У Конецкого невероятная биография – моряцкая, штурманская, капитанская! Героическая, арктическая и антарктическая! Честная и трудная. И при этом очень счастливая писательская судьба: его издавали, его всенародно любили, по его сценариям ставили художественные фильмы. Тогда мало кто знал, что писатель и капитан дальнего плаванья с детства мечтал стать художником и в конце концов стал им.
В июне будущего года страна отметит 90 лет со дня рождения писателя, прозаика, сценариста, художника, капитана дальнего плавания Виктора Викторовича Конецкого. Кем больше был в этой жизни Конецкий, наверное, не ответил бы и он сам. Но во всём, что он делал, он был настоящим, живым…
Текст: Наталия Савощик Фото: Марина Пешкова и из личного архива Виктора Конецкого
Не стало любимого автора многих поколений в две тысячи втором. Как считает его жена, Татьяна Акулова-Конецкая, путь этого талантливого человека мог быть длиннее, если бы не августовская трагедия 2000 года, унёсшая жизни экипажа атомной подводной лодки «Курск». «Его убил развал флота», — эти слова она произнесла в феврале нынешнего года в Дудинке на открытии выставки картин своего мужа. Экспозиция, развёрнутая в Таймырском краеведческом музее, стала первой из трёх, с которыми в рамках гуманитарного проекта «Читаем Север» также смогли познакомиться жители Красноярска и Великого Новгорода. В декабре выставка «Виктор Конецкий. Север в фарватере. Живопись. Акварель» вновь вернётся за Полярный круг в Мурманск.
…Известный писатель, ленинградец, всю жизнь связанный с родным городом, Виктор Конецкий более 30 лет был капитаном дальнего плавания. Он побывал в различных районах Мирового океана от Арктики до Антарктики, в портах разных стран мира, четырнадцать раз прошёл Северным морским путём.
Началось всё в 1952 году, когда по окончании Первого Балтийского высшего военно-морского училища он был направлен на Северный флот в аварийно-спасательный дивизион. Служба не была долгой. Хотя на счету Конецкого и его товарищей были уже десятки спасённых жизней, во время одной из операций сами спасатели оказались жертвами сурового арктического шторма. Из передряги выбрались. Но после госпиталя Виктору Конецкому по состоянию здоровья была показана только береговая служба. Без моря он себя не мыслил и, демобилизовавшись в марте 1955 года из военно-морского флота, поступил на гражданский. В мае того же года в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне судов по Северному морскому пути из Петрозаводска в Петропавловск-Камчатский. Это был первый в истории столь длительный переход каравана малых судов в суровейших условиях Арктики. Капитану Конецкому, который вместе с командой успешно привёл судно в порт назначения, было 26 лет. Американцы, ревностно следившие за советской экспедицией, образно говоря, крутили пальцем у виска: только сумасшедшим русским могло прийти такое в голову…
Далее — многолетняя работа на гражданском флоте, путь от четвёртого помощника до капитана дальнего плавания с одновременной литературной работой и — неразрывная связь с Севером.
Первый его рассказ «В море» был опубликован в альманахе «Молодой Ленинград» в 1956-м, а в мае 1957 года увидел свет авторский сборник рассказов «Сквозняк». В начале 1960-х писателя приглашают сценаристом в кино: в соавторстве им созданы сценарии фильмов «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три». Своё главное детище — роман-странствие «За доброй надеждой» в восьми книгах автор более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом, создавал с 1969 по 2000 год. Служению памяти писателя, моряка и художника Виктора Викторовича Конецкого, поддержке нравственного престижа флота и людей флота, в том числе пишущих о море и моряках, посвящена работа фонда, созданного в Петербурге вдовой писателя в 2003 году.
…Накануне открытия выставки в Дудинке в Публичной библиотеке Норильска Татьяна Акулова-Конецкая встретилась с читателями. Конференц-зал был полон—заполярный город ждал эту встречу. «Мы и мечтать не могли, — так выразила эмоции собравшихся заместитель директора Централизованной библиотечной системы Норильска Татьяна Журавлёва, — Сейчас другие имена, другие писатели. Мы на библионочь чаще приглашаем, как сейчас говорят, раскрученных авторов, модных. И вот представилась такая возможность! Мы же просто зачитывались этими книгами в восьмидесятые! И в библиотеке они не стояли на полках. Они практически всегда были на руках».
Книги Конецкого в Публичной библиотеке Норильска, конечно, есть и сейчас. Но это — издания лет, давно минувших. И хорошо, что произведения замечательного советского прозаика доступны в электронном виде.
Свой рассказ Татьяна Валентиновна Акулова-Конецкая начала с детских лет писателя, которые пришлись на военное лихолетье. Первая, самая страшная блокадная зима в осаждённом Ленинграде, эвакуация весной 1942 года по «Дороге жизни», мечта после войны стать художником и… — поступление в военно-морское училище, чтобы не быть обузой матери. Незадолго до открытия первой персональной выставки, которая прошла в 1981 году в ленинградском Доме писателя, Виктор Конецкий, действующий капитан дальнего плавания, уже почитавшийся классиком отечественной литературы, признавался: «Если бы не война, думаю, я стал бы художником».
В каталоге к выставке «Север в фарватере» приведены его мемуарные строки: «Обычно люди вспоминают детство с нежностью. А я не люблю своего. Хорошее в нём только рисование. Дворец пионеров на углу Невского и Фонтанки, снег на капителях колонн, запах пластилина и скипидара, раннее честолюбие, радость от смирения и буйства красок. Я уходил в рисование от арифметики, грамматики, неудов и школьного одиночества. Даже в блокаду я утешался мыслью, что не надо идти в школу. И рисовал в бомбоубежище. Причём рисунки мои были далеки от войны — цветы и летние пейзажи».
…Фотографии из семейного архива, документальные видеокадры, записи голоса Виктора Конецкого, гармонично дополнявшие общение, создавали атмосферу незримого присутствия в зале библиотеки самого писателя.
Слушая об экранизации знаменитой повести Конецкого «Путь к причалу», северяне смогли улыбнуться шутливому аудиомонологу автора: «Я очень хороший писатель, поэтому я не вижу своих книг в руках пассажиров трамваев, например. Очевидно, они читают в интимной, домашней обстановке, чтобы как следует сосредоточиться… Вообще-то я ещё не встречал человека, который бы слышал мою фамилию. Это потому, что вокруг меня много завистников — единственная современная трагедия, попахивающая Шекспиром, «Путь к причалу» испорчена композитором Андреем Петровым и поэтом Поженяном. Они сочинили популярную песню с художественным свистом. И чтобы заставить человека вспомнить трагедию, мне приходится говорить: «Помните, там есть слова в песне: друг мой — третье моё плечо — будет со мной всегда»? «А, как же, — говорит зритель,— помню!». И, действительно, попробуй такое забыть: третье плечо! Интересно, из какого места оно произрастает»?
Фильм «Путь к причалу» был снят в 1962 году. С режиссёром Георгием Данелия, в соавторстве с которым был написан сценарий, они остались друзьями на всю оставшуюся жизнь.
«Человек талантливый и умный, Данелия снял фильм, в котором абсолютно соблюдён Виктор Конецкий, и бережно сохранена глубинная, нравственная суть его повести, — говоря это, Татьяна Акулова-Конецкая вглядывалась в чёрно-белые кадры на большом экране, — И фильм получился настоящим, мурманским».
А два года назад в Мурманске поставили памятник боцману Росомахе, персонажу Виктора Конецкого, абсолютно мурманскому герою.
…Таймырский краеведческий музей расположен на высоком берегу Енисея в непосредственной близости от порта, который в этих полярных широтах благодаря ледокольному флоту работает круглый год. Открывая выставку «Север в фарватере», жена писателя и хранительница его наследия с волнением подбирала слова: «Я точно знаю, когда Виктор Викторович был в Дудинке. Северным морским путём он прошёл много раз. А в Дудинке в последний раз был в октябре 1986 года во время своего последнего рейса. В этом рейсе он прощался с морем. Он уже точно знал, что никогда больше не пойдёт в море капитаном.
И понимал, что, скорее всего, больше никогда не увидит Арктику. И у него была задача написать о своём последнем рейсе. Он не сразу это сделал, а через несколько лет, когда понял, что это будет его последняя книга. Но он хотел сохранить материал своего последнего рейса. Книга так и называется «Последний рейс». Виктор Викторович говорил, что она не удалась, что он её не дотянул. И всё-таки я рада, что она есть, потому что эта книга — часть реальной биографии писателя».
Виктор Викторович не писал в море, как считают многие. В море он вёл дневники, весьма фрагментарные. Это потом дома, за письменным столом, рождались одна за другой книги, в том числе его замечательный роман странствий «За доброй надеждой».
До сих пор бытует миф о Конецком — художнике: дескать, брал он с собой в рейсы мольберт, краски и рисовал, находясь в море. «Это не совсем так, — говорит вдова писателя, —Две работы, представленные на выставке «Север в фарватере» — «Игарка» и «Диксон» — действительно, создавались им во время плавания. Но только не на судне, а на берегу. Всё остальное сделано по памяти, когда море ему только снилось. А снилось часто. Виктор Викторович говорил, что самый страшный сон, который ему снился в жизни, который повторялся на протяжении многих лет, это, как его судно идёт по Невскому проспекту. Он всегда говорил, что понять кошмар этого сна могут только капитаны, судоводители—люди, которые ходят в море».
Татьяна Валентиновна рассказала о том, как создавались ладожские пейзажи, акварели с видами Петербурга, как писались морские арктические закаты и труженики полярных широт —ледоколы, делилась сокровенным: «А вот эта картина — горькая и памятная для меня. Она писалась в те самые дни, когда погибал подводный атомный крейсер «Курск». Нам говорили, что они стучат (моряки —ред.). Виктор Викторович в это не верил. Но даже, понимая, что моряки «Курска», скорее всего, погибнут, он в душе всё-таки, как мне кажется, надеялся, что какое-то чудо произойдёт. Он назвал эту картину «ПЛ идёт домой. Памяти «Курска». Я помню, что он писал её дрожащими руками, желая унять эту дрожь. Но чуда не произошло. И поэтому в последние годы Виктор Викторович был очень грустным человеком и очень грустным писателем».
Капитан дальнего плавания Виктор Викторович Конецкий уйдёт из жизни на фоне развала флота. По словам его вдовы, он считал, что главная трагедия его жизни в том, что он дожил до такого дня.
…На выставке «Север в фарватере» живопись и акварель писателя сопровождали развёрнутые отрывки из его же произведений. Тексты — картины… Картины — тексты… Лилия Луганская, научный сотрудник Музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» выразила мнение многих, пришедших в тот вечер в Таймырский краеведческий музей — жителей Дудинки и Норильска, моряков со стоявших в порту на разгрузке-погрузке судов — мурманчан, петербуржцев, москвичей, минчан, архангелогородцев, петрозаводчан… «Читаешь и смотришь, смотришь и читаешь, — сказала она. И складывается из этого не картина. Образ. И он такой близкий, понятный, живой»…
Живой… Как и всё творчество, как и вся жизнь Виктора Викторовича Конецкого.
Читать в источнике: http://menswork.ru/konetsky
У Конецкого невероятная биография – моряцкая, штурманская, капитанская! Героическая, арктическая и антарктическая! Честная и трудная. И при этом очень счастливая писательская судьба: его издавали, его всенародно любили, по его сценариям ставили художественные фильмы. Тогда мало кто знал, что писатель и капитан дальнего плаванья с детства мечтал стать художником и в конце концов стал им.
«Море не дает ничего духовно бедным людям», –писал Виктор Конецкий. – Но одну вещь оно дарит всем: это жестокие удары. И когда нас бьет море, ничего не остается, как сопротивляться ему. И в эти моменты мы, люди, ощущаем свою силу. Их мы вспоминаем, когда оказываемся на земле, потому что в них есть главный смысл борьбы человека со стихией».
SPB.AIF.RU вспоминает о блестящем писателе, профессиональном моряке и человеком огромной души Викторе Конецком.
Жизнь рядом с морем
Как и все подростки, Виктор Конецкий мечтал попасть на войну, бить фашистов, но возраст не позволил. Первый, самый страшный год блокады, он провел в Ленинграде, помогал взрослым, сбрасывал зажигалки с крыш домов. Писатель помнит морозы, артиллерийские обстрелы. В апреле 1942 года семья Конецких была эвакуирована по льду Ладожского озера. До 1944 года они жили в Омске.
В Ленинграде будущий моряк и писатель жил на Адмиралтейском канале напротив острова Новая Голландия. Место, как он признавался, очень морское. Видимо, поэтому парень с юных лет и «заболел» профессией моряка.
В 1945 году ему было 16 лет, и Виктор поступил в Нахимовское училище. Дети войны, многие из которых прожили в Ленинграде в блокаду, учились яростно и самозабвенно. Подросткам не давали спуску, воспитывали их беспощадно. Утром обливание холодной водой, изнуряющая зарядка. А чего стоит поход на весельных шлюпках по Неве от Ленинграда до крепости Орешек! После таких занятий молодые моряки уже ничего не боялись в жизни, все им было по плечу. Это была прекрасная школа жизни.
Обычно люди вспоминают о своем детстве с нежностью. А Конецкий свое не любил. Признавался, что ничего хорошего и радостного в нем не было, единственное светлое пятно – это рисование. Он рисовал даже в бомбоубежище, когда скрывался от немецких обстрелов. Если бы не война, он, скорее всего, стал бы художником, но близость войны, желание сражаться с врагом, толкнули его в военно-морское училище. Кстати, уже в преклонном возрасте Виктор Викторович полушутя говорил: «Мои романы можете критиковать, как ходите. А картины не смейте, это моя душа. За это выбью глаз!».
В клетке с тиграми
Первое произведение Виктора Конецкого было опубликовано в 1956 году в альманахе «Молодой Ленинград», а вскоре вышел первый сборник рассказов «Сквозняк». К этому времени он уже успел закончить Балтийское военно-морское училище, служил на судах Северного флота, участвовал в перегоне кораблей по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Кстати, это был первый в истории переход каравана малых судов в условиях Арктики. Конецкий к тому времени уже был настоящим морским волком, капитаном!
Долгие годы Виктор Викторович совмещал работу в морском флоте и литературную деятельность. Прошёл путь от четвёртого помощника капитана до капитана дальнего плавания. Ходил по морям на десятке теплоходов, побывал в плаваниях в различных районах мирового океана от Арктики до Антарктики, в портах разных стран мира, четырнадцать раз прошёл Северным морским путём. Конецкий не расставался с морем вплоть до середины 80-х годов!
Всесоюзную известность и любовь ему принесли три сценария, которые Конецкий написал в 60-е годы. Первый фильм, снятый по сценарию писателя – легендарный «Полосатый рейс», второй – «Путь к причалу», затем – комедия «Тридцать три». Кстати, два последних фильма снял известный режиссер Георгий Данелия. Он узнал о молодом литераторе и по совместительству капитане дальнего плавания от друзей. И, познакомившись с Конецким, сразу захотел экранизировать его произведения. Виктор Викторович с радостью согласился, но чтобы Данелии было понятно, о чем снимать фильм, позвал того в дальнее плавание. Режиссер прошел тяжелый ледовый путь до северного города Тикси. Зато морское ремесло стало ему ближе и понятнее.
Статья по темеСо львом по Петербургу. Как дрессировщик выгуливает хищников в городе
Во время съемок «Полосатого рейса» происходило множество забавных моментов, о которых Конецкий не раз рассказывал. «Однажды по сценарию нужно было, чтобы тигры поплыли к берегу. Мы решили опустить клетку с животными в воду на стреле крана и думали, что тигры, увидев берег, поплывут туда. На крышу клетки встал оператор, который настроил свою камеру на место, где должны появиться полосатые. А тигры поступили хитрее: они выплыли из клетки и забрались на нее сверху. С берега начали махать оператору, даже ракету запустили. Боялись, что звери сожрут человека. Оператор осторожно положил камеру, снял один тапочек и плюхнулся в воду. Вместо тигров поплыл к берегу!».
В штурманской рубке
С 1957 года произведения Конецкого публиковались каждый год. Он был очень строг с издателями и никому не позволял править или сокращать свои тексты. Рискнувшим же это сделать в глаза высказывал все, что думает об этих людях. Капитан был строгим как к самому себе, так и к окружающим.
В долгих плаваниях Конецкий не расставался с пишущей машинкой. Бывало, переходы занимали по нескольку недель, и он часами сидел за бумагами в свободное от дежурств время. Писатель вспоминал: «Иногда я так наглел, что притаскивал пишущую машинку прямо в штурманскую рубку. И там, на вахте, каждые пять-десять минут оглядывая горизонт, стучал на своей машинке новые тексты и путевые заметки. Большинство моих юмористических рассказов написаны прямо в океане».
Статья по теме«Будем жить, Макарыч». Лучшие кинороли актера Алексея Смирнова
В целом Виктор Викторович Конецкий написал более 50 литературных произведений. Многие из них изданы не только в России, но и за рубежом. Самым главным творением Конецкого стал роман-странствие «За Доброй Надеждой» в восьми книгах. Это произведение создавалось им с 1969 по 2000 год и в его основу легли личные впечатления писателя от работы на морском флоте.
Капитан дальнего плавания, писатель Виктор Конецкий скончался 30 марта 2002 года. В последние годы он тяжело болел, но продолжал создавать романы. Он был похоронен с воинскими почестями на Смоленском кладбище в Петербурге. Его именем назван танкер нового поколения.
Смотрите также:
<label>дата рождения:</label>6 июня 1929 г.<label>место рождения:</label>Ленинград, Россия<label>дата смерти:</label>30 марта 2002 г.<label>жанры:</label>советская литература , книги о путешествиях
Виктор Викторович Конецкий советский, российский писатель, сценарист, художник, капитан дальнего плавания.
Виктор Викторович Конецкий родился 6 июня 1929 года в Ленинграде. Его отец был следователем, а мать бывшая актриса Мариинского театра оперы и балета и участницы «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже. Детские и юношеские годы, становление его гражданской позиции и начало творческого пути неразрывно связаны с Адмиралтейским каналом в исторической части Санкт-Петербурга, где семья Конецких жила долгое время.
Начало войны он встретил вместе с матерью и братом на Украине. В августе 1941 года они вернулись в Ленинград, где пережили тяжёлые блокадные дни. В апреле 1942 года они были эвакуированы на восток по «Дороге жизни». Семья снова вернулась в Ленинград осенью 1944 года. С 1945 по 1948 год Виктор Конецкий учился в Ленинградском военно-морском подготовительном училище, а с 1948 по 1952 год — в Первом Балтийском военно-морском училище на штурманском факультете. После окончания, с 1953 по 1955 год служил на судах 441-го Отдельного дивизиона Аварийно-спасательной службы Северного флота. За время службы — около сотни спасённых человеческих жизней, но вспоминать этот трудный период писатель не любил.
В марте 1955 года Виктор Конецкий демобилизовался, а уже в мае, в должности капитана МРС-823, участвовал в перегоне судов по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Капитану Конецкому было тогда 26 лет. Этот переход вошёл в историю освоения Северного морского пути как один из примеров мужества: попыток перегона на такие расстояния малых судов в сложнейших условиях Арктики никогда раньше не предпринималось. В этом же году Виктор Викторович вступил в Литобъединение при Ленинградском отделении Союза писателей СССР.
Первый рассказ — «В море» — был опубликован в 1956 году, в альманахе «Молодой Ленинград», а уже в мае 1957 года вышел и первый сборник рассказов — «Сквозняк». Всесоюзный семинар молодых прозаиков Северо-Запада, в котором Виктор Конецкий принимает участие, рекомендовал его в члены Союза писателей СССР. В начале 60-х годов его приглашают в качестве сценариста для работы в кинематографе: в творческом соавторстве были созданы сценарии таких известных кинофильмов, как «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три».
С мая 1964 года Виктор Конецкий совмещал морские плавания и литературную деятельность. Он работает на НИС «Нерей» (1965-66) , на т/х «В.Воровский» (1967), т/х «Челюскинец» (1968), т/х «Невель» (1969), т/х «Пионер Выборга» и т/х «Новодружеск» (1974), т/х «Лаголес», т/х «Костромалес» и т/х «Ломоносово» (1975), т/х «Эстония» и т/х «Северолес» (1979), т/х «Индига» (1982 и 1984), т/х «Лигово» (1985), т/х «Кингисепп» (1986), совершает плавания на торговых и научно-исследовательских судах в Арктику и Антарктику, проходит путь от четвёртого помощника капитана до капитана дальнего плавания.
Виктор Конецкий — автор более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом. В период с 1969 по 2000 год писатель создаёт главное своё произведение — роман-странствие «За доброй надеждой» в восьми книгах. Проза Виктора Конецкого стала школой правды для людей разных поколений. «Конецкий был не просто прекрасным писателем, — писал Борис Стругацкий, — он всегда представлялся в своих книгах именно самим собой — Виктором Конецким, а не «инженером человеческих душ», «властителем дум » и всё такое прочее, и от того, пожалуй, был многим из нас, прежде всего по-человечески, близок».
Писательский авторитет капитана дальнего плавания Виктора Конецкого отмечен истиной любовью к нему читателей и издателей-ценителей настоящей литературы. Он и поныне один из самых издаваемых авторов. С большим уважением о нём говорили и писали Даниил Гранин, Александр Володин и Константин Симонов, Виктор Шкловский и Александр Солженицын.
За свою литературную и морскую работу Виктор Конецкий был награждён двумя орденами «Знак Почета» (1971 и 1979), орденом «Трудового Красного Знамени» (1984), орденом «За заслуги перед Отечеством» (2000), Знаком Чести «Серебряный Крест Георгиевского Союза» (2001).В 2000 году писатель был удостоен независимой премии «Люди нашего города» в номинации «Литератор года», а в 2002 году был отмечен (посмертно) престижной литературной премией «Северная Пальмира» за книгу «ЭХО». С 1993 года был Почётным руководителем Общественного Совета «300 лет Российскому флоту», членом Совета Общероссийского Движения поддержки флота. Награждён медалью «300 лет Российскому флоту» и медалью «Памяти адмирала Н. Г. Кузнецова». С 1993 года состоял членом Русского ПЕН-центра. В 1996 году он получил премию Санкт-Петербургского отделения ПЕН-клуба «За гражданскую и творческую смелость».
Виктор Конецкий известен и как художник. Он представлял свои картины на нескольких персональных и групповых выставках живописи (1966-1998). Виктор Викторович в 1999 году был награжден знаком «Почётный работник транспорта России», он также состоял Почётным членом Софийского морского клуба (Болгария).
Писатель, преданный морю, ушёл из жизни 30 марта 2002 года от тяжелой болезни. Похоронен с воинскими почестями на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
- Список Бориса Стругацкого: книги, которые можно перечитывать бесконечноПодборки
- Коллективная подборка «Любимые книги ридлян»Подборки
Цитаты из книг автора
•
… каждый человек на что-то способен, только иногда не так легко найти свой талант…
•
— Марианна Андреевна! Я вас больше жизни люблю. Я часто мечтаю, чтобы на вас кастрюля с горячими щами вылилась!
•
— И потом — что это у вас на голове?
— Обыкновенная прическа, — отвечает Маришка. — Называется «я у мамы дурочка».
— Очень жаль, что форма соответствует содержанию…
•В.В.Конецкий «За доброй надеждой. Соленый лед.»•
Если принять определение творчества как стремление к истине, то вдохновение, на мой взгляд, это восторг и восторженная тревога от предчувствия своей близости к истине.
В.В.Конецкий «За доброй надеждой. Соленый лед.»•
Все цитаты Виктор Конецкий →
44.Собака Баскервилей45.Десять негритят46.Этюд в багровых тонах47.Избранные новеллыВесь рейтингИспользуемые источники:
- https://sever1000.ru/2018/11/menswork-konetsky/
- https://spb.aif.ru/culture/person/kapitan_dalnego_plavaniya_gde_cherpal_vdohnovenie_pisatel_viktor_koneckiy
- http://readly.ru/author/231/