Александр Васильев, биография, новости, фото

Биография Александра Васильева

Александр Васильев – всемирно известный театральный художник, дизайнер интерьеров, искусствовед и историк моды, эксперт в шоу преображений «Модный приговор». Он умеет не только понимать и ценить красоту, но и бережно ее хранить, о чем свидетельствует его уникальная частная коллекция костюмов, которой нет равных в мире. При этом он обладает безграничным обаянием и превосходным чувством юмора и может похвастаться огромной армией поклонников не только в своей стране, но и далеко за ее пределами.

uzn_16069007732.jpg
Историк моды Александр Васильев

Детство и юношеские годы

Александр – коренной москвич, родился и вырос в интеллигентной семье, тесно связанной с миром искусства. Отец, Александр Павлович – выдающийся живописец-декоратор, академик, Заслуженный художник РСФСР, посвятивший театру пятьдесят лет своей жизни. Мать, Татьяна Ильинична Гулевич – актриса Центрального детского театра (ЦДТ), одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ, после ухода со сцены преподавала в альма-матер сценическую речь.

uzn_16069009179.jpg
Александр Васильев в детстве

Маленький Саша рос в атмосфере искусства, с раннего детства видел выдающихся актеров, художников и писателей, часто бывавших в их доме. Мама брала его с собой на спектакли и репетиции, и мальчик с трепетом рассматривал костюмы, декорации и театральный реквизит – все это ему страшно нравилось и вдохновляло на проявление собственной фантазии.

Родители Александра Васильева: художник и актриса

В четыре года он уже лепил из пластилина исторические костюмы, прорабатывая мельчайшие детали. За образец он брал репродукции из книг по искусству и фотоальбомов, которые хранились в домашней библиотеке. В двенадцать лет парнишка сам поставил спектакль «Волшебник Изумрудного города», к которому придумал и изготовил все костюмы и декорации.

Уже в детстве Александр Васильев питал тягу к моде

Еще одной страстью Саши было коллекционирование старинных вещей. Многие ценные экспонаты он находил на помойках, где ему однажды попалась икона Николая Чудотворца, датированная началом восемнадцатого века. В то время массово расселяли старые квартиры, отдавая их под коммуналки. Новые жильцы старались поскорее избавиться от чужих вещей, часто не понимая их истинную ценность.

С мамой

Васильев учился в элитной московской школе №29, его одноклассниками были дети знаменитых родителей, например, Антон Табаков. Несмотря на то, что Васильева считали немного чудаковатым, в школе его любили за легкий характер и веселый нрав. Саша всегда модно одевался и пользовался большим успехом у девочек. Особенно после того как засветился на телевидении в популярных детских передачах «Театра Колокольчик» и «Будильник».

Александр Васильев в «Будильнике» (1973)

Получив аттестат о среднем образовании, Васильев продолжил обучение на постановочном факультете Школы-студии МХАТ, который успешно окончил в 1981 году. Учился очень хорошо и даже получал персональную стипендию имени Станиславского. Охотно брался оформлять отрывки из спектаклей студентов актерского факультета, тем самым нарабатывая себе опыт и репутацию.

Александр Васильев в юности

Сразу после окончания вуза Васильева с удовольствием взяли художником-декоратором в театр на Малой Бронной, где он тут же приступил к созданию костюмов к спектаклю «Волки и овцы» с блистательной Ольгой Остроумовой в главной роли. Но надолго он в театре не задержался – спустя год женился на гражданке Франции и уехал с ней в Париж.

Успех на Западе

Фиктивный брак с француженкой Анной Бодиман необходим был Васильеву, чтобы встретиться в Париже со своей первой любовью Машей Лавровой, которая переехала во Францию вслед за мамой, вышедшей замуж за парижанина. Но счастливого союза не получилось – Маша успела влюбиться в другого мужчину, за которого собралась замуж. Сердце Александра было разбито, но он не стал спешить возвращаться в Москву, а попытался начать новую жизнь во Франции, мировом центре моды.

Александр Васильев и его фиктивная жена Анна Бодиман

Спустя два месяца Александр нашел себе работу. В этом ему помогла знакомая француженка, подруга его жены. Она свела его с польским режиссером Евой Левинсон, которая собиралась ставить на парижской сцене спектакль «Папесса Иоанна» и искала художника-декоратора. Дебют оказался успешным – театральные критики высоко оценили работу Васильева, и Ева предложила сотрудничество на постоянной основе. Они сделали вместе еще два спектакля, затем к Васильеву стали обращаться и другие режиссеры. Случались, конечно, и простои, во время которых мужчина мыл витрины и клеил афиши, а иногда пел на улицах русские песни в компании со своим словацким другом, причем довольно успешно.

Александр Васильев в молодости

За год Александр подучил язык и стал читать лекции на французском в парижской школе моды. Параллельно продолжал работать художником-декоратором, причем уже и за пределами Франции. Случайно оказавшись в одном самолете с директором Исландского национального театра, Васильев показал ему свои рисунки и тут же был приглашен на работу в Рейкьявик. Контракт на пять постановок в главном театре Исландии самым благоприятным образом отразился на профессиональной репутации Васильева, придав ему вес в художественных кругах. Параллельно Александр читал лекции по истории костюма в Королевской художественной академии Бельгии.

Александр Васильев в молодости

На одном из его мастер-классов присутствовал художественный руководитель бельгийского Королевского фламандского балета Валерий Панов, русский эмигрант, в прошлом выдающийся танцор Мариинского театра. Он предложил Васильеву оформить балет «Идиот» по Достоевскому, а затем заключил с ним контракт на еще семь постановок. Во Франции Васильев прожил до 2003 года, за это время успев поработать с самыми различными европейскими театрами. В 1989 год у он посетил Японию, где по приглашению Масако Ойя помогал оформлять балет «Щелкунчик». Параллельно занимался преподавательской и просветительской деятельностью, оформлял площадки театральных фестивалей и интерьеры частных домов и продолжал собирать старинные вещи. Когда его коллекция приобрела внушительные размеры, он стал устраивать тематические выставки, которые вызывали у публики огромный интерес. Одно из таких мероприятий посетил президент Франции Жак Ширак и был настолько впечатлен масштабами коллекции, что выделил под нее трехкомнатную квартиру недалеко от центра Парижа. Васильев отметился и в западном кинематографе – он работал художником по костюмам в фильмах Робера Энрико («Устав от войны»), Жозе Джованни («Мой друг-предатель») и Моше Мизрахи («Манжклу»).

Возвращение на родину

В 2003 году умерла Татьяна Ильинична, мать Александра, и он вынужден был вернуться в Москву, чтобы вступить в права наследства. Это заняло довольно много времени, и пока суть да дело, Васильеву стали предлагать поучаствовать в различных проектах. В основном это были конкурсы красоты, организаторы которых мечтали заполучить в жюри профессионала такого уровня, да еще и приехавшего из Франции. Васильев не отказывался, ведь на этом можно было неплохо заработать, чтобы потом на эти деньги пополнить свою драгоценную коллекцию. В том же году в Москве заработала дизайн-студия «Интерьеры Александра Васильева» и прошли его первые выставки. Обнаружив, что у него и в России хватает работы, Васильев принял решение остаться на родине. Через год он организовал выездную школу и появился на телевидении в качестве ведущего передачи «Дуновение века». А осенью 2009 года занял трон ведущего программы «Модный приговор», заменив на этом посту Вячеслава Зайцева, ушедшего по состоянию здоровья. Параллельно Александр выступал на радио, читал лекции в МГУ, Институте телевидения и радиовещания «Останкино» и школе «MODA.RU». В 2011 году он учредил премию «Лилия Александра Васильева» за высокие достижения в оформлении интерьеров. Награда представляет собой керамическую лилию ручной работы, вручается за интересные находки в области дизайна и считается очень престижной в художественных кругах.

Алепксандр Васильев в шоу «Модный приговор»

Васильев является автором тридцати книг и уникальных фотоальбомов, посвященных истории дореволюционной, советской и постсоветской моды, а также архитектуре царской России. Его перу принадлежат несколько биографических сборников, повествующих о жизни его знаменитых предков. В планах автора – публикация мемуаров Татьяны Лесковой, единственной правнучки писателя Николая Лескова и основательницы бразильской балетной школы.

Личная жизнь Александра Васильева

Первую любовь Александра звали Мария Лаврова. Они познакомились в Москве, Александру был 21 год, Марии – 19. Три года продлился их бурный роман, а потом Маша уехала в Париж, к родителям. Влюбленный юноша решил последовать за ней и стал придумывать различные варианты, чтобы выехать за пределы Советского Союза.

Мария Лаврова – бывшая возлюбленная Александра Васильева

Неожиданно судьба подарила ему встречу с французской студенткой Анной Бодимон. Она изучала русский язык и приехала в Москву на стажировку. Александр уговорил девушку оформить с ним фиктивный брак, и спустя четыре месяца молодожены вместе оказались в Париже. Александр тут же помчался на встречу с Машей, но оказалось, что девушка уже нашла ему замену и собирается замуж за известного парижского журналиста. Васильев был раздавлен предательством любимой, но сумел взять себя в руки и пережить эту личную трагедию.

Французская жена Александра Васильева

Спустя некоторое время муж бросил Машу беременной, и она сделала попытку вернуться к Александру. Но он не захотел брать на себя ответственность за чужого ребенка, хотя по-прежнему испытывал к этой женщине нежные чувства.

Молодой Александр Васильев

Эта история отложила отпечаток на всей дальнейшей судьбе Васильева – он перестал доверять женщинам и так и не обзавелся ни женой, ни детьми. С Машей он поддерживает дружеские отношения, впрочем, как и с фиктивной супругой, с которой они развелись после пяти лет совместной жизни.

С коллегами по «Модному приговору» Эвелиной Хромченко и Надеждой Бабкиной

Самым близким человеком Александра остается сводная сестра Наталья, дочь матери от первого брака. Она тоже работает в сфере моды и читает лекции по дизайну и стилю.А еще Васильев души не чает в своем мопсе Котике, который путешествует с ним по всему миру.

Александр Васильев и его мопс Котик

Александр Васильев сейчас

В последнее время историк моды вплотную занялся своей коллекцией, которую в ближайшем будущем планирует превратить в постоянный действующий музей. В Москве уже функционируют несколько площадок, на которых выставляются уникальные экспонаты его коллекции, тематические выставки также проходят в различных исторических и художественных музеях, причем не только в России, но и за рубежом. В коллекции уже насчитывается более 500 тысяч экспонатов, среди которых есть предметы гардероба, принадлежавшие таким легендарным личностям советской эпохи как Майя Плисецкая, Любовь Орлова, Людмила Зыкина, Галина Уланова и многим другим. В октябре 2020 года во Владивостоке открылась выставка «Мода Серебряного века» – несколько десятков роскошных нарядов, каждый из которых изготовлен в единственном экземпляре и поражает изяществом кроя, качеством используемых материалов и изысканностью декора.

Биография

Александр Васильев, историк моды, театральный декоратор и искусствовед, с молодости не такой, как все. Индивидуальность, следование не масскульту, а стилю почетный член Российской академии художеств сейчас пропагандирует в телепередаче «Модный приговор», в лекциях, которые читает на трех языках, в коллекциях костюмов, собранных со всего мира.

Детство и юность

Биография телеведущего началась в Москве в исключительно интеллигентной семье. Александр Васильев – старший — знаменитый театральный художник и модельер, обладатель Гран-при Всемирной выставки в Брюсселе 1959 года, народный художник РСФСР. Мать Татьяна Гуревич играла в театре, преподавала сценическую речь и актерское мастерство в МХАТе и хореографическом училище Большого театра. Раннее погружение в мир прекрасного и дало Васильеву-младшему первый импульс к развитию. Саша с детства помогал отцу готовить декорации и костюмы, в 12 лет выступил художником спектакля для детей «Волшебник Изумрудного города».

Юноша окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ и стал работать в Театре на Малой Бронной художником по костюмам. Вслед за любимой девушкой Васильев перебрался во Францию, оформил вид на жительство и нашел работу по специальности. Параллельно изучал дизайн интерьеров в школе Лувра.

Творчество и карьера

Со временем послужной список декоратора пополнился такими клиентами, как театр «Ронд Пуант», Королевская опера Версаля, Опера де Бастий, Люсернер, фестиваль в Авиньоне. Заказы приходили со всех уголков мира, от Великобритании до Японии.

Тогда же Александр начал преподавать в Русской театральной школе и парижской школе моды Esmod, первом в мире учебном заведении подобной направленности. Выездную лекционную практику историк моды начал в 1994 году, получив к тому моменту французское гражданство.

Вернувшись после распада СССР в Россию, Васильев продолжил просветительскую деятельность в области дизайна, моды и эстетики. Под его патронатом состоялся первый фестиваль моды в Самаре, открыт первый в России музей истории моды ХХ века. Затем появились авторская передача на телеканале «Культура», цикл программ на радио «Маяк», дизайн-студия, собственная выездная школа моды. Александр преподавал в МГУ и Институте телевидения и радиовещания «Останкино», школе стиля MODA.ru.

Частная коллекция исторического костюма Васильева — одна из крупнейших в мире. Самые ценные экспонаты — наряды, принадлежавшие княжне Марии Щербатовой, балерине Майе Плисецкой, графиням Жаклин де Богурдон и Ольге фон Крейц. Российские театральные и киноактрисы охотно предоставляют предметы собственного гардероба для пополнения этой коллекции. На ее основе владелец формирует тематические выставки, которые регулярно проводятся в России и за рубежом.

Знаменитость учредил своеобразный вариант «мишленовской звезды» за высокую эстетику дизайна интерьера. Награда в виде керамической лилии изготовлена вручную, у каждой — персональный номер для определения подлинности. «Лилия Александра Васильева» вручается преимущественно за дизайн общественных интерьеров, открытых для публики: различных кафе, вокзалов, публичных галерей. Фотографии, запечатлевшие процесс создания барельефа, размещены в «Инстаграме». Там же Александр подробно рассказывает об очередном лауреате.

В 2009 году Васильев заменил Вячеслава Зайцева на посту главного судьи в телешоу «Модный приговор», в котором работает совместно с Эвелиной Хромченко.

Безусловно, такой богатый опыт стоит передать потомкам. Перу Александра Васильева принадлежат более трех десятков книг, посвященных истории моды и стилю русских эмигрантов начала ХХ века. «Красота в изгнании» переиздана 6 раз. В планах у художника — выпуск мемуаров Татьяны Лесковой, правнучки писателя Николая Лескова, примы-балерины русского балета и директора балета в Бразилии.

Личная жизнь

Мэтр был фиктивно женат. Брак выпускник Школы-студии МХАТ заключил для получения французской визы, чтобы воссоединиться с однокурсницей Марией Лавровой, которая после замужества матери уехала в Париж. Француженка Анна Мишлин Жан Бодимон, дочь состоятельного фабриканта и судьи, тогда учила в Москве русский язык и согласилась помочь с получением визы.

Приехав во Францию, Александр узнал, что Маша нашла другого мужчину, местного журналиста. Лаврова родила от него дочь, но замуж не вышла, а со временем возобновила общение с Васильевым.

Союз телеведущего с Анной продержался еще 5 лет, но потом супруги расстались. Васильев сблизился с ассистенткой Стефанией. Девушка отказалась переезжать из Исландии во Францию, и брак рухнул. После этого личная жизнь Александра связана только с искусством. Как иногда шутит мужчина, он женился на моде и счастлив в таком супружестве.

Васильев обожает путешествовать. Рим — самое красивое место на Земле. Нравятся ему Париж, Санкт-Петербург, Стамбул и Буэнос-Айрес. За границей он ходит по блошиным рынкам, где собирает всевозможные «премиленькие штучки», а порой и антикварные вещи, которыми набиты пять его домов. Жилье декоратора оформлено в старинном, немного эклектичном стиле. Не у всех предметов интерьера, возможно, есть прикладное предназначение, но они красивы и оригинальны.

Александр Васильев сейчас

В 2019-м «Модному приговору» исполнилось 12 лет, и 10 из них в центре студии в роли судьи восседает Александр Васильев.

За это время у телеведущего ни разу не возникло чувства, что наступил «день сурка»: ужасно одетые гости, жесткие критики, разбор ошибок, волшебное преображение, принятие или отторжение себя нового.

«У меня очень позитивное отношение к жизни. Даже если случаются какие-то неблагоприятные внешние обстоятельства. Это опыт. Нужно помнить, что мы временные жители на Земле, никто не будет жить вечно. Даже те, которые очень этого хотят. Поэтому нужно сделать жизнь приятной для себя и для других».

Биография Александра Васильева

Александр Васильев — всемирно известный театральный художник, дизайнер интерьеров, а также искусствовед и историк моды. Александр Васильев родился 8 декабря 1958 года в Москве в известной театральной семье. Его отец, народный художник России, Александр Васильев старший (1911 — 1990), член-корреспондент Академии Художеств, создатель декораций и костюмов к более чем 300 постановкам на отечественной и зарубежной сцене. Мать, Татьяна Васильева — Гулевич (1924 — 2003), драматическая актриса, профессор, одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ.

С детства Александр Васильев воспитывался в театральной среде. В возрасте пяти лет Александр создал свои первые костюмы и декорации для кукольного театра, тогда же принимал участие в съёмках детских передач на советском телевидении «Театр Колокольчик» и «Будильник». Свой первый спектакль-сказку «Волшебник Изумрудного города» оформил в 12 лет, проявив необычайные способности к театральному оформлению и созданию костюмов. Особое влияние на юного художника оказал пример отца, не только классического декоратора, но и создателя сценических костюмов для Любови Орловой, Фаины Раневской, Игоря Ильинского. В 22 года А. Васильев окончил Постановочный факультет Школы Студии МХАТ. Затем работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной. В 1982 году переехал в Париж, где сразу начал работать для французского театра Ронд Пуант на Елисейских полях, в Студии оперы Бастилии, Люсернер, Картушери, Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевская опера Версаля. Александр Васильев — создатель декораций для опер, театральных постановок, фильмов и балетов для многих известных театров и трупп. Например, с ним сотрудничали Национальный театр в Лондоне, Шотландский балет в Глазго, Балет Гонк — Конга, Королевский балет Фландрии, Ойя Масако балет в Осаке и Асами Маки Балет в Токио, Национальный балет Мексики, балет Невады, Театр оперы и балета Сантьяго и многие др. Подробнее об этой грани творчества А. Васильева можно узнать в разделе «Спектакли». Театральные эскизы Александра Васильева в 2016 году были признаны национальным достоянием России Министерством культуры и вошли в его фонд.

Александр Васильев читает лекции на 4 языках во многих колледжах и университетах мира в качестве приглашенного профессора по истории моды и сценического дизайна. Александр Васильев — обладатель одной из самых больших частных коллекций костюмов от 18 до 21 веков. Эту коллекцию Александр показывал во многих странах мира — в России, Австралии, США, Чили, Турции, Гонконге, Бельгии, Великобритании, Франции, Италии, Латвии, Литве, Эстонии и др. странах. Награжден за пропаганду русского искусства медалью С.П. Дягилева, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат» и Золотой медалью Академии Художеств России, а также многочисленными премиями в области моды. Дважды лауреат премии «Тобав» в Турции. Александр Васильев — автор книги «Красота в изгнании», выдержавшей более 15 изданий — в 1998, 2000, 2003, 2004, 2005, 2008 гг. и далее — и переведенной на английский язык в Нью-Йорке в 2000 году. В 1998 году книга «Красота в изгнании» была названа лучшей иллюстрированной книгой года. Он — автор книги «Русская мода.150 лет в фотографиях» (Изд-во «Слово», 2004), в которой более 2000 фотографий, посвященных истории русской, советской и постсоветской моды, начиная c 50-х годов XIX века и заканчивая началом XXI века. В книге даны тексты из модных журналов разных эпох, фрагменты интервью с манекенщицами, знаменитыми людьми, киноактрисами, дизайнерами моды. Как социальные, политические и экономические причины повлияли на характер одежды русского человека, как модифицировались силуэт и ткани, как формировались каноны красоты, менялись осанка, выражение лица и блеск в глазах — вот круг вопросов, рассмотренных в книге

Александр Васильев — соавтор книги «Людмила Лопато. Волшебное зеркало воспоминаний». Захаров, Москва, 2003, а затем издательство «Альпина». Также он написал в соавторсте со 100 летней парижской русской балериной Ксенией Триполитовой книгу «Маленькая балерина» изд. Альпина. Всего у Александра Васильева вышло более 30 книг, каталогов выставок и изданий о моде и стиле. Александр Васильев работал для русских изданий журналов «Vogue» и «Harper’s Bazaar» в качестве специального корреспондента в Париже.

С 2002 года Александр Васильев присутствует на телеканале «Культура» в качестве автора и ведущего передачи «Дуновение века». Этот цикл снят на основе книги «Красота в изгнании». В 2005 году телеканал «Культура» начал трансляцию нового 10-серийного телесериала «Дуновение века — 22», снятого по мотивам книги «Русская мода.150 лет в фотографиях». С 1994 года Александр Васильев много времени уделяет мастер-классам и курсам лекций в российских университетах и колледжах. С 2000 года под руководством Александра Васильева в Самаре проходит фестиваль моды «Поволжские сезоны Александра Васильева». В октябре 2003 года в Москве открылась дизайн-студия «Интерьеры Александра Васильева». Цель нового проекта — представить богатую русскую традицию в парижском лоске. В России Александр Васильев читает лекции на факультете «Менеджмент и теория моды» в Московском государственном университете, в лекционных залах Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Владивостока, Уфы, Перми, Барнаула, Мурманска и многих других городах.

В феврале 2004 года прошла выставка «Русский интерьер в фотографиях», на которой Александр Васильев представил 55 редких фотографий, ранее никогда не публиковавшихся и не выставлявшихся, посвященных теме русского интерьера XVIII, XIX и начала XX века. Ее результатом стала книга «Русский интерьер в старинных фотографиях» Изд «Слово» Москва. В том же издательстве вышла книга «Русский Голливуд» — ставшая также бестселлеров.

Александр Васильев руководит в издательстве «Этерна» серией книг о моде «Les memoires de la mode», книги из которой пользуются заметной популярностью.

Многочисленные выставки из коллекции Александра Васильева стали сюжетами авторских видео — фильмов, позволяющих нашим современникам увидеть его выставки в ГУМе, в Музее Москвы, в ХЦ Лейпциг, в Музее А. С Пушкина и за рубежом.

С 2008 года — историк моды Александр Васильев — бессменный модный судья в легендарном ТВ проекте на 1 канале — «Модный приговор» — который ежедневно смотрят более 35 миллионов россиян, а также огромная аудитория во всем русскоязычном мире. В 2015 годы программа «Модный приговор» получила премию ТЭФИ как лучшая развлекательная программа на ТВ.

Александр Васильев о своих родителях:

Используемые источники:

  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-aleksandr-vasilev.html
  • https://24smi.org/celebrity/320-aleksandr-vasilev.html
  • http://vassiliev.com.ru/maestro/bio/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116