Биография
Петр Глебов – выдающийся актер, ставший легендой российского кино. Потомственный дворянин, он был вынужден скрывать свое происхождение, чтобы воплотить мечту о сцене. Глебову досталась нелегкая жизнь: слава пришла поздно, а в молодости случились и война, и другие лишения, но он никогда не унывал и до конца дней оставался энергичным и жизнерадостным человеком.
Детство и юность
Родился будущий актер в Москве 14 апреля 1915 года. Он был выходцем из дворянской семьи: Глебовы состояли в родстве с графом Василием Орловым-Денисовым, князьями Трубецким и Голицыным. Некоторые историки считают, что его семья была связана со Львом Толстым, а бабушка актера Софья Николаевна Трубецкая – прототип Наташи Ростовой.
Детство мальчик вместе с родителями провел в деревне Назарьево под Звенигородом. Туда они переехали из столицы, чтобы скрыться от революции. Отец Глебова был коннозаводчиком, в семье было пятеро детей. Петр Петрович любил вспоминать свое раннее детство в окружении близких людей и живописной природы вокруг, но этот мирный этап его биографии закончился быстро.
Когда Петру было 7 лет, отец умер от тифа. В их дом пришли большевики. Из просторного особняка мать с детьми выселили во флигель, а в здании разместили детский интернат. Семье пришлось тяжело: одежды и обуви у них почти не было, им приходилось чуть ли не голодать. Несмотря на это, Глебовы остались на родине, хотя родственники предлагали им переехать за границу.
Окончив семилетку, Петр поступил в мелиоративно-дорожное училище. Место учебы было выбрано наугад – тогда он даже не представлял, что это за заведение и кем предстоит потом работать. Только после окончания учебного заведения юноша заинтересовался театром и попробовал поступить в драматическую студию имени Станиславского. Получилось не с первого раза, но Глебова поддержал старший брат Георгий, уговоривший его на еще одну попытку.
Актеру приходилось скрывать свое дворянское происхождение. В анкетах Петр указывал, что его мать – домохозяйка, а отец – агроном, однако при поступлении в студию по настоянию матери он все же указал подлинные данные.
«Петя, пиши из «дворян»! – негодовала тогда Мария Александровна. – Во-первых, это правда, во-вторых, меня лишали права голоса и прочего всего. И это прошло. Но главное, сын мой, ты — дворянин!»
Глебову удалось поучиться у настоящих мастеров сцены, в том числе у самого Константина Станиславского. Он входил в состав приемной комиссии, и выступление Петра с крыловской басней «Два мужика» растрогало его чуть ли не до слез. Впоследствии мэтр уделял пристальное внимание талантливому новичку, научил своей системе и заставил в нее поверить. Глебов потом вспоминал его с теплом и благодарностью.
Театр
В 1941 году молодого выпускника приняли в театральную труппу, но он не успел отыграть даже одного сезона – началась война. Петр отправился на фронт добровольцем и попал в зенитно-артиллерийский полк, где служил до самой победы.
На досуге артист развлекал сослуживцев пением и игрой на гитаре, а во времена затишья он с друзьями ставил спектакли в полковом клубе. 9 мая 1945 года актеры вышли на сцену для постановки «Трех сестер» и внезапно услышали из зала крики «Победа!». Глебов запомнил этот момент на всю жизнь, хотя впоследствии не любил вспоминать военное прошлое.
За службу Петр Петрович получил многочисленные награды, в том числе орден Красной Звезды и медаль «За оборону Москвы». После демобилизации актер вернулся в труппу родного театра и провел там следующие 20 лет, сыграв в знаменитых спектаклях – «Салемские ведьмы», «Дни Турбиных», «Три сестры».
Фильмы
В кино Глебову долгое время приходилось ограничиваться эпизодическими ролями. Он сыграл второстепенных персонажей в картинах «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Убийство на улице Данте» и новелле из киноальманаха «Родимые пятна» под названием «Я ничего не помню».
Звездным часом Глебова стало приглашение в фильм «Тихий Дон» – этот день актер потом считал своим кинематографическим днем рождения. На пробы он пришел за компанию с другом Александром Швориным, и режиссер обратил внимание на Петра Петровича благодаря его звонкому голосу. В его кандидатуре на роль Григория Мелехова режиссера смущало многое – возраст (тогда Глебову было уже 40, а надо было играть 20-летнего парня), отсутствие горбинки на носу – важной приметы персонажа.
В итоге последнее слово осталось за автором романа Михаилом Шолоховым. Отсмотрев пробные записи, он решительно проголосовал за Глебова, и после этой роли актера узнала вся страна. Возраст частично удалось скрыть с помощью грима, а горбинку сделали из особой смолы. Жюри Всесоюзного кинофестиваля 1958 года присудило ему премию за лучшую мужскую роль.
Следующие экранные образы в фильмографии Петра Петровича также были удачными, но такого огромного успеха уже не имели. Он снялся в «Царской невесте», «Емельяне Пугачеве», а также в фильме «Кочующий фронт». В 1983 году Глебов получил государственную премию имени братьев Васильевых, а позже за роль в фильме «Пламя» – серебряную медаль имени Александра Довженко.
В 1959 году Петр Петрович стал заслуженным артистом РСФСР, а в 1974 году – народным.
Личная жизнь
Актер был женат единственный раз и, по словам друзей, счастлив в личной жизни. Будущую супругу он выбрал не среди поклонниц, а в дружеском кругу. Марина Левицкая сначала отнеслась к молодому человеку прохладно, но со временем оценила его доброту и искренность.
В 1948 году они расписались и прожили вместе 52 года. У пары родились двое детей. Старшая дочь Ольга Глебова в 1981 году подарила отцу внука Федора.
По воспоминаниям членов семьи, актер трогательно и заботливо относился к близким. Глебов никогда не забывал об очередной годовщине свадьбы и, если не мог в тот момент поздравить жену лично, отправлял ей телеграмму.
Смерть
В последние годы актер страдал болезнью сердца. Его последней киноработой стала картина «Сага древних булгар». Кино снимали в сырых и холодных помещениях, Глебов простыл, и него развился бронхит. Актер вынужден был отказаться от съемок по состоянию здоровья.
Через некоторое время Петра Петровича госпитализировали с инфарктом. По воспоминаниям дочери, он как мог сохранял присутствие духа: пел романсы соседям по палате, пытался делать зарядку, шутил с врачами и медсестрами.
Скончался он дома 14 апреля 2000 года. За 3 дня до смерти Глебову исполнилось 85 лет. Врачи запретили ему двигаться и велели лежать в постели, но он, всегда деятельный и энергичный, не хотел признавать свою слабость. Когда в дверь позвонил почтальон, Глебов резко поднялся и тут же упал. Позже врачи установили, что причиной смерти стал оторвавшийся тромб.
Петр Петрович Глебов покоится на Ваганьковском кладбище в Москве. В 2009 году рядом с ним похоронили его любимую супругу Марину Алексеевну. На памятнике актера вместо фото – барельефный портрет в образе Григория Мелехова, держащего под уздцы коня. На могиле часто можно видеть ярко-красные гвоздики – любимые цветы Глебова, которые приносят дети и поклонники.
Фильмография
- 1954 — «Я ничего не помню»
- 1958 — «Тихий Дон»
- 1961 — «Поднятая целина»
- 1961 — «Балтийское небое»
- 1963 — «Моцарт и Сальери»
- 1970 — «О друзьях-товарищах»
- 1971 — «Кочующий фронт»
- 1972 — «Неизвестный, которого знали все»
- 1974 — «Пламя»
- 1981 — «Мужики!..»
- 1982 — «Формула света»
- 1985 — «На крутизне»
- 1986 — «Без срока давности»
- 1986 — «Премьера в Сосновке»
- 1993 — «Бравые парни»
Глазами миллионов зрителей Пётр Петрович Глебов актёр с восхитительной мужской харизмой. Статный актёр великолепно исполнил роль Григория Мелехова в культовом фильме «Тихий Дон» 1958 года. Потом было ещё много удачных и прекрасно исполненных ролей, но самая значимая роль для актёра всё-таки осталась именно эта. С лёгкой руки Сергея Герасимова актёрское мастерство Петра Глебова заметили и оценили по заслугам.
Немного истории о родителях Петра Петровича Глебова
По тем далёким временам и нравам любовь Марии Александровны (в семье все называли Марицей) и Петра Владимировича была далеко не простой, а для многих даже порочащей честь. Марица, была видной девушкой, а уж происхождение из дворянского рода Михалковых делало из неё превосходную партию для любого жениха. В мужья себе Марица выбрала Владимира Григорьевича Кристи, жили они в Назарьево, что под Москвой и имели троих сыновей: Володю, Серёжу и Гришу. И всё было бы чудесно, но глава семьи вдруг увлёкся масонством, долгое отсутствие Владимира Григорьевича дома стало нормой для семьи.
Однажды в гости приехал двоюродный брат главы семейства Пётр Глебов, за разговорами про детей и семейность время летело быстро. Вот так в разговорах и пришла влюблённость к Петру и Марии, об их увлечение будет потом много правдивых и ложных слухов, но итог окажется поразительным. Марица разведётся с мужем-ревнивцем, к тому времени и Пётр затеет развод с женой, несмотря на двух дочерей и с благословения отца возьмёт себе в жёны Марицу. Вот так и породнились два именитых рода Глебовых и Михалковых, в скором времени у Марицы и Петра родился сначала Федя, а через год 14 апреля 1915 года Пётр.
В революцию имение и всё имущество Глебовых забрали, преобразовали имение и богатые наделы в совхоз-миллионер. Многие из дворян в то время эмигрировали, а вот Глебовы даже не задумывались о таком. Марица после рассказывала наказом своим детям и внукам: «Мы русские, никогда и никому ничего не делали и бежать нам не от кого, да и некуда.» В 1922 году умер глава семьи и осталась Марица одна с сыновьями, да ещё с няней Машухой, которая пришла в семью ещё 15 летней девушкой и стала им родной. Тяжело было конечно, особенно пока мальчишки не подросли, хорошо Марица выменяла серьги с изумрудом на корову, да огород садили.
Парнишки стали охотой промышлять, дрозды на столе стали самым вкусным яством, а иногда и лягушек жарили, есть подрастающим парням хотелось практически всегда. Семья тогда жила на краю деревни Дарьино и дружили с приезжающими отдохнуть в соседних Жаворонках Михалковыми. Серёжа Михалков был таким взрослым и начитанным, что вообразил себя учителем Феди и Пети, стал вдохновенно им, зачитывать такие интересные, пикантные места из «Ямы» Куприна. Ох, и досталось им, когда их троих Марица нашла в овраге, больше Куприна читать не позволялось до самого взросления.
Петя любил играть на балалайке и всегда носил её с собой, при любом удобном случае самозабвенно играл на ней и пел отлично. Однажды играющие мальчишки увидели белку, сидящую на дереве, заинтересовавшись зверьком стали всячески пугать, чтобы поглядеть её в прыжках по деревьям. Но белка всё никак не хотела прыгать, так Серёжа взял стоящую возле дерева балалайку и «жахнул» ею по дереву. Балалайка в щепки, а юный Петя в рёв, три дня орал Петя от обиды на всю деревню, никак не могли успокоить.
Недалеко от их дома снимал на лето дачу Константин Сергеевич Станиславский вместе с супругой Марией Петровной Лилиной. Мария Петровна, слушая совершенно безумные страдания спросила у домработницы: «Кто же так вопит? Что случилось?» Ей Марфуша рассказала трагедию Пети Глебова, а Мария Петровна дала 3 рубля и попросила купить мальчугану балалайку, чтобы юное дарование уже не рыдало. В семье Глебовых по сей день хранится подарок, как реликвия, ведь играть на ней сейчас никто не умеет. Константин Сергеевич даже на даче находил себе дело по душе, собрав детей всех вместе организовал летний театр.
Первая роль Пети была совсем маленькая в спектакле «Любовь к трём апельсинам», но зато можно смело говорить, что Глебов дебютировал под руководством самого Станиславского. Федя был чуть старше и с усердием помогал рисовать декорации, а в спектакле исполнял роль короля. А вот Гриша был самым умным и взрослым, поэтому помогал Константину Сергеевичу с режиссурой. Спустя годы старший брат уговорит Петра поступить в студию Станиславского, где будет и сам помогать гениальному педагогу. Федя станет довольно известным художником, а вот Петя сначала получит образование в мелиоративном техникуме.
Он рос талантливым без сомнения, но совершенно простым мальчишкой из деревни, по крайней мере ему всегда так казалось до самого поступления в Оперно-драматическую студию. Только там он начал понимать, что актёрское мастерство, это твоя вторая натура, которую невозможно перебороть, она с тобой всегда, как та самая балалайка из детства. Пришла война и Пётр добровольцем ушёл на фронт, не пользуясь положенной бронью, все Глебовы считали своим долгом встать на защиту страны и родных.
Служил в зенитной батарее, когда утихал бой, Пётр брал в руки гитару и тихонько пел бойцам любимые песни. После войны из Глебовых домой не вернулся самый старший Володя, пропал без вести, остальные четыре сына обняли свою родную Марицу. Пётр был самый малый из сыновей и всё никак не женился, мама уже вся извелась по этому поводу и решительно подыскивала сыну невесту. В гостях у приятельницы Марица увидела милую студентку театрального училища Марину Левицкую, она нуждалась в деньгах и хотела продать шикарный серебряный портсигар. Умная женщина сразу всё просчитала и сказала Марине: «Серёжа Михалков, мой племянник очень любит такие вещи, давайте портсигар, а за деньгами приходите ко мне.»
Когда Марина пришла за деньгами состоялось знакомство с Петром, которому пришлось провожать девушку домой из-за наступившего вечера. Но никто из пары ни разу не упрекнул маму за её прозорливость, ведь она совершенно правильно познакомила Петра и Марину. Они прожили вместе более пятидесяти лет и всегда держались за руки, в этом было выражение их доверия и счастья. А вот портсигар спустя годы в семью вернулся, его Петру подарил Сергей на юбилей видимо забыв откуда он у него взялся. Забывчивость Михалкова породила многие шутки на тему подарков.
Оставляйте, пожалуйста, свои комментарии?, не забывайте поделиться с друзьями и конечно нажать кнопку «понравилось»?.
Так, на один из праздников он подарил красивую настольную зажигалку Петру, на коробке было написано: «Сергею Владимировичу Михалкову от…». Чуть ниже Сергей сделал следующую надпись: «А от него — Петру Петровичу Глебову». Шутка продолжилась и уже Глебов передарил массивную зажигалку общему другу, сделав надпись: «А от него — Александру Павловичу Беляеву». Имея таких друзей и родственников Пётр никогда не пытался пользоваться связями, а вот Сергей однажды самовольно решил помочь и позвонил Яншину. Сделал только хуже, Михаил Михайлович отличался жёстким характером и не терпел указаний или просьб. Актёра театра Глебова после звонка Сергея Михалкова задвинули совсем в ролях, переживаний было много, но потом произошла встреча с Герасимовым.
Случайная встреча на улице изменила всю жизнь семьи Глебовых
Актёр Шворин встретившийся на улице Петру посоветовал сходить на съёмки фильма «Тихий Дон«, там требовалось множество мужчин на различные роли в массовке. Платили хорошо за день, и Пётр нуждающийся в работе и деньгах пошёл, приодели его в военную форму и съёмочный процесс начался. Сцена шла своим чередом, по сценарию все солдаты спорят о чём-то друг друга перебивая, кругом папиросный дым, мужские громкие голоса. Раздаётся голос Герасимова: «Стоп! Вот кто сейчас сказал последнюю фразу? Иди сюда! Ты кто?» — «Глебов Пётр». — «Так, пошли поговорим».
Сели в машину к Герасимову и долго катались по городу ведя разговоры, что увидел Сергей Аполлинариевич в актёре не известно никому. Но на следующий день Глебов пришёл на фотопробы уже на роль Мелехова, Герасимову было совершенно не важно, что актёру было 40 лет. Съёмочная группа была удивлена такому повороту, уже 20 актёров претендовало на роль Мелехова, а тут ещё и Глебов никому не известный. Однако Герасимов был непреклонен и после грима по киностудии Горького уже шёл вылитый Мелехов, образ был создан гримёром Алексеем Смирновым идеально.
Каждого претендента на фото просматривал автор романа Шолохов, специально приезжал в Москву для заключительного подбора. Из 21 претендента был выбран никому не известный и уже не молодой актёр, у которого в момент подписания договора, 28 июля 1956 года родилась вторая дочка. Потом уже на съёмках фильма Елену младшую дочку актёра Герасимов станет называть «Алёнка-Тиходонка» за рождение такое значимое и то что росла на глазах у всей съёмочной группы на хуторе.
Снимали всё дружно и долго, подходя к каждой сцене серьёзно, с полной самоотдачей. Сцену, в которой Дарья топится снимали неделю из-за живого звука, никак не могли добиться тишины. Сначала Людмила Хитяеване хотела сниматься в этой сцене, потому что плавать не умела, но приглашённый тренер быстро научил и все были готовы к съёмкам. Приступили к съёмкам по команде:«Тишина на площадке!»Людмила крестится, входит в реку, на специальном кране оператор снимает гладь воды и камыши, небо в котором парит сокол.
Но тут съёмку обрывает команда режиссёра:«Стоп! Что там такое творится? Людмила Ивановна иди переодевайся.» Оказывается, полной тишины не было из-за писка лягушки, которую в это время заглатывал уж, пришлось спасать бедное создание. Люсю уже переодетую снова снимать не стали, входит в воду, оператор опять парит на кране над водой, все стараются не дышать и тут тишину нарушает эстрадная музыка. На проплывающем катере гуляют какие-то рабочие, пока в «матюгальник» до них докричались уже и солнце стало садиться. Неделю снимали сцену по миллиметру продвигаясь вперёд, в хуторе даже постоянно спрашивали: «Утопла Дашка или ещё нет?»
Ещё процесс съёмок один раз сорвала «Алёнка-Тиходонка». Накладной нос папы был сделан из очень приятно пахнущего мёдом материала. После съёмок он приходил в отведённую им комнату, снимал с помощью нитки аккуратно нос и убирал его в спичечный коробок, который за неимением мебели оставлял на подоконнике. Вот там его годовалая дочка нашла, голопузая малявка съела «вкусняшечку» и остановила съёмки на два дня.
Процесс создания носа был трудоёмкий, состав делался специальный дабы не таял на солнцепёке и нос Григория не утёк с лица актёра. Оберегая этот чудо-нос, актёр сломал себе ключицу. Снимали эпизод с конницей мчащейся, и Григорий с шашкой наголо, а на булыжной мостовой конь актёра поскользнулся. Летит актёр через голову, а в голове одна мысль-заноза » нос сейчас в негодность придёт» и вот как-то извернулся, упал на плечо неудачно. Съёмки всё равно остановили хоть и нос остался целым.
С Элиной Быстрицкой вся семья сдружилась, актриса даже любила девчонок ставить возле себя и спрашивать похожи ли они на неё. Воспринимала она их как-то по-матерински с гордостью и теплом, а с Мариной и после съёмок постоянно созванивались поговорить о жизненных новостях. Прекрасные и тёплые отношения были на съёмках фильма, который перевернул всю жизнь Петра Петровича. Его теперь часто называют актёром одной роли, несмотря на то, что ролей у актёра много, вот только настолько мощной больше не было.
Известность давала актёру послабления даже в больнице, настолько сильна была любовь зрителей. Все братья у актёра умерли из-за проблем с сердцем и когда он почувствовал проблемы его срочно доставили в больницу. После обследования пришли к выводу, что надо ставить кардиостимулятор. А актёр стал возмущаться и отказываться, останется шрам и над ним будут подтрунивать друзья. Убедили конечно, объяснив, что иначе друзья уже не будут шутить, а придётся им писать его некролог. Очередь на операцию давала свободу актёру, поэтому на поступившее предложение в съёмках фильма «Битва за Москву» согласился сразу. И вот он по сюжету в образе Будённого принимает парад на Красной площади, а дома раздаётся телефонный звонок.
Из воспоминаний дочери актёра:
«Звонок из больницы был неожиданным: «Это квартира Глебовых? Готовьте вашего больного, уже очередь ваша подошла». Мама растерялась и говорит: «Петра Петровича нет». Тишина была минуты две, а потом осторожно так с сочувствием сказали: «Примите наши соболезнования». Смех мамин их наверно испугал, но отсмеявшись она сказала: «Да рано ещё, он в роли Будённого на коне по Красной площади скачет». После окончания съёмок сразу в больницу на операцию папа уехал, я через два дня звоню в больницу поговорить с ним, а мне отвечают, что его в палате нет. Они оказывается вместе с Никитой Михалковым в парке клиники банкет закатывают медперсоналу. Папа умудрился на рынок сгонять на своей машине и прикупить шашлыков и остальной снеди, а потом и племянника вызвать.»
После операции актёру верой и правдой прослужило сердце ещё 15 лет, на протяжение этих лет Пётр Петрович не сидел без дела. Он от чистого сердца радовал своих поклонников новыми ролями и по-прежнему общался со своими друзьями. Ведь раньше было принято собираться компаниями у творческих людей и вести разные разговоры, в которых частенько рождались невероятно гениальные замыслы.
Статьи, которые вам могут понравиться:
Дополняя друг друга более сорока лет вместе, Леонид Гайдай и Нина Гребешкова
Настоящая любовь Евгения Леонова и Ванды Стойловой
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/30827-petr-glebov.html
- https://zen.yandex.com/media/kinokanal/dostoinyi-vo-vseh-otnosheniiah-akter-petr-glebov-5e78f07c843ad37cb843f252