Биография
Будущий певец родился 10 июля 1902 года в деревне Старое Князево под Тверью. И у отца мальчика, Якова Степановича, и у его матери был отличный слух и прекрасные вокальные данные. Акулина Сергеевна пела в церковном хоре и считалась лучшей певицей в деревне.
Отец Сергея подался в Тверь на заработки, и его маме приходилось нянчиться одной с тремя малыми ребятишками, да еще и хозяйство вести. Вскоре детей осталось двое; Сергей и Алексей, братья-погодки, были очень дружны и старались помогать матери.
Когда пареньку исполнилось четырнадцать лет, отцовский брат отвез его в Санкт-Петербург учиться сапожному мастерству. Ремесло приносило совсем скромный доход, зато юный Лемешев впервые увидел огни большого города, узнал, что такое кинематограф, театр, опера. Изумлению юноши не было предела, когда он понял, что пение может быть не только развлечением, но и профессией, приносящей немалые деньги.
Кто знает, куда бы завели Сергея его фантазии и размышления, но тут грянула Октябрьская революция, и дядя с племянником решили вернуться в родную деревню от греха подальше.
Самое удивительное, что бывшие владельцы усадьбы, Квашнины, не только не подверглись гонениям со стороны новой власти, напротив, Николаю Александровичу Квашнину, заслуженному архитектору, эти самые власти поручили организовать школу для способных крестьянских ребятишек в его бывшем имении.
Моментально распознав талантливых самородков, он пригласил ребят в свою школу обучаться пению. Алексей лишь посмеялся над этим предложением, считая профессию певца несерьезной, а Сергей целиком отдался занятиям.
Занятия велись не только по вокалу и нотной грамоте, Лемешев восполнял пробелы в образовании в области грамоты, литературы, истории, изучал французский и итальянский языки. Именно здесь Сергей выучил арию Ленского, ставшую главной в его певческой биографии.
Образование
Зимой 1919 года Сергей Лемешев в валенках и ватнике по морозу пешком прошагал сорок верст до Твери, решив кардинально изменить свою судьбу, пробившись в мир большой музыки. Переночевав у знакомых, утром парнишка явился в центральный городской клуб самодеятельности, руководителем которого был Николай Михайлович Сидельников. Сидельников прослушал весь репертуар молодого певца и разрешил ему выступить на вечернем концерте в клубе.
Успех Лемешева у тверской публики был оглушительным. Все ему советовали продолжать певческую карьеру, однако делом помочь никто не смог, и Сергей отправился домой тем же путем, каким и пришел в Тверь. Через полгода юноша вновь вернулся в город, поступил в кавалерийское училище, где получил жилье, форму, пропитание и небольшое денежное пособие. Это дало ему возможность посещать местные театры и концерты, услышать Собинова, Нежданову, а заодно полтора года отучиться в музыкальной школе под руководством все того же Сидельникова.
С 1921 по 1925 годы Лемешев обучался в консерватории на курсе Райского. Этот замечательный педагог, в прошлом оперный и камерный певец, был известен своей любовью к не заезженному репертуару и великолепным знанием вокальной литературы. В консерватории Сергей внезапно открыл, что до сих пор неправильно использовал свой голос и прочие данные, и ему пришлось заново учиться правильно дышать во время пения.
Во время учебы студентам приходилось сидеть на скудном пайке, поскольку время было военное, тяжелое. Однако все невзгоды Лемешев переносил стоически, будучи окрылен музыкой и сбывающейся мечтой о профессии певца. Вторым, неформальным местом учебы для молодого человека стали залы консерватории и сцена Большого театра, где в те времена выступали непревзойденные оперные кумиры: Собинов и Шаляпин.
Поступив в консерваторию, Сергей Лемешев не ограничился одним лишь курсом Райского, который развил его технические данные, но не уделял достаточно внимания вокалу певца, считая его слабым. Студент предпринял несколько попыток развить свое мастерство, сделав его разноплановым.
В этом юному таланту помогали такие опытные педагоги, как Надежда Григорьевна Кардян, Людмила Юрьевна Звягина и супруги Соколовы, Анна Петровна и Иван Николаевич. Они направили Лемешева по верному пути, и, благодаря упорным занятиям, Сергей сумел развить свой голос до глубокого и сильного лирического тенора, способного на самые сложные первые партии.
В 1924 году Сергей Лемешев поступил в студию Станиславского, где больше года проходил обучение сценическому мастерству и технике параллельно учебе в консерватории. По окончании консерватории певец записался на прослушивание в Большой театр. Тогда же ему поступило заманчивое предложение от директора Свердловского театра оперы Арканова.
Арканов, присутствовавший на прослушивании, уговорил Сергея заключить годовой контракт. Главным аргументом при этом выступал тот факт, что в Большом театре Лемешеву достанутся лишь вторые партии, Арканов же сулил первые роли. Так оно и вышло.
Карьера
С 1926 по 1931 годы Сергей Лемешев пел на сцене Свердловского театра оперы, затем, вместе со специально созданной труппой провел два сезона в Харбине. Завершились «гастроли» уже ставшего для многих кумиром оперного певца двумя сезонами в Тифлисе (нынешний Тбилиси).
В 1931 году, будучи опытным певцом, Сергей Лемешев вновь решил попытать счастья в Большом театре. На этот раз его не только приняли, но и сразу поставили на ведущий репертуар. Вместе с ближайшим соратником по сцене Иваном Козловским Лемешев был ведущим тенором Большого театра вплоть до 1957 года.
- «Лакме»;
- «Снегурочка»;
- «Севильский цирюльник»;
- «Садко»;
- «Золотой петушок»;
- «Руслан и Людмила» и в десятках других постановок.
Однако любимой ролью и своего рода визитной карточкой певца на всю жизнь осталась партия Ленского из «Евгения Онегина». В общей сложности Лемешев исполнил эту партию пятьсот раз, и в пятьсот первый – в честь своего юбилея в июне 1972 года.
После 1957 года Сергей Яковлевич периодически возвращался на сцену Большого театра вплоть до 1965 года, все свободное время отдавая режиссуре и педагогике.
Он никогда не прекращал заниматься самообразованием и самосовершенствованием, исполняя эстрадные песни, камерные партии и романсы наряду с оперной партитурой. Лемешев с гордостью говорил, что в его репертуаре есть все сто романсов Чайковского, и они во многом помогли ему в работе над оперными ролями.
Наряду с романсами Лемешев любил народные песни, как русские, так и зарубежные. Особой популярностью пользовалась неаполитанская песня «Скажите, девушки, подружке вашей…» в его исполнении. Ее, как и некоторые другие произведения из репертуара Сергея Лемешева, впоследствии очень тонко и проникновенно пела Анна Герман.
Фильмы и режиссура
Во время войны Сергей Лемешев, как и многие артисты, не отсиживался в тылу, а выступал с фронтовыми бригадами, поддерживая моральный дух бойцов. Именно тогда артист сильно заболел, и обычная простуда обернулась воспалением легких, а затем и туберкулезом.
После страшного диагноза врачам пришлось «отключить» певцу одно легкое. Ему категорически запретили выступать, но Лемешев не собирался сдаваться. Он тренировался, постепенно разрабатывая оставшееся легкое, и вскоре вновь вышел на сцену.
В 1939 году артист единственный раз снялся в кино – в картине «Музыкальная история». Партнершей Лемешева по фильму стала актриса Зоя Федорова. После выхода картины Лемешева стали буквально преследовать поклонницы. Они встречали его на выходе из театра, дежурили возле дома.
Девушки и женщины влюблялись в певца без оглядки, бросали семьи и следовали за своим кумиром повсеместно. Сергей Яковлевич и впрямь был хорош собой, о чем свидетельствуют многочисленные фото и кинокадры, — высокий, стройный, светлоглазый. Однако секрет его обаяния крылся не во внешности, а в чарующем голосе.
Сергей Лемешев поставил две оперы. Первой была «Травиата», а в 1957 году Лемешев поставил «Вертера» на сцене Большого театра, где и исполнил заглавную партию.
Личная жизнь
Личная жизнь певца была наполнена любовью. Мало того, что ни одна красавица не могла устоять перед его обаянием и чарующим голосом, так и сам Сергей Яковлевич был удивительно влюбчив. Влюблялся он быстро и страстно, с легкостью переходя от предыдущей пассии к новому идеалу красоты.
Его партнерши и жены (а женат был Сергей Лемешев целых пять раз) мирились с причудами супруга. Все женщины певца, как одна, были умницами, красавицами, потомственными интеллигентками и даже умудрялись дружить с его поклонницами.
Первой женой артиста стала Наталья Соколова, дочь его преподавателя. Вторая супруга Алиса Корнева-Багрин-Каменская ушла от него, не вынеся измен, как и третья спутница Лемешева, актриса Любовь Вазер.
Смерть
Сергей Лемешев скончался 26 июня 1977 года. Творчеству великого певца посвящен документальный фильм «Эхо великих голосов», повествующий о двух главных тенорах Большого театра – Сергее Лемешеве и Иване Козловском, а также немало книг и биографических исследований.
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/3977-sergei-lemeshev.html