Содержание
Биография
В седьмой день лета 2018 года поздравления с солидным юбилеем принимал советский бард Александр Дольский, снискавший уважение не только публики, но и коллег по цеху. Александр Галич пророчил славу великого поэта, признавал его сам Владимир Высоцкий, а строчки из произведений, услышанные раз, заседали и крутились в голове, заучивались аккорды и исполнялись во всех уголках СССР.
Детство и юность
Закулисье Свердловского театра – здесь в раннем возрасте впервые прикоснулся к искусству мальчик Саша, сын танцовщицы балета и оперного певца. Наблюдая за работой взрослых, потихоньку научился различать классические партии, развивал слух и интересовался музыкой.
Дебютный выход на сцену оказался незапланированным – в 3 года перепутал спектакль, в котором участвовали знакомые артисты, с репетицией и предстал перед зрителями с кошкой Муськой в руках. Впрочем, появление получилось органичным и без неблагоприятных последствий. А через 7 лет выходил на подмостки уже в составе хора в «Кармен» и «Пиковой даме» за отдельную плату в 25 руб.
Со стороны главы семейства Александра Викторовича в роду сплошь представители духовенства, дед по матери был портным, чьи искусно созданные костюмы носили великие Сергей Есенин и Федор Шаляпин, а белье – последний российский император Николай II. Мастерство отца Елизаветы Александровны в голодные послевоенные годы спасло жизнь будущему представителю авторской песни.
Гитара, выменянная на самоцветы, попала в руки в школьную пору и больше уже не выпускалась – многочасовые тренировки, познание тонкостей игры благодаря товарищу и даже нарушение родительской воли. Стихотворчество тоже пришло примерно тогда же – помогли русские классики и случайная, но крепкая дружба с преподавателем литературы и истории живописи.
«Меня учили Пушкин, Бодлер, Ронсар, Гумилев, Лермонтов, Тютчев. Вот мои учителя. Что до музыки, то Верди, Чайковский, Мусоргский, Массне – это был мой воздух», – говорил маэстро.
Когда пришло время определяться с высшим учебным заведением, послушал совета наставника Льва Воинова и попал в политехнический институт. Здесь увлечение продолжил в студенческом оркестре, где, помимо семиструнной, освоил саксофон и контрабас, пробовал сочинять мелодии к твисту и року. И за это его, по собственному признанию, хвалили и лелеяли. Параллельно начались концерты в местной филармонии. Позже, покорив и аспирантуру, ненадолго посвятил себя преподаванию и науке.
Музыка
Искусством артист занимался, кажется, везде и всегда. В молодости параллельно с вузом окончил музыкальное училище, являлся участником Всесоюзного эстрадного конкурса и получил почетное «серебро». Создавал музыку для постановок и кинофильмов, постоянно совершенствовал свои поэтические произведения и мелодии к ним. В середине 60-х песни попали на радио, стартовали гастроли по СССР, открылся путь на телевидение.
Переехав в Северную столицу, начал с НИИ градостроительства, а закончил сотрудничеством с Аркадием Райкиным в Театре миниатюр и победой на очередном престижном фестивале. Кстати, один из главных героев творчества – Ленинград, или Петербург, что прослеживается по содержанию отдельных сочинений, например, «Старики».
В 1980-м свет увидела первая пластинка Дольского с приставкой гигант, где разместились лирические и любимые многими «Мне звезда упала на ладошку», «Сентябрь. Дожди», «Удивительный вальс», «Посещение Маленького Принца». Переиздание альбома на компакт-диске прошло через 15 лет.
Отличительная особенность манеры исполнения Александра Александровича в том, что гитаре не отведена роль сопровождающего инструмента, а она наделена равными полномочиями с произносимым текстом. Бард участвовал в съемках кинофильмов, написал композиции к ним, выпустил несколько сборников стихов и роман в стихах, похожий на «Евгения Онегина».
Личная жизнь
Любимому делу поэт-песенник обязан не только возможностью раскрыть талант, найти своего благодарного слушателя, а также продолжением славного бардовского наследия, но и устроенной личной жизнью. Надежда приехала в Свердловск в составе ансамбля, где виртуозно играла на скрипке творения будущего мужа. Александр пришел на выступление, увидел девушку на сцене и влюбился. Несмотря на то, что он не сразу приглянулся красавице, в конце концов, ее покорил характер молодого человека. Вспыхнули чувства, последовала свадьба.
В браке, как в детской сказке, родились трое сыновей сына – Александр (1977), Павел (1978) и Петр (1983). Старший занимается медициной, средний – живописью, младший последовал примеру родителей. Дольский также – трижды дедушка. На вопрос о тайнах счастливых семейных отношений, откровенно заявляет:
«Нет никакого секрета. Я их всех очень люблю. Я с самого начала хотел, чтобы все было всерьез и навсегда. Мне очень повезло с женой».
Самым смелым и романтическим подвигом ради дамы сердца со всей серьезностью назвал женитьбу на ней, учитывая, что долгое время не расставался со статусом холостяка.
Любимые писатели – Андрей Платонов и Михаил Зощенко, хобби – изобразительное искусство, лучшая еда, по его мнению, – каша, яблоки и молоко. Считает себя верующим человеком, но не по церковным канонам:
«Сейчас в моем понятии Бог – это некое информационно-энергетическое поле, в котором живут все знания, все науки, вся память, все законы справедливости и несправедливости».
Подробная биография, новости и фотографии певца представлены на официальном сайте, а также в группе во «ВКонтакте».
Александр Дольский сейчас
В преддверии 80-летия, в 2018 году, заслуженный артист СССР дал развернутое интервью российскому изданию, где рассуждал о будущем России, способах достижения гармонии с собой и окружающими, критике и вероисповедании.
В июле 2018-го Александр стал почетным гостем псковского фестиваля «Изборская крепость».
На странице в социальной сети, где одним из администраторов является сын Павел, можно найти подробную афишу предстоящих концертов в Санкт-Петербурге и Москве и единомышленников среди поклонников творчества.
Дискография
- 1979 – «Музыка над моей головой»
- 1979 – «Старинные часы»
- 1980 – «Звезда на ладони»
- 1981 – «Государство синих глаз»
- 1983 – «Ленинградские акварели»
- 1985 – «Теплые звезды»
- 1987 – «Прощай, ХХ век»
- 1987 – «Пейзаж в раме»
- 1988 – «Оглянись не во гневе»
- 1991 – «На круги своя»
- 1991 – «Тайная вечеря»
- 1995 – «Возвращение в Петербург»
- 1996 – «Ангел-хранитель»
- 1997 – «Трава и ветер»
- 2000 – «Российские барды. А. Дольский»
07 июня 2018, 06:50
7 июня 1938 года родился Александр Дольский, поэт, автор-исполнитель.
Личное дело
Александр Александрович Дольский (80 лет) родился в Свердловске (ныне – Екатеринбург) в артистической семье. Отец — Александр Викторович Дольский – был оперным певцом, драматическим тенором, имел звание заслуженного артиста России. Мать — Елизавета Александровна, была балериной, выпускницей Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой.
У мальчика с раннего детства проявился музыкальный дар: он с ходу запоминал полюбившиеся мелодии, выучил наизусть почти весь репертуар Свердловского театра, где работали его родители и за кулисами которого прошло его детство. В десять лет он и сам вышел на профессиональную сцену — выступал в театре в составе хора мальчиков в операх «Пиковая дама» и «Кармен».
Отец ушел из семьи, когда Александр был еще маленьким. Мать растила сына одна. Жили бедно – ее зарплаты в опере едва хватало на жизнь. Ютились в 11-метровой комнате, в которой не было даже стола, так что Александр, чтобы делать уроки, клал на колени фанеру.
Уже в третьем классе Александр Дольский начал писать стихи. Года через три появились его первые песни, а в 1954 году он написал песню «Плакала девчонка, слезы не унять…». Много лет ее пели во дворах разных городов страны, считая народной.
Решив научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, Александр выбрал гитару. Мать опасалась, что занятия музыкой отрицательно скажутся на успеваемости сына в школе, но он сам достал гитару-семиструнку и вскоре уже играл в школьном оркестре. «Я очень хотел, чтобы в нашей комнатке тоже появилось пианино, но понимал, что оно стоит слишком дорого. И тогда я стал уговаривать маму купить гитару. Мама не соглашалась — думала, это отвлечет меня от учебы. Тогда я обменял на гитару свою коллекцию малахита, которую сам насобирал», — рассказывал Дольский.
Учебе игре на гитаре он посвящал все свободное время: «Я был сумасшедший, все время отдавал гитаре. Быстро сделаю уроки, сбегаю на тренировку (у меня был второй юношеский разряд по гимнастике) и сижу играю. Вместо того, чтобы шляться с дворовыми мальчишками, раскрою томик Есенина или Гумилева и сочиняю песни на их стихи»
После школы устроился слесарем-инструментальщиком на завод «Уралэлектроаппарат», где работал в 1956-57 годах. Потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле.
В 1958 году Дольский поступил на строительный факультет Свердловского политехнического института. С 1959-го одновременно стал заниматься на вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по классу гитары. Во время учебы экспериментировал со многими музыкальными инструментами и даже писал тексты к модным тогда танцевальным мелодиям — року и твисту. Его стихи часто публиковала многотиражка Уральского политехнического института «За индустриальные кадры».
Будучи студентом, Дольский много концертировал со студенческой бригадой. В 1961 году стал дипломантом первого послевоенного Всесоюзного конкурса артистов эстрады (2-е место). После этого получил аттестационное удостоверение артиста филармонии по специальности солиста-инструменталиста (гитара). На концертах играл произведения испанских классиков — Альбениса, Гранадоса, Тарреги, переложенные для гитары, а также Моцарта, Баха, Мендельсона, Бетховена, Чайковского, произведения русских композиторов XIX-XX веков, написанные для гитары. Участвовал в джазовых ансамблях.
В 1962-1966 годах сотрудничал со Свердловским Драматическим театром, ТЮЗом, а также театрами Омска, Новосибирска, Челябинска, сочинял песни для спектаклей, а также для кинофильмов Свердловской киностудии.
Песни Дольского становятся узнаваемы, а сам поэт и певец приобретает популярность. В 1965 году его песни впервые прозвучали на Всесоюзном радио в программах радиостанции «Юность», куда его приглашали, в частности, Б.Вахнюк, А.Якушева и Ю.Визбор. С 1966 года начинаются его активные поездки с сольными концертами по Советскому Союзу. В 1967 году он впервые выступил на телевидении.
Дольский активно участвует в фестивалях самодеятельной песни. Сначала это были слеты бардов в самом Свердловске, затем в Новосибирске, Челябинске и Москве.
В 1968 году певец принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке, а вскоре состоялись его триумфальное выступление на Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина под Куйбышевым (ныне — Самара).
В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными по всей стране.
В 1974 году Дольский переехал в Ленинград. «Мои предки по материнской линии все были петербуржцами. Так что я не переехал, а вернулся», — говорил бард.
Работал старшим научным сотрудником Ленинградского НИиПИ градостроительства, занимался исследованиями в области экономики, отдавая свободное время сочинительству. Как музыкант и певец при первой возможности выезжал во все концы страны. Эта раздвоенность сильно тяготила его.
Дольский решил попробовать свои силы на проходившем в 1979 году в Ленинграде VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, и был удостоен звания лауреата. Второе место (первое вообще не было присуждено) для конкурсанта-любителя, обошедшего профессионалов, стало своеобразной сенсацией.
После того, как Аркадий Райкин предложил ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр, Дольский решился оставить свой институт и перейти в новое качество.
В театре Райкина Александр Дольский исполнял свои лирико-философские песни и выступал как актер.
В 1979 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Песни Александра Дольского (Исполнение Желаний)» — первую в жизни исполнителя. В дальнейшем новые диски у него выходили регулярно примерно раз в два года.
В 1979 году Дольский стал членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). C 1980 года он вновь переходит в новое качество, став свободным художником.
В 80-е годы Дольский достиг пика своей популярности – он давал в среднем по 30 концертов в месяц.
В 1989 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста России.
В 1990-е годы, когда концертов стало меньше, певца «спасала заграница»: он колесил с концертами по Америке, Израилю, Шотландии, Норвегии, Германии и многим другим странам.
Если в 1990-е годы Дольский, «писал много и хорошо», то после 2000 года, по его собственному признанию, «вообще ничего не мог сделать».
В 2002 году Дольский был удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.
В 2003 году начал писать роман в стихах «Анна», замысел которого вынашивал более 30 лет. Роман был закончен за 3 года и издан тиражом в 1000 экземпляров. В свободную продажу книга не поступала — приобрести ее можно только на концертах певца.
Александр Дольский живет в Санкт-Петербурге. Продолжает выступать с концертами, в частности, в московском бард-кафе «Гнездо глухаря» на Цветном бульваре.
Чем знаменит
Поэт и гитарист, автор-исполнитель, заслуженный артист России. Автор культовой песни «Господа Офицеры» из кинофильма «Трактир на Пятницкой», а также признанных хитов «Мне звезда упала на ладошку…», «Государство синих глаз», «Ленинградский вальс», «От прощанья до прощанья», «Одиночество».
Пик популярности Александра Дольского как автора-исполнителя пришелся на перестроечные годы. Начиная с 1983 по 1991 год он давал множество концертов в разных городах страны, собирая залы на полторы-три тысячи мест.
Его имя в числе ста лучших русских поэтов XX века внесено в литературную энциклопедию, составленную Пушкинском Домом, а его стихи изучают на филологических факультетах.
О чем надо знать
В бардовской песне Александр Дольский стоит особняком, занимая собственную, отдельную нишу. Дольский — виртуознейший гитарист, «один из лучших гитаристов планеты». Это выгодно отличает его от многих исполнителей, поющих под собственное сопровождение на гитаре. Если у большинства бардов гитара играет подчиненную роль, а аккомпанемент состоит из незамысловатой мелодии в несколько простейших аккордов, то гитаре Дольского принадлежит половина его успеха.
«Один мой друг пригласил меня выступить на квартирнике, на котором были учёные. И после какой-то моей песни у них начался научный спор… обо мне как о биокибернетической машине с механическим приспособлением. И они решили, что одновременно петь и играть так, как это делаю я, живое существо практически не может», — рассказывал Дольский.
«Им лично изобретенный метод исполнения ритма босса-новы: я спрашивал гитаристов, они не в состоянии понять, ЧТО делает правая рука, уже не говоря про гармонии и прочее. Это и чисто визуально смотрится как колдовство. <…>
Также — и это самое запоминающееся — он изобрел свой стиль аккомпанемента лирическим песням. И как раз в этом, казалось бы, схожем с бардовским, направлении, он ушёл в абсолютно иные дали: его звучание гитары и гитар «бардов» можно сравнивать так же, как пение Марии Каллас и девочек из хорового ансамбля времен страны Советов», — писал в LiveJournal один из поклонников творчества Дольского.
Прямая речь
О голодном детстве: «Я был очень маленький, потому что в детстве голодал – из-за войны и после неё, совсем не рос и плохо развивался. Отъелся я только тогда, когда поехал в пионерский лагерь, после седьмого класса. Меня сначала сделали председателем совета дружины (за это полагалась двойная порция еды), потом горнистом (ещё плюс полпорции) и уже в середине смены сделали физруком (ещё одна!). Вот тогда-то я и начал расти – гены взяли своё: прадедушка у меня был великан под два метра!».
О бардовской песне: «Когда я жил в Свердловске, мне казалось, я один такой. Долгое время я вообще ничего не слышал о других бардах. Однажды у меня в гостях сидел мой друг, Герман Дробиз, писатель. И вдруг он мне говорит: «Знаешь, в Москве парень объявился, который тоже поет свои песни под гитару. Его зовут Окуджава». Так я впервые услышал, что у меня есть братья по разуму. Но когда я впервые услышал Булата Шалвовича, он не произвел на меня впечатления. Моя гитарная фактура была намного сложнее. Музыка, которая меня воспитала, — это оперная, симфоническая, Чайковский, Мусоргский, де Бюсси, Верди… Наверное, поэтому искусство бардов показалось мне примитивным. И по музыке, и по стихам».
О творческом одиночестве: «В принципе, свое творческое одиночество я воспринимаю спокойно. У меня достаточно своей публики, преимущественно интеллигенции. А одиночество — это замечательная вещь. И к бардам, по большому счету, я отношусь как к своим родным людям — в семье ведь разные отношения бывают».
6 фактов об Александре Дольском
- По отцовской линии все предки Александра Дольского принадлежали к духовенству, дедушка был священником. А дедушка по материнской линии был знаменитым петербургским портным: шил для Николая II, Есенина, Шаляпина.
- Александр Дольский, помимо гитары, осваивал и другие музыкальные инструменты: играл в студенческом ансамбле Политехнического института на контрабасе, саксофоне и банджо. Но в итоге остался преданным рыцарем гитары.
- В 1978 году Булат Окуджава задумал организовать секцию поющих поэтов при Союзе писателей СССР. Для представления жанра авторской песни он пригласил Александра Дольского и Веронику Долину. Идея реализована так не была по не зависящим от Окуджавы причинам.
- Дольский снялся в нескольких художественных фильмах киностудии «Ленфильм»: «Когда святые маршируют», «Новая Шехерезада», в русско-японской картине «Рин». С 1985 года вышли в эфир несколько ТВ программ-концертов Дольского. Он также принимал активное участие в программах «Взгляд» и «Пятое колесо».
- В свободное время увлекается живописью.
- Женат на Надежде Александровне Дольской. Отец троих сыновей: Александра (1977), Павла (1978) и Петра (1983).
Материалы об Александре Дольском
Биография Александра Дольского
Официальный сайт Александра Дольского
Статья об А. Дольском в ЖЖ к его 69-летию
«Александр Дольский: Я пришел из другого мира»
Александр Дольский — интервью «НВ»
Статья об Александре Дольском в Википедии
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/71791-aleksandr-dolskii.html
- https://m.polit.ru/news/2018/06/07/m_dolskiy/