за Статника.
Александр начал пить, у него начались проблемы в Американском театре балета. Отношения с Михаилом Барышниковым испортились окончательно, в 1982 году он был уволен из театра. В это непростое время в его жизни вновь появилась Жаклин, она поддержала Годунова, вскоре он переехал к ней. Артист создал собственную балетную труппу и довольно успешно гастролировал, но ему хотелось чего-то большего. Как-то Биссет намекнула, что если он решит оставить балет, то она поможет ему с актерской карьерой. Влюбленная женщина не сомневалась, её возлюбленный непременно станет кинозвездой, но она ошибалась.
В 1985 году Годунов решил отказаться от балета в пользу кинокарьеры. В 1985 году он сыграл в фильме «Свидетель», его роль была второстепенной, но была положительно оценена критиками. Но больше интересных ролей почему-то не предлагали, кроме второстепенных отрицательных персонажей он ничего не дождался. Он снялся в «Крепком орешке» и «Музее восковых фигур 2», эти фильмы только укрепили его амплуа злодея. Жаклин задействовала все свои связи, но не смогла помочь любимому. Годунов становился раздражительным, много пил, постоянно вспоминал о Людмиле. Через восемь лет отношений Жаклин была вынуждена расстаться с Александром.
Оставшись один он часто звонил Людмиле, признавался, что всегда любил только ее, но та была счастлива в браке и занята своей карьерой. В 1995 году он встретился с матерью и братом, но понял, что они совершенно чужие люди. В последние свои годы Александр Годунов очень страдал от одиночества, он ушел из жизни 18 мая 1995 года, ему было всего 45 лет. Людмиле Власовой сейчас 77 лет, она является очень успешным хореографом в танцах на льду.
Было интересно? Ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/13051-aleksandr-godunov.html
- https://aif.ru/culture/person/chuzhoy_sredi_svoih_geniy_baleta_aleksandr_godunov_umer_ot_odinochestva
- https://zen.yandex.com/media/den/aleksandr-godunov-vosem-let-projil-s-jaklin-bisset-no-ego-edinstvennoi-liuboviu-byla-liudmila-vlasova-5d4bbbc2ddfef600ac049d5b