Содержание
Биография
Биография Людмилы Марченко – это готовый сценарий увлекательной мелодрамы. Здесь есть всё, что требуется для жанра: несчастная любовь, яркий взлёт к вершинам славы, интриги, сплетни, море поклонников, тайная страсть престарелого могущественного покровителя, который легко ломает жизнь несговорчивому предмету своей маниакальной страсти, ревность, ставшая причиной трагедии, пагубное пристрастие и медленное угасание звезды.
Детство и юность
Она действительно родилась актрисой. Едва научившись выговаривать слова, девочка заявила, что будет артисткой. В этом никто не сомневался. В 135-ой столичной школе, где училась Люда, она была примой самодеятельного театра.
Поэтому после вручения школьного аттестата она, как и планировала, отправилась в лучшие московские театральные вузы. Прошла во все знаменитые: ВГИК, Щепкинское и Щукинское училища. Но ей посоветовали остановить выбор на ВГИКе. Марченко прислушалась и не ошиблась.
Людмиле несказанно повезло. Она училась у самого Михаила Ромма. Вместе с ней в его мастерской постигали тайны киноискусства Андрей Кончаловский и Владимир Ивашов. В 1963-м, когда молодой артистке вручили диплом, она уже была знаменитостью.
Фильмы
Сразу же после окончания ВГИКа Людмилу Марченко приняли в «Эктемим» – Экспериментальный театр-студию пантомимы, которым руководил Александр Румнев. Забегая наперёд, скажем, что на сцену «Эктемим» артистка выходила лишь 2 года. С 1965 по 1984 годы она работала в Театре-студии киноактёра. Марченко всегда был ближе кинематограф, а не театральные подмостки.
Кинематографическая биография Людмилы Марченко началась довольно рано. Уже на 2-ом курсе ВГИКа обаятельную девушку со вздёрнутым носиком заметил Григорий Козинцев. Он предложил ей небольшую роль в своей эпохальной ленте «Добровольцы», прогремевшей на всю страну. Люде достался образ пламенной комсомолки, работницы метростроя.
Спустя год, в 1959-ом, третьекурснице предложили звёздную роль в картине Льва Кулиджанова «Отчий дом». В одночасье Людмила Марченко превратилась в звезду. Режиссёр не прогадал. Юная актриса сумела передать всю палитру чувств, полагающуюся её героине. Удивительно, но и боль, и несчастную любовь она сыграла блестяще, хотя ничего подобного в своей жизни не переживала.
Теперь её знал весь Советский Союз. За рубежом её прозвали «советской Одри Хепберн». Вряд ли в Голливуде подозревали, что звезда обитает в однокомнатной квартире, где ютится 7 человек.
На внутренний свет и невероятное обаяние Марченко слетались не только безобидные поклонники и очарованные красотой молодые коллеги. 19-летняя девушка попала в поле зрения могущественного, талантливого и деспотичного режиссёра Ивана Пырьева, создателя Союза кинематографистов, без стука входившего в кабинеты первых лиц государства. О нём говорили, что ему под силу сделать звездой даже прачку.
Именно такой человек обратил своё пристальное внимание на юную студентку. Это оказалось причиной стремительного взлёта Людмилы Марченко до заоблачных высот и одновременно бедой всей её жизни. 58-летний Пырьев неожиданно пригласил юную студентку к себе.
Он увидел её в «Отчем доме» и понял, что эта талантливая девушка, как никто иной, подходит на роль Настеньки в вынашиваемом им проекте «Белые ночи» по произведению Ф. Достоевского. Грубовато подтрунивая над курносым носиком девушки, Пырьев всё же утвердил её на роль без единой пробы.
Врождённое режиссёрское чутьё не подвело мэтра. Молодая артистка блестяще перевоплотилась в предлагаемый образ. Играя в этом фильме, она настолько глубоко вошла в роль, что постоянно плакала и часто находилась в подавленном состоянии духа. С другими эмоциями играть образы Достоевского на экране сложно.
Актриса, жившая ролью, не сразу услышала сплетни и пересуды за своей спиной. Новую страсть всемогущего Пырьева заметили все. Да и он особо не скрывался. Людмиле, когда она поняла причину странных взглядов коллег, поначалу было смешно. Она не верила, что человек возраста её дедушки действительно влюбился в неё.
Впрочем, девушке не было дела до страсти престарелого режиссёра. Она влюбилась в своего партнёра по фильму Олега Стриженова. Их кино-любовь перетекла в реальную жизнь. Её мало волновало, что актёр был женат и старше неё на 11 лет. Артистка была уверена, что он бросит семью. Всё остальное для Людмилы не имело значения.
Возможно, поэтому она приняла ключи от квартиры, которую снял для неё Пырьев в Малом Демидовском проулке. Но когда он потирал руки, его юная возлюбленная встречалась в любовном гнёздышке с Олегом Стриженовым. Когда к жилищу подходил режиссёр, от пары и след простывал.
Это была опасная игра. Марченко не осмеливалась сказать всемогущему Пырьеву категорическое «нет», но и «да» не говорила. Кажется, это распаляло режиссёра, который не привык к отказам, ещё больше. Сестра Людмилы Марченко в своих воспоминаниях позже напишет, что Пырьев маниакально преследовал актрису. Например, он внезапно явился на съёмки картины «Мой младший брат». В ленте снимались начинающие актёры Олег Даль, Андрей Миронов и Александр Збруев.
На тот момент отношения Людмилы и Олега Стриженова закончились. Актриса вышла замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко. Когда муж приехал на съёмки и увидел кружащихся вокруг его жены молодых красавцев Даля, Миронова и Збруева, а потом и пристально наблюдающего за ней Пырьева, он ушел от супруги.
Творческая биография Людмилы Марченко неумолимо двигалась к своему страшному финалу. Однажды друзья привели к артистке геолога Валентина Березина. Серьёзный и мужественный человек сразу же понравился ей. Он красиво играл на гитаре и увлекательно рассказывал об экспедициях. Вспыхнул роман.
Молодые люди начали жить вместе. Когда об этом доложили Ивану Пырьеву, он в гневе запретил всем режиссёрам снимать Марченко. Ослушаться всемогущего мэтра не посмел никто. Леонид Гайдай, пробовавший артистку на роль Нины в «Кавказскую пленницу», взял Наталью Варлей. Людмилу не пускали в Дом кино и на «Мосфильм»: все её пропуска были аннулированы.
В квартире артистки наступила гнетущая тишина, которую не тревожил ни один звонок. Поговаривают, при встрече с Пырьевым Марченко гневно заявила ему, что будет жаловаться. На что тот рассмеялся ей в лицо: «Куда? В ДОССАФ?».
Пырьев успокоился лишь за несколько месяцев до своей смерти. Он женился на актрисе Лионелле Скирде. Лишь тогда режиссёр Эдмонд Кеосаян осмелился предложить Марченко небольшую роль в фильме «Стряпуха». Но даже тогда тень Пырьева промелькнула над воспрявшей актрисой, навсегда и окончательно перечеркнув её дальнейшую карьеру.
Однажды Березину, гражданскому супругу Людмилы Марченко, в пьяном разговоре намекнули, что кооперативная квартира, в которой они живут, это подарок Пырьева. И хотя в этом была лишь часть правды, ревнивец пришел домой и жестоко избил актрису.
Врачи института Склифосовского едва спасли изуродованную актрису. Жизнь Людмиле Марченко они действительно вернули, но страшные шрамы, которые невозможно было скрыть даже под толстым слоем грима, остались на всю жизнь. Женщина ни словом не обмолвилась следователям о том, кто её избил. Она заявила, что попала в автомобильную катастрофу.
Докапываться до истины никто не хотел, ведь на тот момент всемогущий Пырьев ещё был жив. Так, в 26 лет окончилась кинематографическая биография Людмилы Марченко, талантливой актрисы, которая находилась в расцвете своих творческих сил.
Личная жизнь
Спустя 2 года актриса узнала, что у избившего её Березина имеется внебрачный ребёнок. Она молча собрала его вещи и выставила за дверь. К несчастью, женщина не могла родить ребёнка сама. Из-за прерванной в домашних условиях беременности в период романа с Олегом Стриженовым актриса услышала страшный вердикт от врачей: она бесплодна.
Личная жизнь Людмилы Марченко ещё дважды делала крутые повороты. Её третьим мужем стал администратор Москонцерта Виталий Войтенко. Он попытался помочь женщине и нашел пластического хирурга. Но его мастерство оказалось сомнительным. После нескольких операций эффект получился ужасающим.
Тем не менее, любящий муж помог жене найти хоть какое-то применение её талантам. Он организовывал творческие встречи со зрителями. А потом Марченко вместе с Владимиром Высоцким отправилась в гастрольный тур по стране. Но главным вопросом, которым истязали поклонники звезду, был один, которого она боялась больше всего: «Над чем вы сейчас работаете?». И актриса сломалась окончательно. Она начала пить и снова осталась одна.
В 1977-ом и 1980-ом Людмила Марченко мелькнула на экране. Она сыграла в двух эпизодах: в картине «Служебный роман» Эльдар Рязанов дал ей крошечную роль гостьи Самохваловых, а в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» она сыграла провинциальную актрису.
Бывшую звезду ненадолго приютил Театр-студия киноактера. Здесь артистке доверили играть небольшие роли в двух спектаклях. Но начала сказываться травма головы: женщина заметила, что ухудшается слух.
И всё-таки личное счастье к ней заглянуло ещё раз. Артистка вышла замуж за художника-графика Сергея Соколова. Они прожили вместе 21 год, до самой смерти Сергея. Людмила была его музой. Он боготворил её. Черты Марченко появились во многих его картинах. Их узнавали в его княжне Мери, купринской Олесе и Суламифи.
Соколов приложил максимум сил, чтобы излечить жену от алкоголизма. Каждую весну и на всё лето супруги уезжали в деревню под Тверью, где художник рисовал свои картины, а Людмила копалась в огороде, кормила птиц, читала книги и разговаривала со своими кошками. В одно жаркое лето Сергея не стало. Похоронили его на деревенском кладбище.
Смерть
Через несколько месяцев после ухода мужа не стало и Людмилы Васильевны. Она умерла зимой, 21 января 1997 года, от банального гриппа.
Незадолго до смерти Марченко с нескрываемой горечью призналась, что кинематограф ей ничего не дал. Она умирает в бедности, без детей, с изуродованным лицом и поломанной жизнью. Вытянутый в молодости счастливый билет оказался пустой бумажкой.
Кажется, актриса, прожив неполных 57 лет, хотела умереть. Она запретила своим родным проведывать её, чтобы те не заразились гриппом. При этом не вызывала врача и не принимала никаких лекарств.
Союз Кинематографистов, когда-то возглавляемый Пырьевым, выделил на похороны актрисы 200 рублей.
Фильмография
- 1958 — «Добровольцы»
- 1959 — «Белые ночи»
- 1959 — «Отчий дом»
- 1960 — «До будущей весны»
- 1962 — «Без страха и упрёка»
- 1962 — «Мой младший брат»
- 1965 — «Стряпуха»
- 1967 — «Человек бросает якорь»
- 1968 — «Разведчики»
- 1982 — «Кто стучится в дверь ко мне…»
Изучая историю советского кинематографа, можно заметить, что жизни многих популярных артистов сложились более чем трагически. Еще вчера эти люди были крайне востребованы в профессии, а сегодня их имена известны лишь единицам, истинным ценителям старых лент. Людмилу Марченко можно смело отнести к категории тех звезд, которые загорелись слишком рано и стремительно погасли под гнетом многочисленных испытаний.
Первая слава настигла ее еще во время обучения во ВГИКе. Тогда Марченко сыграла главную роль в картине «Отчий дом», в буквальном смысле проснувшись знаменитой. Очаровательная актриса свела с ума всех мужчин в Советском Союзе. Среди ее поклонников оказались и крайне влиятельные в сфере искусства личности. Однако любовь во всех ее проявлениях приносила Людмиле Васильевне исключительно разочарования.
23 января 1997 года одна из главных звезд советского кино 60-х годов ушла из жизни в полном одиночестве. К такому финалу Марченко привела целая цепочка трагедий, неизменно преследовавших ее.
ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ
Точно неизвестно, когда в жизнь Людмилы Марченко ворвался режиссер Иван Пырьев. На момент их знакомства ему было уже почти 60, а юной актрисе не исполнилось еще и 20-ти. Конечно, Марченко понимала, что директор «Мосфильма» оказывал ей знаки внимания, но сказать резкое «нет» не могла из страха и по причине природной скромности.
Ну, а Пырьев, известный своей любвеобильностью, буквально потерял голову. Он преследовал молодую актрису, давал ей роли в своих фильмах, а однажды даже помог Марченко получить квартиру.
не пропустите5 советских актрис, карьера которых была разрушена из-за домогательств директора «Мосфильма» Ивана Пырьева
«Людмилу на все лады склоняли московские сплетники, даже придумали ей прозвище — Пырченко. Я и сама не могла толком понять, что у них происходит. Спрашивала сестру напрямую, есть ли у нее что-то с Пырьевым или нет? Люда отвечала: «Нет ничего! Ну не могу я лечь в постель со стариком! Не нравится он мне, неприятен». Иван Александрович и впрямь был слишком крикливый, страшный в своей экспансивности, да и очень больной, что на его лице отражалось. Но в ответ на его признания в любви Людмила почему-то не отказывала прямо, а только молчала и улыбалась», — рассказывала сестра актрисы.
Ухаживания режиссера с каждым месяцем становились все более настойчивыми, а сама Марченко начинала его побаиваться. Именно ради юной актрисы Пырьев уйдет от жены Марины Ладыниной, и именно ради нее он рискнет бросить вызов ЦК партии, председатели которой считали действия кинематографиста аморальными. Однако все это будет многим позже. Сначала в жизнь Людмилы Васильевны, где уже верховодил Пырьев, войдет другой известный мужчина — Олег Стриженов.
РОМАН СО СТРИЖЕНОВЫМ И РОКОВОЙ АБОРТ
На съемках фильма «Белые ночи» состоялась еще одна роковая встреча в жизни Марченко. На этот раз судьба свела ее с Олегом Стриженовым. Популярный артист был женат, но это не остановило влюбленных. Страстный роман разгорелся на съемочной площадке, а после звезды кино начали встречаться в квартире Людмилы Васильевны, которую ей предоставил Пырьев.
Знаменитый режиссер узнал о новом романе своей фаворитки не сразу. Когда же это случилось, Пырьева настиг инсульт. Он страдал из-за невзаимных чувств, а самой Марченко пришлось принять самое сложное решение в ее жизни.
«Конечно, когда Людмила пришла домой и заявила мне и маме, что будет жить со Стриженовым, дома разгорелся скандал. «Он же женат!» — в один голос воскликнули мы. «Ну и что, он разводится» — горячо убеждала нас Люда. Вот только разводиться Стриженов не собирался. Где-то через полгода Люде пришлось вернуться в родительскую квартиру. Зайдя в прихожую, она тут же упала в обморок. Приехал врач и, осмотрев больную, сказал: «Все понятно, делали аборт, да еще в домашних условиях». А я стою и думаю про себя, знал ли Стриженов о том, что Люда беременна. Детей после того аборта у нее быть уже не могло. Так уж Людмилу, видно, Бог наказал. А ведь все ее последующие мужья, как назло, стремились к отцовству! Что, конечно, добавило ей горя», — делилась переживаниями сестра Марченко Галина Дорожкова.
Людмила Васильевна действительно тяжело переживала расставание со Стриженовым. Именно поэтому вскоре она решила выйти замуж. Тогда Марченко еще не знала, что многочисленные связи с мужчинами принесут ей одни разочарования.
РАЗВОД И ЖЕСТОКИЕ ПОБОИ
С первым мужем Владимиром Вебренко Марченко прожила лишь год. Супруг не выдержал постоянных пересудов общественности по поводу тайной связи актрисы с Иваном Пырьевым. Да и сам режиссер всеми способами пытался разладить личную жизнь своей музы. Он был уверен, что как только Людмила Васильевна разведется, ему удастся завоевать ее расположение.
Однако вскоре после расставания с мужем у звезды советского кино завязался страстный роман с геологом Валентином Березиным. Ему она мечтала родить ребенка, но так и не смогла этого сделать. Однажды Марченко узнала, что у ее возлюбленного есть вторая семья — жена и малыш. Болезненный удар вскоре и вовсе обернулся трагедией: ревнивый Березин, уверенный в том, что Людмила Васильевна изменяет ему с Пырьевым, до полусмерти избил сожительницу.
«В институте Склифосовского, куда привезли сестру, никто не узнал в ней, изуродованной, популярную актрису. Им не было дела до сохранения ее красоты, надо было спасать ее жизнь! В итоге и на голове, и на лице остались шрамы. Когда мы с мамой увидели Люду — расплакались! Мама, выйдя из палаты, воскликнула: «Ей ведь только двадцать шесть лет!» Приходили, конечно, в палату и следователи, но Людмила твердила: «Это автомобильная катастрофа». Не хотела выдавать любимого, а ведь сама от горя словно окаменела. С тех пор и выпивать начала сильно, заливала водкой и стресс, и головные боли, которые стали ее преследовать», — делились переживаниями родственники актрисы.
Наконец поняв, что добиться взаимности ему не удастся, за несколько месяцев до смерти Пырьев оставил фаворитку в покое. Вот только всем знакомым режиссерам и сценаристам он строго-настрого запретил работать с Марченко. Так в ее судьбе началась новая печальная глава — эпоха забвения и тяжелой зависимости.
АЛКОГОЛИЗМ И ОТСУТСТВИЕ РАБОТЫ
После того, как благосклонность Ивана Пырьева сошла на нет, поток интересных ролей тоже иссяк. Марченко не понимала, что происходит: еще вчера Гайдай пробовал ее на роль Нины в «Кавказской пленнице», а сегодня именитые режиссеры отказывают один за другим.
В начале 70-х звезду перестали брать даже в эпизоды. Именно поэтому она на несколько лет ушла из кино. В этот период обострилась и алкогольная зависимость. Тогдашний возлюбленный Виталий Войтенко пытался избавить Марченко от депрессии. Он даже нашел пластических хирургов, которые пообещали актрисе избавить ее от жутких шрамов на лице. Однако врачебное вмешательство оказалось неудачным.
Некоторое время Людмила Васильевна пыталась найти утешение в общении с поклонниками. Она много гастролировала, проводила творческие встречи. Однако неизменный вопрос «над чем вы сейчас работаете» нагонял на звезду тоску.
РАННЯЯ СМЕРТЬ
Последней любовью артистки стал художник-иллюстратор Сергей Соколов. В тот период Марченко совсем не снималась в кино. Она часто выпивала, и казалось, что былого успеха достичь уже не получится.
В 1982 году у Людмилы Васильевны появился шанс исправить прежние ошибки: ее пригласили работать ассистентом режиссера. Воодушевленная актриса начала часто появляться на студии, общаться с молодыми и перспективными артистами. Однако внезапная смерть мужа от сердечного приступа окончательно сломила Марченко.
Некогда популярная актриса провела последние годы жизни в полном одиночестве. Будучи затворницей, она продолжала выпивать, общаясь лишь с членами семьи.
«Людмила однажды сказала: «Что мне этот кинематограф дал? Я с изуродованным лицом, без детей, без денег. Лучше бы я воспитательницей в детском саду работала!» К сожалению, вытянуть в молодости счастливый билет еще не означает выиграть настоящее счастье, даже если ты красива и талантлива как Одри Хепберн», — рассказала сестра звезды.
Людмила Марченко скончалась 23 января 1997 года в возрасте 56-ти лет. На похоронах актрисы присутствовали лишь самые близкие, а многие поклонники и вовсе не знали о смерти звезды. Однако спустя годы трагическая судьба артистки стала привлекать к себе все больше внимания, а память о ней продолжает жить благодаря ярким работам в кино.
Составлено по материалам «7 дней».
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/3407-liudmila-marchenko.html
- https://www.starhit.ru/novosti/alkogolizm-neudachnyiy-abort-i-taynyiy-roman-s-olegom-strijenovyim-tragedii-aktrisyi-lyudmilyi-marchenko-162118/