Содержание
- 1 Биография
- 2 Детство и юность
- 3 Личная жизнь
- 4 Музыка
- 5 Шоу «Голос»
- 6 Олег Аккуратов сейчас
- 7 Семья и детство
- 8 Музыкальная карьера
- 9 Участие в шоу «Голос»
- 10 Личная жизнь
- 11 Интересные факты
- 12 О воспитании и отношениях в семье
- 13 О сотрудничестве с Игорем Бутманом
- 14 О джазе и классике
- 15 О музыке как образе жизни
- 16 О мотивации
- 17 Олег Аккуратов: «Благодаря музыке я чувствую свет»
Биография
Олег Аккуратов — российский пианист, композитор, джазовый импровизатор, певец. Музыкант известен виртуозной игрой на фортепиано, неоднократно выступал с отечественными и зарубежными звездами.
Детство и юность
Олег Аккуратов родом из Краснодарского края, он родился 21 октября 1989 года. Родители мальчика вместе жить не стали, и ребенка в большей степени воспитывали бабушка и дедушка. Олег слеп от рождения, его заболевание носит название амавроз. Тем не менее он смог построить свою биографию так, чтобы добиться успеха как исполнитель классической и джазовой музыки.
Природа щедро одарила Аккуратова слухом и музыкальной памятью: уже в раннем детстве он мог наиграть понравившуюся мелодию, четко понимая рисунок мелодии. Вундеркинда приняли в Ейскую музыкальную школу, а позже он продолжил учебу в Армавире, в специальном учреждении для слепых и слабовидящих детей.
В старшем возрасте подросток поступил в колледж эстрадного и джазового искусства, где им занимался Михаил Окунь — джазовый пианист, композитор. Маэстро обучал юношу и в вузе, когда тот попал в Институт музыки Московского университета культуры и искусства (МГУКИ) на эстрадно-джазовое отделение.
Со временем молодой человек перевелся из МГУКИ в Ростовскую консерваторию имени Сергея Рахманинова, где его наставником стал профессор Владимир Дайч. Здесь же талантливый студент окончил аспирантуру, выбрав направление «камерная музыка», и некоторое время преподавал.
У отца артиста, Бориса Игоревича, есть новая семья и дети. Сын тепло отзывается о родителе, который тоже имеет музыкальный талант и часто сопровождает старшего наследника в поездках.
Личная жизнь
О личной жизни Аккуратова журналистам ничего не известно. В интервью 2019 года, на восторженное замечание, что музыкант в столь молодом возрасте уже достиг очень много, слепой пианист сказал:
«Осталось только жениться на хорошей девушке и создать семью».
У артиста есть сайт, аккаунты в социальных сетях, включая «Инстаграм» и канал на «Ютьюбе», но все эти ресурсы посвящены его творческой деятельности. Здесь можно найти фото музыканта, аудио- и видеозаписи его выступлений.
Музыка
Выступления Аккуратова на сцене начались еще в студенческие годы. Уже тогда ему посчастливилось оказаться на одной сцене с Монсеррат Кабалье и продемонстрировать талант перед Папой Римским, играя концерт в Великобритании.
В 2005 году слепой пианист, в партнерстве с мировыми оркестрами, стал выезжать на гастроли в Москву, Санкт-Петербург, Лондон. Чуть позже был отмечен его вокал — молодой человек занял 1-е место в конкурсе хоровых коллективов и солистов.
В 2009-м о музыканте сняли фильм «Пестрые сумерки». Мелодрама стала режиссерским дебютом актрисы Людмилы Гурченко, которая с восторгом отзывалась об игре Олега. Сценарий и музыку к картине также создала прима.
Преподаватели юноши и его поклонники рассчитывали на дальнейшую музыкальную карьеру артиста. Однако он неожиданно оставил творческую деятельность и вернулся на Кубань, к семье. По данным прессы, там Аккуратов играл в ресторанах, стал участником джазового коллектива, выступал как солист в оперном театре. Этой ситуации в 2009 году был посвящен выпуск передачи «Пусть говорят» Андрея Малахова.
Вскоре пианист все же вернулся к публике: он вновь участвовал в конкурсах, исполнил гимн Паралимпиады и ответил согласием Игорю Бутману на предложение сотрудничества. В составе квартета маэстро Олег выезжал на гастроли, посетив Прибалтику, США, Канаду, Индию и другие страны. Об этом и многом другом музыканты рассказывали в программе «Вечерний Ургант» в 2015 году.
В течение следующих лет артист выходил на сцену сольно, по приглашениям знаменитых джазовых исполнителей. На некоторых выступлениях его сопровождал Бутман и трио музыкантов, которые составляют коллектив пианиста. В репертуаре Аккуратова оригинальное исполнение песен и композиций Шарля Азнавура, Фрэнка Синатры, Майкла Джексона, «Депеш Мод» и др.
Шоу «Голос»
Осенью 2020 года Олег заявил о себе на слепых прослушиваниях шоу «Голос» (9-й сезон). Вокалист выбрал для демонстрации своих данных композицию Baby, I Love You Бобби Макферрина.
Артист стал одним из тех участников, к кому развернулись все члены жюри. Первым это сделал Сергей Шнуров, затем Баста и Валерий Сюткин, а последней — Полина Гагарина. Наставники поблагодарили Аккуратова за выступление, назвав его волшебным и блистательным. Музыкант стал членом команды Сюткина.
25 декабря состоялся полуфинал проекта. Борьба оказалась напряженной для всех участников. Олегу Аккуратову удалось еще на один шаг приблизиться к победе: он прошел в финал шоу. Но главная награда досталась не Олегу. Победительницей 9-го сезона стала Яна Габбасова.
Олег Аккуратов сейчас
В 2020-м у пианиста прошло несколько сольных концертов, где он исполнял как джаз, так и классические произведения. Осенью музыкант посвятил свое выступление Рэю Чарльзу: в зале звучали хиты «самого узнаваемого голоса в мире», которые Аккуратов исполнял, аккомпанируя себе на рояле.
Также в этом году с участием Олега вышел музыкальный фильм «Триумф джаза» — представление в формате клубного концерта. Сейчас артист с коллективом готовит для зрителей новую программу.
Настоящее имя |
Олег Борисович Аккуратов |
Дата рождения |
21 октября 1989 г. |
Место рождения |
г. Ейск |
Знак зодиака |
Весы |
Семейное положение |
не женат |
Дети |
нет |
Вконтакте (Официальное сообщество) |
|
Инстаграм |
|
Фейсбук |
|
Ютуб |
|
Официальный сайт |
Олег Аккуратов – талантливый певец и музыкант. Молодой человек, будучи полностью слепым, покоряет российские и зарубежные сцены. У артиста абсолютный слух, его выдающиеся способности не раз отмечали ведущие российские музыканты.
Семья и детство
Мальчик родился 21 октября в 1989 году в городе Ейске Краснодарского края. У Олега оказался амавроз – врожденная слепота. Несмотря на это, уже в раннем возрасте мальчик проявлял интерес к музыке. На слух он мог повторять некоторые композиции. Изначально Олег пошел в местную школу в Ейске, но спустя время поступил в специальное музыкальное заведение для слепых и слабовидящих ребят в городе Армавире.
Олег Аккуратов выступал на шоу «Вечерний Ургант», где вместе с оркестром Игоря Бутмана исполнил композицию «They can`t take away from me»
Позже молодой человек поступил в Московский государственный колледж эстрадного и джазового искусства. Он окончил это учебное заведение в 2008 г. Дальше Олег продолжил получать образование. Он учился в Ростовской государственной консерватории по специальности «Камерная музыка», где в 2015 году получил диплом. Там же Аккуратов окончил аспирантуру.
Музыкальная карьера
Еще обучаясь в музыкальной школе, мальчик начал активно выступать, участвовать в концертах и конкурсах. Поначалу это были местные мероприятия, но постепенно Олег выходил на более высокий уровень. Он становился участником международных выступлений, аккомпанировал знаменитым исполнителям, в числе которых шотландский композитор Эвелин Гленни.
Совместно со всемирным сводным хором «ЮНЕСКО» Аккуратов выступал в резиденции самого Папы римского. Путешествуя по разным странам, Олег выучил несколько языков: английский, французский, испанский. Он с легкостью может поддержать беседу с иностранными интервьюерами. Например, в 2018 году его приглашали на шоу к Барбаре Келлер. Там они побеседовали о детстве Аккуратова, его творческой карьере и дальнейших планах.
Аккуратов выступал вместе с прославленной оперной певицей Монсеррат Кабалье
Участие в шоу «Голос»
В 2020 году Олег стал участником девятого сезона шоу «Голос». На этапе слепых прослушиваний музыкант пел иностранную джазовую композицию «Baby, I Love You». Первым к артисту повернулся Сергей Шнуров, а затем и все остальные наставники. Валерий Сюткин узнал молодого человека и представил его коллегам. Олег, в свою очередь, отметил, что как раз и хотел попасть к нему в команду.
На втором этапе выступлений Аккуратов соревновался с Русланом Воротниковым. Они исполняли композицию «Fly me to the moon». Наставник выбрал Олега для дальнейшего сотрудничества в шоу. В «Нокаутах» Аккуратов поразил всех исполнением песни «Ходит песенка по кругу» и с легкостью прошел в следующий этап.
Личная жизнь
В семье, где родился Олег, очень любят детей. У отца Аккуратова, Бориса Игоревича, с супругой Мариной трое детей. Всего же в их доме проживает восемь человек. Семья небогатая, все стипендии, которые получал Олег, шли не столько на счет певца, сколько на поддержку родных. По словам артиста, его воспитанием занимался отец, а также бабушка с дедушкой. Для него папа – не просто родной человек, но и наставник.
У самого Аккуратова детей и супруги нет. Все свободное время он посвящает творчеству и саморазвитию.
Интересные факты
Олег стал прототипом героя фильма Людмилы Гурченко «Пестрые сумерки».
Из музыкальных клавишных инструментов певец предпочитает фортепиано.
Сайт Аккуратова ориентирован не только на русскоязычных любителей музыки. Почти вся информация предоставлена и на английском языке.
Музыкант еще в 2009 году принимал участие в шоу «Пусть говорят»
В 2019 г. молодой человек стал обладателем премии Президента РФ.
Олег Аккуратов – профессиональный джазовый музыкант, певец. Став известным на российских и международных сценах, он решил принять участие в шоу «Голос» и покорил наставников и зрителей своим врожденным талантом.
Загрузка …
Вундеркинд из Моревки
Впервые об Олеге Аккуратове — феноменально одаренном музыканте наша газета рассказала ровно одиннадцать лет назад — в ноябре 1998-го.
Восьмилетнего мальчика, слепого от рождения, специалисты уже тогда называли «гением, рождающимся раз в сто лет». «Он не видит нашего мира, но верит, что этот мир прекрасен и, главное, добр. Возможно ли его разочаровать?!» — этими словами заканчивалась та публикация.
Все эти годы «РГ» следила за судьбой Олега, в которой принимали бескорыстное участие сотни разных людей. Прежде всего воспитывавшая его бабушка и педагоги единственной в стране Армавирской специализированной музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей. Необычный дар ребенка поражал всех, кто с ним соприкасался. Когда выяснилось, что чувствительность нерва сохранилась в краешке правого глаза, по просьбе «РГ» в 2003 году мальчика проконсультировали ведущие офтальмологи страны. Однако и они пришли к выводу: зрение, увы, восстановить невозможно.
Свою первую премию Олег Аккуратов получил в неполные шесть лет, став дипломантом II Международного конкурса имени Луи Брайля. Потом была победа на конкурсе «Филантроп» и выступление в резиденции Папы Римского в составе Всемирного хора ЮНЕСКО. Благодаря поддержке фонда «Мир искусства» выступал с Монтсеррат Кабалье и другими мировыми звездами на лучших сценах Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона. В декабре прошлого года Олег поехал в Новосибирск на Международный конкурс пианистов. И — победил зрячих. Мир признал выдающийся талант 20-летнего юноши, мир открылся для него…
В октябре этого года он должен был выступить в Большом зале Московской консерватории. Но в Москве его не дождались…
А на днях до меня дошла невероятная новость: Олег Аккуратов играет чуть ли не в ресторанах окраинного кубанского района, зарабатывая на жизнь большому семейству.
И я немедленно выехала туда.
Малышом Олег жил с дедушкой и бабушкой в поселке Моревка в Ейском районе, за 300 километров от Краснодара. Когда мальчику не было и пяти лет, бабушка привезла его в Армавир и отдала учиться в музыкальную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. С тех пор эта школа-интернат стала для него вторым домом, куда он всегда возвращался после каникул. И вот впервые за много лет не вернулся из Моревки.
Пока долго добиралась до Ейского района, вспоминала нашу последнюю встречу с Олегом в Армавире прошлой весной на благотворительной акции «Вместе поможем детям». Было много гостей, из Москвы приехала Людмила Гурченко, взявшаяся несколько лет назад опекать юное дарование. Людмила Марковна рассказала о том, что завершены съемки картины о дружбе слепого музыканта и актрисы. «Фильм художественный, — пояснила Гурченко. — О том, как бережно нужно относиться к таланту, ведь это дар хрупкий и его легко разбить».
И предположить было невозможно, насколько пророческими окажутся эти слова по отношению к судьбе самого Олега.
В кино и в жизни
Параллельно с учебой в школе, в которой он отучился в общей сложности 14 лет, Олег заочно окончил эстрадно-джазовое училище и поступил на музыкальное отделение Московского университета культуры и искусств. Планировалось, что после окончания школы он будет работать здесь же концертмейстером сводного хора «Жаворонок», продолжая заниматься по индивидуальной программе. В Москве его ждали мастер-классы по композиции, вокалу, роялю с лучшими педагогами. От учебы в Московской консерватории пришлось отказаться, ибо без посторонней помощи юноша обходиться не может. Поэтому решили, что патронировать его дальнейшее творческое развитие будет по-прежнему Армавирская музыкальная школа. Но жить юноша должен уже не в интернате, как раньше, а в собственной квартире, купленной на собранные кубанцами деньги.
Квартира просто картинка: 75 квадратов, улучшенная планировка, две лоджии. Комнаты с любовью обставлены прекрасной мебелью, есть рояль, для помощи в быту закреплен соцработник. Безусловно, куда лучше, чтобы рядом находился близкий человек, но его родные, отдав почти пятнадцать лет назад ребенка в школу-интернат, практически полностью переложили заботу о нем на плечи государства.
В прошлом мае вместе с директором музыкальной школы Александрой Куценко они приезжали в Москву, а в середине октября Олег должен был выступать в Москве. Президент фонда «Мир искусства» Владислав Тетерин специально для слепого гения из кубанской глубинки придумал нечто поистине грандиозное: 14 октября в Большом зале Московской консерватории вместе с оркестром Юрия Башмета и сводным хором в составе 815 человек он должен был исполнять фантазию Бетховена для фортепиано, шести солистов, хора и оркестра. Однако задуманный триумф не состоялся.
— Олег просто исчез, не выходил на связь, — поясняет Владислав Михайлович. — Много раз пытался ему дозвониться, но его родственники отвечали: мол, Олега нет дома. Как-то взяла трубку его мачеха, начала требовать каких-то денег. Так и заявила: «Платите, тогда он к вам приедет». Мы все были в шоке.
Большая родня
У Олежкиного отца Бориса Игоревича и его новой жены Марины трое детей: старшему восемь лет, младшей — два года. Сейчас вместе с Олегом в семье восемь человек. Живут натуральным хозяйством (во дворе козы и птица, большой огород) и за счет пенсий: у стариков на двоих выходит 14 тысяч рублей, да плюс пенсия Олега. Все годы, пока он учился в Армавире, его пособие получали в Моревке. Губернаторская же стипендия и премии за победу в конкурсах шли на специальный счет. До достижения совершеннолетия счет был неприкасаемым, теперь, говорят, потратили.
В доме шумно и не прибрано — обшарпанные стены, покосившаяся мебель. Олег, понятно, ничего этого не видит и уверяет, будто ему здесь хорошо. Правда, поговорить наедине нам так и не удалось: родня постоянно была рядом, контролируя каждое слово юноши. Похоже, взрослые все за него уже решили. Они наперебой высказывали накопившиеся обиды и делились планами.
— В Армавире, наверное, забыли, что у Олега есть семья, — говорит Борис. — Надо было не там квартиру покупать, а в Ейске, рядом с нами.
— Будем менять его жилье, если потребуется, и в Москву за ним поедем, — подхватывает Марина. — Нашлись добрые люди, обещают помочь. Так что теперь, куда Олег — туда и мы.
— Нечего его сиротой казанской выставлять, — вставляет свое слово и бабушка.
Первые тревожные звоночки появились весной, когда после прописки в армавирской квартире на этот новый адрес Олега перевели и его пенсию. Теперь деньги снова получают в Моревке, где Олег, похоже, застрял основательно. Впрочем, отец продолжает верить в блестящее будущее сына.
— Я буду сам по концертам ездить, если надо и за границу поеду, — заявляет Борис. — Зачем ему чужие люди, если есть семья?
Сам Олег с восторгом рассказывает о «Ейск-бэнде» — любительском коллективе, где он теперь играет и поет джаз.
Ансамбль, по странному совпадению, образовался в Ейске как раз к тому моменту, когда Аккуратов оканчивал школу. И, как ни пытается сейчас отнекиваться его руководитель Александр Ивахненко (кстати, заместитель начальника городского отдела культуры), музыкальный коллектив, скорее всего, создавался «под Олега». В состав вошли никому не известные музыканты из провинциального военного оркестра, имя же Аккуратова на афишах — своеобразная визитная карточка.
— Олег сам сделал выбор, и мы не можем его насильно отправить в Армавир, — считает Ивахненко.
Разговоры о том, что Аккуратов зарабатывает на жизнь выступлениями в ресторанах, директор городского Центра народной культуры Ирина Былина назвала слухами. «Мы постараемся создать все условия для его дальнейшего развития», — заверила меня она.
В воскресенье Александр Ивахненко отправился в Москву, где надеется восстановить разорванные творческие связи незрячего музыканта. Удастся ли это? По мнению учителя Олега, знаменитого пианиста оркестра имени Лундстрема Михаила Окуня, юноша выпал из жесткого и необходимого для профессионального развития режима. Сорванными оказались выступления в Москве, куда он был приглашен как лауреат конкурса, не приехал он и в Краснодар на гала-концерт фестиваля имени Юрия Силантьева.
— Если так будет продолжаться, то на его будущем можно будет поставить крест, — убежден Окунь. — В Олеге заложен огромный потенциал, но он нуждается в развитии. Я предлагал готовиться к конкурсу имени Чайковского, но не знаю, возможно ли это в данной ситуации.
Итак, гений вернулся в семью. Печалит лишь то, что взрослые люди пытаются приватизировать юный и еще очень хрупкий и не слишком разбирающийся в жизненных хитросплетениях талант, который, в сущности, является национальным достоянием.
Как стало известно, его армавирская квартира уже выставлена на продажу.
Прямая речь
Людмила Гурченко,народная артистка:
— Один из лучших джазовых пианистов познакомил меня с Олегом. И это знакомство так меня поразило, что если бы он был сиротой, я бы его усыновила. Ведь это мечта иметь такого ребенка! С тех пор у меня появилась цель: сделать все возможное, чтобы о нем узнал весь свет. Я показывала Олега известным людям, брала с собой на концерты, вместе мы пели на творческом вечере Эльдара Рязанова, и это выступление произвело настоящий фурор в зале. Я была просто счастлива. Уговорила бизнесменов купить для Олега концертный рояль, инструмент сейчас находится в его армавирской квартире. Впереди было столько планов, такие перспективы открывались, и вдруг узнаю, что он не вернулся из Моревки. Олег, по сути, еще ребенок. Он просто не понимает, что если рядом не будет настоящих учителей и наставников, он лишается будущего. А все мы лишаемся чуда его таланта.
Владислав Тетерин,президент фонда«Мир искусства»:
— За 10 лет обучения этого гениального ребенка я ни разу не слышал голоса отца. И узнать, что теперь он импресарио Олега, было просто дико. Хотел сказать прямым текстом, так, чтобы Олег обязательно услышал: «Чтобы папа был твоим импресарио, нужно владеть языками, разбираться в музыке, знать дирижеров и директоров концертных залов». Я рад, что у мальчика появилась семья, но, боюсь, через полгода он поймет, что остался ни с чем. Деньги от продажи квартиры быстро закончатся, и Олег будет вынужден играть в ресторане, хотя прокормить такую большую семью он вряд ли сумеет. Ну а вернуться на высокий уровень классической музыки будет просто невозможно.
От редакции
Сегодня наш корреспондент Татьяна Павловская, которая все эти годы поддерживает Олега, вместе с Людмилой Марковной Гурченко примет участие в записи телепрограммы Андрея Малахова «Пусть говорят», посвященной судьбе Олега Аккуратова. Насколько нам известно, в студии ждут и Олега вместе с семьей. Передача будет показана в ближайшие дни по Первому каналу.
ОбществоЕжедневникОбраз жизниФилиалы РГКубань. Северный КавказЮФОКраснодарский крайРасследования Татьяны Павловской
Даже когда я не играю музыку, она все равно со мной. Музыка — это моя душа, мой язык, мои чувства, это мой мир
Пианист Олег Аккуратов – джазовый и академический музыкант. Ноты, гармонии и мелодии прочно вошли в его жизнь с 3-х лет, когда отец отдал его в специальную музыкальную школу в Ейске. Олег не видит с рождения, и на всех выступлениях его сопровождает папа – самый близкий ему и надежный человек.
Именно он сыграл наиболее значимую роль в воспитании будущего признанного пианиста. Олег Аккуратов тепло отзывается и о своих бабушке и дедушке – у них он перенял трудолюбие. Слава к юному Олегу пришла не сразу, но когда его стали приглашать на различные события классического и джазового формата, он стал с еще большим усердием проводить время за фортепиано.
В интервью порталу JazzPeople Олег Аккуратов признался, что самым любимым его занятием является заучивание наизусть крупных музыкальных произведений и гастролирование по миру с концертами.
О воспитании и отношениях в семье
– Олег, какое влияние оказали на ваше воспитание ваш отец и бабушка с дедушкой?
– Меня воспитывали не только бабушка и дедушка. Основная ответственность легла на плечи моего отца, с которым у нас прекрасные отношения. Он для меня не просто родной человек, но и наставник. При этом я не могу сказать, что учился у него чему-то конкретному – мы постоянно с ним находимся в контакте, мы вместе гастролировали по Индии, Китаю, Канаде, Америке, он бывает на всех моих концертах.
Я благодарен ему за то, что он всегда поддерживает меня. Я занимаюсь музыкой с детства, и все этим годы он рядом со мной. Его жизнь тоже связана с музыкой, и во многом благодаря его опыту, я могу развиваться глядя на него не только в музыкальном направлении, но и получать жизненный опыт.
Отец бывает на всех моих концертах
О сотрудничестве с Игорем Бутманом
– С чего началось ваше сотрудничество с Игорем Бутманом в 2013 году?
– Игорь Михайлович приехал к нам в Ростов-на-Дону на год раньше, в 2012-м. Я принимал участие в конкурсе «Мир джаза», в котором он был председателем жюри. Авторитетные судьи высоко оценили мое исполнение джазовых стандартов, в частности композицию Over the Rainbow Эрролла Гарнера и Cotton Tail Дюка Эллингтона, и присудили мне Гран-при.
Тогда же Игорь Бутман сделал мне предложение о сотрудничестве. Одним из первых наших совместных выступлений за рубеж было на Международном джазовом фестивале в Латвии – World Jazz Festival. Я благодарен ему за возможность гастролировать по разным городам и странам, играть потрясающую музыку с джазовыми музыкантами первой величины.
О джазе и классике
– Вы играете и джаз, и классическую музыку. Какое их этих двух направлений вам все же ближе и почему?
– Прежде всего я отмечу, что несмотря на то, что я играю классику и джаз, другие музыкальные направления меня тоже интересуют. В классике, например, музыкант должен соблюдать точность текста, динамику. В джазе тоже есть свои каноны, но он отличается большей импровизацией, главная его черта – свобода самовыражения. Ограничить ее нельзя, но и выйти за пределы стилистики тоже.
Обладая талантом, его нужно непременно демонстрировать публике
О музыке как образе жизни
– Музыка – уже неотъемлемая часть вашей жизни. Когда к вам пришла известность и как вы к ней относитесь?
– Известность, думаю, пришла ко мне потому, что я много участвовал в конкурсах и демонстрировал свои музыкальные способности на публике. Если бы я, даже обладая талантом от рождения, не рассказывал о нем широкой аудитории, о нем бы никто не узнал, потому что никто бы так и не услышал мою музыку.
Я могу сказать, что большая сцена стала мне открываться в мои 14-15 лет. Уже тогда я стал одинаково много играть и классическую музыку, и джазовую.
Относительно того, как я отношусь к известности, интересный вопрос. По-настоящему известным артист становится тогда, когда востребован везде и всюду – его постоянно приглашают играть на концертах, вести фестивали, участвовать в шоу на телевидении и на радио.
– Что для вас важно в музыке более всего?
– Мне интересно играть обширные музыкальные произведения, например, сонаты Бетховена или Прокофьева, поэтому, как это ни странно, я очень люблю ноты. Мне нравится, и у меня получается запоминать большие сочинения на несколько листов. Я не скажу, что это очень просто, но у меня это вызывает определенный интерес, и я чувствую, что развиваюсь как инструменталист. Мне в этом помогают хорошая память и музыкальный слух.
Различать оттенки в произведении – для меня главное
Не менее важным я считаю необходимость соблюсти стиль композитора – нельзя играть Шопена как Моцарта, а Моцарта как Шопена. Различать оттенки в произведении – вот что я тоже считаю главным. Если говорить о джазе, то создавая музыку в латиноамериканском или этническом стиле, нужно соблюдать традиции этих музыкальных течений. Сюда же относится и техника игры – звучание меняется в зависимости от прикосновения к клавишам рояля.
О мотивации
– Почему вы изо дня в день продолжаете заниматься музыкой?
– Я музыкант, и считаю, что в моей жизни так это и должно быть, если я хочу добиться успеха на профессиональном уровне. Я играю каждый день, занятия могут занимать у меня по 6-8 часов.
Свободное время у меня, конечно, тоже есть. Я могу послушать аудиокниги – мне в основном нравится поэзия: стихи Ахматовой, Цветаевой, Заболоцкого, Гумилева, Пушкина, Лермонтова.
Даже когда я не играю музыку, она все равно со мной. Музыка – это моя душа, мой язык, мои чувства, это мой мир. Музыкой я живу, дышу и дорожу.
Беседовала Виктория Мэлл Фото предоставлены гостем интервью
12 июня пианист Олег Аккуратов даст сольный концерт в Большом зале Московской консерватории.
Документальный фильм «Синкопа» об Олеге Аккуратове
Олег Аккуратов: «Благодаря музыке я чувствую свет»
4В разделеДжаред Лето может не появиться в новой части «Отряда самоубийц»Виктор Дробыш прокомментировал иск Кормухиной против Гагариной
Олег — феноменальный пианист, которому нет равных на российской джазовой сцене. Когда он появился на свет, врачи поставили ему диагноз «амавроз», или полная слепота. Но воля к музыке оказалась сильнее врожденного недуга.
Среди его профессиональных достижений — выступление на церемонии закрытия Паралимпийских игр в Сочи и в резиденции папы Римского; призовые места самых престижных мировых конкурсов, а также сольные концерты и участие в съемках фильмов.
21 октября Олегу исполняется 30 лет. Незадолго до своего юбилея, он ярко выступил на большом фестивале Российского национального оркестра с оркестром Игоря Бутмана, где нам удалось познакомиться и договориться об интервью. В преддверии праздника мы обсудили его профессиональный путь и то, как ему удается тонко чувствовать музыку.
— Твои достижения впечатляют. Можешь ли ты выделить выступление, которым гордишься больше всего?
— Можно вспомнить Паралимпийские игры в Сочи. Для меня это классная история, ведь я там исполнил гимн собственного сочинения. На основе заданной темы, я разработал свое произведение. Еще мне очень запомнился тот стадион и звукоизвлечение. Я сначала не мог понять — почему же так двоится звук? Позже я понял: это от того, что стадион был настолько большим.
Другой эпизод, который навсегда войдет в мою историю и творчество, это сотрудничество с оркестром Игоря Бутмана. Когда я пришел туда, я почувствовал себя совершенно другим музыкантом. Это особенный коллектив.
— Были случаи, когда тебя пытались переманить западные продюсеры?
— Однажды, меня хотели заманить в Америку. Я познакомился с продюсером, который хотел, чтобы я уехал. Спросил: «На кой черт тебе нужна эта Россия?!»
Я же в то время учился в школе, готовился к новосибирскому конкурсу. Поэтому, послал его на все 4 стороны. Не в матерной форме, конечно (смеется).
— Тем не менее, ты часто путешествуешь. Какая страна тебе запомнилась больше всего?
— Гастроли это вообще интересно. В каждой стране тебя по-разному оценивает публика. Часто просят спеть музыку той страны, в которой я нахожусь. Например, когда я в Индии, то пою на хинди. Когда в Китае, то на китайском.
— Как ты изучаешь страну? Любишь пробовать местную еду?
— Я родился в Краснодарском крае, и привык есть кубанскую пищу. Фастфуду и иностранной кухне я предпочитаю борщ, картофель, творог со сметаной, салаты.
— Ароматика оставляет впечатления от страны? Какие запахи тебе нравятся?
— Честно говоря, совсем не часто я разговариваю с людьми на эту тему. Хотя к запахам я очень чувствителен, и по ним я тоже могу составить впечатление о стране. Допустим, идешь где-то и слышишь яркий запах гвоздики. Так и хочется протяжно выдохнуть: А-а-ах! (мечтательно)
— Получается находить время на отдых? Чем любишь заниматься в свободное время?
— Естественно, я отдыхаю. Могу послушать что-то из аудиокниг, я очень люблю поэзию. Начиная с классики, заканчивая современными работами, как Гуцериев, Полозкова. Мир поэзии очень интересен и глубок.
На стихи Есенина я даже написал пару песен в джазовой структуре, которые затем перевел на английский язык. Это «Отговорила роща золотая» и «Не жалею, не зову, не плачу».
По теме1080Шнуров оштрафовал Канделаки за интервью с Турчаком
Сергей Шнуров, как генеральный продюсер телеканала RTVI, выписал штраф телеведущей Тине Канделаки. Поводом стало интервью Андрея Турчака, во время которого Канделаки не задала важный, по мнению шоумена, вопрос.
— Давай поговорим о твоем обучении музыке. Уже в три года ты на слух играл услышанные мелодии, а в четыре даже воспроизвел Первый концерт Чайковского. Так ли это?
— Да, все так. Конечно, это был немного более упрощенный вариант, чем у Чайковского. Потому что в 4 года у меня не еще ничего не было — ни растяжки, ни навыков. Я просто играл трезвучиями, а в правой руке подбирал мелодию на слух. И неважно, был ли это первый концерт Чайковского, или свадебный марш Мендельсона. Так все и пошло, я стал учиться.
— Когда бабушка отвела тебя на прослушивание в музыкальную школу, то педагог выбрал для тебя скрипку. Сам же сел за рояль. На это ты уверенно заявил: «Сами играйте на скрипке! Я буду на фортепиано». Ты и в дальнейшем не захотел овладеть другими инструментами?
— Это очень интересно, но я не играю ни на чем, кроме фортепиано. Хотя теоретически могу объяснить устройство гитары, лады и баррэ. Могу рассказать о том, как сыграть на другом инструменте.
— Получается, ты посвятил свое время исключительно фортепиано. Сколько часов в день ты занимаешься?
— В день выходит около 7-8 часов. Но вообще, заниматься я могу сутками. Также, как слушать музыку и узнавать что-то новое о разных жанрах. Я очень люблю музыку и занимаюсь всегда часами. Сейчас я увлекаюсь прослушиванием аутентичной музыки и интересуюсь разными старинными инструментами, как клавесин, клавикорд и хаммерклавир.
— На каком из этих инструментов ты еще не играл?
— Я никогда не играл на хаммерклавире, и для меня это очень интересно. Ведь когда ты слушаешь аутентичную музыку, ты представляешь себе совершенно другой мир. Там все совершенно иначе звучит. А классическая музыка сама по себе разнообразна и глубока по смыслу. Возьмите, к примеру, музыку Рахманинова, Шостаковича или Чайковского. У каждого композитора есть своя музыкальная структура. И в развитии русской музыки, это, конечно, сыграло большую роль.
— В одном из интервью ты сказал, что благодаря музыке ты «видишь» свет. Как ты это понимаешь?
— Я чувствую его. Очень явно ощущаю любую картину природы, будь это трепет ручья или пение птиц. Если это романтическая музыка, как Шопен или Шуберт, то я чувствую тревогу: весь дрожу и трепещу. Вообще, каждая мелодия пропитана своим содержанием. Я это остро чувствую и с большим удовольствием слушаю эту музыку.
— Тебе прекрасно удается передать эмоцию и отобразить душевность композиции. Теперь я понимаю, почему ты не сделал уклон в сторону технического исполнения музыки, ее скорости.
— Любой пианист, который закончил музыкальную школу, может технически исполнить композицию. Но что касается передачи мысли, ее содержательности, структуры и драматургии — это высшее мастерство и совершенно другое чувствование. Не каждый может прочувстовать глубину души в исполняемом произведении.
Чтобы композиция не звучала математически и на автопилоте, нужно спросить себя: как ты трактуешь это произведение? Как ты себе его представляешь?
— Когда так исполняют музыку, у меня по телу бегут мурашки. А тебя еще может кто-то сильно впечатлить?
— Да. Когда я услышу, как кто-то сыграет или споет какую-нибудь интересную вещь, я сразу начинаю плясать, танцевать и веселиться. «О, это высший пилотаж! Им можно аплодировать», — думаю я. А еще, мне часто снятся сны.
— А как выглядят твои сны? Это тактильные ощущения и звуки?
— Конечно, они возникают не путем зрения, а с помощью слуха. Когда я слышу и чувствую музыку, или же с кем-то общаюсь, появляется образ. Допустим, мне человек говорит: «А давай пойдем с тобой в лес! Подышим свежим воздухом, послушаем пение птиц». Сразу выстраивается картинка.
— Какая из последних композиций, которую ты слышал, тебя так «зацепила»?
По теме5642Дональд Трамп раскритиковал телеканал Fox News за анонсы интервью с экс-главой ФБР
Американский лидер раскритиковал телеканал Fox News, который планирует показать интервью с экс-директором ФБР Джеймсом Коми. Двумя годами ранее он был уволен на основании решения Трампа.
— Элегия Рахманинова. Это невероятно красивое произведение, но очень сложное для исполнения. Во-первых, нужно ощущать ее напевность. Всю эту русскую душу, которую вплел Рахманинов. Ведь что такое элегия? По сути, это то, о чем ты мечтаешь:
(На этих словах лицо Олега широко озаряет искренняя улыбка. Кажется, что ее свет вот-вот заполнит собой всю комнату, обволакивая пространство и стены теплыми лучами. Разворачивается настоящая сказка и увлекательное путешествие далеко за пределы хмурого осеннего неба. Олег раскачивается на стуле и ярко жестикулирует: выразительно и чувственно расставляя акценты, он рассказывает о музыке. В этот момент чувствуется физически, как вся душа пианиста ликует и поет — Ред.)
ты представляешь свежий воздух, зеленеющую траву, природу. И вдруг, в середине, начинает нарастать нагнетание (загадочно и тихо). Постепенно, все больше и больше (повышая голос) наступает кульминация, и вдруг (переходит на крик) фортиссимо внезапное возникает! Раз! Идёт-идёт, идёт и всё! А дальше (внезапным шепотом) резкое пианиссимо субито, затухание. И какие-то отзвуки. Всё. И на этом оказывается такой вот драматичный конец произведения. Это — содержательная драматургическая структура.
— Браво! Я заслушалась. А если говорить о запоминании нотного текста, что помогает в этом слепым и слабовидящим людям? Существует ли система Брайля для музыкантов?
— Я раньше разными способами учил текст. Один из них, как раз, по нотным системам Брайля. Но это очень сложно. Приходилось читать обе руки отдельно, по тактовым отрывкам: сначала правую руку, потом левую. И дальше запоминать вместе. Намного легче, когда играл педагог, а я запоминал на слух.
Но я нашел способ, который легче, чем все остальные. Сейчас на компьютер или телефон можно установить разные программы на запоминание музыкального текста. В них можно менять скорость, тональность и темп композиции. Загружаешь туда вторую си-бемольную сонату Шопена, и запоминаешь по медленному воспроизведению. Учишь определенный отрывок сразу двумя руками. Это самый простой способ, но он слуховой.
— Кроме виртуозной игры на фортепиано, у тебя восхитительный голос. Ты учился вокалу или такие данные от природы?
— В какой-то степени, это природное. Но я учился, чтобы держать голос в тонусе. Я выбрал методику Александра Ведерникова, ученика Федора Шаляпина. Это был великий бас. Так я стал петь все: патриотические песни, классические романсы, и в итоге пришел к углубленному изучению джаза.
Кроме того, я и с языками дружу на «ты». Говорю на английском, немецком, французском, бразильском, португальским, испанском и итальянском. Еще изучаю финский и польский. Мне это очень помогает на гастролях, когда просят спеть что-то на местном языке. Недавно я был в Баварии, и вел там целый концерт на немецком.
— Давай поговорим о твоей деятельности на данный момент. Как ты попал в оркестр Игоря Бутмана?
— Когда я еще учился в консерватории, то выступал на его фестивалях «Триумф джаза», «Ленинские горки» и «Джазовые сезоны». А по окончании обучения, Игорь стал приглашать меня в коллектив уже более углубленно. В 2013-ом году — я стал работать с ним на постоянной основе. Сейчас я с удовольствием играю в этом коллективе. У нас есть большая сплоченность, взаимодействие и чувство джазовой стилистики. Мы друг друга очень хорошо понимаем.
Игорь меня тоже любит, уважает и ценит. Говорит, что я очень хороший музыкант, и отмечает мой драйв и чувства в игре. Ведь когда я играю соло, то очень люблю выплексивать эмоции. Публика с удовольствием это воспринимает, и относится с большим уважением.
— Работа в таком коллективе кажется очень сложной. Как ты понимаешь, когда нужно вступать, а когда встраивать импровизационные моменты?
— Это достигается путем многочисленных репетиций. За основу мы берем работу аранжировщика, а дальше Игорь немного корректирует нюансы. Говорит, где нужно аккомпанировать, а где следует сыграть другие ритмические детали.
— На последнем концерте в зале Чайковского, Бутман подошел и притормозил тебя, прикоснувшись к плечу. Как ты к этому относишься?
— Я доверяю тому, что делает Игорь. Это уже тонкости и музыкальные нюансы. А к такому я очень хорошо отношусь
— Как происходит общение Бутмана с участниками коллектива после концерта?
— Он обсуждает с нами все. Даже если Игорь мне какие-то замечания не говорит, может сказать остальным. Разбор полетов идет не всегда, но часто (смеётся).
— В документальном фильме «Синкопа» ты говоришь о том, что музыка для тебя важнее семьи. Ты сейчас придерживаешься того же мнения или что-то изменилось?
— Нет, я уважаю свою семью. У меня есть три брата и сестра, и все они связаны с музыкой. И музыка, и семья — очень важные вещи в моей жизни.
— А свою семью тебе хотелось бы уже создать?
— До этого еще дойдет (смеется).
— Что бы ты сам пожелал себе на юбилей?
— Больше свершений, побед, конкурсов, своей музыки. Всего, что касается моей музыкальной жизни. Кайфа и драйва!
— Спасибо тебе, Олег! Я счастлива, что у нас есть такие люди, как ты. Я и редакция «Версии» желает тебе самого лучшего, осуществления всех желаний и больших успехов!
Елизавета ВолощукОпубликовано: 21.10.2019 15:26Отредактировано: 21.10.2019 15:26Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/138611-oleg-akkuratov.html
- https://aboutan.ru/shou-biznes/oleg-akkuratov.html
- https://rg.ru/2009/11/18/akkuratov.html
- https://jazzpeople.ru/jazz-in-faces/pianist-oleg-akkuratov-muzykoy/
- https://versia.ru/yubilejnoe-intervyu-s-uchastnikom-orkestra-igorya-butmana-nezryachim-pianistom-olegom-akkuratovym