Содержание
- 1 Биография Георгия Данелия
- 2 Детство
- 3 Режиссерские работы
- 4 Книги
- 5 Награды
- 6 Личная жизнь Георгия Данелия
- 7 Смерть
- 8 Биография
- 9 Детство и юность
- 10 Фильмы
- 11 Театр
- 12 Личная жизнь
- 13 Смерть
- 14 Фильмография
- 15 Постановщик подарил миру непревзойденные шедевры кинематографа, но ради работы часто пренебрегал здоровьем и семьей. Его путь был трудным: Георгий Данелия перенес два расставания с избранницами, потерял сына и годами боролся с эмфиземой легких.
- 16 АРХИТЕКТОР, НОВАТОР, ГЕНИЙ
- 17 ЛЮБОВЬ СО ШТАМПАМИ И БЕЗ
- 18 ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА
- 19 Умер Георгий Данелия
Биография Георгия Данелия
Георгий Николаевич Данелия – культовый советский режиссер и сценарист, подаривший миру такие разные, но великие киноленты: «Афоня», «Кин-дза-дза», «Слезы капали», «Мимино», «Осенний марафон». Именно Данелия написал сценарий к комедии «Джентльмены удачи», а его фильм «Совсем пропащий» в начале 70-х был номинирован на Золотую ветвь Каннского кинофестиваля.
Он никогда не был растерян и не собран на съемочной площадке, а просто жил героями, проблемами фильма. «Надо работать, даже если не получается, надо вернуться и переделать, если открылось, что именно не получилось и почему. Мне более всего дороги взволнованная тишина зала в том месте, на которое ты надеялся, или удар смеха, когда вспыхнули, грохнули все как один, – это и есть лучшая встреча со зрителем» – слова легендарного режиссера.
Детство
Георгий Данелия появился на свет в Тбилиси на исходе августа 1930 года, но его детство прошло в Москве – ему еще не исполнилось и года, как семья перебралась в Москву и обосновалась в квартире в Уланском переулке. Его отец, Данелия Николай Дмитриевич, военный и инженер, был бригадиром, затем начальником шахты, потом главным инженером Метростроя Москвы и СССР. Он руководил строительством станций «Павелецкая» и «Киевская». Творческую жилку Гия, как ласково звали его родители, впитал буквально с молоком матери, Мери Ивлиановны Анджапаридзе, которая, будучи по образованию экономистом, в 1938 году устроилась ассистентом режиссера на «Мосфильм», а впоследствии и сама занимала режиссерское кресло («Три рассказа Чехова», «Слуша-ай!»). Также эстетическим воспитанием мальчика занималась бабушка, часто водившая внука в театр.
После окончания школы молодой человек поступил в Московский архитектурный институт, хотя отец настоятельно рекомендовал ему поступать во ВГИК. «Говорил: „А куда его еще девать, такого дурака?“», – с улыбкой вспоминал Георгий. После окончания вуза молодой человек устроился на работу в Институт проектирования городов на должность архитектора и поступил на высшие режиссерские курсы под эгидой «Мосфильма». Преподавателями Георгия были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Леонид Трауберг, Юлий Райзман, Михаил Калатозов.
Режиссерские работы
Данелия дебютировал как режиссер в 1958 году, сняв короткометражку «Васисуалий Лоханкин» – экранизировал отрывок из «12 стульев», в котором Васисуалий расстается с Варварой. Это была курсовая работа, а год спустя Данелия представил на суд наставников свою дипломную работу, короткометражку «Тоже люди», игровой отрывок из «Войны и мира». Окончив курсы, Георгий Данелия начал карьеру режиссера-постановщика на «Мосфильме» и вскоре стал одним из пионеров новой волны советского кинематографа. Его первой полнометражной работой стал фильм «Сережа» (1960) с Сергеем Бондарчуком и Ириной Скобцевой в главных ролях. Экранизация повести Веры Пановой, «Несколько историй из жизни очень маленького мальчика» полюбилась советским зрителям и даже завоевала признание читателей журнала «Советский экран», признавших ее лучшим фильмом 1961 года. И не только благодаря ставшей крылатой фразе «Дядя Петя, ты дурак». Это была удачная попытка по-новому посмотреть на воспитание детей и увидеть в подрастающем поколении не зачатки будущих строителей коммунизма, а самостоятельную личность со своим страхами и мечтами.
Лента моментально внесла Георгия в список «молодых и подающих надежды режиссеров». Зрители раскупали билеты на сеансы, кинокритики расхваливали дебютанта, однако сам режиссер полагал, что успех «Сережи» был случайностью. Возможно, оттого, что отец, главный критик Георгий, прокомментировал фильм сына скупым «Так себе». «Снимай, как умеешь, а не жди результатов», – нашептал ему внутренний голос, после чего Данелия решил взяться за автобиографичный сценарий Виктора Конецкого, который ему предложили. В итоге в 1962 года состоялась премьера психологической драмы «Путь к причалу», где каждый из ключевых героев должен был делать сложный выбор: жизнь или достоинство, жестокость или человечность. Во время работы над фильмом Георгий успел возненавидеть Конецкого из-за разногласий в видении будущего киношедевра и познакомиться с Булатом Окуджавой.
Прошел еще год, и режиссер представил зрителям фильм «Я шагаю по Москве», которая навсегда вошла в историю отечественного кинематографа. Идею снять этот фильм Георгию Николаевичу подал Геннадий Шпаликов, почему-то сразу раскусивший в Данелия будущего гения лирической комедии, еще неизвестного советского кинематографу жанра. «Идея уложилась в два предложения: дождь, по улице идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, едет за девушкой и держит над ней зонтик…», – рассказывал Данелия. В итоге получилось произведение, которое можно охарактеризовать одним словом: «улыбка». Смотришь его и улыбаешься, вспоминаешь, и не можешь удержаться от улыбки.
После выхода «Я шагаю по Москве» совсем молодые актеры Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских и Евгений Стеблов проснулись всесоюзно известными, ну а одноименная названию фильма песня на долгие годы стала народным гимном столицы. В своей следующей картине «Тридцать три» Данелия тонко смешал острую сатиру и добродушный юмор. Также этот фильм положил начало тандему Данелия и Евгения Леонова. Жанровое сочетание получилось удачным, и позже перекочевало в работы Георгия Николаевича для киножурнала «Фитиль».
Следующей работой режиссера стала картина «Не горюй!». Фильм сняли по мотивам романа Тилье «Мой дядя Бенжамен». «Если смотреть объективно, – признавался режиссер, – ближе всего к тому, что я хотел, получилось как раз в этом фильме».
К тому времени у режиссера уже сложились основные критерии и принципы работы. Во главу угла он ставил психологизм героев и актерское мастерство и практически во все фильмы приглашал уже известных ему по совместной работе актеров. Это и Евгений Леонов (актер снялся в 12 фильмах Данелия), и Леонид Куравлев, и Фрунзик Мкртчян. Позже этот список пополнили Владимир Басов, Савелий Крамаров, Юрий Яковлев, Нина Русланова и многие другие замечательные актеры. Критики писали: «Данелия не боится знакомых актерских лиц, потому что умеет в чертах привычных уловить нечто совершенно неожиданное, умеет повернуть знакомый профиль, найти ракурс, выявляющий суть человека или раскрывающий ее совсем по-новому. Вот почему многие актеры столь прекрасно сыграли именно в картинах Данелия…». Многие ошибочно считают режиссером культовой комедии «Джентльмены удачи» Данелию. Однако им выступил Александр Серый, тогда как Георгий Николаевич лишь работал над сценарием вместе с Виторием Токаревой. Но, как считаем мы в uznayvse.ru, сценарий – половина фильма В 1973 году на экраны вышел фильм «Совсем пропащий» по мотивам марктвеновских «Приключений Тома Сойера», номинированный на главный приз Каннского кинофестиваля. Картина дала путевку в жизнь юному Роману Мадянову и, что интересно, была признана американскими зрителями лучшей экранизацией повести Твена. А ведь премьера фильма совпала с визитом Леонида Брежнева в Штаты, поэтому выход фильма, затрагивавшего нелицеприятную расовую тему, было решено отложить.
За следующие 10 лет Данелия снял 5 фильмов, которые видел, пожалуй, каждый гражданин постсоветского пространства. В 1975 году выходит трагикомедия «Афоня» с Леонидом Куравлевым, мастерски перевоплотившимся в обаятельного разгильдяя-сантехника Афоню, олицетворения эпохи брежневского застоя. В этот раз критики не были столь благожелательны к Данелия – режиссера ругали за столь реалистичные бытовые зарисовки, а зрители недоумевали: «Разве ж это комедия? Неужели это Данелия?». Тем не менее, «Афоня» стал лидером проката того года и занял 15 место в рейтинге самых посещаемых фильмов СССР.
Кстати, благодаря фильму «Афоня» началась профессиональная карьера группы «Машина времени». Их песня «Солнечный остров» звучит в сцене на дискотеке, правда, на сцене стоят музыканты из другой группы. В 1977 году на экраны вышла лирическая комедия «Мимино» с Вахтангом Кикабидзе. На премьере Георгия Николаевича спросили, о чем его новая работа. На этот вопрос Данелия ответил: «…Мой герой, кажется, достиг всего. Отличная работа. Москва, прекрасное положение… Но, как магнит, его тянет к себе маленькая родная деревушка, сельский аэродром… О чем это? Может быть, о человеке, который не успокоился, сумел вернуться к самому себе? Может быть, о чувстве родины, об этом очень конкретном, осязаемом уголке родной земли?».
Следующую картину «Осенний марафон» (1979) с Олегом Басилашвили критики охарактеризовали, как «самую смешную среди печальных комедий». Главный герой – добряк, но доброта его идет от безволия, а потому он ищет выход в приспособленчестве, что аукается не только ему самому, но и окружающим людям. Георгий так выложился на съемках фильма, что после окончания работы пережил клиническую смерть. Когда режиссера выписывали из больницы, он весил 40 килограмм.
После трехлетнего перерыва Данелия закончил работу над фильмом-притчей «Слезы Капали» с Евгением Леоновым. Режиссер обратился к сказочным мотивам, представив, что осколок проклятого зеркала попал в глаз главного героя, превратив того из душевного человека, верного мужа и понимающего отца в склочного и прижимистого циника. Этот фильм – не самая известная работа режиссера, но определенно одна из лучших.
Ну а в 1986 году Данелия представил фильм в новом для него жанре социальной фантастики – «Кин-дза-дза» с Евгением Леоновым и Юрием Яковлевым. Именно Георгий Николаевич, вспомнив об архитектурном образовании, нарисовал эскиз пепелаца. Высокое качество спецэффектов в фильме, особенно полет пепелаца, отметили даже его опытные американские коллеги. В кинематографических кругах ходила история, что когда американцы попросили Данелию предоставить им в пользование реквизит из «Кин-дза-дзы», тот пошутил, что пепелац ему по знакомству выделили в Министерстве обороты. А через несколько месяцев Георгия вызвали «на ковер» – оказалось, что зарубежные киношники шутки не поняли и со всей серьезностью сделали запрос в Минобороны с просьбой одолжить пепелац.
Следующая работа режиссера, трагикомедия «Паспорт», вышла незадолго до распада СССР, как раз в день Августовского путча. Данелия вновь проявил себя как новатор – это первый отечественный фильм об эмиграции советских евреев в Израиль.
В постсоветскую эпоху Георгий Николаевич выпустил фильмы «Настя» и «Орел и решка», открыв для себя новую музу – Полину Кутепову, сыгравшую в обоих лентах. Несмотря на недостаток финансирования, оба фильма заняли достойное место в фильмографии Данелии, и все же ознаменовали конец кинематографической эпохи. Следующий фильм режиссера, «Фортуна», увидел свет лишь в 2000 году и был встречен прохладно. После этого Георгий Николаевич отошел от режиссерских дел, посвятив свободное время писательскому ремеслу.
Книги
В 2006 году Георгий Данелия издал две первых книги: «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна». Эти книги сложно воспринимать отдельно друг от друга – это сборники режиссерских баек и историй, которых за многолетнюю деятельность у мэтра накопилось предостаточно. Спустя год на прилавках появилась книга «Чито-грито», продолжение автобиографической серии, а в 2008 читатели могли ознакомиться с лушчими сценариями Данелия в твердом переплете. В 2008 году вышла езе одна книга сценариев «Не горюй!».
Наконец, в 2014 году режиссер выпустил мемуары «Кот ушел, а улыбка осталась» – воспоминания о работе над его поздними фильмами и курьезами из 90-х. Георгия Данелия всегда привлекало занятие живописью, музыкой, графикой. В его доме коллекция барабанов, собранная режиссером самостоятельно.
Награды
Георгий Николаевич Данелия – народный артист РСФСР и СССР. Лауреат Государственной премии СССР, РФ, лауреат премий «Золотой Овен» и национальной премии «Триумф». Ему вручали награды на кинофестивалях в Карловых Варах, Венеции, Сан-Себастьяно, Москве, Душанбе, Габрово, Варне, Шамрузе, Map-дель-Плата, Каннах, Акапулько, Римини, Мадриде, Рио-де-Жанейро, Стратфорде, Ванкувере, Овелино, Эдинбурге, Картахене, Берлине, Солониках, Ереване, Сочи и др. Данелия – академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.
Личная жизнь Георгия Данелия
Георгий Николаевич был женат три раза. Первой супругой стала дочь министра строительства Ирина Гинзбург. Они познакомились на лестничной клетке в доме у приятеля Георгия. В 1952 году она родила режиссеру дочь Светлану (сейчас работает юристом). Увы, всего через год брак затрещал по швам, супруги подали на развод, однако сохранили теплые отношения.
Второй, гражданский брак Данелия заключил с актрисой Любовью Соколовой, которая была старше режиссера на 9 лет. Познакомились они в 1957 году на съемках фильма «Хождение по мукам». Георгий сразу обратил внимание на эффектную, пусть и уже немолодую красавицу. Любовь и Георгий прожили в браке 26 не самых простых лет. По словам Любови, ее муж был человеком увлекающимся, любил выпить, мог исчезнуть без предупреждения на несколько дней.
В 1959 году у супругов родился сын Николай, унаследовавший от родителей творческие способности: повзрослев, он окончил ВГИК, пробовал себя как режиссер, поэт и художник. Возможно, Николай стал бы достойным продолжателем дела отца, но в 1985 году его нашли мертвым в квартире отца. Доподлинно неизвестно, что случилось. Медики не смогли установить причину смерти. Распространена версия, что Николая убили, высказывалось предположение, что смерть наступила из-за передозировки наркотиками. У молодого человека остались две дочки: Рита и Алена.
А за несколько месяцев до трагичной смерти сына Георгий Данелия оставил жену и переехал к режиссеру Галине Юрковой («Француз», «Божья тварь», «Шутка», «Текущий день»), сказав Соколовой перед уходом: «Я полюбил другую». В Галине он нашел родственную душу, вместе с ней он был счастлив до конца жизни.
Смерть
4 апреля 2019 года великий режиссер ушел из жизни в возрасте 88 лет. Еще в конце февраля Георгия Николаевича госпитализировали с эмфиземой легких. В силу возраста заболевание дало осложнения, с которыми не смогли справиться даже опытные медики. Данелия ввели в состояние искусственной комы, из которого он так и не вышел.
Биография
Георгий Данелия – советский кинорежиссер грузинского происхождения, который снял фильмы «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Паспорт», «Кин-Дза-Дза», ставшие классикой советского кино. Почти во всех своих фильмах Данелия участвовал также как сценарист и актер эпизодических ролей. Также Георгий Николаевич в соавторстве написал сценарий к комедии «Джентльмены удачи». В новом тысячелетии режиссер попробовал себя в роли публициста и стал издавать автобиографические книги.
Детство и юность
Георгий Николаевич Данелия родился в сердце солнечной Грузии – Тбилиси. Это случилось в августе 1930 года. Папа Николай Данелия работал инженером-путейцем, а мама Мери Анджапаридзе – ассистентом на «Мосфильме». Именно мама привила сыну любовь к кинематографу. На выбор будущей профессии Георгия Данелии повлияли и родные дядя и тетя: Верико Анджапаридзе и Михаил Чиаурели – народные артисты СССР.
Когда сыну исполнился год, родители переехали в Москву. Здесь отец вскоре был назначен бригадиром, а потом и главным инженером столичного Метростроя, а мама поднялась в карьерной иерархии до режиссера-постановщика и получила Сталинскую премию 1-й степени.
Георгий Данелия не сразу определился с будущей профессией. Сначала юноша поступил в архитектурный вуз и после окончания учебы даже устроился на должность архитектора в институт проектирования. Но вскоре Данелия понял, что больше всего его влечет кинематограф. Поэтому Георгий Николаевич бросил проектирование и поступил на режиссерские курсы при «Мосфильме».
Фильмы
Режиссерские курсы Георгий Данелия окончил в 1959 году. Курсовой работой Данелии стала короткометражка «Васисуалий Лоханкин», а дипломной – лента «Тоже люди». Уже по этим двум фильмам становится понятно, что у молодого режиссера Данелии большое будущее. По окончании курсов Георгий Николаевич устроился на студии «Мосфильм». Данелию приняли на работу как режиссера-постановщика. Творческая биография Данелии начала пополняться проектами, которые принесли режиссеру всесоюзную славу.
Первые же ленты заставили уважать молодого режиссера. Картину «Сережа», получившую несколько престижных наград, Данелия снимал совместно с Игорем Таланкиным. В этой работе чувствовались свежее дыхание и новаторский подход. А в 1964 году на экраны вышла картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Молодой режиссер проснулся знаменитым. Эта лента, вышедшая во время хрущевской оттепели, становится культурным событием и открытием года.
В следующем году на экраны страны вышел фильм «Тридцать три». Этой работой Данелия сразу же завоевал себе нишу нового мастера советской комедии. Кроме меткой и злободневной сатиры Георгий Николаевич сумел продемонстрировать умение гротескно и в то же время тонко и лирично раскрыть действительность. Особо надо отметить талант режиссера к созданию слаженного ансамбля из отличающихся актеров, принадлежащих к разным школам и поколениям.
После выхода «Тридцать три» было решено использовать юмористический талант режиссера в сатирическом киножурнале «Фитиль», для которого Георгий Николаевич снял десяток миниатюр. Лента «Не горюй!», в которой Георгий Данелия собрал знаменитых грузинских актеров Вахтанга Кикабидзе, Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, а также Евгения Леонова и Анастасию Вертинскую, также тепло была принята зрителями и кинокритиками. Здесь впервые режиссер пригласил на съемочную площадку собственную сестру Софико Чиаурели.
В 1979 году вышла замечательная комедийная мелодрама Данелии «Осенний марафон». Впервые Георгий Николаевич пригласил в фильм Олега Басилашвили. Надо сказать, что в жизни артист такой же решительный и напористый, как и его герой в «Служебном романе». И лишь Данелия сумел рассмотреть в актере черты, которые позволили воплотить в Басилашвили образ неуверенного, слабохарактерного интеллигента Бузыкина, разрывающегося между двумя женщинами. Зрители впервые увидели другую, непривычную грань таланта Олега Басилашвили.
Критики говорят, что этот талант Георгия Данелии – раскрывать популярного актера с неизвестной стороны – особенно ценен. Как и умение режиссера использовать в комедиях элементы мелодрамы или даже драмы. Эта черта режиссера прослеживается как в «Осеннем марафоне», так и в других картинах Данелии «Мимино» и «Афоня». Здесь можно по-разному смеяться: от души, с горечью, а иногда и с грустью.
В 1986 году вышел легендарный фильм Данелии «Кин-дза-дза!». Лента в перестроечные годы, да и сегодня, имела огромный успех. Использование в комедии научной фантастики было новаторским для советского кинематографа. Актерский состав был подобран гениально. Эта антиутопия сразу же оказалась разобрана на цитаты.
Своим лучшим фильмом режиссер считал картину менее популярную, чем остальные – «Слезы капали». Эта картина – грустный пересказ сказочного сюжета на современный лад, перепев знаменитой сказки о Снежной королеве. Главного героя сыграл Евгений Леонов. После попадания в глаз осколка магического зеркала герой увидел в окружающих много пороков, которые не замечал раньше. Здесь снова есть и сатира, и добрый юмор, и грустный смех сквозь слезы.
В 1990-ые годы Георгий Данелия продолжил снимать фирменные грустные комедии. Среди них можно отметить картины «Настя», «Орел и решка», «Паспорт». За эти работы их создатель в 1997 году получил Государственную премию России. Также Данелия выступил соавтором комедии «Джентльмены удачи» и новогодней ленты «Француз».
Театр
Кроме работы над фильмами у Данелии было много иных увлечений. Режиссер интересовался музыкой, живописью, графикой. Две академии – Национальная кинематографических искусств и «Ника» – выбрали Данелию своим академиком. Перечислить все звания и награды Георгия Данелии очень сложно. Наивысшая из них – звание «Народный артист РСФСР и СССР».
С 2003 года режиссер стал председателем «Фонда Георгия Данелии», на официальном сайте которого обозначены такие цели фонда, как поддержание кинематографических традиций и помощь в развитии кино. Вскоре работой фонда начала заниматься жена режиссера Галина Ивановна Данелия, которая затем возглавила фонд мужа.
В 2015 году фонд начал новый проект «Кино в театре», который заключался в сценической адаптации знаменитых кинофильмов. Создатели проекта решили запустить обратный процесс экранизации театральных пьес.
Первой постановкой проекта стала «Ханума». Фонд выбрал фильм по грузинской пьесе как подарок Данелии к 85-летию. Занятые в постановке спектакля друзья режиссера решили, что «Ханума» по духу подходит юбиляру. Тем не менее, пресса заверила будущих зрителей, что в постановке не будет четко выраженного грузинского колорита, действие спектакля развернется в необозначенном южном городе. Площадку для нового проекта предоставил Дворец культуры железнодорожников в Санкт-Петербурге.
«Театр Георгия Данелии» продолжает ставить «Хануму». Кроме того, в репертуаре театра появился детективный мюзикл для всей семьи «Шер-Лок и Дюймовочка». Спектакли проходят на сцене Театра Сатиры и в Мастерской Петра Фоменко.
Личная жизнь
В жизни режиссера было три официальных жены, одна гражданская жена и двое детей от разных браков. Сегодня у режиссера уже есть взрослые внуки.
Первый раз Данелия женился в 1951 году. Супругой режиссера стала Ирина Гинзбург, дочь министра строительства. Это был яркий, но короткий роман. Вместе Ирина и Гия прожили лишь год. Но в этом браке родилась дочь Светлана, ставшая юристом. С дочерью Георгий Николаевич поддерживал отношения, созваниваясь каждый вторник.
Личная жизнь Георгия Данелии долгое время – с 1957 по 1984 год – была связана со знаменитой актрисой Любовью Соколовой. Данелия и Соколова встретились на съемках картины «Хождение по мукам». Добиться расположения актрисы Данелии было непросто. У Соколовой уже была за плечами трагическая история любви. В блокаду у нее погибли муж и сын.
Но Георгий Николаевич сумел добиться расположения актрисы. Вскоре у них родился сын Николай. После 25 лет совместной жизнь Данелия нашел новую любовь. Расставание Соколова пережила очень сложно, а смерть 26-летнего сына Николая окончательно подорвала здоровье актрисы.
О 15-летнем романе Георгия Данелии и писательницы Виктории Токаревой, вместе с которой был написан сценарий к «Джентльменам удачи», Токарева написала автобиографический роман «Дерево на крыше». Но эта связь не окончилась браком.
У Данелии вспыхнул роман с Галиной Юрковой, которая и стала третьей женой режиссера. Первая профессия женщины – журналист, вторая – режиссер-постановщик. Зрителю Юркова известна своими фильмами «Француз», «Божья тварь», «Шутка?!».
В 2000-ых Георгий Данелия написал пять биографических книг: «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Чито-грито», «Джентльмены удачи и другие киносценарии» и «Не горюй!». В 2014 году в свет вышла еще одна книга режиссера под названием «Кот ушел, а улыбка осталась».
Смерть
4 апреля 2019 года Георгий Данелия скончался в возрасте 88 лет. Причина смерти режиссера — остановка сердца.
В феврале культовый режиссер попал в больницу с воспалением легких. Позже для стабилизации дыхания медики ввели Георгия Николаевича в искуственную кому. В начале марта Галина Данелия сообщила об улучшении состояния мужа.
Дата и место похорон Георгия Данелии будут известны позже.
Фильмография
- 1960 — «Серёжа»
- 1963 — «Я шагаю по Москве»
- 1965 — «Тридцать три»
- 1971 — «Джентльмены удачи»
- 1975 — «Афоня»
- 1977 — «Мимино»
- 1979 — «Осенний марафон»
- 1982 — «Слёзы капали»
- 1986 — «Кин-дза-дза!»
- 1993 — «Настя»
- 1995 — «Орёл и решка»
- 2000 — «Фортуна»
Истории25.08.2019 08:30
Постановщик подарил миру непревзойденные шедевры кинематографа, но ради работы часто пренебрегал здоровьем и семьей. Его путь был трудным: Георгий Данелия перенес два расставания с избранницами, потерял сына и годами боролся с эмфиземой легких.
Георгий ДанелияНачиная с «Сережи» и «Я шагаю по Москве», почти каждый новый фильм Георгия Данелии становился событием в мире кино. Он работал на износ, часами не выходя из студии, переделывал сценарии и общался с актерами, чтобы вдохнуть в очередную картину жизнь и при этом довести ее до идеала. Перфекционизм дорого стоил драматургу: однажды на съемках он даже перенес клиническую смерть.
За спиной режиссера всегда был надежный тыл — сначала Любовь Соколова, а потом Галина Юркова пожертвовали собственными карьерами ради ухода за Данелией. Они сыграли огромную роль в личной жизни и творчестве Георгия Николаевича, создавая вокруг него уют, обустраивая дом, в который мог вернуться усталый драматург. С кем же из возлюбленных он был по-настоящему счастлив и о чем до конца дней жалел?
АРХИТЕКТОР, НОВАТОР, ГЕНИЙ
Кто будет делить наследство Георгия ДанелииНа эту темуОдним из первых триумфов режиссера стала картина «Я шагаю по Москве»
Отец Георгия Николаевича трудился инженером, а мама работала на «Мосфильме», на площадке которого сняла несколько короткометражек и впоследствии получила Сталинскую премию. С кинематографом были связаны и другие родственники Георгия Данелии: тетя и двоюродная сестра — актрисы, а дядя — режиссер. Творческое окружение привило будущему драматургу любовь к искусству.
Он планировал стать архитектором, но, окончив вуз, осознал, что ошибся в выборе профессии, и поступил на режиссерские курсы. Дипломную работу выпускника «Тоже люди», созданную по отрывку из «Войны и мира», высоко оценили коллеги. Устроившись на «Мосфильм», Данелия вскоре получил звание одного из пионеров «новой волны» советского кино. Первым триумфом постановщика был «Сережа» с Сергеем Бондарчуком и Ириной Скобцевой в главных ролях. Критики в один голос твердили: драматург по-другому взглянул на вопросы воспитания детей, разглядев в юном герое картины личность.
Пока эксперты расхваливали подающего большие надежды режиссера, его главный критик, отец, после просмотра фильма ограничился скупой фразой «Так себе». Возможно, поэтому сам Данелия считал успех «Сережи» случайным. Однако следующую его картину «Путь к причалу» вновь тепло приняли зрители. Что и говорить о ленте «Я шагаю по Москве», сделавшей Георгия Николаевича звездой кинематографа.
«Это придумал мой друг, поэт и сценарист Геннадий Шпаликов, — рассказывал Георгий Данелия. — Идея уложилась в два предложения: «Дождь, по улице идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, едет за девушкой и держит над ней зонтик». Так и решили снимать фильм о хороших людях. В тот же день мы с Геной придумали весь сценарий».Одной из любимых актрис Георгия Данелии была Ирина Скобцева
В картине «Тридцать три» режиссер умело играл с сатирой. Фильм положил начало его сотрудничеству с Евгением Леоновым. Уже тогда постановщик понял, что для создания шедевра необходимо делать ставку на ярких персонажей, исполнение которых можно поручить только проверенным актерам. Так, у Георгия Николаевича часто снимался Леонид Куравлев, Владимир Басов, Нина Русланова. Одно время за регулярное присутствие в лентах драматурга Ирину Скобцеву называли музой Данелии.
Ирина Скобцева – разлучница или идеальная жена?
Именно Георгий Данелия открыл дорогу в кино Роману Мадянову, пригласив его в картину «Совсем пропащий», признанную американцами лучшей экранизацией повести Марка Твена в истории. А с середины 70-х и вовсе началась «звездная пора» в карьере режиссера: трагикомедия «Афоня» с ее реалистичными зарисовками быта и фильм «Мимино» побили все рекорды в прокате.
Лента «Осенний марафон» едва не стоила драматургу жизни: он так выкладывался на съемках, что перенес клиническую смерть. Лишь через три года Данелия вернулся к работе, выпустив притчу «Слезы капали». А в середине 80-х Георгий Николаевич неожиданно выступил в новом жанре, сняв фантастический фильм «Кин-дза-дза!». Картины последующих лет — «Настя», «Орел и решка», «Фортуна» — были прохладно встречены критиками, и постановщик отошел от дел, занявшись написанием мемуаров.
ЛЮБОВЬ СО ШТАМПАМИ И БЕЗ
Любовь Соколова прожила с Георгием Данелией 26 лет
У Георгия Николаевича была репутация сердцееда. С первой женой он познакомился на вечеринке у друзей. Избранницей тогда еще начинающего режиссера стала дочь министра строительства Ирина Гинзбург. Стремительно развивающийся роман привел не только к браку, но и к рождению у пары дочки Светланы. Однако уже через год супруги приняли решение развестись: не сошлись характерами. Они расстались без скандала и сумели сохранить хорошие отношения.
Тогда Данелия заключил, что не стоит больше спешить со вступлением в официальный брак. Не планировал он и служебных романов, но, встретив на съемках «Хождения по мукам» эффектную актрису Любовь Соколову, влюбился. Артистка пережила смерть мужа во время блокады и, боясь начинать новые отношения, долго не подпускала к себе драматурга. Однако настойчивый режиссер добился расположения пассии.
Будучи старше на девять лет, умудренная опытом женщина терпеливо сносила выходки партнера: Георгий Николаевич пренебрегал ею из-за работы, мог исчезнуть без предупреждения на несколько дней, нередко злоупотреблял спиртным. Соколова прощала ему все, а сама оставалась дома, вела хозяйство, забросила кино. В 38 лет избранница подарила драматургу сына Николая. Когда мальчик немного подрос, Любовь решила вернуться к съемкам. Ей часто предлагали роли матерей, самой популярной из которых стала родительница Нади в «Иронии судьбы». Карьера артистки шла в гору, но семейная жизнь становилась все более невыносимой — коллеги судачили о романе Данелии с писательницей Викторией Токаревой. Однажды режиссер просто заявил гражданской супруге, что все кончено.
«Мы с Любой Соколовой любили друг друга, — пояснял Данелия. — Но любовь проходит, так бывает. И меня она в этом поняла, мы сохранили добрые отношения. Я встретил новую любовь, это моя жена Галина. Обычная история. А с Токаревой просто работали, она все придумала, писательница же».Виктория Токарева описала роман с режиссером в своей книге
После 26 лет совместной жизни режиссер ушел от Соколовой к коллеге Галине Юрковой, найдя в ней родственную душу. Любовь тяжело переживала предательство, а вскоре случилась еще одна трагедия — сын Николай скончался при невыясненных обстоятельствах. Подозревали, что причиной смерти стало убийство или же передозировка наркотиками. Данелия редко обсуждал случившееся со знакомыми, чувствуя себя виноватым из-за того, что уделял юноше недостаточно внимания.
Подруга Георгия Данелии: «Он винил себя в смерти сына, умершего из-за наркотиков»
Драматург потерял наследника, но в его жизни началась новая глава: вместе с верной соратницей Галиной он продолжал снимать кино, хотя в 90-е замолчали многие режиссеры. Только с Юрковой Данелия опять решился на официальный брак.
Георгий Данелия обрел гармонию лишь в последнем браке
«Мне было 19 лет, когда мы познакомились в общей компании, — рассказывала Галина Юркова-Данелия. — Общались, дружили на расстоянии. А затем он заболел очень сильно. Была клиническая смерть. Похудел до 42 килограммов. Когда мы встретились на «Мосфильме», в первую секунду я его даже не узнала. Предложила поддержку и сразу повела к Джуне, она его полечила. Мне давно казалось, что я его люблю. Всю жизнь пыталась к нему приблизиться. Но Джуна была уверена, что это она нас поженила. Ну, что ж, человеку приятно так думать. Но, конечно, все у нас с Гией образовалось само собой».
Галина построила собственную режиссерскую карьеру, но ради мужа и поддержания семейного очага оставила работу. Какое-то время Юркова помогала супругу на съемках, но вскоре поняла — два драматурга на площадке несовместимы. Зато дома влюбленные жили в мире и согласии. Постановщик усыновил ребенка жены Кирилла и дал ему свою фамилию.
«Жизнь у нас без скандалов, без выяснения отношений. А все потому, что Гия умный. Как только назревал призрак ссоры, он говорил: «Кирилл, давай по комнатам разойдемся: подождем, пока мама остынет», — делилась Галина.
ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА
В последние годы жизни Георгий Данелия получил несколько наград за вклад в киноискусство
С Галиной Юрковой Данелия провел 36 лет. При ней режиссер бросил выпивать и отказался от курения, но, к сожалению, это не спасло его от тяжелого заболевания легких. Еще в 2016-м драматург признался, что страдает от эмфиземы, еле ходит и дышит только благодаря кислородному аппарату.
Данелия почти не выходил на улицу, а дома смотрел старые фильмы, ностальгируя по эпохе, когда работал на износ, и писал книги. Состояние здоровья угнетало постановщика, но критической точки оно достигло в феврале 2019-го: началось воспаление легких. После госпитализации для стабилизации дыхания драматурга ввели в искусственную кому.
88-летний Георгий Данелия был экстренно госпитализирован
Лечение продлилось полтора месяца, и в течение этого срока Георгий Николаевич приходил в себя и общался с супругой. Галина была уверена: муж выкарабкается.
«В больницу попал из-за сильного обострения. Врачи сказали, не безнадежный, вытащим», — утверждала Юркова.Георгий Данелия остается эталоном и гением режиссуры для коллег
Но надежды супруги оказались напрасными. Вскоре начался сепсис, и сердце постановщика не выдержало нагрузки. Георгий Данелия скончался 4 апреля в возрасте 88 лет. Его уход стал трагедией не только для близких и коллег, но и для миллионов поклонников, считавших режиссера легендой. Актеры, политики и драматурги простились с Георгием Николаевичем в Доме кино.
В Москве простились с Георгием Данелией
Его больше нет, но имя мэтра навсегда останется в истории отечественного кинематографа. Фильмы режиссера актуальны по сей день, что в очередной раз свидетельствует — Георгий Данелия создавал шедевры.
По материалам «КП».
Фото: Legion-Media, кадр из картины «Сережа», кадр из картины «Ирония судьбы, или С легким паром!»
04.04.2019 14:58
Умер Георгий Данелия
Деятелю кино было 88 лет. Он долго болел и лежал в реанимации. Георгий Данелия не смог победить недуг. С февраля режиссер проходил лечение в больнице от воспаления легких.
Режиссер Георгий Данелия скончался в возрасте 88 лет. Близкие подтвердили, что кинодеятель ушел из жизни. В течение нескольких недель он находился в больнице под присмотром врачей. То и дело появлялась информация в СМИ о его самочувствии. Данелия попал в больницу с воспалением легких еще в феврале. Врачи ввели его в искусственную кому, чтобы его дыхание оставалось стабильным.
За несколько дней до смерти супруга режиссера Галина утверждала, что он пришел в сознание и даже с ней общался. Но, как заключили врачи, у Данелии случился сепсис, из-за чего он и умер.
Ранее врачи полагали, что у Георгия Николаевича рак легких, но после взятых анализов поставили точный диагноз. В детстве режиссер переболел туберкулезом, а в течение всей жизни много курил. Последние годы он везде должен был пользоваться кислородным аппаратом, поэтому носил с собой переносную машинку для дыхания весом четыре килограмма.
Читать полностьюИспользуемые источники:
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-georgiy-daneliya.html
- https://24smi.org/celebrity/1263-georgij-daneliya.html
- https://www.starhit.ru/story/slezyi-kapali-razvodyi-smert-syina-i-tyajelaya-bolezn-georgiya-danelii-184101/