Содержание
Содержание:
Георгий Васильевич Свиридов, биография которого предложена для ознакомления в данной статье, – интересная и неординарная личность в мире советского и российского музыкального искусства, лауреат многочисленных премий, обладатель почетных званий.
Он является автором известных всему миру композиций, которые звучат в кинематографических картинах.
Краткая биография Георгия Васильевича Свиридова
Жизненный путь будущего композитора начался в 1915 году. Советский музыкант родился 16 декабря в городке под названием Фатеж, в Курской губернии.
Являлся учеником музыкальной школы и студентом музыкального техникума в тогдашнем Ленинграде. В младших классах увлекся литературой, затем стал интересоваться музыкой. После вступления в Союз композиторов начал обучение в Ленинградской консерватории.
Свиридов удостоен многих наград и почетных званий. Среди регалий есть трехкратное награждение Государственной премией СССР, лауреат Ленинской премии. В 55 лет он стал народным артистом СССР, а позже Героем Социалистического Труда.
В перестройку многие сочинения композитора были под запретом, поскольку в этот период набирало обороты течение против тоталитарного прошлого страны. Со временем настроения изменились, и его фамилию вновь вспомнили в творческих кругах.
Творчество Г. В. Свиридова
Важным направлением творчества композитора является Родина. Ее образ красочно описан в большинстве лирических сочинений, где автор рассказывает о народной жизни, русских пейзажах, героях революции.
Еще будучи студентом, начал активно сочинять оперетты и хоровые композиции. Его произведения взаимосвязаны с классической и современной поэзией таких поэтов как Пушкин, Блок, Есенин, Лермонтов, Маяковский, Твардовский и другие.
Георгий Васильевич знаменит своими сочинениями для оркестров. Автор много написал музыки для знаменитых фильмов и киноповестей. Весь мир знает его альбом романсов, в основу которых положены стихи Пушкина.
Известные сочинения композитора
Наиболее популярными его произведениями стали:
- «Патетическая оратория» на слова Маяковского (1959 г.);
- вокальная поэма «Петербургские песни» на стихи Александра Блока (1961-1963 гг.);
- кантаты «Деревянная Русь» (Есенин, 1964 г.), «Снег идет» (Пастернак, 1965 г.) и «Грустные песни» (Блок, 1965 г.);
- саундтрек к фильму «Метель» (1964 г.);
- хоровой гимн Родины (1978 г.);
- цикл романсов на слова Блока (1972-1980 гг.).
Многие почитатели старых советских фильмов узнают в звучащей в них музыке перо Свиридова. Его лучшие произведения вошли в список известных кинокартин:
- «Полюшко-поле» (1956 г.);
- «Метель» (1964 г.);
- «Время, вперед!» (1965 г.);
- «Красные колокола» (1982 г.) и многие другие.
Творчество Свиридова – это многожанровый вклад в искусство Советского Союза и современной России, с годами не теряющий свое значение для истории.
Семья Г. Свиридова
Его отец был почтовым служащим, а мама работала учительницей. Папа погиб в первые годы гражданской войны, и маленького Юру с сестрой Тамарой воспитывала мать. Предки музыканта были воронежского происхождения, которые переселились в Курскую губернию.
Личная жизнь уже взрослого Георгия оказалась непростой. За его плечами было три брака, от которых у него родилось два сына. У детей сложилась трагическая судьба, поэтому Свиридов пережил их обоих.
Старший сын Сергей от первой жены совершил самоубийство в шестнадцатилетнем возрасте. В тот момент его родители были в театре на премьере.
Младший Юрий долго боролся с тяжелой болезнью. В поисках хорошего лечения Юру отправили в Японию, где он прожил долгое время. Умер младший сын за неделю до кончины Георгия, который о смерти Юрия так и не узнал.
О двух первых супругах композитор практически ничего не рассказывал. Известно, что впервые он женился на сокурснице и пианистке Валентине Токаревой. Ради второй жены он бросил Валентину и четырехлетнего Сережу. Новую супругу звали Аглая Корниенко. Она была артисткой. У пары родился сын Юрий.
Интересные факты из жизни и творчества Г. Свиридова
У Георгия нет прямых потомков. Дети от первых браков умерли, третья жена не смогла родить наследника.
Старшего сына композитор назвал в честь Сергея Есенина. Второй сын Юрий превосходно разбирался в японской прозе средневековья. Парень страдал от почечной недостаточности и нуждался в частом гемодиализе. В далекой Японии эту процедуру делали бесплатно. Туда он и полетел, когда его позвали там работать.
В домашней библиотеке Свиридова собрано около 3 тысяч книг. Он очень много читал, делал анализ полученной информации, увлекался скульптурой и живописью, а еще рыбалкой.
Георгий Васильевич является автором нового текста советского гимна, слова к которому написал Твардовский. Но произведение так не обнародовали. Оно хранится в архиве музыканта.
Перед самой смертью Георгий стал почетным гражданином Москвы. А в доме в Фатеже создан музей его памяти. Единственный памятник Георгию Свиридову установлен в Курске.
Еще тесты
Читайте также
Роберт Бёрнс (1759 — 1796) — биография шотландского поэтаМикеланджело Буонарроти (1475 — 1564) — биография, интересные фактыПугачев Емельян Иванович (1742 — 1775) — биография, интересные фактыАндреев Леонид Николаевич (1871 — 1919) ? — биография и творческий путь
Биография
Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году
Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов.
Родственники по линии матери — дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии, особенно он любил службу Чистого Четверга.
С началом гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.
Маленький Юра не только увлекся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайи Браудо.
Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель все-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Георгия Свиридова на композиторский курс.
Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
Музыка
Сороковые-роковые Свиридов провел в эвакуации в Новосибирске, вместе со всем составом Ленинградской филармонии, в которой он устроился работать сразу же после завершения образования. В эти годы набивший руку на инструментальной музыке композитор впервые приступает к созданию вокальных произведений. К такому жанру он будет возвращаться не раз.
С середины 50-х он приступает к созданию произведений на слова Сергея Есенина, написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина» и Владимира Маяковского, сочинив «Патетическую ораторию». Георгий Свиридов пишет кантату на слова Бориса Пастернака. Популярность обретают его вокальные произведения на стихи Н. Некрасова, А. Прокофьева, М. Лермонтова.
В 60-е годы Свиридов, благодаря собранному фольклорному наследию края, открывает новую страницу в музыкальной академической традиции. Он создает цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы.
Вслед за этим произведением многие советские композиторы, такие как В. Гаврилин, Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, обращаются к народным мотивам в своем творчестве. Дмитрий Шостакович так охарактеризовал это произведение и творчество своего ученика в целом: «У Свиридова мало нот, но много музыки».
Период 70 годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создает свое самое знаменитое произведение «Метель» по мотивам произведения А. С. Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».
В это же время была написана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» — подлинная вершина творчества композитора.
Личная жизнь
Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был три раза женат. У него было два сына, но по трагическим обстоятельствам Георгий пережил обоих сыновей.
Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рожден в браке с первой супругой, композитор никогда не упоминал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что мальчик покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Было юноше на тот момент 16 лет.
О первых двух браках композитор никогда не упоминал в интервью. Известно, что первая жена Георгия Васильевича была пианисткой, сокурсницей композитора по техникуму. Звали ее Валентина Токарева.
Вторая жена Свиридова, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради нее Георгий Свиридов оставил свою первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково ее называл музыкант, у него родился второй сын Юрий.
Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения молодого талантливого композитора. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались, так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.
Последние годы жизни
Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова.
Произведения Георгия Свиридова
- 7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
- 6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
- 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
- Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942)
- Соната для фортепиано (1944)
- Фортепианный квинтет (1944)
- Фортепианное трио (1945)
- Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
- «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
- «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
- Музыка к фильму «Метель» (1964)
- Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
- Сюита «Время, вперёд!» (1965)
- Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» (1973)
- Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1978)
- «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
- «Пушкинский венок» для хора (1979)
- «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
- «Песни», концерт для хора на слова А. А. Блока (1980—1981)
- «Песнопения и молитвы» (1994)
Георгий Свиридов
Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами. Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.
Краткую биографию Георгия Свиридова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Свиридова
3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.
Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича. Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.
Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.
Еще будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них рождается сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов уходит из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года он снова становится отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переезжает к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у Свиридова случился первый инфаркт. Георгий Георгиевич скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал – супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло – через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.
Интересные факты о Свиридове
- У композитора не осталось прямых потомков. Эльза Густавовна скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вел с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года. В 2001 составлен первый полный нотогафический справочник произведений Свиридова, восстановлены неиздававшиеся нотные тексты. В 2002 начато издание Полного собрания сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах.
- Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе. В 1991 году его пригласили работать в Японию. Для него это стало в прямом смысле спасением – из-за хронической почечной недостаточности он нуждался в регулярном гемодиализе, который в Японии делали бесплатно.
- Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах. Во время Первой мировой его по ошибке зарубили шашкой красноармейцы, приняв форму почтового служащего за белогвардейскую. Младшая сестра Тамара родилась уже после смерти отца.
- Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
- Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. Существуют воспоминания очевидцев, как он провел экскурсию в залах с полотнами Тернера в лондонской художественной галерее.
- И в репетиционной работе, и в повседневной жизни Свиридов был резким и авторитарным, он не переносил непрофессионализм и беспринципность.
- В конце жизни композитор сожалел, что не написал оперу, поскольку ошибочно считал, что этот жанр себя исчерпал. Однако две оперетты Свиридова, «Раскинулось море широко» и «Огоньки», пользовались большой популярностью.
- Кризис 1948 года, последовавший за постановлением Политбюро об опере «Великая дружба» В. Мурадели, затронул и Свиридова, хотя его фамилия в постановлении не фигурировала. Главным формалистом был объявлен его педагог – Д.Д. Шостакович, ученики которого также попали в опалу, сопровождавшуюся информационным вакуумом, отсутствием заказов на произведения и возможности их исполнять. Это было время, когда многое писалось «в стол».
- Одно из самых успешных и значимых сочинений композитора, «Патетическая оратория», развело Свиридова и Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич не любил Маяковского, и в присутствии других музыкантов раскритиковал идею произведения на его стихи. Большая часть композиторской общественности поддержало мнение Шостаковича. Предпринимались попытки блокировать присуждение сонате Ленинской премии. Однако произведение было высоко оценено комиссией по премии и лично М. Сусловым, благодаря чему композитор все-таки стал ленинским лауреатом. Но это заочное противостояние, а также последующие творческие расхождения на много лет охладили взаимоотношения композиторов. Тем не менее незадолго до смерти Свиридов признался, что из всей музыки 20 века искренне любил только музыку Шостаковича.
- Биография Свиридова гласит, что композитор был страстным книголюбом и рыбаком.
- В начале 60-х Свиридов написал новый вариант гимна СССР на стихи А. Твардовского. Он никогда не был обнародован и сохранился только в личном архиве композитора.
- Из всех композиторов Свиридов выше остальных ставил Мусоргского и Бородина за их безусловное следование канонам русской народной и духовной музыкальной традиции. «Хованщину» он считал величайшим произведением русского искусства.
- За несколько месяцев до смерти композитор стал почетным гражданином Москвы.
- В Курске установлен единственный в мире памятник Г.В. Свиридову. С 2005 года в фатежском доме, где родился композитор, создан его мемориальный музей.
Творчество Георгия Свиридова
В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича, Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Из биографии Свиридова мы узнаём, что его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина. Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели» станет самой известной из его работ. Она же станет и его «капканом» — никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.
Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы. Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске. Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.
Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин» и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина», написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора», цикл «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.
Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов», и кантата «Курские песни» на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок». Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт. Венок – это один и символов самой жизни с ее круговоротом времен года, цикличности рождения и смерти. В нем сплетены мысли и чувства, внешнее и внутреннее. Из творческого наследия поэта Свиридов выбрал 10 стихотворений – написанных в разное время, от 1814 до 1836 года, различных по темам, настроению, известных и почти забытых. Каждая из частей концерта, стремясь соответствовать поэтической первооснове, имеет собственное звучание. Автор не ограничивается хором, он вводит инструментальное сопровождение, колокольный звон, использует звучание второго камерного хора.
В 1958-1959 годах Свиридов создает семичастную «Патетическую ораторию» на стихи В. Маяковского. Эта работа стала символом нового этапа в жизни композитора. Оратория была необычна многим – литературным источником (ведь поэзия Маяковского считалась антимузыкальной), расширенным составом оркестра и хора, смелой музыкальной формой. Произведение было удостоено Ленинской премии.
За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину» на слова Р. Рождественского, Свиридов не изменял своему призванию — воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида.
Музыка Свиридова в кино
С 1940 года Георгий Васильевич 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноименной повести Пушкина и предложил Свиридову написать музыку. На свет появились лирические мелодии, великолепно отражающие патриархальную жизнь провинции пушкинской эпохи. В 1973 году композитором были составлены «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени. Музыка Свиридова ярко выразила энтузиазм и эмоциональный подъем советской молодежи.
Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).
Музыка Свиридова крайне редко используется в саундтреках к фильмам. Одними из немногих можно назвать: «Масло Лоренцо» (1992), «Мертвец идет» (1995), «Таннер Холл» (2009).
Своей основной формой творчества Георгий Свиридов выбрал песню. Он черпал вдохновение в том, чем живет народ, считая, что искусство должно быть простым и понятным. Будучи человеком религиозным, он помнил, что вначале было слово. Именно слово композитор ставил превыше всего. Поэтому и посвятил свою жизнь соединению слова и музыки. Сегодня, спустя два десятилетия после ухода творца, его музыка по-прежнему живет – популярная, актуальная и востребованная слушателями.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Личная жизнь актера Андрея Стоянова
Видео: смотреть фильм о Свиридове
Используемые источники:
- https://nauka.club/biografii/georgiy-sviridov.html
- https://24smi.org/celebrity/3791-georgii-sviridov.html
- https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/georgij-sviridov