Галина Уланова: любовь и одиночество великой балерины

Биография

Галина Сергеевна Уланова – легендарная советская балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на небывалый уровень. Ею не только восхищались – ей подражали. Многие годы во многих странах педагоги балетных студий, обучая своих воспитанниц, требовали делать па «как Уланова». И не просто так Галина Сергеевна является единственной балериной в мире, которой при жизни установили памятники, да еще и сразу в двух городах — в Санкт-Петербурге и в Стокгольме. Кроме того, самый большой репетиционный зал московского Большого театра носит имя прославленной актрисы балета.

_bio.jpg
Галина Уланова в детстве

Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позднее ее отец, Сергей Николаевич Уланов, стал театральным режиссером, а мама Мария Фёдоровна Романова передавала свой большой танцевальный опыт в хореографическом училище. Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее выступления на сцене, хотя бы в записи, смог бы догадаться, что эта хрупкая изящная женщина в раннем возрасте была настоящим сорванцом.

_bio2.jpg
Маленькая Галина Уланова с мамой Марией Романовой | Чтобы помнили

Дело в том, что родители ожидали появление на свет сына, поэтому отец, так и не настроившийся на игры с девочкой, прививал дочери мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, копали червяков, мастерили сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки звали ее играть в куклы или лепить куличики в песочнице, она гордо отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазать по деревьям.

Галина Уланова в хореографическом училище | Чтобы помнили

Но беззаботному детству пришел конец, когда Галине исполнилось девять лет. Ее приняли в начальный класс Петроградского хореографического училища, и она стала постигать искусство балета под руководством своей мамы, Марии Романовой. А в выпускных классах Уланова перенимала опыт у иконы русского балета — Агриппины Вагановой, чьим именем позднее назовут это учебное заведение, а в народе его будут именовать не иначе как «Ваганковским».

Галина Уланова в молодости | Большой театр

В 18-летнем возрасте Галина оканчивает хореографическое училище и в том же 1928 году, фактически сразу после выпускного спектакля, входит в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получает имя Сергея Кирова, а позднее возвращает себе историческое название — Мариинский театр.

Балерина

С самых первых постановок Галина Уланова привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год она впервые танцует ведущую партию: это была Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Довольно скоро девушка становится незаменимой балериной, а ее дуэт с Константином Сергеевым, гремевший на весь мир в 30-40-х годах, до сих пор считается образцовым. В «Мариинке» Галина проработала до 1944 года. Она танцевала главные партии в таких спектаклях, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и многих других. Но главным достижением балерины в тот период считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она создала в 1940-ом году. Знатоки балета во всем мире до сих пор называют то исполнение эталонным.

Во время Великой Отечественной войны и ленинградской блокады Уланова как артистка балета выступала перед ранеными в госпиталях Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она танцевала и на сцене Алма-Атинского государственного академического театра оперы и балета, за что в 1943 году получила звание Народной артистки Казахской ССР. Через год звезда балета переходит в московский Большой театр. По этому поводу Галина Уланова позже сказала, что она ни за что не оставила бы родную ленинградскую сцену, но это решение было продиктовано «сверху» — из Центрального комитета. Фактически выбор был прост: или балерина танцует на главной сцене страны, или не танцует вообще.

Галина Уланова в балете «Жизель» | Новости России, СНГ и мира

Тем не менее, в Большом театре талант Галины Сергеевны засверкал новыми оттенками. Спектакли с ее участием становились жемчужинами театрального репертуара, а сцена сумасшествия Жизели в одноименном балете была признана вершиной трагедийного танца. И именно с Большим театром Галина Уланова впервые отправилась на зарубежные гастроли. В зале Венского оперного театра ей рукоплескали стоя, а в Лондоне актриса и вовсе имела небывалый триумф. Британские журналисты на следующий день писали, что подобного успеха не имела ни одна балерина со времен легендарной Анны Павловой. Причем нужно отметить, что Улановой на тот момент было уже 46 лет.

Галина Уланова в балете «Бахчисарайский фонтан» | Essays Student

Через четыре года танцовщица в последний раз вышла на сцену. Она представила зрителям балет «Шопениана», после чего закончила карьеру балерины. Но из Большого театра женщина не ушла. До конца своей жизни Галина Сергеевна оставалась там на должности балетмейстера-репетитора. Среди ее учеников были такие звезды отечественного балетного искусства, как Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Ирина Прокофьева и несколько десятков других артистов, получивших признание публики. Также Галина Уланова работала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.

Кроме того, легендарная балерина в качестве председателя жюри судила Международные конкурсы, причем не только в Москве, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из таких фестивалей она расхвалила выступление еще одного будущего мастера советской сцены — Мариса Лиепу.

Личная жизнь

За долгую жизнь у Галины Улановой было только три романа, и каждый из них оканчивался возвращением к одиночеству. Первым ее супругом был актер и режиссер Юрий Завадский. Они прожили вместе в течение 30-х годов, во время Второй мировой войны жили далеко друг от друга и после Дня победы развелись. Расставание было тихим и мирным. Вообще, общие знакомые говорили, что Галина и Юрий были скорее друзьями, чем мужем и женой.

Галина Уланова и первый муж Юрий Завадский

Следующий брак, хотя и фактический, был с актером и режиссером Иваном Берсеневым. Мужчина, влюбившийся в балерину с первого взгляда, до этого прожил в браке 35 лет, но из-за Улановой потерял голову и переехал к ней. На его похоронах в 1951 году присутствовали и Галина Сергеевна, и официальная жена, актриса Софья Гиацинтова.

Второй муж Улановой, актер Иван Берсенев в фильме «Великий гражданин» | Кино-Театр

Последним мужем Галины Улановой был художник Большого театра Вадим Рындин. Он очень любил Галину, боготворил и буквально носил на руках. Но кроме нее мужчина имел еще одно пристрастие – любовь к спиртным напиткам. Некоторое время балерина терпела запои супруга, но затем просто закрыла за ним дверь и вновь осталась одна. Ни от одного из мужей Галина Сергеевна не имела детей, о чем жалела, но ей с детства была внушена мысль, что материнство и карьера артистки балета несовместимы.

Галина Уланова и третий муж Вадим Рындин

Долгие годы женщина жила в одиночестве в своей квартире, но последнее десятилетие Уланова разделила кров с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которая стала для нее фактически приёмной дочерью. К сожалению, Татьяна ушла из жизни на два года раньше, чем ее покровительница и старшая подруга, поэтому последние дни Галина Сергеевна коротала опять в одиночестве. Женщина была очень строга к себе и даже в пожилом возрасте не позволяла расслабляться. Каждое утро она минимум час делала гимнастические упражнения, затем повторяла балетные па. Поэтому и в последние годы ее вес сохранялся неизменным – всего 49 килограмм. Галина Уланова всегда отличалась легкой изящной походкой, одевалась элегантно и привлекательно.

Галина Уланова в 90-х годах | LiveInternet

Несмотря на одиночество, затворницей Галина Сергеевна не была. Она продолжала общаться с интересными людьми и всегда искренне и прямолинейно высказывала свое мнение. Например, в разговоре с поэтессой Беллой Ахмадулиной балерина сказала, что прочитала ее стихотворение, посвященное Майе Плисецкой, четыре раза, но абсолютно ничего не поняла, хотя и пожалела, что о ней самой никто так красиво сказать не сможет.

Смерть

Последние годы балерина жила скромно и одиноко в большой квартире на Котельнической набережной. Интересно, что обставила помещение она мебелью, сохранившейся еще от родителей. За материальными ценностями Галина Уланова никогда не гналась, не имела ни дачи, ни автомобиля, а главным достоянием считала своих учеников. И очень переживала, что не может сама танцевать на сцене. Говорят, что в последние месяцы жизни Галина Сергеевна начала писать воспоминания из жизни. Зная ее откровенность, можно предположить, что мемуары были бы очень чувственными и, возможно, острыми. Но впоследствии никаких записок и даже фотографий обнаружено не было, видимо, Уланова их сожгла.

Памятник балерине Г.С. Улановой. Парк Победы, Санкт-Петербург | Быть здоровым

Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет, и была похоронена на Новодевичьем кладбище. Позднее о великой танцовщице были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.

Русскую балерину почитали и отдавали дань уважения во всем мире. Помимо памятников и мемориальных досок есть и необычные проявления благодарности. Голландские цветоводы вывели в ее честь сорт тюльпанов «Уланова», крымские астрономы назвали ее именем новый астероид, Центральный Банк России выпустил ценную монету с профилем Улановой. А в ее квартире на Котельнической набережной создали мемориальный музей.

Галина Уланова – прима советского балета, народная артистка СССР, обладатель различных государственных премий и международных наград, прекрасный педагог. Далеко не все знают, чего добилась при жизни Галина Уланова, биография рассказывает обо всех ее достижениях.

Галина Сергеевна Уланова была рождена 8 января 1910 года в Петербурге – скончалась в марте 1998 года в Московской области. Галина – известная артистка, балетмейстер, преподаватель и самая титулованная балерина за всю историю советского балета. Отец – С.Н. Уланов, режиссёр балета.

Мама – М.Ф. Романова, балерина, преподаватель классического танца, работала в театральном училище. Родственники выступали в антрепризе А. Павловой. Галина с детства знала, что такое балет, и как сложно добиться зрительской симпатии, а также получить ведущую партию. Наверное, изначально Галине Улановой было предначертано стать танцовщицей, ведь она появилась на свет в семье артистов балета.

Детство и юность девочка провела в культурной столице. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее шоу на сцене, хотя бы в записи, смог бы предположить, что эта милая изящная девушка была настоящим сорванцом.

Дело в том, что родители хотели, чтобы родился сын, поэтому папа, так и не настроившийся на жизнь с девочкой, прививал дочке мужские увлечения. Они вместе отправлялись на рыбалку, искали червяков, делали сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачный участок и соседские девчонки звали ее поиграть в куклы или полепить куличики в песочнице, она с гордостью отвечала, что лучше будет стрелять из лука и лазить по деревьям.

После революции родственники решили отправить ее в балетное училище – прежде всего, из-за финансовых проблем семьи: в отличие от остальных школ, это был интернат, Галя была бы на обеспечении государства, нормально одета и сыта. Ей было тогда всего 9 лет.

Сначала Уланова никак не могла привыкнуть к новому дому: в первое же утро она пыталась убежать. Мама навещала ее регулярно, а девочка рыдала, уткнувшись ей в колени. Но именно в тот период жизни она запомнила слово «должна». Галина говорила: «Я должна… Эта формула в моей голове появилась куда раньше, чем стремление к творческой деятельности и чем желание работать на балетной сцене».

Итак, в возрасте 9 лет девочка смогла попасть в Петроградское театральное училище (позже – хореографический техникум), где главными её учителями стали – Мария Романова (у неё Галя училась первые 6 лет), а потом Агриппина Ваганова. Женщина прохладно относилась к своей новой ученице, которая сначала явно не входила в список лучших. Однако ближе к выпуску Ваганова поняла, что всё это время обучала талантливую балерину.

В 18 лет Уланова окончила хореографического типа училище и в том же 1928 году, практически сразу после выпускного спектакля, попала в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета.

Первое время юной балерине было трудно выходить на сцену, она очень боялась зрителей, но позднее страх отступил. Галина всегда была очень недовольна своей работой, особенно в начале карьеры, и это стало стимулом для многочасовых репетиций, после которых вещи девушки можно было отжимать, настолько сильно все было пропитано трудовым потом.

В 19 лет балерина получила уже свою первую ведущую партию – Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», и потом именно ее танцевала до конца жизни.

Если вы хотите посмотреть на балерину глазами ее фанатов, запустите следующее видео:

С первого выхода на сцену Галина Уланова привлекла внимание людей. Уже через год она впервые станцевала ведущую партию.

Довольно быстро Галина стала незаменимой балериной, а ее работа с Константином Сергеевым, прославившаяся на весь мир в тридцатых годах, до сих пор является образцовой. В «Мариинке» танцовщица трудилась до 1944 года.

Она танцевала основные партии в таких известных постановках, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и так далее. Но самым важным достижением девушки в те годы считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она сформировала в 1940-ом году. Знатоки балетного искусства из самых разных уголков планеты все еще называют ее танцы эталоном.

Во время ВОВ и ленинградской блокады балерина часто выступала перед солдатами в больницах Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она работала и на сцене Алма-Атинского государственного театра, за это в 1943 году она получила звание Народной артистки. Через год танцовщица уходит в московский Большой театр. По этому поводу Галя позже сказала, что она ни за что не покинула бы любимую сцену Ленинграда, но все решили за нее люди «сверху» – из Центрального комитета. Все было довольно строго: или девушка танцует на главной сцене России, или не танцует вообще.

Несмотря на трудности, в Большом театре талант Гали засиял новыми красками. Шоу с ее участием становились жемчужинами театра, а сцена сумасшествия Жизели в балете была признана вершиной трагедии. Именно с Большим театром танцовщица впервые отправилась на гастроли за рубеж.

В зале Венского театра оперы ей рукоплескали стоя, а в Лондоне девушка и вовсе произвела фурор. Британские СМИ на следующий день писали, что такого успеха не имела ни одна прима со времен великой Анны Павловой. Причем необходимо выделить, что Галине на тот момент было 46 лет.

Через 4 года балерина в последний раз выступила на сцене. Она представила фанатам балет «Шопениана» и завершила балетную карьеру. Но в Большом театре она продолжила работать. До конца своей жизни лучшая балерина страны оставалась там на должности преподавателя. Среди ее учеников были такие известные звезды, как Н. Цискаридзе, Н. Семизорова, И. Прокофьева и много других артистов. Еще женщина взаимодействовала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.

Кроме того, прима в качестве председателя жюри судила Международного типа конкурсы, причем не только в Московской области, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из официальных фестивалей она оценила выступление еще одного великого артиста – Мариса Лиепу.

Многие Галину Уланову называли богиней, хотите узнать почему? Посмотрите следующий видеоролик:

В первый раз Сталин увидел Галину в «Эсмеральде». Тогда юная артистка отыгрывала роль Дианы. По сценарию девушка должна была прицелиться из лука прямо в сторону ложи, где располагался государственный деятель. Галя, перед тем как выполнить эту манипуляцию, на секунду замерла – она ведь реально понимала, что за это НКВД могло обвинить ее в покушении на вождя. Но, к счастью, все прошло хорошо. Сталин был потрясен шоу и даже пригласил к себе в Кремль на прием всю труппу.

В Кремле был банкет, после которого Галину пригласили в зал и усадили рядом со Сталиным. Позже журналисты у балерины поинтересовались, не боялась ли она сидеть рядом с вождем. Девушка ответила, что ей было не страшно, а очень неловко из-за высокого статуса Иосифа Виссарионовича, который находился рядом.

Государственный деятель очень ценил талант балерины, поэтому ей 4 раза выдавали Сталинскую премию. Но звания и даже все восхитительные титулы не смогли заставить танцовщицу подчинить свое творчество политическому строю. Удивительно сильной была Галина, многие бы без нареканий выполнили приказ, но девушка не хотела подчиняться государственной власти.

В 1940 году на премьере известного спектакля «Ромео и Джульетта» снова выделилась Уланова. Играла она тогда, естественно, главную роль. Ромео в новой постановке исполнил Константин Сергеев. Долго работая и вместе переживая сюжет, артисты влюбились. Чувства между парой вспыхнули очень серьезные. Константин уважительно относился к Галине, поэтому всегда называл ее на «вы».

К сожалению, отношения не смогли продлиться долго, так как танцовщицу перевели в Москву. В итоге дуэт распался. Но это далеко не последний роман в жизни женщины.

Послевоенные годы серьезно сказывались на жизни Галины. Для девушки переезд в Москву стал ударом. Ведь она должна была не только забыть о любимом месте работы, но и о своем молодом человеке.

Родственников в столице у артистки не было, поэтому жить приходилась ей в гостиницах. Галине в городе жилось хорошо, ведь ее баловали вниманием, прекрасным отношением, наградами и званиями. Уланова осознавала, что в Москве из нее желают сделать «столбовую дворянку».

Это ее пугало, но больше смущало то, что государство хотело связать ее любовь к творчеству с политикой. Однажды секретарь парткома Большого Театра попросил балерину поблагодарить руководство государственной власти от имени артистов за содействие в вопросах творчества. Уланова наотрез отказалась, сказав напоследок, что она занимается балетом, а не политикой.

О личной жизни Галина не любила распространяться, счастье любит тишину, как говорится. Известно было только то, что все мужчины балерины были солидными людьми. В первый раз она вышла замуж очень рано. Мужем ее тогда стал Исаак Меликовский. Второй брак тоже быстро распался. Позже Уланова призналась, что ее болью были не загубленные отношения, а отсутствие детей. В своей бездетности артистка винила родственников, которые убедили девушку сделать ставку не на детей, а на карьеру.

Радостью и настоящим счастьем для Галины стал режиссер Иван Берсенев. Этот молодой человек подарил артистке 2 ярких года совместной жизни. Любил Иван двух дам – Уланову и жену. Именно они вдвоем и плакали из-за смерти Ивана Берсенева, который скончался в сравнительно молодом возрасте.

После этого сердце Галины захватил Вадим Рындин. Он, как и другие мужчины артистки, восхищался ей. Но Вадим очень любил выпить, смириться с этим девушка так и не смогла. Также мужчина был очень ревнив, что поначалу даже льстило.

Однажды танцовщицу в уже зрелом возрасте журналисты спросили, о чем она жалеет в своей личной жизни. Галина ответила, что всегда хотела иметь крепкую семью, одного мужчину на всю жизнь, которому бы отдалась полностью. Также звезда призналась, что вообще не умеет готовить, но мечтает исправить это недоразумение после окончания карьеры.

Галина была действительно уникальным человеком. Осознавая это, президент комиссии танца ЮНЕСКО решился открыть в Стокгольме монумент Улановой. Интересно то, что памятник был возведен еще при ее жизни.

На открытии памятника Галина присутствовала. Но из-за природной скромности, она постоянно прятала лицо в свой воротник, повторяя себе, что памятник воздвигли не ей, а великой силе балета.

Советскую балерину любили практически все. Помимо памятников и мемориалов есть и удивительные проявления благодарности. Цветоводы из Голландии вывели в ее честь сорт тюльпанов «Уланова», крымские астрономы назвали астероид ее именем, ЦБ России выпустил монетку с профилем Улановой.

Неудивительно, что Уланову ценят даже после смерти. Что же скажут о ней другие кумиры?

В семидесятилетнем возрасте артистке посчастливилось пообщаться с журналисткой Агафоновой. Она была младше Галины на двадцать лет. Впоследствии женщины начали дружить. Уланова разрешила Агафоновой стать ее секретарем. После этого они съехались и начали вместе жить, что породило много сплетен.

Таня помогала балерине во всех бытовых вопросах, но дружбу разрушила внезапная смерть Агафоновой. Ее Галина очень тяжело переживала. Для примы потеря подруги была подобна потере единственного ребенка.

Далеко не все знают, что любила Галина Уланова, было ли у нее хобби. Существует список интересных фактов, который поможет вам лучше узнать балерину:

  • Первый факт. У Галины практически не было увлечений, она полностью отдавалась балету. Но были пристрастия, к примеру, она очень любила музыку.
  • Второй факт. Самое комфортное состояние для танцовщицы – одиночество. Обычно она не подходила ни к кому первая.
  • Третий факт. Уланова обожала животных.
  • Четвертый факт. Старалась держать себя в форме. Утро начиналось с зарядки, в которую были включены и балетные па. И в старости её вес оставался тем же, что в молодости – 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась изяществом.
  • Пятый факт. Она не считала себя домашним человеком и винила родителей в этом.

После кончины Агафоновой, балерина где-то двенадцать месяцев провела в больнице. Когда ее здоровье восстановилось, она стала проводить время в одиночестве. Все чаще в квартире звезды стали появляться ее старые друзья. После долгого молчания в 1995 году женщина заговорила о своей биографии.

Слушавшие жизненные истории граждане поражались ее искренности и душевности. В 1997 году Уланова совершила последнюю в своей жизни поездку в родной Петербург. Путешествуя по культурной столице и осматривая новые здания, она решила заехать на кладбище, где были похоронены ее родственники. С грустью осматривая памятники близких, она мечтала быть похороненной вместе с ними. Но желание не сбылось.

Последние годы артистка жила скромно в огромной квартире, которая находилась на Котельнической набережной. Интересно, что обставила комнаты она мебелью, сохранившейся еще от семьи. За материальными ценностями Галя никогда не гонялась, не имела ни дачных участков, ни машин, а главным сокровищем считала своих учеников.

Скончалась талантливая балерина СССР в 1998 году. Улановой было полных 88 лет. Похоронили звезду балета на Новодевичьем кладбище. За несколько лет до своей смерти известная балерина полностью сожгла дневники, в которых она рассказывала о судьбе и личной жизни, также были уничтожены личные фотографии. Сделала это женщина для того, чтобы после кончины не быть объектом бурного обсуждения.

В 2004 году квартиру, в которой проживала танцовщица, сделали домом-музеем. Через несколько лет о великой балерине были написаны книги и сняты документальные картины «Одиночество богини» и «Мир Улановой».

Несмотря на сложную судьбу, многого добилась Галина Уланова. Биография поможет узнать артистку лучше со всех сторон и оценить ее вклад в современное искусство балета.

О том, как уходили кумиры, в том числе и Г. Уланова, смотрите интересное видео:

Возможно вам также будет интересно узнать биографию Николая Цискаридзе.

Галина Уланова

Галина Уланова стала звездой Мариинского, а затем и Большого театров, сумела блестяще воплотить образ Джульетты из произведения Прокофьева, покорила критиков Вены, Лондона и Стокгольма. Более 30 лет артистка блистала на сцене, а в 50 завершила карьеру танцовщицы. Гвалт аплодисментов в ее жизни сменился поистине оглушительной тишиной.

Балерина продолжала преподавать и видеться с коллегами, однако с возрастом рядом с ней не осталось ни одного по-настоящему близкого человека. По разным причинам прима расходилась с избранниками, а в последние годы уже не мечтала встретить любовь. Она скончалась 21 марта 1998-го в 88 лет, унеся с собой в могилу сокровенные тайны, которыми не была готова делиться ни с кем.

ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ

ПерсонаГоды жизни: 08 января 1910 — 21 марта 1998Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Танцор, Хореограф

Она носила матроску, ловила рыбу и мечтала стать моряком. Но судьба уготовила Галине Улановой другой путь — прорубить «балетное окно» в Европу сквозь железный занавес и удостоиться при жизни памятников в Санкт-Петербурге и Стокгольме. «Обыкновенная богиня», — говорил о балерине Алексей Толстой.

Дорога в балетную школу для Галины Улановой была предопределена музыкальностью, грациозностью и рождением в балетной семье. Отец Сергей был режиссером труппы Мариинского театра, мама Мария — балериной и педагогом классического танца. Именно поэтому оборотная сторона балета не была для Гали тайной и предстоящие занятия вызывали не затаенный восторг, а слезы.

Первым педагогом стала мама. На первых порах помогала бороться с болью пути на пуантах, а затем и преодолевать природную застенчивость, выходя на сцену. Среди воспитанниц дочь не выделяла. Не разглядела на первых порах в девочке будущую приму и второй педагог Галины Улановой — Агриппина Ваганова. Лишь в конце обучения в ленинградском художественном училище стало ясно: восходит настоящая звезда, «гений русского балета» — как говорил об Улановой Сергей Прокофьев.

Флорина в «Спящей красавице» стала премьерной ролью молодой балерины в Ленинградском театре имени Кирова — нынешней Мариинке. Первый шаг из балетного класса на сцену: «Я вышла на сцену ни жива ни мертва. Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы — весь мир бешено крутился и опрокидывался… Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала».

В 19 лет Галина Уланова получила первую ведущую партию — Одилии–Одетты в «Лебедином озере», но лишь Жизель помогла впервые полюбить свою героиню и овладеть искусством перевоплощения. Чтобы почувствовать роль, Уланова уехала в Царское Село. Именно в этот момент — в одиночестве, на природе — пришло озарение, которое и помогало в будущем балерине проживать каждую роль.

Особым для Галины Улановой стал образ Джульетты: искренность и нежность шекспировской героини были так близки балерине. Неповторимый лирический дуэт с Ромео — Константином Сергеевым стал одним из последних на сцене кировского театра. В годы Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах и госпиталях Перми, Алма-Аты, Свердловска, а в 1944 году стала москвичкой, поступив в Большой.

Через Галину Уланову русский балет вновь открылся для европейского зрителя. Впервые в 1956 году Большой театр выехал на гастроли в Лондон. Уланова танцевала Жизель и Джульетту. Триумф необычайный, по оценкам зарубежной критики — впервые со времен Анны Павловой. В 1960 году прима прощается со зрителем, выступая в «Шопениане», и становится балетмейстером-репетитором.

Среди учеников Галины Сергеевны — Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Ирина Прокофьева, Ида Васильева, Алла Михальченко, Николай Цискаридзе. А Екатерине Максимовой она «передала» свою Джульетту: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней — все равно что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно…»

Проработав почти 30 лет балетмейстером в Большом театре, Галина Сергеевна собиралась рассказать историю своей жизни, написав книгу к 90-летию. Увы, планам не суждено было осуществиться. Но прикоснуться к памяти великой балерины можно, побывав в музее в доме на Котельнической набережной. В квартире Галины Улановой все так же, как при жизни: картины, книги, письма-восхищения… целая эпоха.

Мать запрещала Галине иметь детей, ведь они могли помешать карьере. Уланова запомнила наставление матери, и всю свою жизнь посвятила балету. В неё были влюблены самые талантливые мужчины того времени, некоторым она отвечала взаимностью, но искусство для Галины Сергеевны всегда оставалось на первом месте.

Галина Сергеевна Уланова появилась на свет 8 января 1910 года в Санкт-Петербурге. Её родители были известными артистами балета Мариинского театра. Позже её отец Сергей Николаевич стал балетным режиссером, а мать Мария Федоровна Романова начала преподавать в хореографическом училище. Маленькая Галя балет не любила, ей нравилось играть с мальчишками, но её опытная мама видела у дочери задатки великой балерины.

в детстве

В 1917 году Мария Федоровна начала преподавать в училище, одной из её первых учениц стала 7-летняя дочь Галя. Девочку решение родителей очень опечалило, но она им подчинилась и приступила к занятиям. Мать прозанималась с Галей лишь один год, а потом передала её Агриппине Вагановой, чтобы никто не думал, что дочери она отдает предпочтение перед другими ученицами. В 18 лет Галина была принята в Ленинградский театр оперы и балета сразу солисткой.

С первых же выступлений юной балерины стало очевидно, что появилась новая яркая звезда балета. Карьера Улановой складывалась более чем успешно, вскоре она танцевала Одетту в «Лебедином озере», Джульетту в «Ромео и Джульетте». Самые знаменитые люди того времени не скупились на комплименты талантливой балерине. Среди ее поклонников был сам Сталин, который в 1944 году распорядился, чтобы Галина переехала в Москву и начала выступать на сцене Большого театра.

У Улановой всегда было очень много поклонников, она предпочитала мужчин талантливых, успешных и намного старше её самой. Первый раз она влюбилась в 17 лет в концертмейстера Исаака Меликовского, но прожив вместе год они расстались. Единственным законным супругом балерины стал знаменитый режиссер Юрий Завадский, который был на 16 лет старше Галины. Ради Улановой Завадский оставил свою жену известную актрису Веру Марецкую. В 1941 году Юрий и Галина оформили свои отношения, но прожили вместе они всего несколько лет.

Для Галины балет всегда был на первом месте, к быту и ведению домашнего хозяйства она была абсолютно не приспособлена. О детях Уланова не хотела и слышать. А Юрий Завадский был человеком увлекающимся. Через несколько лет супруги решили, что им лучше жить отдельно, но Завадский продолжал посещать каждое выступление Улановой.

В 39 лет балерина влюбилась в известного актера и режиссера Ивана Берсенева, который был на 21 год её старше, к тому же давно был женат на актрисе Софье Гиацинтовой. Иван и Галина начали жить вместе, но через два года 62-х летний Берсенев ушел из жизни. Последней попыткой Улановой построить семью стал театральный художник Вадим Рындин, но оказалось, что мужчина чрезмерно увлекается крепкими напитками.

квартира-музей Галины Улановой

В 50 лет Галина Уланова перестала выступать на сцене, и начала работать педагогом. Через некоторое время в жизни одинокой женщины появилась подруга — журналистка Татьяна Агафонова, которая была на двадцать лет младше Улановой. Женщины очень сдружились, и вскоре Татьяна переехала в роскошную четырехкомнатную квартиру подруги в знаменитом доме на Котельнической набережной. Галина Сергеевна называла журналистку своей «приемной дочерью», но об их истинных отношениях ходило много слухов. В 1994 году Агафонова ушла из жизни и ещё четыре года Уланова прожила в абсолютном одиночестве. Сейчас из её квартиры сделали квартиру-музей, которую может посетить любой почитатель таланта великой балерины.

Было интересно? Ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал

Используемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/3357-galina-ulanova.html
  • https://rtp-news.com/biografija-galiny-ulanovoj/
  • https://www.starhit.ru/story/pyat-mujchin-galinyi-ulanovoy-205349/
  • https://www.culture.ru/persons/8765/galina-ulanova
  • https://zen.yandex.com/media/den/galina-ulanova-liubov-i-odinochestvo-velikoi-baleriny-5c77cfac4e3fa000af10c67a

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116