«Гайдай любил «Да бэ че до!». Семейные тайны Нины Гребешковой

Биография

Нина Павловна Гребешкова – актриса советского и российского кино и театра, заслуженная артистка РФ, получившая всесоюзную известность после участия в фильмах Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

62714_8675d8b513.jpg
Актер Нина Гребешкова

Девочке повезло с педагогами – ее учили преподаватели Фрунзенской академии. В школу Нина ходила с удовольствием, мечтала стать учительницей младших классов. Ей нравилось общаться с детьми. В то время о ВГИКе будущая актриса даже не знала.

Вмешался случай. В десятом классе она пришла на день рождения к своей подруге и разговорилась с ее отцом, поэтом Владимиром Луговским. Он рассказал Нине Гребешковой о профессии актрисы, предложил ей попробовать себя в этой роли.

12829752247.jpg
Нина Гребешкова в молодости

После школы девушка за компанию с Марией Луговской подала документы в театральный институт и поступила с первого раза на курс Герасимова. Свой курс во ВГИКе Нина Павловна называет пестрым, потому что в одной аудитории находились зрелые серьезные люди (Василий Ордынский и Яков Сегель) и легкомысленная молодежь, которая постоянно смеялась и радовалась жизни.

Фильмы

Сниматься в кино Нина Гребешкова начала уже на первом курсе. Ее дебют – эпизод в картине «Смелые люди», где она сыграла девочку с куклой. После показа фильма весь переулок Гагаринский, где жила Нина Гребешкова, считал ее кинозвездой. Так началась творческая биография артистки. В начале 50-х последовали эпизодические роли в комедии «Спортивная честь» и короткометражке «Сеанс гипноза».

Нина Гребешкова в фильме «Честь товарища»

В 50-е годы Нина Гребешкова стала любимицей миллионов советских зрителей. Сначала она играла школьниц, затем появлялась на экране в образах мам и учителей. Ей повезло сниматься у мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева в фильме «Испытание верности», где снялись также Сергей Ромоданов, Марина Ладынина, Василий Топорков.

В 1956 году вчерашняя выпускница ВГИКа появилась на экране в комедии о комсомольцах, которые основали совхоз на казахской целине – «Беспокойная весна». Через год актриса засветилась в драме о казахской девушке — революционерке «Ботагоз». В этом же году фильмография Гребешковой пополняется ролью в детском фильме-сказке «Звездный мальчик». В 1959 году с участием Нины Павловны вышло две картины – военный фильм «Девочка ищет отца» и экранизация «Муму».

Нина Гребешкова в фильме «Муму»

Первым фильмом Гайдая, в котором снялась Нина Гребешкова, стала киноповесть «Трижды воскресший» о судьбе небольшого парохода «Орленок». После забвения судно отреставрировали и пустили в очередное плавание по Волге. В фильме был собран звездный актерский состав – Алла Ларионова, Всеволод Санаев, Надежда Румянцева. Нине Гребешковой досталась роль Зои Николаевны, директора школы. Фильм не получил всесоюзной популярности, но стал хорошей школой для режиссера.

Настоящий успех начался с «Кавказской пленницы». Гайдай предложил Нине сняться в комедии – та, не задумываясь, поехала с ним на Кавказ. Для этого Гребешковой пришлось отказаться от другого заманчивого предложения. В «Кавказской пленнице» Нина Павловна сыграла медсестру из психбольницы. После этого актриса появлялась почти во всех картинах Леонида Гайдая и Георгия Данелия.

Юрий Никулин и Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука»

Данелия давал Гребешковой сценарий и говорил: «Выбирай любую роль». Нина появлялась на экране в разных образах, но запомнилась по комедиям. Многие картины с участием актрисы ушли в прошлое, не выдержав испытания временем, а «Бриллиантовая рука» и «Не может быть!», в которых Нина Гребешкова сыграла центральные роли, зрители с удовольствием смотрят и сегодня. Единственным фильмом Леонида Гайдая, в который не попала Нина Гребешкова, стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию».

В 1982 году Нина Гребешкова снялась в самом кассовом фильме сезона – «Спортлото — 82», который в СССР посмотрело 55 миллионов зрителей. Актрисе досталась роль Клавдии Антоновны, тети главного героя Константина (Альгис Арлаускас).

Нина Гребешкова в фильме «Спортлото — 82»

Личная жизнь

Нина Гребешкова прожила в браке с Леонидом Гайдаем более 40 лет. Личная жизнь актрисы и кинорежиссера сложилась счастливо. Молодые люди познакомились во ВГИКе. Леонид сразу заметил маленькую хохотушку, но не думал, что Нина станет музой на всю жизнь. Гайдай был старше Гребешковой на 8 лет, прошел войну, был ранен в ногу. Страстью Леонида в то время было кино, но в актрисе молодого режиссера покорили искренность и простота, неиссякаемый оптимизм.

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай

Однажды Гребешкова сделала замечание Леониду Гайдаю по поводу грязной рубашки. Мужчина, тронутый такой заботой, признался девушке в любви. Нина шутливо сказала: «Большая разница в росте, плохо будем смотреться вместе». Но вскоре пара расписалась.

Свадьбу отпраздновали скромно. Молодожены поселились в небольшой комнате у родителей Нины Гребешковой. Актриса с первых дней поняла, что живет с гением и приняла это. В первую очередь, девушка стала заботливой женой режиссера, а уже затем -актрисой. Через несколько лет супруги переехали в собственную 3-комнатную квартиру. Бытом занималась Гребешкова: Нина Павловна признается, что забивать гвозди и менять лампочки приходилось самой.

Нина Гребешкова с дочерью

После окончания школы Оксана поступила в экономический вуз и, будучи студенткой, вышла замуж. Получив высшее образование, девушка сделала профессиональную карьеру в банковской сфере. В семье дочери Гайдая и Гребешковой тоже родилась дочь — Ольга Худякова. Девушка пошла по стопам матери и получила экономическое образование.

Нина Гребешкова

Нина Гребешкова сейчас

В 2016 году с участием актрисы вышел фильм-катастрофа Николая Лебедева «Экипаж». Нина Гребешкова исполнила роль пожилой пассажирки самолета, который, прилетев в южную страну, оказался в эпицентре извержения вулкана. В основной актерский состав картины вошли Данила Козловский, Владимир Машков, Елена Яковлева, Агне Грудите, Катерина Шпица. В России кинокартину посмотрели более 5 миллионов зрителей, при этом создатели собрали $ 22 млн.

Нина Гребешкова в фильме «Экипаж»

В 2015 году съемочная группа и дизайнеры передачи «Идеальный ремонт» побывали на загородном участке у заслуженной артистки РФ. После работы мастеров дача полностью преобразилась и стала пригодной для круглогодичного пребывания.

Фильмография

  • 1950 — «Смелые люди»
  • 1954 — «Испытание верности»
  • 1960 — «Трижды воскресший»
  • 1966 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1968 — «Бриллиантовая рука»
  • 1968 — «Доживем до понедельника»
  • 1971 — «12 стульев»
  • 1975 — «Не может быть!»
  • 1976 — «Дни хирурга Мишкина»
  • 1982 — «Спортлото-82»
  • 1988 — «Это было прошлым летом»
  • 1989 — «Частный детектив, или Операция «Кооперация»
  • 2002 — «Каменская-2»
  • 2016 — «Экипаж»

Биография Нины Гребешковой

Нина Гребешкова – советская театральная и киноактриса, чье имя тесно связано с именем талантливого комедиографа Леонида Гайдая. Она была его музой и любимой женой, хотя не сыграла ни одной главной роли в знаменитых фильмах своего мужа.

На фото: Нина Гребешкова

Всесоюзная слава пришла к Гребешковой с появлением в картинах «Бриллиантовая рука» (жена Горбункова), «12 стульев» (Мусик/царица Тамара), «Спортлото-82» (тетя Клава), снятыми ее мужем. В 2001 году актрисе было присвоено звание Заслуженной артистки России.

Детство, юность, семья

Нина родилась осенью 1930 года в рабочей семье москвичей Павла и Екатерины Гребешковых, которые уже воспитывали двоих мальчиков – Николая и Валентина. Мама работала швеей, а отец специализировался на малярном деле и был хорошим орнаменталистом. Когда Ниночка пошла в первый класс, она сразу стала представлять себя на месте педагога. Поэтому, когда ей задавали традиционный вопрос: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» она неизменно отвечала, что учительницей. В начале 40-х война внесла коррективы в судьбы людей — весь советский народ встал на борьбу с фашизмом. Ушел на фронт и глава семьи Гребешковых, а мама с тремя детьми отправилась в эвакуацию под Пензу. Семья поселилась в деревеньке Сурьмино, там же пребывал и женский педсостав академии имени Михаила Фрунзе. Женщины преподавали в местной школе, куда Ниночка и пошла в третий класс, еще больше утвердившись в своем решении стать учительницей.

Нина Гребешкова в молодости

Когда по окончании войны Гребешковы вернулись в Москву, Нина продолжила учебу в школе для девочек. Однажды в выпускном классе ее пригласила к себе на день рождения Маша Луговская, дочка известного поэта Владимира Луговского. Нина веселила компанию, читая стихи и демонстрируя одноклассницам актерское мастерство рассказчика. Папа именинницы спросил, собирается ли она получать высшее образование. Услышав о педагогическом вузе, стал убеждать Нину попробовать свои силы на актерском поприще. Дочь Луговского, Маша, собиралась поступать во ВГИК, и поэт уговорил Гребешкову составить ей компанию. Девушка не была уверена в собственных силах — конкурс на место насчитывал более сотни претендентов. Но улыбчивая и непосредственная Нина прошла в институт с первой попытки. И даже еще не приступив к учебе, получила свою первую маленькую роль в кино. В 1950 году она сыграла Надю Воронову с куклой в фильме Константина Юдина «Смелые люди». Эта роль далась Нине легко – она была тоненькой и невысокой. Впоследствии Нина тоже не раз играла подростков.

Нина Гребешкова во время учебы во ВГИКе

В начале 50-х, когда Нина училась во ВГИКе, соседи и мальчишки в Гагаринском переулке, где жили Гребешковы, стали немеренно гордиться тем, что рядом живет настоящая «звезда», хотя студентка-первокурсница себя таковой не считала и лишь заливисто хохотала, когда дружная толпа мальчишек провожала ее по утрам на остановку троллейбуса. Нину все больше поглощала учеба и желание стать настоящей актрисой, такой, как те, кого раньше она видела лишь в кинотеатре.

Начало кинокарьеры

50-е годы были для Гребешковой насыщенными событиями и съемками. Она снялась в комедийной короткометражке Ханана Шмайна «Сеанс гипноза» (1953) вместе с легендарными Алексеем Грибовым, Сергеем Мартинсоном и Михаилом Яншиным. Затем она была приглашена в семейную картину Николая Лебедева «Честь товарища» (1953) на роль Гали Богачевой.

Нина Гребешкова в фильме «Честь товарища»

С Сергеем Ромодановым и Мариной Ладыниной снялась в фильме Ивана Пырьева «Испытание верности» (1954). Одна из главных ролей комсомолки Раи досталась ей в комедийной картине Александра Медведкина «Беспокойная весна» (1956) о первых покорителях целинных земель в Казахстане.

Нина Гребешкова в фильме «Испытание верности»

В 1958 году в драме Ефима Арона «Ботагоз» о судьбе казахской девушки-революционерки Гребешкова сыграла комсомолку Лизу, а в сказке Анатолия Дудорова «Звездный мальчик» она появилась в роли младшей дочери Дровосека. В драматичном фильме Льва Голуба о партизанской дочери «Девочка ищет отца» (1959) Гребешкова появилась как внучка Прасковьи, а в экранизации Анатолия Бобровского «Муму» (1959) сыграла одну из главных ролей – Татьяну.

Нина Гребешкова в фильме «Муму»

В 60-х актриса стала браться за более разноплановые роли. Нина снялась вместе с Виталием Дорониным в совместном советско-французском проекте «Нормандия-Неман» (1960) — военной драме, рассказывающей о легендарной эскадрилье, пилоты которой воевали во Вторую Мировую войну на стороне СССР. Также Гребешкова снялась в телевизионной драме Льва Рудника «Жизнь сначала» (1961) в роли Кати, а в комедийном фильме «Чужой бумажник» Глеба Комаровского сыграла пионервожатую.

Нина Гребешкова в фильме «Остров Ольховый»

Спустя год в драматичной картине Татьяны Березанцевой «Остров Ольховый», где главные роли исполнили Николай Крючков и Лидия Смирнова, актрисе достался образ Елены. Фильмы о геологах были очень популярными в то время, поэтому Гребешкову стали узнавать на улицах и просить автографы. В это же время она также появилась в небольших ролях известных картинах «Сказка о потерянном времени» (1964), «Слепая птица» (1963) и «Приключения Толи Клюквина» (1964).

Личная жизнь Нины Гребешковой

С Гайдаем, человеком, с которым Нина провела всю свою жизнь, она познакомилась во ВГИКе. В то время, познав вкус первой кинематографической славы, Нина вообще не думала о замужестве. На первом курсе за ней пытались ухаживать студенты, в числе которых был четверокурсник Владимир Иванов, прославившийся созданием образа Олега Кошевого в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова. Неравнодушен к ней был и бравый летчик, о котором староста курса Леонид Гайдай заявлял во всеуслышание: «Гребешкова, к тебе хахаль пришел!»

Нина Гребешкова в молодые годы

Гайдай был худощавым фронтовиком на 8 лет старше Нины. Актриса рассказывала в одном из интервью, что их любовь с Леонидом зародилась не сразу. Поначалу она стеснялась этого ироничного и многое пережившего студента и боялась “при нем ляпнуть глупость”. Воспитанная в твердых моральных принципах, она даже никогда не целовалась, помня, что “лучше умереть, чем давать поцелуи без любви”. Тем не менее, ляпов и комичных ситуаций хватало: «Мы, актеры, тогда «варились» вместе с режиссерами, — рассказывала гораздо позже Гребешкова. – А ведь школу я, как и другие девочки на курсе, заканчивала «девчачью». И ребята постоянно над нами подшучивали. Мы частенько забывали, что они находятся рядом. По привычке могли бесстыдно задрать юбку, чтобы поправить резинки на чулках. Парни просто сгибались пополам от хохота. А для режиссеров мы, будущие актеры, были словно подопытные кролики. И вот Леня пригласил меня в свою студенческую постановку «Отца Горио» Бальзака, предложив сыграть госпожу де Нунсинген, дочку Горио…». С этого момента девушка, по ее словам, “кожей ощущала”, как Гайдай заходит на репетиции, даже если не видела, кто именно вошел в аудиторию. Однажды Леонид, узнав, что Нину никто не встречает после поздней репетиции, вызвался проводить ее до дома, так больше и не уступая эту миссию никому. Прощаясь, он целомудренно чмокал студентку в щеку, но однажды внезапно для Нины заявил: «Что это мы с тобой все ходим да ходим. Давай поженимся». Она тогда пошутила о разнице в их росте, мол, смотреться не будут – он высокий, она маленькая. Однако Леонид был настроен всерьез.

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай в молодости

Когда мама Нины узнала, кого ее дочь выбрала себе в мужья, вздохнула, мол, что же ты из всех ребят самого больного выбрала. Но через некоторое время после скромной свадьбы, которую влюбленные сыграли в 1953 году, теща и зять стали практически родными — мама Гребешковой даже взяла на себя обязанность варить ему, язвеннику, овсяный кисель. Зная тесноту квартиры, в которой вместе с родителями и двумя братьями Нины стали жить молодожены, иногда домочадцы очень деликатно уходили из дома, предупреждая, что придут поздно, поскольку будут играть в карты с друзьями. Спустя несколько лет после свадьбы у них появилась собственная трехкомнатная квартира.

Нина Гребешкова с дочкой

В 1957 году у Гребешковой и Гайдая родилась дочка Оксана, после чего Леонид заявил, что больше им детей не надо, они будут мешать любимой работе. Тем не менее, по воспоминаниям Нины Павловны, был очень хорошим и заботливым папой для единственной дочери. Позже Оксана стала экономистом, вышла замуж, сделала родителей бабушкой и дедушкой, родив девочку Олю.

Нина Гребешкова с дочерью и внучкой

Вспоминая их жизнь, Гребешкова всегда подчеркивала свое понимание о том, насколько талантлив и практически гениален ее муж, которому она посвятила всю себя.

Главная роль – супруга Гайдая

Кто знает, как сложилась бы дальнейшая актерская судьба Нины Гребешковой, которой покровительствовал сам Иван Пырьев. Но молодая жена предпочла оставаться в тени гения супруга, хотя и принимала приглашения на съемки в самых разных проектах. Все же главной своей миссией она считала заботу о муже, поскольку тот был совершенно не приспособлен ни к каким бытовым делам. Обустройством квартиры и всеми хозяйственными делами занималась Нина. После рождения ребенка она сама выходила гулять с коляской, поскольку с этой просьбой просто немыслимо было подойти к Лене, сочиняющему с друзьями-сценаристами очередную нетленку. Гребешкова научилась забивать гвозди, ремонтировать сломанные приборы, вкручивать лампочки. Однажды Нина даже соорудила из вязальных спиц зажигалку для плиты, поскольку спички заканчивались в доме постоянно — Гайдай много курил.

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай

Когда у супругов появился автомобиль, им тоже занималась Нина. Она умела самостоятельно перебирать тормозные колодки, проверять свечи, поменять масло. Гайдай гордился женой, но, в отличие от многих режиссеров, он не давал Нине главных ролей Однако Нина Гребешкова довольно часто появлялась в фильмах Гайдая. Первой их совместной работой стала картина по сценарию Александра Галича «Трижды воскресший» (1960), в котором Гребешкова сыграла директора школы Зою Николаевну. Несмотря на то, что в съемках приняли участие известные в то время актеры, Алла Ларионова, Наталья Медведева и Всеволод Санаев, картина не снискала особой популярности.

Нина Гребешкова в фильме «Трижды воскресший»

Когда режиссер приступил к съемкам «Кавказской пленницы» (1967), Гребешковой предложили главную роль в фильме. В это же время у Леонида открылась язва, и Нина отказалась от участия в картине, чтобы быть рядом с мужем и готовить ему диетическую еду. Тогда коллеги Гайдая предложили ему придумать для жены хотя бы небольшую роль. Так в сюжете появилась врач-психиатр, которую с блеском воплотила Гребешкова.

Нина Гребешкова в фильме «Кавказская пленница»

В 1969 году Нина появилась в «Бриллиантовой руке». Она очень хотела сыграть домоуправа, но Гайдай отдал эту роль Нонне Мордюковой, и Гребешкова воплотила роль жены главного героя. Удачными были и созданные ею образы жен в фильмах «12 стульев» (1971) и «Не может быть!» (1975). Единственным шедевром Гайдая, в котором не было Гребешковой, были «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).

Нина Гребешкова и Юрий Никулин в «Бриллиантовой руке»

Гребешкова и Гайдай прожили в творческом и семейном тандеме ровно сорок лет. В 70 лет режиссер умер на руках жены от тромбоэмболии легочной артерии. Но для Нины Павловны ее уникальный, единственный в своем роде муж жив и сейчас. Воспоминаниями о нем наполнены все интервью актрисы, которая так и не привыкла рассказывать о себе отдельно от мужа-гения. Несмотря на почтенный возраст, Гребешкова продолжает сниматься в кино, не отказываясь даже от маленьких ролей. Зрители увидели замечательную игру актрисы в телесериалах «Каменская» (по романам Александры Марининой) в 2002 году, «Виола Тараканова» (2004) и «Даша Васильева» (по детективам Дарьи Донцовой).

Нина Гребешкова в фильме «Экипаж»

Также в 2008 году Гребешкова появилась в мелодраме Альгиса Арлаускаса «Победитель», а позже сыграла бабу Сашу в «Легенде №17» (2013). Кроме того, Гребешкова сыграла пассажирку бизнес-класса в картине-катастрофе «Экипаж» в 2016.

Нина Гребешкова сейчас

На пороге своего девяностолетия Нина Павловна стала заядлой дачницей. Благодаря друзьям и поклонникам их творческой семьи звенигородская дача, которая пережила пожар, была восстановлена. Подарок актрисе сделали и мастера телепередачи «Идеальный ремонт», переоборудовав дом для круглогодичного пользования, а также облагородив ландшафт приусадебного участка. Гребешкова занимается садом и кошками, Грушей и Масяней. Несмотря на преклонный возраст, актриса также продолжает сниматься. В 2020 году она была задействована в роли бабушки в драматичном телесериале Дарьи Жук «Содержанки». Партнерами Нины Павловны по съемочной площадке стали Дарья Мороз, Софья Эрнст, Марина Зудина и Сергей Бурунов.

Нина Гребешкова на вечере памяти Леонида Гайдая. 

29 ноября 2020 г. вдове легендарного режиссера актрисе Нине Гребешковой исполнилось 90 лет. И она до сих пор снимается!

Не так уж важно, что всю жизнь ей достаются в основном эпизоды. Даже муж — легендарный Леонид Гайдай — не баловал Нину Павловну ролями. Они были крошечные. И далеко не в каждом его фильме. К счастью, Гребешкова талантлива сама по себе, а не в связке «режиссер — актриса», как это часто бывает в кинематографических парах.

Музой Леонида Гайдая Нина Гребешкова стала не сразу, да и актрисой тоже быть не планировала. Мечтала быть учительницей начальных классов, но мечта, к счастью, не сбылась. Лето, прозвенел последний звонок, Нина с подружкой в мечтах о романтике случайно забрела во ВГИК. Там она и осталась…

 Педагоги прочили Гребешковой большое будущее. Сам Пырьев приезжал в институт посмотреть на молодое дарование для своего нового фильма «Испытание верности». Когда Нине сообщили о том, что мэтр советского кинематографа, киноначальник желает на неё взглянуть, она испугалась: ведь Пырьева за глаза называли тираном, самодуром, он мог, если что-то ему не по нраву, накричать на артиста, выгнать, уволить, да вообще запретить снимать в каких бы то ни было картинах. Поэтому Гребешкова к встрече с великим и ужасным режиссёром готовилась, проговаривала речь на случай, если случится конфликт, решила, что скажет ему: «Иван Александрович, на меня папа никогда не кричал, так что и вы не позволяйте себе такого». Но, как оказалось, речь она репетировала зря. Пырьев, увидев Гребешкову, вскинул руки и воскликнул: «Ой, девочка, что же ты дрожишь, не переживай!» — и утвердил её на роль.

Кадр из фильма режиссера Ивана Пырьева «Испытание верности», 1954 год. Варя Лутонина — актриса Нина Гребешкова, Игорь Варенцов — артист Олег Голубицкий.

Мало кто знает, но за свою актёрскую жизнь Нина Гребешкова снялась более чем в 80-ти картинах! Она гордится этой цифрой и не переживает, что зритель знает всего несколько её работ. Ведь эти работы, которые можно пересчитать по пальцам, были созданы вместе с самым главным человеком в её жизни, Леонидом Гайдаем, которого, кстати, она встретила в том же ВГИКе.

Они вместе готовили дипломную работу, 20-летняя студентка и будущий выпускник режиссёрского факультета. Каждый день они с Ниной до поздней ночи репетировали и каждый день, точнее, каждую ночь он провожал её до дома. А однажды остановился, взглянул ей в глаза и спросил: «Нинок, что мы с тобой всё ходим и ходим? Давай поженимся».

На третьем курсе ВГИКа Нина Гребешкова вышла замуж за человека, у которого рукава пиджака были заношены так, что превратились в бахрому. То же самое творилось с брюками. Но она «встретила» его не по одёжке. Гайдай был необычайно талантлив как актер. Никто не думал, что он окажется и великолепным режиссером.

Поженились. Стали жить. Тяжело, но совсем не скучно. Комнатка в коммуналке. В одном углу — Нина с Лёней, в другом, за шифоньером — её родители, а в третьем — братья. Мама с папой, понимая, что тесно, неудобно молодым в такой обстановке, уходили погостить к друзьям.

                         Леонид Гайдай и Нина Гребешкова.

Нельзя сказать, что совместная жизнь с Гайдаем была безоблачной. И ведь вот что удивительно: в институте из-за нее ребята даже дрались! А она до 23-х лет все выбирала, выбирала. И выбрала… Гайдая.

— Да что ты, дочка, он же больной! — всплеснула руками мама. — Какими же у вас дети будут? От осинки не родятся апельсинки…

Нина Гребешкова и Михаил Пуговкин в фильме «12 стульев», 1971 г. Кадр из фильма

Но Нину бытовые трудности совсем не пугали — она знала, на что шла. Даже когда они переехали в свою собственную квартиру, она понимала, что всё хозяйство будет на ней. Ведь Гайдай к быту был не очень-то приспособлен. Мебель не ремонтировал, гвозди не забивал — Нина сама научилась обращаться с молотком. Она никогда не высказывала недовольства. Вспылила только однажды, о чём потом пожалела. Сказала: «Лёня, я устала, всё на мне, я собираюсь и уезжаю отдыхать». На что Леонид Иович грустно взглянул на жену и тихо произнёс: «Нинок, я же без тебя погибну». Конечно, она осталась.

— В поведении мамы не было никакой жертвенности, — рассказывала дочь Гайдая и Гребешковой Оксана. — Папа ни в чем ее не ограничивал. Она сама хотела делать так, чтобы было хорошо ему, мне, ее братьям, бабушке… Такой человек. Отдающий.

Вообще-то она мечтала стать учительницей начальных классов, собиралась поступать в пединститут. Но отец подруги — поэт Владимир Луговской — рассмотрел в ней артистический талант…

— А мы ведь актрисами тогда могли только восхищаться: Дина Дурбин, Милица Корьюс, — делилась  в интервью Нина Павловна. — Куда мне, замухрышке, думала я. У меня даже ботинок не было — в галошах ходила.

Нина Гребешкова в фильме «Честь товарища», 1953 г. Кадр из фильма

Сама Гребешкова считала, что стала актрисой благодаря папе, у которого в трудовой книжке было написано: маляр. На самом деле он работал в артели альфрейщиком — в Елисеевском магазине расписывал колонны, в Академии им. Фрунзе раскрашивал ордена. А дома играл на гармони, читал Нине сказки и… Некрасова:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез…

Слушая папу, плакала и девочка. А потом и сама стала декламировать серьезные стихи.

Не только от отдыха отказывалась Нина Павловна ради мужа. Она упустила немало главных ролей ради того, чтобы сняться у него в маленьком эпизоде, хотя изначально была против совместной работы, считала, что дом и профессию надо разделять. В «Кавказской пленнице» Нина Гребешкова сниматься тоже не планировала. Но тогда у Леонида Иовича открылась язва желудка. Конечно, верная жена, отказавшись от всех поступивших ей тогда предложений, поехала с ним. В итоге за то, что так заботливо и профессионально ухаживала за мужем, ей от него досталась маленькая роль второго врача. С тех пор и пошло-поехало. Нина Гребешкова стала талисманом и королевой эпизода в фильмах Леонида Гайдая.

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Оказывается, одну из самых знаменитых своих ролей — жену Горбункова из «Бриллиантовой руки» — Нина Гребешкова могла бы и не сыграть. Но не потому, что Гайдай видел в этом образе кого-то другого, а потому, что сама Гребешкова не видела себя Горбунковой. Когда муж принёс сценарий и предложил ей почитать некоторые эпизоды, она, конечно, прочла, но потом решительно отказалась играть в этом фильме. По словам самой Нины Павловны, ей очень не понравилась эта женщина, напыщенная, скучная. Но так получилось, что во время съёмок «Бриллиантовой руки» Леонид Иович тоже чувствовал себя неважно. Поэтому Нина Павловна ездила везде с ним, а заодно снялась и в роли Горбунковой, чтобы время не терять.

Может, не напрасно недолюбливала Нина Гребешкова жену Горбункова. Ведь после выхода картины на экран зрители решили, что актриса и в жизни является женой Юрия Никулина, а Гайдая ей записали в любовники. Однажды даже к Нине Павловне подошла женщина и гневливо с осуждением поинтересовалась: «Как вы могли уйти от артиста Никулина к режиссёру Гайдаю?!». Нина Павловна только махнула рукой, она не стала никому доказывать, что нет такого человека на этой Земле, к которому она могла бы уйти от Гайдая.

Юрий Никулин и Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука».

Она не была за мужем как за каменной стеной. Скорее, наоборот — Гайдай был тем самым Шуриком из своей комедии. А о феноменальных способностях актрисы ходили легенды. Кажется, она могла и успевала все. Научившись управляться со спицами, по рабочей карточке во время войны получала 35 рублей за три связанные кофточки. И потом вязала всю жизнь. До последнего. Пока глаза видели. А еще шила, прибивала, циклевала полы, покупала ему вещи, ухаживала за грядками на даче, придумывала искрометные фразы для комедий Гайдая (иногда он просто воровал их из ее речи), лежала с гаечным ключом под машиной, потому что он не разбирался. Даже пьезозажигалку для плиты сама сделала — из вязальной спицы… Все было на ней. И при этом зарабатывала она больше мужа.

— У него было 350 рублей в месяц, — вспоминала в нашем разговоре актриса. — А у меня 400 рублей — съемочный день, 75 процентов — озвучание.

Гребешкова все время работала и за всю жизнь не взяла у Гайдая ни копейки. Она обладала колоссальным терпением. Не обижалась на фразы вроде: «На „Мосфильме“ меня все любят, а дома — никто…» И была счастлива с ним — необыкновенным, может, в чем-то странным, но очень талантливым человеком. Хотя на вопрос: «Лень, ну ты меня хоть любишь?» слышала удивленное: «А об этом надо говорить? Человека судят по поступкам».

— Он ценил все, что я делаю, дорожил семьей и всегда восхищался: «Нинок! Это ты сделала? Как кра-си-во!» Но особенно любил, чтобы я на прощание говорила: «Да бэ че до!» Когда-то, много лет назад, когда Леня был маленьким, мама провожала его словами: «Дай Бог, в час добрый!» Но если это могли услышать чужие, фраза претерпевала сокращение…

Он умер на её руках. Прошло уже много лет, но она до сих пор помнит этот день, как вчерашний. Он просто вздохнул, закашлялся и обмяк. Она трепала его за плечо, говорила: «Лёнча, Лёнча, что такое?». Но он уже не дышал. Тромб. Мгновенная смерть. Потом врачи сказали Нине Павловне, что ничего сделать было нельзя. Потом она плакала, хотела вены резать. Потом она не стала делить свою жизнь на до и после Гайдая, она решила для себя, что он не ушёл навсегда, он где-то есть, просто уехал далеко-далеко и снимает там свой новый фильм. Правда, в эпизод на этот раз он её не позвал, позволил остаться дома, чтобы позаботиться о дочери и внуках.

Они прожили вместе четыре десятка лет. И вот уже 17 лет Нина Павловна без любимого Леонида Иовича. Комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» была их последней совместной работой. Гребешковой досталась крошечная роль прохожей — ее фамилию даже в титрах не указали. Однако после этого у Нины Павловны было еще два десятка фильмов, в том числе, работа с Данелией, участие в громких картинах «Легенда № 17» и «Экипаж». Случился эпизод и в сериале нынешнего года. Хотя сниматься ей уже неинтересно. «Где теперь хорошее кино?..» — вопрошает она риторически…

Нина Гребешкова в фильме «Экипаж», 2016 г. Кадр из фильма

По материалам статей  Татьяны Улановой и Валентины Оберемко, https://aif.ru/culture/person/

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

3

480x497_0_4ff17a6de3400d02eb96c0e3817b3288@480x497_0xac120003_1314191181574246797.jpg
Нина Гребешкова

Небольшие, но яркие и запоминающиеся роли — так можно охарактеризовать карьеру Нины Гребешковой в кинематографе. Она начинала с драм и военных картин, но связав судьбу с Леонидом Гайдаем, стала регулярно появляться в его комедиях. «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Спортлото-82» — фильмография артистки пополнилась культовыми советскими лентами.

Нина Павловна понимала, что муж постоянно находится в окружении красивых девушек. Актриса никогда не ревновала и заботилась о Леониде Иовиче до самой его смерти. Каково же Гребешковой было узнать, что в мемуарах Наталья Варлей обвинила Гайдая в домогательствах? Заявление Варлей показалось вдове драматурга возмутительным, и она с блеском отстояла честь супруга.

29 ноября Нине Гребешковой исполняется 89. Она не скрывает: с уходом мужа в ее жизни образовалась пустота, которую невозможно заполнить. И сегодня актриса продолжает любить супруга. Но действительно ли в ее семье царила идиллия, или же Гребешкова закрывала глаза на увлечения Гайдая другими женщинами?

МОГЛА БЫ СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ

600x400_0_19fce35c8b3e49f6918e2ec926e8d097@600x400_0xac120003_5140785931574246798.jpg
Нина Гребешкова в картине «Честь товарища»

Будущая актриса появилась на свет в Москве в 1930-м. Когда началась война, глава семьи ушел на фронт, а его дочь, двое сыновей и жена уехали в эвакуацию в Пензенскую область. Маленькая Нина с головой окунулась в учебу, мечтая в дальнейшем стать преподавателем.

Планы Гребешковой изменил случай: однажды она пришла на день рождения одноклассницы, папа которой, поэт Владимир Луговской, завел с подростками речь о будущем. Узнав, что подруга дочери хочет связать жизнь с педагогикой, Луговской посоветовал ей сначала попробовать поступить в театральный вуз — поэт сразу подметил артистизм девушки. Так, вместе с Машей Луговской Нина подала документы во ВГИК.

«В институт я прошла сразу. И даже еще не поступив, получила приглашение на пробы в картину «Смелые люди» — там я сыграла девочку с куклой. И весь мой Гагаринский переулок сразу начал считать меня звездой», — вспоминала Гребешкова.

600x400_0_4d9e4a7270c606a7ecedf8ff58a316c3@600x400_0xac120003_5863382901574246798.jpg
В «Бриллиантовой руке» Нина Гребешкова сыграла жену главного героя

На третьем курсе студентка уехала в Ленинград сниматься в картине «Честь товарища», затем последовало приглашение в «Испытание верности» у Ивана Пырьева. По окончании вуза девушка получила роль в комедии «Беспокойная весна», а потом и в драме о революционерке «Ботагоз». Нина Павловна не отказывалась от работы в детских фильмах и появилась в сказке «Звездный мальчик».

Зрители оценили ее образы в ряде драм и военных фильмов, однако широкую известность Гребешкова получила благодаря участию в комедиях Леонида Гайдая. Первым проектом режиссера, в котором засветилась актриса, стал «Трижды воскресший». Картина не обрела всесоюзной популярности, в отличие от «Кавказской пленницы». В ленте Нина Павловна исполнила роль медсестры из психбольницы.

600x400_0_4f8ef386f04a6aca1045a334bde71f36@600x400_0xac120003_17695024591574246799.jpg
В 2000-х Нина Гребешкова играла в сериалах

Образы артистки в «Бриллиантовой руке» и «Не может быть!» внесли ее имя в историю кинематографа. Гребешкова сыграла почти во всех знаковых фильмах мужа, кроме «Иван Васильевич меняет профессию». Но почему же актриса неизменно исполняла небольшие роли? Об этом переживал и сам Леонид Иович, отмечая, что не сделал для Нины Павловны ни одной ленты.

«Слава богу, — говорила артистка режиссеру, — что ни одной картины тебе не испортила. Во всяком случае, я своими ролями довольна».

Актриса подчеркивала, что сыграть эпизод зачастую сложнее, ведь в короткий срок нужно успеть «зацепить» зрителя. В 2000-х она продолжала воплощать на экране маленькие роли: в сериалах «Каменская-2», «Виола Тараканова. В мире преступных страстей», фильме-катастрофе «Экипаж». Лишь в последние пару лет Нина Павловна перестала сниматься, к большому сожалению поклонников.

ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ

600x400_0_05bcc8a905e597967a2452e0763e884a@600x400_0xac120003_10096031741574246799.jpg
За Ниной Гребешковой ухаживал Владимир Иванов

Главная встреча в жизни Нины Гребешковой произошла в стенах вуза. Студентке было 17, а Леонид Гайдай хоть и учился с ней на одном курсе, но уже успел побывать на фронте и получить тяжелое ранение в ногу, мучившее его до конца дней.

«Такой серьезный, высокий, худой, в очках, — описывала режиссера артистка. — К тому же староста курса, сталинский стипендиат. Доброжелательный и при этом без столичного лоска. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась. Вот репетируем: сижу спиной к двери. Ребята заходят — один, второй. Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще, я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь был старше на восемь лет, прошел войну».

не пропуститеЛеонид Гайдай: феномен успеха и конфликты с актерами

Тогда Гребешкова не стремилась выйти замуж. Поклонников у нее было хоть отбавляй: и четверокурсник Владимир Иванов, сыгравший Олега Кошевого в «Молодой гвардии», и взрослый летчик. При этом у артистки оставались твердые моральные принципы — в процессе репетиций спектакля Гайдай узнал, что девушка даже никогда не целовалась. Однажды Нина Павловна разговорилась с режиссером, а тот вызвался проводить ее до дома. С тех пор они гуляли вдвоем до ночи, беседуя обо всем на свете.

«Когда мы прощались, просто чмокались в щеку, — поясняла Гребешкова. — Никаких взрослых поцелуев. И вот в один прекрасный день мой кавалер вдруг заявляет: «Что же это мы все ходим, ходим — давай поженимся».

740x504_0_7fd05ade6bb027afc61a2f46cfc6c9c7@1200x818_0xac120003_16954678321574246797.jpgИспользуемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/1613-nina-grebeshkova.html
  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-nina-grebeshkova.html
  • https://superinteres.mirtesen.ru/blog/43951958654/-gayday-lyubil-da-be-che-do-semeynyie-taynyi-ninyi-grebeshkovoy
  • https://www.starhit.ru/story/v-brake-s-geniem-izmenyal-li-gayday-nine-grebeshkovoy-193418/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116