Содержание
- 1 Биография
- 2 Детство и юность
- 3 Творчество
- 4 Личная жизнь
- 5 Родион Щедрин сейчас
- 6 Дискография
- 7 Цитаты и афоризмы
- 8 Детство и юность
- 9 Музыкальное образование
- 10 Творчество
- 11 Личная жизнь
- 12 Родион Щедрин сейчас
- 13 Биография Салтыкова-Щедрина: детство и юность
- 14 Михаил Салтыков-Щедрин: творческий путь
- 15 Михаил Салтыков-Щедрин: личная жизнь, последние годы
Биография
Свою жизнь Родион Щедрин посвятил продвижению музыки в массы. Чтобы сыграть его произведения, оркестры и дирижеры выстраиваются в очередь, опубликовать партитуры сочтет за честь любое издательство. Родиона Константиновича именуют классиком при жизни, а выполненные им оркестровки – гениальными хитами с минимальным набором средств при максимальной выразительности.
Детство и юность
Родион Щедрин – москвич, родился в декабре 1932 года, в один день с Бетховеном. Музыка окружала мальчика с раннего возраста. Отец Константин Михайлович закончил духовную семинарию, любил петь и обладал абсолютным слухом.
Благодаря Вере Пашенной он не стал священником, как дед, а отучился в Московской консерватории. Мать Конкордия Ивановна, хотя и не имела специального образования, музыку любила. Бабушка — выпускница Смольного института, что тоже предполагало умение играть на музыкальных инструментах.
Учебе Родиона в школе при консерватории помешала война. Мальчик два раза пытался бежать на фронт, и оба раза дядя, высокопоставленный чиновник, помогал вернуть беглеца. Затем другой брат матери вывез семью в эвакуацию в Куйбышев, где работал помощником у Дмитрия Шостаковича. Композитор помнил, что побывал на генеральной репетиции его Седьмой симфонии.
Чтобы хоть как-то умерить пыл и шалости, родители вознамерились отдать ребенка в Нахимовское училище. Но когда отца позвали преподавать в хоровое училище Александра Свешникова, Щедрин-старший устроил туда и сына. Образование, полученное в этом учебном заведении, оказалось настолько всеобъемлющим, что к его окончанию у Родиона имелась программа как у выступающего пианиста.
В консерватории Щедрин учился на двух факультетах – фортепианном и композиторском, у профессоров Якова Флиера и Юрия Шапорина. Родион прекрасно играл на фортепиано, и в какой-то момент исполнительство захватило настолько, что Щедрин решил, что больше сочинять музыку не будет. К счастью, отговорили.
В область интересов попали не только Шопен, Бах и Рахманинов, но и народный фольклор. У Родиона, как ни у кого, получалось гармонично вплетать этнические элементы в общую композицию. Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, Щедрин назвал «Озорные частушки».
На 4 курсе Родиона включили в Союз композиторов. Позднее, став его руководителем, стремился следовать принципам прежнего, Дмитрия Шостаковича, – помогать коллеге-музыканту в чем только можно.
Творческая биография самого Щедрина складывалась довольно счастливо. Родион Константинович говорил, что при советской власти подавляющему большинству композиторов грех было жаловаться.
Творчество
Смелость творчества Щедрина обусловлена тем, что он — представитель поколения шестидесятников, времени, когда отвергались догмы и во главу угла ставилась индивидуальность. Собственное высказывание о том, что музыка всегда должна оставаться музыкой, композитор подкреплял тем, что не пытался прогнуться под мнение критиков и «что-то там подправить». А последние 20 лет, по собственному признанию, Родион Константинович вообще перестал читать рецензии.
Щедрин любит писать по мотивам русской классики, считает, что нет смысла ходить проторенными тропами и искать «больше того, что написано великими людьми на материнском языке». Своей музыкой Родион давно снял вопрос о национальности, ведь русское —
«это уже моя данность, моя культура, язык, ментальность, мои предки, мои истоки».
Опера как жанр – вечна. Таково мнение Родиона Щедрина. Композитор писал не только музыку, но и либретто. С первой оперой, «Не только любовь», помог муж Лили Брик – Василий Катанян. Премьера прошла в Большом театре, за дирижерским пультом стоял Евгений Светланов, а главную партию исполняла Ирина Архипова. Позднее постановки осуществляли Борис Покровский и Юрий Александров.
Затем из-под пера Щедрина вышли «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка», «Левша». Последняя, к слову, написана специально для Валерия Гергиева и Мариинского театра. «Очарованного странника» Родион Константинович посвятил американскому виртуозу, обладателю трех «Грэмми» Лорину Маазелю. Первой постановкой «Лолиты» дирижировал Мстислав Ростропович.
Есть в копилке маэстро и вокальные произведения. Среди них — шесть хоров из «Евгения Онегина» Пушкина, акапельные сочинения на стихи Александра Твардовского и Андрея Вознесенского.
Щедрин не запирается в рамках академизма. Композитор написал музыку для трех кинофильмов Александра Зархи – «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой и Василием Лановым, «Люди на мосту» с Василием Меркурьевым, а слова «Не кочегары мы, не плотники» из «Высоты» напевали по всему Союзу. Творчество Родиона Константиновича пришлось по душе режиссерам Юрию Райзману и Сергею Юткевичу. Прозвучали щедринские произведения и в классике советской мультипликации «Петушок-золотой гребешок» и «Колобок».
Личная жизнь
Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.
Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа. Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года. После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.
Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».
Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:
«Вот станцую премьеру, не зря же столько репетировали. А потом подумаем о детях».
Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.
Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.
В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.
Родион Щедрин сейчас
В конце 2017 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.
Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку — «Сочинение для хора. А капелла».
Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.
Новых контрактов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.
Дискография
- «Shchedrin: Music for Cello and Piano». Raphael Wallfisch, Родион Щедрин
- «The Lady with a Lapdog». Оркестр Большого театра п/у Александра Лазарева
- «Shchedrin: Carmen-Suite — Satie: Gymnopédies». Dennis Russell Davies, Stuttgart Chamber Orchestra
- «Shchedrin: Carmen Suite & Respighi: La Boutique fantasque». Anton Nanut, Sofia Symphony Orchestra, Slovenian Symphony Orchestra, Ivan Marinov
- Родион Щедрин. Тетрадь для юношества. Эхо-соната. Автопортрет
- Родион Щедрин. «Левша». Симфонический оркестр Мариинского театра
- Rodion Shchedrin: The Little Humpbacked Horse & Chamber Suite. The Moscow Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Musical Theatre Orchestra
Цитаты и афоризмы
Русская литература — пускай это не звучит чрезмерно патриотично — самая богатая литература в мире.
Безразличие, которое, конечно, есть в каждой стране («нет пророка в своем отечестве»), в нашей всегда принимает болезненные формы. Ведь самые крупные силы уехали из страны и находили признание на Западе.
Люди приходят, уходят, негодуют, бросают то камни, то чепчики в воздух, но опера вечна. Все уйдет, конечно, может быть, и Земля погибнет — мне тогда очень жалко будет и Бетховена, и Баха, и Чайковского, и Вагнера.
Мне кажется, умнее Толстого никто не сказал. Он говорил: «Какое современное? Я пишу для вечности».
Музыка владеет какой-то такой могучей, необъяснимой силой воздействия на эти все наши приоткрытые нервы, эмоции, солнечное сплетение, сердце, кровообращение и прочие наши органы.
Я стремлюсь быть самим собой и думаю, это – главное, что мне удалось за прожитую жизнь, несмотря на все перемены географические, социологические, экономические.
Я думаю, что в первую очередь совершенно необходимо быть оснащённым знанием того, что делали люди до тебя. Ну как можно построить автомобиль, не зная, как делали этот автомобиль до вас, не зная, что нужно четыре колеса, мотор, клапаны, руль и так далее.
Каждый идёт своим путём. В любые века, никогда никто художнику, кроме Господа Бога, не помогал, не разжёвывал, не кормил с ложечки. Каждому художнику надо было пробивать лбом стену по разным причинам.
Классическая музыка — это никакая не элитарная музыка. Может быть, ныне воинствующие люди, верующие в эту «религию» авангарда, выделяют музыку в такую тайну за семью печатями. «Вы не поймёте, вы глупые, но через сто пятьдесят лет нас вспомнят и будут играть». Не вспомнят! И играть не будут!
Детство и юность
16 декабря 1932 года в Москве родился будущий композитор Родион Щедрин. Удивительно, но в тот же день, только намного раньше, появился на свет выдающийся композитор Бетховен.
С первых дней своей жизни Родион просто «утопал» в мире музыки. У его отца, выпускника духовной семинарии, был удивительный дар. Имея абсолютный слух, он с одного раза запоминал музыкальное произведение и мог сыграть его на любом инструменте. Кроме этого, отец любил петь.
Щедрин-младший с раннего детства был очень талантлив. Заметив это, в семье не настаивали на том, чтобы мальчик стал священнослужителем, как его дед. При участии великой актрисы В.Пашенной, он окончил Московскую консерваторию.
У матери композитора, Конкордии Ивановны, не было музыкального образования, но она также была не безразлична к этому прекрасному виду искусства. Его бабушка училась в Смольном институте, где обучение игре на музыкальных инструментах было обязательным предметом.
Когда юный Родион учился в школе при консерватории, началась война, что сказалось на учебе. Щедрин, как и многие другие ребята, не раз сбегал из дома, чтобы попасть на фронт.
Только стараниями его дяди, который в то время занимал высокий пост, парнишку возвращали домой. Позже другой дядя, брат матери и по совместительству помощник самого Д. Шостаковича, вывез семейство в Куйбышев.
В своих воспоминаниях Щедрин рассказывал, как однажды ему повезло присутствовать на генеральной репетиции знаменитой Седьмой симфонии.
Чтобы воспитать в сыне серьезность и степенность, родители приняли решение отправить мальчика на учебу в Нахимовское училище.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Биография Марата Башарова.
Музыкальное образование
Но, как известно, спорить с судьбой бесполезно. Если мальчику было суждено стать музыкантом, обстоятельства складывались именно так, чтобы он начал учиться музыке.
Когда в 1944 году отца Родиона пригласили преподавать историю и теорию музыки в новом московском хоровом училище, которым руководил дирижер А.В. Свешников, К.М. Щедрин попросил принять в училище его сына.
Как оказалось, отец принял правильное решение. Пение в хоре мальчиков не только увлекло сына, но и позволило открыть в нем настоящие музыкальные способности.
Именно с этим временем связано написание первых музыкальных композиций. Ученикам посчастливилось не один раз слушать в стенах училища Шостаковича, Хачатуряна, Флиера, Рихтера, Гилельса и Козловского. Через 3 года после зачисления в училище, юный Родион стал победителем организованного среди учащихся композиторского конкурса.
Сомнений в том, что Щедрин-младший имеет удивительные способности, ни у кого не возникало. Дальнейшая дорога юного композитора лежала в консерваторию.
С 1950 года Щедрин начинает учиться в Московской государственной консерватории им. Чайковского. Кстати, он выбрал сразу два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Молодому человеку очень повезло, так как его педагогом по классу фортепиано был Народный артист СССР Я.В. Флиер.
Будучи именитым композитором, Щедрин не упускал возможности рассказать о своей удаче стать учеником самого Флиера. Благодаря стараниям педагога, Родион не только овладел фортепиано, но и познал закономерности и смысл музыкального искусства.
Судьба свела юношу еще с одним замечательным педагогом, Ю.А. Шапориным. Знаменитый композитор и дирижер давал студентам знания по классу композиции.
После окончания консерватории (в 1955 г.) Щедрин в течение 4-х лет был аспирантом Шапорина.
Творчество
Являясь представителем поколения шестидесятых, Щедрин выступал за индивидуальность в творчестве. Он смело уходил от устоявшихся норм и не делал чего-то в угоду критикам. Композитор считал, что музыка всегда должна оставаться музыкой.
Даже если рецензии оказывались нелестными, он не спешил перерабатывать свое произведение. Более того, по утверждениям самого Щедрина, он уже около 20 лет не читает отзывы о своих работах.
Русская классика – это результат колоссального труда выдающихся поэтов и писателей. Родион Константинович предпочитает работать именно по мотивам классических произведений, написанных на «великом и могучем» языке.
Перед ним никогда не стояла проблема выбора национальности ни в жизни, ни в творчестве. Все русское он считает своим – своими истоками, своей культурой, своей ментальностью и языком. Опера, по мнению композитора, это жанр искусства, который был, есть и будет всегда.
Щедрин создавал музыкальные произведения и писал либретто. «Не только любовь» — его первая опера. Помощь в работе над ней оказывал В. Катанян, супруг Л. Брик.
Премьера состоялась в Большом театре. Главную женскую партию исполнила великая оперная певица И. Архипова, дирижировал Е. Светланов. За постановку оперы также брались Б. Покровский и Ю. Александров.
Следующими работами композитора стали оперы «Боярыня Морозова», «Левша» и «Рождественская сказка». «Левшу» Щедрин писал именно для В. Гергиева и легендарной Мариинки.
«Очарованный странник», одна из следующих работ композитора, была посвящена американскому дирижеру и блистательному скрипачу Лорину Маазелю, который имеет в своем арсенале три премии «Грэмми». Большой честью для Щедрина был тот факт, что на премьере «Лолиты» за дирижерским пультом стоял великий М. Ростропович.
Среди вокальных произведений Родиона Константиновича стоит отметить: хоры из «Евгения Онегина», написанного по мотивам произведения А.С. Пушкина, а также сочинения на стихи А. Твардовского и А. Вознесенского, исполняемые акапельно.
Композитора влекло все новое, поэтому он стремился работать в разных направлениях, а не замыкаться только на академической музыке. В его творческой копилке есть прекрасная музыка, написанная к кинокартинам знаменитого советского режиссера А. Зархи: «Анна Каренина» с участием Т. Самойловой и В. Ланового, «Люди на мосту» с В. Меркурьевым. А знаменитую песню из кинофильма «Высота» знали все, от мала до велика.
Советские режиссеры Ю. Райзман и С. Юткевич не раз обращались к творчеству знаменитого композитора. Не обошлись без его талантливых творений и советские мультипликаторы. Кто не помнит музыку Щедрина в «Колобке» и «Петушке-золотом гребешке»?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Евгений Миронов: личная жизнь.
Личная жизнь
Личная жизнь композитора сложилась очень удачно. Его верной супругой и истинной музой на протяжении 57 лет была великая русская балерина Майя Плисецкая.
Родион Константинович безумно любил супругу. Не забывая дарить цветы, он часто делал такие подарки, которым можно только позавидовать. Для своей жены и талантливейшей балерины он создал «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой» и удивительную «Кармен-сюиту».
Их первая встреча состоялась во время вечера, который Лиля Брик устроила в честь французского актера Ж. Филиппа.
Именно Брик предложила Щедрину присмотреться к очаровательной девушке, которая очень точно напевала музыку из балета, написанного С. Прокофьевым. Тогда они просто познакомились, а вот на свидание пошли только через 3 года. Отпуск, который они провели вдвоем, стал началом их долгой совместной жизни.
Несмотря на то, что Щедрин часто оставался незамеченным в свете сияния славы его супруги, он никогда по этому поводу не огорчался. Плисецкая боготворила супруга и считала, что их встреча – подарок судьбы.
О том, как развивались их отношения, и как зародилась великая любовь, супруги рассказали в своих книгах. Балерина стала автором двух книг: «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя». Перу ее мужа принадлежат «Автобиографические записи».
К сожалению, детьми гениальная балерина и знаменитый композитор так и не обзавелись. Однажды, присутствуя на передаче В. Познера, Щедрин дал понять, что всю свою жизнь они откладывали появление детей, так как слишком много времени уделяли карьере. Родион Константинович всегда мечтал о детях, но так случилось, что он остался без наследников.
Их пара была настолько известной, что о них ходило много легенд и слухов. Поговаривали, что квартиру в Мюнхене Щедрин получил в подарок от немецкой актрисы Марии Шелл, сестры М. Шелла, бывшего супруга Н. Андрейченко. Композитор подтверждает дружбу с семьей Шеллов, но был ли сделан такой дорогой подарок, он не уточняет.
Когда возникли слухи о том, что якобы актриса пыталась покончить с собой, так как композитор не отвечал ей взаимностью, — он их также не подтвердил.
По его словам, в то время, когда произошло это неприятное событие, он жил в Англии. О том, что случилось, говорилось во всех СМИ.
После смерти Плисецкой в его доме в Мюнхене не осталось иных фотографий, кроме снимков любимой супруги. Хотя одно дорогое ему фото он все же оставил.
На нем Щедрин запечатлен вместе с Леонардом Бернстайном. Он очень уважительно и с трепетом относится к творчеству выдающегося музыканта, считая его человеком, обладающим абсолютной свободой во всем: и в поступках, и в словах, и в чувствах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Биография Валерия Леонтьева.
Родион Щедрин сейчас
В 2017 году Щедрин отметил 85-летний юбилей. Этому событию был посвящен выход документального фильма «Страсти по Щедрину». В столице и других городах страны организовывались фестивали, на которых выступали талантливейшие российские музыканты.
Среди них стоит отметить симфонический оркестр Мариинки под руководством В. Гергиева, Российский национальный оркестр под руководством М. Плетнева и другие знаменитые коллективы.
В свои солидные годы Щедрин не собирается просто почивать на лаврах славы. Он все также пишет музыку. К собственному юбилею он представил новое произведение – «Сочинение для хора. А капелла».
В 90-е годы композитор переехал в Германию. Когда в 2018 году проходили выборы Президента РФ, Щедрин вместе с балетмейстером И. Зеленским пришел на выборный участок, находившийся в Генеральном консульстве РФ, и отдал свой голос.
Родион Константинович по-прежнему полон творческих сил и идей, но от новых контрактов он отказывается. Предложений поступает столько, что выполнить их просто невозможно.
Посмотрите видео. Главная роль. Родион Щедрин:
Отец русской сатиры — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — умело подмечал недочеты государственного устройства России, бюрократизм системы и деградацию элиты. Все это стало предметом его литературных изысканий. Биография Салтыкова-Щедрина — яркий пример самоотверженного беззаветного служения обществу. Поинтересуйтесь фактами из жизни великого сатирика, его творческим наследием.
Биография Салтыкова-Щедрина: детство и юность
Тверская губерния, родовое имение помещиков Салтыковых (село Спас-Угол) — малая родина талантливого русского писателя-сатирика. Здесь через год после декабристского восстания, в 1826-м, в семье Евграфа Васильевича Салтыкова, женившегося на дворянке Ольге Забелиной, младшей его на 25 лет, родился шестой ребенок — Михаил.
Детство Михаила Евграфовича прошло в большом доме, который располагался практически на голом месте и не славился уютом. Дом напоминал серую коробку, к которой примыкали множественные постройки для дворовых, скота, клетушки для припасов, погреба. За имением тянулась болотистая равнина, на которой росли хвойные леса.
Салтыков-Щедрин, биография которого берет начало в этом угрюмом месте, не особо любил мать:
- Она была властной и жесткой женщиной, которая за короткий период не только возродила практически полностью разоренное имение мужа, но и удесятерила семейное состояние.
- Дети видели родительницу только тогда, когда та считала необходимым наказать наследников за непослушание, о котором ей сообщали гувернеры. Позже писатель вспоминал, что уже в 2-летнем возрасте хорошо знал, что такое порка розгами.
Домашнее воспитание, которое получил Салтыков-Щедрин, было недостаточным. Грамоте его обучал крепостной Салтыковых художник Павел Соколов, который позже стал прототипом одного из персонажей в произведении «Пошехонская старина».
Когда ребенок освоил грамоту и научился читать, для его дальнейшего обучения пригласили священника. Затем образованием Миши занималась старшая сестра, студент, который учился в Московской духовной академии.
В десятилетнем возрасте мальчик сдал экзамены в Московский институт для дворян, куда был принят сразу в 3-й класс. В то время этот пансион входил в число лучших прогрессивных заведений, где обучались многие знаменитые писатели и поэты, среди которых:
- Василий Андреевич Жуковский.
- Александр Сергеевич Грибоедов.
- Григорий Петрович Данилевский.
- Михаил Юрьевич Лермонтов.
Краткая биография Салтыкова-Щедрина рассказывает, что спустя два года после поступления в институт за выдающиеся заслуги в учебе Михаила перевели учиться в Царскосельский лицей за казенный счет, где будущий знаменитый писатель начал творческую деятельность.
Михаил Салтыков-Щедрин: творческий путь
Первые пробы пера знаменитого писателя приходятся на период пребывания в Царскосельском лицее.
Салтыков-Щедрин, годы жизни которого связаны с литературой, начал писать вольнодумные стихотворения. Невзирая на то что после выпуска за выдающиеся успехи в учебе он должен был получить ранг титулярного советника, за неподобающее поведение Михаилу Салтыкову дали только коллежского секретаря.
После лицея (1845) Салтыков-Щедрин идет работать в военную канцелярию. В этот период Михаил Евграфович пишет заметки, ряд повестей, среди которых такие известные работы, как «Запутанное дело», «Противоречие».
Литературная деятельность писателя в 1848 году привела его к ссылке в Вятку, где он провел семь лет. Здесь Салтыков-Щедрин начал службу в ранге канцелярского чиновника, а позже стал советником в правлении губернии. В 1855-м литератор покинул место ссылки и стал чиновником министерства внутренних дел.
Годы жизни Салтыкова-Щедрина в ссылке не прошли даром. Накопленный опыт и материалы, которые автор собрал в наблюдениях за повседневной жизнью общества, помогли писателю творить с еще большим желанием. Его «Губернские очерки», опубликованные в «Русском вестнике», практически с первого выхода становятся популярными и любимыми у разных слоев российского общества.
После возвращения из ссылки Салтыков-Щедрин становится вице-губернатором Рязани (1858), а немного позже занимает такую же должность в Твери. В этот период автор много пишет и публикуется в различных изданиях, среди которых:
- «Атенея».
- «Русский вестник.
- «Библиотека для чтения».
- «Современник».
- «Московский вестник».
- «Время».
- «Московские ведомости».
Позже опубликованные в это время работы автора были собраны и выпущены в сборниках произведений «Невинные рассказы», «Сатира в прозе», которые трижды переиздавались при жизни автора и многократно после его смерти.
В 1864 году Салтыкова-Щедрина назначают управляющим казенной палаты в Пензе, а позже в Туле, Рязани. В этот период писатель практически не занимается творчеством: с 1865-го по 1867-й публикует лишь одну статью под названием «Завещание моим детям».
Но жажда творчества не покидает Щедрина. Когда издание «Отечественные записки» возглавляет Некрасов (1868), Михаил Евграфович уходит с государственной службы и становится сотрудником журнала. Позже он занимает руководящую должность, а спустя 10 лет, когда умирает Некрасов, занимает пост главного редактора.
В эти годы из-под его пера выходит множество произведений, среди которых:
- «Письма из провинции».
- «Помпадуры и Помпадурши».
- «История одного города».
- «Культурные люди».
- «Господа Головлевы».
- «Благонамеренные речи».
Во время работы в «Отечественных записках» писатель публикует свои работы исключительно в этом издании.
В 1884 году происходит значительное для автора событие — «Отечественные записки» закрыли. Это стало большим ударом для Щедрина. После этого автор публиковал практически все произведения в издании «Вестник Европы».
Михаил Салтыков-Щедрин: личная жизнь, последние годы
Запрет любимого издания автора («Отечественные записки»), которому он отдавал все силы, подорвало здоровье Салтыкова-Щедрина. Силу впечатления от закрытия журнала автор изобразил в сказке «Приключения с Крамольниковым», а также в «Пестром письме».
Разрыв связи писателя с публикой был для Щедрина болезненным. Он ощущал себя одиноким, начал болеть. Последние годы жизни талантливого автора — медленная агония: Салтыков несчастен, но продолжает творить, пока рука может удерживать перо.
Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина всегда отличались свободой мысли и особой внутренней силой, а его произведения последних лет: «Пошехонская старина», «Забытые слова», «Сказки», «Мелочи жизни» — не уступают лучшим произведениям, написанным в молодые годы.
Михаил Салтыков-Щедрин женился на дочери вице-губернатора Вятки Елизавете Болтиной. Супруги не разделяли общих взглядов на жизнь и получили разное образование. Но, несмотря на то что союз был сложным, в нем не было взаимопонимания, супруги прожили вместе до конца жизни.
Жена Лиза переписывала произведения мужа, была отличной хозяйкой и родила ему сына Константина и дочь Елизавету. К сожалению писателя, горячо любимые им дети не обладали даже долей литературного таланта и ничем себя не проявили.
Последние месяцы яркой и богатой творческими достижениями жизни Михаил Евграфович провел в постели. Его смерть наступила в 1889 году вследствие осложнений от простуды.
Выдающийся писатель оставил огромное творческое наследие. Его произведения ценны обличительным пафосом и практически хронологическим изложением важных событий, происходивших в обществе России. Проза Михаила Щедрина поставила его в ряд с такими известными авторами, как Антон Павлович Чехов, Федор Михайлович Достоевский.
Творчество Салтыкова-Щедрина вошло в культурное мировое наследие, а его произведения продолжают будоражить умы и жить в сердцах читателей современного мира.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1877939-biografia-saltykova-sedrina-licnaa-zizn-i-tvorcestvo-pisatela.html
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/14770-rodion-shchedrin.html
- https://grammio.com/8181-biografiya-rodiona-shhedrina
- https://www.nur.kz/1877939-biografia-saltykova-sedrina-licnaa-zizn-i-tvorcestvo-pisatela.html