Содержание
Содержание:Микеланджело является одним из самых известных и крупных мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. За свою жизнь он снискал славу талантливого, непревзойденного скульптора, художника и архитектора, менее известны его стихи. Биография Микеланджело Буонарроти представляет большой интерес для любителей искусства.
Рождение и семья
Полное имя мастера — Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буанарроти Симони. Дата рождения — 6 марта 1475 года. Мальчик появился на свет в городке Капрезе (сегодня Капрезе-Микеланджело), население которого едва превышает 1,5 тысячи человек, в Тоскане. Согласно записям отца, ребенок родился утром в понедельник, в 4−5 часов ночи.
Его отец, Лодовико, был обедневшим флорентийским дворянином. На протяжении нескольких поколений члены семейства Буонарроти работали мелкими банкирами, но отцу Микеланджело не удалось сохранить банк, из-за чего он был вынужден регулярно устраиваться на госслужбу, например, на должность главы администрации. О матери практически не сохранилось сведений, сам Микеланджело в обширной переписке с семейством тоже не упоминал о ней. Известно, что она рано вышла замуж и умерла, когда мальчику было 6 лет из-за истощения, вызванного частыми родами. Помимо Микеланджело, второго сына, от первого брака осталось еще 4 сыновей. Через 4 года после кончины супруги отец женился второй раз.
Учеба и творчество
Отец Микеланджело не мог похвастать хорошим доходом. Денег едва хватало на всех детей, а потому маленького Микеланджело отдали кормилице. Предоставленный сам себе, он быстро научился разминать глину, а после и владеть резцом — еще до того, как начал читать и писать. В 10 лет Микеланджело отдали во флорентийскую школу да Урбино. Однако никакого рвения к учебе мальчик не показал, даже напротив, вместо учебы он предпочитал срисовывать фрески и иконы, а также общаться с художниками. В итоге отце сдался, и обучение Микеланджело пошло в соответствии с его наклонностями:
- В 1488 году Лодовико отправил 13-летнего сына в мастерскую Доменико Гирландайо, одного из ведущих флорентийских художников. Там мальчик познакомился с основными техниками и материалами, в это же время он сделал первые карандашные копии произведений художников, в которых проявляется его скульптурное видение. Считается, что в это время он написал картину «Мучение святого Антония».
- Через год Микеланджело переходит в школу скульптора Джаванни, патроном которого являлся Лоренцо Медичи (крайне влиятельный человек во Флоренции). Последний решил оказать покровительство молодому гению и пригласил к себе.
- В 1490—1492 годах Микеланджело находился при дворе Медичи. Скорее всего, в это время он создал барельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», а в следующие годы «Геркулеса», ныне утраченного.
После смерти Лоренцо Медичи в 1492 юноша вернулся домой.
Дальнейшая работа
В 1494—1495 годах скульптор работал в Болонье, где создал скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он вернулся во Флоренцию, где вырезал «Спящего Купидона» и «Святого Йоханнеса». Первого приобрел кардинал Рафаэль Риарио, после чего пригласил талантливого скульптора в Рим. В течение 5 лет Буонарроти работал там. За это время им созданы «Римская Пьета», «Вакха», «Ангел» и «Бахус». Микеланджело трудился над последним около 2 лет, и хотя некоторые исследователи считают скульптуру первым шедевром мастера, большинство отмечает огромное влияние античности, из-за чего работа выглядит заимствованной, созданной в рамках. В 1501 году мастер вновь вернулся во Флоренцию. На протяжении следующих лет он создал такие шедевры:
- «Давид».
- Алтарь Пикколомини.
- «Мадонна Дони».
- «Мадонна Питти».
- «Брюггенская Мадонна», второе название «Мадонна с младенцем».
- «Мадонна Таддеи».
Также он начал статую «12 апостолов», которая не была закончена. Фактически скульптор успел только сделать предварительную модель апостола Левия Матфея: были намечены контуры тела и нижней части лица, вырезана правая рука и обозначена поза (апостол стоит и опирается левой ногой о камень, держит в левой руке книгу). Из-за незаконченности работы в описаниях часто отмечают необычный эффект: будто апостол хочет вырваться из каменного плена. В 1505 году Микеланджело вызывал в Рим Папа Юлий II. У последнего был заказ на гробницу, работа над которой растянулась на 40 лет (с перерывами). Первые 8 месяцев мастер пробыл в городе Карраре, где выбрал необходимый мрамор. Для гробницы были созданы «Моисей», «Лия», «Связанный раб» и «Умирающий раб». В апреле 1506 года Буонарроти вернулся во Флоренцию, где написал «Битву при Кашине» для Апостольского дворца. Через полгода он уехал в Болонью, где помирился с Юлием II и отлил из бронзы его скульптуру (позднее разрушенную). В феврале 1508 мастер вновь приехал во Флоренцию, а уже в мае по заказу Юлия II началась роспись потолка Сикстинской капеллы. Она продолжилась до октября 1512. За это время художником были расписаны тысячи квадратных метров потолка и дальней стены. Это негативно сказалось на здоровье Буонарроти: зачастую он работал один, не прерываясь на сон и еду, часто засыпал на лесах, постоянно вдыхал частицы краски. После смерти Юлия II в 1513 Папой Римским стал Джованни Медичи (после принятия сана — Лев Х), с которым Микеланджело связывала юношеская дружба. Договор на гробницу прошлого Папы был перезаключен, а в 1514 скульптор получил заказ на «Христа с крестом» и капеллу Льва Х (город Энгельсбург).
Последние годы жизни
В 1516—1519 мастер провел в многочисленных поездках по Каррару и Пьетразану, где отбирал мрамор для фасада Сан Лоренцо. Следующие 14 лет ушли на создание комплекса Капеллы Медичи (рукам мастера принадлежали архитектурная разработка и скульптуры), а также на проектирование и строительство Библиотеки Лауренцина. Параллельно с архитектурой Микеланджело не забывает и о скульптуре: 1532−1534 — «Дух победы», 1538 — «Брут». Но все же наиболее значимые заказы Буонарроти получил во второй половине жизни:
- Он закончил 3 этаж фасада и карниз Палаццо Фарнезе для Папы Римского Павла III. Этот римский дворец в стиле Ренессанс был построен в городе Понте. Изначально над зданием работал архитектор Антонио да Сангалло Младший. После его смерти в 1546 году Микеланджело возглавил строительство и внес ряд изменений.
- Было спроектировано новое убранство Капитолия.
- В 1547 Буонарроти был назначен главным архитектором собора Святого Петра, что стало для него самым великим достижением в жизни. Над зданием поочередно трудились практически все крупные архитекторы Италии. В 1506 строительство было начато под руководством Донато Браманте, затем перешло к Рафаэлю Санти, после — к Бальдассере Перуцци и Антонио де Сангало Младшему. После их смерти строительство возглавил Микеланджело, заканчивали же работу Джакомо делла Порта и Джакомо Виньола.
Строительство было окончено только в 1626 году. Кисти Микеланджело принадлежали такие картины: «Сотворение Адама», «Страшный суд», «Всемирный потоп», «Отделение Света от Тьмы», «Ливийская сивилла». Микеланджело работал над ним до самой смерти 18 февраля 1564 года. Мастер не дожил до своего 89-летия несколько дней. Кончина наступила в присутствии 2 врачей, слуги и нескольких скульпторов, в том числе Томмазо Кавальери и Даниеле де Вольтерра. Последний сделал посмертную маску и бюст друга.
Папа Римский Пий IV собирался похоронить Буонарроти в римском соборе Святого Петра, построив там отдельную гробницу. До этого времени тело перенесли в базилику Санти-Апостоли, откуда в марте его тайно вывезли во Флоренцию. 14 июля Микеланджело Буонарроти был похоронен в церкви Санта-Кроче, рядом с могилой Макиавелли.
Личная жизнь
О личной жизни художника практически ничего не известно. Он не женился и не оставил детей, наследство перешло к его племянникам. Известно, что Микеланджело активно переписывался со своим близким другом поэтессой Витторией Колонной, вдовой и влиятельной интеллектуалкой Италии того времени. В 1536 году в 47 лет она приехала в Рим, Микеланджело на тот момент исполнился 61 год. Через 5 лет она вынуждена была уехать, но переписка между ними не прекращалась. Буонарроти даже посвятил женщине несколько сонетов. Сохранившиеся письма до сих пор считаются памятником исторической эпохи, автор выступает в них как великий мыслитель.
Важно отметить, что отношения между друзьями были исключительно платоническими. Некоторые исследователи считают, что Микеланджело был гомосексуалом и ценил в подруге ее целомудрие, даже называл ее мужчиной в юбке.
Внешность и интересные факты
Существует несколько портретов скульптора, по которым легко восстановить его внешность, однако автопортретов среди них нет. Краткое описание внешности Микеланджело: среднего роста, сильный, с широкими плечами, круглой головой и впалыми щеками, волосы черные, немного кудрявые, довольно редки, светлые карие глаза, нос с маленькой горбинкой, губы тонкие, негустая борода разделена на две половинки. Сохранилось несколько необычных фактов о жизни и творчестве Микеланджело:
- До него художники не имели права иметь гербы и носить настоящие фамилии. Обычно их называли в честь отцов, городов или профессии: например, Леонардо да Винчи — Леонардо из города Винчи.
- Во время пребывания во дворе Медичи Пьетро Торриджано в ходе ссоры последний ударом в лицо сломал Буанарроти нос, из-за чего на нем появилась горбинка.
- Сам Микеланджело был набожным человеком, однако один поступок мучил его до конца жизни. После завершения работы над «Пьетрой» для собора Святого Петра авторство было по ошибке приписано скульптору Кристофоро Солари. Возмущенный Микеланджело не стал терпеть это и высек на поясе Мадонны свою подпись: «Это сделал флорентиец М. Буонарроти». После он глубоко сожалел о вспышке гордыни и больше не подписывал работ, из-за чего его рисунки, живопись и скульптуры находят до сих пор.
- Скульптор всю жизнь жаловался на нехватку средств и жил крайне экономно: с минимумом мебели, почти без украшений. Однако после его смерти выяснилось, что Микеланджело скопил огромное состояние, в пересчете на современные деньги — около 10 миллионов долларов.
- Моисей в скульптуре Микеланджело изображен с рогами. Исследователи считают, что это произошло из-за путаницы в переводе Библии: когда Моисей со скрижалями Завета спустился с горы, людям было трудно смотреть на него. Причина обозначена ивритским словом, которое переводится как «лучи» или «рога». Из контекста ясно, что лицо Моисея сияло, то есть испускало лучи, но Буонарроти перевел слово иначе и изобразил неверное толкование.
- После того как Папа Римский доверил Микеланджело работы над архитектурой собора Святого Петра, Буонарроти пожелал, чтобы в указе было отмечено, что он не берет плату и трудится во имя святой любви к Господу. Так он хотел показать, что высоко оценил высказанное Папой доверие.
- Завещание Буонарроти было довольно кратко: «Отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным».
Помимо скульптур, творчество Микеланджело Буонарротио включает в себя стихи и сонеты: их сохранилось около 300. В основном их содержание состоит из описания одиночества, разочарования и идеализации человека. Почти все бумаги Буонарроти сжег перед смертью, но все же уцелевшие стихи были выпущены в 1623 году племянником. Сонеты, посвященные его другу Виттории Колонна, были подвергнуты цензуре, так как вместо «она» было написано «он». При жизни некоторые стихи были положены на музыку.
Микеланджело Буонарроти является не только одним из величайших скульпторов, архитекторов и художников Италии, но и великим мыслителем и стихотворцем. Еще при жизни он заслужил славу непревзойденного мастера, а после смерти надолго стал примером для подражания. Современники признавали, что скульптуры Микеланджело затмили не только современные ему работы, но также римские и греческие идеалы, например, «Аполлона».
Еще тесты
Читайте также
Роберт Бёрнс (1759 — 1796) — биография шотландского поэтаПугачев Емельян Иванович (1742 — 1775) — биография, интересные фактыАндреев Леонид Николаевич (1871 — 1919) ? — биография и творческий путьСемья А. С. Пушкина — история и интересные факты родословной писателя
Биография
Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.
Детство и юность
6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.
Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца. Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб. Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.
Родная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось 6 лет. Это так сильно повлияло на психику ребенка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдает его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи.
В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.
В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.
В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры — «Мадонну у лестницы» и «Битву Кентавров». Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.
Творчество
После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.
В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».
Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.
В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.
Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи. Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.
Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.
Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды. С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам. Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.
Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.
Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:
«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал».
Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.
В 1535 году Микеланджело вновь берется за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан. В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников. Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад.
Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.
Личная жизнь
Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом:
«Искусство — ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети — это мои произведения».
Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником.
Известно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III. С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства.
Смерть
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.
Но в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.
Используемые источники:
- https://nauka.club/biografii/mikelandzhelo-buonarroti.html
- https://24smi.org/celebrity/4228-mikelandzhelo-buanarotti.html