Содержание
Полина Осетинская |
---|
В июле 2019 года Полина Осетинская впервые выступила на Зальцбургском фестивале. Вместе со скрипачом Максимом Венгеровым она исполнила Моцарта, Шуберта, Энеску и Равеля. Через два месяца, в сентябре, Полина вышла на сцену Карнеги-холла с музыкальным спектаклем «Неизвестный друг», а уже в феврале она вновь вернется туда — снова в дуэте с Венгеровым.
Первый большой концерт Полины случился в зале Вильнюсской консерватории. Шестилетняя девочка в скромном дачном наряде, бодро исполнившая Романс Моцарта и прелюдии Скрябина, вызвала у публики и профессоров живой интерес и нескрываемую симпатию. Этот день стал точкой отсчета ее музыкальной биографии.
Первым учителем Полины стал отец, он занимался с дочерью по собственной методике. Полина также брала уроки у Анаиды Сумбатян (педагог Владимира Ашкенази), Сергея Дижура и Александра Мндоянца. Позже наставницами Полины стали два выдающихся педагога: Марина Вениаминовна Вольф в Санкт-Петербурге и Вера Васильевна Горностаева в Москве; обе они в свою очередь были ученицами Генриха Нейгауза. Благодарная ученица трепетно чтит память своих учителей; в декабре 2019 года выйдет книга-воспоминание о Марине Вениаминовне, идейным вдохновителем которой, как и одним из авторов, стала Полина Осетинская.
Путешествия из Петербурга в Москву и обратно, в буквальном и переносном смысле, Полина совершает всю жизнь. Она училась в Центральной музыкальной школе в Москве — затем в школе-десятилетке и консерватории в Петербурге — стажировалась в Московской консерватории; она дает концерты в двух городах и стала любимицей и московской, и петербургской публики. Нередко из Москвы в Петербург и обратно Полина путешествует вместе со своим другом Алексеем Гориболем. В одном из интервью пианист в шутку предложил присвоить им обоим звание «почетные граждане города Бологое» — города, находящегося ровно посредине между двумя столицами.
Полина крайне внимательно относится к составлению программ своих выступлений — здесь нет места случайным соседствам. В альбоме «Бах — Скарлатти», записанном в 2019 году на студии «Мелодия», пианистку интересовали отношения немецкого и итальянского, а в альбоме «Колыбельные» — эволюция колыбельных песен за последние двести лет. Полина играет классиков (Вольфганга Амадея Моцарта, Фредерика Шопена, Сергея Рахманинова) и современников (Валентина Сильвестрова, Леонида Десятникова, Владимира Мартынова, Георга Пелециса и Павла Карманова).
Помимо сольных программ пианистка участвует в проектах с представителями самых разных творческих профессий. В проекте «Черт, солдат и скрипка» по мотивам «Сказки о солдате» Игоря Стравинского ее партнерами стали Владимир Познер, Андрей Макаревич и Дмитрий Ситковецкий, в спектакле «Неизвестный друг» по рассказу Ивана Бунина — Ксения Раппопорт, в «Совместных действиях» — Людмила Улицкая.
Весной и летом Полину можно встретить на Дягилевском фестивале в Перми и на «Звездах белых ночей» в Петербурге, зимой — на «Ликах современного пианизма». Ее с восторгом принимает фестивальная публика Европы и Америки. Карнеги-холл, венский Мюзикферайн, лондонский Барбикан, римский Театро Арджентина, залы Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы — список известнейших площадок мира, в которых играла пианистка, растет с каждым годом. В сезоне 2019/2020, помимо дебюта в Карнеги-холле, она впервые сыграет в Эльбской Филармонии в Гамбурге.
Полина сотрудничает со многими знаменитыми дирижерами — с Теодором Курентзисом она исполняла Рахманинова, с Андреем Борейко — Шопена, с Александром Сладковским — Шумана. Пианистка выступала c оркестром MusicAeterna, симфоническим оркестром Мариинского театра, государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф.Светланова и Токийским филармоническим оркестром. Ее записи выходят на лейблах Sony Music, Naxos, Bel Air, Quartz, Мелодия.
В 2001 году Полине была вручена молодежная премия «Триумф» — премия, отмечающая достижения и прорывы в области литературы и искусства.В разные годы лауреатами премии становились Рената Литвинова, Иван Вырыпаев, Земфира, Кирилл Серебренников.
В 2008 году вышла книга «Прощай, грусть», в которой Полина пишет о своем детстве. Поклонники приняли книгу с восторгом, они нашли в ней «музыку, Петербург, хороших умных людей, лица и имена, порождающие у человека 1980-х воспоминания, ассоциации, мысли, даже запахи…». Десять лет спустя читатели все еще живо обсуждают книгу и ждут продолжения.
В 2016 году Полина создала и возглавила «Центр по поддержке профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской», который помогает музыкантам и артистам справляться с профессиональными проблемами.
В концертном сезоне 2020–2021 пианисткой готовятся премьеры двух музыкальных моноспектаклей, запись нового альбома, выступления на российских и международных фестивалях с сольными, камерными концертами, а также выступлениями с оркестрами.
Версия для буклета
Две жизни Полины Осетинской
Две жизни Полины Осетинской
</li>
Две жизни Полины Осетинской
</li>
Две жизни Полины Осетинской
</li>
Две жизни Полины Осетинской
</li>
Две жизни Полины Осетинской
</li>
Две жизни Полины Осетинской
</li>
Две жизни Полины Осетинской
</li>
Две жизни Полины Осетинской
</li>
-
Роскомнадзор потребовал от СМИ удалить статьи об акции c фонариками
-
Навальный в суде по делу о клевете: военные мемуары и споры с судьёй
-
Лавров заявил о готовности разорвать отношения с ЕС из-за санкций
- Нестоличная Россия
«Вместо бога – отец Сергий». Жизнь в мятежном монастыре
- Иди и смотри
“Был и остался подпольным”. Рисунки Роальда Мандельштама
- Атлас Мира
Дошутился о женщинах. Фиаско начальника несчастливой Олимпиады
- Политика
«Этот метод поставили на поток». Владимир Кара-Мурза – о своем отравлении
- Мир
Бан для Попова и Скабеевой. Латвия запрещает российское ТВ
Другие материалы
Популярное
1
Студенты утверждают, что их обманом завлекли на флешмобы за Путина
</span>2
Власти: «флешмоб» за Путина с участием тысяч людей не нарушил правила
</span>3
Друзья Путина купили понравившуюся ему дачу Брежнева в Крыму
</span>4
Госдума ввела новые миллионные штрафы и уголовные сроки
</span>5
Строители рассказали о задаче сдать «дворец Путина» к его дню рождения
</span>6
Новое качество режима. Как напуганная власть разрушает страну
</span>
Слушайте подкасты Свободы в Telegram
Смотрите также
- Лицом к событию
Отравленная политика Кремля
- Лицом к событию
Даст ли Путин народу 500 миллиардов?
- Лицом к событию
День мученика Алексея
- Лицом к событию
Явлинский ударил по Навальному
- Культ личности
«Из нас лепят революционеров»
- Грани времени
Выйдет ли Навальный при Путине?
- Лицом к событию
Протест отступает на выборы?
- Видеоэфир: ток-шоу
Путин выбрал: сидеть на штыках?
Известная пианистка, прославившаяся лет двадцать пять назад как музыкальный вундеркинд, теперь написала книгу о своей жизни. Книжку умную и откровенную, а потому безжалостную. Книга называется «Прощай, грусть!». На днях она выйдет из типографии — вольно или невольно «Лимбус Пресс» подгадал как раз к 32-летию Полины (11 декабря). В Питере (городе, в котором пианистка скрылась когда-то от отца) с Полиной побеседовала корреспондент «Недели» Татьяна Максимова.
«Написала все за три месяца»
вопрос: Полина, что вы сейчас делаете в Петербурге?
ответ: То же, что и всегда, — наслаждаюсь жизнью. Попутно работаю. Участвую в проекте «День рождения Бетховена», буду играть в двух концертах на хаммер-клавире — это копия молоточкового фортепьяно 1814 года. И — готовлю юбилейный концерт моего педагога Марины Вольф, ей недавно исполнилось восемьдесят.
в: Часто приходится ездить на гастроли?
о: Иногда хочется, чтобы их было меньше, иногда — больше. Когда никуда не еду, чувствую себя невостребованной. А когда все время мотаюсь с чемоданом, хочется домой — полежать с книжкой, приготовить что-нибудь вкусное…
в: Три года назад у вас появилась квартира в Петербурге. Но дом ваш по-прежнему в Москве?
о: У меня, к счастью, много домов, и в каждом мне уютно и хорошо. Недавно появился третий — в Подмосковье. Он выгодно отличается от городских тем, что в нем есть камин, и это «щастье».
в: Что заставило вас теперь сесть за мемуары?
о: Вы знаете, деньги. Шутка. Если серьезно, убедили в издательстве.
в: Книжку написали быстро?
о: За три месяца. Писала урывками между гастролями. А потом спланировала побег и уехала на полтора месяца в Черногорию. Там, в уединении, в доме на берегу моря, и написала фактически все.
«Долго мучилась, рассказывать ли про это»
в: Вы смелый человек — рассказываете об отце вещи, назвать которые отвратительными и гадкими будет слишком мягко. Писать так откровенно не страшно?
о: Во-первых, я рассказываю далеко не все страшное. А во-вторых, не вижу смысла утаивать хотя бы часть правды. Сначала хотела написать красивую легенду. А потом поняла, что потенциальных читателей во мне интересуют всего-навсего две вещи: как там на самом деле у меня было с отцом и с кем в конце концов я сейчас живу. Второй вопрос обсуждать даже мысли не возникало. Но нельзя же обманывать людей хотя бы в одном из их ожиданий! И раз уж согласилась, надо рассказывать как было. Или, по крайней мере, каким мне представляется это сейчас.
в: Выйдет книга, отец ее прочитает. И умрет от стыда. Или подаст на вас в суд. Я говорю об эпизоде, когда он фактически у вас на глазах изнасиловал девочку-подростка…
о: Он уже подал на меня в суд. Я мучительно и долго колебалась, рассказывать эту историю или обойти ее. Но дело в том, что сама девочка — а сейчас это зрелый человек, ей 35 лет — очень меня попросила: если я буду упоминать о ней в книге, это должна быть только правда. Для нее это важно. Она живет с этой травмой каждый день.
А что касается отца… По большому счету мне его жалко, он старенький. Да, надо по-христиански простить, примириться. Только вот я не могу решить дилемму: прощать и примиряться — это значит молчать о правде или не значит?
в: Тем не менее после выхода книги вряд ли ваш папа оставит вас в покое. Вы готовы к новым скандалам, оскорблениям?
о: Предполагаю, что может начаться. Но я абсолютно не считаю, что после выхода книжки должна быть прикована к позорному столбу.
в: Наоборот, к столбу могут приковать отца. Переживет ли он позор?
о: Надеюсь, он всех нас переживет. Желаю ему только добра. Конфликт книги ведь и в том тоже, что отец был во многом прав, во многом талантлив, во многом сделал меня. Я этого не отрицаю. Не знаю, удастся ли нам когда-нибудь найти общий язык, но я бы хотела, чтобы это произошло до того, как один из нас покинет этот мир.
«От папиных писем меня трясет и колотит»
в: Ваша мама тоже участвовала в драме, которую вы переживали в детстве. Она читала вашу рукопись?
о: Нет. Мама живет в Америке и ждет книгу с большим интересом и страхом. Утверждает, что многое в моей трактовке может оказаться для нее неожиданным.
в: Вы видитесь с отцом хотя бы иногда?
о: Нет. Недавно он был на концерте в зале Чайковского, когда я играла «Прометея». И даже, говорят, стоял перед сценой в проходе и гипнотизировал меня взглядом. Но я его не заметила — смотрела на дирижера.
Папа пишет мне публичные письма на мой личный сайт в интернете. Я не отвечаю. В последнем письме столько грязи вылил на меня и мою маму, что меня трясло и колотило. А казалось бы, давно должна привыкнуть к этому «погодному явлению».
в: У книжки оптимистическое название — «Прощай, грусть!»…
о: Мы с редактором и издателями долго пытались найти квинтэссенцию — о чем книжка. Меня не устраивали лежащие на поверхности заголовки вроде «Записок бывшего вундеркинда». Мое внутреннее название — «Девочка и СМЕТЬ». Сметь — от глагола «посметь», отважиться. Но название забраковали друзья — никто не понимал, все переспрашивали: «Девочка и ЧТО?».
в: С каким чувством возьмете книгу в руки?
о: Знаете, я по поводу этой книжки столько, как поется в арии, «исстрадалась»! Ненавидела ее, пока писала. Мне казалось, это бездарно и нелепо. Однако теперь я понимаю, для чего мне все это было послано. Книжка заставила пережить период глубинного психоанализа. Я выпустила наружу внутренних демонов. Сделала попытку победить внутренний страх. Потому что пока какой-то этап в нашей жизни не закончится, следующий не начнется.
в: Теперь вы счастливы?
о: Сегодня — да. После того как мне исполнилось тридцать, жить стало интереснее.
в: А слава, успех?
о: У меня были периоды очень большой славы и периоды полного забвения. Я очень хорошо знаю, что слава — абсолютно неважная вещь в жизни. Мне нужна не слава, а востребованность. Понимание и нужда в том, что я делаю, а также полные залы на концертах и желание играть лучше, глубже, тоньше, точнее. И это все у меня есть.Из книги Полины Осетинской «Прощай, грусть!»
СПб.: Лимбус Пресс, 2007
«Я вынуждена сделать необходимое добавление, без которого нельзя до конца понять причины, побудившие меня к уходу от отца. Как я уже сказала, я менялась, постепенно приобретая женские признаки. Вечером дня, свободного от съемки, у нас собрались гости для томного суаре.
Проснувшись и надев красивое бархатное платье, я вышла в гостиную и принялась хозяйничать, разливая чай и занимая гостей светским разговором. Я чувствовала себя такой изысканной, такой женственной в этом платьишке, и гости во мне это ощущение всячески поддерживали, кокетничали и делали комплименты.
Вскоре пришел отец — он водил некую даму в ресторан, после чего она покинула его общество, что привело его в крайнее раздражение. Мрачно плюхнувшись за стол, он потребовал, чтобы я немедленно сыграла Восемнадцатый, терцовый этюд Шопена.
Сыграла. Начал ходить по комнате — «Быстрее! Еще быстрее! Еще раз, быстрее!». На четвертый раз у меня заболела рука, и я имела неосторожность об этом сообщить. Он подошел, одним движением сверху донизу разодрал на мне платье. Несколько раз ударив, швырнул головой о батарею, протащил по полу и усадил голой за рояль, проорав: «Играй быстрее, сволочь!».
Я играла, заливая клавиатуру и себя кровью. В комнате было пять мужчин. Но ни один из них не пошевелился, и двадцать лет это не перестает меня удивлять».Из последних отцовских писем Полине:
«У тебя есть еще шанс очиститься и просветлиться — расскажи правду своему духовнику о том, как твой папа, жертвуя тебе всем, занимался с тобой по двенадцать часов в сутки восемь лет подряд и сделал тебя — ленивую, без слуха и любви к музыке — мировой звездой.
И как ты предала своего отца — и саму себя.
Скажи правду — хотя бы духовнику. И, может быть, он убедит тебя покаяться. Конечно, если ты скажешь ему правду — то есть факты. Или я через две недели подаю в суд — и тебя ждет несмываемый позор».Экстремальные способы воспитания гениев
Отец Руслана Пономарёва, самого молодого международного гроссмейстера в мире, сам научил сына играть в шахматы. «Сын вставал в семь утра, — вспоминает он, — завтракал и садился за шахматы. Потом — перерыв на обед, и снова до вечера шахматы. Как настоящий рабочий день. А ведь он, учтите, до этого был болезненным ребенком. Поэтому начал бегать по утрам, закаляться. Берет ведро холодной воды и выливает на голову. А как иначе?»
Отец Марии Шараповой ради теннисной карьеры своей дочери переехал в США всего с $700 в кармане. По вечерам Маше не разрешалось покидать территорию академии Ника Боллитьери и читать вредные книжки. Она мыла посуду в кафе, где питались юные теннисистки, выносила мусор и обязана была исполнять все личные поручения «подруг».
Восьмилетняя китаянка Чжан Хуэйминь за три месяца пробежала 3350 км — расстояние от острова Хайнань до Пекина. Все время забега отец Чжан ехал рядом с ней на велосипеде. Каждый день девочка вставала в 02.30 и пробегала 84 км. «Мы сделали это ради Олимпиады 2008 года в Пекине, но я не давил на дочь», — заявил отец Чжан.
Другая китаянка, десятилетняя Хуанг Ли, проплыла реку Янцзы со связанными руками. Отец девочки Хуанг Даошенг ехал рядом с ней на скутере. Когда через 3 часа Ли вышла на берег, ее лицо было синим от холода. Ее отец утверждает, что его дочь сама решилась на опасный рекорд и мечтает переплыть пролив Ла-Манш. «Это неопасно, — сказал Хуанг Даошенг, — она отлично плавает, и я все время с ней. Ли родилась, когда мне было 35. Она — мое сердце, и я никогда не причиню ей зла».Чем поможет государство одаренным детям?
Общественная палата разработала специальный проект программы, которая даст возможность одаренным детям получить поддержку государства. Суть проекта «Система выявления и поддержки талантов» в том, чтобы распознать одаренных людей разных возрастов, разного социального положения и оказать им всевозможную помощь. Например, дети с 14 до 18 лет смогут получить дополнительное образование и материальную помощь, а также гибкую систему психологической поддержки.
Феномен Полины связывали с ее отцом, Олегом Осетинским. После развода с женой он оставил дочку у себя, воспитывал ее по собственной методике, отличной от принятых в музыкальной педагогике.
8-летняя Полина имела в своем репертуаре 30 часов музыкальных произведений, которые могла играть наизусть. Концертов ждали, телевидение снимало о ней фильмы.
В 13 лет Полина не выдержала нерв-ных перегрузок и сбежала от отца. Был громкий скандал. Полина с мамой укрылись в Ленинграде, где девочка закончила музыкальную школу при консерватории, экстерном — консерваторию. И позже — аспирантуру Московской консерватории.
Сейчас она выступает по всему миру. Лауреат молодежной премии «Триумф». Олег Осетинский пытался разъезжать по стране с ученицами, которым давал псевдоним Осетинская. Снял документальный фильм о Венечке Ерофееве. Сейчас ему 70, недавно у него родился сын. Всего детей у Осетинского четверо.Что думают специалисты о воспитании вундеркиндов?
Нина Овчинникова,директор школы N 1411:«Нельзя делать из ребенка идола»
«Ни в коем случае нельзя одаренного ребенка «возводить на пьедестал», делать из него общешкольного идола. Это лишь отдалит его от коллектива, вобьет клин между ним и сверстниками. Ребенок просто-напросто станет белой вороной. Нужно относиться к нему как к обыкновенному школьнику, наравне со всеми. Если он «перерос» школьную программу, предмет можно сдать экстерном. Это нормальная практика во многих школах.
Естественно, родители должны развивать у своего чада талант к чему-либо. Секции, кружки, репетиторы… Но и они сами должны воспринимать сына или дочь как абсолютно нормальных детей.
А вообще… В каждом школьнике есть божья искра, каждый из них одаренный, уникальный. Эту искру нужно только разбудить».
Алла Баркан,доктор медицинских наук, писатель:«Они сами не знают,что не такие, как все»
«Главная проблема вундеркинда — общение с ровесниками, которых он намного обогнал. Незаурядность малыша, порывистость, ершистость отталкивают от него ровесников. Чувствуя себя изгоем, такой ребенок может разочароваться в себе или найти способ «приземления» своих способностей, чтобы заинтересовать собой других детей. Становится для них паяцем, шутом.
Но даже в такой маске ребенок не воспринимает себя самим собой, и этот способ адаптации рано или поздно начинает тяготить его. Одаренный ребенок вряд ли понимает, что отличается от других. Родителям нужно особенно учитывать это. От них зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку, но и не выставлял свою одаренность напоказ».
Используемые источники:
- https://osetinskaya.ru/bio/
- https://www.svoboda.org/a/28815734.html
- https://iz.ru/news/331427