Содержание
Биография
Советский композитор Арно Бабаджанян родился в 1921 году в Ереване, в семье преподавателей. День его появления на свет пришелся на день смерти вождя пролетариата Владимира Ленина. Поэтому отцу будущего музыканта пришлось перенести дату рождения своего сына, чтобы она не совпадала с датой траура.
Отец мальчика Арутюн любил играть на флейте. Вместе с матерью Арцвик они эмигрировали с оккупированной Турцией территории Игдыр. Бабаджаняны долго не могли иметь своих детей и поэтому взяли под опеку девочку, родные которой погибли во время армянского геноцида.
С детства мальчик полюбил музыку, он проявлял большие музыкальные способности. В трёхлетнем возрасте ребенок освоил игру на старенькой гармонике, а ещё через два года Арам Хачатурян после прослушивания отметил малыша и настоятельно рекомендовал его родителям отдать сына в специальную музыкальную школу при Ереванской консерватории.
Уже через год поступления в десятилетку юный Арно сочинил свою первую пьесу «Пионерский марш», а в 12 лет победил на Республиканском конкурсе юных исполнителей.
Естественным продолжением обучения в музыкальной школе талантливого юноши стало его поступление в консерваторию. Но спустя два года учёбы Арно решил попытать счастья в Москве. В 1938 году он приезжает в столицу СССР и поступает к профессору Е. Ф. Гнесиной в созданное ею музыкальное училище. Параллельно с исполнительским факультетом молодой музыкант получает вторую специальность в классе композитора В. Я. Шебалина. Через два года Бабаджанян поступил в МГК по специальности фортепиано к педагогу Б. М. Берлину, а ещё через два года он переводится обратно в ЕГК.
На родине молодой музыкант совершенствуется как композитор у профессора В. Г. Тальяна. В молодости Арно становится участником Армянской могучей кучки, руководителями которой были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. После войны Бабаджанян возвращается в Москву для продолжения учёбы в аспирантуре у знаменитого пианиста К. Н. Игумнова и в классе композиции у Г. И. Литинского.
Классика
В 1950 году влюбленный в свою родину композитор вновь возвращается в столицу Армении для работы преподавателем в высшем музыкальном учебном заведении. Но через шесть лет он окончательно переезжает в Москву и наведывается в Ереван только изредка. Эти нечастые визиты на Кавказ всегда вдохновляли композитора на сочинение новых произведений, которые получались на редкость удачными.
К моменту своего переезда Бабаджанян уже написал все свои основные симфонические произведения: концерт для фортепиано с оркестром, струнные квартеты, концерт для скрипки с оркестром, «Армянскую рапсодию», «Героическую балладу».
Его классические опусы высоко ценились передовыми музыкантами СССР: Мстиславом Ростроповичем, Давидом Ойстрахом, Эмилем Гигельсом. В Москве Арно Бабаджанян тесно общался с Арамом Хачатуряном. Он всю жизнь был признателен мастеру, который помог распознать и раскрыть его талант. В честь Хачатуряна в 1978 году армянский композитор написал замечательное произведение «Элегия».
Интересна судьба такого сочинения автора, как «Ноктюрн». Пьеса не оставляла равнодушными ни музыкантов, ни публику. Долгое время советский певец Иосиф Кобзон уговаривал переделать это произведение под песню, но Бабаджанян не соглашался ничего в нем изменять. Однако, после смерти композитора Роберт Рождественский создал замечательный поэтический текст на музыку гения, и песня «Ноктюрн» зазвучала с эстрады.
Популярная музыка
В Москве Бабаджанян начинает писать музыку в основном для кинематографа и для эстрады. Как отмечал впоследствии сам композитор, работа над песней требовала не меньшего таланта и отточенности мастерства, чем симфоническая музыка.
В эти годы начинается его творческое сотрудничество с поэтами Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко и Леонидом Дербеневым. С ними он создал свои самые знаменитые вокальные произведения. Наиболее популярными песнями, которые вышли из-под пера композитора, стали «Королева красоты», «Голубая тайга», «Будь со мной», «Чёртово колесо», «Верни мне музыку», «Лучший город земли», «Песня первой любви».
С 1964 года на отечественной эстраде сформировался творческий коллектив, в который вошли Арно Бабаджанян, Роберт Рождественский и молодой Муслим Магомаев. Совместная работа над первыми вокальными произведениями стала новым витком в музыкальной биографии композитора. Каждая песня, едва прозвучав по советскому радио, тут же становилась шлягером.
Популярность Муслима Магомаева росла в геометрической прогрессии, а концерты всегда проходили с аншлагами. В его первые альбомы вошли такие песни, как «Свадьба», «Благодарю тебя», «Позови меня» и «Загадай желание». Хит «Королева красоты» Бабаджанян написал для знаменитого певца во время поездки на родину, где в это время проходил один из первых советских конкурсов красоты. Композитор так вдохновился этой идеей, что даже стал одним из членов жюри мероприятия.
Личная жизнь
Личная жизнь композитора отличалась стабильностью. Со своей женой Терезой Оганесян он познакомился сразу после войны в Московской консерватории, где молодая девушка в то время проходила обучение. После свадьбы она пожертвовала своей пианистической карьерой ради семьи.
В 1953 году у пары родился сын, которого назвали Ара. Он пошёл по стопам родителей, став музыкантом. Помимо певческой карьеры Бабаджанян-младший увлекся театром и работал некоторое время актером.
Внешность композитора
Арно Бабаджанян обладал особенной внешностью, его нос был непропорционально большим, что видно на всех фото музыканта. И если в молодости он сильно переживал по этому поводу, то со временем начал с иронией воспринимать сей факт.
Арно Арутюнович понял, что нос стал неотъемлемой частью его образа. Многие художники и скульпторы создавали его портреты, не стесняясь делать акцент на этой части лица композитора.
Болезнь
С 1953 года у музыканта диагностировали страшное заболевание, которое в то время в СССР совершенно не лечилось — рак крови. Но благодаря счастливой случайности в это время по приглашению Алексея Косыгина в Советский Союз из Франции приехал выдающийся онколог. Друзьям композитора удалось уговорить медика проконсультировать Бабаджаняна и назначить ему лечение.
Благодаря стараниям врача и заботе жены Терезы Арно сумел победить белокровие на целых тридцать лет. Болезнь настигла Арно Арутюновича только в 1983 году, став причиной его смерти.
Похороны проходили в Ереване, родном городе музыканта. На Ереванском кладбище находится и могила Арно Бабаджаняна. Каждый день на ней появляются живые цветы от верных поклонников музыканта и его родных.
Дискография
- 1967 — «Песни Арно Бабаджаняна»
- 1972 — «Арно Бабаджанян»
- 2002 — «Не спеши»
Биография Арно Бабаджаняна
Детство и семья Арно Бабаджаняна
Родился будущий композитор в Ереване. Его родители были родом из Игдыра, находящегося в Западной Армении(сейчас эта территория является частью Турции). Вместе с ним как сестра воспитывалась приёмная девочка-беженка. Дело в том, что у родителей Арно долго не было детей, и они взяли на воспитание эту девочку, родители которой погибли во время геноцида армян. Ни отец, ни мать Арно не были музыкантами, правда, отец прекрасно играл на флейте. Ещё в детском саду заметили музыкальные способности мальчика. Как потом вспоминал Арно, в их детский сад приходил композитор, чтобы прослушать детей. Это оказался Арам Хачатурян. Он посоветовал маленькому Арно заняться музыкой, заметив, что тот не только пел, но ещё и хлопал в такт. В 1928-ом году его приняли в Консерваторию, в группу одарённых детей. Уже в девять лет им был создан «Пионерский марш», а в двенадцать он получил свой первый приз на конкурсе молодых исполнителей, куда съехались юные музыканты со всей республики. Мальчик исполнил Мендельсона и Бетховена.
Окончив школу, молодой человек стал студентом последнего курса Гнесинки. Это был 1938-ой год. Москва стала для будущего композитора второй родиной. Когда началась война, Бабаджанян строил оборонительные рубежи, вместе с другими жителями столицы. После войны, уже в 1947-ом он сумел экстерном окончить Ереванскую консерваторию, получив специальность — композитор. В 1948-ом Арно так же окончил Московскую консерваторию, где учился у К.Игумнова.
Карьера композитора Арно Бабаджаняна
Свою трудовую деятельность он начал в 1950-ом с преподавания в Ереванской консерватории. Тогда же он начал сочинять разножанровую музыку, однако судьбоносным жанром для него стала песня. В тот период он написал две песни для кинофильмов, и они сразу обрели популярность. С 1956-го Арно начал жить в Москве, работая в соавторстве с Робертом Рождественским. Много песен было написано для Муслима Магомаева, прекрасно исполняющего эти композиции. Соавторами гениального композитора были Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Леонид Дербенёв, которые создали вместе с Бабаджаняном песни, имевшие грандиозный успех. Арно скучал по Армении, старался ездить туда каждые два месяца. В Дилижане был дом творчества композиторов, где он часто отдыхал и работал. После 1965-го года все основные его произведения были созданы в родной Армении. Он говорил, что там ощущает любовь народа, которая помогает ему творить. В своё творчество композитор вкладывал душу и любовь. Считал, что только народ может решить, хорошее ли вышло произведение, именно народ для него являлся конечным судьёй. Все произведения композитора в основном песенные, за исключением примерно десяти песен, которые были написаны на стихи. Чаще всего, он писал музыку, а потом на эту музыку поэтами писались стихи. Особое отношение было у Бабаджаняна к «Ноктюрну». Его он написал, как фортепианное произведение. Иосиф Кобзон не раз просил у автора разрешения написать стихи, ему хотелось исполнить эту замечательную мелодию. Но композитор был категорически против. Только после его смерти Роберт Рождественский написал стихи, а Кобзон исполнил получившуюся песню.
Бабаджанян позиционировал себя как композитор, пишущий камерную и симфоническую музыку. Любимым его композитором был Рахманинов. В созданном им фортепианном концерте «Героическая баллада» чувствовался рахманиновский дух. Будучи блестящим пианистом, своё утро Арно Арутюнович начинал с того, что сев за инструмент, исполнял пару прелюдий Рахманинова. Немало было сделано композитором в области музыкально-театральных жанров и в области инструментального жанра. Известны такие его мюзиклы: «В горах моё сердце», «Дядя Багдасар» и «Невеста с Севера». Он сочинял сонаты, пьесы, сочинения для двух роялей, многие из которых приобрели всемирную известность. Отдельно надо сказать о союзе композитора с Муслимом Магомаевым. Они начали сотрудничать, когда Бабаджаняну было сорок, а начинающему певцу Магомаеву – девятнадцать. Арно Арутюнович считал, что лучше всех исполняет его песни именно Магомаев. Позже вместе они работали над шейками и твистами. Тогда вся страна танцевала под «Чёрного кота». Композитор создавал произведение за произведением. Казалось, что он спешит. Так, не успев стать достаточно популярными, одни песни терялись, так как им на смену уже приходили следующие, а за тем следующие и так далее. Из-за этого потенциальные шлягеры едва «родившись», оказывались за бортом популярности. Массовый слушатель знаком с Бабаджаняном песенником, для знатоков серьёзной музыки он автор академических произведений. Композитору всегда хотелось писать серьёзную музыку, но делал он это только по мере возможности. Но и в песнях Арно Арутюнович оставался масштабным композитором.
Личная жизнь Арно Бабаджаняна
Композитор был женат. У него есть сын – Ара Бабаджанян. Как вспоминает Ара, отец его воспитывал в любви к Армении, хотел, чтобы сын помнил свои корни. Часто он брал его с собой в Ереван и Дилижан, они обязательно ездили к дедушке и бабушке. Сын Арно Арутюновича музыкант и актёр. Он благодарен отцу за поддержку, которую он всегда получал от него, за мудрые советы, пригодившиеся во взрослой жизни.
Смерть Арно Бабаджаняна
Композитор умер в Ереване, там же он похоронен. Это произошло в 1983-ем году 11 ноября. В честь композитора создан специальный фонд памяти, который помогает талантливым музыкантам и организовывает фестивали музыки гениального композитора.Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/4111-arno-babadzhanian.html
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-arno-babadzhanyan.html